65/2009
Вестник Ставропольского государственного университета
ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА
Л. Н. Харченко, И. Е.Панова
CREATIVE INDIVIDUALITY AS INSTITUTIONAL BASIS OF SPECIALIST'S INNOVATIVE CULTURE
Kharchenko L. N., Panova I. E.
С позиций инновационного и интегративного подходов к подготовке современного специалиста в вузе рассматриваются теоретические аспекты формирования творческой индивидуаль-нос-ти как институциональной основы инновационной культуры выпускника, выявленыI условия её эффективного развития.
Key Words: creative potential, creativity, innovation education, integrity, innovation culture, creative individuality.
С позиций инновационного и интегративного подходов к подготовке современного специалиста в вузе рассматриваются теоретические аспекты формирования творческой индивидуальности как институциональной основы инновационной культуры выпускника, выявленыI условия её эффективного развития.
Ключевыю слова: творческий потенциал, креативность, инновационное образование, интегративность, инновационная культура, творческая индивидуальность.
УДК 378. 14
Современные реалии диктуют необходимость в пересмотре образовательной парадигмы высшей школы, обуславливая направленность образования на формирование инновационной культуры будущих специалистов. Именно такой подход дает возможность развития творческой личности, способной гибко реагировать на происходящие глобальные изменения в экономической и социальной жизни, воспринимающей новшества и успешно их реализующей в профессиональной деятельности, что, в результате, повышает её конкурентоспособность на рынке труда.
Подготовка специалиста на современном этапе развития высшего образования должна приводить к формированию и развитию инновационной культуры, так как система инновационного обучения «основанная на новых социокультурных принципах, ориентированная на иные модели обучения, способствует формированию новой культуры мышления и действия» (5).
Инновационная культура как социальный феномен понимается исследователями «как готовность и способность общества к инновациям во всех их проявлениях, в управлении, образовании, производстве, финансах, законодательстве» (7).
В данной проблематике мы поддерживаем определение инновационной культуры человека, данное Л. А. Холодковой «как область духовной жизни, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях и навыках, в образцах и
нормах поведения и обеспечивающую восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни» (10, с. 70).
В современных словарях понятие «инновация» тесно связано с понятиями «новшество», «изобретение», «открытие», которые являются продуктами креативности. Однако указывается, что если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение их на практике.
Таким образом, формирование инновационной культуры будущего специалиста связано с обучением умению формулировать проблемы, генерировать новые знания, выдвигать, а затем и реализовывать инновационные идеи, что предполагает у её носителя, прежде всего развитость творческой сферы.
Творчество в инновационной культуре, по определению Л. А. Холодковой, - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности выдвигать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности (10). Формирование инновационной культуры будущего специалиста ученые, прежде всего, связывают с развитием его творческой индивидуальности, что предполагает реализацию креативного потенциала студента при проектировании различных форм занятий, его способности формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи.
Определение путей и условий развития творческой индивидуальности будущих специалистов, как институциональной основы инновационной культуры, требует выяснения сущности понятий «творчество», «творческая индивидуальность», «творческий потенциал».
Творчество в словаре С. И.Ожегова трактуется как «создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей» (8). По мнению исследователей, творчество представляет собой форму самореализации личности, посредством которой она может выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Применительно к процессу обучения творчество понимается как форма деятельности обучающегося, направленная
на создание объективно и субъективно новых для него ценностей.
Творческая индивидуальность есть личностная характеристика, а не тот или иной набор личностных черт, это осмысленная реализация человеком собственной индивидуальности. В этом наша точка зрения близка к мнению Д. Н. Моргана, который на основе анализа различных определений творчества, установил, что общим в них является лишь одно: создание чего-то уникального. Так как человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, реализация индивидуальности и есть творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего). Вот почему мы считаем, что характеристики творческой индивидуальности не столько предметны (наличие продукта - материального или идеального), сколько процессуальны, поскольку творчество следует рассматривать как процесс выявления собственной индивидуальности.
Представляется, что основными процессуальными характеристиками творческой индивидуальности могут выступать следующие:
- творческая индивидуальность развертывается в процессе субъект-субъектного взаимодействия;
- творческая индивидуальность всегда в той или иной мере адресована другому человеку.
Эти характеристики логически вытекают из анализа творческой индивидуальности специалиста, поскольку она особым образом проявляется в процессе межличностного взаимодействия (прямого или опосредованного) и всегда в той или иной мере является предъявлением своей индивидуальности другому человеку (коллеге, руководителю, клиенту и т. д.).
Чтобы индивидуальность могла быть предъявлена, она, во-первых, должна быть в той или иной форме осознана самой личностью; во-вторых, необходимы определенные средства, позволяющие выразить собственную индивидуальность; в-третьих, необходимы определенные условия, в которых такое проявление индивидуальности возможно.
65/2009 Г^
Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН
Исследованием творческого потенциала личности занимались такие ученые как К. А. Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, И. П. Волков, В. В. Давыдов, Р. Г. Немов, В. Г. Рындак, В. А. Сластенин, Е. Л. Яковлева и др. Ими, в том числе, даны определения понятия «творческий потенциал». Так, например, в формулировке Е. Л. Яковлевой «творческий потенциал» -это отображение адаптивности человека, способности реагировать на изменения среды и способности менять себя, отказываться от усвоения стереотипов поведения (11).
Творческий потенциал личности понимается исследователями как общеличностная способность человека к творению нового, которая выражена в особенностях мышления (критичность, гибкость, оригинальность, системность, любознательность), перцепции (впечатлительность, фантазия, интуиция, воображение), характера (стрем-ление добиваться успеха, упорство, самостоятельность, уверенность в своих силах, эмоциональная стабильность, склонность к риску). А также способности к проектированию идеальных эталонов деятельности на основе социокультурных и общечеловеческих ценностей.(1)
Опираясь на имеющиеся в современной литературе теоретические положения, мы принимаем в качестве определения творческого потенциала личности специалиста следующее: это система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, а также знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.
Следовательно, творческий потенциал специалиста включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые формируются у индивида в результате социализации и непрерывного образования. При этом, как справедливо замечает В. Г. Рындак (9), непрерывное накопление новых знаний, умений, способов ориентации в мире приводит к появлению
новых способностей. Возникающие при этом у личности переживания своих возросших возможностей выступают движущей силой особой активности, направленной на апробацию своих новых потенций.
Выявление условий эффективного развития творческого потенциала будущих специалистов требует рассмотрения его структурных компонентов, которые определены А. М. Матюшкиным. К ним исследователь относит:
- познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации по сравнению с другими типами мотивации;
- исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, постановке и решении проблем;
- возможность прогнозирования, предвосхищения;
- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.(6)
В структуре творческой индивидуальности специалиста особая роль принадлежит истинно-профессиональной направленности, которая, по справедливому замечанию Н. В. Кузьминой, является силой, формирующей основные профессионально-ценностные качества специалиста: интерес к выбранной профессии; склонность к ней; намерение заниматься этой деятельностью (4).
В. В. Аллай идеальную модель творческого потенциала личности рассматривает как единство трех взаимосвязанных компонентов:
- интуиции;
- эмоциональных компонентов (чувства и эмоции, возникающие при решении учебных задач и т. д.);
- рациональных компонентов, включающих в себя потенциальные составляющие (инновационное мышление, задатки, способности), побудительно-мотивационные составляющие (интересы личности и её потребности, цен-
ностные ориентации, мотивы на творческую деятельность), когнитивные составляющие (инновационные знания, умения и навыки, приобретенные в результате обучения, индивидуальный опыт инновационной деятельности, творческое самовыражение в инновационной деятельности). Завершенный творческий процесс включает совокупность этапов, решаемых посредством логического мышления (стадия постановки задачи и анализа, стадия проверки интуитивной догадки путем её логической интерпретации), и часть этапов, решаемых интуитивно, на бессознательном уровне (стадия инкубации идеи и инсайт) (2).
Для нашего исследования является необходимым выявление внешних и внутренних барьеров (Л. А. Холодкова), которые могут сдерживать развитие творческих способностей будущих специалистов.
Внутренние барьеры, по мнению ученого, обусловлены невысоким уровнем инновационной культуры личности, что связано с неправильным или недостаточным воспитанием или образованием личности, и к ним относятся:
- восприятие знания и информации как вечных неизменных истин (этот недостаток иногда формируется в вузе при повторном углубленным изучении предметов, пройденных в школе, или при дублировании некоторых разделов знаний в нескольких изучаемых дисциплинах);
- неспособность мысленно моделировать изучаемый объект при изменении его внутренних и внешних факторов (часто это является прямым следствием дефектов воспитания, связанных с отсутствием упражнений и игр по мысленному моделированию различных ситуаций и фантазированию);
- отсутствие мотивации - нравственно-эмоциональной потребности и желания решить творческую задачу, что связано с недостаточным морально-нравственным развитием личности;
- отсутствие духа соперничества - чувства соревновательности в борьбе за
высокие достижения в конкретной области;
- отсутствие морально-волевых качеств - упорства в решении задач, настойчивого стремления получить максимально высокие результаты и довести их до практического применения;
- отсутствие инновационного мышления - стремления личности к поиску новых оригинальных решений, в которых имеет потребность общество;
- низкий интеллектуальный уровень, что затрудняет, а в ряде случаев исключает возможность решения человеком творческой задачи;
- низкая вспоминательная способность, что отрицательно влияет на скорость извлечения из памяти ценной информации при поиске новых эффективных творческих решений;
- боязнь нововведений (неофобия) - нежелание и страх вносить что-либо новое и агрессивное отношение к новому. Внешние барьеры, как считает исследователь, обусловлены низкой инновационной культурой общества, коллектива или конкретного вуза, и определяются влиянием внешней экономико-социокультурной среды на эффективность инновационной деятельности. Их можно разделить на две группы: технико-организационные и психоэмоциональные:
- технико-организационные барьеры инновационной культуры вуза связаны с недостатком или полным отсутствием финансирования, недостаточной (или устаревшей) материально-технической базой вуза, неразвитостью инновационной инфраструктуры, отсутствием механизма освоения нововведений, отсутствием стратегии развития коллектива, неопределенностью правоотношений субъектов творческой деятельности;
- психоэмоциональные внешние барьеры инновационной культуры вуза связаны с общим психологическим состоянием социальной среды, в которой живет и действует творческая лич-
65/2009 Г^
Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН
ность. К таким барьерам относят: абсолютизацию имеющегося опыта коллектива вуза и пренебрежительное отношение к новому, пришедшему «со стороны», или преувеличенная к нему осторожность; низкий спрос на результаты интеллектуального труда; чрезмерная критика за ошибки, допущенные в процессе реализации (использования) нововведений; недостаточное моральное стимулирование инновационной активности; и другие (10). Таким образом, творческая индивидуальность выпускника университета, по нашему мнению является системным, интегра-тивным, личностным образованием, представляющим собой совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств. Данное образование возникает и развивается лишь во взаимодействии субъекта со специфическими творческими формами человеческой деятельности - учебно-исследовательской и научно-исследовательской, учебно-производственной и научно-производственной, рассматриваемых нами как условие и средство творческого овладения будущей профессией. Кроме того, творческая индивидуальность специалиста проявляется в неповторимом, самобытном способе осуществления профессиональной деятельности, предполагающей качественное преобразование личности специалиста, развитие его творческого потенциала.
Инновационная культура будущего специалиста формирующаяся на основе интеграции культуры, образования, науки, производства и менеджмента предполагает включение студентов в инновационную деятельность в непрерывном образовательном процессе вуза. Как было отмечено выше, именно учебно-исследовательская и научно-исследовательская, учебно-производственная и научно-производственная деятельность, носящая инновационный характер, способствует становлению творческой индивидуальности будущего специалиста, что позитивно отразится на формировании инновационной культуры.
Развитие творческой индивидуальности будущего специалиста связано с созданием необходимых для успешного осуществления этого процесса условий, как внешних, так и внутренних. К внешним условиям можно отнести сформированное научно-образовательное пространство университета, ориентированное на развитие инновационной культуры специалистов, психологический климат, созданный профессорско-преподавательским коллективом вуза, принятый стиль педагогического общения, характер организуемой педагогической деятельности. Внутренним условием и средством участия субъекта в развитии своего творческого потенциала является готовность личности к творческому инновационному саморазвитию и самореализации.
Разработка учебных программ, направленных на развитие инновационной культуры будущих специалистов, требует обязательного учета критериев инновацион-ности, к которым мы относим следующие:
- востребованность, подтверждаемая наличием официальных заявок на разработку учебных инновационных программ;
- креативность (творческий характер разработанных программ с оттенком прагматичности: зачем, для кого, как и что именно нужно создавать);
- высокая эффективность использования программ в образовательном и научно-исследовательском процессах;
- оригинальность программ (самостоятельная, незаимствованная, авторская разработка);
- удовлетворение сложившихся индивидуальных, коллективных и общественных потребностей в новых продуктах или способах обучения (3, с. 208). Суммируя вышеизложенное и рефлектируя личный научно-педагогический опыт, возможно выделить условия, которые способствуют эффективному развитию творческой индивидуальности, а следовательно, и инновационности в структуре профессиональных компетентностей будущих специалистов:
- соучастие студентов в планировании и реализации собственного образовательного процесса путем создания индивидуальных образовательных траекторий;
- создание научно-исследовательских групп для работы над инновационными проектами, состоящих их ученых, аспирантов и студентов, и функционирующих на базе инновационных структур вуза;
- обеспечение возможности использования в процессе обучения разнообразных источников новейшей информации, наличие цифровых образовательных ресурсов по изучаемым дисциплинам;
- развитие в структуре инновационной культуры будущих специалистов про-ектно-технологической и информационной составляющих;
- формирование положительной мотивации для проявления и развития креативности студентов на всех этапах обучения, поощрение выполнения творческих заданий, проектов, моделей и т. д.;
- привлечение студентов к творческой инновационной деятельности во всех её формах и всестороннее обеспечение возможностей подготовки специалистов с развитой инновационной культурой;
- использование в процессе обучения заданий, направленных на развитие таких аспектов творческого мышления как: способность к генерации идей, способность комбинировать, дивергентность мышления, визуальное творчество, ассоциативное мышление и т. д.;
- использование в обучении современных инновационных образовательных технологий, направленных на соединение учебного процесса с учебно-инновационной и научно-инновационной работой, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аллай В. В. «Творческий потенциал многоуровневого образования в развитии математического творчества студентов» // Высшее образование сегодня. — 2008. — №7. — С. 70-72
2. Елизарова Л. Е. Формирование инновационной культуры обучающихся военного вуза: Дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2004. — 223 с.
3. Инновационная деятельность в современном университете: Нормативно-правовые документы / Под ред. проф. В. А. Шаповалова. — Ставрополь: Сервисшкола, 2008. — 236 с.
4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
5. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г. В. Драча. — Ростов-на- Дону, 1997.
6. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. — Воронеж, 2003.
7. Николаев А. И. Инновационный вызов: позиция депутата Государственной думы // Инновации. - 1999. - № 1-2.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1953.
9. Рындак В. Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дис. . д-ра пед. наук. — Челябинск, 1996. — 340 с.
10. Холодкова Л. А. Формирование инновационной культуры субъектов военного профессионального образования: Теория и практика: Дис. . д-ра пед. наук. - СПб., 2005. - 340 с.
11. Яковлева Е. Л. Диалектика творческого процесса в науке. — М., 1989.
Об авторах
Харченко Леонид Николаевич, Ставропольский государственный университет, профессор кафедры зоологии доктор педагогических, кандидат биологических наук. Действительный член Международной академии наук (секция «Экология») и Международной академии наук педагогического образования. Сфера научных интересов - педагогика, дидактика высшей школы, инноватика. [email protected]
Панова Ирина Евгеньевна, Ставропольский государственный университет, доцент кафедры общей биологии, кандидат педагогических наук. Сфера научных интересов - проблемы высшего профессионального образования; формирование инновационной интегрированной культуры выпускника вуза; совершенствование технологий обучения в вузе. panova-stav@ list.ru