Научная статья на тему 'Театр и развитие личности. Из опыта воспитательной работы в Магнитогорском политехническом колледже'

Театр и развитие личности. Из опыта воспитательной работы в Магнитогорском политехническом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / THEATER / EDUCATION / PERSONALITY / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осечкина О. А.

В статье анализируется воздействие театра на нравственное развитие личности учащихся колледжа; предпринимается попытка раскрытия взаимосвязи между сущностью и личностью, освещения роли театра в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATER AND PERSONAL DEVELOPMENT. EDUCATIONAL WORK EXPERIENCE IN MAGNITOGORSK POLYTECHNIC COLLEGE

The influence of the theater on the moral development of college students’ personality is analyzed in the article. The endeavor to disclose the relationship between essence and personality is undertaken. The role of theater is highlighted in this process.

Текст научной работы на тему «Театр и развитие личности. Из опыта воспитательной работы в Магнитогорском политехническом колледже»

Библиографический список

1. Викторов, Ю. М. Организация исследовательской деятельности школьников [Текст] / Ю. М. Викторов, С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Из педагогического опыта школы-гимназии № 168 Санкт-Петербурга. — СПб., 1998. — 20 с.

2. Гансберг, Ф. Творческая работа в школе [Текст] / Ф. Гансберг. — СПб., 1913. — С. 42.

3. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П. Ф. Каптерев. — М., 1982. — С. 536.

4. Сериков, В. Н. Школьное творческое общество «Эрудиты» [Текст] / В. Н. Сериков. — Минск, 1990. — 67 с.

5. Цыганкова, А. С. К вопросу о теории и практике научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы (70-80-е годы XX века) [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. — 2007. — Выпуск 7 (70). — (Педагогика). — Режим доступа: http:// vestnik.tspu.ru

6. Долговицкая, Т. А. Этапы развития методологии и методики исследовательской подготовки студентов [Текст] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2007. — № 3. — С. 57-58.

7. Российская Федерация. Законы. Об образовании : федер. закон от 10 июля 1992 г. №3266-1 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

УДК 377 О. А. Осечкина, преп. Магнитогорского поли-

371 технического колледжа, соискатель Челябин-

ского института развития профессионального образования (ЧИРПО), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]

ТЕАТР И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МАГНИТОГОРСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье анализируется воздействие театра на нравственное развитие личности учащихся колледжа; предпринимается попытка раскрытия взаимосвязи между сущностью и личностью, освещения роли театра в этом процессе.

Ключевые слова: театр, воспитание, личность, социализация.

Модернизация отечественного образования ставит перед учебными заведениями новые задачи. Данный процесс для образовательных учреждений Челябинской области усложняется двумя факторами: оптимизацией сети учреждений НПО-СПО и введением нового поколения ФГОС.

Новые образовательные стандарты ориентируют педагогов на использование в образовательном процессе компетентносного подхода. В стандартах ВПО наряду с профессиональными компетенциями прописаны и общекультурные компетенции, которые отсутствуют в стандартах НПО-СПО. Следовательно, нарушается принцип непрерывности образования, возникает проблема формирования общей культуры учащихся в образовательных учреждениях НПО-СПО. Между тем, образовательные учреждения НПО-СПО выполняют важную социализирующую функцию.

Рассмотрим особенности использования культурного потенциала театрального искусства в воспитательном процессе.

Театр всегда являлся одним из важнейших факторов гармоничного развития личности, потому что самое главное в театральном искусстве — его воспитательная, нравственная ценность, как говорил Г. А. Товстоногов: «его гражданственность, идейные позиции» [1, с. 67], его духовность. Сегодня, когда проблема духовного самосознания, самосовершенствования личности является наиболее острой для воспитания, театр становится той культурной средой, в которой раскрываются потаенные смыслы бытия. В театре зритель острее чувствует пульс жизни, ищет ответы на вызовы времени, расширяет круг своих интересов.

В современной действительности наблюдаются катастрофические метаморфозы че-

Воспитание и социализация личности

ловеческих душ. Современное общество потребления демонстрирует системный кризис духовности. М. М. Пришвин в дневниковых записях отмечал, что происходит процесс поворота от личности к индивидуальности, однако поощрение индивидуальности каждого неизбежно приведет к тупиковости [2].

Проблемы общества становятся проблемами образования и воспитания. Задача педагога — помочь каждому обучающемуся найти себя, стать личностью (личность в данном контексте понимается как источник индивидуализации, которая выступает сущностью личности). Универсальный потенциал личности не может быть сформирован без участия театра.

Сущность личности проявляется прежде всего в нравственном выборе. Это может быть творчество, действие, поступок или отношение к ним. Спрогнозировать это проявление помогает посещение театра. В процессе просмотра и последующего обсуждения спектакля педагог может попытаться спроецировать восприятие студентов. Отношение к поступкам и действиям героев раскрывают нравственную сущность зрителя. В этом случае может получиться двойственный результат: с одной стороны, как опыт, который ты получаешь в отрицании собственного опыта, а с другой — как процесс, который остается как опыт самоотрицания в духовной жизни человека. Особенно действенными являются постановки чеховских пьес, в которых каждое слово, каждая деталь имеют смысловую нагрузку.

Перед спектаклем я прошу учащихся обратить внимание на первые и последние слова главных героев, попытаться понять, почему именно ими начинает разговор чеховский персонаж, что они означают?

Возьмем, к примеру, ремарку и начало речи Войницкого в пьесе «Дядя Ваня»: «...(выходит из дома; он выспался после завтрака и имеет помятый вид; садится на скамью, поправляет свой щегольский галстук) Да... (пауза) Да...». Что стоит за этими словами? В них вся драма русской жизни: бездарный, никому не нужный профессор (Серебряков) блаженствует, незаслуженно пользуется дутой славой знаменитого ученого, пишет глупые ученые книги, которыми зачитывается старуха Войницкая. В порыве общего увлечения даже сам дядя Ваня некоторое время был под его обаянием, считая его великим человеком, работая на него бескорыстно в имении, чтобы поддержать знаменитость. Но оказалось, что Серебряков — «мыльный пузырь», не по праву занимающий высокий

пост, а такие талантливые люди, как дядя Ваня и доктор Астров, в это время губят свою жизнь в медвежьих углах обширной неустроенной России. И рождается: «Да...». А в паузе прокручивается вся несложившаяся жизнь и возникает второе «да...».

После просмотра спектакля были опрошены 150 студентов из шести групп. Им было задано два вопроса: Кто из героев вызывает наибольшую симпатию, а кто является олицетворением пошлости и мещанства и почему?

Результаты опроса показали, что наибольшую симпатию у обучающихся вызвали: доктор Астров (82 человека) — он работает, независим и циничен; дядя Ваня (34 человека) — работает, мягок и умен; Соня (34 человека) — она ни от кого не зависит, обеспечивает себя сама, но вызывает жалость, потому что некрасива.

Большинство (80 человек) олицетворением пошлости посчитали Елену Андреевну. Студентов задело ее снисходительное прощание с влюбленным в нее дядей Ваней: «Прощайте, голубчик!» (целует его в голову), учитывая тот факт, что она живет за его счет. Также студентов возмутило ее грубое вмешательство во взаимоотношения доктора Астрова и Сони. Олицетворением пошлости и мещанства 68 человек назвали профессора Серебрякова, среди характеристик, данных ему учащимися, звучали: «бездарь», «незаслуженно пригрет славой», «его книги может читать только старуха Вой-ницкая» и др.

Этот опрос позволил преподавателю понять, что волнует учащихся в настоящее время и помочь учащимся во время обсуждения проникнуть в психологию героев и осознать замысел автора. Так, например, самостоятельно они не заметили, что именно Соня утешает дядю Ваню и произносит главную фразу в пьесе, свидетельствующую о внутренней силе и стойкости героини: «Мы увидим небо в алмазах!».

Кроме пьес А. П. Чехова, учащиеся посмотрели и приняли участие в обсуждении постановки пьес А. Н. Островского, в частности, «Доходное место». Анализируя это произведение до просмотра спектакля, учащиеся пришли к выводу, что ключевой фразой является фраза Жадова: «Зачем нас учили?». На сцене впервые упомянутую фразу Жадов произносит в разговоре с тетушкой, и звучит она победно. Он намерен жениться и трудиться, не покладая рук: «Зачем же нас учили-то! <...> Неужели я должен отказаться от счастья от того только, что она не имеет состояния?». Этот горячий порыв разделялся и студентами в зале. Но проходит время, и его

слова наполняются горькой иронией : «Для чего же нас учили, для чего же в нас развивали такие понятия, которых нельзя выговорить вслух без того, чтобы вас не обвинили в глупости или дерзости?». В третий раз эта фраза произносится героем уже почти на грани нервного срыва: «... Кругом разврат, сил мало, зачем же нас учили?!».

После просмотра спектакля студентам было задано также два вопроса: «Что в личности Жа-дова наиболее привлекательно для вас?» и «Какой эпизод из жизни героя вызвал ваше сочувствие?». В опросе приняли участие 100 учащихся из четырех групп: 62 назвали Жадова честным, порядочным, но слабым человеком, не достойным уважения. Наибольшее сочувствие вызвало поведение Жадова после ухода Полины. Казалось, что фигура героя зависла над темным залом на самом краю сцены. Было такое чувство, что он очутился в каком-то надбытовом пространстве. Это одиночество и вызывало сочувствие студентов.

Воздействие искусства на человека всегда многомерно и происходит не только на сознательном уровне, но и на подсознательном, на уровне эмоций, примерно так, как мы чувствуем атмосферу вокруг себя. Но именно эта атмосфера добра и света помогает человеку посмотреть на себя со стороны. Увидеть то, что до сих пор было ему недоступно, и стать лучше.

Постепенно театр входит в культурную среду учащихся, становится значимой частью их самосознания, а вымышленные персонажи пьес помогают осознать себя и окружающий мир. Посещение театра не установлено в новых ФГОС, но является необходимым элементом современного образования, если это образование нацелено, как сказано в проекте нового федерального закона, на воспитание «обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства» [3].

Библиографический список

1. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены [Текст] : в 2 т. Т. 1 О профессии режиссера / Г. А. Товстоногов. — Л. : Искусство, 1980. — 389 с.

2. Варламов, А. Н. Пришвин [Текст] / А. Н. Варламов. — М. : Молодая гвардия, 2008. — 548 с.

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : проект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zakonoproekt2012.rU/#item/39.

УДК 371 И. В. Сидорова, зав. лабораторией Челябин-

ского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ОТ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ — К ВОСПИТАНИЮ В ТРУДЕ

Статья посвящена рассмотрению продуктивного труда как оптимального средства воспитания учащихся в современных условиях.

Ключевые слова: воспитание, трудовое воспитание учащихся, труд как средство воспитания.

В Российской Федерации перед современным образованием стоит задача формирования у молодежи общей трудоспособности, дисциплины и созидательной мотивации.

Решение этой задачи особенно актуально в настоящее время, так как идеология постиндустриализма, вузоцентризма, перехода к информационному обществу приводит к девальвации ценности труда и фактическому отказу от труда вообще. Молодежь — будущее общества — дезориентирована в отношении труда.

По мнению Ю. Крупнова, сегодня в сознании молодых людей предельно разведены понятия «труд», «успех», «заработок», «карьера». «Более того, успех поставлен в прямую связь с нетрудом и антитрудом: удачей, везением, связями, собственным унижением, вплоть до прямого мошенничества или легальной кражи» [1, с. 117].

Поскольку труд перестал быть единственным средством достижения значимости в обществе, перестал представлять социально зна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.