2014 г. №3(23)
УДК 378:37.013
ББК Ч448.00+Ч448.985+Ч400.51
А.Б. Панькин, Б.В. Хечеев
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. Большим потенциалом в формировании духовно-нравственных ценностей студентов, обладает учебно-воспитательный процесс вуза. В данной статье мы описываем процесс формирования духовно-нравственных ценностей будущих учителей физической культуры.
Проведенный нами педагогический эксперимент по раскрытию духовного потенциала, а также по формированию духовно-нравственных ценностей будущих учителей физической культуры, позволит получить представление о многообразии направлений и подходов, реализуемых в современной теории и практике подготовки будущих учителей физической культуры.
Ключевые слова: Учитель, физическая культура, студент, учебно-
воспитательный процесс вуза, педагогическая деятельность.
A.B. Pankin, B.V. Khecheev
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SPIRITUAL DIRECTION VALUES OF
FUTURE TEACHERS
Summary. In the article, we describe the development of spiritual culture of future teachers in the implementation of their particular aspect of their particular aspect of training is an integral part of the general system of training students to self-teaching activities. He article is aimed that the huge potential in shaping the spiritual and physical education students have the educational process of the university.
The analysis of the value potential ofphysical culture, as well, as pedagogical values teacher ofphysical culture. Hopefully, gave an idea of different directions and approaches, which are formed in the modern theory and practice of physical culture.
Keywords: Teacher, physical culture, student, educational process of the university, pedagogical activities.
В современном обществе происходят изменения в социальной, интеллектуальной сферах, которые затрагивают духовный мир человека, его нравственность. Наибольшее внимание проблеме духовности уделяется в контексте исследований гуманистической (стремление к самоактуализации, поиску смысла своего существования) и трансперсональной психологии (удовлетворение метапотребностей, сверхличностных ценностей), трактуется как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, способность ставить цель, проектировать действия, мыслить, определять мотивы, проявлять волевые усилия, является свойством мозга. «Дух - это практическая деятельность, направленная на отыскание истины, на самосозидание, на самоопределение», духовность всегда выступала, как принцип самостроительства человека, как иерархия «ценностей, целей и смыслов» [3,С.4].
Духовность является основополагающим качеством человека, свойством его души. Состоит в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных
39
• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •
интересов [5]. Духовность можно определить как стремление к неким высшим целям индивидуального и общественного развития в соответствии с нравственными нормами, возвышение над материальными заботами и интересами, позволяющими жить и оперировать вечными ценностями. Это и то, что еще не имеет названия. Духовность всегда нравственна, противоречит материальности, телесности, является, условием экзистенциализма человека и общества.
Н.В. Марьясова рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире, как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными. Говоря о духовности, она выделяет, прежде всего, нравственный строй личности, ее способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра.
Сердцевиной духовности является нравственность: 1. Совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе; 2. Моральные качества человека. Внимательное отношение к нравственности - это, прежде всего забота о человеке, стремление понять и попытка предпринять что-то для улучшения духовнонравственного климата общества [6].
Образовательные процессы в вузах были ориентированы преимущественно на формирование и развитие интеллектуальных способностей обучаемых, а присвоение духовных ценностей бытия подменялось приобщением к ценностям искусства, культуры и морали. Однако теория и педагогический опыт свидетельствуют о том, что система образования в разные периоды истории имели положительные примеры воспитания у граждан высокой духовности и нравственности. Они затрагивают и систему физкультурного образования. Обновление физкультурного образования касается подготовки учителя физической культуры, которая предполагает ее демократизацию, гуманизации, создание условий для гармонизации физического и духовного развития, возникновения потребности в физическом и духовном самосовершенствовании. Учитель физической культуры передает учащимся знания, умения и навыки. При этом он помогает духовному становлению ученика, формирует у юношей и девушек духовно-нравственные ценности [2, С.56-61].
Вузкаксоциальныйинститутдолженготовитьнепростовысококвалифицированного специалиста, а прежде всего, личность, способную продуктивно жить в современном социуме [1, С. 24-30].
Происходящий в стране глубокий системный кризис явился толчком для конфликта ценностей, а, следовательно, и их переоценки, что повлекло за собой такие явления как равнодушие, черствость, некоторой части молодежи, безразличное отношение к этническим и общечеловеческим ценностям. Снижение уровня духовной культуры многих молодых людей и проявление форм девиантного поведения (преступность, терроризм, межнациональные конфликты, алкоголизм, наркомания) - эти реалии сегодняшнего дня актуализируют важнейшую задачу - формирование духовно -нравственных ценностей молодого поколения [3, С. 15-18].
Целенаправленное духовное становление человека осуществляется в процессе духовного воспитания, которое определяется В.А. Беляевой как процесс организованного целенаправленного внешнего воздействия педагога на духовнонравственную сферу личности, являющуюся системообразующей внутреннего мира человека. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно мнений, желаний и чувств личности. Таким образом, духовное становление человека как педагогическая категория есть системный и интегративный процесс развития и саморазвития, включающий присвоение человеком духовных и
40
2014 г. №3(23)
нравственных ценностей, определение своего духовного идеала и целенаправленный процесс реализации стремления к духовному самосовершенствованию.
Данная проблема является темой специального научного изыскания. Мы же сконцентрируем свое внимание на проблемах формирования духовно-нравственных ценностей студентов физкультурного образования в высших учебных заведениях при подготовке к профессиональной деятельности.
Цель исследования - научное обоснование процесса формирования духовнонравственных ценностей будущих учителей физической культуры.
Задачи исследования - проанализировать современное состояние духовнонравственной воспитанности студентов физкультурного образования.
Студенты физкультурного образования - будущие педагоги. Для них духовная культура - это личностно и профессионально значимое качество, так как педагог призван быть носителем общечеловеческих ценностей, образцом высоконравственного поведения и высокой культуры межличностного общения избирательную регуляцию предметной деятельности человека и его общения [4, С. 7-12].
Практическая значимость исследования: использование в организации учебновоспитательной работы полученных теоретических положений, может быть использована в учебно-воспитательной работе со студентами в высших учебных заведениях.
Воспитание как один из важнейших разделов педагогической науки, в последнее время, вновь становится приоритетным направлением в деятельности учреждений системы образования.
Образовательный процесс в современном вузе базируется на курсах, ориентированных, а формирование эрудиции и профессиональных навыков студентов, то есть, нацелен на подготовку, прежде всего, специалистов-предметников. Вместе с тем учитель является ключевой фигурой, от его личности зависит то, какими будут воспитуемые [5, С. 46-52].
Главной составляющей деятельности любого учебного заведения является процесс обучения. Поэтому актуальным представляется такой подход к организации данного вида деятельности, при котором реализация задач по формированию системы ценностей будет постоянно и системно протекать в рамках именно образовательного процесса.
Будущему учителю необходимы такие качества, как совестливость, ответственность, гуманность, любовь к детям. Профессионально необходимыми качествами являются выдержка и самообладание [5, С. 46-52].
Духовно-нравственные ценности человека составляют содержание его духовной культуры в сфере отношений, чувств и деятельности. Их характеристика и функции основаны на признании гуманности, добра, справедливости как основных критериев нравственности. Проблема воспитания личности студентов физкультурного образования вуза, формирования у них системы духовно-нравственных ценностей носит комплексный и межотраслевой характер, находясь на пересечении проблемных полей педагогики, общей и социальной психологии, философии, физиологии, физической культуры.
В концепции человека, развиваемой Н.А. Бердяевым, Н.О. Лоским, П.Ф. Флоренским, личность предстает как эпицентр культуры, ее высокая духовная ценность. Личность представляет одну из центральных категорий этнической и общечеловеческой нравственности, из нее определяется отношение ко всякой ценности. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Личностные ценности служат связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.
Направленность нате или иные ценности составляет ценностные ориентации (результат свободного выбора людей), которые характеризуют направленность
41
• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •
личности, выражающуюся в осознании и переживании ценностей и потребностей общества, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Ценностные ориентации - это центр духовного развития личности и выступают как целостная совокупность или система сознательных отношений личности к этносу, обществу, самой себе. В основе формирования ценностных ориентаций лежит деятельностный аспект потребностей [98-101].
Для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у студентов физкультурного образования, нами был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие 30 студентов ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» направление физкультурное образование. Из которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 15 человек в каждой. В контрольную группу входили студенты 5 курса, в экспериментальную группу студенты 2 курса.
Использовались методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Разработанная М. Рокичем методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.
Студентам предъявлялись два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, по порядку значимости для студентов как принципов, которые руководствуются в жизни. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Список. А (терминальные ценности):
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемых жизненным опытом);
3. здоровье (физическое и психическое);
4. интересная работа;
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8. наличие хороших и верных друзей;
9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
42
2014 г. №3(23)
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
15. счастливая семейная жизнь;
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17. творчество (возможность творческой деятельности);
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список. Б (инструментальные ценности):
1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2. воспитанность (хорошие манеры);
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4. жизнерадостность (чувство юмора);
5. исполнительность (дисциплинированность);
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16. честность (правдивость, искренность);
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18. чуткость (заботливость).
Исследование по формированию духовно-нравственных ценностей будущих учителей физической культуры, используя методику «Ценностные ориентации»
М. Рокича. Было выяснено, что в контрольной группе преобладали ценности профессиональной самореализации личной жизни, конкретные ценности. В экспериментальной группе преобладали ценности самоутверждения и ценности принятия других.
Исследования показывают, что у контрольной группы, куда входили студенты 5 курса наблюдаются конкретные ценности, в духовно-нравственном плане человек будет совершенствоваться при условии синхронности своего духовного изменения новым тенденциям развития, при которых возникает ощущение своей полезности и значимости для близких людей, для общества в целом. В свою очередь, в экспериментальной группе, у студентов 2 курса выделяются ценности самоутверждения и ценности принятия других. Актуализируются отношения в процессе духовно-нравственного становления и момент соотнесения общественных и личных интересов.
Выводы: Огромным потенциалом в формировании духовно-нравственных ценностей студентов обладает учебно-воспитательный процесс вуза. В основе
43
• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •
управления лежит пошаговая обратная связь в соответствии с этапами и логикой данного процесса. При этом результативность управления возрастает, когда контроль преподавателя сочетается с самоконтролем студентов. Этап профессиональной работы, включение будущих учителей физической культуры в различные виды социальной и профессиональной деятельности, предполагает решение студентами разнообразных профессиональных задач и ситуаций с использованием духовнофизического инструментария.
Используя метод «Ценностные ориентации» М.Рокича студентов ВПО «Калмыцкий государственный университет» направление физкультурное образование нам удалось выявить ценностные ориентации, изучить ценностно-мотивационные сферы человека, которые определяют формирование духовно-нравственных ценностей будущих учителей физической культуры.
Как показали данные исследования, что в контрольной группе, куда входили студенты 5 курса преобладали ценности профессиональной самореализации личной жизни, конкретные ценности. Это свидетельствует о том, что испытуемые контрольной группы прошедшие педагогическую практику, в процессе которого студент присваивает общественный опыт (в форме духовно-нравственных норм поведения), перерабатывает его и на этой основе самостоятельно воздействует на образовательную среду и на самого себя. В экспериментальной группе, у студентов 2 курса выделяются ценности самоутверждения и ценности принятия других. Это позволяет утверждать, что испытуемые экспериментальной группы находятся в становлении духовно-нравственных ценностей. В этой связи у студентов 2 курса в процессе обучения в ВУЗе идет поиск путей интенсивного включения становящегося человека, духовно-нравственного становления, осмысленность, целенаправленность. Формируются стремление студента активно влиять на свое окружение, настойчивое желание передать им свои знания.
Список литературы
1. Абросимова Г.В. Интегративно-компонентный подход к процессу подготовки будущих учителей педагогическому творчеству. Новые исследования в педагогических науках. - М. - 1991. - С. 24-40.
2. Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирования личности. - М.: Мир, 1992. - С. 56-61.
3. Буева Л.П. Духовность с проблемы современного человека //Вопросы философии, 1996, №2.- с.4.
4. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре. - Краснодар, 1998. - С. 15-18.
4. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.; Ф и С, 1998. - С. 7-12.
5.Орфографический словарь русского языка: Более100.000 слов. / Под ред. С.И. Ожегова. Элиста: Джангар ; М: Локид - Пресс, 2004.912 с.
6. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования. - Элиста «НІ III «Джангар», 2009.- С. 98-101.
7. Словарь русского языка : В 4т. АН СССР. Ин - т рус.яз /Под ред. А.П Евгеньевой. 2- изд., испр, и доп. М: 1981-1984.Т.2.
8. Собянин Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода. - СПб., 2002.- С. 46-52.
9. Хубиева З.А. Возрастание роли духовно-нравственных ценностей в современном российском социуме / З.А. Хубиева // Современные социально - философские и психолого-педагогические проблемы. Москва-Ставрополь, 2005. - С. 34-40.
44