Научная статья на тему 'Система управления конкурентоориентированием студенческой молодежи вузов России'

Система управления конкурентоориентированием студенческой молодежи вузов России Текст научной статьи по специальности «Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования»

CC BY
228
151
Поделиться
Ключевые слова
студент / высшее учебное заведение / предприятие-работодатель / родители студента / конкурентоориентирование / механизм конкурентоориентирования студентов / student"s parents / mechanism of students" competition orientation

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Резник С. Д., Коновалова Е. С.

В статье освещены основы системы конкурентоориентирования студенческой молодежи, в рамках которой осуществляется взаимодействие высших учебных заведений, представителей бизнеса и родителей студентов, направленное на повышение конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Резник С.Д., Коновалова Е.С.,

The article discusses the foundational principles of students" competition orientation that involves cooperation of higher educational institutions, representatives of business and students" parents.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Система управления конкурентоориентированием студенческой молодежи вузов России»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТООРИЕНТИРОВАНИЕМ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВУЗОВ РОССИИ

*

С.Д. Резник,

директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

rezniksd@gmail.com

disser@bk.ru

Е.С. Коновалова,

аспирант кафедры менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства e-konov@ya.ru

В статье освещены основы системы конкурентоориентирования студенческой молодежи, в рамках которой осуществляется взаимодействие высших учебных заведений, представителей бизнеса и родителей студентов, направленное на повышение конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений.

Ключевые слова: студент, высшее учебное заведение, предприятие-работодатель, родители студента, конкуренто-ориентирование, механизм конкурентоориентирования студентов.

УДК 378:37.018.4 ББК 74.58

Современная Россия вновь ставит перед собой проблему модернизации для достижения конкурентоспособности на мировом рынке. В вопросах социально-экономической и технологической конкуренции Россия уступает передовым странам лидерство. Для сокращения и ликвидации отрыва потребуются десятки лет и появление нового поколения — конкурентоориентированного и конкурентоспособного. Ответственность за появление данного поколения во многом лежит на высших учебных заведениях нашей страны.

К сожалению, существенная часть студенческой молодежи России не является конкурентоориентированной, не имеет особой направленности мышления на необходимость постоянной борьбы за собственное выживание, успех и продвижение в современном мире во всех его ситуациях, не владеет технологиями такой борьбы за свое благополучие.

Чем понятие «конкурентоориентированность» отличается от более привычного понятия «конкурентоспособность личности»?

В книге В.И. Андреева «Конкурентология» понятие «конкурентоспособная личность» трактуется как «личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами» [1, с. 26].

В данной статье нас интересует корреляция данного понятия с таким объектом, как студенческая молодежь, конкурентоспособность которой является не только продуктом усвоения программ профессионального обучения, но, прежде всего, включает в себя личностный аспект.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Наше мнение о формировании личной конкурентоспособности студента отличается от принятого понимания конкурентоспособности как «соперничества, успешности, занятия лидерской позиции и т.п.», связанной в большей степени с целью самого бизнеса — получением прибыли.

Мы определяем «конкурентоспособность студента» как способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности и перспективы успешного продвижения вверх по служебной лестнице [9, с. 21]. Под конкурентоспособностью понимается способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально и нравственно.

Конкурентоориентированность предшествует в развитии личности формированию ее конкурентоспособности, а процесс конкурентоориентирования представляет собой комплексное воздействие на личность со стороны внешней среды для осоз-

нания студентом собственного положения в конкурентной среде, формирования уникального вектора личного развития и стремления постоянно совершенствовать собственные результаты.

Вопрос эффективного функционирования рынка труда в современной России волнует многих: государство, бизнес, университеты, а также лиц трудоустроенных или только ищущих свое место в социально-экономической системе. При поиске ответа становится очевидным, что временной отрезок, на котором формируются качества, навыки и умения, распространяется не только на студенческие годы индивида, но и затрагивает досту-денческую пору, что делает проблему формирования системы еще более актуальной.

В рамках научно-исследовательского проекта, реализуемого на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, проводится комплексное исследование проблемы формирования конкурентоориентированности студенческой молодежи вузов России. В процессе проведения указанного исследования были обобщены современные подходы к проблеме конкурентоориентирования студентов, уточнена модель качеств и сфер жизнедеятельности конкурентоориентированного студента вуза, исследованы основные закономерности процесса конкурентоориентирования студенческой молодежи в Пензенской области, обосновано влияние субъектов конкурентоориентирования на становление личности студентов вуза, разработана комплексная система и механизмы конкурентоориентирования студенчества. Авторы полагают, что система конкурентоориентирования российских студентов должна представлять собой комплексное взаимодействие высшего учебного заведения, представителей бизнеса и родителей студентов (рис.1).

Рис. 1. Система конкурентоориентирования студенчества

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Педагогические подходы к управлению конкурентоспособностью российского студента в период его обучения в вузе», проект 10-06-28605а/В. Регистрационный номер 01201061911.

В рамках данной системы подразумевается, что субъекты конкурентоориентирования оказывают воздействие на студента при помощи специальных механизмов с целью повышения его конкурентоориентированности и конкурентоспособности на рынке труда.

И хотя единой позиции среди ученых относительно способов формирования данного взаимодействия пока не существует, но различные его аспекты рассматриваются: налаживание взаимодействия «предприятие — высшее учебное заведение» (И. Артюшина, М.А. Винокуров, Г. Зборовский, Н.А. Назарова и др.) [2, 4, 5, 11], педагогическое воздействие на личность студента для повышения его конкурентоспособности (В.И. Андреев, О.Ю. Валитова, Р.А. Давыдов, А.В. Иванов, И.М. Ильинской, О.В. Кирж-баум, С.Д. Резник, Н.М. Семенова, Ж.А. Шуткина и др.) [1, 6, 8,

9, 12]; влияние родителей на конкурентоспособность студента является менее изученным явлением.

Основной гипотезой данного исследования является то, что существует зависимость между конкурентоориентированием студенческой молодежи со стороны субъектов конкурентоориентирования и конечным результатом обучения студенчества в вузе — успешным трудоустройством по специальности. Высшее учебное заведение, которое является ключевым звеном в системе конкурентоориентирования современной молодежи, может существенно изменить процесс формирования конкурентоспособности российского студенчества, поскольку именно вуз непосредственно влияет на развитие личности студента и осуществляет взаимодействие с предприятиями-работодателями и родителями студентов.

Предметом исследования являются процессы конкурен-тоориентирования студенческой молодежи, обучающейся по экономическим и управленческим специальностям высших учебных заведений России.

В связи с тем, что при изучении основных закономерностей и тенденций процесса конкурентоориентирования необходимо проводить ряд исследований различных групп респондентов, объектами исследования были выбраны участники системы конкурентоориентирования студенческой молодежи как компоненты рынка труда, а именно: студенческая молодежь г. Пензы, представители выпускающих кафедр, представители предпри-ятий-работодателей и родители студентов.

В нашем исследовании при опросах был использован в одних случаях метод экспертных оценок, в других — массовый опрос с заданной выборкой. Для оценки основных закономерностей процесса конкурентоориентирования студенческой молодежи было опрошено 400 студентов экономических и управленческих специальностей очной формы обучения 5-ти государственных вузов региона, 90 преподавателей и заведующих кафедрами в сфере экономического образования, работающих в высших учебных заведениях, 50 руководителей отделов кадров, руководителей организаций и предпринимателей и 200 родителей студентов высших учебных заведений.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

И хотя важность конкурентоориентированности как качества современного студента и будущего успешного участника рынка труда высоко оценивается преподавателями (96%), представителями бизнеса (92%) и родителями (92,5%), но при этом многие респонденты делали в данном вопросе дополнительный акцент на сосредоточенности студента на личностном развитии — 59, 68, 74% соответственно.

Тем не менее, современное студенчество нельзя назвать достаточно конкурентоориентированным. Этот вывод нам позволили сделать данные нашего исследования, в которых низкую оценку уровню конкурентоориентированности дали 56% преподавателей, 88% работодателей и 48% родителей. По оценкам работодателей, студенты многих вузов пока еще недостаточно конкурентоориентированы, не готовятся и не готовы к серьезной конкуренции в борьбе за свое будущее. При этом многие руководители предприятий и организаций отмечают, что недостаточная профессиональная готовность — дело времени, как правило, молодой специалист легко входит в работу, если он хорошо подготовлен в психологическом и социальном плане [10].

Впрочем, наличие положительной динамики возможно, поскольку треть студенчества (31%) уже озадачена проблемами личностного роста и формирования собственного успеха.

Для конкурентоориентирования студентов в период обучения в вузе необходимо формировать и развивать у них качества, способствующие ее повышению. Серьезная проблема заклю-

чается в том, что студенты после окончания вуза часто оказываются не только практически, но и психологически неготовыми к жизненным реалиям. До самой последней поры обучения многие не задумываются над тем, а как они будут жить дальше и смогут ли они жить самостоятельно.

Решение данной проблемы представляется нам в разработке системы управления конкурентоориентированием студенческой молодежи, ведущую роль в которой будет играть высшее учебное заведение, организуя системное взаимодействие с предприятиями-работодателями и родителями студентов.

Высшее учебное заведение — ключевое звено системы управления конкурентоориентированием студенческой молодежи. Если роль вуза настолько значительна в формировании конкурентоориентированности современной молодежи, тогда чем обусловлена необходимость создания системы конкурентоориентирования студентов?

Как отметил Д.В. Пилипишин в своей статье «Высшее образование: кого лучше формировать в вузах — профессионала или эффективного человека?», получение российского профессионального образования в настоящее время не является гарантом трудоустройства выпускника по специальности, современному студенту необходимо развивать, прежде всего, личностные компетенции: общеделовые качества, целесообразную самоорганизацию, коммуникативные навыки и др. [8, с. 56].

В нашей модели качеств конкурентоориентированного студента мы выделяем семь основных блоков качеств: обучаемость, нравственные качества, деловитость, организаторские способности, общественная активность и политическая культура, личная организованность и работоспособность [10]. Разумеется, результат формирования качеств в значительной степени зависит от личной работы индивида над собственной конкурентоспособностью, но целенаправленное влияние внешней среды, безусловно, оказывает положительное воздействие.

Модель системы управления конкурентоориентированием студенчества в период обучения в вузе включает в себя все формы прямых и обратных связей между субъектами и объектом конкурентоориентирования, отражает механизмы конкурентоориентирующего воздействия каждого из субъектов, а также раскрывает пути влияния самого студента на формирование личной конкурентоориентированности и конкурентоспособности (рис. 2).

Подобное комплексное влияние может обеспечиваться системой целей субъектов конкурентоориентирования: высшего учебного заведения, предприятия-работодателя, родителей студентов.

Целью высших учебных заведений становится поиск оптимальных факторов и условий, содействующих становлению конкурентных умений студентов. Данная цель может быть выражена в терминах: знать, уметь, владеть, т.е. осуществлять учебно-профессиональную деятельность в профессиональном и частично в социальном аспекте.

Говоря о роли высшего учебного заведения при конкурен-тоориентировании студенческой молодежи, также следует отметить тот факт, что для обеспечения конкурентоспособности студентов любой специальности современные учебные планы обязательно должны:

— быть гибкими, обеспечивающими возможность специализации в широких областях, закладывать предпосылки для повышения квалификации в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда и самой личности;

— содержать знания, востребованные как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда, прежде всего в том его секторе, где формируются потребности в наиболее квалифицированных кадрах;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

— обеспечивать подготовку специалистов как по стратегическим направлениям, так и в соответствии с текущими потребностями;

— сочетать фундаментальную и инновационную подготовку.

Цель работодателя в системе конкурентоориентирования

заключается в приеме на работу такого работника, который способен и готов после периода адаптационного срока самостоятельно и успешно выполнять деятельность в соответствии со своими функциональными обязанностями, т.е. удовлетворительно исполнять профессиональные функции.

Цель может быть выражена в терминах: знать, уметь, владеть, т.е. фактически осуществлять профессиональную деятель-

347

Конкур ентоор нентнрованне студентов со стороны р о днтелен:

1. В оспитание ребенка с пониманием того, что он должен будет стать свободный самостоятельным и перед ним встанет необходимость конкурировать с другими, бороться за себя;

2. Расширять кругозор студентов;

3. Прививать тягу к знаниям, труду;

4. Делиться знаниями б сфере бизнеса, передавать свой жизненный опыт,

5. Оказывать помощь в формировании личной библиотеки студент а;

6. Н е ругать б семье свою работу и профессию, находить б них привлекательные стороны;

7. Н е жаловаться на жизнь и внешние обстоятельства, проявлять оптимизм;

8. В стречи с заведующим выпускающей кафедрой, пр еп од ав ат ел ями, кур ат ор ом гр уппы;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

9. Знать содержание учебных планов по специальности;

1 0. Знать программы практик;

11. Контролировать посещаемость и дисциплину,

12. Знать и поддерживать общественную активность студента,

13. П осещать собрания, встречи и праздники в вузе, в которых участвует сын (дочь);

14. Вникать в ход дипломного проектирования;

15. Посещать общежитие, в котором проживает студент;

1 б. У частвовать в работе родительского или попечительского с ов ет ов.

1. Получение фундаментальных знаний по направлению обучения;

2. Постоянное стремление к успеху;

3. Развитие навыков реальной организаторской деятельности;

4. Развитие предпринимательских способностей;

5. Освоение будущей профессиональной деятельности с первого дня обучения в вузе;

6. Постоянное формирование и развитие долговременных деловых связей;

7. Наличие и реализация собственного плана жизни и профессиональной карьеры;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8. Повышение личной работоспособности;

9. Обеспечение семейного благополучия;

10. Формирование положительной репутации;

11. Жизненное везение и удача,

12. Постоянный самоконтроль результатов и процессов личной деятельности.

Студент

Система обеспечения студентом личной конкурентос по со б ноет и

Тактические факторы:

1. Освоение технологий обучения б современном в узе;

2. Личная организованность: умение жить и работать по системе;

3 . Планирование своих дел: на год, месяцы, недели и дни;

4. Стремление Быть интересным; 5 . С тр емп ение Быть пр и ел екательным.

Конкур ентоор нентнрованне студентов со ст ор о н ы пр едпр н ятня-р аб о то дате ля:

1. Предоставление работы для студента, в результате чего студент получит реальный опыт практиче ской деятельности;

2. Предоставление возможности формирования долгосрочных деловых связей студента;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Раскрытие перспектив дальнейшей карьеры студента;

4. Н вправление на специализированные курсы

5. О бучение работе в экономических, производственных и информационных системах;

6. Предоставление возможности реализации навыков и умений студента;

7. Трудоустройство лучших по результатам практики и о Бучения на по стоянную р або ту.

Ко нкур ентоор нентнр ованне студентов со стор оны выпуск ап щей кафедры:

1. Интенсивное введение в специальность студентов-перво кур с ников;

2. Организация студенческих отрядов для развития креативного мышления;

3. С озд&ние студенческих объединений для формирования навыков деловой практической деятельности в период обученияв вузе (институт студенческих лидеров):

3.1 Возможность самореализации в науке, в бизнесе, в деловом администрировании, в журналистике, в спорт е и в культуре;

3.2. Формирование у студентов умений и навыков практической деятельности;

3.3. Осознание студентами необходимости конкурентной Борьбы;

4. Управление курсовым проектированием;

5. Создание многоуровневой системы практик;

6. Управление дипломным проектом (реальный заказ, экономическая оценка дипломного проекта, правовое обеспечение и программное обеспечение дипломного проекта);

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

7. С оциапьная поддержка студенчества на основе специальных образовательных технологий:

7.1 Проект «Управление личной карьерой»,

7.2. Проект «Формирование у студентов современной организационной культуры»,

7.3. Проект «Обучение искусству управления собственной жизнедеятельностью»;

7.4 Проект «Обучение студентов искусству управления семейной экономикой и домашним х озяйств ом»; 7.5. Проект «Обучение использованию гендерных особенностей для самопродвижения женщин в менеджменте и бизнесе»;

8. Обучение технологиям постоянного жизненного самоконтроля;

9. Разработка и реализация рейтинговой системы оценки практической готовности студентов к реальной деятельности;

10.0 бучение технол огиям труд оу строй с тв а и по ст оянного продвижения на р аботе;

11. Обучение студентов технологиям формирования личной конкурентоспособности

Выпускающая

кафедра

Предприятие-работодатель у

Вузовская служба маркетинга и содействия тр удоустр ойству

Конкур ентоор нентнр ованне студентов со стороны вузовской службы содействия трудоустройству на основе:

1. Анализ а рынка труд а молодых специалистов и образовательных услуг;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Изучения политики предприятий в сфере найма, подготовки и использования молодых специалист ов;

3. Работы с предприятиями и другими раб от од ат елями;

4. Взаимодействия с органами власти, общественными организациями,

5. Прогноза развития рынка труда,

6. Проведения тестирования по определению профессиональной ориентации студентов;

7. Организации стажировок и практик;

8. Создания информационной системы, обеспечивающей выпускник ов и работодателей данными о рынке труда и рынке образовательных услуг;

9. Организации дополнительных курсов в рамках существующих учебных программ;

10. Краткосрочных программ переподготовки и дополнительной подготовки незанятых выпускников;

11. Определения стратегических ориентиров подготовки специалистов.

Рис. 2. Модель системы управления конкурентоориентированием студенчества в период обучения в вузе

т

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ность и быть профессионально компетентным работником на конкретном трудовом месте.

Цель конкурентоориентированного студента вуза заключается в достижение двуединого результата:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

— овладеть учебно-профессиональной деятельностью и соответственно обладать учебно-профессиональной компетентностью, что позволяет успешно завершить образование: знать, уметь, владеть;

— в период адаптации на предприятии самостоятельно и успешно овладеть выполнением профессиональной деятельности в соответствии со своими функциональными обязанностями и занять трудовое место, т.е. удовлетворительно исполнять профессиональные функции: знать, уметь, владеть, т.е. обладать профессиональной компетентностью, а значит, и конкурентоспособностью.

Цель родителей студентов заключается в содействии наиболее полной самореализации личности их ребенка, развитию у него конкурентоориентированного мышления и эффективному трудоустройству в интересующей отрасли с перспективами карьерного роста.

Комплексная модель системы управления конкурентоори-ентированием студенческой молодежи подлежит детальному рассмотрению, в рамках которого будут представлены механизмы конкурентоориентирования студентов.

Процесс конкурентоориентирования студента может осуществляться высшим учебным заведением, предпри-ятием-работодателем и родителями при помощи ряда механизмов. Рассмотрим некоторые из них.

Высшее учебное заведение. Вуз в лице выпускающей кафедры на первоначальном этапе попадания студента в новую среду может осуществлять комплекс мероприятий, направленных на конкурентоориентирование студенческой молодежи. Механизмы конкурентоориентирования могут быть частью как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности.

Аудиторная деятельность осуществляется выпускающей кафедрой, деканатом и преподавателями высших учебных заведений. Включает в себя: интенсивное введение в специальность студентов-первокурсников, обучение технологиям трудоустройства и постоянного продвижения по работе, постоянного самоконтроля, формирования личной конкурентоспособности, управление курсовым и дипломным проектированием, налаживание аудиторного взаимодействия студентов с представителями бизнеса и обеспечение системы социальной поддержки студенчества на основе специальных образовательных технологий.

Внеаудиторная конкурентоориентирующая деятельность вуза включает в себя определение и согласование совместно с предприятиями-работодателями учебных планов и рабочих программ подготовки студентов в соответствии с требованиями экономической конъюнктуры и рынка труда, создание многоуровневой системы практик, организаций студенческого самоуправления, разработку и реализацию рейтинговой системы оценки знаний и практической готовности студентов к реальной деятельности, организацию студенческих учебно-научно-практических отрядов, разработку системы обязательного внеаудиторного чтения, создание и развитие института кураторства, создание внутригруппового лидерского актива, налаживание системы наставничества между студентами пятого и первого курсов, организацию выездов в различные экономические лагеря, а также в лагеря по выработке лидерских качеств и т.п.

Таким образом, вуз, в лице выпускающей кафедры, проводя мероприятия по конкурентоориентированию молодежи, добивается того, чтобы студенты ещё во время учебы в высшем учебном заведении занимались реальными делами на конкретных предприятиях, получили определенный практический опыт и после окончания вуза гарантии трудоустройства.

Предприятие-работодатель. Выпускающая кафедра должна помочь предприятиям осуществлять деятельность, благотворно влияющую как на развитие студенческого потенциала, так и на развитие устойчивого сотрудничества «предприятие — вуз».

Предприятие-работодатель может принимать студентов на стажировки-практики в индивидуальном порядке на постоянной основе в соответствии с типовым договором и календарным планом проведения стажировки-практики, предоставлять необходимую информацию студентам, выполняющим по заказу

научные темы в рамках курсового и дипломного проектирования, способствовать трудоустройству студентов, наилучшим образом проявивших себя на стажировках-практиках, а также при выполнении курсовых и дипломных проектов по заказу предприятия и др.

Родители. Становление молодого человека как личности происходит под значительным влиянием со стороны родителей. Родители — наиболее авторитетные люди для ребенка. То, как они видят мир, как относятся к жизни, к работе, к образованию, впоследствии отразится на мировоззрении будущего студента. Но часто родители не уделяют должного внимания вопросам конкурентоориентированности студента, помочь им в данном вопросе должно высшее учебное заведение, которое будет реализовывать систему проведения родительских собраний студентов младших курсов. Таким образом, вуз, в лице выпускающей кафедры, может конкурентоориентировать родителей студентов, формируя у них представление о текущих особенностях рынка труда, о проблемах студенчества, способах и методах содействия родителей в процессе повышения шансов студентов на успешное трудоустройство.

Помимо создания эффективного взаимодействия с высшим учебным заведением родители имеют возможность конкурентоориентировать студентов при помощи семейного влияния. Для формирования конкурентоориентированного мышления у студента родители могут предпринимать действия в следующих направлениях: поддержание благотворного семейного влияния на становление личности, сформированного на ранних этапах её становления (воспитание, образование, культура общения, развитость умственного мышления), передача студенту жизненного и профессионального опыта, способствование развитию интереса студента к научно-образовательной деятельности (помощь в создании домашней библиотеки, круга знакомых, в изучении известных примеров для подражания) и др.

Так, например, в рамках Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства система конкурентоориентирования реализуется следующим образом.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ориентация выпускающей кафедры на конкурентоориентирование студентов с первого года обучения в вузе находит свое отражение в решении кафедрой следующих задач:

— обучить студентов технологиям эффективного вузовского обучения;

— научить их рационально использовать свое время, выполнять любые дела результативно;

— обучить технологиям выбора карьеры и жизненных целей;

— привить современную организационную культуру;

— дать студентам объективное и достаточно полное представление об избранной ими специальности;

— обучить технологиям формирования собственной конкурентоспособности;

— реализовать многоуровневую систему практик, способствующих получению студентами различного опыта и дальнейшему трудоустройству.

Выпускающей кафедрой также осуществляется социальная поддержка студенчества на основе специальных образовательных технологий, которая представлена комплексом проектов:

1. Проект «Управление личной карьерой».

2. Проект «Формирование у студентов современной организационной культуры».

3. Проект «Обучение искусству управления собственной жизнедеятельностью».

4. Проект «Обучение студентов искусству управления семейной экономикой и домашним хозяйством».

5. Проект «Обучение использованию гендерных особенностей для самопродвижения женщин в менеджменте и бизнесе.

Также в Институте экономики и менеджмента ПГУАС реализуются такие механизмы, как организация студенческих учебно-научно-практических отрядов, управление курсовым и дипломным проектированием, наставничество над студенческим объединением для формирования навыков деловой практической деятельности в период обучения в вузе — институтом студенческих лидеров, который дает студентам возможность самореализации в науке, в бизнесе, в деловом администрировании, в журналистике, в спорте и в культуре.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Говоря об опыте реализации механизмов взаимодействия высшего учебного заведения с предприятиями-работодателями,

следует отметить созданную в Институте экономики и менеджмента Базу данных потенциальных работодателей, в которую вошли более 60 предприятий разных сфер деятельности, представляющих динамичные деловые круги Пензы и Пензенской области, а также разработанный Пакет документов для обеспечения взаимодействия кафедры «Менеджмент» ИЭиМ с потенциальными работодателями и деловыми кругами. Механизм реализации проекта заключается в следующем [11, с. 71]:

1. Подбираются и назначаются представитель кафедры на предприятии и представитель предприятия на кафедре.

2. Тщательно прорабатываются их задачи.

3. Своих студентов и дипломников преподаватель направляет на закрепленные предприятия.

4. Кафедра приглашает работодателей принять участие в ежегодном мониторинге качества подготовки специалистов-менедже-ров в Институте экономики и менеджмента Пензенского ГУАС.

Кроме этого предприятия-работодатели при взаимодействии с вузом имеют возможность:

— осуществлять профессиональную ориентацию студен-тов-первокурсников на предприятии во время учебно-ознакомительной практики;

— участвовать в организации различных встреч со студентами;

— организовывать для студентов экскурсии на предприятие;

— участвовать в проведении экономической, управленческой и преддипломной практик;

— участвовать в формировании тематики курсовых и дипломных проектов;

— содействовать реальному курсовому проектированию;

— содействовать реальному дипломному проектированию;

— участвовать в проведении защит дипломных проектов;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

— проводить предварительную оценку и отбор перспективных студентов для последующего их трудоустройства.

Важнейшим результатом системы взаимодействия вузов и работодателей является создание долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества с целью трудоустройства студентов и выпускников, а также существенное повышение мотивации студентов к получению знаний и приобретению навыков и умений по профессии, что выражается в росте посещаемости занятий, повышении успеваемости и эффективности прохождения производственных практик.

В системе конкурентоориентирования не менее важную роль играет взаимодействие вуза с родителями студентов. В Институте экономики и менеджмента налажена система проведения родительских собраний с целью их конкурентоориентирования. Так, первое родительское собрание проводится в июле совместно с их детьми, только что поступившими в институт. Второе родительское собрание проводится в сентябре после первой недели учебы, когда у студентов и их родителей появятся первые впечатления и вопросы.

На этом собрании говорится:

— о конкурентоспособности человека на рынке труда;

— о проблемах студенчества—это потенциальные безработные, если студенческие годы пройдут для них только за партой, без освоения основ практической деятельности;

— о том, как этому противостоять;

— о том, какие технологии обучения институт предлагает студенчеству;

— о возможностях родителей и чем они реально могут помочь своим детям.

И, наконец, третье собрание с родителями проводится по итогам первой, как правило, самой тяжелой для студентов, экзаменационной сессии.

В результате проведения таких собраний у родителей студентов может сформироваться видение способов эффективного содействия развитию личности своего ребенка, которые будут повышать как его конкурентоориентированность, так и конкурентоспособность при трудоустройстве.

Таким образом, в основе предложенной и проверенной реализацией в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства системы управления конкурен-тоориентированием студенчества находится взаимодействие высших учебных заведений, представителей бизнеса и родителей студентов, направленное на повышение конкурентоспособности студенческой молодежи при вхождении её на рынок труда. Существующая разрозненность действий этих субъектов не позволяет эффективно решать вопрос воспитания конкурентоориентированного и конкурентоспособного молодого поколения. При формировании данной системы влияния на личность студента со стороны высшего учебного заведения, предприятия-работодателя, и собственных родителей будут максимизированы шансы на становление его как успешной личности и востребованного участника рынка труда.

Литература

1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.

2. Артюшина И. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда //Высшее образование в России. — 2006. — № 6. — С. 28-32.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Астахова В.И. Студент XXI века: его сущностные черты и характерные особенности //Alma mater. Вестник высшей школы. — 2010. — № 8. — С. 60-63.

4. Винокуров М.А., Братищенко Д.В. Сотрудничество вузов и работодателей // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2010. — № 6. — С. 24-27.

5. Зборовский Г. Высшее образование и бизнес: проблемы институционального взаимодействия // Высшее образование в России. — 2007. — № 1. — С. 137-145.

6. Иванов А.В. Ценности и содержание современного социального воспитания молодежи России XXI века // Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2010. — № 6. — С. 37-46.

7. Лобанова Е.Э., Вострова Е.И. Рынки услуг профессионального образования и труда современной России: тенденции развития, проблемы взаимодействия // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 2. — С. 438-443.

8. Пилипишин Д.В. Высшее образование: кого лучше формировать в вузах — профессионала или эффективного человека? // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2009. — № 5. — С. 53-63.

9. Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры: учеб. пособие с грифом УМО. Сер. «Менеджмент в высшей школе». — М.: ИНФРА-М, 2010.

10. Резник С.Д., Коновалова Е.С. Конкурентоориентированность студенчества высших учебных заведений России: опыт, проблемы, перспективы: моногр.; под общ. ред. С.Д. Резника. — Пенза: ПГУАС, 2011. — 194 с.

11. Резник С.Д., Назарова Н.А. Повышение роли предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки управленческих кадров // Кадровый менеджмент. — 2009. — № 6-7 .- С. 67-72.

12. Резник С.Д., Сочилова А.А. Основы личной конкурентоспособности. — М.: ИНФРА-М, 2009.