УДК 316.258 ББК 60.5
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УСЛУГ
© 2015
Ю.А. Лившиц, директор Гуманитарно-педагогического института Т.Н. Иванова, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Процесс адаптации молодого специалиста к своей профессиональной деятельности изначально требовал к себе большого внимания, как со стороны образовательной системы, так и со стороны работодателей: предприятий и организаций. В советский период для выпускников вузов существовала практика «наставничества», позволявшая вчерашнему студенту в статусе молодого специалиста постепенно, в течение трех лет, вникать в специфику своей профессиональной деятельности на рабочем месте. Сегодня освоение практической деятельности является образовательной задачей и решается в ходе учебы без ущерба для теоретической подготовки. Ускорение динамики всех социально-экономических процессов детерминировал запрос общества относительно новых компетенций будущих специалистов, тем самым еще более усложнив задачи системы высшего образования. В ряду этих компетенций, наравне с компьютерной грамотностью, правовой ориентированностью, владением иностранными языками и умением работать в многонациональном коллективе, появилось требование профессиональной мобильности. Профессиональная мобильность сегодня - это и отображение тенденции модернизации образования России, с 2003 г. присоединившейся к Болонскому процессу; - это и одновременно социальная потребность в профессионалах, готовых к успешной самореализации в рамках выбранной специальности на пути динамичного развития Российского государства. Требования общества к результатам деятельности системы образования заставляют пересмотреть и роль образовательных учреждений в региональном развитии. Что служит основанием для изменения роли университетов в региональном развитии? Университеты становятся ведущими региональными комплексами, через осмысленную, взаимоувязанную и планомерную подготовку своих выпускников участвующими в разработке новых инновационных проектов, направленных на благо субъектов РФ. Взаимодополняющий себя региональный университетский комплекс в силу своих объективных характеристик может решать самый широкий спектр задач регионального развития, значительно превышая потенциал отдельных образовательных учреждений.
Как отмечают такие исследователи как Е.В. Бондаревская, А.Г. Бермус, М.А. Петренко и др., «новой целью современных вузов наряду с традиционной - формирование комплекса знаний и умений, стало развитие у выпускников интегративных качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, формирование профессиональных и личностных компетенций» [1].
Ключевые слова: профессия, мобильность, специалист, общество, услуги, молодежь, статус, образование, выбор, вузы, успех, адаптация, деятельность, культура, поведение, личность.
С конца прошлого столетия наиболее актуальной задачей современной высшей школы является обеспечение выпуска эрудированного и квалифицированного специалиста, человека востребованного работодателем; подготовленного к результативной деятельности по специальности в соответствие с мировыми стандартами; разбирающегося в сопредельных сферах; социально и профессионально гибкого; нацеленного на постоянный профессиональный рост и самообразование в условиях развития новых наукоемких технологий и информатизации общества. Причиной тому стали явления глобализации и модернизации, идущие в производительной, образовательной и прочих сегментах не только отечественного, но и мирового сообщества.
Допускаемое порой понятийное слияние «конкурентоспособности» и «успешности» профессиональной деятельности является неверным по своей сути. Успех - это больше личное понимание довольства жизненными обстоятельствами или достижениями. Конкурентоспособность обеспечивается более жесткой концепцией личностного развития. Ошибочным является и отождествление «конку -рентоспособности» и «профессиональной мобильности».
Конкурентоспособная личность, по определению М.А. Захаровой, И.А. Карпачевой и В.Н. Мезинова, - это «личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами. А чтобы сегодня стать успешным и востребованным, человек должен обладать определенными личностными качествами - быть подвижным, готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, т. е. быть мобильным» [2].
В научной литературе сегодня остался в прошлом рудиментарный биологизаторский подход трактовки понятия «конкурентоспособности», когда в его содержимое включались термины «борьба», «противоречие», «соперничество», «противостояние», «победа любой це-
ной», «выживание за счет других» и т. д.; игнорировались социокультурные и духовно-нравственные элементы. В действительности любые способности, по мнению ведущего отечественного психолога Н.С. Лейтиса, «это психические свойства личности, которые являются условием для успешного выполнения определенных видов деятельности» [3]. Конкурентоспособность в свою очередь представляет собой одну из наиболее значимых качественных составляющих характеристики человека, актуализированных обществом конкуренции.
Конкурентоспособность образуется в заданной социокультурной среде, включающей в себя традиции, менталитет и ментальность народа. Мобильность не появляется нерегулируемо и спонтанно у каждого обучающегося. Задача системы образования заключается в целенаправленной подготовке будущего специалиста к профессиональной деятельности в динамичном, меняющемся мире через формирование мобильности как индивидуального личностного качества [4-9].
Это особо актуально в объективно заданной для специалиста сегодня ситуации: он должен постоянно быть готов к решению профессиональных нестандартных задач. Настрой специалистов на работу в перманентном инновационном режиме, гибкому, оперативному, мобильному реагированию на изменяющиеся потребности общества, рынка труда, личности, развивающихся технологий и непрерывно обновляющейся информационной среды определяется, прежде всего, успешностью развития инновационного образования. Мобильность профессионалов, задействованных в самой системе образования, становится одним из фундаментальных условий устойчивости и стабильности ее развития [10; 11].
Термин «профессиональная мобильность» представляет собой совокупность трех элементов. Первая составляющая - объективная. Это сам процесс изменения профессии и его научно-технические и социально-экономические предпосылки. Вторая составляющая - субъективная. Она взаимосвязана с модификацией интересов
работника и самим фактом принятия решения о смене места работы или профессии. Третья - личная или характерологическую. Этот элемент зависит от наличия или отсутствия относительно устойчивых качеств индивида, его подготовленности или предрасположенности к возможным изменениям видов профессиональной деятельности. Система подготовки в вузе ориентируется сегодня на одновременные выявления черт характера студента, целенаправленное развитие которых будет способствовать становлению профессиональной мобильности будущего специалиста. Это возможно посредством использования возможностей всей системы образования: организационных, содержательных, специальных, кадровых и ресурсов контроля.
Организационные ресурсы или так называемые «средовые возможности» объединяют в себе внешние параметры педагогического процесса: материально-техническую базу; саму организацию учебного процесса: график учебного процесса, расписание занятий, график проведения контрольных мероприятий и т. д.; организацию и проведение всех видов педагогической практики. Последняя составляющая подразумевает присутствие осознанной концепции педагогической практики, взаимоувязанной с профильными теоретическими и практическими дисциплинами; наличие банка заданий инвариантного и вариативного характера ко всем видам педагогической практики.
Содержательный ресурс ориентирован на требования социума и конкретного обучающегося. В виду этого качественное освоение государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подразумевает:
- на уровне федерального компонента - постижение, реновацию, расширение содержания, обозначение эв-ристичных областей для потенциальной модернизации в соответствии с актуальным уровнем развития отечественной науки и культуры;
- на уровне национально-регионального компонента - включение интересов региона, дальнего «потребителя» - работодателя, целевое освоение научных областей с последующей разработкой учебных курсов;
- на уровне вузовского компонента - ориентацию на интересы студентов и преподавателей, создание межфакультетского «банка» элективных курсов, обеспечивающих наиболее полное и разностороннее развитие и самореализацию личности субъектов, включенных в образовательный процесс вуза [2].
В процессе исследования явления «профессиональной мобильности молодых специалистов социальной сферы» нами была проанализирована статья С.Ю. Иванова, Д.В. Ивановой, С.Н. Антонюка и Н.И. Прокопова «Особенности профессиональной мобильности выпускников вуза на рынке труда в условиях инновационного образования» [12]. В статье подлежали рассмотрению вопросы особенностей формирования творчески развитой личности студента, а также разработки инновационных принципов подготовки выпускника. Гипотезой статьи является допущение о том, что система качества профессиональной подготовки специалиста в условиях современного вуза должна формируется как комплексная система управления знаниями. Работоспособность такой системы обусловлена как ресурсными возможностями вуза, так и согласованными действиями администрации и профессорско-преподавательского состава по построению личностно-деятельностной модели специалиста, соответствующего современным потребностям общества. Образовательная структура, отмечают авторы исследования, в своей деятельности ориентируется на подготовку специалистов по определенным сегментам рынка труда. Современная рыночная среда отражает перспективные теории, концепции и подходы, предопределяющие развитие производства и науки. Ее базовые характеристики проявляются в системе факторов,
определяющих перспективы развития различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе влияя на содержание и структуру компетенций специалиста соответствующего профиля подготовки.
Основой данных заключений стали результаты социологического исследования, проведенного научным коллективом Московского института тонкой химической технологии в 2008-2010 гг. Стратифицированную выборку составили два ключевых субъекта рынка труда: работодатели профильных предприятий, учреждений, научных институтов и организаций и выпускники вуза, представляющие различные факультеты и специальности. В опросе приняло участие более 600 респондентов. Метода исследования являлся анкетный опрос. Обработка полученных данных производилась с помощью статистического пакета SPSS 12. Ошибка выборки составляла +1 %.
В рыночных условиях труда и дефицита квалифицированных работников работодатели делают выбор в пользу привлечения молодых кадров, в том числе молодых специалистов (выпускников вузов). На настоящий момент в РФ молодежь в возрасте 16-29 лет составляет более 24 % трудоспособного населения страны. Всероссийские социологические прогнозы говорят о неуклонном увеличении ее доли в общем объеме абсолютного снижения численности отечественных трудовых ресурсов. Но реалии современного производства не соответствуют знаниям и намерениям молодых людей после завершения образовательного процесса. Такая социальная группа как «молодежь с высшим образованием» является «проблемной» для рынка труда. Сегодня обозначилась диспропорция между качественно-количественными критериями подготовки специалистов и их востребованностью экономикой. Исследователь выделяют комплекс причин, определяющих низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда. Мы назовем наиболее яркие: низкий уровень желания поиска работы, отсутствие опыта работы, невысокая профессиональная подготовка, завышенная самооценка по отношению к условиям труда и размеру заработной платы, неуверенность в своих силах и др.
За двадцать последних лет на федеральном и местном уровнях накоплен существенный опыт по качественной подготовке специалистов с высшим образованием. В ряде вузов разработана, в том числе и в Московском институте тонкой химической технологии, и апробирована методика аудита качества образовательного процесса, профессионального ориентирования студентов в рамках выбранной специальности. Реализуются кардинальные шаги по устранению линейности в обучении, безаль-тернативности учебных планов, чрезмерного дробления учебных программ и их жесткой привязки к конкретным выпускающим кафедрам, неразвитости исследовательской составляющей. Аксиматично, что удачно выбранная профессия и высокий уровень подготовки специалистов существенно повышают конкурентоспособность молодых специалистов, а также их востребованность на рынке труда [12; 13].
В нашем исследовании интерес представляет структура личных качеств по степени влияния на эффективность деятельности специалиста. Данная структура была разработана учеными Московском института тонкой химической технологии С.Ю. Ивановым, Д.В. Ивановой, С.Н. Антонюком и Н.И. Прокоповым на базе упомянутого выше социологического исследования. В ходе опроса респондентов просили ответить на вопрос: «Как Вы считаете, оказывают ли влияние перечисленные ниже позиции на эффективность деятельности специалиста?». Вот как распределились ответы респондентов (таблица 1).
Полученный профиль подтверждает выдвинутое нами в начале исследования допущение о том, что работодатели ожидают от вуза формирование модели творчески развитой личности специалиста
Таблица 1 - Характеристика профессиональных качеств молодого специалиста
№ Критерий Балл
1. Профессиональная общетеоретическая подготовка 7.97
2 фактические знания, умения 7 09
3. Зладение иностранным языком 6.18
4. Навыки работы на компьютере, знание необходимых программ 8.85
5. Способность работать в коллективе, команде 7.62
6. Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда 6.56
7. Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие 6.86
8. Навыки управления персоналом 6.43
9. Навыки делопроизводства 5.53
10. отовность и способность к дальнейшему обучению 7.82
11. Способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи 8.18
12 Эрудированность, общая культура 6 86
13. Осведомленность в смежных областях полученной специальности 6.36
4 Способность к адаптации 6 89
5 Организаттионные способности 5 75
6 Навыки общения 6'68
17. Коммуникационные навыки, коммуникабельность 6.68
18. Способность системно мыслить 6.82
19. Анализ информации 6.86
20. Навыки управления проектами 5.07
21. Управление качеством 5 25
22 Политическая компететтия 5 54
23. Следования социальным стандартам и этике 6.25
Общетеоретические и специализированные знания являются основой формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста. В таблице 1 «Характеристика профессиональных качеств молодого специалиста» профессиональные и социально личностные качества набрали 6,7 баллов из 10-ти возможных. По комплексу значимости управленческих качеств позиции респондентов различны. Примерно половина участников опроса полагают, что умение управлять персоналом не определяющее при оценке эффективности деятельности специалиста. Каждый третий респондент отмечает незначительность таких качеств как управление проектами и управлением качеством. Работодатели явно нацелены предоставить выпускнику работу специалиста, т. е. исполнителя. Конечно, что будущий работник должен обладать базовыми знаниями в области профильных, информационных и социальных наук, уметь их применять в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Пальму первенства в этом случае работодатели отдают системно-деятельностным компетенциям, а также компетенциям социального взаимодействия.
Анализируя дальше представленные результаты исследований, мы можем выделить группы требований к образовательной деятельности, в рамках которых эффективно осуществлять подготовку бакалавров и магистров. Это требования универсальные и профессиональные. Универсальные требования формируют черты общего социально-личностного и общекультурного характера. Профессиональные требования возможны при реализации направлений специальной подготовки, таких как научно-исследовательская, проектно-конструкторская, организационно-управленческая, производственно-технологическая и педагогическая деятельности.
Очевидно, что уровень готовности студентов и выпускников вуза к профессиональной деятельности во многом задает само учебное заведение, организация в нем работы по профессиональному ориентированию и карьерному консультированию. В связи с этим представляется принципиально важным диагностика профессиональных предпочтений студентов. Опрашиваемым задавался вопрос: «Кем Вы предполагаете работать?».
Результаты анкетирования свидетельствуют, что выпускники в перспективе видят себя работающими в качестве специалиста. Далее предпочтения располагались в следующем порядке, по убыванию: научные работники, руководители. Выпускники в большинстве случаев не видят свою будущую деятельность, связанную с рабочими специальностями или низкоквалифицированными служащими. 25 % или четверть затруднились с ответом на поставленный вопрос.
Мы знаем, что ведущую роль на рынке труда играет работодатель. Результаты исследования, полученные коллективом Московского института тонкой химической технологии, в очередной раз подтвердили, что диплом бакалавра не рассматривается руководителями организация и промышленных предприятий как документ о высшем образовании времен Советского Союза, т. е. диплом специалиста. Работодатель склонен ставить знак равенства между дипломом бакалавра и дипломом выпускника среднего профессионального учреждения. Магистратура позиционируется в качестве «элитарного» уровня образования, что закрепляет социальное расслоение. Молодые люди осознают этот факт и предпочитают получать образование 6 лет (бакалавриат+магистратура), а не 4 года (бакалавриат), полагая, что это повысит их шансы на удачное трудоустройство.
Нужно отметить, что ожидания молодежи в большей части реализуются. Выпускники с дипломом магистра гораздо чаще, чем выпускники с дипломом бакалавра, заняты в научно-исследовательской и технологической деятельности. Среди последних наиболее популярен функционал технического обеспечения. Однако административная занятость присуща в равном соотношении и прошлым магистрам, прошлым бакалаврам. Мы предполагаем, что для данного функционала востребованными являются компетенции межличностного взаимодействия, самоорганизации и управления, которые «не ставятся» отдельно в магистратуре и присущи в равной степени выпускникам обеих ступеней высшего образования.
Следует отметить еще одну скрытую проблему высшего образования, проявившуюся в ходе анализа заинтересовавшего нас опроса. Выпускник школы, осознанно выбирающий будущую специальность и вуз, надеется в течение последующих лет обучения обрести профессиональные знания и навыки для конкретной, интересующей его работы. Однако уже на первом курсе он обнаруживает много «ненужных» дисциплин, которые не имеют непосредственного отношения к сфере его будущей занятости. Молодые люди стремятся овладеть «доходной» профессией, профессией, которая способна быстро решить материального благополучия. Зачастую они выбирают бизнес-карьеру. 63 % выпускников делают выбор в пользу частных и акционерных предприятиях. Поэтому у вчерашних школьников в вузе возникает чувство неудовлетворенности, а позже и уверенность в ненужности учебного процесса в вузе, нужными становятся только «корочки». Выход из данного противоречия видится в необходимости глубинной перестройки содержания учебного процесса и обеспечении совмещения и взаимного дополнения учебной деятельности трудовой. Студентам есть смысл с первого курса прививать навыки самостоятельного поиска работы.
Конечно, и студенты и администрация вузов осознают, что успешное трудоустройство и дальнейший карьерный рост вчерашних студентов зависят от уровня подготовки, полученной в вузе. Специалисты высших учебных заведений разрабатывают структуры компетенций бакалавров магистров и по направлениям подготовки. Компетенции группируются по блокам: социально-личностные и общекультурные, общенаучные, инструментальные, профессиональные. Бакалавры и магистры различных направлений, в независимости от будущей профессиональной деятельности, овладевают на осно-
ве различного учебного материала одинаковым набором компетенций, тем, который присущ выпускнику высшего учебного заведения. Стоит заметить, что только педагогическая компетенция может составлять исключение и формироваться исключительно у магистров. Работа в рамках компетентностного подхода требует от вуза системной интеграции научной, культурной, производственной и образовательной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бондаревская Е.В., Бермус А.Г., Петренко М.А., Хоронько Л. Стратегии воспитания в современном университете / Монография. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. С. 33.
2. Захарова М.А., Карпачева И.А., Мезинов В.Н. Формирование профессиональной мобильности будущего специалиста сферы образования в условиях педагогической практики // Захарова М.А., Карпачева И.А., Мезинов В.Н. - Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). -2011.
3. Лейтис Н.С.Умственные способности и возраст. М., 1971. С. 35.
4. Самиева О.Б., Сбитнева А.Н. Психолого-педагогические проблемы академической мобильности в современной системе образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 57-60.
5. Еременко Т.А. Адаптация выпускников как критерий профессиональной мобильности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 83-85.
6. Пецина И.А. Проблема профессиональной мобильности как одна из характеристик функционирования педагога-музыканта в современном мире // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 58-60.
7. Бекоева М.И. Формирование профессиональной мобильности студентов как важная составляющая проблемы трудоустройства выпускников вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 27-30.
8. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.
9. Бураева В.Г. Сущность и содержание профессиональной мобильности студентов как педагогической категории // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 51-54.
10. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.
11. Гордеева Т.Е. Критерии профессиональной мобильности социальных работников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 62-66.
12. Иванов С.Ю., Иванова Д.В., Антонюк С.Н., Прокопов Н.И. Особенности профессиональной мобильности выпускников вуза на рынке труда в условиях инновационного образования. Вестник Московского института тонкой химической технологии, 2011, т. 6, № 1. С. 90-95.
13. Горбачева Н.Б. Современная профессиональная ориентации молодежи // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. 2015. № 1 (4). С. 44-48.
PROFESSIONAL MOBILITY OF YOUNG SPECIALISTS IN THE FIELD OF SERVICES
© 2015
Y.A. Livshits, Director of the Institute of Humanities and Education T.N. Ivanova, Doctor of Sociology, Professor of Chair "Sociology" Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The process of adaptation of young specialists to their professional activities initially demanded a great deal of attention from both the educational system and on the part of employers: companies and organizations. In the Soviet period for university graduates was the practice "mentoring" allowed graduates in the status of young specialist gradually over three years, to delve into the specifics of their professional activities in the workplace. Today, the development of practical activities is an educational task, and solved in the course of his studies, without prejudice to theoretical training. Acceleration of the dynamics of socio-economic processes deterministic public demand for new competencies of future professionals, thus further complicating the task of higher education. Among these competences, along with computer literacy, legal orientation, knowledge of foreign languages and the ability to work in a multinational environment, there was a requirement of professional mobility. Professional mobility now - it and display the trend of modernization of education in Russia, in 2003 joined the Bologna process; - it is at the same time the social need for professionals who are ready for a successful self-realization within the chosen specialty on the path of dynamic development of the Russian state. The requirements of society to the results of the education system are forced to reconsider the role of educational institutions in regional development. What is the basis for changing the role of universities in regional development? Universities are leading regional complexes, through meaningful, a coherent and systematic training of the graduates involved in the development of new and innovative projects for the benefit of the RF subjects. Complementary a regional university complex by virtue of their objective characteristics can solve a wide range of issues of regional development, significantly exceeding the potential of individual educational institutions. According to researchers such as the E.V. Bondarevskaya, A.G. Bermus, M.A. Petrenko et al., "The purpose of the new modern university, along with the traditional - the formation of a complex knowledge and skills of the graduates was the development of integrative personality traits: social adaptability, competitiveness, development of professional and personal competencies."
Keywords: profession, mobility, professional, society, services, youth, status, education, choice, college, success, adaptation, activity, culture, behavior, personality.