Научная статья на тему 'Интеграция вуза и работодателя на информационной основе'

Интеграция вуза и работодателя на информационной основе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / РАБОТОДАТЕЛИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК ДАННЫХ / РАЗДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова А.В., Семенова Е.В.

Исследована целесообразность наращивания сотрудничества вуза и потенциальных работодателей. Определена необходимость разделения ответственности за трудоустройство по специальности между несколькими субъектами учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция вуза и работодателя на информационной основе»

B8%D0%BD%D0%B0%D0%B

%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0

%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B

7%D0%B8%D1%81_%D0%B2_%D0%A0%

D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%

B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5_

%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%80_(201

2%E2%80%942013), свободный. - Загл. с

экрана. - Яз. рус.

6. Cyprus: A Blessing for Russia, in Disguise? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.nytimes.com/2013/04/04/opinion/ cyprus-a-blessing-for-russia-in-disguise.html?pagewanted=all&_r=0, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.

7. Финам [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://finam.info, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

8. Крикунова Н.В. Управленческий учет в коммерческих банках на основе МСФО / Н.В. Крикунова // Экономическое развитие страны: различные аспекты вопроса: VI Междунар. науч.-практ. конф. (февр. 2013). - Таганрог, 2013.

9. Показатели деятельности кредитных организаций [Электронный ресурс]. -Режим доступа :http:/^br.ru/statistics/?Prtid=pdko&ch=ГГM_ 2386#CheckedItem, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Рейтинг банков по объему депозитов населения в 2012 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://vid1.rian.ru/ig/ratings/deposit.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

УДК 378.112.1

ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЯ НА ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВЕ

А.В. Павлова

Е.В. Семенова, доктор экономических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА»

Исследована целесообразность наращивания сотрудничества вуза и потенциальных работодателей. Определена необходимость разделения ответственности за трудоустройство по специальности между несколькими субъектами учебного процесса.

Ключевые слова: вуз, работодатели, интеграция, информационный банк данных, разделение ответственности, трудоустройство, рекомендательные письма.

Введение

В условиях сложной демографической ситуации, мирового экономического кризиса и его социальных последствий вопрос о конкурентоспособности и трудоустройстве выпускников вузов приобретает

особое значение. К тому же с учетом этих параметров государство оценивает целесообразность финансирования высших учебных заведений.

Если обратиться к опыту российской высшей школы, то проблема сотрудничества вуза с работода-

телями приобретает исторический характер. Так, традиционно высшая школа России гордилась своими выпускниками и их востребованностью на рынке труда. Профессорско-преподавательский состав предъявлял высокие требования к студентам. О строгих экзаменаторах и непреклонной государственной аттестационной комиссии ходили легенды. Все это было справедливым, однако в связи с «демографической ямой», высокой конкуренцией между вузами и по другим причинам возникли сложности объективной вузовской оценки профессиональных навыков студента. Перечисленные явления лежат в основе недовольства работодателей качеством подготовки специалистов. Более того, часть вузовских выпускников трудоустраивается не по специальности, многие вынуждены получать второе образование или переучиваться на новых рабочих местах, появилось большое количество спе-

циализаций, форм и видов дополнительного образования. Тем не менее, общую проблему это не решало. Очевидно, что возникают «нестыковки» между тем, как представляли себе выпускников сами вузы, и тем, какими хотели видеть выпускников работодатели.

В этой связи актуальным становится вопрос наращивания сотрудничества вуза и потенциальных работодателей.

Субъекты и механизмы трудового ориентирования студента

Справедливости ради необходимо разделить степень ответственности за трудоустройство по специальности между несколькими субъектами этого процесса, а именно: студентом вуза, его родителями, вузом в лице выпускающей кафедры и общевузовской системой содействия трудоустройству и предприятиями-работодателями (рис. 1).

Рисунок 1 - Субъекты содействия трудоустройству студентов

На наш взгляд, некоторую часть миссии в деле содействия трудоустройству студента (выпускника) вуза должен взять на себя вуз, а в вузе - выпускающая кафедра с ее организационными и человеческими ресурсами. Систему и механизмы конкурентоориентирования студента можно представить в виде влияния следующих факторов или подсистем (рис. 2).

Из всех подсистем влияния на конкурентоспособность студента мы выделяем следующие:

1. Влияние общевузовских структур.

2. Влияние выпускающей кафедры, в том числе:

воздействие системы интенсивного введения младшекурсника в будущую специальность;

система выдвижения и подготовки студенческих лидеров;

• воздействие преподавателей;

• система социальной поддержки студенчества на основе специальных образовательных технологий.

3. Влияние успешных представителей бизнеса и менеджмента.

4. Влияние конкурентоориенти-рованных родителей.

5. Влияние конкурентоориенти-рованных преподавателей.

6. Система внутривузовского рейтинга студентов.

Рисунок 2 - Система и механизмы конкурентоориентирования студента

Из них наименее разработанной и понятной является система внутривузовского рейтинга студентов. Фактически она представляет собой сбор и отражение информации о студенте в течение всего периода обучения. За четырех- или пятилетний период обучения студент участвует (не участвует) в различных посвящениях, конкурсах, программах, специальных и обязательных проектах, стажировках, выполняет обязательные и дополнительные научно-исследовательские работы. Накопление, систематизация и отражение такой информации приведет к созданию персональной студенческой Базы данных.

Конкурентоориентированный студент обязательно будет думать и действовать в направлении обеспечения собственной конкурентоспособности. Многие молодые люди отождествляют понимание конкурентоспособности с понятиями успешности, достижения жизненного успеха. Однако это не тождественные понятия. Успех - это чаще всего личностное понимание счастья и жизненного удовлетворения. Успех расслабляет. Желание быть конкурентоспособным требует более четкого и даже жесткого понимания концепции личностного развития. Формирование личной конкурентоспособности предполагает высокое внутреннее напряжение и способность мобилизовать если не все, то основные личностные ресурсы [5, 8].

Например, выпускникам вуза придется бороться не только между

собой, но и за то, чтобы их допустили в свою среду более опытные менеджеры. В условиях кризиса и массовых увольнений профессионалов эта задача резко усложнилась. Женской части деловой молодежи предстоит борьба за то, чтобы их приняли в свое сообщество мужчины-руководители, мужчины-предприниматели и т.д.

Под конкурентоспособностью выпускника вуза мы понимаем способность студента в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения своего обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности в престижной фирме и перспективы успешного продвижения вверх по служебной лестнице.

Факторы формирования конкурентоспособности студента

В результате исследований выявлено десять стратегических факторов формирования конкурентоспособности студента:

• Глубокая фундаментальная подготовка по направлению обучения;

Постоянное стремление к успеху во всех делах и во всех ситуациях;

• Развитие в период учебы навыков организаторской деятельности;

Развитие предпринимательских способностей;

Формирование и развитие долговременных деловых связей;

• Наличие и контроль реализации плана своей жизни и деловой карьеры;

• Повышение личной работоспособности и укрепление здоровья;

• Обеспечение семейного благополучия;

Постоянная забота о повышении собственной репутации в обществе;

• Умение ориентироваться на жизненное везение и удачу, создание и использование ситуаций для такого везения.

В свою очередь, наряду со стратегическими факторами, необходимо упомянуть и шесть факторов тактики повседневного поведения студента в период его обучения: Интенсивное освоение первокурсником технологий обучения в вузе;

Таблица 1 - Система взаимодействия с предприятиями-работодателями

• Личная организованность -умение жить и работать по системе;

Использование системы планирования своих дел на год, месяцы, недели и на каждый день, знание техники такого планирования;

• Стремление и умение быть интересным для окружения - начальства, деловых партнеров, подчиненных и т.п.;

Стремление и умение быть привлекательным, приятным в общении;

• Постоянный самоконтроль результатов и процессов личной деятельности.

Возвращаясь к вопросу построения модели взаимодействия вуза с бизнесом считаем необходимость учета и анализа их взаимных интересов (таблица 1).

выпускающей кафедры

Интересы предприятия

Интересы кафедры

• Получение квалифицированных кадров для постоянной работы

• Приглашение студентов на временную работу для участия в их практической подготовке

• Заказы на исследования и разработки студентов

• Заказы на научные разработки и консультации преподавателей

• Заказы на переподготовку персонала

• Усиление влияния работодателей на качество подготовки специалистов

• Содействие трудоустройству выпускников

• Получение заказов на реальное курсовое и дипломное проектирование

• Постоянный мониторинг работодателей по вопросам качества подготовки специалистов

• Обеспечение студентов базами практики

• Обеспечение стажировок (повышение квалификации) преподавателей кафедры

• Получение заказов на исследования и разработки

• Получение заказов на переобучение специалистов предприятий

Даже поверхностная систематизация интересов вуза и его выпускников, а также потенциальных работодателей позволяет сделать вывод о трудоемкости, а следовательно, затратности взаимодействия заинтересованных сторон. Разрешение этой проблемы находится в плоскости перевода части вопросов в информационный сервис в виде создания Базы данных персональной студенческой конкурентоспособности.

Заключение

Список

1. Берлинская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 19.09.2003 г.

2. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Изд-во стандартов, 2009. - 21с.

4. Персональный менеджмент: учеб. и практ. / под ред. С.Д. Резника. - М.: ИН-ФРА-М, 2009.

5. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: практ. пособие для преподавателей /С.Д. Резник, О.А. Вдовина. - М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Алашеев С.Ю. Обзор мировых практик организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования /С.Ю. Алашеев // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам второй Всеросс. науч.-практ. Интернет-конф. (26-27 октября 2005 г.). Кн. I. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - С. 7-27.

7. Дымарская О.Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия / О.Я. Дымарская //

Исследование позволило нам сделать следующие выводы. Усиление сотрудничества вуза и потенциальных работодателей позволит вузу извлечь следующие выгоды:

стимулировать студентов в самореализации и повышении их профессиональной и личностной конкурентоспособности за период обучения в вузе;

развивать систему рекомендательных писем для выпускников, работодателей и рекрутинговых агентств.

литературы

Россия реформирующаяся: ежегодник. 2005 / отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006. - С. 174184.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Исмаилов Т.А. Интеграция образования и производства [Электронный ресурс] /Т.А. Исмаилов // Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. конф. (Москва, 23-24 апреля 2009 г.) . - Режим доступа: http://www.edu.meks-info.ru/tezis/150.doc, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Тимченко В.В. Сопровождение карьеры выпускников: актуальный взгляд на проблемы взаимодействия вузов с работодателями [Электронный ресурс] / В.В. Тимченко. - Режим доступа: http://ao.nica.ru/ index.php?&arhive=21, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Васильченко А.А. Коммерциализация Высшего Образования [Электронный ресурс] /А.А. Васильченко // Оригинальные исследования: электронный научно-практический журнал, 2011. - №1 . - Режим доступа: http://ores.su/index.php/2011-02-13-16-16-51/21 --3 -2011 -/124-2011 -07-2914-13-15, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.