Научная статья на тему 'Формирование и развитие лидерских качеств студенток-менеджеров для их активного продвижения в бизнесе и структурах управленческой деятельности: тактика поведения студенток в период обучения в вузе'

Формирование и развитие лидерских качеств студенток-менеджеров для их активного продвижения в бизнесе и структурах управленческой деятельности: тактика поведения студенток в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ГЕНДЕР / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / VOCATIONAL TRAINING / LEADER QUALITIES / GENDER / ADMINISTRATIVE ACTIVITY / PERSONAL COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова С. Н.

В данной статье представлены рекомендации студенткам управленческих специальностей высших учебных заведений по формированию и развитию лидерских качеств, способствующих повышению конкурентоспособности молодых выпускниц на рынке управленческого труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the leader qualities of female students-managers for their active advance in business and structures of administrative activity: female students behavior tactics during their studies at the university

The article contains recommendations to female students of administrative faculties in higher educational establishments on formation and development leader qualities promoting increase of competitiveness of young female graduates in the market of administrative labour.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие лидерских качеств студенток-менеджеров для их активного продвижения в бизнесе и структурах управленческой деятельности: тактика поведения студенток в период обучения в вузе»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 378.147

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК-МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ ИХ АКТИВНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ В БИЗНЕСЕ И СТРУКТУРАХ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОК В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© С. н. МАКАРОВА Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,

кафедра менеджмента e-mail: [email protected]

Макарова С. Н. - Формирование и развитие лидерских качеств студенток-менеджеров для их активного продвижения в бизнесе и структурах управленческой деятельности: тактика поведения студенток в период обучения в вузе // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 415-421. - В данной статье представлены рекомендации студенткам управленческих специальностей высших учебных заведений по формированию и развитию лидерских качеств, способствующих повышению конкурентоспособности молодых выпускниц на рынке управленческого труда.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, лидерские качества, гендер, управленческая деятельность, личная конкурентоспособность.

Makarova S. N. - Formation and development of the leader qualities of female students-managers for their active advance in business and structures of administrative activity: female students behavior tactics during their studies at the university // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 415-421. - The article contains recommendations to female students of administrative faculties in higher educational establishments on formation and development leader qualities promoting increase of competitiveness of young female graduates in the market of administrative labour.

Keywords: vocational training, leader qualities, gender, administrative activity, personal competitiveness.

Человек, которому повезло, - это человек, который делал то, что другие только собирались сделать.

Жюль Ренар, французский писатель

Набирающая темпы эмансипация, создает предпосылки увеличения количества женщин в управленческой и бизнес среде, однако по-прежнему в составе руководителей высшего звена с большим отрывом доминируют представители сильного пола. Так, по данным статистического сборника «Женщины и мужчины России», руководителей и представителей органов власти и управления всех уровней, включая руководителей организаций, выявлено 60,9 % мужчин и только 39,1 % женщин [3]. Однако среди выпускников управленческих и экономических специальностей вузов (по данным того же источника) на начало 2009-2010 учебного года - 69 % девушек (рис. 1).

Подобная ситуация характерна и для других направлений профессиональной подготовки: образование и педагогика (девушек среди студентов 74 %), здравоохранение (74 %), культура и искусство (73 %) и др. но эти сферы деятельности традиционно считают-

ся и остаются женскими, чего нельзя сказать о сфере управления.

женское лидерство в реальном российском производстве продолжает оставаться на довольно низком уровне, что с одной стороны, связано с трудностями управления предприятиями в современных условиях, а с другой - обуславливается патриархальными стереотипами нашего общества, материальной основой которых является мужское управление женской рабочей силой. В связи с чем обозначается некий, в том числе и научный, парадокс: вузы готовят управленцев - девушек, а реальные управленческие места занимают мужчины.

Сложившаяся ситуация, в которой женщины и мужчины занимают неравные позиции на рынке управленческого труда, является, в том числе, и следствием развития гендерных различий в период вузовского обучения. У юношей уровень конкурентоспособности

более развит, чем у девушек, они имеют более четкие цели, более креативны и независимы [4]. Девушки же в учебе усерднее, лучше учатся, им больше помогают родители, и, как следствие, их значительно больше на престижных управленческих специальностях. но вот ждет ли их управленческое будущее?

Кафедрой «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства проводится комплексное исследование в рамках научно-исследовательского проекта, выигранного в РГНФ и реализуемого в 2011-2012 гг., одной из задач которого является разработка научно-методических подходов, обеспечивающих эффективное функционирование системы профессиональной подготовки к новым социально-экономическим условиям выпускников высших учебных заведений на основе гендерного подхода.

Использование полученных профессиональных знаний на практике для руководителей-женщин, а тем более для молодых выпускниц вузов сопряжено с определенными трудностями, которые во многом объясняются высокими социальными и экономическими барьерами, поджидающими женщин в сфере менеджмента.

гендерная специфика современной российской культуры такова, что женщина - руководитель, лидер, предпринимательница, имеющая высокий потенциал личности, способная стать генератором социального развития, сталкивается как со скепсисом социума, так и с преодолением собственных гендерных стереотипов [5].

Поэтому в период учебы в вузе девушки-студентки должны прилагать максимум усилий, чтобы обеспечить себе реальную конкуренцию юношам (и даже мужчинам) на рынке управленческого труда. Сегодня студентки окончательно и бесповоротно убеждаются в старой истине: спасение утопающих -дело рук самих утопающих. Поэтому они ни в коем случае не должны быть пассивными участницами образовательного процесса.

Во многом карьерный рост зависит от усилий самих студенток. Быть востребованными выпускни-

цами на рынке труда - это не только «блестящий» диплом, но и различного рода стажировки в преуспевающих фирмах (организациях), производственная деятельность, самоподготовка, научно-исследовательские работы и другие виды деятельности. В условиях отсутствия защитных механизмов для выпускниц вузов, им необходимо задумываться о проблеме трудоустройства, начиная с младших курсов студенческой скамьи. Если выпускницы управленческих специальностей сегодня хотят быть востребованными на рынке труда, то учебу в вузе на «4» и «5» следует расценивать как необходимое для этого условие, но явно недостаточное [7].

Возрастающая конкуренция на рынке труда требует подготовки молодых специалистов, не только владеющих специальными знаниями и умениями (деловитость, готовность к выполнению разнообразных видов деятельности), но и обладающих личностными лидерскими качествами (способность к само-презентации, мобилизации своего индивидуального потенциала и активизации возможностей других), обеспечивающими им профессиональную мобильность и конкурентоспособность [9].

Следовательно, для обеспечения высокой конкурентоспособности на выходе из вуза девушкам необходимо формировать и развивать у себя лидерские качества, способствующие ее повышению.

В рамках данного исследования был проведен анкетный опрос двухсот студенток старших курсов (4 курс - 42,5 %, 5 курс - 57,5 %) пензенских вузов, обучающихся по специальностям: «Менеджмент организации» (65,5 %), «Экономика и управление на предприятии» (34,5 %). Проведенный анализ активности и проявления лидерских качеств студенток экономических и управленческих специальностей в период обучения в вузе дает возможность заключить следующее.

Только 23,3 % студенток сделали свой профессиональный выбор, руководствуясь своими способностями и возможностями - личностным интересом и устремлениями. 35,0 % студенток при выборе специальности руководствовались советами близких людей: родителей, родственников; 28,3 % - престижностью профессии и ее прибыльностью в будущем (рис. 2).

120

100

80

60

40

20

63 36 ■ 39 19 "1- 26 7 26 27 7 31 ■ 66 80 80

\ 163 61 74 74 У3 69 Г

■ ■ ■ [20 1201

© я?

£ ГО 8 § & © ю с О

0

^ с

О ©

0

■ Женщины □ Мужчины

Рис. 1. Распределение по полу студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования по группам специальностей и направлениям подготовки

на начало 2009/2010 учебного года, %

Мне было все равно, лишь бы поступить Мода на специальность Прибыльность профессии в будущем Возможность быстрого карьерного роста Повлияли мнения близких людей Престижность профессии Личностный интерес, устремления

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Рис. 2. Причины выбора студентками управленческой (экономической) специальности, %

50,0 % студенток в вуз привело желание получить высшее образование, причем ни о какой внутренней тяге или личном стремлении к менеджерской работе речь не идет. данный фактор значительно снижает эффективность вузовской подготовки специалистов, так как без мотивации самых студенток даже самые лучшие образовательные программы окажутся малоэффективными.

Помимо учебной деятельности, которая является основной для 37,0 % студенток, 29,6 % студенток занимаются научной работой в рамках студенческих научных кружков под руководством ведущих преподавателей. 25,9 % студенток принимают участие в культурной жизни вуза/факультета. Только 1,9 % студенток реализуют себя в предпринимательской деятельности.

Более третьей части студенток (37 %) имеют опыт работы и собственные источники заработка, что подтверждает высокую степень устремленности этих

студенток, проявления лидерских качеств и осознанности значимости практических навыков для дальнейшей карьеры. Среди должностей, которые занимают студентки (рис. 3), преобладают должности, в основном связанные с продажей товаров и услуг: менеджер по работе с клиентами (26,0 %), менеджер по продажам (17,8 %), продавец-консультант (21,9 %), промоутер (21,9 %). Надо отметить, что в процессе работы на этих должностях студенты приобретают одно из важных качеств менеджера - умение общаться с людьми.

На первое место среди целей трудовой деятельности за время учебы в вузе студентки ставят получение личных денежных средств (41,2 %). Получение практических навыков и стажа работы по специальности является преимущественным для 32,3 % студенток. для 26,5 % студенток цель трудовой деятельности заключается в реализации и развитии своих способностей.

Промоутер Торговый консультант Продавец-консультант Менеджер по работе с клиентами Менеджер по продажам

0 5 10 15 20 25 30

Рис. 3. Занимаемая должность студенток, имеющих опыт работы, %

из качеств, необходимых женщинам-руководи-телям, у студенток отмечено наличие таких, как: исполнительность, нравственность, коммуникабельность, внешняя привлекательность. В то же время им явно недостает таких качеств, как: профессиональноуправленческая компетентность, предприимчивость, организаторские качества, расчетливость, способность идти на риск.

Преимущественными лидерскими качествами студенток являются решительность, энергичность и страсть к работе, которая позволяет поддерживать

интерес к деятельности, увеличивая ее эффективность и результативность. В то же время, им явно не хватает харизматичности и умения «зажигать» людей (рис. 4).

Студентки в большинстве своем честолюбивы: 44,6 % надеются в будущем реализовать себя в качестве руководителей и специалистов, 16,9 % - в качестве преуспевающей бизнес-леди. Здесь же надо отметить, что 31,9 % студенток, прежде всего, хотят видеть себя «счастливой женой и мамой, имеющей стабильный заработок», т. е. семья и карьера являются основными в числе приоритетов жизненных ценностей студенток.

Решительность Энергичность Страсть к работе Способность постоянно учиться Правильная самооценка Ориентированность на результат Умение "зажигать" людей Харизматичность Лидерские качества мне не свойственны

0 5 10 15 20 25

□ 20,9 19,8

] 3,3

Ц 2,2

■8,8

9,9

■ 13,2

11

11

Рис. 4. Лидерские качества, проявление которых свойственно студенткам, %

81 % респонденток имеют планы на получение второго высшего образования. Причем 68 % студенток отметили, что это будет юридическое образование.

Одним из существенных факторов, определяющих картину на рынке труда, является совокупность требований, ожиданий работодателя по отношению к работнику. Требования работодателей к специалистам достаточно высоки. Вот список качеств, которые особо ценят современные руководители в своих подчиненных:

- опыт и знания (глубина профессиональных знаний, понимание ступеней работы);

- качество работы и надежность (тщательность и точность выполнения работы, ответственность; степень уверенности руководителя в том, что данный работник выполнит свое задание);

- способности, инициатива и творчество (степень активной заинтересованности в выполнении работы; способность к выдвижению оригинальных идей, решений, путей, повышение культуры, расширение кругозора, развитие способностей);

- целеустремленность и наличие плана достижения целей (потребность в достижении цели, ориентация на конечный результат; освоение техники личной работы; способность жить и работать по плану и системе);

- выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях, работоспособность);

- семейное благополучие работника;

- стремление к успеху, ориентация на удачу.

Анализируя ситуацию с конкурентоспособностью студенток на рынке труда, следует отметить основные показатели: уровень здоровья и работоспособность, уровень профессионализма и компетентности, уровень семейного благосостояния, уровень сознания, стремления работника, техника личной работы, карьерное и жизненное планирование и т. д.

Необходимо выделить критерии конкурентоспособности студенток на современном рынке труда с позиции качества рабочей силы по четырем основным параметрам: профессиональная квалификация, компетентность, уровень знаний; мотивация; культура

(ценности, ориентации и уровень развития); поведенческие характеристики (поведение на рынке труда -включает такие компоненты, как четкий план построения карьеры и поиска работы, определенность целей трудоустройства).

Следует отметить, что компаниям нужны молодые специалисты, обладающие, с одной стороны, системностью подхода и быстротой реакции на внешние изменения и, с другой стороны, сплавом следующих качеств:

- мыслительные качества - это сильные аналитические способности, системность, гибкость мышление, креативность, умение справляться с большим объемом информации и находить сложные решения в трудной ситуации;

- коммуникативные навыки - умение вести деловые переговоры для достижения результата, умение взаимодействовать с людьми, способность подать свою точку зрения наиболее эффективно, повести людей за собой, наличие долговременных связей;

- организаторские навыки - умение спланировать собственную деятельность и деятельность группы, умение поставить задачи, распределить усилия и задания, проконтролировать достижение результата, способность прогнозировать ситуацию;

- личностные качества - работоспособность, культура и интересы, семейное благополучие, умение взять ответственность за свои дела и за группу, высокая мотивация к достижению, стремление к развитию и успеху и т. д.

Таким образом, современный рынок труда требует от студенток, кроме высокого профессионализма, еще и особой ответственности, психологической готовности к различным сложным ситуациям. Значительную роль при этом играет необходимость постоянного самосовершенствования, как в профессиональном плане, так и в личностном.

Под конкурентоспособностью студенток понимается их способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности в престижной фирме с перспективой успешного продвижения вверх по служебной

лестнице. Эта задача требует серьезных и постоянных усилий самих студенток в течение всего периода обучения в вузе. Такие усилия должны опираться на три группы факторов обеспечения личной конкурентоспособности студенток в соответствии со значимостью, длительностью влияния, а также умением управлять самостоятельно каждым из этих факторов [8]. В частности, 1) группа личных качеств студенток (лидерские качества, целеустремленность, коммуникабельность, стремление к инновациям, наличие творческих способностей, умение работать в команде, высокая степень обучаемости, мобильность); 2) группа тактических факторов обеспечения личной конкурентоспособности (освоение технологий обучения в современном вузе; личная организованность: разработка и применение техники личной работы; составление планов личной деятельности на год, месяцы, недели, дни; расширение личного кругозора; умение быть интересной; повышение собственной привлекательности: культура, этика общения и поведения; постоянный самоконтроль результатов и процессов личной жизнедеятельности); 3) группа стратегических факторов обеспечения личной конкурентоспособности (получение фундаментальных знаний по направлению обучения; постоянное стремление к успеху; формирование и развитие навыков организаторской деятельности; развитие предпринимательских способностей; освоение будущей профессиональной деятельности с первого дня обучения в вузе; постоянное формирование и развитие долговременных деловых связей; наличие и реализация собственного плана жизни и карьеры; поддерживание высокого уровня работоспособности; обеспечение семейного благополучия; создание и постоянная забота о повышении собственной репутации; контроль факторов, влияющих на жизненное везение и удачу).

Таким образом, за время учебы в вузе студентки, помимо получения профессиональных знаний, должны осуществлять конкретные действия, способствующие быстрому вхождению выпускниц управленческих специальностей на рынок труда и их скорейшей адаптации в условиях социально-экономических трансформаций в обществе. Среди перечня подобных действий можно выделить:

- реальные стажировки в действующих фирмах и организациях;

- совмещение (по мере возможности) учебы в вузе с производственной деятельностью;

- участие в научно-исследовательской работе, творческой деятельности;

- активную позицию в различных видах клубной работы;

- постоянную самоподготовку;

- параллельное освоение дополнительных курсов: бухгалтерских, иностранных языков, компьютерных и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использование любых возможностей организаторской деятельности за период учебы в любых сферах;

- приобретение навыков публичных выступлений и совершенствование ораторского мастерства;

- формирование и развитие своих лидерских качеств.

Рассмотрим подробнее эти аспекты в самосовершенствовании лидерства и получении престижной работы и соответствующей должности.

Осуществлять реальные стажировки в действующих фирмах и организациях - это, пожалуй, основное, что обязана делать студентка, чтобы быть востребованной на рынке труда. Для начала необходимо найти ту организацию, в которой есть заинтересованность собрать о ней информацию - чем занимается, в какой отрасли и сфере действует, можно узнать историю организации и развития. Нелишне будет разузнать об организационной культуре, принятой в организации. Всему этому студенток обучит учебный курс «Технология карьеры» на первом курсе, а также даст практические советы и рекомендации в отношении первого и последующих посещений организации (форма одежды, манера поведения и т. д.). Студентке понадобятся качества, которые она приобрела в экономическом лагере и академии юных менеджеров - некоторая храбрость, общительность, начальные знания в области психологии, общения и управления. Если студентка зарекомендует себя как перспективную будущую сотрудницу, то организация не откажется от проведения в ней стажировок и практик и будет заинтересована в студентке.

Активным студенткам следует проявлять интерес к научно-исследовательской работе и творческой деятельности. Простое написание курсовых работ и выполнение стандартных условий учебного плана недостаточно для глубокого изучения особенностей различных тем, как в теоретическом, так и в практическом плане. Выполнение научно-исследовательских работ дает студентке обширные познания на определенные темы, она будет глубже и лучше разбираться в изучаемых вещах, а не поверхностно. К тому же, общаясь с преподавателями, студентка перенимает определенные знания, которые, порой, невозможно передать в аудитории.

Необходимо совмещать (по мере возможности) учебу в вузе с производственной деятельностью. Студентка почувствует свою значимость, повысит мотивацию к трудовой деятельности, научится рационально распределять и планировать свое время, приобретет практические навыки работы по специальности. После окончания вуза будет больше возможности трудоустройства на престижную работу, если студентка зарекомендует себя как ответственного сотрудника, способного к быстрому обучению и освоению необходимых навыков.

В студенческой жизни студентка должна устанавливать активную позицию в различных видах клубной работы. Она может участвовать в институте студенческих лидеров, быть менеджером одной из фирм. Здесь она сможет реализовать и развивать свои управленческие и лидерские способности, может дать волю своим способностям и интересам, реализовывать какие-либо проекты.

Осуществление постоянной самоподготовки заключается не только в чтении соответствующей специальной литературы, как думают многие, но и в осуществлении реальной трудовой деятельности, обучение непосредственно на предприятии.

За время обучения в вузе студенткам следует параллельно осваивать дополнительные курсы: бухгалтерские, иностранных языков, компьютерные и др., которые понадобятся на рабочем месте. В целом, все полученные знания никогда не оказываются лишними.

В вузе и за его пределами нужно использовать любые возможности организаторской деятельности в любых сферах. В студенческой жизни это может быть организация культурных массовых мероприятий института, к примеру, конкурсов «Алло, мы ищем таланты», «Студенческая весна» и др.

Приобретение навыков публичных выступлений и совершенствования ораторского мастерства поможет преодолеть скованность, развить умение общаться с людьми в любых ситуациях. Для этого, прежде всего, необходимо изучать литературу по технике речи и публичным выступлениям, следовать рекомендациям и советам, указанным в них и обсуждаемым в институте на семинарских занятиях. Но, главное - не изучение книг, а умение убедительно и грамотно говорить, излагать свои мысли, которое оттачивается с каждым последующим выступлением.

Необходимо формировать и развивать свои лидерские качества. Сам по себе управленческий опыт -это лишь одна из опор обучения. Вторую составляет постоянно пополняющийся объем теории, принципов, идей, примеров, навыков и приемов, то есть всего того, что составляет личную и практическую философию лидерства. Один из возможных пунктов программы -вести тетрадь, куда будут записываться попадающиеся цитаты, примеры и идеи, имеющие отношение к лидерству. Кроме того, можно завести специальную папку для статей и вырезок из газет.

Лидерству нельзя научить - ему можно только научиться. Если стараться - при наличии хотя бы небольших задатков - успех возможен. Человек даже самых скромных способностей упорным трудом и последовательными действиями, в конечном итоге, превзойдет прирожденного лидера, который ленив и полагается только на инстинкт, поскольку недостатки последнего с годами будут разрастаться подобно сорнякам. Если студентка собирается стать эффективным лидером, ей нужно выработать позитивную политику по отношению к удаче. Худшая из всех стратегий - это надеяться на удачу. Приемлемой она может быть только в исключительных случаях, когда больше ничего не остается. Если студентка достаточно хорошо мотивирована для лидерства и разработала программу самосовершенствования (которая может включать в себя помощь внешних обучающих консультантов), то для подготовки к поджидающим благоприятным возможностям необходимо заранее обдумать еще одну возможность - возможность неудачи.

Разработанная программа самостоятельного развития лидерства должна отражать страстное жела-

ние и твердое намерение максимально использовать свои таланты. Она должна быть сфокусирована на практических шагах. Если студентка будет действовать правильно, то станет лидером. Здесь нет никакой магии, но нет и рецептов быстрого успеха. Не нужно ждать, пока появиться нужное отношение, - на это могут потребоваться годы. Действия формируют отношение. Если сформировать образ человека, каким хотите стать, тогда все факторы начнут работать вместе, способствуя развитию [1].

Для развития лидерства студенткам-менедже-рам можно рекомендовать использовать нижеследующие процедуры [6]:

- выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, осознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т. п. Эта группа качеств характеризует различные параметры активности лидера. Процедуры индивидуальной самомотивации достаточно разработаны в соответствующей литературе и широко используются в практике менеджмента;

- развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся, прежде всего, профессиональная компетентность, порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет, развитый интеллект, проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели, и т. д.;

- обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т. п.;

- приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы.

Таким образом, ответ на вопрос: «Смогут ли студентки стать менеджерами?», - может быть утвердительным, но с учетом определенных дополнений: им необходимо быть на порядок «сильнее» юношей, чтобы противостоять патриархатным воззрениям на должность руководителя, как на сугубо мужскую. Ведь как справедливо заметила канадская писательница Шарлотта Уиттон [2]: «Любое дело женщине приходится делать вдвое лучше мужчины, чтобы заслужить хотя бы половинное уважение. К счастью, это нетрудно».

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект 11-16-58001а/В «Педагогика подготовки женской части студенчества к активному продвижению женщин в бизнесе и структурах управленческой деятельности»).

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаир Д. Психология лидерства. М.: Эксмо, 2007. 352 с.

2. Душенко К. В. Большая книга афоризмов. М.: Эксмо, 2007. 1056 с.

3. Женщины и мужчины России 2010. Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 283 с.

4. Котикова Д. С. Гендерные особенности формирования конкурентоспособности личности студентов в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.docme.ru/doc / 6910/kotikova-gendemye-osobennosti-formirovanii-konkurentospo.

5. Михайлова М. В. Социальная роль женщины-руководителя в современной российской гендерной куль-

туре. Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. М.: МГТУ, 2009. 25 с.

6. Панкрухин А. П. Развитие лидерских способностей. [Электронный ресурс] - режим доступа http://digest. subscribe.ru/business/psychology/n152862316.html.

7. Резник С. Д., Макарова С. Н. Гендерный менеджмент: женщины в управлении. М.: Финансы и статистика, 2009. 416 с.

8. Резник С. Д., Сочилова А. А. Личная конкурентоспособность студента // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 408-416.

9. Саляхов В. Ю. Формирование лидерских качеств студентов (на опыте подготовки менеджеров). Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград: ВГПУ, 2008. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.