Научная статья на тему 'Профессиональная и социальная подготовка молодежи к реальной жизни: опыт регионального вуза'

Профессиональная и социальная подготовка молодежи к реальной жизни: опыт регионального вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СТУДЕНТКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РУКОВОДИТЕЛЬ-ЖЕНЩИНА / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / STUDENTS / VOCATIONAL TRAINING / EMPLOYMENT / FEMALE HEAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резник Семен Давыдович, Макарова Светлана Николаевна

На основе мониторинга выпускниц управленческих и экономических специальностей регионального вуза представлены результаты оценки профессиональной и социальной подготовленности студенческой молодежи к реальной практической деятельности в сфере управления и бизнеса. Особое внимание уделено методическим подходам, обеспечивающим эффективное функционирование системы профессиональной подготовки выпускников управленческих специальностей высших учебных заведений с учетом их гендерных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резник Семен Давыдович, Макарова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and Social Preparation ofYouth for the Real Life: Experience of the Regional University

On the basis of monitoring of graduates of administrative and economic specialties of regional higher education institution results of an assessment of professional and social readiness of student's youth to real practical activities in the management and business sphere are presented. The special attention is paid to the methodical approaches providing effective functioning of system of vocational training of graduates of administrative specialties of higher educational institutions taking into account their gender features.

Текст научной работы на тему «Профессиональная и социальная подготовка молодежи к реальной жизни: опыт регионального вуза»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ: ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

С.Д. Резник, С.Н. Макарова

На основе мониторинга выпускниц управленческих и экономических специальностей регионального вуза представлены результаты оценки профессиональной и социальной подготовленности студенческой молодежи к реальной практической деятельности в сфере управления и бизнеса. Особое внимание уделено методическим подходам, обеспечивающим эффективное функционирование системы профессиональной подготовки выпускников управленческих специальностей высших учебных заведений с учетом их гендерных особенностей. Ключевые слова: вуз, студентки, профессиональная подготовка, трудоустройство, руководитель-женщина.

Десять лет назад в журнале «Народонаселение» была опубликована статья (Резник, Макарова, 2003), в которой мы размышляли о том, смогут ли студентки управленческих специальностей стать реальными менеджерами, ждет ли их управленческое будущее? Эта проблема возникла не случайно, ведь в студенческих аудиториях, где готовятся будущие менеджеры, сегодня преобладают девушки, в то время как в реальном производстве и бизнесе ключевые управленческие должности занимают мужчины.

В чем причины полоролевого неравенства студентов, обучающихся менеджменту, и реальных управленцев? Ждет ли все-таки молодых выпускниц управленческое будущее?

© Резник С.Д., Макарова С.Н., 2014 г.

Чем вузы и сами девушки могут себе помочь в продвижении в профессию? Ответы на эти вопросы мы и старались обосновать, используя результаты научных исследований (Макарова, 2004).

Прошло 10 лет, и мы должны вернуться к этой проблеме вновь, но уже с позиций оценки реального трудоустройства не студентов, а выпускниц управленческих специальностей вузов. При этом вопрос: «Смогут ли студентки стать менеджерами?», логично заменить вопросом: «А стали ли студентки менеджерами?». Об этом и пойдет речь в статье.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ЗА 10 ЛЕТ

За прошедшее десятилетие на рынке труда и образовательных услуг произошли изменения. Это были непростые для страны годы: мировой экономический кризис 2008-2009 гг., сохранение кризисных тенденций в глобальной хозяйственной системе (возможность так называемой второй волны кризиса), постоянная реструктуризация и модернизация системы российского образования (введение и развитие многоуровневого высшего образования, объединение вузов, ужесточение критериев аккредитации вузов и др.).

В начале третьего тысячелетия наблюдался динамичный рост спроса на рынке труда, который характеризовался превышением числа вакансий над числом соискателей на эти вакантные места. В конце 2008 г., когда мировой финансовый кризис резко изменил экономическую ситуацию в стране, характер рынка труда изменился на противоположный - наступил динамичный спад. Многие компании сократили потребности в новых сотрудниках, а также провели оптимизацию и реструктуризацию. В результате этих действий на рынок выбросило несколько волн сокращенных специалистов, в том числе и высокооплачиваемых топ-менеджеров компаний.

Мировой кризис на рынке труда в большей степени затронул женщин. В докладе Международной организации труда (МОТ) Global Employment Trends for Women 2012 («Глобальные тенденции трудовой занятости женщин, 2012») отмечается, что безработица среди женщин выше, чем среди мужчин. В период с 2002 по 2007 г. уровень безработицы среди женщин составлял 5,8%, а среди мужчин - 5,3%. В результате кризиса эта разница увеличилась с 0,5 до 0,7 п.п., и по меньшей мере 13 млн женщин потеряли работу (Global Employment..., 2012).

В состоянии динамического спада на рынке труда работодатель получил возможность выбирать из нескольких (а в некоторых отраслях и из нескольких десятков) соискателей на одно рабочее место. Выросли и требования работодателей: им нужны опытные специалисты с образованием и определенным перечнем личных качеств. Работодатели хотят видеть соискателей полными энтузиазма, с активной жизненной позицией, обладающими ясным мышлением, умением самостоятельно принимать решения и аргументировать свою правоту.

Можно говорить и о наличии фактов дискриминации молодых выпускниц вузов, которых не берут на работу. Им часто предъявляются требования, связанные не с профессиональными качествами - знаниями и умениями, а с чисто внешними характеристиками, причем об этом открыто пишется в рекламных объявлениях. Им ставятся условия, ограничивающие их права: не выходить замуж и не рожать детей в течение определенного времени. Все это приводит к тому, что женщины часто вынуждены занимать рабочие места, не соответствующие их образованию, довольствоваться более низкой заработной платой, зачастую без перспектив дальнейшего роста.

Один из самых важных вопросов развития рынка труда - согласование между собой образовательных систем и рынка труда. В сентябре 2013 г. в рамках заседания саммита «Большой двадцатки» министр труда и

социальной защиты РФ Максим Топилин на брифинге в Стрельне заявил, что на рынке труда ситуация такова, что число вакансий в 2 раза превышает численность официально зарегистрированных безработных. «Необходимо сосредоточиться и обеспечить структурные изменения на рынке труда», - считает министр. И здесь очень важно усиливать роль переобучения работников и качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Профессиональное образование следует рассматривать в современных условиях не только как социальный институт. Этот рынок тесно связан с рынком труда, особенно с его сегментом - рынком труда молодежи. Чем теснее и эффективнее взаимоотношение этих рынков, тем интенсивнее происходит процесс развития общества.

В настоящее время можно говорить о том, что наблюдается переизбыток выпускников вузов по направлениям «Гуманитарные науки», «Экономика и управление», а к 2015 г. эта проблема только обострится. Абитуриенты, которые поступят в ближайшие годы на факультеты юриспруденции, экономики и менеджмента, могут после окончания учебы столкнуться с проблемой трудоустройства. С учетом того, что в нашей стране по-прежнему существует устойчивое представление о должности руководителя как о мужской, сильны патриархальные стереотипы общества, материальной основой которых является мужское управление женской рабочей силой, то для девушек - выпускниц управленческих специальностей возникает двойная сложность при трудоустройстве и продвижении в менеджменте и бизнесе. Несмотря на это, в качестве позитивного момента можно отметить, что третье тысячелетие отмечено увеличением численности женщин-руководителей (представителей) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей организаций. Именно таковы статистические данные последних лет.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

На протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения в структуре российского общества. Так, по состоянию на 1 января 2012 г. численность женщин в России составляла 76,9 млн человек, а их доля - 54% населения страны (Россия в цифрах..., 2013. С. 92), и она будет, по-видимому, увеличиваться в дальнейшем по ряду причин (в частности, продолжительность жизни женщин почти на 10 лет больше продолжительности жизни мужчин). Это самая крупная социальная общность, отличающаяся своими психическими и демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом.

XXI в. характеризуется нарушением привычного гендерного порядка - социальные роли и обязанности, которые традиционно предписывались мужчинам и женщинам, претерпевают изменения. Дом и семья сегодня не единственное, что определяет жизненный путь современных женщин.

Как показал мониторинг рынка труда топ-менеджеров в России в 2000-2007 гг., проведенный лабораторией исследований рынка труда ГУ ВШЭ, доля женщин в назначениях на высшие руководящие должности в 20002007 гг. достаточно стабильно росла. В россий-

ских компаниях данный показатель увеличился с 5,2% в 2000 г. до 20,1% в первой половине 2007 г. (Мониторинг рынка..., 2009, с. 53).

В 2009 г. в журнале «Финанс» был опубликован список 50 самых влиятельных деловых женщин России. Из них 43 являются владельцами компаний, генеральными директорами, председателями советов директоров или его членами, а также членами правлений. Все они обладают миллионными состояниями в долларовом выражении и, по мнению журнала, оказывают заметное влияние на деловую среду в России (Рейтинг самых., 2009).

Тенденция роста числа топ-менеджеров-женщин продолжается и до настоящего времени. В 2012 г. женщины составляли 46% топ-менеджеров российских фирм, что на 10% выше показателя 2011 г. (согласно опросу международной консалтинговой организации Grant Thornton International, проведенному в 100 российских компаниях) (Ярская-Смирнова, 2013, с. 21).

Набирающая темпы эмансипация создает предпосылки увеличения количества женщин в управленческой и бизнес-среде (табл. 1).

Однако, несмотря на отчетливо выраженную тенденцию увеличения численности женщин на управленческих должностях (с 2000 по 2012 г. численность руководителей-женщин увеличилась примерно в 2,5 раза), в целом по-прежнему в составе руководителей высшего звена лидируют представители сильного пола (60,9%).

Таблица 1

Динамика изменения численности руководителей в зависимости от пола, тыс. человек

Занятые в экономике 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г.

Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе

Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины

Всего 65 273 33 754 31 519 68 603 34 710 33 893 69 804 35 500 34 304 71 545 36 470 35 075

Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей организаций 2710 1774 936 4805 2900 1905 5586 3423 2163 5923 3608 2315

Сост. по: Российский статистический ежегодник, 2011: Стат. сб. М.: Росстат, 2011. С. 126; Труд и занятость в России, 2011: Стат. сб. М.: Росстат, 2011. С. 81; Россия в цифрах, 2013: Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2013. С. 105.

Вместе с тем тенденция преобладания девушек среди студентов на экономических и управленческих специальностях и направлениях сохраняется и по сей день. Так, на начало 2011-2012 учебного года среди выпускников управленческих и экономических специальностей вузов и соответствующих направлений подготовки оказалось 69% девушек (рис. 1).

Полагаем, что тенденция преобладания женской части студенчества на данных направлениях подготовки сохранится и в будущем. Во многом она объясняется социально-демографической обстановкой, усердием девушек в период школьного обучения и получением высоких баллов по ЕГЭ, которые дают возможность поступить в вуз на престижные специальности, а также трансформацией общественных отношений, влекущей за собой формирование новой социальной ко -горты деловых женщин и их конкуренцию на равных условиях с «сильным полом» на рынке управленческого труда.

100 80 60 40 20

Рис. 1. Распределение по полу студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования по группам специальностей и направлениям подготовки на начало 2011/2012 учебного года, % (Женщины и мужчины..., 2012, с. 99, 100)

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Сложившаяся ситуация, в которой женщины и мужчины занимают неравные позиции на рынке управленческого труда, является в определенной мере следствием развития гендерных различий в период вузовского обучения. У юношей ориентация на конкуренцию сформирована сильнее, чем у девушек, они имеют более четкие цели, более независимы. Девушки же усерднее в учебе, имеют более высокие оценки, им больше помогают родители. Но вот смогут ли они реализовать свое управленческое будущее?

Кафедра «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС) проводила специальное комплексное исследование, основные задачи которого заключались в следующем:

• определить место и роль женщин-руководителей в современном обществе;

• выявить социально-экономические проблемы и препятствия в использовании женского труда в менеджменте;

• оценить уровень готовности женской части студенчества к активной практической деятельности в сфере управления и бизнеса;

• оценить реальное трудоустройство выпускниц управленческих и экономических специальностей вузов;

• разработать образовательные технологии обучения будущих руководителей-женщин с учетом имеющихся гендерных особенностей и существующих гендерных традиций;

• обосновать и предложить инструментарий коррекции поведения студенток-менеджеров в период обучения в вузе, способствующий их активному продвижению в структуры управленческой деятельности.

При этом готовность рассматривается нами как наличие у выпускниц личностных качеств, теоретических знаний, практических навыков и умений, позволяющих в любое время успешно решать стоящие перед ними задачи и выполнять функциональные обязан-

120

0

ности, обусловленные выбранной специальностью. Конечно, на деле многое зависит от мотивации, внутренней собранности, волевого настроя, способности в данный момент выполнять необходимую работу и добиться требуемых результатов.

Основу исследования состояния системы профессиональной подготовки молодежи к реальной практической деятельности в сфере управления и бизнеса и их трудоустройства составили: информационная база данных о выпускниках, собранная Ассоциацией выпускников Института экономики и менеджмента ПГУАС, а также данные анкетного опроса выпускниц Института экономики и менеджмента ПГУАС.

Разработанная нами анкета включала следующие блоки вопросов.

I. О своей работе, личных качествах и карьере. Этот раздел анкеты позволил:

• определить место работы и занимаемую должность респонденток;

• оценить степень их удовлетворенности полученной управленческой специальностью и востребованности на рынке управленческого труда;

• проанализировать факторы привлекательности работы на занимаемой должности и личные приоритеты респонденток в таких жизненных ценностях, как семья, карьера, власть и влияние, деньги, воспитание детей и др.;

• ранжировать личные качества женщины-менеджера;

• выявить качества, помогающие ре-спонденткам добиваться успеха в карьере, и факторы, являющиеся препятствием для их карьерного роста.

II. О периоде обучения в вузе. Этот раздел анкеты позволил:

• выяснить, что конкретно делали респондентки в период обучения в вузе для активизации своей профессиональной карьеры;

• выявить виды деятельности в рамках вуза/факультета, помимо основной учебной программы, в которых девушки принимали участие;

• оценить степень развития вузом таких характеристик специалиста, как профессиональные знания, профессиональные умения и навыки, личностные качества, трудовые ценности, трудовая мораль и др.;

• определить конкурентные преимущества выпускниц Института экономики и менеджмента ПГУАС.

III. О перспективах продвижения женщин в менеджменте. Этот раздел анкеты позволил:

• проанализировать мнения респонденток относительно того, могут ли женщины быть успешными руководителями, а также узнать причины этих мнений;

• определить причины преобладания девушек на управленческих специальностях вузов и причины преобладания мужчин на руководящих должностях предприятий и организаций;

• выявить наличие конкурентных преимуществ, которыми обладают руководители-женщины по сравнению с руководителями-мужчинами;

• выяснить степень соотношения для женщины семьи и карьеры;

• узнать причины увеличения (или уменьшения) в перспективе численности бизнес-леди и женщин-руководителей.

IV О себе. Этот раздел анкеты позволил проанализировать личностные данные респонденток, а именно возраст, семейное положение, наличие детей.

V Рекомендации. Этот раздел анкеты позволил обобщить советы и рекомендации студенткам управленческих специальностей, чтобы быть востребованными на рынке управленческого труда, а также предложения и рекомендации вузу/выпускающей кафедре по улучшению профессиональной и социальной подготовки женской части студенчества к деятельности в сфере управления и бизнеса.

Общее число выпускников по специальности «Менеджмент организации» Института экономики и менеджмента (ИЭиМ) ПГУАС составило 846 человек (с 1997 по 2013 г. состоялось 17 выпусков специали-

стов). Из них девушек - 640 человек (75,7%). Выборка ограниченного объема в 235 респондентов (при объеме генеральной совокупности 640 человек) была определена по таблице достаточно больших чисел, где доверительная вероятность Р = 0,95 при допустимой (предельной) ошибке выборки тдоп = 0,05. Социально-демографические характеристики девушек-респондентов следующие: средний возраст - 28 лет; замужем - 54,8%; не имеют детей - 53,2%, имеют одного ребенка - 33,2%, двух детей - 13,6%. Исследование проведено в марте-ноябре 2013 г.

О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ВЫПУСКНИЦ ВУЗА

Из опрошенных девушек, получивших диплом нашего института по специальности «Менеджмент организации», трудоустроены и работают 86%. Причем работают по специальности 77,8%. На момент проведения опроса 8,5% респонденток находились в декретном отпуске. Временно не работают 8,9%. Статус домохозяйки обозначили 5,1% девушек. Причем это их нисколько не смущает: быть домохозяйкой - не значит стоять весь день у плиты, наводить блеск и порядок в доме или одевать детей. Быть хозяйкой - значит организовать все таким образом, чтобы в доме был порядок, уют, красота, т.е. проявлять качества управленца домашним хозяйством.

Большинство выпускниц (87,7%) работают в Пензе и Пензенской области, территориальное трудоустройство остальных выглядит следующим образом: Москва - 7,7%, Санкт-Петербург - 2,5%, другие российские города (Самара, Саратов, Липецк, Ульяновск) - 2,1%.

В организациях частной формы собственности трудятся 71,7% девушек, в государственных/муниципальных организациях -28,3%.

По данным исследования, наиболее востребованными отраслями экономики с точки зрения трудоустройства девушек являются: торговля (21,3%), банковский сектор (16,8%), образование (15,3%).

На втором месте - работа в государственных структурах - пенсионных фондах, городских и районных администрациях и иных государственных структурах (13,8%). Далее следуют отрасли: строительство и недвижимость (10,4%), производственная промышленность (8,9%).

На третьем месте - работа в рекламных агентствах, страховых компаниях, организациях, предоставляющих социальные услуги населению и производящих бытовое обслуживание, культурных учреждениях (рис. 2).

Примерно 6% выпускниц имеют собственный бизнес, связанный: с торговлей женской одеждой, сувенирной продукцией, парфюмерией и косметикой; оказанием риэлторских услуг; созданием интернет-порталов; оказанием парикмахерских и визажных услуг.

Занимаемые респондентками должности в зависимости от отрасли их трудоустройства выглядят следующим образом. В сфере торговли преимущественной является должность менеджера по продажам (48,8%). Далее следуют должности: менеджер отдела

Торговля

Банковский сектор экономики Образование Администативная.. Строительство и недвижимость Производственная. Рекламная деятельность Страхование Социальные и бытовые услуги Культура

0 10 20 30

Рис. 2. Трудоустройство выпускниц специальности «Менеджмент организации» по отраслям экономики, %

1 21,3

116, 8

1 15,3

1 13,8

10,4

1 ,9

15,4

1 3,9

□ 2,5

]1,5

(23,2%), бухгалтер (14 %), товаровед (9,3%), главный бухгалтер (4,6%).

В банковском секторе экономики наши выпускницы представлены на таких должностях, как: менеджер (по продажам финансовых услуг, по эквайрингу и т.п.) - 29,4%; специалист (по кредитованию, по кадровому администрированию и т.п.) - 23,5%; операционист (17,6%); старший инспектор (17,6%); начальник отдела (8,8%); заместитель руководителя отделения (2,9%).

Ежегодно по результатам защиты дипломных проектов студенты получают рекомендацию для поступления в аспирантуру, конечно, не все, а только те, кто за время учебы проявил способность к научно-исследовательской деятельности; 90% среди таких студентов - девушки. Поступив в аспирантуру и защитив кандидатские диссертации, многие девушки остаются работать преподавателями в вузе, реализуя научно-педагогическую и управленческую карьеру. Наши респондент-ки, трудоустроенные в сфере образования, занимают такие должности, как: преподаватель в вузе (доцент - 48,3%, старший преподаватель - 16,1%, ассистент - 16,1%); преподаватель в ссузе (9,7%); документовед в деканате (3,2%); председатель профсоюзной организации студентов (3,2%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В администрациях городов и районов Пензенской области, а также в государственных структурах респондентки представлены на таких должностях, как: специалист (39,3%), инспектор (21,4%), ведущий специалист (17,8%), старший инспектор (17,8%), главный бухгалтер (3,6%).

В организациях строительного профиля наши выпускницы работают на таких должностях, как: экономист-сметчик (28,6%), бухгалтер (23,8%), менеджер по продажам (19%), заместитель директора по финансам (9,5%), начальник отдела (9,5%), инженер (9,5%).

Как видно из представленных данных, приоритетной для девушек оказалась финансово-экономическая деятельность. Подобная картина наблюдается и при анализе трудоустройства выпускниц в организациях про-

мышленной отрасли. Такие должности, как бухгалтер, экономист, ведущий экономист, чаще всего встречаются в ответах респонден-ток. Хотя были отмечены и такие должности, как инспектор по кадрам, логист, инженер (по нормированию труда, по снабжению).

Есть среди наших выпускниц и такие, кто реализовал себя в сфере культуры, - руководители танцевальных студий и организаторы детских праздников.

На основании изложенного можно заключить, что полученная девушками специальность «Менеджмент организации», позволяет им реализовываться в самых разных отраслях народного хозяйства и сферах деятельности, предоставляя возможность работы в организационно-управленческих структурах, планово-экономических и финансовых подразделениях фирм, службах маркетинга, анализа и прогнозирования, отделах по связям с общественностью, информационно-рекламных и представительских центрах. Менеджер - широко образованный специалист по рациональному управлению экономикой, кадрами, производственной и социальной инфраструктурой.

Вполне удовлетворены полученной управленческой специальностью 91% ре-спонденток. Хотя на вопрос об их востребованности на рынке труда ответ не прозвучал абсолютно утвердительно: «скорее да» - таков был ответ 72,3% девушек.

Среди основных факторов привлекательности работы по занимаемой должности были отмечены: возможность реализации своих способностей (72,3%), творческий характер работы (51%), наличие вокруг интересных, интеллектуальных, «содержательных» людей (46,8%), гарантированная и относительно достаточная зарплата (33%).

Ранжирование личных качеств, которыми должна, на взгляд респонденток, обладать женщина-менеджер и которыми респондентки реально обладают, представлено на рис. 3.

Для того чтобы добиться успеха, к женщине-руководителю предъявляется много требований, в том числе и в разрезе тех качеств, которыми она должна обладать. Из дан-

Организаторские способности Требовательность, ответственность Профессиональные знания Чувство долга, добросовестность Личная организованность Инициативность, увлеченность Умение убеждать Внешняя привлекательность Тактичность, доброжелательность Доброта, мягкость

1

—,

вт

0 5 10

□ Ранги качеств самооценки опрашиваемых девушек И Ранги качеств

Рис. 3. Ранжирование личных качеств, которые необходимы женщине-менеджеру и которыми реально обладают выпускницы специальности «Менеджмент организации»

ных рис. 3 видно, что основными качествами, необходимыми женщине-менеджеру, опрошенные девушки считают: организаторские способности, требовательность, ответственность, профессиональные знания, личная организованность, умение убеждать. Такие качества, как внешняя привлекательность, доброжелательность, мягкость, в ранжировании заняли последние места.

Из качеств, необходимых женщинам-руководителям, девушки отметили у себя следующие: личная организованность, добросовестность, организаторские способности, профессиональные знания, внешняя привлекательность. В то же время им явно недостает таких качеств, как требовательность, умение убеждать, инициативность.

Успех в профессиональной карьере, по мнению работающих менеджерами девушек, возможен благодаря:

• использованию природных качеств, свойственных женщине - добросовестность, ответственность, усидчивость, коммуникабельность, собранность, аккуратность, интуиция (69,8%);

• наличию ценных практических навыков (53,2%);

• умению налаживать деловые контакты (51,5%);

• высокой уверенности в себе и своих силах (44,7%);

• трудолюбию (29,8%).

Преобладание мужчин на руководящих

должностях девушки объясняют тем, что мужчины занимают более высокие должности и руководящие посты в силу сложившейся практики, социокультурных традиций (57,8%), они также быстрее делают карьеру, так как имеют для этого больше времени и возможностей, чем женщины (40,1%).

Состоятельность своей карьеры девушки оценивают следующим образом. Для одной третьей респонденток так называемым пределом мечтаний является достижение должности директора организации/фирмы (33,2%). Другая треть респонденток состоятельность карьеры связывает с владением и развитием собственного бизнеса (29,8%), при этом часто указывается и доход, который должен приносить организованный бизнес: респонденток до 30 лет устроил бы доход не менее 100-150 тыс. р./мес., от 30 до 40 лет - не менее 200-300 тыс. р./мес. Менее амбициозны 17,8% респонденток, которые состоятельность своей карьеры определяют достижением должности начальника отдела (17,8%); 6,8% респонденток, работающих в вузе, состоятельность карьеры связывают с достижением должности профессора кафедры.

Рейтинг личных приоритетов жизненных ценностей опрашиваемых девушек распределился следующим образом:

• первое место заняли «семья» и «воспитание ребенка (детей)»;

• второе место - «социальная безопасность» с точки зрения уверенности в завтрашнем дне;

• третье место делят «карьера» и «деньги»;

• далее следуют «отдых и развлечения» и «власть и влияние».

Из ответов видно, что работа занимает важное место в жизни девушек, но семья - пер-

вое. По мнению девушек, семья и дети - вот те, ради кого они стараются быть успешными.

Что же конкретно делали девушки в период обучения в вузе, чтобы обеспечить себе карьерный рост? На первом месте по значимости стояли учеба и овладение новыми методиками по дисциплинам специальности: училась на «отлично» и «хорошо» - такой ответ дали 69,8% респонденток. Также среди альтернативных вариантов отмечены: «активно участвовала в общественной жизни вуза/факультета» (42,5%), «получала дополнительное образование» (17%), «совмещала учебную и производственную деятельность» (10,6%), «занималась самообразованием (читала специализированную литературу, посещала профессиональные мастер-классы и семинары)» (8%).

Помимо учебной деятельности, которая, как мы выяснили, являлась приоритетной для респонденток, 43,8% девушек занимались научной работой в рамках студенческих научных кружков под руководством ведущих преподавателей. 24,6% девушек принимали участие в культурной жизни вуза/факультета: состояли в различных творческих коллективах, помогали организовывать культурные мероприятия, обеспечивали их техническую и информационную поддержку.

В работе фирм самоуправляемого Института студенческих лидеров, который является одним из механизмов внеаудиторной работы со студентами в нашем университете, принимали участие 72,3% респонденток. Они отмечают, что благодаря этой работе приобрели опыт в области совместной деятельности, планирования своей деятельности и задач участников, взаимодействия с вышестоящими руководителями.

Среди основных характеристик, которые в наибольшей степени развил вуз, респон-дентками были отмечены: профессиональные знания и личностные качества (степень развития каждой характеристики по пятибалльной шкале оценена на 4,27), профессиональные умения и навыки (3,81), мотивация труда и трудовые ценности (3,81).

Своими конкурентными преимуществами как выпускников Института экономики и менеджмента ПГУАС девушки назвали: умение налаживать контакты с людьми (58,7%), способность жить и работать в системе (48,5%), умение ценить и эффективно использовать время (33,2%).

Ожидаемое единодушие респондентки проявили при ответе на вопрос: «Могут ли женщины успешно заниматься предпринимательством, быть руководителем, управлять людьми?». Все опрошенные девушки ответили «да».

Среди конкурентных преимуществ руководителей-женщин (по сравнению с руководителями-мужчинами) девушки выделили: добросовестность и ответственность, склонность женщин к воспитательному поведению, а также инстинктивные качества «домашнего управленца», которые переносятся и на менеджерскую практику женщин. Верно как-то сказала Маргарет Тэтчер, британский политик: «Любая женщина, понимающая проблемы, которые возникают при управлении домом, может понять проблемы, которые возникают при управлении страной».

Заняться карьерой, уже имея семью (мужа, детей), на взгляд респонденток, является более предпочтительным, чем сделать карьеру, а уже потом создавать семью. Но идеальный, на их взгляд, вариант - развивать оба направления параллельно (55,3%).

Все опрошенные девушки считают, что в перспективе число женщин-руководителей и бизнес-леди будет повышаться. Среди причин этого роста они отметили:

• тенденцию роста стремления женщин к независимости от мужчин (в основном материальной независимости);

• эмансипацию женщин;

• проявление у женщин более сильной мотивации к выживанию и стремление жить лучше;

• уменьшение значения сложившихся стереотипов о роли женщины только как жены и матери. Женщина вполне способна не в ущерб своей семье построить вполне успешную карьеру;

• всё большую независимость и самостоятельность женщин на фоне снижения привлекательности сегодняшних мужчин.

Подытожить высказывания респонденток мы можем мнением А. Левинсона, руководителя отдела социально-культурных исследований «Левада-центра»: «У нас имеет место, кризис мужской роли и. маскулинизация1 роли женщины» (Подняться выше., 2013, с. 7). На наш взгляд, с этой точкой зрения сложно не согласиться.

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАШЕГО ВУЗА

Научить студенток практическим навыкам управленческой деятельности в рамках традиционных аудиторных занятий очень сложно, а может быть, и невозможно. Поэтому становится актуальной разработка эффективной системы профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений с учетом их гендерных особенностей на основе научно-методических подходов, обеспечивающих ускорение процесса адаптации выпускниц к условиям социально-экономической среды и социальную защищенность молодых специалисток на рынке труда, а также стимулирование и поддержание их усилий, направленных на максимальное использование личностных возможностей.

В этой связи, нам кажется, интересен реальный опыт нашего Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. У нас разработана и реализована система непрерывной практической подготовки студентов применительно к будущим

1 Маскулинность (лат. таяеыПпш - мужской) - комплекс характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам (активность, сила, агрессивность, доминирование, амбициозность и пр.).

руководителям-женщинам. Ее суть состоит в комплексной поэтапной и непрерывной бизнес-подготовке студенток в течение всего периода обучения в вузе, способствующей более быстрому вхождению выпускниц в процесс управления организацией и их карьерному росту (рис. 4).

Ее главная задача - дать девушкам опыт практической деятельности еще в период вузовского обучения. Поэтому вся учебная, научная и воспитательная работа со студентками нацелена на практическое образование, формирование у студенток навыков реальной деятельности в мире рыночной экономики, достаточных для их трудоустройства в престижную организацию сразу же после окончания вуза.

Внеаудиторная внутривузовская работа со студентками представляет собой комплекс мер, обеспечивающих поэтапную и непрерывную бизнес-подготовку студенток в течение всего периода обучения в вузе за счет разработки механизмов реализации системы, которые представлены:

• институтом студенческих лидеров -подготовкой руководителей различных органов студенческого самоуправления;

• системой интенсивного введения в профессию на младших курсах;

• рейтинговой системой учета и стимулирования практической подготовки студенток;

• фирмами студенческого научно-производственного отряда;

• производственными практиками, экономическими конференциями, конкурсами, олимпиадами;

• курсовым и дипломным проектированием по тематике, имеющей практический выход;

• системой содействия трудоустройству выпускниц.

Важная часть всей внеаудиторной работы отводится Институту студенческих лидеров, который предоставляет возможность студенткам участвовать в структурах студенческого самоуправления, охватывающих различные формы клубной работы. Основ-

ная цель Института студенческих лидеров -практическое бизнес-образование студенток, формирование у них навыков реальной деятельности, необходимых для трудоустройства сразу же после окончания высшего учебного заведения. Конкретными задачами Института студенческих лидеров являются:

• создание самоуправляемой системы формирования, подготовки и самореализации студенческих лидеров;

• формирование и постоянное поддержание в студенческой среде благоприятного

психологического климата, укрепление горизонтальных и вертикальных связей между студентками разных курсов, групп и в самих группах, между студентками и преподавателями;

• организация студенческих фирм по интересам, удовлетворяющих те или иные потребности общества;

• развертывание реальных бизнес-полигонов, позволяющих студенткам совершенствовать навыки работы «в команде» и будущей практической деятельности в целом, для последующего перехода в реальный бизнес.

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК УПРАВЛЕНЧЕСКИХ II ЭКО!ЮМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СИСТЕМА

РАКТИЧЕСКОЙ ПОД! ОТОВЕСИ СТУДЕН ВО 13 РЕМ Я ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ок

Цель; ицщитизка и адаптации >." 1 ул г н 1 ос к будущей профессиональной деятельности посредством приобретения гракшческих навыков

ИНТЕНСИВНОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ НА МЛАДШИХ КУРСАХ

Задача; создание условий для осознанного аыоора с | уде]г гамм

младших курсов направления свосн дальнейшей специализации

Про ведение се^нар^и и тренингов 11 и л руководством л к-л ей и з &нзкес-среды

ИНСТИТУТ СТУДЕ] 1ЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ

Задача; пси]учение студентками реального опыта менеджерской работы сшг ь период обучения и аул:

У Ч ЛСТ ИЕ СТ УД ЕН ТО К В ОЛИМПИАДАХ И

К011ФЕРЫЩИЯХ ВСЕРОССИЙСКОГО МАСШТАЬА

Задача: углубление самое] од |"е [ъиосгн е Iуденчо к, повышение их активности, Солла н не II ре;ю осът ло к дл я обеспечения продолжении образования а магистратуре [1 асл ираитуре

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ II УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ, КУРСОВОК И ДИПЛОМНОЕ и РОЕК ГИРОВАНИЕ

Задача: практическая работа студенток в период ооучения н вуле с работодателями <с ][ос тедующнн ТруДОуС фОИС гвом ]

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА И СТИМУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОД] О ГОВКИ СТУДЕ] 1ТОК

Зпд-'Л а; актнвиэання практической леч I С,] ько-. I н студенток, создание мотивов для пч участка но внеучебных реальных практических делал

ГР У ДО У СТРОЙ СТВО 13ЫПУСКПИЦ

^адач^; способсч»ованне трудоустройству вьн ]ускниц

Развитие внутренней снужоы эаннI ос Iн

— Реклама Е] РК вуза

С11С ГНМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОК

Цель: создан и с условий н возможностей для успешном социализации

Проект; «УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОЙ КАРЬЕРОЙ»

Цель: освоение основных техник и технологий ][лакирования н управления карьерой

Проект: «ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель; формирование предпринимательской мимлЕтенчносгн будущих менеджеров

Проетгт: «ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМ Е131 ОРГКУЛЬТУРЫ В С1 УДЕПЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮН

Це..ь: создание у С1 уден го в базовой нулыурьт менеджеров ор| анизации

Проект; «ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ УПРАВЛЕНИЯ СОБС ГВЕППОЙ ЖИ31 IЕДЕЯТЕЛЬ! IОСТЬЮ»

Цель: прнвптпе основных технологий персонально] о менеджмента

Проеш : «ОЬУЧЕНИЕ ИСКУСС ГНУ УПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 11 ДОМАШНИМ ХОТЯ ПС 1 ВОМ»

Цель: обучение студенток основам рационально! о ведения домашнею шоста

IJpoe.il-: «ОБУЧЕНИЕ ИИ ЮЛЬЗОВАНИЮ

1Н[ 1Д1 1"ЕЗЫХ ОСОьЕПНОС I ЕЙ ДЛЯ САМОПРОДВИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В МЕНЕДЖМЕНТЕ И БИЗНЕСЕ»

Цель: ускоренно процессов адаптации и продвижения девушек на рынке управленческою ¡руда и в бизнесе

Рис. 4. Модель комплексной системы профессиональной подготовки студенток управленческих и экономических специальностей к трудовой деятельности

В нашем самоуправляемом студентами Институте студенческих лидеров - семь факультетов: делового администрирования, менеджмента в бизнесе, науке, культуре, журналистике, спорте, профсоюзный актив. По существу, это более 40 студенческих фирм, где (в основном) студентки осваивают реальную управленческую деятельность.

Значительная роль в системе профессиональной подготовки студенток к трудовой деятельности отведена социальной поддержке студенчества, которая осуществляется выпускающей кафедрой на основе специальных образовательных технологий, представленных комплексом проектов:

• «Управление личной карьерой» (Резник, Игошина, 2011), целью которого является освоение основных техник и технологий планирования и управления карьерой;

• «Обучение основам предпринимательской деятельности» (Основы предпринимательской..., 2013), целевая направленность которого заключается в формировании предпринимательской компетентности будущих менеджеров;

• «Формирование современной организационной культуры в студенческой среде» (Резник, Черниковская, 2012), цель которого ориентирована на выработку у студентов базовой культуры менеджеров организации;

• «Обучение искусству управления собственной жизнедеятельностью» (Резник, Бондаренко, 2013). Его цель - привить студентам основные технологии персонального менеджмента;

• «Формирование личной конкурентоспособности» (Резник, Сочилова, 2012), цель которого состоит в освоении студентами технологий формирования собственной конкурентоспособности;

• «Обучение студентов искусству управления семейной экономикой и домашним хозяйством» (Менеджмент в домашнем., 2012). Его цель - обучить студентов основам рационального ведения домашнего хозяйства;

• «Обучение использованию гендерных особенностей для самопродвижения женщин

в менеджменте и бизнесе» (Гендерный менеджмент., 2009), который ориентирован на ускорение процессов адаптации и продвижения девушек на рынке управленческого труда и в бизнесе.

Реализация в нашем вузе всех этих проектов - мощный дополнительный фактор социальной и психологической жизненной поддержки студентов и их основной массы -девушек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значительная часть женщин сегодня стремится к достижению высокого социального статуса, успеха, карьеры, получению удовлетворения от профессиональной деятельности. Опрошенные нами девушки - не исключение. Наш ответ на вопрос: «Стали ли студентки менеджерами?» можно считать утвердительным, но с учетом определенных комментариев.

К категории руководителей высшего звена управления организацией относятся должности 5,5% наших выпускниц. Надо отметить, что топовые позиции выпускниц нашего института в организациях ограничиваются уровнем заместителя директора. Причем, как правило, фигурирует должность заместителя директора по финансам (финансового директора) или заместителя руководителя отделения (в банковской сфере). К категории руководителей высшего звена управления организацией относится и главный бухгалтер, представительство на данной должности также было отмечено среди наших выпускниц.

Среди руководителей среднего звена управления организацией (8,5%) наши выпускницы представлены в должности начальников отделов.

Менеджерами низового звена (32,8%) являются те выпускницы, которые работают на должностях менеджера по продажам, менеджера по работе с клиентами, менеджера по туризму и т.п.

Специалисты высшего уровня квалификации (52,8%) представлены для наших выпускниц такими должностями, как администратор, ведущий специалист, старший инспектор, преподаватель в вузе, экономист, бухгалтер, специалист (по кредитованию, кадровому администрированию).

Выпускницы представлены и на должностях технических специалистов (2,9%), которые заняты оформлением документации, учетом и хранением информации.

Свой собственный бизнес имеют 6% наших выпускниц.

В то время как мужчинам управленческие посты достаются «по праву сильного», женщина должна прикладывать вдвое больше усилий, чем мужчина, чтобы реализовать себя в качестве успешного руководителя. Поэтому студенткам управленческих специальностей вузов необходимо прилагать максимум усилий в период обучения, чтобы обеспечить себе реальную конкуренцию юношам (и даже мужчинам) на рынке труда. В общем, права у них те же, что и у мужчин, но обязанностей, к сожалению, значительно больше.

Для того чтобы повысить свою востребованность на рынке управленческого труда, студенткам следует взять на вооружение следующие рекомендации:

• со студенческой скамьи пробовать себя в различных сферах, выбрать для себя самое интересное, в чем хотелось бы развиваться в дальнейшем;

• в период обучения в вузе не стоит быть «серыми» мышками, необходимо активнее проявлять себя в различных видах аудиторной и внеаудиторной работы;

• совмещать (по мере возможности) учебу в вузе с производственной деятельностью. После окончания вуза сложно найти достойную работу, не имея никакого практического опыта;

• использовать любые возможности организаторской деятельности за период учебы в различных сферах. Это может быть организация культурных массовых мероприятий института, спортивных мероприятий, а так-

же участие в структурах студенческого самоуправления;

• постоянно заниматься самообразованием, общаться с предприимчивыми и интересными людьми, стараться применять полученные знания на практике;

• участвовать в научно-исследовательской работе, творческой деятельности. Выполнение научно-исследовательских работ позволяет развивать аналитические и креативные способности, необходимые для выбранной профессии менеджера;

• приобретать навыки публичных выступлений и совершенствовать ораторское мастерство. Это поможет преодолеть скованность, развить умение общаться с людьми в любых ситуациях;

• формировать и развивать в себе лидерские качества;

• больше верить в себя и свои силы, видеть перед собой амбициозную цель и двигаться к ней.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что XXI в. характеризуется нарушением привычного гендерного порядка: социальные роли и обязанности, которые традиционно предписывались мужчинам и женщинам, претерпевают изменения. Поэтому все чаще можно видеть деловых, богатых женщин, счастливых благодаря своей мудрости в семье и успешных благодаря своему опыту в профессиональной сфере, что позволяет изменить отношение к традиционному представлению об ограниченных возможностях менеджеров-женщин.

Литература

Женщины и мужчины России. 2012: Статистический

сборник. М.: Росстат, 2012. Журенков К. Подняться выше пола // Огонек. 2013.

4 нояб. № 43. С. 6-7. Макарова С.Н. Управление трудовым потенциалом руководителей-женщин: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пенза, 2004.

Макарова С.Н., Резник С.Д. Профессиональная под- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

готовка женской части студенчества к актив- тут/^^гглптугст

ному продвижению в бизнесе и структурах JrlL^i Сг¥1/1

управленческой деятельности: монография. Пенза: ПГУАС, 2012.

Мониторинг рынка труда топ-менеджеров в России (2000-2007 гг.) / Под ред. С.Ю. Рощина, С.А. Солнцева: Препринт WP15/2009/02. М.: ГУ ВШЭ, 2009. С. 53.

Резник С.Д., Бобров В.А., Егорова Н.Ю. Менеджмент в домашнем хозяйстве: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012.

Резник С.Д., Бондаренко В.В., Удалов Ф.Е. Персональный менеджмент: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013.

Резник С.Д., Глухова И.В., Назарова Н.А., Черницов А.Е. Основы предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под общ. ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013.

Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза. Технологии обучения и профессиональной карьеры: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.

Резник С.Д., Макарова С.Н. Гендерный менеджмент: женщины в управлении: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009.

Резник С.Д., Макарова С.Н. Профессиональная подготовка молодежи: смогут ли студентки стать менеджерами? (опыт регионального вуза) // Народонаселение. 2003. № 1. С. 60-73.

Резник С.Д., Сочилова А.А. Основы личной конкурентоспособности: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012.

Резник С.Д., Черниковская М.В. Формирование организационной культуры в студенческой среде: Учеб. пособие. Пенза: ПГУАС, 2012.

Рейтинг самых влиятельных женщин в России // Фи-нанс. 2009. № 7.

Россия в цифрах. 2013: Краткий статистический сборник. M.: Росстат, 2013.

Ярская-Смирнова Е. Всё решает старт // Огонек. 2013. 4 марта. № 8.

Global Employment Trends for Women 2012 / International Labour Office. Geneva: ILO, 2012. December.

Рукопись поступила в редакцию 03.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.