Научная статья на тему 'Formation of business culture at future experts on advertising in institution of higher education'

Formation of business culture at future experts on advertising in institution of higher education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕКЛАМЕ / ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / BUSINESS CULTURE / EXPERT ON ADVERTISING / BASES OF BUSINESS CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Filippova N. A.

In the article, the author analyses business culture of future experts on advertising in an institution of higher education and necessity of its formation at the level of vocational training. The author considers structure of business culture of future experts on advertising in an institution of higher education and defines it as unity of three components: cognitive, value-motivational, and conative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Formation of business culture at future experts on advertising in institution of higher education»

условий отражает целостность процесса формирования конфликтологической компетентности будущего учителя, а отдельно взятые условия находятся во взаимосвязи и предстают как необходимые и достаточные.

Библиографический список

1. Базелюк В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, практика): Дис. ... канд. наук. - Челябинск, 2005. - 402 с.

2. БелкинА.С., ЖаворонковВ.Д., ЗиминаИ.С. Педагогическая конфликтология. - Екатеринбург:

ГЛАГОЛЬ, 1995. - 96 с.

3. Качалова Л.П. Теория и технология интеграции психолого-педагогических знаний в образовательном процессе педвуза: Дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2002. - С. 89.

4. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования. - Челябинск: ЧГПУ, 2000. - С. 209.

5. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. ... д-ра пед. наук. -Челябинск, 1992. - 403 с.

УДК 37.091.212:378.14

Филиппова Наталья Александровна

Уральский государственный педагогический университет

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕКЛАМЕ В ВУЗЕ

В статье приводится анализ сущности предпринимательской культуры будущих специалистов по рекламе в вузе и необходимость ее формирования на уровне профессионального образования. Автор рассматривает структуру предпринимательской культуры будущих специалистов по рекламе в вузе и определяет ее как единство трех компонентов: когнитивного, ценностно-мотивационного и конативного. Исследование осуществлено на базе Уральского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, предпринимательская культура, специалист по рекламе, основы предпринимательской культуры.

Предпринимательская культура оказывает влияние на все стороны жизни . человека и общества. Она формирует предпринимательское мировоззрение, в основе которого лежит система взглядов на общество и человека. Составными частями ее являются предпринимательское мышление и сформированная система ценностей, связанных с обобщенным отражением индивидом современной экономической среды и мыслительной способностью к предпринимательской деятельности. Специальная подготовка будущего предпринимателя, то есть компетентного, квалифицированного профессионала, предполагает овладение им основным комплексом специальных знаний по анализу, планированию, организации, эффективному ведению предпринимательского дела. Система профессионального образования не должна стоять в стороне от этого процесса.

Теоретическая подготовка будущих специалистов по рекламе в вузе на спецкурсе «Основы предпринимательской культуры» позволяет глубже понимать экономические явления, основные

закономерности предпринимательского дела, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, возникающих в процессе формирования у них предпринимательской культуры, с тем, чтобы использовать полученные знания в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Мы считаем, что предпринимательская культура представляет собой систему ценностей, знаний, способностей, обеспечивающих мотивацию и регуляцию предпринимательской деятельности, определяющих форму ее осуществления, а также восприятие ее обществом. В педагогическом контексте предпринимательскую культуру следует рассматривать, в первую очередь, как средство приобщения к ценностям, имеющим общечеловеческую значимость.

Несмотря на все изменения, произошедшие в последние годы в российском обществе, предпринимательские ценности, равно как и сама фигура предпринимателя, еще не стали положительно оцениваемыми. Поменять что-то в сложившихся на нашем предпринимательском рынке ценностях и перейти к цивилизованной этике не

так просто. Это сложный и длительный процесс, развивающийся под воздействием самих предпринимателей, различных государственных институтов, средств массовой информации и общества в целом. Обществу не может быть безразлично, какие нравственные принципы будут лежать в основе ведения бизнеса, поскольку именно это, в конечном счете, определяет качество его жизни [7, с. 178]. В период современной трансформации российского общества и формирования рыночных отношений идет динамичное смещение нравственных ориентаций и выработка новых ценностей.

Формирование у студентов предпринимательских ценностных ориентаций является важной составной частью образования и воспитания. Ценностные ориентации характеризуются отечественными учеными В.А. Сластениным и Г.И. Чи-жаковой как система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества [5, с. 128].

Рассматривая структуру предпринимательской культуры будущих специалистов по рекламе в вузе, мы опираемся на исследования Ф. Хайе-ка, Ю.С. Гурова, Ж.В. Масликовой, Ю.Н. Беспаловой и определяем ее как единство когнитивного, ценностно-мотивационного и конативного (поведенческого) компонентов.

Формирование когнитивного компонента предпринимательской культуры будущих специалистов по рекламе в ВУЗе в рамках нашей опытно-поисковой работы предполагало формирование знаний об организации, предпринимательской деятельности, умений ставить и решать познавательные задачи, принимать нестандартные решения в процессе обучения на спецкурсе «Основы предпринимателськой культуры».

На занятиях студентам предлагалось самим выделить существующие связи рекламы с настоящим социально-экономическим пространством и описать механизм конкретного воздействия рекламы на отдельно взятую коммерческую деятельность на примере выбранного в начале курса собственного дела, то есть при изложении данного материала ученики как бы «примеряют» полученные знания на искусственно смоделированной собственной фирме. В результате изучения данной темы студенты должны научиться характеризовать связь психологии и рекламы, позна-

комиться с основными теоретическими концепциями рекламной деятельности и отражать ключевые понятия.

Спецкурс «Основы предпринимательской культуры» предполагает глубокое погружение в конкретную профессиональную область - рекламу, через изучение которой и накопление первого опыта создания рекламного продукта студенты знакомились с азами предпринимательской деятельности и предпринимательской культуры. Не имея соответствующей материальной базы для создания реально действующих студенческих предприятий, которые мы считаем обязательной составной частью подготовки к предпринимательской деятельности, мы пошли по пути создания проектов и их презентации в ходе деловой игры на заключительном занятии.

Формирование ценностно-мотивационного компонента предпринимательской культуры будущих специалистов по рекламе в вузе в рамках нашей опытно-поисковой работы предполагало формирование общих целевых ориентаций: четкость целей, контроль над событиями, достижение успеха, избегание неудач; и ценностных ориентаций: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности.

Специфику сочетания целей, ценностей, мотивов и способов их реализации определяет целостная жизненная стратегия человека, выбравшего путь предпринимателя. Как считает С.Ю. Пет-рякова, стратегическая организация поведения, базирующаяся на специфической структуре, системе ценностей, определяет успешность человека в данном виде деятельности [3, с. 12].

Изучение ценностных ориентиров современной молодежи - одно из наиболее актуальных направлений в формировании предпринимательской культуры. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом. Повышенное внимание к потребностям, запросам, ценностным ориентациям и социальным ожиданиям студентов отчасти вызвано и тем, что современное поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых. При этом нужно учитывать, что нормы и ценности высокой культуры подменяются усредненными образцами массовой культуры [2, с. 26].

Формирование конативного компонента предпринимательской культуры будущих специалистов по рекламе в вузе предполагает формирование предпринимательского поведения у студентов. По мнению О.В. Варфоломеевой, именно поведение человека выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет специфику образа жизни [1, с. 57].

Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей. Можно предположить, что предпринимательское поведение обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступка предпринимательского характера в случае наличия потребности и ситуации, ее удовлетворяющей [6, с. 167].

Студенты нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Культура поведения выступает как совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры [4, с. 224].

Одно из основных понятий в рамках нашей исследовательской работы - предпринимательские качества, которые, по нашему мнению, являются фундаментом, базой и отправной точкой для формирования предпринимательского поведения студентов.

На наш взгляд, в процессе формирования поведенческого компонента у студентов необходимо развивать такие характеристики личности, которые присущи личности предпринимателя.

Во-первых, готовность стать стратегическим лидером. Люди различаются не только тем, к чему они стремятся, но и тем, насколько далеко во времени они склонны простирать свои планы. Одни - не считают нужным заглядывать даже в завтрашний день, другие - стремятся предвидеть так далеко, что само это предвидение лишается всякого смысла, поскольку ничего не дает для принятия сегодняшних решений. Необходимо обра-

титься к рекомендованной литературе, освоить основные идеи стратегического планирования и соединить их со своей интуицией и своим опытом. Во-вторых, способность рационально разрешать конфликты. Начальным шагом по формированию способа управления конфликтом должно стать изучение своих собственных эмоций, их причин и возможности их преодоления. В-третьих, обладание достаточной коммуникативностью. Стиль руководства и стиль разрешения конфликтов реализуются с помощью средств делового общения. Неправильный выбор средств сводит на нет все усилия по выбору эффективного способа поведения. Особую важность представляет то, в какой степени кандидат умеет выбирать наиболее эффективные средства делового общения.

Так как у студентов нет возможности сформировать предпринимательское поведение в практической предпринимательской деятельности, формирование конативного (поведенческого) компонента будущих специалистов по рекламе в вузе в рамках нашей опытно-поисковой работы предполагало формирование определенных ключевых квалификаций личности: готовность стать стратегическим лидером, умение рационально разрешать конфликты, обладание достаточной коммуникативностью.

Одним из главных условий повышения качества профессионального образования является обеспечение развития личности обучаемого, его познавательных способностей, формирование знаний, умений, навыков по учебно-профессиональной сфере деятельности, социально значимых и профессионально важных качеств личности. Поэтому когнитивный компонент тесно связан с конативным.

Таким образом, рассматривая структуру предпринимательской культуры, мы определяем ее как совокупность когнитивного, ценностно-мотивационного и конативного компонентов.

Обобщив представленные теоретические положения, мы определили понятие «предпринимательская культура будущих специалистов по рекламе в вузе». Предпринимательская культура будущих специалистов по рекламе в вузе - это интегративная характеристика личности студента, включающая в себя знания и умения по организации предпринимательской деятельности, сформированную систему предпринимательских ценностей, определяющих его поведение, сово-

купность которых позволяет будущим специалистам по рекламе реализовать себя в социуме.

В результате опытно-поисковой работы, которая проводилась на базе Уральского государственного педагогического университета в рамках спецкурса «Основы предпринимательской культуры», прогнозируемым результатом формирования когнитивного компонента предпринимательской культуры будущих специалистов по рекламе является формирование системы знаний и умений по организации предпринимательской деятельности; прогнозируемый результат формирования ценностно-мотивационного компонента предпринимательской культуры студентов предполагает соответствие общих целевых ориентаций учащихся требованиям предпринимательской деятельности, сформированная система ценностей, а также мотивация профессионального выбора; прогнозируемый результат формирования поведенческого компонента предпринимательской культуры студентов заключается в конструктивном социальном взаимодействии с коллективом и партнерами.

С целью формирования предпринимательской культуры будущих специалистов по рекламе в вузе на спецкурсе «Основы предпринимательской культуры» использовались активные методы обучения - это проектный метод и деловая игра при защите проектов. Проектное задание предполагало выбор определенного вида предпринимательской деятельности, создание проекта своего предприятия и разработку его рекламной кампании. Студенты должны были выбрать для себя объект (любой вид предпринимательской деятельности), конкретную тему проектирования, разработать бизнес-план и создать проект рекламного обеспечения собственного предприятия. Проектирование собственного предприятия выполнялось студентами самостоятельно на основании разработанного нами плана общих рекомендаций. Возможные затруднения обсуждались в ходе консультаций. В конце каждого раздела спецкурса «Основы предпринимательской культуры» проводились творческие занятия-презентации с присуждением призовых мест. По завершению спецкурса «Основы предпринимательской культуры» студенты производили экономические расчеты, маркетинговые исследования, анализировали проделанную ими работу, самостоятельно оценивали полученные результаты. Итоговый контроль осуществлялся на зак-

лючительном занятии в форме защиты проекта перед однокурсниками и приглашенными экспертами: преподавателями и предпринимателями.

Сравнительный анализ результатов исходнодиагностического и итогово-обобщающего этапов опытно-поисковой работы показал значительную положительную динамику уровня сфор-мированнотси предпринимательской культуры будущих специалистов по рекламе в вузе. Наиболее динамично у студентов происходило формирование когнитивного и ценностно-мотивационного компонентов, так как конативный компонент в полной мере проявляется в условиях реальной предпринимательской деятельности.

Таким образом, с позиций формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов по рекламе система высшего профессионального образования должна способствовать изменению ценностных ориентаций студентов, вооружить молодежь устойчивыми знаниями, умениями и навыками в области предпринимательства, мотивировать личность на эту деятельность, что требует поиска и внедрения новых подходов в содержании и организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Спецкурс «Основы предпринимательской культуры» призван обучать студентов самостоятельной практической деятельности, обеспечивать овладение знаниями и умениями в области экономики, предпринимательской и рекламной деятельности, формировать практические навыки анализа информации; воспитывать нравственно-трудовые качества, ценные для общества мотивы профессиональной деятельности, обеспечивать реализацию интересов будущих специалистов по рекламе.

Библиографический список

1. Варфоломеева О.В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999. - С. 366.

2. Дворецкая Е.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Вопросы психологии. -2005. - №3. - С. 22-28.

3. Петрякова С.Ю. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций как компонента предпринимательского потенциала у студентов экономического колледжа: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Ульяновск, 2006. - С. 12.

4. Профессионально-педагогические понятия: Словарь / Сост. Романцев Г.М., Федоров В.А.,

Осипова И.В., Тарасюк О.В.; под ред. Романце-ва Г.М. - Екатеринбург: Изд. Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 287 с.

5. Сластенин В.А., ЧижаковаГ.И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Академия, 2003. - 481 с.

6. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя // Психологический журнал. - 2001. - Т. 19 - №1. - С. 165-170.

7. ШепельВ.М. Управленческая этика. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 320 с.

УДК 378. 147

Шилов Константин Васильевич

Дальневосточный государственный гуманитарный университет (г. Хабаровск)

[email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовленности учителя к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, компетентность учителя, подготовленность к инновационной деятельности.

Анализ ситуации и изучение потребностей рынка труда в специалистах с выс-. шим педагогическим образованием показали необходимость формирования педагога нового типа: исследователя, проектировщика, разработчика новых технологий образования и воспитания.

Решение данной стратегической задачи требует организации подготовки будущих учителей к инновационной деятельности в учебном процессе вуза, как наиболее важной ступени, которая по-прежнему готовит весомую долю кадров для образовательной сферы и обеспечивает дальнейшее получение специалистом профессиональных знаний на более высоком уровне, способствуя его профессиональному становлению и формированию инновационного потенциала.

Инновационная педагогическая деятельность связана с осознанием учителем необходимости перемен, нововведений, направленных на разрешение профессиональных проблем. Поэтому стимулом инновационной деятельности, как и творческой деятельности вообще, является социально значимая проблема, осознаваемая и вербализуемая субъектом. Проблема складывается в результате осознания учителем некоторого противоречия (или системы противоречий) между своими представлениями и необходимым реально возможным состоянием рассматриваемого объекта. В.И. Андреев выделяет три группы противоречий педагогической системы, лежащих в основе становления творческой деятельности субъекта [1].

1. Личностные или психологические противоречия, когда человек в процессе деятельности и в своем стремлении к ней вступает в противоречие с самим с собой. Эти противоречия лежат в основе самодвижения творческих способностей человека.

2. Социально-педагогические противоречия между социальными процессами, с одной стороны, и функционированием, развитием педагогической системы, которая является частью социальной подсистемы, - с другой.

3. Собственно педагогические противоречия, возникающие в самой педагогической системе.

Осознание педагогической проблемы связано, с одной стороны, с принятием ответственности на себя, побуждающим к активным преобразовательным действиям, а с другой стороны, чтобы действовать, преобразовывать объект воздействия, необходимо познать его и свои возможности в его преобразовании. Поэтому подчеркнем, что к инновационной деятельности учитель приходит через ряд этапов профессионального развития.

В.П. Беспалько [2; 3] профессиональное развитие педагога рассматривает как процесс освоения четырех уровней способов решения педагогических задач.

I уровень - педагог решает проблему, узнаваемую, решенную когда-либо им ранее.

II уровень - зная цель и понимая педагогическую ситуацию, педагог решает проблему, пользуясь усвоенными способами действий.

III уровень - педагог видит цель деятельности, но педагогическая ситуация ему не ясна, так

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.