Научная статья на тему 'Конкурентоориентирование студентов: состояние и опыт управления процессом'

Конкурентоориентирование студентов: состояние и опыт управления процессом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / КОНКУРЕНТООРИЕНТИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗА / EMPLOYMENT / EMPLOYABILITY / COMPETITIVENESS / UNDERGRADUATE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резник Семен Давидович, Коновалова Елена Сергеевна

Трудоустройство по специальности выпускников вузов актуальная и сложная проблема для многих стран, в том числе и для России. Одна из причин неконкурентоориентированность и, как следствие, низкая конкурентоспособность студенческой молодежи. В статье рассматриваются конкретные механизмы конкурентоориентирования студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancing of university students employability: how to manage the process

Graduate students employability is considered to be a serious problem in many countries, especially in modern Russian society. One reason why this occurs is that students are characterized by low competitiveness on the labor market and dont identify the importance of the enhancement of their employability. Particular mechanisms for managing the system of enhancing university students employability and competitiveness are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Конкурентоориентирование студентов: состояние и опыт управления процессом»

С. Д. Резник, Е. С. Коновалова. Конкурентоориентирование студентов

С. Д. Резник, Е. С. Коновалова

КОНКУРЕНТООРИЕНТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ: СОСТОЯНИЕ И ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ

Трудоустройство по специальности выпускников вузов — актуальная и сложная проблема для многих стран, в том числе и для России. Одна из причин — неконкурентоориентированность и, как следствие, низкая конкурентоспособность студенческой молодежи. В статье рассматриваются конкретные механизмы конкурентоориентирования студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: трудоустройство, конкурентоориентирование, конкурентоспособность, студенты, выпускники вуза.

S. D. Reznik, E. S. Konovalova Enhancing of university students’ employability: how to manage the process

Graduate students’ employability is considered to be a serious problem in many countries, especially in modern Russian society. One reason why this occurs is that students are characterized by low competitiveness on the labor market and don’t identify the importance of the enhancement of their employability. Particular mechanisms for managing the system of enhancing university students’ employability and competitiveness are presented in the article.

Keywords: employment, employability, competitiveness, undergraduate student, graduate student.

Студент — это еще ничего, из которого может выйти все.

Шандор Петефи, венгерский поэт

опрос о трудоустройстве по специальности выпускников высших учебных заведений в России стоит особенно остро, что обусловлено рядом факторов: неустойчивостью рынка труда, возрастающими требованиями работодателей, недостаточной профессиональной подготовленностью студентов вузов, их слабой конкурентоори-ентированностью и, как следствие, низкой конкурентоспособностью.

По последним данным Росстата, молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,2 % (в июле 2011 г. — 30,5 %), в том числе в возрасте 15-19 лет — 7,5 %, 20-24 лет — 23,7 %1. Иными словами, едва ли не самыми уязвимыми на рынке труда оказались те, кто либо только что получил дипломы, либо сейчас заканчивает обучение. Проблема трудоустройства молодежи в зна-

1 Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2011 г. (по итогам обследований населения по проблемам занятости). — Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/ IssWWW.exe/Stg/d02/207.html).

© Резник С. Д., Коновалова Е. С., 2011

чительной степени вызвана неудовлетворительным качеством образования, недостаточной степенью освоения программ обучения и поверхностностью профессиональных знаний [8].

Среди опрошенных нами заведующих кафедрами 66 вузов страны 67 % заявили, что трудоустройство выпускника не их проблема, а проблема самого студента. С одной стороны, такая позиция объективна. Вузу важно донести до студента следующую мысль: «Ваша главная проблема, ваша главная цель — хорошее трудоустройство, которого не будет без умения бороться за себя в реальной жизни. С самого начала обучения в вузе думайте не только и не столько о дипломе, думайте о главном — возможности получить хорошую работу по специальности». Но, с другой стороны, оставлять студента один на один с этой проблемой — неверно. Своих собственных детей мы же не бросаем на произвол судьбы.

Задача вуза — помочь студенту стать конкурентоспособным на рынке труда. Казалось бы, его единственная задача — хорошо учиться. Однако хорошая успеваемость еще не гарантирует жизненной устойчивости и успеха.

Как отмечают многие зарубежные работодатели, ключевой проблемой российского студенчества является отсутствие у него конкуренто-

ориентированности. Он зачастую не приучен думать о том, что будет после учебы в вузе.

Что же мы понимаем под конкурентоори-ентированностью студента? Это особая направленность мышления студента, обеспечивающая его готовность к постоянной борьбе за собственное выживание, успеху и продвижению в современном мире, овладению технологиями такой борьбы.

Субъектами конкурентоориентирования студенчества могут выступать:

— высшее учебное заведение в лице выпускающих кафедр и общевузовских служб;

— предприятия-работодатели;

— родители студентов;

— сами студенты.

Для формирования конкурентоориентиро-ванности у студента общество, вуз, работодатели, родители должны помочь ему понять несколько важных истин:

1. Многие сверстники уже обошли его еще до поступления в вуз: например, качеством учебы в школе, местом жительства, семейным окружением, здоровьем, индивидуальными способностями.

2. Вступить в борьбу за себя никогда не поздно, но нельзя терять ни минуты.

3. Без освоения эффективных технологий борьбы за собственное благополучие конкурентоспособным стать невозможно.

На семинаре в Нижегородском государственном университете его тогдашний ректор Борис Григорьевич Стронгин озвучил мнение западных бизнесменов о российских студентах. Наряду с отличными теоретическими знаниями указывалась их недостаточная конкурентоориентиро-ванность, отсюда неготовность к вступлению на рынок труда, огромные проблемы с трудоустройством после окончания вуза [14, с. 44]. Это очень серьезные и справедливые замечания в адрес наших вузов, самих студентов и их родителей.

Независимо от направления или специальности обучения всем выпускникам вуза придется жить в рыночной среде, думать о том, как материально обеспечить свою жизнь.

Данный вывод об уровне конкурентоориен-тированности студенческой молодежи подтвердили и результаты нашего исследования: низкую оценку уровню конкурентоориентирован-ности дали 56 % преподавателей, 88 % работодателей и 48 % родителей. По оценкам работодателей, студенты многих вузов пока еще недостаточно конкурентоориентированы, не готовятся и не готовы к серьезной конкуренции в борьбе

за свое будущее. При этом многие руководители предприятий и организаций отмечают, что недостаточная профессиональная готовность преодолевается в процессе работы. Как правило, молодой специалист легко входит в работу, если он хорошо подготовлен в психологическом и социальном плане. Треть студенчества (31 %) уже озадачена проблемами личностного роста и формирования собственной конкурентоспособности.

Нами было проведено комплексное исследования субъектов конкурентоориентирования, в рамках которого было опрошено 400 студентов различных специальностей высших учебных заведений, 90 преподавателей и заведующих кафедрой, 50 руководителей предприятий-работо-дателей и 200 родителей студентов. Были выявлены основные тенденции взаимодействия указанных субъектов и резервы для повышения эффективности их совместной деятельности с целью конкурентоориентирования российского студенчества и достижения более высоких показателей трудоустройства.

Наше исследование показало, что существует прямая зависимость между качеством конку-рентоориентирования студенческой молодежи со стороны субъектов конкурентоориентирования (вуза, предприятия-работодателя и родителей студентов) и конечным результатом обучения студенчества в вузе — конкурентоспособностью и успешным трудоустройством по специальности. Высшее учебное заведение, которое должно стать ключевым звеном в системе конкурентоориентирования современной молодежи, может существенно изменить процесс формирования конкурентоспособности российского студенчества, поскольку именно вуз непосредственно влияет на развитие личности студента и осуществляет взаимодействие с предприятиями-рабо-тодателями и родителями студентов. Однако такое взаимодействие пока не носит системного характера.

Система конкурентоориентирования студентов уже в период обучения в вузе должна формировать и развивать у них качества, способствующие практической и психологической готовности к самостоятельной жизни после окончания вуза.

Российские ученые А. А. Ангеловский,

В. И. Андреев, С. В. Зверев, Л. Н. Иванова-Швец, Е. В. Максимова, О. В. Перевозова и другие анализируют проблему конкурентоспособности студента при первичном вступлении на рынок труда [5, 6, 7, 9, 11, 12]. Зарубежные специалисты Л. Харвей, Б. Литтл, Е. Прокоу, М. Томлинсон,

С. Д. Резник, Е. С. Коновалова. Конкурентоориентирование студентов

рассматривая проблему трудоустройства выпускников европейских вузов, делают акцент на необходимости развития у студентов ориентации на конкуренцию после окончания вуза [1-4]. Однако до настоящего времени остается недостаточно раскрытым вопрос о конкретных механизмах системного влияния вуза, предприятий-ра-ботодателей и родителей на студента с целью повышения шансов на трудоустройство по полученной в вузе специальности.

Конкурентоориентирование студентов высшим учебным заведением

Механизм конкурентоориентирования студентов высшим учебным заведением можно разделить на аудиторную и внеаудиторную конкурентоориентирующую деятельность.

Аудиторная деятельность. Осуществляется выпускающей кафедрой, деканатом и преподавателями высших учебных заведений. Включает в себя: интенсивное введение в специальность сту-дентов-первокурсников; обучение технологиям трудоустройства и постоянного продвижения по работе, постоянного самоконтроля, формирования личной конкурентоспособности; управление курсовым и дипломным проектированием; налаживание аудиторного взаимодействия студентов с представителями бизнеса и обеспечение системы социальной поддержки студенчества на основе специальных образовательных технологий и др.

Вуз в лице выпускающей кафедры на первоначальном этапе осуществляет комплекс мероприятий, направленных на конкурентоориентиро-вание, путем интенсивного введения в специальность студентов первого курса.

Ориентация кафедры на конкурентоориен-тирование студентов с первого года обучения в высшем учебном заведении должна находить свое отражение в решении следующих задач:

— познакомить студентов с технологиями вузовского обучения;

— научить эффективно использовать свое время, выполнять любые дела результативно;

— обучить технологиям выбора карьеры и жизненных целей;

— привить современную организационную культуру;

— дать объективное и достаточно полное представление об избранной специальности;

— обучить технологиям формирования личной конкурентоспособности.

Например, выпускающая кафедра менеджмента Института экономики и менеджмента Пензен-

ского государственного университета архитектуры и строительства реализует эту программу в следующей последовательности:

1. Индивидуальное ориентационное собеседование заведующего выпускающей кафедрой с абитуриентом перед вступительными экзаменами.

2. Подготовка и проведение Праздника первокурсника (неформальное принятие первокурсников в студенческую среду на основе специального церемониала).

3. Обучение специальным учебным курсам «Технология карьеры» (первый семестр) и «Основы специальности» (второй семестр).

4. Подготовка и публичная защита каждым первокурсником курсовой работы «Моя карьера».

5. Формирование творческих студенческих групп с обязательным участием первокурсников под руководством студентов-дипломников.

6. Прохождение студентами ознакомительной практики по специальности: составление резюме, попытки встретиться с работодателем и устроиться на работу.

Внеаудиторная деятельность. Осуществляется выпускающей кафедрой, деканатом и общими службами высшего учебного заведения. Включает в себя определение и согласование совместно с предприятиями-работодателями учебных планов и рабочих программ подготовки студентов в соответствии с требованиями экономической конъюнктуры и рынка труда, создание многоуровневой системы практик, организаций студенческого самоуправления, разработку и реализацию рейтинговой системы оценки знаний и практической готовности студентов к реальной деятельности, организацию студенческих учебно-научно-практических отрядов, разработку системы обязательного внеаудиторного чтения, создание и развитие института кураторства, создание внутригруппового лидерского актива, налаживание системы наставничества между студентами пятого и первого курсов, организацию выездов в различные экономические лагеря, лагеря по выработке лидерских качеств и т. п.

Для эффективного применения указанных мероприятий нами разработаны механизмы конкурентоориентирования студентов высшим учебным заведением. Они представлены в табл. 1.

Для более детального представления о методах и механизмах конкурентоориентирования студентов рассмотрим их в отдельности. Например, при использовании механизма управления формированием у студентов положительного отношения к обучению у них эффективнее вырабатываются

Таблица 1

Механизмы конкурентоориентирования студентов высшим учебным заведением

Уровень управления Механизм

конкурентоориентирования

Выпускающие Формирование у студентов

кафедры вузов положительного отношения

к обучению

Эффективная воспитательная деятельность

Содействие конкуренто-

ориентированности

студентов

Содействие трудоустройству студентов

Центры содействия Подготовка студентов трудоустройству к вхождению на рынок труда

Развитие профессиональных компетенций студентов

Методы конкурентоориентирования

Организация интенсивного введения в профессию студентов первого курса обучения.

Соблюдение баланса между практическим и теоретическим подходом.

Мотивация студентов к образовательной деятельности. Использование различных тренингов и семинаров в обучении студентов.

Внедрение рейтинговой системы оценки обучения

Введение системы эффективного взаимодействия студентов-первокурсников с пятикурсниками.

Внедрение элементов организационной культуры. Внедрение института кураторства студенческих групп

Создание в вузе студенческих организаций самоуправления.

Занятия со студентами научной деятельностью. Обучение студентов технологии управления личной жизнедеятельностью.

Развитие предпринимательской сферы деятельности в вузе, оказание помощи студентам в развитии бизнеса в рамках вуза.

Проведение различных ролевых игр на тему лидерства, организованности, предпринимательства.

Создание системы управления конкурентоориентирова-нием

Обучение студентов технологиям написания профессионального резюме.

Проведение встреч студентов с работодателями. Создание в вузе многоуровневой системы практик на предприятиях.

Поощрение студентов за их практические способности и эффективную работу.

Внедрение инновационных методов реального курсового и дипломного проектирования.

Создание системы информирования работодателей о всей системе работы по дипломному проектированию и общей деятельности по практической подготовке студентов

Ведение базы данных о студентах и выпускниках, содержащей профессиональные резюме всех студентов и выпускников конкретного вуза.

Формирование базы данных об актуальных вакансиях региона

Организация мастер-классов, тренингов, круглых столов, выставок дипломных работ.

Сбор отзывов руководителей предприятий о студентах и выпускниках университета.

Анализ карьерного роста студентов и выпускников. Создание внутривузовских центров карьеры, центров развития молодежного предпринимательства

С. Д. Резник, Е. С. Коновалова. Конкурентоориентирование студентов

практические и теоретические навыки. При управлении формированием у студентов положительного отношения к обучению используются следующие методы: мотивирование к образовательной деятельности; проведение различных тренингов и семинаров; внедрение рейтинговой системы оценки обучения; соблюдение баланса между практическим и теоретическим подходом; приглашение на занятия известных бизнесменов, чтобы они делились своим практическим опытом и подавали пример студентам.

Эффективная воспитательная деятельность преподавателей предполагает использование следующих методов: осуществление взаимодействия студентов с кураторами групп; введение системы взаимодействия студентов-первокурсников с пятикурсниками; внедрение элементов организационной культуры, которая включает в себя, в частности, наличие у студента личного бейджа во время обучения в вузе и др.; развитие навыков межличностного общения в группе и с преподавателями вуза; введение института кураторства в вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для формирования конкурентоориентиро-ванности студентов необходимо использовать механизм управления их личной конкурентоспособностью, который опирается на следующие методы: создание в вузе студенческих организаций самоуправления, которые должны способствовать формированию у учащихся лидерских и организаторских качеств; организация научной деятельности и создание научных кружков (под-готавка статей и научных работ для отправки на конкурсы); обучение студентов технологиям управления личной жизнедеятельностью; осуществление взаимодействия с родителями студентов.

Механизм управления трудоустройством студентов и выпускников включает следующие методы: внедрение инновационных подходов к курсовому и дипломному проектированию; обучение студентов технологиям написания профессионального резюме; проведение встреч студентов с работодателями; создание в вузе многоуровневой системы практик, включающей ознакомительную, экономическую, управленческую и преддипломную практики на предприятиях города; поощрение студентов за их практические способности и эффективную работу во время обучения.

Таким образом, механизм конкурентоориен-тирования студентов вузов представляет собой систему методов (мероприятий) конкурентоориентирующей деятельности, направленных на единый результат — повышение шансов студентов

высших учебных заведений на успешное трудоустройство. Для достижения этой цели следует наладить эффективное взаимодействие вуза с другими субъектами конкурентоориентирова-ния: предприятиями-работодателями и родителями студентов.

Конкурентоориентирование студентов предприятиями-работодателями и родителями на основе взаимодействия с высшим учебным заведением

Роль предприятий в процессе конкуренто-ориентирования современной молодежи очень важна и в дальнейшем будет только возрастать. Развитие системы взаимодействия вузов и пред-приятий-работодателей способствует решению различных проблем подготовки специалистов, в том числе и проблемы эффективного трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Важнейшим результатом взаимодействия вузов и работодателей является создание долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества с целью трудоустройства студентов и выпускников, при этом существенно повышается мотивация студентов к получению знаний и приобретению навыков и умений по профессии, что выражается в росте посещаемости занятий, повышении успеваемости и эффективности прохождения производственных практик. Работодатели получают возможность проводить предварительную оценку и отбор перспективных студентов, они составляют совместный план, включающий обучение в вузе и работу на предприятиях [12].

Для того чтобы предприятие-работодатель поставило перед собой цель конкурентоориен-тирования студентов, высшим учебным заведениям предстоит провести предварительную работу с представителями бизнеса. В рамках данной системы будет осуществляться механизм управления, выражающийся в создании коллегиальных аналитических и совещательных органов с участием представителей вузов и предприятий по основным направлениям развития партнерских отношений; развитии системы повышения квалификации и переподготовки специалистов предприятий в вузах, повышения квалификации и стажировок преподавателей вузов на предприятиях; развитии совместных проектов с участием структурных подразделений и специалистов вузов и предприятий; создании и развитии вузами базы для проведения учебной,

производственной, преддипломной и других видов практик студентов на предприятиях, а также проведении в вузах научных исследований в интересах предприятий, совместных НИОКР. Результатом подобного взаимодействия станет интеграция предприятий-работодателей в систему конкурентоориентирования.

В дальнейшем предприятия-работодатели смогут осуществлять конкурентоориентирующее воздействие на студенческую молодежь (оказание содействия трудоустройству студентов, повышение их личной конкурентоспособности, развитие инициативы студентов и поощрение их творческой активности) как при тесном взаимодействии с вузом, так и автономно (табл. 2).

Важным субъектом конкурентоориентирова-ния, способным оказать воздействие на студентов при формировании их мышления, направленного на развитие личной конкурентоспособности, могут стать родители. Родители, осознавшие необходимость развивать у своих детей

потребность в конкуренции, смогут оказывать необходимое конкурентоориентирующее воздействие, результатом которого станет повышение их личной конкурентоспособности. Механизм конкурентоориентирования вузами родителей студентов включает в себя: разработку системы проведения родительских собраний (1-2-е курсы обучения); проведение собраний родителей студентов с преподавателями и кураторами; создание совета родителей студентов вуза; проведение для родителей тренингов и семинаров по конкурентоориентированию; проведение торжественных мероприятий на кафедре и в вузе, дней открытых дверей и др.

Для того чтобы родители получили реальную возможность помочь своим детям в формировании нового мышления, направленного на развитие личной конкурентоспособности, им были предложены способы влияния на конкуренто-ориентированность студентов: проявление искреннего интереса ко всем аспектам их учебы и

Таблица 2

Механизмы конкурентоориентирования студентов предприятиями-работодателями

Механизм

конкурентоориентирования

Содействие трудоустройству студентов

Содействие личной конкурентоспособности студента

Развитие студенческой инициативы, творческой активности

Методы конкурентоориентирования

Обучение выпускников навыкам рационального поведения на рынке труда. Создание системы дополнительного обучения, переквалификации при вузах и специализированных учреждениях, занимающихся трудоустройством.

Организация и проведение молодежных форумов, семинаров и конференций по обсуждению наиболее острых молодежных проблем, в том числе и в сфере трудоустройства и занятости молодежи.

Проведение лекционных и практических занятий со студентами.

Расширение возможностей ознакомления студентов с реальной деятельностью предприятий и организаций (через систему производственной, учебной, ознакомительной и других видов практик, создание базы для стажировок студентов на предприятиях, проведение экскурсий на предприятия и т. п.)

Развитие различных форм социальной, психологической и образовательной поддержки студентов и выпускников (премии, стипендии, гранты).

Создание и поддержка молодежных объединений, привлечение молодежи к практической работе по профориентации студентов, трудоустройству выпускников, развитию инициативы и профессиональной самореализации молодежи. Методическое и организационное содействие в создании и становлении бизнеса. Проведение специалистами предприятий учебных занятий и тренингов по эффективному поведению в ситуациях трудоустройства и адаптации к условиям рынка труда, а также разработка и издание соответствующих учебно-методических пособий

Оказание поддержки развитию общественно полезных молодежных инициатив. Содействие профессиональному росту молодежи, продвижению достижений молодых специалистов, распространению и внедрению результатов их исследований. Установление взаимодействия между студенческими организациями вузов и специалистами предприятий, организация и проведение совместных программ

С. Д. Резник, Е. С. ^новалова. ^нкурентоориентирование студентов

жизни; демонстрация на личных примерах уверенности в жизненном успехе; передача своих знаний и опыта в сфере бизнеса, своего жизненного опыта; поддержка общественной активности, оказание помощи в формировании личной библиотеки; проявление интереса к содержанию курсового и дипломного проектирования, помощь с деловыми контактами; уделение внимания культуре поведения в обществе; обучение искусству ведения домашнего хозяйства; помощь в трудоустройстве студента.

Рассмотренная система применяется в Институте экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства на протяжении нескольких лет, что позволило качественно улучшить ситуацию с трудоустройством выпускников по полученным специальностям. Реализация предложенных механизмов конкурентоориентирования студенческой молодежи может дать значительный социальноэкономический эффект и реальные преимущества как для студентов, так и для и каждого из субъектов данной системы: высшего учебного заведения, предприятия-работодателя и родителей студентов.

1. Harvey L. Defining and Measuring Employability // Quality in Higher Education. 2001. № 7 (2). Р. 97-109.

2. Little B. Reading Between the Lines of Graduate Employment // Ibid. Р. 121-129.

3. Prokou E. The Emphasis on Employability and the Changing Role of the University in Europe // Higher Education in Europe. 2008. № 33 (4). Р. 387-394.

4. Tomlinson M. Graduate employability and student attitudes and orientations to the labour market // Journal of Education & Work. 2007. № 20 (4). Р. 285-304.

5. Ангеловский А. А. Формирование конкурентоспо-

собности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004.

6. Андреев В. И. Воспитание студента как конкурентоспособного лидера : монография. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2005.

7. Зверев С. В. Формирование конкурентоспособности студента в маркетинговой деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2008.

8. Зубчент Е. Выпускники вузов оказались самы-

ми уязвимыми на рынке труда [Электронный ресурс] // Электронный рынок труда. URL: http://

wwwjobsmarket.ru/?get_page=239&content_id=10905321

9. Иватва-Швец Л. H. Образовательный фактор в конкурентоспособности человеческих ресурсов : авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2005.

10. Koнoвалoва Е. С., Резник С. Д. Система управления конкурентоориентированием студенческой молодежи вузов России // Проблемы современной экономики. 2011. М 2. С. З45-З50.

11. Максuмoва Е. В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005.

12. Пeрeвoзoва О. В. Проблемы формирования конкурентоспособности будущих менеджеров в системе высшего профессионального образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2009. М 1. С. 70-7З.

13. Резник С. Д., Koнoвалoва Е. С. Конкурентоориен-тированность студенчества высших учебных заведений России: опыт, проблемы, перспективы : монография. Пенза : ПГУАС, 2011. 164 с.

14. Резник С. Д., Hазарoва H. А. Повышение роли предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки управленческих кадров // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. М 6. С. 67-72.

15. Резник С. Д. Интенсивное содействие экономической самостоятельности, конкурентоориентированно-сти и трудоустройству студентов: опыт выпускающей кафедры высшего учебного заведения // Университетское управление: практика и анализ. 2009. М 3. С. 43-53.

16. Резник С. Д., Сoчuлoва А. А. Работодатели и студенты: о путях формирования конкурентоспособности студенчества // Там же. 2010. М 3. С. 78-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.