слова наполняются горькой иронией : «Для чего же нас учили, для чего же в нас развивали такие понятия, которых нельзя выговорить вслух без того, чтобы вас не обвинили в глупости или дерзости?». В третий раз эта фраза произносится героем уже почти на грани нервного срыва: «... Кругом разврат, сил мало, зачем же нас учили?!».
После просмотра спектакля студентам было задано также два вопроса: «Что в личности Жа-дова наиболее привлекательно для вас?» и «Какой эпизод из жизни героя вызвал ваше сочувствие?». В опросе приняли участие 100 учащихся из четырех групп: 62 назвали Жадова честным, порядочным, но слабым человеком, не достойным уважения. Наибольшее сочувствие вызвало поведение Жадова после ухода Полины. Казалось, что фигура героя зависла над темным залом на самом краю сцены. Было такое чувство, что он очутился в каком-то надбытовом пространстве. Это одиночество и вызывало сочувствие студентов.
Воздействие искусства на человека всегда многомерно и происходит не только на сознательном уровне, но и на подсознательном, на уровне эмоций, примерно так, как мы чувствуем атмосферу вокруг себя. Но именно эта атмосфера добра и света помогает человеку посмотреть на себя со стороны. Увидеть то, что до сих пор было ему недоступно, и стать лучше.
Постепенно театр входит в культурную среду учащихся, становится значимой частью их самосознания, а вымышленные персонажи пьес помогают осознать себя и окружающий мир. Посещение театра не установлено в новых ФГОС, но является необходимым элементом современного образования, если это образование нацелено, как сказано в проекте нового федерального закона, на воспитание «обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства» [3].
Библиографический список
1. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены [Текст] : в 2 т. Т. 1 О профессии режиссера / Г. А. Товстоногов. — Л. : Искусство, 1980. — 389 с.
2. Варламов, А. Н. Пришвин [Текст] / А. Н. Варламов. — М. : Молодая гвардия, 2008. — 548 с.
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : проект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zakonoproekt2012.rU/#item/39.
УДК 371 И. В. Сидорова, зав. лабораторией Челябин-
ского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОТ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ — К ВОСПИТАНИЮ В ТРУДЕ
Статья посвящена рассмотрению продуктивного труда как оптимального средства воспитания учащихся в современных условиях.
Ключевые слова: воспитание, трудовое воспитание учащихся, труд как средство воспитания.
В Российской Федерации перед современным образованием стоит задача формирования у молодежи общей трудоспособности, дисциплины и созидательной мотивации.
Решение этой задачи особенно актуально в настоящее время, так как идеология постиндустриализма, вузоцентризма, перехода к информационному обществу приводит к девальвации ценности труда и фактическому отказу от труда вообще. Молодежь — будущее общества — дезориентирована в отношении труда.
По мнению Ю. Крупнова, сегодня в сознании молодых людей предельно разведены понятия «труд», «успех», «заработок», «карьера». «Более того, успех поставлен в прямую связь с нетрудом и антитрудом: удачей, везением, связями, собственным унижением, вплоть до прямого мошенничества или легальной кражи» [1, с. 117].
Поскольку труд перестал быть единственным средством достижения значимости в обществе, перестал представлять социально зна-
чимую ценность, у большей части выпускников школ отсутствуют: потребность в труде (положительные мотивы отношения к труду), трудолюбие, добросовестное отношение к труду, культура труда, умение трудиться в коллективе, творческое отношение к труду, хозяйственность, работоспособность, умение преодолевать трудности в работе. Все перечисленные компоненты являются составляющей такого важного психологического качества, как готовность к труду. Его развитие, согласно многочисленным психолого-педагогическим исследованиям советского периода, является результатом трудового воспитания в школе и имеет свои закономерности.
Огромное значение трудовому воспитанию детей придавали прогрессивные русские и советские педагоги А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.
Из существующих определений трудового воспитания, на наш взгляд, наиболее точно отражает его сущность определение А. И. Кочето-ва: «трудовое воспитание — процесс формирования у личности готовности к труду на основе взаимосвязи знаний, умений и навыков, создание опыта применения, развития сил и способностей, самореализации духовного мира в различных видах деятельности» [2, с. 16].
В самом общем значении содержание трудового воспитания заключается в практическом усвоении подрастающим поколением социальных ценностей общества, позволяющем всесторонне участвовать в его жизни на основе общественно полезного и производительного труда. Отсюда — цель трудового воспитания: развитие сил и способностей подрастающего поколения для активной творческой деятельности, осуществления профессионального и жизненного самоопределения с максимальной пользой для общества, с полной самореализацией возможностей, особенностей, дарований.
Достижение этой цели осуществляется совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций путем решения следующих задач [3, с. 167].
1. Формирование убеждения в необходимости труда, воспитание взгляда на труд как на потребность каждого человека.
2. Развитие интереса и любви к труду; воспитание такой черты характера, как трудолюбие, что возможно только при условии появления интереса к труду.
3. Вооружение детей, подростков, юношей разнообразными трудовыми умениями и навыками и на этой основе воспитание у них привыч-
ки к труду, к трудовым усилиям. Недостаточно воспитывать только убеждения в необходимости трудиться, в интересе к труду, необходимо формировать привычку трудиться, сделать труд действительно потребностью жизни.
4. Привитие необходимой культуры труда. Порядок в школьных мастерских, умелое обращение с материалами, инструментом, рациональное расходование времени, доведение каждой работы до конца — все это показатели культуры труда.
5. Воспитание уважения к людям труда. В некоторых семьях дети пренебрежительно относятся к людям простого физического труда. Как правило, это бывает там, где дети освобождаются от всяких трудовых обязанностей. Воспитание уважения к людям труда — важная задача и семьи, и школы.
6. Формирование бережного отношения к результатам труда. Если продукция, которая производится в школьных мастерских, не имеет общественной полезности, это снижает заинтересованность детей в работе и изменяет их отношение к труду.
7. Формирование у учащихся социально значимых мотивов трудовой деятельности. Прежде всего надо добиваться, чтобы школьники руководствовались такими мотивами, как чувство долга перед Родиной, осознание необходимости трудиться, увлеченность процессом труда.
В качестве средств трудового воспитания детей в советской школе предлагались следующие виды труда [4, с. 102-103].
1. Учебный труд (ручной труд — определен для учащихся начальных классов; умственный труд предполагает овладение основами теоретических знаний, необходимых для формирования научного мировоззрения и дальнейшей профессиональной подготовки; физический труд — на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке).
2. Общественно-полезный труд по самообслуживанию в школе и дома, выполняемый бесплатно, добровольно, во внеучебное время (уборка класса, школьной территории, дежурство по школе и в столовой, бытовой труд дома, уход за насаждениями, работа в школьных строительных отрядах, лесничествах, на полях, тимуровская работа и др.).
3. Производительный труд в учебно-производственных мастерских, на предприятиях, с которыми связана школа, в колхозах и совхозах.
Что осталось от стройной, отлаженной советской системы воспитания в нынешних школах? Исчез общественно-полезный труд, более
того, в статье 35 проекта Федерального закона об образовании говорится, что «привлечение обучающихся образовательных организаций без согласия обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Исчез производительный труд, уроки труда остались только в младших классах, в старших их заменили уроки технологии, на которых весьма часто вместо физического труда идет обсуждение свойств материалов, используемых в физическом труде. Таким образом, учащиеся средней и старшей школы практически не охвачены трудовым воспитанием. А ведь именно подростковый возраст, как показали исследования российских психологов А. Г. Асмолова, А. В. Петровского, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и др., характеризуется особой сензитивностью к восприятию общественных ценностей, в том числе к восприятию труда как ценности. Стоит ли удивляться отсутствию готовности к труду у нынешнего выпускника школы? Справедливости ради надо отметить, что с развалом советской системы образования в школе было утрачено не только трудовое воспитание, но и система воспитания вообще.
Сегодня в российском обществе все более осознается необходимость усиления заботы о воспитании детей, формирования новой системы воспитания и социализации, адекватной сложившимся социально-экономическим условиям.
В проекте Федерального закона № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» воспитание трактуется как организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Однако пути, средства и результаты воспитания в организациях образования в законе отсутствуют.
Рассмотрим труд как средство воспитания.
Труд — целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
В своей работе «Воспитание в труде» А. С. Макаренко отмечал, что труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры» [5, с. 395]. Таким образом, труду отводится значительная роль в формировании морально-
го облика личности. Нельзя не согласиться с А. С. Макаренко, что «в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т. е. воспитывается правильно отношение к другим людям, — это будет уже нравственная подготовка» [5, с. 396].
Как правило, люди, занимающиеся физическим трудом, обладают хорошо развитой мускулатурой, здоровыми легкими, крепким сердцем, нормальной нервной системой, т. е. труд является к тому же важным средством физического развития человека. В процессе трудовой деятельности учащиеся также учатся находить прекрасное в повседневной жизни. Велико значение труда и для умственного развития человека. Трудовая деятельность является обязательным компонентом познания объективного мира.
Всякий ли труд является средством воспитания такого культурного рабочего? Нет, труд может быть и нейтрален. Необходима специальная организация труда, создание специальных условий, в которых будут реализованы принципы воспитания в теории и практике А. С. Макаренко: воспитание в коллективе и через коллектив; формирование личности в творческом труде; труд-забота; труд-хозяйствование; опора на лучшие человеческие качества; оптимистическая перспектива в подходах к человеку; «как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему»; принцип доверия; преемственность поколений.
Именно организованный таким образом труд помог А. С. Макаренко в процессе уникального педагогического эксперимента воспитать «культурного советского рабочего», который, по его мнению, должен был получить образование, желательно среднее, квалификацию, стать дисциплинированным, обладать чувством долга и иметь представление о чести. «Культурный советский рабочий должен уметь подчиниться товарищу и должен уметь приказать товарищу. Он должен быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным, — в зависимости от условий его жизни. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив» [6, с. 369].
Мы согласны с А. М. Кушниром, освещающим задачи, которые встают перед обществом и властью в связи с «кризисом культуры трудолюбия», в конечном итоге угрожающим национальной безопасности России. Необходимо отработать правовые нормы участия детей, подростков в производительном труде: «ужесточить от-
ветственность за эксплуатацию детей, но снять запрет на детский труд, упразднить налогообложение хозяйственной деятельности образовательных учреждений и создать систему государственной поддержки школ-хозяйств; создать систему стимулирования промышленников и предпринимателей, создающих педагогически обустроенные рабочие места для детей и молодежи» [7, с. 11]; разработать Программу педагогически обустроенной инфраструктуры продуктивной занятости детей и молодежи, основой которой должен стать производственный труд.
Таким образом, участие подростков в производительном труде создает весь спектр воспитательных воздействий: собственно трудовое, нравственное, физическое, эстетическое, экономическое, экологическое воспитание.
Библиографический список
В период социально-экономических преобразований страны требуются новые подходы к воспитанию подрастающего человека, перестройка его психологии и экономического мышления. Успешность решения этой проблемы будет зависеть от того, насколько мы сумеем создать в образовательной организации условия для реализации права ребенка на добровольный и привлекательный для него труд, в котором формируется человек с новым экономическим мышлением, инициативный, конкурентоспособный, ответственный за свое дело и за судьбу общества, испытывающий потребность в результативном труде. Успешные примеры такой организации трудовой деятельности учащихся вот уже десять лет представляются на Международном конкурсе им. А. С. Макаренко.
1. Крупнов, Ю. Возвращение труда / Ю. Крупнов // Народное образование. — 2007. — № 10. — С. 117-121.
2. Кочетов, А. И. Основы трудового воспитания / А. И. Кочетов. — Минск : Нар. асвета, 1989.
3. Педагогика / под ред. В. В. Белорусовой. — М. : Физкультура и спорт, 1972.
4. Лында, А. С. Педагогика : учеб. пособие для индустриально-педагогических техникумов профтехобразования / А. С. Лында. — М. : Высшая школа, 1973.
5. Макаренко, А. С. Сочинения : в 7 т. Т. 4. Воспитание в труде / А. С. Макаренко. — М. : 1957. — С. 395-405.
6. Макаренко, А. С. Школа жизни, труда, воспитания : учеб. книга по истории, теории и практике воспитания : в 2 ч. Ч. 2. Письма, разработки, книги-очерки, статьи 1928-1932 гг. / А. С. Макаренко ; сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. — Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2008. — С. 368-374.
7. Макаренко. Альманах. — 2008. — № 1. — 208 с.
УДК 371 Ю. А. Шаманаева, преп. Саткинского педагоги-
ческого колледжа, Челябинская обл., г. Сатка, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕДЖЕ
В статье рассматриваются проблема воспитания чувства патриотизма и вопрос формирования гражданского самосознания. На примере организации воспитательной работы в Саткинском педагогическом колледже автор предлагает возможные методы данной работы.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, гражданственность.
Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Понятие «гражданственность» — основа под-
Воспитывай детей своих счастливыми людьми и гражданами.
Н. И. Новиков
готовки будущего специалиста любой профессиональной направленности. По определению, данному Г. Н. Филоновым, гражданственность —