Научная статья на тему 'Компетентностный подход в практике профессиональной подготовки государственных и ‎ ‎муниципальных служащих'

Компетентностный подход в практике профессиональной подготовки государственных и ‎ ‎муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1098
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА / HIGH SCHOOL / STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION / THE COMPETENCE APPROACH IN TRAINING / COMPETENCY MODEL OF GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заливанский Борис Васильевич, Самохвалова Елена Владиславовна

В статье анализируется практика применения компетентностного подхода в подготовке кадров высшей квалификации в сфере государственного и муниципального управления. Целью исследования является выявление основных проблем, препятствующих эффективному формированию общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и личностных компетенций будущих чиновников. Авторами обосновывается необходимость стратегического подхода к организации обучения, а именно проектирования, совместно с работодателями, и внедрения в образовательный процесс модели компетенций государственного (муниципального) служащего, а также разработки критериев и технологии оценки ее сформированности у выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заливанский Борис Васильевич, Самохвалова Елена Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach in the practice of public employees professional training

The article analyzes the practice of competence-based approach to the preparation of highly qualified staff in the field of state and municipal management. The aim of the study is to identify the main problems obstructing the effective development of common cultural, professional, occupational and personal competencies of future officials. The author proves the necessity of strategic approach to the implementation of the competence education, namely the collaborative design with employers and the introduction in the educational process competency model of an employee, as well as criteria and evaluation techniques of graduates.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в практике профессиональной подготовки государственных и ‎ ‎муниципальных служащих»

УДК 316.334:37

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Россия, 308015

Аннотация. В статье анализируется практика применения компетентностного подхода в подготовке кадров высшей квалификации в сфере государственного и муниципального управления. Целью исследования является выявление основных проблем, препятствующих эффективному формированию общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и личностных компетенций будущих чиновников. Авторами обосновывается необходимость стратегического подхода к организации обучения, а именно проектирования, совместно с работодателями, и внедрения в образовательный процесс модели компетенций государственного (муниципального) служащего, а также разработки критериев и технологии оценки ее сформированное™ у выпускников.

Ключевые слова: высшая школа, государственное и муниципальное управление, компетентностный подход в обучении, модель компетенций выпускника.

Одним из важнейших приоритетов современной государственной политики является внедрение эффективных механизмов кадрового обеспечения государственной (муниципальной) службы Российской Федерации. Это, в свою очередь, невозможно без модернизации системы подготовки кадров высшей квалификации. Суть преобразований современной системы высшего образования состоит в постепенном переходе от ориентации только на получение знаний, к образованию, апеллирующему к компетентности, как к ведущему критерию подготовленности современного выпускника. Являясь своего рода мерой профессионализма, компетентность представляет собой специфическую способность специалиста эффективно выполнять конкретные действия в предметной области, включающую в себя узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [1]. Таким образом, компетентностный подход не исключает или заменяет предшеству-

ющие концепции образования, в его рамках происходит интеграция знаниевой и навыковой компонент образовательного процесса с его общественно-политической составляющей [2].

Компетентностный подход, как концептуальная основа для профессиональной подготовки предполагает построение учебного процесса ориентированного на результат, при этом отчётливыми и сопоставимыми параметрами такого результата являются компетенции специалиста в выбранной области профессиональной деятельности. В рамках современных федеральных государственных образовательных стандартов выделяют общекультурные и профессиональные компетенции. В то же время в научных публикациях, как правило, принято более детальное разделение компетенций на общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и личностные [3].

К общекультурным компетенциям, в данном случае, относят компетенции единые для всех выпускников высшей школы, к общепрофессиональ-

—--—

~ 835 ~

ным — применяемые в рамках одного поля профессиональной деятельности, а к личностным — связанные с особенностями поведения, ценностными и поведенческими установками. Профессиональные компетенции формируются применительно к конкретным направлениям подготовки и содержат в себе отличительные особенности, связанные с профессией, которой овладевают обучающиеся. Менеджеров государственного (муниципального) звена отличает наличие способностей, необходимых при работе со стратегическими целями, навыки системного анализа, способности эффективно управлять процессами жизнедеятельности общества. При этом формирование и развитие этико-ценностных ориентаций будущего государственного (муниципального) служащего представляется наиболее сложной проблемой, связанной с выработкой внутренней устойчивости к коррупционной деятельности, понимания несовместимости безнравственного поведения государственных (муниципальных) служащих с нормальным развитием общества [4].

В рамках перехода на новые образовательные стандарты ФГОС 3+ современные российские вузы усилили компетентностную составляющую в образовательном процессе. В то же время, по мнению работодателей, выпускники все еще испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций, в том числе в сфере государственного и муниципального управления. А, следовательно, выявление причин, снижающих эффективность внедрения компетент-ностного подхода на практике, представляет научный и практический интерес.

С целью диагностики проблем внедрения компетентностного подхода в практику подготовки будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления в Институте управления НИУ «БелГУ» (далее — Институт), при участии авторов, в 2014—2015 у.г. было проведено исследование, включающее: анализ результатов самообследования Института по системе менеджмента качества; вторичный анализ результатов опроса работодателей о степени удовлетворенности качеством подготовки выпускников по направлению подготовки «Государственное

и муниципальное управление» (К = 20); анкетный опрос бакалавров и магистрантов, обучающихся по данному направлению (К = 90); интервьюирование преподавателей кафедры социальных технологий Института (К = 25).

Результаты исследования позволяют констатировать следующее. В Институте осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», а выпускающей кафедрой является кафедра социальных технологий. Образовательный процесс организован строго в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечен учебно-методической документацией, а педагогические кадры имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин [5]. Представители государственных и муниципальных органов власти и управления входят в состав Государственных аттестационных комиссий, активно участвуют в проведении учебных занятий, подготовке выпускных квалификационных работ. В свою очередь, студенты Института принимают участие в проводимых общественно-политических мероприятиях федерального, регионального и местного уровней. В целом, согласно данным анкетного опроса бакалавров и магистрантов, качество преподавания удовлетворяет подавляющее большинство обучающихся (74,62%).

В то же время полученные результаты позволяют выделить ряд проблем, препятствующих на наш взгляд, эффективному внедрению компе-тентностной модели образования. В первую очередь, речь идет об отсутствии представлений о должном результате обучения, выраженном в компетентностном формате — модели компетенций выпускника по данному направлению подготовки. Модель (профиль) компетенций — условный, идеализированный объект, визуализирующий совокупность характеристик (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и личностных компетенций), позволяющих специалисту эффективно выполнять функции, соответствующие его должности. К настоящему времени в НИУ «БелГУ» разработана концепция модели личности выпускника, однако, для конкретных институтов она, скорее, не имеет прикладного значения, т.к.

—--—

~ 836 ~

не учитывает специфику будущей профессиональной деятельности по конкретному направлению подготовки.

Проектирование модели должно осуществляться администрацией Института, выпускающей кафедрой совместно с работодателями. В перспективе такой процесс должен быть согласован с требованиями, закрепленными в профессиональных стандартах государственного (муниципального) служащего, разработка которых ведется в настоящее время. Завершающим этапом создания модели компетенций специалиста становится ее апробация и внедрение в образовательный процесс. Нацеленность на формирование компетентностной модели, разработка критериев оценки сформированное™ прописанных в ней компетенций, с одновременной разработкой инструментария по ее «настройке» и развитию представляется полезной как для работодателей, так и для вуза. Работодателям подобная модель позволит снизить издержки, связанные с отбором претендентов и адаптацией вновь нанятых сотрудников к профессиональной деятельности; уменьшит число ошибок; даст в распоряжение инструменты для оценки развития компетенций в процессе работы. Вузу такая практика позволит более тонко реагировать на потребности рынка труда, готовить профессионально состоятельных выпускников, подстраивать учебные программы для развития тех или иных требуемых компетенций [6].

В отсутствие модели наиболее объективным инструментом оценки качества подготовки будущих специалистов по выбранному направлению является ежегодное анкетирование работодателей, подразумевающее оценку их удовлетворенности компетентностью выпускников в области государственного и муниципального управления. По результатам опроса, в целом, уровень теоретической и практической подготовленности выпускников Института охарактеризован большинством работодателей как удовлетворительный (такой вариант ответа выбрали 84.00% респондентов). В то же время, в ходе исследования практически каждый второй работодатель отметил недостаточность практической подготовленности выпускников, причем для большинства из них этот фактор является определяющим при приеме на работу. Не удовлетворены руководители организаций и неспособ-

ностью молодых специалистов взять ответственность на себя (на это указали 30,00% опрошенных), их безынициативностью (18,00%) и исполнительской дисциплиной (16,00%). В результате, в конкурентоспособности получаемого диплома уверен только почти каждый пятый выпускник (19,10%).

Еще одной проблемой обеспечения эффективного обучения на компетентностной основе является использование традиционных образовательных технологий, ориентированных в большей степени на формирование теоретических знаний. В то же время профессиональное обучение и воспитание социально и профессионально активной личности невозможно без применения современных приемов практико-ориентированного активного обучения.

По мнению респондентов условия, созданные для разработки и внедрения новых творческих методов и приемов в рамках образовательного процесса, таких как проблемное обсуждение, метод проектов, модульное обучение и другие все еще не представляются оптимальными. Для преподавателей это, в первую очередь, связано с нехваткой времени из-за возросшего объема бюрократической нагрузки, слабой методической поддержкой со стороны административных структур вуза, недостаточными возможностями повышения квалификации и невысокой оплатой труда. Так, на отсутствие возможностей профессионального развития, в том числе в рамках образовательных семинаров, организованных представителями учебно-методических подразделений вуза, указали 40% преподавателей от общего количества опрошенных. Кроме того, лишь 2% респондентов удовлетворяет материальное поощрение их профессиональной деятельности, в то время как 80% опрошенных педагогов действующая система оплаты труда не устраивает.

По мнению студентов, эффективность образовательного процесса снижает отсутствие возможности у них выбора специализации и вариативных дисциплин (на это указал каждый почти каждый четвертый респондент — 23,30%), не вполне удовлетворительная организация практик (учебной, производственной, преддипломной и др.) — почти каждый пятый не удовлетворен (21,60%), отсутствие, в ряде случаев, условий для занятия научно-исследовательской деятельностью.

—--—

~ 837 ~

Как уже отмечалось, включение студентов в научно-исследовательскую деятельность позитивно сказывается на развитии у них навыков критического мышления, получении навыков решения актуальных для сферы государственного и муниципального управления проблем. Однако, более половины обучающихся указали на слабое стимулирование занятий научно-исследовательской деятельностью со стороны кафедры и чрезмерную загруженность учебой (55,00% и 52,50% соответственно), еще 35,00% отметили непрестижность научной работы в молодежной среде. Восприятие процесса подготовки научно-исследовательских работ в отрыве от учебных занятий еще раз подтверждает слабое использование проектных и других инновационных образовательных технологий, необходимых для формирования компетентного специалиста. В результате, на вопрос: «Удалось ли Вам развить необходимые компетенции в процессе обучения?» только каждый пятый обучающийся ответил утвердительно.

Перечисленные проблемы, безусловно, требуют внимания со стороны руководства Института. При этом первостепенной задачей является формирование и закрепление модели компетенций будущего специалиста в сфере государственного и муниципального управления, внедрение которой в образовательный процесс позволит повысить эффективность освоения обучающимися общекуль-

турных, общепрофессиональных, профессиональных и личностных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.

2. Чубарова Н.Л. Компетентностный подход в подготовке управленческих кадров: политологический аспект: дис. ... канд. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2013.

3. Адаев И. А. Критерии и показатели уровня сформированное™ профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности у студентов педвуза // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-2. С. 328—331.

4. Колодина Е.А. Проблемы формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 3. С. 50—54.

5. Василенко Л.А. Проблемы формирования и реализации инновационных компетенций госслужащих в условиях вызовов глобализации // Государственная служба. 2014. № 2. С.42—45.

6. Анализ системы менеджмента качества со стороны руководства по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (бакалавр, магистр). Белгород, 2015.

7. Золотев А., Никишина Е., Ставинская А. Модель общекультурных компетенций. URL: http://inp.ru/ 2014/05/ (дата обращения: 27.03.2016).

COMPETENCE APPROACH IN THE PRACTICE OF PUBLIC EMPLOYEES PROFESSIONAL TRAINING

B. V. Zalivanskiy, E. V. Samokhvalova

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Belgorod National Research University» Belgorod, Russia, 308015

Annotation. The article analyzes the practice of competence-based approach to the preparation of highly qualified staff in the field of state and municipal management. The aim of the study is to identify the main problems obstructing the effective development of common cultural, professional, occupational and personal competencies of future officials. The author proves the necessity of strategic approach to the implementation of the competence education, namely — the collaborative design with employers and the introduction in the educational process competency model of an employee, as well as criteria and evaluation techniques of graduates.

Key words: high school, state and municipal administration, the competence approach in training, competency model of graduate.

—--—

~ 838 ~

REFERENCES

1. Raven Dzh. Competence in modern society: the identification, development and implementation. Moscow, 2002 (in Russian).

2. Chubarova N.L. Competence approach in management training: politological aspect. Dr. polit. sci. diss. Rostov-na-Donu, 2013 (in Russian).

3. Adaev I.A. Criteria and indicators of the level of formation of professional competence in the field of student's research activity. Fundamental'nye issledovaniya, 2014, no. 5-2, pp. 328—331 (in Russian).

4. Kolodina E.A. Problems of formation of student professional competence enrolled in «State and municipal

management». Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekono-micheskoy akademii, 2013, no. 3, pp. 50—54 (in Russian).

5. Vasilenko L.A. Problems of formation and implementation of innovative competence of civil servants in the conditions of globalization challenges. Gosudarstven-naya sluzhba, 2014, no. 2, pp. 42—45 (in Russian).

6. Analiz sistemy menedzhmenta kachestva so sto-rony rukovodstva po napravleniyu podgotovki «Gosu-darstvennoe i munitsipal'noe upravlenie» (bakalavr, ma-gistr). Belgorod, 2015 (in Russian).

7. Zolotov A., Nikishina E., Stavinskaja A. Model of cultural competence. URL: http://inp.ru/2014/05 (Accessed 27th March 2016) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.