Научная статья на тему 'Личная конкурентоспособность студента'

Личная конкурентоспособность студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2813
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление личной конкурентоспособностью / модель факторов конкурентоспособности / конкурентоспособность студента вуза / management of personal competitiveness / the model factors of competitiveness / competitiveness of high school students
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the framework for the management of personal competitiveness of the student during the training period at a university, a model of the factors of competitiveness of high school students during their studies, the results of research of the contents of the 400 students during their studies in college, made up of socio-economic portrait of the modern student. The model and mechanisms for managing the control system of personal competitiveness of university students during their studies at university.

Текст научной работы на тему «Личная конкурентоспособность студента»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 338.012

ЛИЧНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА ВУЗА:

СИСТЕМА И МЕХАНИЗМЫ

© С. Д. РЕЗНИК, А. А. СОЧИЛОВА Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,

кафедра менеджмента e-mail: annet@my-svadba.ru

Резник С. Д., Сочилова А. А. - Личная конкурентоспособность студента // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 408-416. - В статье приведены основы управления личной конкурентоспособностью студента в период обучения в высшем учебном заведении, предложена модель факторов конкурентоспособности студента вуза в период обучения, приведены результаты исследования содержания деятельности 400 студентов в период обучения в вузе, составлен социально-экономический портрет современного студента. Предложены модель и механизмы управления системой управления личной конкурентоспособности студента высших учебных заведений в период обучения в вузе.

Ключевые слова: управление личной конкурентоспособностью, модель факторов конкурентоспособности, конкурентоспособность студента вуза.

Reznik S. D., Sochilova A. A. - Personal competitive student // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo.

2011. № 24. P. 408-416. - The article presents the framework for the management of personal competitiveness of the student during the training period at a university, a model of the factors of competitiveness of high school students during their studies, the results of research of the contents of the 400 students during their studies in college, made up of socio-economic portrait of the modern student. The model and mechanisms for managing the control system of personal competitiveness of university students during their studies at university.

Keywords: management of personal competitiveness, the model factors of competitiveness, competitiveness of high school students.

Социально-экономические преобразования в российской экономике, а также «Стратегия развития России 2020», поставили перед современным обществом ряд проблем, среди которых одна из важнейших -проблема трудоустройства молодых кадров и обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Особо остро и значимо эта проблема стоит перед выпускниками. Эти обстоятельства вызваны: во-первых, высокой конкуренцией на рынке труда, во-вторых, недостаточным уровнем знаний и опыта молодых специалистов. Переизбыток выпускников юридических, экономических, и других специальностей, ликвидация системы государственного распределения выпускников и экономические кризисы 1990-2000-х годов привели к значительным изменениям на рынке труда.

В таких условиях образовалась жесткая конкуренция на рынке труда. И только наиболее опытные, квалифицированные, целеустремленные, способные и предприимчивые, и, как следствие, конкурентоспособные молодые специалисты будут иметь конкурентные преимущества при получении высокооплачиваемой работы. В рамках модернизации образовательной си-

стемы внимание ученых все чаще акцентируется на решении проблемы формирования конкурентоспособного специалиста. Важно отметить, что от эффективности созданной системы формирования конкурентоспособных молодых специалистов зависит: качество работы трудовых ресурсов, результативность экономических процессов, обеспечивающих российской экономике высокие показатели, а также способность конкурировать на мировой арене.

Предпринимаемые вузами, работодателями, органами власти мероприятия по функционированию системы управления конкурентоспособностью молодых кадров носят бессистемный характер. Не отрегулированы механизмы целенаправленного управления формированием конкурентоспособности и в системе вузовской подготовки кадров.

В рамках научно-исследовательского проекта на базе Пензенского ГУАС под руководством профессора Резника С.Д. реализуется научно-исследовательский проект по изучению факторов обеспечения личной конкурентоспособности студента вуза, мониторингу рынка труда студенчества, а также разработке прак-

тических рекомендаций для студента по управлению личной конкурентоспособностью в период обучения в вузе.

Существует множество направлений, по которым происходит освещение вопросов, характеризующих состояние и тенденции развития системы управления конкурентоспособностью специалистов. Так, в частности, по вопросам содержания конкурентоспособности рабочей силы опубликованы труды:

З. В. Бабкиной, Н. А. Волгина, Л. В. Ивановской, Е. Д. Катульского, А. О. Котляра, Л. Г. Миляевой, Г.А. Резник, Л. Н. Семерковой, И. В. Сусловой, В. В. Томилова, В. Н. Якимова.

На сегодняшний день в российской и зарубежной литературе наиболее дискуссионными остаются вопросы подготовки молодых кадров на этапе образования. В числе отечественных ученых, внесших значительный вклад в становление понимания сущности и основ конкурентоспособности, следует отметить научные труды: Андреева В. И., Базаровой Т. Ю., Егорши-на А. П., Игнатова В. Г., Ивановской Л. В., Кирж-баум О. В., Митиной Л. М., Сотниковой С. И., Резника С. Д., Фатхутдинова Р.А. и др.

Совокупность полученных данных, а также актуальность проблемы позволила сформулировать рабочую гипотезу, согласно которой: система управления личной конкурентоспособностью студенчества должна способствовать саморазвитию будущих молодых специалистов еще в период обучения в вузе, повышению уровня их личной конкурентоспособности.

Цель научно-исследовательского проекта - выявление и развитие теоретических и методических положений, а также разработка модели и механизмов системы управления личной конкурентоспособностью студента в период обучения в вузе.

Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач: изучены и обобщены теоретические и методические основы исследования процесса управления конкурентоспособностью, уточнено содержание категории «личная конкурентоспособность студента вуза»; на основе анализа опыта зарубежных и отечественных авторов обоснован выбор факторов, влияющих на личную конкурентоспособность студента, разработана модель факторов конкурентоспособного студента вуза; изучено содержание жизнедеятельности студентов старших курсов в период обучения, а также их поведение, направленное на управление личной конкурентоспособностью; составлен социально-экономический портрет современного студента, обучающего в вузе на старших курсах; проанализированы особенности поведения студента на рынке труда; предложена модель системы управления личной конкурентоспособностью студента вуза в период обучения; разработаны механизмы управления личной конкурентоспособностью студента вуза в период обучения; выполнена оценка эффективности системы управления личной конкурентоспособностью студента в период обучения в высшем учебном заведении на основе экспертной оценки фактического

(реального) и возможного (потенциального) уровней личной конкурентоспособности студенчества.

Предмет исследования - система управления личной конкурентоспособностью студентов в период обучения в вузе.

Объект - студенты вузов, обучающиеся на старших курсах.

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что результаты исследования позволяют решать задачи стратегического и тактико-оперативного управления личной конкурентоспособностью студенчества высших учебных заведений в период обучения в вузе.

В результате теоретического анализа выявлены особенности системы управления личной конкурентоспособностью студента вуза:

1. Особенность системы - одновременное функционирование на двух рынках: рынке образовательных услуг и рынке труда. При многообразии различных форм подготовки конкурентоспособных кадров основополагающей является вузовская система подготовки.

2. Система управления личной конкурентоспособностью студента в настоящий момент осуществляется бессистемно и фрагментарно. Важное направление - укрепление взаимодействия студента с субъектами обеспечения его конкурентоспособности: работодателями, вузом, государством, органами власти.

3. Система управления личной конкурентоспособностью - социально-экономическая система, включающая элементы: управление собой и процессами вокруг себя, трудовые отношения, пользование услугами (образовательными), получение, распределение и потребление материальных благ.

4. Учеными и практиками не уделяется достаточного внимания системному и комплексному подходу в решении проблемы управления личной конкурентоспособностью студентов. Анализируя конкурентоспособность личности, большинство исследователей считают необходимым формировать: систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности; профессиональную направленность личности; систему целеполагания; самосознание личности как представителя профессиональной общности.

6. На основании выявленных особенностей авторы определяют понятие «личная конкурентоспособность студента вуза» это «способности студента в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда уметь обеспечить себе к моменту окончания вуза высокие показатели уровня знаний, умений и навыков, с максимальным использованием своих возможностей и потенциала».

7. Под понятием «система управления личной конкурентоспособностью студента вуза» понимается «совокупность экономических, социальных и организационных форм воздействия со стороны студента на показатели, повышающие уровень его личной конкурентоспособности, и со стороны субъектов обеспече-

ния студенческой конкурентоспособности, на создание условий для максимальной реализации студенческого потенциала».

В качестве одного из возможных способов реализации потенциала, в целях повышения уровня личной

конкурентоспособности предложена модель конкурентоспособного студента вуза (рис. 1). Модель представляется автору полезной для применения на практике, поскольку отражает основные составляющие конкурентоспособности студента в период обучения.

Внешние факторы конкурентоспособности студента вуза

Семья <—> Школа 4—► Вуз <—> Работодатель <—► Друзья и знакомые

О

О

Личные качества студента

Лидерские качества

Коммуникабельность

Работа в команде

Мобильность

Высокая степень обучаемости

Стрессоустойчивость и умение рисковать

Стратегические факторы поведения студента

Целеустремленность

Стремление к инновациям, творческие способности

Тактические факторы поведения студента

Активная учеба в вузе

Личная организованность

Личная конкурентоспособность студента вуза

Планирование деятельности на часы, дни, недели, месяцы

Личный кругозор

Культура, этикет, общение

Жизненный успех

Организаторские навыки

Предпринимательские

способности

Освоение профессии с 1 -го курса

Долговременные деловые связи

Планирование жизни и карьеры

Жизненное везение и удача

Самоконтроль

жизнедеятельности

Высокий уровень работоспособности

Отличные знания учебного курса

Семейное благополучие

Положительная

репутация

Рис. 1. Модель факторов конкурентоспособного студента вуза

Результаты проведенного в 2009-2010 гг. исследования особенностей жизнедеятельности студентов позволили выявить ряд особенностей в их поведении на рынке труда. В ходе исследования опрошено 400 студентов старших курсов вузов Пензы.

Выявлена неблагоприятная ситуация на рынке труда студенчества, которая в настоящее время характеризуется усилением дисбаланса спроса и предложения на рынке труда. Работодателям ощущают острую нехватку конкурентоспособных молодых специалистов, в свою очередь, уровень подготовки современных выпускников не отвечает их требованиям. Переориентация на рынок привела к тому, что профтехучилища отказались от подготовки молодежи по

промышленным профессиям, а вузы продолжают выпускать специалистов престижных специальностей. Сейчас легче получить профессию в вузе - психолога, бухгалтера, аудитора, менеджера, нежели станочника. 60% студентов, принявших участие в исследовании, выбрали специальность лишь потому, что она престижна.

При этом 24 % студентов оценивают уровень своей личной конкурентоспособности как «высокий» (выше 70 %), 43 % - как «средний» (50-70 %). По оценке работодателей, средний уровень студенческой составляет всего 54 %. На рис. 3 представлен уровень самооценки личной конкурентоспособности студентами пензенских вузов различных специальностей.

Рис. 3. Уровень самооценки личной конкурентоспособности студентами пензенских вузов различных специальностей

Отсутствие у молодых специалистов практических навыков приводит к тому, что к 5-му курсу только 25 % студентов имеют опыт работы по специальности и еще 33% имеют практической опыт, но не относящийся к специальности в вузе. Данная ситуация объясняется отсутствием четкой схемы взаимодействия между вузом и работодателями. За последние 20 лет в системе профессиональной подготовки так и не смогли внедрить аналог советской системе распределения. При такой ситуации существует острая проблема получения практического опыта студенчеством и повышения своей конкурентной стоимости на рынке. С такой проблемой студентам в одиночку не справиться. Требуется большое желание, мотивация, а, главное, стратегия и тактика действий по реализации своего потенциала.

Предлагаемая работодателями студентам зарплата, не отвечает их требованиям. Средний уровень оплаты труда работающих студентов составляет 7677 рублей. Из-за низкой оплаты студенты не видят необходимости трудоустройства. Только 22 % отметили, что имеют работу и постоянный заработок, 27 % -часто подрабатывают, но постоянной работы не имеют. Сегодня взаимодействие работодателей и студентов с младших курсов в большинстве случаев основывается на большом желании студентов. Больше всего занятой студенческой молодежи зафиксировано в таких отраслях, как промышленность, строительство и торговля. Это связано, во-первых, с расширением производства, во-вторых, с ростом спроса на элитное жилье - в Пензенской области возрождаются проектностроительные организации, в-третьих, с развитием сферы услуг (появляются новые сервисы). Предпочтения студентов по отраслям для трудоустройства прояснились таким образом: 24 % респондентов хотели бы работать в производстве, 19 % - в государственных структурах, по 18 % - в строительстве и торговле, 12 % - выбрали услуги. График зависимости выбора отрасли от специальности, по которой обучается студент, представлен на рис. 4.

Проведен анализ личных качеств студенчества. Студентам и экспертам предложено оценить по 10-балльной шкале уровень развития личных качеств, способствующих повышению уровня личной конку-

рентоспособности студента. Так, самый высокий балл по самооценке студентов у следующих качеств: «мобильность», «стремление к инновациям», «наличие творческих способностей»; самый низкий - «целеустремленность», «лидерские качества», «коммуникабельность».

Студенты считают, что самые важные личные качества: стремление к инновациям (10 баллов), лидерские качества (9 баллов), мобильность (9 баллов). По мнению экспертов, таковыми являются -целеустремленность (10 баллов), умение работать в команде (10 баллов), высокая степень обучаемости (10 баллов), мобильность (10 баллов). 50% студентов отметили у себя наличие организаторских качеств, 20% сказали об отсутствии данных качеств или слабом уровне, но при этом назвали ряд других качеств, по их мнению, более значимых для формирования конкурентоспособности: высокий интеллект, желание учиться. Отметим отрицательную тенденцию: 50% экспертов -работодателей отметили отсутствие организаторских качеств у студентов или их неразвитость, и только 20 % экспертов отметили - хорошие организаторские качества у студентов. Диссонанс в понимании необходимости развития личных качеств свидетельствует о разном понимании сущности конкурентоспособности работодателями и студентами. 83 % студентов постоянно стремятся к успеху, 17 % - затруднились ответить на вопрос. 55 % студентов подразумевают под понятием «конкурентоспособный студент» того, кто уже в студенческие годы смог найти достойную работу, 20% считают залогом успеха хорошую учебу, а остальные - активную общественную деятельность и начинания, касающиеся реализации жизненных целей (25 %). Для 60 % студентов активная учебная и научная деятельность студента являются одними из главных составляющих его дальнейшего успеха в вузе, а сочетание отличной учебы, тяги к новым знаниям, участия в конференциях и семинарах, победы в конкурсах и олимпиадах способны обеспечить успех в студенческие годы. Результаты ответов по оценке факторов, способствующих успеху и повышению уровня конкурентоспособности студентов в зависимости от специальности, на которой обучается студент, представлены в табл. 1.

Рис. 4. Зависимость выбора отрасли, в которой студент будет работать от специальности, по которой он обучается

Таблица 1

Оценка факторов, способствующих достижению успеха студентами разных специальностей

в период обучения в вузе

Вариант ответа Специальности Общие итоги

Экономические, Юридические Инженерные, Строительные Вычислительная техника Социология. Педагогика. Психология Автомобильные, Финансовые Экология История другие

% Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел.

Отличная учеба 8 32 3 11 2 10 2 8 4 16 2 7 53 84

Тяга к новым знаниям 4 17 2 9 2 8 3 12 2 9 1 5 10 60

Участие в конференциях и семинарах 3 13 1 4 4 15 1 5 0 0 3 11 27 48

Победы на олимпиадах и конкурсах 4 17 6 24 4 14 2 6 1 3 1 4 7 68

Все перечисленное 12 45 5 20 6 25 2 9 4 16 6 25 9 140

Всего 31 124 17 68 18 72 10 40 11 44 13 52 100 400

Необходимым качеством в процессе достижения жизненного успеха студента является самосовершенствование. При оценке уровня развития кругозора студентов проведено исследование предпочтений источников для получения информации. Так, 91% студентов используют Интернет, 79 % - предпочитают черпать информацию в ходе общения с интересными людьми,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57 % - получают информацию из телевизионных программ. Огорчает тот факт, что чтение книг и журналов выбрали только 23 %.

На основе исследования создан социально-экономический портрет современного студента, обучающегося в Пензе. Прежде всего, он ориентирован на такие ценности, как здоровье (1 место), работа (2 место)

и семья (3 место). Для него имеет большое значение высокий заработок. Основными мотивами вступления в брак для студентов являются любовь и общность интересов. Уровни желаемой и получаемой им заработных плат разнится в 2,5 раза. При этом, чем раньше студент начинает работать, тем соответственно, выше уровень получаемой им заработной платы. На рис. 5 представлены графики уровней получаемой и желаемой студентами заработных плат.

К сожалению, 42 % студентов считают, что работу следует искать после получения диплома. Вовсе не задумываясь о том, что трудоустроиться, имея на руках диплом, ничуть не легче. На рис. 6 представлен график зависимости получаемой работающими студентами заработной платы от стажа работы. Средняя заработная плата, за которую студенты готовы пойти работать после получения диплома, составляет 17359 рублей.

Рис. 5. Уровни получаемой и желаемой студентами заработных плат

Рис. 6. Зависимость получаемой студентами заработной платы от стажа работы

Цифры свидетельствуют о том, что уровень конкурентоспособности сегодняшнего студента недостаточно высок. Только 1/4 часть студентов сумели успешно устроиться на работу, обучаясь на 4-5 курсе. В табл. 2 представлены результаты мониторинга тру-доустроенности студентов в зависимости от вуза.

76 % студентов постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, понимая, что хорошие связи -важнейший факторов успешного трудоустройства. Отрицательной тенденцией является то, что 21 % студентов не имеют совсем планов своего дальнейшего жизненного пути и 40 % - не знают, где искать работу.

62 % студентов не проводят самоанализ своих слабых и сильных сторон.

70 % работодателей отметили несоответствие уровня квалификации студентов их требованиям. Низкий уровень конкурентоспособности выпускников удовлетворяет тех руководителей, на предприятиях которых эксплуатируются устаревшие технологии и оборудование. Основной части работодателей требуются кадры, владеющие несколькими смежными профессиями или специальностями, способные к динамичной профессиональной мобильности. Самооценка деятельности по формированию конкурентоспособ-

ности студента и осознание им недостаточности полагаться только на удовлетворение требованиям вуза, т. е. стандарта и просто «хорошо учиться», приводит к необходимости самому анализировать конкурентную среду и пытаться соответствовать требованиям, предъявляемым работодателями. Стихийное индивидуаль-

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о наличии серьезных диспропорций в фактических и желаемых показателях конкурентоспособности студенчества и работодателей. Необходимо создание механизмов, позволяющих управлять личной конкурентоспособностью студентов в период обучения в вузе и контролировать процесс использования своего потенциала.

Предложена модель системы управления личной конкурентоспособностью студенчества вузов (рис. 7). Под системой управления личной конкурентоспособности студенчества вузов следует понимать «совокупность экономических, социальных и организационных форм воздействия на показатели, обеспечивающие рост уровня личной конкурентоспособности студента, со стороны студента и субъектов обеспечения его конкурентоспособности - вуза, рынка труда, органов власти, работодателей, нацеленное на максимальное согласование и реализацию целей, интересов и возможностей самого студента вуза».

Модель системы управления личной конкурентоспособностью студента вуза предполагает взаимодействие двух подсистем - управляющей и управляемой.

Субъект управления (управляющая подсистема): студент, обучающийся в высшем учебном заведении. Также к субъектам управления следует отнести субъекты обеспечения личной конкурентоспособности студента вуза: сфера высшего профессионального образования (Министерство образования и науки, Федеральные агентства и службы, региональные органы управления образованием, ректор, преподаватели, и др.); рынок труда (интересы работодателей и др.); государство (Правительство РФ, приоритетные национальные проекты, кадровая политика, Центры занятости); внешнее окружение (родители, друзья, знакомые). Объект управления (управляемая подсистема) - личная конкурентоспособность студенчества, включающая внутреннее развитие, т. е. качественные изменения, происходящие со студентом, и процесс его развития, реализации и продвижения.

Целью системы управления личной конкурентоспособностью студенчества вузов является обеспече-

ное и безсистемное саморазвитие качеств и поиск способов решения проблемы обеспечения личной конкурентоспособности не всегда осуществляются эффективно из-за ограниченности возможностей и ресурсов студента. Это приводит к случайному совпадению его интересов и заинтересованности в нем работодателя.

ние соответствия квалификации и профессиональных навыков студентов вузов требованиям, предъявляемым работодателями, а также, реализация конкретных мер, по использованию студенческого потенциала и управлению личной конкурентоспособностью студента в период обучения в вузе.

Модель представляет собой взаимосвязь «элементов», оказывающих воздействие на процесс управления личной конкурентоспособности студента в период обучения в вузе, и конечные результаты деятельности системы, достижимы при условии эффективного использования механизмов. На управление личной конкурентоспособностью студента в период обучения в вузе оказывает влияние ряд факторов. Наиболее характерные внешние факторы: конкуренция на рынке образовательных услуг и рынке труда, спрос со стороны работодателей, финансовая обеспеченность сферы образования, кадровая политика государства, приоритетные программы и проекты, демографическая ситуация и др.; внутренние факторы - личные качества студента, его поведение, самоконтроль.

Разработаны и обоснованы механизмы управления личной конкурентоспособностью студента в период обучения в вузе (рис. 8). Система управления личной конкурентоспособностью студента в период обучения в вузе, включает механизмы, которые позволяет с помощью тактически и стратегии поведения студента, самоконтроля, а также непрерывного развития способностей, навыков и личных качеств, повысить уровень личной конкурентоспособности студента вуза. При эффективном управлении механизмами этот уровень может вырасти до 97% (рис. 8).

Результаты внедрены в практику деятельности Центра маркетинга и содействия трудоустройству выпускников Пензенского ГУАС, Министерства образования Пензенской области, Молодежного совета при Губернаторе Пензенской области. С учетом выявленных проблем и резервов повышения эффективности управления личной конкурентоспособностью студенчества вузов разработаны рекомендации для студентов по управлению личной конкурентоспособностью.

Таблица 2

Распределение студентов пензенских вузов по трудоустроенности

Варианты ответов ПГУ ПГУАС ПГТА ПГПУ Всего

% Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел.

Работаю, по специальности 10 39 5 20 8 31 3 11 25 101

Работаю, не по специальности 7 27 9 36 5 19 13 51 33 133

Не работаю, сначала получу диплом 9 34 12 49 12 46 9 37 42 166

Всего 25 100 26 105 24 96 25 99 100 400

Внешние факторы влияния на личную конкурентоспособность студента вуза

Конкуренция на рынке образования

Финансовая обеспеченность сферы ВПО

Конкуренция на рынке труда

Приоритетные проекты и программы

Интересы

работодателей

Кадровая

политика

государства

Система обучения в вузе

Окружающие люди: родители, знакомые, друзья

_й.

Субъекты обеспечения личной конкурентоспособности студента вуза

Органы власти Предприятия-работодатели ВУЗ Круг общения

Министерство образования Представительства вузов на Ректорат и преподаватели Родители

Служба занятости населения предприятиях Студенческие организации Друзья

Центры поддержки молодежи Центр трудоустройства Знакомые

Рынок труда

Рынок образовательных услуг

_________________________Ч>________________________________чг__

Управляемая подсистема (объект управления)

Управляющая система (субъект управления)

Личная конкурентоспособность студентов высших учебных заведений

Студент в период обучения в высшем учебном заведении

Механизмы

Механизмы

Самоопределение и саморазвитие (самомаркетинг, саморазвитие, самообразование)

Тактика поведения в период обучения в вузе

Стратегия поведения в период обучения в вузе

Непрерывное развитие способностей и совершенствовани е личных качеств

Корректировка стратегии и тактики поведения студента

___________________________

Результирующие показатели

Рис. 7. Модель системы управления личной конкурентоспособностью студента вуза

Цель

Повышение эффективности системы управления личной конкурентоспособностью студента

Объект управления: личная конкурентоспособность студента вуза

Субъекты управления: студент

Механизмы саморегулирования

Самоконтроль

Формирование образа будущей профессии со школы

Саморазвитие,

самообразование

Самомаркетинг

Самоменеджмент

Непрерывное развитие личных качеств, способностей, компетенций и навыков

Формирование лидерских качеств со школы

Повышение уровня коммуникабельности

Развитие навыков умения работать в команде

Мобильность

Высокая степень обучаемости

Стрессоустойчивость и умение рисковать

Целеустремленность

Стремление к инновациям, творческие способности

Управление тактикой поведения в период обучения в вузе

Освоение технологий обучения в вузе: освоение учебной программы, участие в общественной, научной и культурной ________жизни вуза_______

Личная организованность: разработка и применение техники личной работы

Составление планов личной деятельности и контроль за их исполнением

Расширение личного кругозора

Повышение собственной

привлекательности: культура, этикет общения и поведения

Механизмы взаимодействия с субъектами

Управление стратегией проведения в период обучения в вузе

Фундаментальная

подготовка по направлению обучения

Формирование и

поддержание долговременных деловых связей

Развитие

предпринимательских

способностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постоянное

стремление к жизненному успеху

Освоение будущей профессии с 1-го курса обучения

Формирование

навыков

организаторской

деятельности

Поддержание высокого уровня работоспособности

Планирование личной

жизни и деловой карьеры

Обеспечение

семейного

благополучия

Создание и

поддержание

положительной

репутации

Контроль факторов, влияющих на жизненное везение и удачу

Самоконтроль личной жизнедеятельности

Результат о о Результат

Повышение уровня личной конкурентоспособности студентов в период обучения в вузе на 43%

Рис. 8. Механизмы и принципы управления личной конкурентоспособностью студента вуза

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект 10-06-28605а/В).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Резник С. Д., Сочилова А. А. Работодатели и студенты: о путях формирования конкурентоспособности студенчества // Университетское управление. 2010. № 3. С. 70-77.

2. Резник С. Д., Сочилова А. А. Основы личной конкурентоспособности. М.: Инфра-М, 2009.

3. Резник С. Д., Сочилова А. А. Оценка конкурентоспособности студенчества в условиях социально-экономических преобразований // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. Сб. мат. VIII Всерос. науч.-практ. конференции. СПб, 2009.

4. Резник С.Д. Студент вуза. М: Инфра-М, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.