УДК 378:811:111
Тюрина Светлана Юрьевна
кандидат филологических наук Ивановский государственный энергетический университет
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье ставится задача формирования информационной культуры личности как одного из ключевых параметров качества подготовки будущих специалистов в современной образовательной среде. Рассматриваются понятия «личность» и «информационная культура» личности. Предлагаются способы развития информационной культуры студента в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова: иноязычное образование, информационная культура, личность, информационная компетенция.
На современном этапе развития общества перед высшей технической школой сто ит задача подготовки высококвалифицированного специалиста, компетентного, способного к эффективной работе и готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Подготовка будущего специалиста представляет собой поэтапный процесс профессионально-личностного становления. Мы исходим из положения, что выпускник технического вуза является не только специалистом высокого уровня в конкретной профессиональной области, но и, прежде всего, воспитанной, эрудированной личностью.
Личность человека, ее способности и интересы представляет главную ценность гуманистической парадигмы. Гуманизация образования предполагает ориентацию образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление личности обучающегося.
Понятие личность является ключевым для многих наук: социологии, педагогики, психологии, философии, дидактики и др. Общенаучное понятие человека как личности имеет неоднозначную трактовку и многообразие подходов к его рассмотрению.
В энциклопедическом словаре личность - это «1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности» [9, с. 729].
Понятие личность рассматривается как системное качество, включающее отношение индивида к себе, к другим людям и окружающему миру; выделяются такие черты личности, как уникальность и социальность [2, с. 15]. Личность трактуется как субъект деятельности, который формируется в процессе деятельности и в ходе общения с другими людьми [4]. Субъектность личности человека проявляется в его целостности, общении, самопознании и саморазвитии [2, с. 15].
Концепция многогранности личности раскрывается в социолингвистических исследований отечественных учёных, которые отмечают важность социального и коммуникативного элементов в её
структуре. Так, по мнению В.Б. Кашкина, определение понятия личность основывается на диалогичности её природы и интенциональной направленности на коммуникацию [3]. В.З. Демьянков подчёркивает диалектическое противоречие личности: с одной стороны, уникальность и неповторимость, с другой - стандартизацию и клиширован-ность личности как части общества [1].
Вполне очевидно, что перед современным обществом стоит задача воспитания всесторонне развитой личности. Однако содержание образования сводится к содержанию обучения в рамках компетенций и формулируется в понятиях «знать» и «уметь», в то время как аспекты воспитания и развития не проектируются. А. Новиков предлагает построить содержание образования в терминах и понятиях культуры: «нравственная культура личности», «эстетическая культура», «гуманитарная культура», «техническая культура», «информационная культура» и т.д. [5]. Такой подход представляется оправданным, поскольку основные цели и задачи содержания образования сконцентрированы на вопросах развития и становления личности.
В свете вышесказанного остановимся на вопросе формирования информационной культуры личности будущего специалиста.
Термин информационная культура имеет различную трактовку. В широком смысле данное понятие трактуется как философское осмысление понятия культура в информационную эпоху, а в узком - как уровень профессионального владения ИКТ [7, с. 36]. Данного определения мы будем придерживаться в рамках исследования.
Следует отметить, что в специальной литературе часто встречается смешение понятий информационная культура и компьютерная грамотность. Однако термин компьютерная грамотность включает в себя лишь грамотное владение компьютерной техникой и информационными технологиями, в то время как понятие информационная культура является более ёмким и не сводится лишь к навыкам использования вычислительной техники. Наиболее оправданным в рамках данной работы нам представляется определение, предложенное С.В. Титовой. Учёный трактует понятие информа-
156
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
© Тюрина С.Ю., 2013
ционная культура с точки зрения обеспечения дидактического процесса с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как «умение ориентироваться в современной информационной среде, умение искать, отбирать и критически анализировать ресурсы Интернета, умение общаться с помощью современных средств коммуникации, наличие так называемых навыков компьютерно-опосредованной коммуникации» [7, с. 37].
В современном образовательном пространстве широко используются информационные технологии и, следовательно, компьютерно-опосредованные коммуникативные навыки являются одними из ключевых профессиональных качеств личности будущего специалиста. Таким образом, задача формирования информационной культуры личности является актуальной.
Исследователи единодушно отмечают, что становление информационной культуры личности осуществляется, прежде всего, в повседневной деятельности, научно-познавательной, а главное в процессе самообразования. Процесс формирования информационной культуры личности можно организовать при целенаправленном внедрении систем обучения и воспитания.
Следовательно, формирование информационной культуры должно быть специально организованным и целенаправленным процессом, предполагающим обучение специальным знаниям и развитие определённых умений. Очевидно, что в данном контексте педагогические методы и технологии обучения играют ведущую роль в проектирование развивающего образовательного пространства.
В свете вышесказанного иноязычная подготовка студентов технического вуза может рассматриваться как решение задачи формирования информационной культуры будущего специалиста.
Компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из эффективных способов организации обучения иностранному языку. Сюда можно отнести готовые компьютерные обучающие курсы для разного уровня и целей обучения, сопровождаемые грамматическими комментариями, упражнениями, словарями, языковыми играми и тестами, предназначенные для самостоятельной работы студентов.
Так, например, мультимедийная обучающая программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», состоит из двух частей: курса грамматики и фонетики. Курс фонетики предлагает методику коррекции произношения по специально разработанной системе графического изображения звука на экране монитора. Особенность обучения заключается в возможности сравнения собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, на экране монитора. С курсом грамматики студенты могут работать самостоятельно. Программа «Bridge to English», например, снаб-
жена многофункциональным аудио тренажером, при помощи которого можно прослушать речь, начитанную профессиональным диктором, а также записать и прослушать собственную речь.
Однако опыт работы показывает, что хотя использование готовых компьютерных программ в учебном процессе весьма привлекательно, их содержание чаще всего не отвечает целям и задачам обучения в конкретном неязыковом вузе. В этом случае готовые компьютерные учебные материалы необходимо адаптировать в соответствии с задачами и целями конкретного курса. Для неязыкового вуза оптимальным вариантом, вероятно, является фрагментарное использование компьютерных программ.
В процессе изучения английского языка часто используются программы общего назначения: текстовый редактор Word, программа подготовки презентаций Power Point, редактор веб-страниц Front Page.
Интернет также активно входит в нашу жизнь. Справочники, словари, энциклопедии, интерактивные аудио и видеоматериалы, а также аутентичные текстовые материалы (иностранные газеты, журналы, сайты профессиональных компаний, статьи конференций) - основные источники информации в сети Интернет для использования в курсе по иностранному языку.
Так, например, в рамках курса «Иностранный язык в сфере профессионально-ориентированного общения» для развития навыков аудирования предлагаются различные задания [8, с. 29]:
Watch the video “Information Technology Careers” and answer the following questions:
http : / / w w w . youtube. com/ watch?v =FEoUT_mXF8E
1. What are the main issues of the presentation on IT career?
2. What is IT?
3. Who needs IT?
4. What are the two main groups of IT professions?
5. Describe IT job market.
6. What are educational requirements to the IT professionals?
7. What are IT career advantages?
Now watch the video episode 03.30:05.10 and fill in the missing numbers.
1. IT jobs comprise ... of the top ... fastest growing careers.
2. Network systems and Data Communications is # ... fastest growing job in all categories at ... Growth Rate.
3. The top . IT careers will add . jobs by ..
4. Software Engineers hourly pay is ....
Или [8, с. 12]
You are going to watch " When Computers Changed the World». Watch the video and answer the following questions.
http://www.youtube.com/watch?v=aLg4MHyyqL0
1. What do we use computers for?
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
157
2. What are the results of industrial and computer revolution?
3. What does Steven Levy, Technology journalist, say about computers?
4. What does Sunil Nagaraj say about the differences of computers in the 50-s, in 70-s and in the 90-s?
5. What famous names are mentioned in the video? Now watch the video episode 00:48 and fill in the
missing words.
Computing is ___________________, computing
is______________. It is how we______, get the_____
and_____________finance. It is how we_____________,
chat, and__________________. Computing is_________
and___________in our daily life.
Опыт показывает, что работа с ресурсами Интернет значительно повышает интерес обучающихся, а значит, и мотивацию к изучению языка.
В сети существует большое количество специализированных программ, с помощью которых можно создавать интерактивные упражнения для использования в сетевом или автономном режиме, например, SpellMaster, SMILE, Hot Potato и другие.
Значительно шире используются возможности сети Интернет для организации самостоятельной работы студентов. Например [8, с. 16]:
Surf the Internet and create an Internet Scavenger Hunt of Bill Gates or Steve Jobs lives. Create a Hot List of Web sites. Make a list of questions for classmates to answer with the help of these Web sites.
IT certification is not an ordinary exam. IT certifications require a good combination of practical and technical know-how. In the ever changing IT market of today, a certification is very important for both experienced and fresh candidates.
Surf the Internet and find some information on the IT certifications and present your report in class. http://www. it-certifications. com/ http://www.buzzle. com/articles/computercertifi cati ons-in-demand. html
http://www. cisco. com/web/learning/le3/le2/le0/ le9/learning_certification_type_home.html
http://www.microsoft. com/learning/en/us/ certifi cati on/vi ew-by-name. aspx
http://www. techtrainingonline. com/ Интересными представляются e-mail проекты. Коммуникация по электронной почте с преподавателями (рассылка домашнего задания, экзаменационных вопросов или эссе студентов), с носителями английского языка является эффективным способом обучения иностранному языку.
Таким образом, преподаватель иностранного языка, выбирая компьютерное или Интернет обучение как одно из высокоэффективных средств, адаптирует, моделирует или разрабатывает компьютерные программы и Интернет-ресурсы в соответствии с целями и задачами курса.
Использование различных программных продуктов в учебном процессе решает определённые задачи: они могут служить источником информации, средством формирования и совершенствования коммуникативных умений и навыков, средством контроля, индивидуализации процесса обучения, а также средством формирования информационной культуры студента.
Практический опыт показывает, что среди основных принципов, лежащих в основе системы формирования информационной культуры личности в рамках иноязычного обучения, можно выделить принципы интегративного, коммуникативного, деятельностного подходов, а также принцип ориентации учебного процесса на самостоятельную работу студентов.
На данном этапе развития общества любому специалисту необходимо владеть определенной суммой профессиональных, коммуникативных и культурных ценностей. Данное условие определяет требуемый уровень компьютерной грамотности и информационной культуры личности будущего специалиста. Информационная культура специалиста является одним из ключевых критериев при определении уровня его профессиональной компетентности [6].
Таким образом, в рамках данной работы информационная культура личности выпускника технического вуза рассматривается как одно из профессионально-значимых личностных качеств будущего специалиста, которое способствует становлению личности, а также её самообучению, саморазвитию и самопознанию. Развитие информационной культуры личности в процессе иноязычного образования представляется специально организованным и целенаправленным процессом, в котором педагогические технологии обучения играют ключевую роль.
Иноязычная подготовка студентов технического вуза может рассматриваться как решение задачи формирования информационной культуры будущего специалиста.
В заключение отметим, что образовательной и воспитательной целями высшего образования становятся не просто формирование знаний и умений, а развитие определённых качеств личности, формирование ключевых компетенций, необходимых в дальнейшем для профессиональной деятельности и жизни в обществе. Наличие знания без определённых навыков и умений их использования не решает проблемы образования человека.
Библиографический список
1. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 17-33.
2. Исенина Е.И. Гуманизация обучения в школе. - Иваново, 2007. - С. 15.
158
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
3. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. - Воронеж, 2000. - 175 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. - М., 1983. - С. 94-232.
5. Новиков А. М. Основания педагогики / пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. - М., 2010. - 208 с.
6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. - Страсбург,
2001. - МГЛУ, 2005. - 247 с.
7. Титова С.В. Информационно-коммуникативные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. - М., 2009. - 240 с.
8. Тюрина С.Ю. English for Computer Science Graduates. Course book. Английский язык в сфере информационных и компьютерных технологий: учебное пособие для магистрантов. - М. : Издательский дом Академии Естествознания, 2012. - 114 с.
9. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - 4-изд. - М., 1989. - С. 729.
УДК 378
Яновская Татьяна Эдуардовна
Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации
vagsquality@mail. ш
Пэк Татьяна Николаевна
Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации
Жилкина Валентина Александровна
Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации
К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА-МЕНЕДЖЕРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (на материале Астраханской области)
В ходе проведенного исследования были определены параметры модели выпускника-менеджера муниципальной службы на материале Астраханской области. Результаты позволят скорректировать процесс подготовки профессиональных кадров для муниципальной службы, находящейся в процессе своего становления, и повысить востребованность выпускников на региональном рынке труда.
Ключевые слова: модель, компетентностный подход, компетентностная модель.
Обострившаяся за последнее время проблема трудоустройства выпускников вузов подтверждает существование разрыва между рынком труда и системой профессионального образования, а также повышает ответственность образовательного учреждения за последующее трудоустройство его выпускников. Поэтому возникает необходимость в более точном описании требований, предъявляемых к выпускнику реальными условиями производства и спецификой регионального рынка труда.
В 2011 году принят Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, смыслообразующими конструктами которого являются компетенции. Реализация компетентностного подхода позволит усилить диалог между высшей школой и рынком труда и углубить сотрудничество между вузом и потребителями его услуг.
В настоящее время в педагогике и психологии профессионального образования существуют различные направления описания содержания, сущности, структуры и иерархии понятий и категорий компетентностного подхода.
По мнению Богословского Е.В., Татура Ю.Г. [1; 6] и др., модель - это описание набора компетен-
ций, которыми должен обладать выпускник вуза, профессиональных функций, к выполнению которых он должен быть подготовлен, и степени его подготовленности. Очевидно, что модель по конкретному направлению подготовки будет отличаться целями, функциями, компетенциями, качествами, знаниями, решающими правилами и критериями достижения цели, информационным обеспечением. Модель выступает системообразующим фактором для отбора содержания образования и форм его реализации в учебном процессе.
Необходимо отметить мнение некоторых авторов [2; 3; 4] о том, что компетентностная модель не может в полной мере являться моделью выпускника, поскольку компетентность связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в вузе студент в должном объеме приобрести не может. Поэтому, рассматривая формирование компетенций выпускника в системе вузовского образования, можно говорить лишь о его готовности к социально-профессиональной деятельности.
В ФГОС ВПО представлена модель выпускника вуза, сконструированная на основе его будущей профессиональной деятельности, имеющая бинарную структуру компетентности с выделением общекультурных и профессиональных компетенций.
© Яновская Т.Э., Пэк Т.Н., Жилкина В.А., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
159