DOI 10.15826/итра.2018.02.021
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ
И. В. Краковецкая, Л. А. Кудашкина
Национальный исследовательский Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36; inna_krakov@mail.ru
Ключевые слова: личная конкурентоспособность, студент, выпускник, университет.
В статье поднимается проблема формирования личной конкурентоспособности студентов в процессе обучения в университете. Рассматриваются теоретические подходы и практический инструментарий, прошедший апробацию в российских вузах. Представлен авторский подход к разработке общеуниверситетской системы формирования личной конкурентоспособности студентов, позволяющей использовать для достижения максимального эффекта междисциплинарный подход. Реализация предложенного подхода позволит будущим выпускникам наиболее эффективно использовать свой конкурентный потенциал в процессе профессиональной подготовки.
Введение
На протяжении многих веков образование является самым масштабным социальным институтом, транслятором базовых ценностей и целей развития общества. В ответ на вызовы новой социокультурной реальности мировая система образования в целом и система университетского образования в частности нуждается в значительной трансформации всех процессов.
Одним из главных принципов трансформации современного общества становится опережающее развитие человеческого капитала, особая роль в обеспечении реализации этого процесса отводится именно университетам.
Роль университетского образования в процессе подготовки высококлассных специалистов, конкурентоспособных на глобальном и национальном рынке труда, трудно переоценить. Конкурентоспособность современных выпускников на рынке труда, их соответствие запросам стейкхолдеров являются сегодня важными критериями оценки эффективности деятельности высших учебных заведений.
В условиях нарастающей неопределенности важной проблемой становится потребность в умении прогнозировать вектор развития будущего и образ будущего, в том числе и в стратегическом управлении современными университетами [1].
Новая модель «Университет 4.0» - это институт общества, реализующий функцию поставщика знаний о будущем. Она включает в свой состав дополнительную функцию - формирование креативной среды. Е. Б. Кузнецов, А. А. Энговатова в своей работе «Университеты 4.0: точки роста экономики знаний в России» отмечают повышающийся уровень «передела» талантов и знаний
при движении современных вузов от модели «Университет 1.0» к модели «Университет 4.0» [2].
Приоритетную позицию в системе современного университетского образования занимает процесс формирования конкурентоспособной личности, способной действовать поверх профессиональных границ, создавать новую технологическую и социальную реальность. Ориентирами такого образования являются: максимальная реализация человеком собственных возможностей на основе приверженности общечеловеческим ценностям; формирование потребности к саморазвитию в исследовательской деятельности внутри приобретаемой профессии; формирование навыков, понятий и ценностей в области профессиональной деятельности, постановка системного (критического) и проблемно-центрированного мышления [3].
Однако наиболее проблемным местом в модернизации системы российского образования признается механизм формирования и развития конкурентоспособной личности, именно поэтому данным процессам уделяется особое внимание как со стороны стейкхолдеров, так и всего общества.
Авторы из Пензенского государственного университета архитектуры и строительства С. Д. Резник, М. В. Черниковская, А. А. Сочилова в своем исследовании отмечают: «...предпринимаемые вузами, работодателями, органами власти мероприятия по функционированию системы управления конкурентоориентированностью и конкурентоспособностью студентов носят бессистемный характер» [4].
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости переосмысления и развития процессов формирования в российских университетах конкурентоспособной личности студента - будущего выпускника.
Цель данного исследования заключается в выявлении теоретических, методических подходов и лучших практик формирования в российских вузах системы формирования личной конкурентоспособности студентов. Объект исследования - личная конкурентоспособность студентов. Предмет исследования - подходы, методы и инструменты формирования личной конкурентоспособности студентов в процессе получения высшего образования.
Теоретическая основа исследования базируется на концепции experiental learning (обучение через опыт), концепция, основанной на способности человека познавать окружающий мир через осмысление собственного опыта, предполагающей сначала получение практических навыков, а только затем их осмысление и подготовку выводов).
В ходе работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сравнение, обобщение, дедукция, контент-анализ. В совокупности использованные методы обеспечивают достоверность и обоснованность выводов.
Подходы к определению личной конкурентоспособности студента -будущего выпускника университета
В настоящее время Россия активно включилась в процесс конкурентной борьбы на глобальном рынке образования. Этот процесс сопровождается трансформацией всех процессов деятельности отечественных университетов.
Важнейшей задачей современных университетов является подготовка выпускников, способных к саморазвитию и улучшению сложившихся управленческих, социальных, технологических практик в условиях быстро меняющегося мира и открытого будущего [3].
Внедрение инновационных образовательных технологий в высшей школе направлено на подготовку в процессе обучения конкурентоспособного специалиста. Процесс разработки и внедрения новых образовательных практик предназначен для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать индивидуальную стратегию образования, а также стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений. В современных условиях меняется и сам характер преподавательского труда, он становится «консультативно-творческим», направленным на формирование конкурентоспособной личности [5, с. 48].
Авторы А. В. Бутакова, Ю. В. Сметанова, С. А. Богомаз в своих исследованиях отмечают глубокие и многоплановые преобразования современного общества, сопровождающиеся кардинальной ломкой стереотипов в сознании, деятельности и образе жизни людей. Мир ставит перед ними множество выборов, проблем, ситуаций, в которых необходимо принять «правильное» решение, с опорой на сложившуюся в ходе личностного развития систему внутренних принципов, убеждений и ценностей. Конкурентоспособность, являясь комплексной способностью, позволяет личности обрести внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром и определяет адекватное индивидуальное поведение личности [6].
Проблемы формирования личной конкурентоспособности являются предметом исследований российских ученых в различных научных областях: педагогике, психологии, экономике и управлении.
Известный российский ученый - доктор педагогических наук, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, основоположник конкурентологии Валентин Иванович Андреев в своей работе «Конкурентология» отмечает, что для конкурентоспособной личности характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами [7, с. 26-28].
В свою очередь, конкурентоспособность личности является интегральной характеристикой, объединяющей ее свойства и особенности (рис. 1) [8, с. 264].
Между тем «конкурентоспособность» - понятие субъективное: неслучайно для его оценки используют экспертные методы. Кроме того, это понятие относительное, то есть важно понимать, относительно какого объекта оценивается конкурентоспособность. Изучение современных публикаций помогает сделать вывод о том, что поиск эффективных инструментов, позволяющих сформировать конкурентоспособность студентов вуза, позволил представить подходы к этому понятию многих российских авторов (рис. 2).
Так, Е. В. Токарева считает, что конкурентоспособность является комплексной способностью личности к непрерывному конструктивному преобразованию в изменяющихся условиях и условиях неопределенности [9]. Е. В. Максимова под конкурентоспособностью студента понимает
Рис. 1. Свойства и особенности конкурентоспособной личности [8]
интегральное качество личности, представляющее собой совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентаций, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме [10]. Ю. В. Соловьева определяет конкурентоспособность личности студента как интегратив-ное личностное качество, которое характеризуется сформированностью мотивов успеха, достижения и выбора [11].
Интересной точки зрения придерживается Д. С. Котикова, которая считает, что конкурентоспособность - это способность достигать поставленных целей вне зависимости от вида деятельности в условиях существующего соперничества, конкуренции с другими людьми, благодаря комплексу внепрофессиональных качеств личности [12].
Нельзя не согласиться с точкой зрения Д. А. Коноплянского, понимающего под конкурентоспособностью «.стратегическое качество выпускника вуза, позволяющее ему быть более востребованным на рынке труда, чем другие в условиях конкуренции, при этом «выгодным отличием» такого специалиста является высокий уровень самостоятельности и гибкости мышления, профессиональной рефлексии, стрессоустойчиво-сти и потребности в успешной деятельности» [17]. Автор использует структурно-функциональный
подход для выделения в структуре конкурентоспособности личности трех компонентов: мотива-ционного, содержательного и операционного [15].
По мнению А. В. Плугаревой, для развития конкурентоспособности студента университета необходимо создать условия актуализации в образовательном процессе субъектной позиции студента, обеспечивающей самоуправленческую деятельность, направленную на самореализацию возможностей проектирования стратегии развития и осуществления жизненного выбора личности [18].
Проанализированные подходы российских ученых к пониманию личной конкурентоспособности студента вуза - будущего выпускника позволяют сделать вывод о том, что однозначного толкования этого явления не существует. Тем не менее большинство авторов сходятся во мнении относительно важности для достижения личной конкурентоспособности следующих факторов:
- целеполагание и способность устанавливать личностно-значимые приоритеты;
- самосознание, высокий уровень самостоятельности и самореализации;
- ранняя профессионализация и профессиональная рефлексия;
- креативность и гибкость мышления;
- адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость и волевой компонент.
Трактовки личной конкурентоспособности студента вуза (выпускника)
Авторы
Соловьева Ю. В. (2005)[11]
Причины и ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе
Интегративное личностное качество, характеризующееся сформированностью мотивов успеха, достижения и выбора
Максимова Е. В. (2005)[10]
Интегральное качество личности - совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентаций, позволяющих успешно функционировать в социуме
Токарева Е. В. (2008) [9]
О
Комплексная способность к непрерывному конструктивному преобразованию личности в условиях неопределенности
Котикова Д. С. (2010) [12]
Способность личности достигать поставленных целей вне зависимости от вида деятельности в условиях конкуренции благодаря комплексу внепрофессиональных качеств личности
Резник С. Д., Сочилова А. А.
(2012)[13]
Домрачева С. А.
(2013)[14]
О
Способность в условиях роста конкуренции обеспечить к моменту окончания вуза высокие показатели уровня знаний, умений и навыков
Способность в условиях возрастающей конкуренции обеспечить к окончанию учебной деятельности гарантированную работу по своей специальности и перспективы карьерного роста
Коноплянский Д. А. (2007, 2016) [15-17]
Стратегический ориентир в профессиональной деятельности. Стратегическое качество, позволяющее быть более востребованным на рынке
Рис. 2. Подходы к трактовке понятия «личная конкурентоспособность студента - будущего выпускника»
Все вышеобозначенные факторы личности студента позволяют ему успешно существовать в социуме и быть востребованным на рынке труда.
Опыт российских университетов
В российской практике используются различные подходы к формированию личной конкурентоспособности студентов в процессе их обучения
в высших учебных заведениях. Анализ научных источников позволил выявить успешные практики, сложившиеся в отечественных университетах.
Семен Давыдович Резник, Директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС), подчеркивает, что основными барьерами на пути профессионального роста и повышения конкурентоспособности бу-
дущих выпускников становится отсутствие жизненного опыта, неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, психологические проблемы в общении, неготовность к интенсивному труду. Именно поэтому в процессе обучения в вузе необходимо научить студентов умению жить и в социально-экономических условиях рыночной экономики [4].
С. Д. Резником и его коллегами сформирована модель и механизмы управления собственной конкурентоспособностью в рамках инновационной образовательной программы повышения социальной устойчивости российского студенчества на основе специальных образовательных технологий. Реализован ряд проектов: «Интенсивное введение в будущую профессию: технологии управления личной карьерой и личной конкурентоспособностью» и др.
В учебном процессе бакалавриата актуализирована возможность формирования личной конкурентоспособности у студентов в период обучения в вузе. Разработаны и внедрены учебные курсы «Интенсивное введение в профессию: студенто-ориентирование и управление личной карьерой», «Персональный менеджмент», «Карьерный менеджмент», «Гендерный менеджмент» и др. В процессе обучения студенты разрабатывают «План жизни и карьеры студента», используют инструмент «Еженедельник студента». Они также получают практические навыки при прохождении бизнес-практики «Введение в профессию» и реальный опыт работы в фирмах Института Экономики и менеджмента ПГУАС [19].
Индивидуальный план развития (ИПР)
ИПР - инструмент, содержащий определенный перечень действий / мероприятий, которые позволяют достичь поставленных целей. Старший преподаватель кафедры организационного поведения и управления персоналом Томского государственного университета Л. А. Кудашкина использует ИПР в образовательном процессе для работы с компетенциями студентов. ИПР является элементом индивидуальной образовательной программы и включает в свой состав: предметы по выбору внутри учебного плана вуза; места посещения студентом секций, неформальных организаций и объединений внутри и вовне образовательного учреждения с обозначением своей индивидуальной суммарной недельной нагрузки. Качественно составленный план развития стано-
вится некой картой для человека, который хочет организовать свою жизнь [20].
Функциональная карта
Сегодня функциональный анализ активно используется при разработке профессиональных стандартов. Функциональная карта профессиональной деятельности включает в свой состав трудовые функции, на основании которых формулируются требования к основному фактору их выполнения - личностным и профессиональным компетенциям, умениям, навыкам и знаниям персонала.
С учетом быстро меняющихся технологий и возможной смены места работы при формулировании этих требований важно делать акцент на формирование способностей к коммуникации, самостоятельному принятию решений, самоорганизации и постоянному самообразованию в течение всей жизни. Для формирования функциональных компетенций студентов вуза Л. А. Кудашкина использует в образовательном процессе функциональную карту (авторская разработка функциональной карты по направлению «Управление персоналом»). Под функциональными компетенциями понимаются необходимые для профессиональной деятельности знания, умения и навыки.
В функциональной карте отражены основные области деятельности менеджера по управлению персоналом, а также обозначены технологии и методики, которыми должен владеть студент в качестве квалифицированного специалиста по окончании вуза [21].
SWOT-анализ
Многие авторы отмечают положительный опыт применения SWOT-анализа в социально-экономическом управлении. Так, в своем исследовании Н. В. Захаркина и Л. В. Плахова обосновывают целесообразность использования SWOT-анализа как эффективного инструмента управления профессиональным развитием персонала [22].
В свою очередь, авторы М. Л. Романова, Р. В. Терюха, И. Ю. Глухенький предлагают с помощью SWOT-анализа исследовать толерантность в качестве важного элемента системы личностно-профессиональных качеств студента [23].
Доцент кафедры стратегического менеджмента и маркетинга Томского государственного университета И. В. Краковецкая в течение 5 лет применяет SWOT-анализ личности в авторском курсе «Деловые коммуникации» и отмеча-
ет эффективность использования этого метода в образовательном процессе. В данном исследовании аргументирована авторская позиция целесообразности использования SWOT-анализа как эффективного инструмента стратегического планирования будущей карьеры и личностного роста студента вуза. Использование данного метода позволяет: построить индивидуальный профиль, помогающий сформировать личный бренд студента; сформировать стратегическую карту и личную стратегию развития конкурентоспособности студентов.
Исследователи Л. Е. Изотова, Е. С. Киселева, Д. А. Романов говорят о недостаточной разработке на современном этапе методики SWOT-анализа компетенций и личностно-профессиональных качеств студента и предлагают к рассмотрению авторскую методику как элемент механизма управления личностно-профессиональным развитием обучающихся [24].
Дорожная карта
На современном этапе развития высшей школы дорожные карты стали активно использоваться вузами при разработке конкурентных стратегий.
Исследователь Д. А. Коноплянский предлагает использовать дорожные карты как метод стратегического планирования педагогического процесса, стимулирующий деятельность всех участников за счет лучшего понимания перспектив и позволяющий конкретизировать будущие цели, а также возможные пути их реализации.
В работе «Особенности использования метода дорожной карты в формировании конкурентоспособности выпускника вуза» автор подчеркивает, что в разработку дорожной карты и ее последующую реализацию должен быть включен широкий круг стейкхолдеров. Отмечая роли студентов как активных участников дорожной карты, Д. А. Коноплянский выделяет: выполнение требований образовательных и профессиональных стандартов; активное участие во внеучебной деятельности; саморазвитие, самосовершенствование, самоопределение в профессионально-образовательном пространстве университета [16].
Большинство современных российских исследователей сходятся во мнении относительно необходимости использования комплексного подхода, позволяющего сформировать во время обучения в вузе не только высококлассного специалиста, но и развитую личность, способную к непрерывному конструктивному преобразованию в условиях стремительно меняющейся внешней среды.
Главной особенностью такого подхода является работа с жизненными целями и смыслами будущих выпускников.
Предлагаемые подходы и методы формирования системы личной конкурентоспособности студентов
Компетентностный подход в образовании подразумевает формирование необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов. Под «компетенциями» нами понимаются способности, которые актуализируются в определенных ситуациях в профессиональной (и не только профессиональной) деятельности. Ряд компетенций является универсальными, необходимыми для осуществления любого вида профессиональной деятельности в современном мире. Такие компетенции являются «метаком-петенциями» (надпрофессиональными навыками), используемыми человеком в личностной, социальной и профессиональной сферах, без которых остальные компетенции могут не работать. При этом студенты должны не просто потенциально обладать компетенциями, но и подтверждать владение ими посредством осуществления профессиональных проб, реальных действий [5, с. 66-67].
В данном исследовании представлен один из возможных подходов к формированию системы личной конкурентоспособности студентов, основанный на их профессиональном сопровождении в период обучения в вузе.
На рис. 3 представлена авторская концепция системы личной конкурентоспособности студентов университета.
Основными целями формирования в вузе системы формирования личной конкурентоспособности студентов являются:
1) определение уровня самоопределения и самоорганизации студентов;
2) выявление профессионально значимых качеств, обеспечивающих будущим выпускникам конкурентоспособность на рынке труда;
3) определение степени готовности и мотивации студентов к профессиональной деятельности;
3) формирование у студентов представления о будущей профессии и возможных сценариях развития рынка труда, а также навыков конструирования будущей карьеры;
4) вовлечение студентов в конкретные пробные действия для получения уникального практического опыта;
К1 Конкурентоспособность К2 Квалификация
Пробные действия студентов - кабинетные и полевые исследования настоящего (запросы и ожидания работодателей) и будущего рынка труда (форсайт, атлас профессий будущего); построение дорожных карт будущей карьеры Пробные действия студентов - работа с функциональной картой. Освоение методов и технологий, которыми должен владеть студент в качестве квалифицированного специалиста по окончании вуза
К3 Компетенции К4 Капитализация
Пробные действия студентов - анализ компетенций образовательного и профессионального стандартов, а также корпоративных компетенций. Работа с индивидуальным планом развития (ИПР): формирование «hard skills» и «soft skills» при освоении индивидуальной образовательной программы, участии в инновационных, социальных, предпринимательских проектах и т. д. Пробные действия студентов Репутационная: формирование портфолио и личного бренда. Социальная: профессиональные и личные связи, участие в профессиональных и других сообществах. Финансовая: формирование стартового капитала. Профессиональная: приобретаемый опыт: предпринимательство и самозанятость
Рис. 3. Авторская концепция системы формирования личной конкурентоспособности студентов
5) внедрение в учебный процесс вуза методов и инструментов для сопровождения и управления личной конкурентоспособностью студентов;
6) разработка рекомендаций по возможному открытию новых модулей, учебных дисциплин и факультативных курсов в образовательных программах (по запросам стейкхолдеров).
Формирование личной конкурентоспособности в условиях вуза предполагает достаточно высокое внутреннее напряжение студента, его способность мобилизовывать личностный потенциал, быть настроенным на постоянную борьбу с собой и с другими студентами за ресурсы, лидерство и успех. Формирование конкурентоспособности является двусторонним процессом и предполагает как активную деятельность студента, так и создание благоприятной образовательной среды в вузе, включающей реализацию комплекса инновационных образовательных технологий.
Процесс формирования личной конкурентоспособности студентов во время обучения должен включать следующие этапы:
1) первый этап. Начало работы со смыслами. Исследование мотивов выбора абитуриентами (будущими студентами вуза) направления обучения. Полученные результаты позволяют дать первую оценку намерений студентов при поступлении в университет. Важной задачей управленческого и научно-педагогического состава университета на этом этапе является формирование первого ИПР студента для его лучшей адаптации в университетской среде построении индивидуальной траектории развития (образовательной, научной, социальной, личной и др.);
2) второй этап направлен на проектирование всестороннего развития личности, создание необходимых условий для формирования личной конкурентоспособности студентов с использованием
методов психологической диагностики и выявления потенциальных резервов. Реализация данных мероприятий должна осуществляться в учебном, научном, социальном, профориентационном процессах. На этом этапе формируются твердые и мягкие навыки. К студентам приходит понимание необходимости управления собственным развитием при формировании образовательной, научной и будущей карьерной траекторией (ранняя профессионализация);
3) на третьем этапе студентам предлагается дополнительно освоить методы и инструменты, позволяющие построить личные стратегии развития:
- методы и инструменты стратегического планирования личной и профессиональной карьеры: функциональные карты; SWOT-анализ личности; дорожные / трендовые карты.
- современный инструментарий для самостоятельного конструирования жизненного пути (атлас профессий для выявления их привлекательности на рынке труда в будущем и др.)
Совместное проектирование дорожных карт позволяет создать коллективное намерение и повышает эффективность взаимодействия студентов со всеми стейкхолдерами. К достоинствам метода «дорожная карта» для формирования личной конкурентоспособности студентов можно отнести: развитие системного (критического) и проблемно-центрированного мышления, приобретение навыков конструирования будущей карьеры; понимание вариативности путей и сценариев личного и профессионального развития.
Получение в процессе обучения первых навыков возможного управления своей жизненной траекторией поднимает будущих выпускников на качественно новый уровень и позволяет значительно усилить их конкурентные позиции на рынке труда.
Система управления личной конкурентоспособностью может занять особое место в целевой модели вуза, связанной с созданием условий формирования новых университетов мирового класса через концентрацию талантов и построение эффективного управления в вузе.
Выводы
Результаты данного исследования подтвердили гипотезу об отсутствии в российских университетах системы формирования личной конкурентоспособности студентов, действующей в рамках всего вуза.
Анализ методов и лучших практик формирования студенческой конкурентоспособности, используемых российскими университетами, позволяет сделать следующие выводы:
- назрела насущная необходимость разработки общеуниверситетской системы формирования личной конкурентоспособности студентов, позволяющей использовать для достижения максимального эффекта междисциплинарный подход - лучшие инструменты и практики разных научных направлений: психологии, философии, экономики и др.;
- инструментарий, используемый в системе формирования личной конкурентоспособности студентов, требует учета специфики образовательных программ всех факультетов и институтов;
- организация всех процессов должна быть ориентирована на работу с жизненными смыслами, рефлексию, самооценку, самоанализ студентов.
В современной ситуации в управлении конкурентоспособностью студентов необходимо переходить к системным решениям, позволяющим обучающимся увидеть свою стратегическую перспективу.
Предложенный в данной статье подход к разработке системы личной конкурентоспособности студентов может быть использован при: конструировании образовательных программ бакалавриата и магистратуры; формировании университетской экосреды для реконструкции пробных действий и опыта. Это позволит будущим выпускникам наиболее эффективно реализовывать свой конкурентный потенциал в процессе профессиональной подготовки.
Ограничения данного подхода связаны с высокими требованиями к руководителям образовательных программ и научно-педагогическим кадрам вузов, которым необходимо актуализировать учебный процесс к гибкости и мобильности,
индивидуализации образовательных траекторий, креативным и творческим формам работы, в том числе во внеурочной и внеаудиторной деятельности. Это необходимо учесть будущим исследователям данного научного направления.
Список литературы
1. Гомцян О. А., Ткач Д. С., Шлюбуль Е. Ю. Интегративные модели стратегии управления «классическим» университетом в условиях социокультурных трансформаций и ситуации неопределенности // Евразийский Союз Ученых. 2016. № 29-2. С. 5-10.
2. Кузнецов Е. Б., Энговатова А. А. Университеты 4.0: точки роста экономики знаний в России // Инновации. 2016. № 5 (211). С. 3-9.
3. План мероприятий по реализации Программы повышения конкурентоспособности («дорожной карты») НИ ТГУ на 2013-2020 годы. 4 этап - 2018-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://viu.tsu.ru/ documents (дата обращения: 12.02.2018).
4. Резник С. Д., Черниковская М. В., Сочилова А. А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска // Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 399-402.
5. Инновационные процессы в образовании / [под ред. Т. Н. Леван]. Новосибирск: СибАК, 2013. 142 с.
6. Бутакова А. В., Сметанова Ю. В., Богомаз С. А. Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 338. С. 156-159.
7. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 467 с.
8. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 600 с.
9. Токарева Е. В. Конкурентоспособность личности -залог успешности в профессиональной деятельности // Психология и школа. 2008. № 3. С. 76-83.
10. Максимова Е. В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 20 с.
11. Соловьева Ю. В. Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 24 с.
12. Котикова Д. С. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010. 32 с.
13. Резник С. Д., Сочилова А. А. Основы личной конкурентоспособности. М.: ИНФРА-М, 2012. 251 с.
14. Домрачева С. А. Развитие конкурентоспособности личности в условиях диверсификации высшего образования // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 11. С. 34-37.
15. Коноплянский Д. А. Формирование конкурентоспособности студентов вуза // Успехи современного естествознания. 2007. № 11. С. 42-43.
16. Коноплянский Д. А. Особенности использования метода дорожной карты в формировании конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 1. С. 56-60.
17. Коноплянский Д. А. Конкурентоспособность как стратегический ориентир выпускника вуза // Высшее образование сегодня. 2016. № 11. С. 23-26.
18. Плугарева А. В. Психологическое сопровождение развития конкурентоспособности личности студента: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Пятигорск, 2008. 26 с.
19. Резник С. Д., Игошина И. А. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры. М.: ИНФРА-М, 2014. 509 с.
20. Коряковцева П. В., Кудашкина Л. А. Индивидуальный план развития человека как инструмент развития персонала организации // Материалы междунар. конф. «Управление талантами и трансформация корпоративной
культуры» / под ред. О. Б. Алексеева, Э. В. Галажинского, А. О. Зоткина. Томск: Изд. Дом Томского государственного университета, 2016. С. 134-137.
21. Кудашкина Л. А., Погудина Е. Ю. Формирование функциональных компетенций студентов вуза // Сибирский психологический журнал. 2014. № 51. С. 73-83.
22. Захаркина Н. В., Плахова Л. В. SWOT-анализ как инструмент управления профессиональным развитием персонала в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-12. С. 2673-2678.
23. РомановаМ. Л., ТерюхаР. В., Глухенький И.Ю. SWOT-анализ толерантности студентов в структуре мониторинга личностно-профессионального образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. № 2. С. 90-91.
24. Изотова Л. Е., Киселёва Е. С., Романов Д. А. Особенности SWOT-анализа компетенций и личностно-профессиональных качеств // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесграфа. 2016. № 5 (135). С. 105-110.
DOI 10.15826/umpa.2018.02.021
CREATING A PERSONAL COMPETITIVENESS OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF UNIVERSITIES TRANSFORMATION
I. V. Krakovetskaya, L. A. Kudashkina
National Research Tomsk State University 36 Lenin ave., Tomsk, 634050, Russian Federation; inna_krakov@mail.ru
Keywords: personal competitiveness, student, graduate, university.
The article looks into the problem of forming personal competitiveness of students during the study at the university. Authors analyze theoretical approaches and practical tools used at the Russian universities. The article presents authors' approach to developing overall university system of forming personal competitiveness of students allowing to use interdisciplinary approach for achieving maximal effect. Implementation of suggested approach allows future graduates to use their competitive potential in the process of professional training in the most effective way.
References
1. Gomtsyan O. A., Tkach D. S., Shlyubul' E. Yu. Integrativnye modeli strategii upravleniya «klassicheskim» universitetom v usloviyakh sotsiokul'turnykh transfor-matsii i situatsii neopredelennosti [Integral Models of the Management Strategy of the «Classical» University in Conditions of Sociocultural Transformations and the Situation of Uncertainty]. Evraziiskii Soyuz Uchenykh [The Eurasian Union of Scientists], 2016, no. 29-2, pp. 5-10.
2. Kuznetsov E. B., Engovatova A. A. Universitety 4.0: tochki rosta ekonomiki znanii v Rossii [«University 4.0»: Knowledge Economy Growth Drivers in Russia]. Innovatsii [Innovations], 2016, no. 5 (211), pp. 3-9.
3. Plan meropriyatii po realizatsii Programmy povy-sheniya konkurentosposobnosti («dorozhnoi karty») NI TGU na 2013-2020 gody. 4 etap - 2018-2020 gody [Action Plan to Implement the Programme of Increasing Tomsk State University's Competitiveness («Roadmap») for 2013-2020. Stage 4-2018-2020], available at: http://viu.tsu.ru/docu-ments (accessed 12.02.2018).
4. Reznik S. D., Chernikovskaya M. V., Sochilova A. A. Konkurentoorientirovannost' i konkurentosposobnost' vypuskni-
ka vuza: opyt, perspektivy nauchnogo poiska [Competition Orientation and Competitiveness of University Graduates: Experience and Prospect of the Scholarly Search (Russia, Penza)]. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of Modern Economics], 2013, no. 3 (47), pp. 399-402.
5. Levan T. N. (ed.) Innovatsionnye protsessy v obrazova-nii [Innovative Processes in Education], Novosibirsk, SibAK, 2013, 142 p.
6. Butakova A. V., Smetanova Yu. V., Bogomaz S. A. Psikhologicheskaya bezopasnost' kak uslovie razvitiya lich-nostnogo potentsiala [Psychological Security as a Condition of Development of Personal Potential]. Vestnik Tomskogo go-sudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal], 2010, no. 338, pp. 156-159.
7. Andreev V. I. Konkurentologiya: uchebnyi kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnos-ti [Competitiveness Studies: Course for Creative Development of Competitiveness], Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekh-nologii, 2004, 467 p.
8. Andreev V. I. Pedagogika: uchebnyi kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnos-
ti [Pedagogy: Course for Creative Development of Competitiveness], Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologii, 2000, 600 p.
9. Tokareva E. V. Konkurentosposobnost' lichnosti - zalog uspeshnosti v professional'noi deyatel'nosti [Competitiveness of the Person - Guarantee of Success of Future Professional Activity]. Psikhologiya i shkola [Psychology and School], 2008, no. 3, pp. 76-83.
10. Maksimova E. V. Razvitie konkurentosposobnosti stu-denta v obrazovatel'nom protsesse universiteta [Development of Competitiveness of the Student in Educational Process of University], Abstract of Doctor's thesis, Orenburg, 2005, 20 p.
11. Solov'eva Yu. V. Formirovanie konkurentosposob-nosti studenta v obrazovatel'nom protsesse [Formation of Competitiveness of the Student in Educational Process of University], Abstract of Doctor's thesis, Orenburg, 2005, 24 p.
12. Kotikova D. S. Formirovanie konkurentosposobnosti lichnosti studenta v obrazovatel'nom protsesse vu-za [Formation of the Competitive Person of the Student in the Educational Process of Higher School], Abstract of Doctor's thesis, Nizhny Novgorod, 2010, 32 p.
13. Reznik S. D., Sochilova A. A. Osnovy lich-noi konkurentosposobnosti [Fundamentals of Personal Competitiveness], Moscow, INFRA-M, 2012, 251 p.
14. Domracheva S. A. Razvitie konkurentosposobnosti lichnosti v usloviyakh diversifikatsii vysshego obrazovani-ya [The Development of Personality Competitiveness in the Conditions of Higher Education Diversification]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Mari State University], 2013, no. 11, pp. 34-37.
15. 15. Konoplyanskii D. A. Formirovanie konkurentosposobnosti vypusknika vuza [Formation of Competitiveness of the Graduate of the University]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Advances in Current Natural Sciences], 2007, no. 11, pp. 42-43.
16. Konoplyanskii D. A. Osobennosti ispol'zovaniya metoda dorozhnoi karty v formirovanii konkurentosposobnosti vypusknika vuza [Features of the Road Map Method in the Formation of Competitive High School Graduate]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya [Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education], 2016, no. 1, pp. 56-60.
17. Konoplyanskii D. A. Konkurentosposobnost' kak stra-tegicheskii orientir vypusknika vuza [Competitiveness as a
University Graduate's Practical Implementation]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2016, no. 11, pp. 23-26.
18. Plugareva A. V. Psikhologicheskoe soprovozh-denie razvitiya konkurentosposobnosti lichnosti studenta [Psychological Maintenance of Development of Competitiveness of the Identity of the Student], Abstract of Doctor's thesis, Pyatigorsk, 2008, 26 p.
19. Reznik S. D., Igoshina I. A. Student vuza: tekhnologii obucheniya i professional'noi kar'ery [Student of the University: Technology of Training and Professional Career], Moscow, INFRA-M, 2014, 509 p.
20. Koryakovtseva P. V., Kudashkina L. A. Individual'nyi plan razvitiya cheloveka kak instrument razvitiya personala organizatsii [Individual Plan of Human Development as a Tool for Staff Development]. In: Alekseev O. B., Galazhinsky E. V., Zotkin A. O. (eds.), Materialy mezhdunarodnoi konferent-sii «Upravlenie talantami i transformatsiya korporativnoi kul 'tury» [Proceedings of the international conference «Talent Management and Transformation of Corporate Culture»], Tomsk, 2016, pp. 134-137.
21. Kudashkina L. A., Pogudina E. Yu. Formirovanie funktsional'nykh kompetentsii studentov vuza [Formation of Functional Competences of the Students of the University]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2014, no. 51, pp. 73-83.
22. Zakharkina N. V., Plakhova L. V. SWOT-analiz kak instrument upravleniya professional'nym razvitiem personala v sovremennykh usloviyakh [SWOT-analysis as an Instrument of Professional Development Management of the Personnel under Modern Conditions]. Fundamental'nye issledovani-ya [Fundamental Research], 2015, no. 2-12, pp. 2673-2678.
23. Romanova M. L., Teryukha R. V., Glukhen'kii I. Yu. SWOT-analiz tolerantnosti studentov v strukture monitoringa lichnostno-professional'nogo obrazovaniya [SWOT-analysis of the Tolerance of Students in the Structure of the Monitoring of Personal and Professional Development]. Nauchnoe oboz-renie. Pedagogicheskie nauki [Scientific Review. Pedagogical sciences], 2014, no. 2, pp. 90-91.
24. Izotova L. E., Kiseleva E. S., Romanov D. A. Osobennosti SWOT-analiza kompetentsii i lichnostno-professional'nykh kachestv [Competencies and Personally-Professional Abilities SWOT-Analysis Peculiarities]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgrafa, 2016, no. 5 (135), pp. 105-110.
Информация об авторах / Information about the authors:
Краковецкая Инна Валентиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического менеджмента и маркетинга, Национальный исследовательский Томский государственный университет; 8-913-804-4122; inna_krakov@mail.ru.
Кудашкина Людмила Алексеевна - старший преподаватель кафедры организационного поведения и управления персоналом, директор Центра карьер института экономики и менеджмента, Национальный исследовательский Томский государственный университет; 8-913-829-6873; kudashkinaluda@mail.ru.
Inna V. Krakovetskaya - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Strategic Management and Marketing Department, National Research Tomsk State University; 8-913-804-4122; inna_krakov@mail.ru.
Lyudmila A. Kudashkina - Senior Lecturer, Department of Organizational Behavior and Human Resource Management, Director of Career Center, Institute of Economics and Management, National Research Tomsk State University; 8-913-829-6873; kudashkinaluda@mail.ru.