Научная статья на тему 'Использование национально-регионального компонента в трудовом воспитании младших школьников (на примере Чувашии)'

Использование национально-регионального компонента в трудовом воспитании младших школьников (на примере Чувашии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / LABOUR EDUCATION / YOUNGER SCHOOLBOYS / A NATIONAL-REGIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Лариса Григорьевна

Статья посвящена освещению опыта внедрения национально-регионального компонента в трудовое воспитание младших школьников. В ней также уделено внимание педагогическим условиям эффективности трудового воспитания и специфике разноуровневого обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article experience of teachers of an elementary school on introduction of a national-regional component in labour education of younger schoolboys is described. In it the attention also is paid to pedagogical conditions of efficiency of labour education and specificityd different levels training.

Текст научной работы на тему «Использование национально-регионального компонента в трудовом воспитании младших школьников (на примере Чувашии)»

Л. Г. Григорьева

Использование национально-регионального компонента в трудовом воспитании младших школьников (на примере Чувашии)

Статья посвящена освещению опыта внедрения национальнорегионального компонента в трудовое воспитание младших школьников. В ней также уделено внимание педагогическим условиям эффективности трудового воспитания и специфике разноуровневого обучения.

Ключевые слова: трудовое воспитание, младшие школьники, национально-региональный компонент.

Современная начальная школа взяла на вооружение опыт трудового воспитания детей младшего школьного возраста, накопленный отечественной педагогикой (Ф.Ф. Абазов, А.Ф. Амиров, П.Р. Атутов, К.Ш. Ахияров,

А.Ф. Ахматов, Н.И. Бабкин, Г.Н. Волков, Т.М. Геронимус, А.Г. Глущенко,

СИ. Гореславский, Е.П. Кондратьева, Н.М. Конышева, А.И. Кочетов,

A.С. Макаренко, В.Г. Машинистов, А.Г. Пашков, В.А. Поляков, Т.Н. Про-снякова, В.И. Романина, СП. Руссков, В.Д. Симоненко, М.Н. Скаткин,

B.А. Сухомлинский, Н.А. Цирулик, И.Д. Чернышенко и др.).

Несмотря на многочисленные исследования, проблема трудового воспитания современных младших школьников остается не до конца изученной.

Анализ деятельности общеобразовательных школ, качественный и количественный анализ результатов анкетирования, проведенного нами среди учителей начальных классов, выявил недостаточно высокий уровень их подготовленности к осуществлению трудового воспитания младших школьников. Как следствие, выпускники начальной школы оказываются недостаточно подготовленными к обучению, адаптации и самостоятельной ориентации в учебном процессе в среднем звене, слабо проявляют настойчивость, упорство, самостоятельность в выполнении поставленных перед ними задач трудовой деятельности. В результате у некоторой части учащихся пятых классов снижается успеваемость по сравнению с предыдущим годом, теряется интерес к учебной и внеклассной трудовой деятельности, а выпускники общеобразовательных школ оказываются слабо подготовленными к труду и жизни в современных условиях, не умеют применять полученные теоретические знания на практике.

За методологическую основу нами взяты исследования всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений объективного мира; положения о многофакторном характере развития творческой личности; единство общего, особенного и единичного в педагогическом процессе; теория формирования личности в деятельности; системное понимание педагогической действительности и связанные с ним личностный, деятельностный, культурологический и этнопедагогический подходы к воспитанию; теории социально и личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, К. Роджерс, В.В. Сериков,

В. А. Сухомлинский и др.); теории творческой педагогической деятельности (О.А. Абдулина, Н.Д Никандров, В.А. Сластенин и др.); современные концепции воспитания; федеральные и региональные нормативно-правовые документы по организации педагогического процесса в современной общеобразовательной школе, а также работы по методологии, логике и методике исследований (Ю.К. Бабанский, М.Я. Гершунский, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников и др.); исследования классиков педагогики (Я. А. Коменский, Н.К. Крупская, Дж. Локк, А.С. Макаренко, Р. Оуэн, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,

Ш. Фурье, С.Т. Шацкий, И.Я. Яковлев и др.); идеи системного подхода (В.И. Андреев, В.Г. Афанасьев, И.Д. Балдберг, Л.П. Буева, М.С. Коган, Л.И. Но ви кова, В.Н. Садовская, Г.Л. Смирнова, Ю.П. Сокольников, Д.И. Фельд штейн и др.); научные исследования труда как способа развития творческих способностей и познавательной активности учащихся (П.Р. Атутов, П.П. Андриянов, К.Ш. Ахияров, А.Ф. Ахматов, Н.И. Баб кин, С.Я. Батышев, А.К. Бешенков, А.И. Воробьев, И.П. Волков, К.А. Ива нович, П.П. Костенков, И.В. Павлов, В.А. Поляков, В.Д. Пути-лин, СИ. Гореславский, Ю.Е. Дурасевич, В.Г. Зубов, И.Ф. Раздымалин, А.Д. Са зонов,С.В. Сальцова, В.Д. Симоненко, В.В. Сериков, М.Н. Скат-кин, П.И. Ставский, Р.З. Тагариев, М.Г. Тайчинов, НА. Томин, С.Г. Шапо-валенко, А.А. Шибанов, ДА. Эпштейн и др.); концептуальные исследования этнопедагогического образования и воспитания (КА. Ахияров, Г.Н. Волков, Г.Н. Григорьев, П.П. Матвеев, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова, Э.И. Сокольникова, В.И. Суханов, М.Г. Тайчинов и др.); исследования отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, В.В. Чебышев) и др.

Несомненно, что важная роль в формировании трудолюбия у учащихся принадлежит учителю начальных классов. Стержнем трудового воспитания младших школьников является трудовое обучение и внеклассная работа по вовлечению их в разнообразную трудовую деятельность. Внедрение в учебный процесс программы «Трудовое обучение», учитывающей национально-региональный компонент образования, активное участие в трудовой деятельности способствуют формированию трудолюбия младшего школьника. Своеобразие трудового воспитания младших школьников определяется их возрастными особенностями, трудовыми и этнокультурными традициями народа.

Эффективность трудового воспитания младших школьников в деятельности учителя начальных классов обеспечивается при реализации следующих педагогических условий:

- определение задач, содержания, форм, методов и средств трудового обучения и воспитания младших школьников на основе результатов диагностики уровня трудовой воспитанности учащихся и проектирование их развития с учетом требований социально-экономического развития общества;

- этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса;

- вовлечение младших школьников в выполнение разнообразных и усложняющихся видов трудовой деятельности, побуждение младших школьников к проявлению творческой активности;

- оптимальное сочетание трудового воспитания с нравственным, умст-

венным, экономическим, экологическим, эстетическим, физическим и правовым воспитанием учащихся;

- осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе поэтапного формирования у них трудолюбия и ответственного отношения к труду с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- организация тесного сотрудничества школы с семьей и другими соци альными институтами воспитания, функционирующими в микрорайо не образовательного учреждения.

В данной статье мы уделим особое внимание использованию национально-регионального компонента в трудовом воспитании младших школьников.

В связи с ухудшением демографической ситуации в городе Чебоксары уменьшился прием детей в первые классы, что привело к естественной конкуренции между школами. В целях обеспечения конкурентоспособности в сложившихся демографических и социально-экономических условиях в муниципальной общеобразовательной школе № 39 Московского района города Чебоксары была введена система разноуровневого обучения. Для осуществления качественного набора будущих первоклассников в ближайших детских дошкольных учреждениях были созданы специальные группы, где велась подготовка детей 5-6-летнего возраста к школе. В подготовительных группах учителя начальных классов работали над развитием у детей логического мышления, речи, фонематического слуха, воображения, памяти, мелкой моторики рук, пространственной ориентации и т.д. Традиционно учебный год в подготовительных группах завершался проведением собеседования для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе. Для определения психосоциальной зрелости с детьми проводились беседы, которые позволяли собрать сведения о запасе представлений ребенка об окружающем его мире, ориентации в различных жизненных ситуациях, об его отношении к окружающей действительности.

Исходя из понимания того, что ребенок в группе детей с одинаковой подготовкой, схожим темпом усвоения материала будет чувствовать себя более комфортно, происходило распределение детей по классам. Каждый ребенок, перед тем как попасть в тот или иной класс, проходил собеседование, во время которого проверялся уровень его готовности к школе. Более подготовленные дети опредялись в «Л» и «Ю» классы, обучающиеся по программе «Школа 2100», а менее подготовленные - в классы «А» и «Б» с традиционной программой. Таким образом, осуществлялось разноуровневое обучение в начальных классах школы № 39.

В процессе учебно-воспитательной работы на основе использования диагностических методов для организации индивидуального и дифференцированного подхода нами были выделены три группы учащихся по уровню трудовой воспитанности (высокий уровень, средний, низкий). В качестве критериев трудовой воспитанности выступали: ответственное отношение к физическому труду, учебе, к людям, к самому себе, коллективу, уровень развития общетрудовых умений и навыков, проявление творчества, активности и самостоятельности в труде.

В первую группу с высоким уровнем трудовой воспитанности мы включили детей, которые любят трудиться и к труду относятся добросовестно, проявляют терпение, настойчивость в достижении цели, доводят начатое дело до конца, участвуют во всех видах труда, любят учиться, проявляют познавательную активность, стремление узнать новое, они добросовестны, творчески выполняют любые задания, помогают товарищам, самостоятельны, имеют большой объем знаний и хорошо развитые трудовые умения и навыки. Как правило, это доброжелательные, отзывчивые, заботливые дети, уважительно относящиеся к старшим. Они очень любят своих родителей и других членов семьи, ценят труд других людей, переживают за собственные успехи, очень требовательны к себе, стремятся стать лучше, интересы коллектива воспринимают как свои собственные, всегда активно участвуют в делах класса.

Во вторую группу со средним уровнем трудовой воспитанности мы отнесли ребят, которые без особого желания выполняют все трудовые задания, требуют постоянного внимания со стороны взрослых, любят учиться, проявляют познавательную активность в отдельных ситуациях, учебные интересы у них неустойчивые, они не умеют организовывать свой учебный труд, к людям относятся доброжелательно, однако не всегда внимательны к ним, любят своих близких, переживают за собственные успехи, но недостаточно активны в исправлении своих недостатков, несамокритичны, не замечают своих недостатков, не всегда интересуются делами коллектива, имеют необходимые знания, умения и навыки, в большинстве случаев трудятся самостоятельно, но недостаточно инициативны, не всегда творчески подходят к делу.

В третью группу с низким уровнем трудовой воспитанности мы включили учащихся, которые не любят трудиться, порученную работу выполняют недобросовестно, стараются избегать ее, пользуются результатами труда других людей, учиться не любят, познавательная активность у них отсутствует, не умеют организовывать свой учебный труд, задания выполняют недобросовестно, ленятся, равнодушны к окружающим

людям, непослушны, обижают слабых, равнодушны к собственным успе- хам, не замечают своих недостатков или бравируют ими, свои интересы ставят выше интересов других, интересами коллектива пренебрегают, в делах коллектива участвуют без желания, имеют частично развитые общетрудовые умения и навыки, трудятся только под контролем взрос- лых, чаще всего они пассивны и несамостоятельны.

Уровень трудовой воспитанности (трудолюбия) младшего школьника, так или иначе, сказывается на других показателях развития личности и проявляется в сформированности внутреннего мира, воли, характера.

Одним из условий эффективности формирования трудолюбия учащихся начальных классов несомненно выступает этнопедагогизация учебновоспитательного процесса.

Чтобы ввести учащихся в мир народной мысли, чувств, духа и жизни родного народа, воспитать гражданственность, патриотизм, трудолюбие и т.п., необходимо изучение народного творчества. «В произведениях устного народного творчества, - говорил И.Я. Яковлев, - отразились все стороны жизни народа, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни» [3]. Устное народное творчество представляет в этом отношении удобную форму, дает богатый материал для осмысления человеком своего места и роли в обществе.

В своей воспитательной работе (на уроках литературного чтения, русского языка, чувашского слова, во внеклассной работе, в повседневном общении) мы часто использовали как русские, так и чувашские пословицы: Без труда не выловишь и рыбку из пруда; Терпение и труд все перетрут; Дело мастера боится; К большому терпенью придет и уменье; Едле, ёдле, ёдле ди, ёдлемесен ан та ди (Работаешь - кушай, не работаешь - не ешь); Ед дынна илем курет (Работа украшает человека); Ед тарантарать, кахал пасать (Труд кормит, лень портит); Ир таракан дерди тула перчи тупна тет (Воробей, который рано встал, нашел зернышко); Кам ёдлет, дав диет (Кто работает, тот и ест); Ед - вал пурнад илеме (Работа - это красота жизни); Паян тумалли ёде ырана ан хавар (Не оставляйте на завтра работу, которую можно сделать сегодня) и др.

Ценными в воспитательном отношении являются песни и сказки народов мира, произведения, написанные А. Барто, В. Берестовым, Е. Благининой, А. Введенским, П. Воронько, Л. Квитко, С. Маршаком, С. Михалковым, Э. Мошковской, Н. Носовым, В. Осеевой, Л. Пантелеевым, К. Паустовским, Л. Толстым, К. Ушинским, а также самим И.Я. Яковлевым. Так, например, содержание рассказов «На жатве», «Калач», рассказов из его букваря направлено на воспитание трудолюбия, организованности, умения ценить труд других [Там же].

Распределение учебного материала представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Виды труда Количество часов по классам

1 2 3 4

А Б А Б А Б А Б

Технический труд, обработка бумаги 20 1 16 1 12 2 8 2

Техническое моделирование 16 16 18 18

Бытовой труд 6 2 8 3 8 4 8 6

Основы художественной обработки различных материалов 16 16 16 16 2

Плетение и вязание 1 2 3 4

Резьба по дереву 1

Работа с глиной, пластилином, тестом 4 5 5 5

Шитье монетами и бисером 1 2 5

Сельскохозяйственный труд 6 12 14 18

Всего 64 8 68 12 68 16 68 25

Примечание: А - количество часов по федеральной программе; Б - национально-региональный компонент (материал из области чувашского народного искусства).

Введя в учебный процесс трудового обучения материал из области чувашского народного искусства, мы исходили из того, что художественная творческая деятельность трудового народа - это создаваемая им архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, художественно обработанные орудия труда и постройки, домашняя утварь и бытовая обстановка, одежда и ткани, игрушки.

В связи с внедрением в трудовое обучение национально-регионального компонента перед нами встала задача вооружения учителей начальных классов знаниями и умениями использования традиций чувашского прикладного искусства в трудовом воспитании младших школьников. Нужно было самим учителям хорошо знать виды народного прикладного искусства: вышивку, узорное ткачество, гончарное творчество, художественную обработку дерева, бересты, лозы, соломки и т.д. Учителя изучили опыт известных народных мастеров - вышивальщиц, мастеров резьбы по дереву, мастеров керамических изделий, мастеров узорного ткачества. Все это позволило им овладеть предметом трудового обучения и использовать его в целях формирования трудолюбия у детей.

В зависимости от темы урока, сложности задания, уровня подготовленности класса, проводились 1-2-часовые уроки. Работу, начатую на уроке, учащиеся продолжали дома.

В результате включения в программу трудового обучения материала о чувашском народном творчестве младшие школьники учились:

- кратко анализировать произведения чувашского прикладного искусства и называть их отличительные признаки;

- применять основные приемы формообразования, цветосочетания, композиции, свойственные данному искусству;

- выполнять простейшие технические и технологические операции при изготовлении изделий по мотивам и образцам народного творчества;

- выполнять доступные декоративно-прикладные виды работ;

- использовать отдельные элементы декоративно-прикладного искусства при создании собственных работ;

- выполнять задания поискового характера в целях изучения и сохранения традиционных форм народного творчества.

Важное место, например, уделялось обучению учащихся чувашской народной вышивке. Мы исходили из того, что вышивка - самый распространенный вид чувашского народного творчества. Она отличается большим количеством оригинальных украшающих строчек, среди которых выделяется роспись (узорное письмо). В орнаментальных строчках прослеживаются следы древней рунической письменности, влияние культур различных племен и народов, представление о модели мира, понятия о добре и зле, о прекрасном. Больше чем смысловые, сохранились эстетические функции, и это позволяло нам рассматривать чувашскую народную вышивку как произведение искусства. В чувашской вышивке узоры выполнялись по белому домотканому полотну окрашенными дома шелковыми и шерстяными нитками красного, черного, синего, зеленого, желтого цветов. В арсенале вышивки орнамента имеется несколько тысяч мотивов, состоящих из геометрических, зоо- и антропоморфных, расте-ниеобразных фигур. Ее выполнение требует от учащихся многодневного (а иногда и несколько месяцев) напряженного, кропотливого труда, в ходе которого воспитывается терпение, выдержка, воля, аккуратность.

Для развития наблюдательности, зрительной памяти и логического мышления мы использовали игру-эстафету «Собери предметы из бабушкиной избушки» (игра проводилась в 1 классе после ознакомления с чувашскими народными сказками перед работой с глиной или другим природным материалом).

Перед каждой командой на классной доске устанавливалось наборное полотно. Каждый учащийся получал набор из трех изображений

предметов, один из которых мог бы оказаться в избушке бабушки, например, деревянной ложки, глиняной миски, чугунка, ухвата и т.д. Остальные предметы современного интерьера (ваза стеклянная, эмалированная тарелка, чайник, телевизор и т.п.). По команде учителя учащиеся доставали изображения предметов, находили нужный и клали его перед собой. Затем по очереди подходили к доске и устанавливали изображение своего предмета на наборном полотне. Выигрывала та команда, которая быстро и правильно выполняла условие игры.

На основании изложенного становится очевидным, что в трудовом воспитании младших школьников важное место принадлежит урокам трудового обучения, учитывающим национально-региональный компонент и активно включающим учащихся в выполнение разнообразных видов труда.

Как показал опыт, народное искусство передает духовную культуру своего народа, раскрывает его своеобразие, знакомит человека с его прошлым, с представлениями предшествующих поколений об окружающей действительности, с их эстетическим опытом, стремлениями, мечтами, идеалами, традициями. Знакомство в яркой, доступной форме с народным искусством в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся развивает у них художественный вкус, вырабатывает потребность ориентироваться на духовные ценности своего народа, следовательно, оно незаменимо в плане этнокультурного развития.

Библиографический список

1. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этнопедагогический очерк. - Чебоксары, 1970.

2. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства: Учеб.-метод. пособие для учит. нач. классов. - Чебоксары, 2001.

3. Яковлев И.Я. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки. - Симбирск, 1886.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.