СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТООРИЕНТИРОВАНИЕМ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВУЗОВ РОССИИ
*
С.Д. Резник,
директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Е.С. Коновалова,
аспирант кафедры менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства [email protected]
В статье освещены основы системы конкурентоориентирования студенческой молодежи, в рамках которой осуществляется взаимодействие высших учебных заведений, представителей бизнеса и родителей студентов, направленное на повышение конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений.
Ключевые слова: студент, высшее учебное заведение, предприятие-работодатель, родители студента, конкуренто-ориентирование, механизм конкурентоориентирования студентов.
УДК 378:37.018.4 ББК 74.58
Современная Россия вновь ставит перед собой проблему модернизации для достижения конкурентоспособности на мировом рынке. В вопросах социально-экономической и технологической конкуренции Россия уступает передовым странам лидерство. Для сокращения и ликвидации отрыва потребуются десятки лет и появление нового поколения — конкурентоориентированного и конкурентоспособного. Ответственность за появление данного поколения во многом лежит на высших учебных заведениях нашей страны.
К сожалению, существенная часть студенческой молодежи России не является конкурентоориентированной, не имеет особой направленности мышления на необходимость постоянной борьбы за собственное выживание, успех и продвижение в современном мире во всех его ситуациях, не владеет технологиями такой борьбы за свое благополучие.
Чем понятие «конкурентоориентированность» отличается от более привычного понятия «конкурентоспособность личности»?
В книге В.И. Андреева «Конкурентология» понятие «конкурентоспособная личность» трактуется как «личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами» [1, с. 26].
В данной статье нас интересует корреляция данного понятия с таким объектом, как студенческая молодежь, конкурентоспособность которой является не только продуктом усвоения программ профессионального обучения, но, прежде всего, включает в себя личностный аспект.
Наше мнение о формировании личной конкурентоспособности студента отличается от принятого понимания конкурентоспособности как «соперничества, успешности, занятия лидерской позиции и т.п.», связанной в большей степени с целью самого бизнеса — получением прибыли.
Мы определяем «конкурентоспособность студента» как способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности и перспективы успешного продвижения вверх по служебной лестнице [9, с. 21]. Под конкурентоспособностью понимается способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально и нравственно.
Конкурентоориентированность предшествует в развитии личности формированию ее конкурентоспособности, а процесс конкурентоориентирования представляет собой комплексное воздействие на личность со стороны внешней среды для осоз-
нания студентом собственного положения в конкурентной среде, формирования уникального вектора личного развития и стремления постоянно совершенствовать собственные результаты.
Вопрос эффективного функционирования рынка труда в современной России волнует многих: государство, бизнес, университеты, а также лиц трудоустроенных или только ищущих свое место в социально-экономической системе. При поиске ответа становится очевидным, что временной отрезок, на котором формируются качества, навыки и умения, распространяется не только на студенческие годы индивида, но и затрагивает досту-денческую пору, что делает проблему формирования системы еще более актуальной.
В рамках научно-исследовательского проекта, реализуемого на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, проводится комплексное исследование проблемы формирования конкурентоориентированности студенческой молодежи вузов России. В процессе проведения указанного исследования были обобщены современные подходы к проблеме конкурентоориентирования студентов, уточнена модель качеств и сфер жизнедеятельности конкурентоориентированного студента вуза, исследованы основные закономерности процесса конкурентоориентирования студенческой молодежи в Пензенской области, обосновано влияние субъектов конкурентоориентирования на становление личности студентов вуза, разработана комплексная система и механизмы конкурентоориентирования студенчества. Авторы полагают, что система конкурентоориентирования российских студентов должна представлять собой комплексное взаимодействие высшего учебного заведения, представителей бизнеса и родителей студентов (рис.1).
Рис. 1. Система конкурентоориентирования студенчества
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Педагогические подходы к управлению конкурентоспособностью российского студента в период его обучения в вузе», проект 10-06-28605а/В. Регистрационный номер 01201061911.
В рамках данной системы подразумевается, что субъекты конкурентоориентирования оказывают воздействие на студента при помощи специальных механизмов с целью повышения его конкурентоориентированности и конкурентоспособности на рынке труда.
И хотя единой позиции среди ученых относительно способов формирования данного взаимодействия пока не существует, но различные его аспекты рассматриваются: налаживание взаимодействия «предприятие — высшее учебное заведение» (И. Артюшина, М.А. Винокуров, Г. Зборовский, Н.А. Назарова и др.) [2, 4, 5, 11], педагогическое воздействие на личность студента для повышения его конкурентоспособности (В.И. Андреев, О.Ю. Валитова, Р.А. Давыдов, А.В. Иванов, И.М. Ильинской, О.В. Кирж-баум, С.Д. Резник, Н.М. Семенова, Ж.А. Шуткина и др.) [1, 6, 8,
9, 12]; влияние родителей на конкурентоспособность студента является менее изученным явлением.
Основной гипотезой данного исследования является то, что существует зависимость между конкурентоориентированием студенческой молодежи со стороны субъектов конкурентоориентирования и конечным результатом обучения студенчества в вузе — успешным трудоустройством по специальности. Высшее учебное заведение, которое является ключевым звеном в системе конкурентоориентирования современной молодежи, может существенно изменить процесс формирования конкурентоспособности российского студенчества, поскольку именно вуз непосредственно влияет на развитие личности студента и осуществляет взаимодействие с предприятиями-работодателями и родителями студентов.
Предметом исследования являются процессы конкурен-тоориентирования студенческой молодежи, обучающейся по экономическим и управленческим специальностям высших учебных заведений России.
В связи с тем, что при изучении основных закономерностей и тенденций процесса конкурентоориентирования необходимо проводить ряд исследований различных групп респондентов, объектами исследования были выбраны участники системы конкурентоориентирования студенческой молодежи как компоненты рынка труда, а именно: студенческая молодежь г. Пензы, представители выпускающих кафедр, представители предпри-ятий-работодателей и родители студентов.
В нашем исследовании при опросах был использован в одних случаях метод экспертных оценок, в других — массовый опрос с заданной выборкой. Для оценки основных закономерностей процесса конкурентоориентирования студенческой молодежи было опрошено 400 студентов экономических и управленческих специальностей очной формы обучения 5-ти государственных вузов региона, 90 преподавателей и заведующих кафедрами в сфере экономического образования, работающих в высших учебных заведениях, 50 руководителей отделов кадров, руководителей организаций и предпринимателей и 200 родителей студентов высших учебных заведений.
И хотя важность конкурентоориентированности как качества современного студента и будущего успешного участника рынка труда высоко оценивается преподавателями (96%), представителями бизнеса (92%) и родителями (92,5%), но при этом многие респонденты делали в данном вопросе дополнительный акцент на сосредоточенности студента на личностном развитии — 59, 68, 74% соответственно.
Тем не менее, современное студенчество нельзя назвать достаточно конкурентоориентированным. Этот вывод нам позволили сделать данные нашего исследования, в которых низкую оценку уровню конкурентоориентированности дали 56% преподавателей, 88% работодателей и 48% родителей. По оценкам работодателей, студенты многих вузов пока еще недостаточно конкурентоориентированы, не готовятся и не готовы к серьезной конкуренции в борьбе за свое будущее. При этом многие руководители предприятий и организаций отмечают, что недостаточная профессиональная готовность — дело времени, как правило, молодой специалист легко входит в работу, если он хорошо подготовлен в психологическом и социальном плане [10].
Впрочем, наличие положительной динамики возможно, поскольку треть студенчества (31%) уже озадачена проблемами личностного роста и формирования собственного успеха.
Для конкурентоориентирования студентов в период обучения в вузе необходимо формировать и развивать у них качества, способствующие ее повышению. Серьезная проблема заклю-
чается в том, что студенты после окончания вуза часто оказываются не только практически, но и психологически неготовыми к жизненным реалиям. До самой последней поры обучения многие не задумываются над тем, а как они будут жить дальше и смогут ли они жить самостоятельно.
Решение данной проблемы представляется нам в разработке системы управления конкурентоориентированием студенческой молодежи, ведущую роль в которой будет играть высшее учебное заведение, организуя системное взаимодействие с предприятиями-работодателями и родителями студентов.
Высшее учебное заведение — ключевое звено системы управления конкурентоориентированием студенческой молодежи. Если роль вуза настолько значительна в формировании конкурентоориентированности современной молодежи, тогда чем обусловлена необходимость создания системы конкурентоориентирования студентов?
Как отметил Д.В. Пилипишин в своей статье «Высшее образование: кого лучше формировать в вузах — профессионала или эффективного человека?», получение российского профессионального образования в настоящее время не является гарантом трудоустройства выпускника по специальности, современному студенту необходимо развивать, прежде всего, личностные компетенции: общеделовые качества, целесообразную самоорганизацию, коммуникативные навыки и др. [8, с. 56].
В нашей модели качеств конкурентоориентированного студента мы выделяем семь основных блоков качеств: обучаемость, нравственные качества, деловитость, организаторские способности, общественная активность и политическая культура, личная организованность и работоспособность [10]. Разумеется, результат формирования качеств в значительной степени зависит от личной работы индивида над собственной конкурентоспособностью, но целенаправленное влияние внешней среды, безусловно, оказывает положительное воздействие.
Модель системы управления конкурентоориентированием студенчества в период обучения в вузе включает в себя все формы прямых и обратных связей между субъектами и объектом конкурентоориентирования, отражает механизмы конкурентоориентирующего воздействия каждого из субъектов, а также раскрывает пути влияния самого студента на формирование личной конкурентоориентированности и конкурентоспособности (рис. 2).
Подобное комплексное влияние может обеспечиваться системой целей субъектов конкурентоориентирования: высшего учебного заведения, предприятия-работодателя, родителей студентов.
Целью высших учебных заведений становится поиск оптимальных факторов и условий, содействующих становлению конкурентных умений студентов. Данная цель может быть выражена в терминах: знать, уметь, владеть, т.е. осуществлять учебно-профессиональную деятельность в профессиональном и частично в социальном аспекте.
Говоря о роли высшего учебного заведения при конкурен-тоориентировании студенческой молодежи, также следует отметить тот факт, что для обеспечения конкурентоспособности студентов любой специальности современные учебные планы обязательно должны:
— быть гибкими, обеспечивающими возможность специализации в широких областях, закладывать предпосылки для повышения квалификации в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда и самой личности;
— содержать знания, востребованные как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда, прежде всего в том его секторе, где формируются потребности в наиболее квалифицированных кадрах;
— обеспечивать подготовку специалистов как по стратегическим направлениям, так и в соответствии с текущими потребностями;
— сочетать фундаментальную и инновационную подготовку.
Цель работодателя в системе конкурентоориентирования
заключается в приеме на работу такого работника, который способен и готов после периода адаптационного срока самостоятельно и успешно выполнять деятельность в соответствии со своими функциональными обязанностями, т.е. удовлетворительно исполнять профессиональные функции.
Цель может быть выражена в терминах: знать, уметь, владеть, т.е. фактически осуществлять профессиональную деятель-
347
Конкур ентоор нентнрованне студентов со стороны р о днтелен:
1. В оспитание ребенка с пониманием того, что он должен будет стать свободный самостоятельным и перед ним встанет необходимость конкурировать с другими, бороться за себя;
2. Расширять кругозор студентов;
3. Прививать тягу к знаниям, труду;
4. Делиться знаниями б сфере бизнеса, передавать свой жизненный опыт,
5. Оказывать помощь в формировании личной библиотеки студент а;
6. Н е ругать б семье свою работу и профессию, находить б них привлекательные стороны;
7. Н е жаловаться на жизнь и внешние обстоятельства, проявлять оптимизм;
8. В стречи с заведующим выпускающей кафедрой, пр еп од ав ат ел ями, кур ат ор ом гр уппы;
9. Знать содержание учебных планов по специальности;
1 0. Знать программы практик;
11. Контролировать посещаемость и дисциплину,
12. Знать и поддерживать общественную активность студента,
13. П осещать собрания, встречи и праздники в вузе, в которых участвует сын (дочь);
14. Вникать в ход дипломного проектирования;
15. Посещать общежитие, в котором проживает студент;
1 б. У частвовать в работе родительского или попечительского с ов ет ов.
1. Получение фундаментальных знаний по направлению обучения;
2. Постоянное стремление к успеху;
3. Развитие навыков реальной организаторской деятельности;
4. Развитие предпринимательских способностей;
5. Освоение будущей профессиональной деятельности с первого дня обучения в вузе;
6. Постоянное формирование и развитие долговременных деловых связей;
7. Наличие и реализация собственного плана жизни и профессиональной карьеры;
8. Повышение личной работоспособности;
9. Обеспечение семейного благополучия;
10. Формирование положительной репутации;
11. Жизненное везение и удача,
12. Постоянный самоконтроль результатов и процессов личной деятельности.
Студент
Система обеспечения студентом личной конкурентос по со б ноет и
Тактические факторы:
1. Освоение технологий обучения б современном в узе;
2. Личная организованность: умение жить и работать по системе;
3 . Планирование своих дел: на год, месяцы, недели и дни;
4. Стремление Быть интересным; 5 . С тр емп ение Быть пр и ел екательным.
Конкур ентоор нентнрованне студентов со ст ор о н ы пр едпр н ятня-р аб о то дате ля:
1. Предоставление работы для студента, в результате чего студент получит реальный опыт практиче ской деятельности;
2. Предоставление возможности формирования долгосрочных деловых связей студента;
3. Раскрытие перспектив дальнейшей карьеры студента;
4. Н вправление на специализированные курсы
5. О бучение работе в экономических, производственных и информационных системах;
6. Предоставление возможности реализации навыков и умений студента;
7. Трудоустройство лучших по результатам практики и о Бучения на по стоянную р або ту.
Ко нкур ентоор нентнр ованне студентов со стор оны выпуск ап щей кафедры:
1. Интенсивное введение в специальность студентов-перво кур с ников;
2. Организация студенческих отрядов для развития креативного мышления;
3. С озд&ние студенческих объединений для формирования навыков деловой практической деятельности в период обученияв вузе (институт студенческих лидеров):
3.1 Возможность самореализации в науке, в бизнесе, в деловом администрировании, в журналистике, в спорт е и в культуре;
3.2. Формирование у студентов умений и навыков практической деятельности;
3.3. Осознание студентами необходимости конкурентной Борьбы;
4. Управление курсовым проектированием;
5. Создание многоуровневой системы практик;
6. Управление дипломным проектом (реальный заказ, экономическая оценка дипломного проекта, правовое обеспечение и программное обеспечение дипломного проекта);
7. С оциапьная поддержка студенчества на основе специальных образовательных технологий:
7.1 Проект «Управление личной карьерой»,
7.2. Проект «Формирование у студентов современной организационной культуры»,
7.3. Проект «Обучение искусству управления собственной жизнедеятельностью»;
7.4 Проект «Обучение студентов искусству управления семейной экономикой и домашним х озяйств ом»; 7.5. Проект «Обучение использованию гендерных особенностей для самопродвижения женщин в менеджменте и бизнесе»;
8. Обучение технологиям постоянного жизненного самоконтроля;
9. Разработка и реализация рейтинговой системы оценки практической готовности студентов к реальной деятельности;
10.0 бучение технол огиям труд оу строй с тв а и по ст оянного продвижения на р аботе;
11. Обучение студентов технологиям формирования личной конкурентоспособности
Выпускающая
кафедра
Предприятие-работодатель у
Вузовская служба маркетинга и содействия тр удоустр ойству
Конкур ентоор нентнр ованне студентов со стороны вузовской службы содействия трудоустройству на основе:
1. Анализ а рынка труд а молодых специалистов и образовательных услуг;
2. Изучения политики предприятий в сфере найма, подготовки и использования молодых специалист ов;
3. Работы с предприятиями и другими раб от од ат елями;
4. Взаимодействия с органами власти, общественными организациями,
5. Прогноза развития рынка труда,
6. Проведения тестирования по определению профессиональной ориентации студентов;
7. Организации стажировок и практик;
8. Создания информационной системы, обеспечивающей выпускник ов и работодателей данными о рынке труда и рынке образовательных услуг;
9. Организации дополнительных курсов в рамках существующих учебных программ;
10. Краткосрочных программ переподготовки и дополнительной подготовки незанятых выпускников;
11. Определения стратегических ориентиров подготовки специалистов.
Рис. 2. Модель системы управления конкурентоориентированием студенчества в период обучения в вузе
т
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ность и быть профессионально компетентным работником на конкретном трудовом месте.
Цель конкурентоориентированного студента вуза заключается в достижение двуединого результата:
— овладеть учебно-профессиональной деятельностью и соответственно обладать учебно-профессиональной компетентностью, что позволяет успешно завершить образование: знать, уметь, владеть;
— в период адаптации на предприятии самостоятельно и успешно овладеть выполнением профессиональной деятельности в соответствии со своими функциональными обязанностями и занять трудовое место, т.е. удовлетворительно исполнять профессиональные функции: знать, уметь, владеть, т.е. обладать профессиональной компетентностью, а значит, и конкурентоспособностью.
Цель родителей студентов заключается в содействии наиболее полной самореализации личности их ребенка, развитию у него конкурентоориентированного мышления и эффективному трудоустройству в интересующей отрасли с перспективами карьерного роста.
Комплексная модель системы управления конкурентоори-ентированием студенческой молодежи подлежит детальному рассмотрению, в рамках которого будут представлены механизмы конкурентоориентирования студентов.
Процесс конкурентоориентирования студента может осуществляться высшим учебным заведением, предпри-ятием-работодателем и родителями при помощи ряда механизмов. Рассмотрим некоторые из них.
Высшее учебное заведение. Вуз в лице выпускающей кафедры на первоначальном этапе попадания студента в новую среду может осуществлять комплекс мероприятий, направленных на конкурентоориентирование студенческой молодежи. Механизмы конкурентоориентирования могут быть частью как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности.
Аудиторная деятельность осуществляется выпускающей кафедрой, деканатом и преподавателями высших учебных заведений. Включает в себя: интенсивное введение в специальность студентов-первокурсников, обучение технологиям трудоустройства и постоянного продвижения по работе, постоянного самоконтроля, формирования личной конкурентоспособности, управление курсовым и дипломным проектированием, налаживание аудиторного взаимодействия студентов с представителями бизнеса и обеспечение системы социальной поддержки студенчества на основе специальных образовательных технологий.
Внеаудиторная конкурентоориентирующая деятельность вуза включает в себя определение и согласование совместно с предприятиями-работодателями учебных планов и рабочих программ подготовки студентов в соответствии с требованиями экономической конъюнктуры и рынка труда, создание многоуровневой системы практик, организаций студенческого самоуправления, разработку и реализацию рейтинговой системы оценки знаний и практической готовности студентов к реальной деятельности, организацию студенческих учебно-научно-практических отрядов, разработку системы обязательного внеаудиторного чтения, создание и развитие института кураторства, создание внутригруппового лидерского актива, налаживание системы наставничества между студентами пятого и первого курсов, организацию выездов в различные экономические лагеря, а также в лагеря по выработке лидерских качеств и т.п.
Таким образом, вуз, в лице выпускающей кафедры, проводя мероприятия по конкурентоориентированию молодежи, добивается того, чтобы студенты ещё во время учебы в высшем учебном заведении занимались реальными делами на конкретных предприятиях, получили определенный практический опыт и после окончания вуза гарантии трудоустройства.
Предприятие-работодатель. Выпускающая кафедра должна помочь предприятиям осуществлять деятельность, благотворно влияющую как на развитие студенческого потенциала, так и на развитие устойчивого сотрудничества «предприятие — вуз».
Предприятие-работодатель может принимать студентов на стажировки-практики в индивидуальном порядке на постоянной основе в соответствии с типовым договором и календарным планом проведения стажировки-практики, предоставлять необходимую информацию студентам, выполняющим по заказу
научные темы в рамках курсового и дипломного проектирования, способствовать трудоустройству студентов, наилучшим образом проявивших себя на стажировках-практиках, а также при выполнении курсовых и дипломных проектов по заказу предприятия и др.
Родители. Становление молодого человека как личности происходит под значительным влиянием со стороны родителей. Родители — наиболее авторитетные люди для ребенка. То, как они видят мир, как относятся к жизни, к работе, к образованию, впоследствии отразится на мировоззрении будущего студента. Но часто родители не уделяют должного внимания вопросам конкурентоориентированности студента, помочь им в данном вопросе должно высшее учебное заведение, которое будет реализовывать систему проведения родительских собраний студентов младших курсов. Таким образом, вуз, в лице выпускающей кафедры, может конкурентоориентировать родителей студентов, формируя у них представление о текущих особенностях рынка труда, о проблемах студенчества, способах и методах содействия родителей в процессе повышения шансов студентов на успешное трудоустройство.
Помимо создания эффективного взаимодействия с высшим учебным заведением родители имеют возможность конкурентоориентировать студентов при помощи семейного влияния. Для формирования конкурентоориентированного мышления у студента родители могут предпринимать действия в следующих направлениях: поддержание благотворного семейного влияния на становление личности, сформированного на ранних этапах её становления (воспитание, образование, культура общения, развитость умственного мышления), передача студенту жизненного и профессионального опыта, способствование развитию интереса студента к научно-образовательной деятельности (помощь в создании домашней библиотеки, круга знакомых, в изучении известных примеров для подражания) и др.
Так, например, в рамках Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства система конкурентоориентирования реализуется следующим образом.
Ориентация выпускающей кафедры на конкурентоориентирование студентов с первого года обучения в вузе находит свое отражение в решении кафедрой следующих задач:
— обучить студентов технологиям эффективного вузовского обучения;
— научить их рационально использовать свое время, выполнять любые дела результативно;
— обучить технологиям выбора карьеры и жизненных целей;
— привить современную организационную культуру;
— дать студентам объективное и достаточно полное представление об избранной ими специальности;
— обучить технологиям формирования собственной конкурентоспособности;
— реализовать многоуровневую систему практик, способствующих получению студентами различного опыта и дальнейшему трудоустройству.
Выпускающей кафедрой также осуществляется социальная поддержка студенчества на основе специальных образовательных технологий, которая представлена комплексом проектов:
1. Проект «Управление личной карьерой».
2. Проект «Формирование у студентов современной организационной культуры».
3. Проект «Обучение искусству управления собственной жизнедеятельностью».
4. Проект «Обучение студентов искусству управления семейной экономикой и домашним хозяйством».
5. Проект «Обучение использованию гендерных особенностей для самопродвижения женщин в менеджменте и бизнесе.
Также в Институте экономики и менеджмента ПГУАС реализуются такие механизмы, как организация студенческих учебно-научно-практических отрядов, управление курсовым и дипломным проектированием, наставничество над студенческим объединением для формирования навыков деловой практической деятельности в период обучения в вузе — институтом студенческих лидеров, который дает студентам возможность самореализации в науке, в бизнесе, в деловом администрировании, в журналистике, в спорте и в культуре.
Говоря об опыте реализации механизмов взаимодействия высшего учебного заведения с предприятиями-работодателями,
следует отметить созданную в Институте экономики и менеджмента Базу данных потенциальных работодателей, в которую вошли более 60 предприятий разных сфер деятельности, представляющих динамичные деловые круги Пензы и Пензенской области, а также разработанный Пакет документов для обеспечения взаимодействия кафедры «Менеджмент» ИЭиМ с потенциальными работодателями и деловыми кругами. Механизм реализации проекта заключается в следующем [11, с. 71]:
1. Подбираются и назначаются представитель кафедры на предприятии и представитель предприятия на кафедре.
2. Тщательно прорабатываются их задачи.
3. Своих студентов и дипломников преподаватель направляет на закрепленные предприятия.
4. Кафедра приглашает работодателей принять участие в ежегодном мониторинге качества подготовки специалистов-менедже-ров в Институте экономики и менеджмента Пензенского ГУАС.
Кроме этого предприятия-работодатели при взаимодействии с вузом имеют возможность:
— осуществлять профессиональную ориентацию студен-тов-первокурсников на предприятии во время учебно-ознакомительной практики;
— участвовать в организации различных встреч со студентами;
— организовывать для студентов экскурсии на предприятие;
— участвовать в проведении экономической, управленческой и преддипломной практик;
— участвовать в формировании тематики курсовых и дипломных проектов;
— содействовать реальному курсовому проектированию;
— содействовать реальному дипломному проектированию;
— участвовать в проведении защит дипломных проектов;
— проводить предварительную оценку и отбор перспективных студентов для последующего их трудоустройства.
Важнейшим результатом системы взаимодействия вузов и работодателей является создание долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества с целью трудоустройства студентов и выпускников, а также существенное повышение мотивации студентов к получению знаний и приобретению навыков и умений по профессии, что выражается в росте посещаемости занятий, повышении успеваемости и эффективности прохождения производственных практик.
В системе конкурентоориентирования не менее важную роль играет взаимодействие вуза с родителями студентов. В Институте экономики и менеджмента налажена система проведения родительских собраний с целью их конкурентоориентирования. Так, первое родительское собрание проводится в июле совместно с их детьми, только что поступившими в институт. Второе родительское собрание проводится в сентябре после первой недели учебы, когда у студентов и их родителей появятся первые впечатления и вопросы.
На этом собрании говорится:
— о конкурентоспособности человека на рынке труда;
— о проблемах студенчества—это потенциальные безработные, если студенческие годы пройдут для них только за партой, без освоения основ практической деятельности;
— о том, как этому противостоять;
— о том, какие технологии обучения институт предлагает студенчеству;
— о возможностях родителей и чем они реально могут помочь своим детям.
И, наконец, третье собрание с родителями проводится по итогам первой, как правило, самой тяжелой для студентов, экзаменационной сессии.
В результате проведения таких собраний у родителей студентов может сформироваться видение способов эффективного содействия развитию личности своего ребенка, которые будут повышать как его конкурентоориентированность, так и конкурентоспособность при трудоустройстве.
Таким образом, в основе предложенной и проверенной реализацией в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства системы управления конкурен-тоориентированием студенчества находится взаимодействие высших учебных заведений, представителей бизнеса и родителей студентов, направленное на повышение конкурентоспособности студенческой молодежи при вхождении её на рынок труда. Существующая разрозненность действий этих субъектов не позволяет эффективно решать вопрос воспитания конкурентоориентированного и конкурентоспособного молодого поколения. При формировании данной системы влияния на личность студента со стороны высшего учебного заведения, предприятия-работодателя, и собственных родителей будут максимизированы шансы на становление его как успешной личности и востребованного участника рынка труда.
Литература
1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
2. Артюшина И. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда //Высшее образование в России. — 2006. — № 6. — С. 28-32.
3. Астахова В.И. Студент XXI века: его сущностные черты и характерные особенности //Alma mater. Вестник высшей школы. — 2010. — № 8. — С. 60-63.
4. Винокуров М.А., Братищенко Д.В. Сотрудничество вузов и работодателей // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2010. — № 6. — С. 24-27.
5. Зборовский Г. Высшее образование и бизнес: проблемы институционального взаимодействия // Высшее образование в России. — 2007. — № 1. — С. 137-145.
6. Иванов А.В. Ценности и содержание современного социального воспитания молодежи России XXI века // Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2010. — № 6. — С. 37-46.
7. Лобанова Е.Э., Вострова Е.И. Рынки услуг профессионального образования и труда современной России: тенденции развития, проблемы взаимодействия // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 2. — С. 438-443.
8. Пилипишин Д.В. Высшее образование: кого лучше формировать в вузах — профессионала или эффективного человека? // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2009. — № 5. — С. 53-63.
9. Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры: учеб. пособие с грифом УМО. Сер. «Менеджмент в высшей школе». — М.: ИНФРА-М, 2010.
10. Резник С.Д., Коновалова Е.С. Конкурентоориентированность студенчества высших учебных заведений России: опыт, проблемы, перспективы: моногр.; под общ. ред. С.Д. Резника. — Пенза: ПГУАС, 2011. — 194 с.
11. Резник С.Д., Назарова Н.А. Повышение роли предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки управленческих кадров // Кадровый менеджмент. — 2009. — № 6-7 .- С. 67-72.
12. Резник С.Д., Сочилова А.А. Основы личной конкурентоспособности. — М.: ИНФРА-М, 2009.