Научная статья на тему 'Роль интуиции в инновационной культуре'

Роль интуиции в инновационной культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СИНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багдасарян Лусине Шагеновна

Рассмотрен процесс инновационного развития, ключевым элементом которого является возникновение идеи разработки. Выдвигается гипотеза о том, что в инновационной культуре важнейшую роль имеет интуиция как способ преодоления неопредленности сложных творческих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль интуиции в инновационной культуре»

Багдасарян Л.Ш.

Роль интуиции в инновационной культуре_

Фшшш нну к и

РОЛЬ ИНТУИЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Л.Ш. Багдасарян

THE ROLE OF INTUITION IN INNOVATIVE CULTURE

Bagdasaryan L.Sh.

In the article the process of innovative development which key element is the occurrence of the idea of the improvement is considered. The author puts forward a hypothesis that the intuition as a way of overcoming the indefinite-ness of complex creative problems has the major role in innovative culture.

Рассмотрен процесс инновационного развития, ключевым элементом которого является возникновение идеи разработки. Выдвигается гипотеза о том, что в инновационной культуре важнейшую роль имеет интуиция как способ преодоления неопределенности сложных творческих задач.

Ключевые слова: интуиция, инновационная культура, инновационны1й потенциал, инновационное развитие, творческий процесс, синергетика.

УДК 130.3

«Если не согрешить против логики, то вообще нельзя ни к чему прийти» А. Эйнштейн

Одним из важнейших приоритетов дальнейшего развития России в XXI веке является переход от экономики, основанной на эксплуатации материальных ресурсов, к экономике информационных, интеллектуальных технологий. В ближайшем будущем сила любого государства будет определяться эффективностью использования имеющейся информации и научных знаний, а также способностью создания качественно новых знаний. В попытках найти универсальные характеристики для современного этапа развития страны и мира, ученые используют термин инновационное развитие и подчеркивают необходимость формирования инновационной культуры личности и общества.

В широком смысле инновационная культура - это «готовность и способность общества к инновациям во всех их проявлениях: в управлении, образовании, производстве, законодательстве» (1). Инновационный процесс включает этапы создания, распространения и использования новшеств (2), поэтому инновационная культура означает не только принятие инноваций, но и способность участвовать в их создании. Источником инновационного развития является теоретическое знание, которому в информационном обществе отводится особая роль. Новое знание первоначально возникает в рамках научно-исследовательской деятельности, которая, как правило, носит творческий ха-

56/2008

Вестник Ставропольского государственного университета

рактер. Ключевым моментом в исследовании является возникновение самой идеи разработки, которая в последующем реализуется в виде материального продукта, услуги или метода. Инновационная идея предлагает решение, которое ранее не использовалось, она носит качественно новый характер. По мнению автора, при создании нового знания важнейшее значение имеет интуиция, являющаяся неотъемлемым элементом творческого процесса.

В философском словаре интуиция (от лат. тШШо - созерцание) трактуется как способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам. Интуиция -это способность выйти за пределы своего «Я», в сферу единства бытия, где нет ни времени, ни пространства. В состоянии озарения человек становится неким инструментом природы, с помощью которого передается информация. Ему остается только фиксировать поток мыслей, идей, образов. Интуиция в узком смысле или творческая интуиция понимается как «момент во взаимодействии субъекта и объекта, который, будучи неосознаваем, приводит к качественно новому, не имевшему места ранее и не вытекающему непосредственно из внешних воздействий в данный момент знанию» (3).

В синергетике разрабатывается конкретный механизм интуиции как одного из главных интеллектуальных ресурсов для современного человека на основе универсального метода, который применяется и для исследования сложных, относящихся к разряду «человеческих», феноменов. Подход к объяснению интуиции в рамках данного метода позволяет представить предпосылки и условия возникновения интуитивного знания. При рассмотрении интуиции, психоинтеллектуальные и психоэвристические процессы уподобляются процессам, протекающим в открытой нелинейной системе, в данном случае речь идет о системе мозга и сознания человека (4). Любая открытая нелинейная система представляет собой, прежде всего, некий процесс. При этом развитие системы может происходить по одному из возможных путей или структур-аттракторов,

которые изначально заложены в системе, но носят потенциальный характер. Направление развития, с одной стороны, открыто, но, с другой стороны, предопределено теми конкретными структурами, определяющими спектр возможностей системы. Если одно из случайных флуктуаций системы совпадает с будущей правильной структурой, то происходит выход на данную структуру-аттрактор. «Будущее состояние системы как бы притягивает, организует, формирует наличное ее состояние» (5). Далее имеет место естественный процесс самоорганизации системы, обусловленный ее внутренней сущностью. Человек, ученый, творец, блуждая по полю знания, неожиданно наталкивается на нужное решение. Интуиция предстает как механизм самодостраивания правильной с точки зрения будущего системы.

Проводя аналогию с процессом творчества, можно сделать вывод о том, что в творческом поиске огромная роль отводится случайности, а точнее совокупности случайностей, одна из которых, в конечном счете, оказывается необходимостью. Источником случайностей является хаос, который играет конструктивную роль при выборе нужного пути развития. Хаос в нелинейной системе сознания и творчества можно уподобить разнообразию элементов знания человека. Следовательно, возможность найти правильное решение посредством интуиции зависит от многосторонности личности исследователя, от нестандартности его мышления. Разнообразие элементов приводит к случайному и одновременно закономерному выбору пути развития. Ответ приходит только тогда, когда есть четко сформулированный вопрос и только после упорного и долгого поиска.

Решение, полученное в ходе интуитивного поиска, обычно носит качественно новый характер. Роль интуиции в процессе роста теоретического знания, а также создания новых художественных продуктов, невозможно переоценить. В истории можно найти множество самых различных примеров открытий, опирающихся на интуицию. Открытие закона всемирного тяготения И. Ньютоном, когда подсказкой для ученого

Багдасарян Л.Ш.

Роль интуиции в инновационной культуре

явилось падающее яблоко, носило интуитивный характер. Другие примеры интуитивного поиска решений: наглядное представление о структуре молекулы бензола, возникшее у Ф. Кекуле при созерцании язычков пламени, образовывающих соединение в виде кольца, напоминающее структуру бензола; представление о строении атома, созданное Э. Резерфордом, при наблюдении им звездного неба и сопоставлении строения атома и солнечной системы.

Такие примеры характерны и для современной культуры и науки. В.Д. Грачев отмечает, что многие представители творческих профессий не раз упоминали об интуитивном характере важнейших этапов их деятельности. «Из 232 опрошенных психологами ученых 182 сообщили, что решение научной проблемы пришло к ним внезапно, а не в результате строго логической цепи рассуждений» (6).

Следует очертить границы применимости интуиции и подчеркнуть, что в практике научного исследования всегда осуществляется проверка возникшей гипотезы. Доказательство включает в себя обращение к чувственному восприятию, а также логические рассуждения, аргументы. Дискурсивное не только предшествует интуитивному, выступая обязательным условием формирования и проявления интуиции в сфере сознания, но и завершает интуитивное. Однако чем лучше человек ориентируется в области исследования, чем больше у него опыта, тем меньше вероятность неудачи. У профессионалов вероятность ошибки стремится к нулю. С другой стороны, успех интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблонов, убедиться в непригодности ранее известных путей и вместе с тем сохранить увлеченность проблемой, не признавая ее не-решаемой. По мнению Л.А. Микешиной, «как иррациональное начало, интуиция выполняет своего рода «пусковую» функцию в творческом движении разума, который выдвигает новые идеи или мгновенно «схватывает» истину не в результате следования законам логического вывода из существую-

щего знания, но «чисто интуитивно», лишь затем «поверяя результаты логикой» (7).

Интеллектуальный, творческий потенциал человека становится основным производительным ресурсом и предпосылкой возникновения нового знания и инновационных идей. Существенно новое обнаруживается не в имеющейся системе представлений и не с помощью логического мышления. Новое знание возникает в ходе деятельности, протекающей в условиях неопределенности, не имеющей готовых решений. Деятельность человека в подобной ситуации носит творческий характер и предполагает использование интуиции как возможности выхода за рамки старой картины мира. Следовательно, фактором инновационного развития выступает человек со способностью к творчеству, саморазвитию, самоорганизации, а интуиция выступает важнейшим компонентом инновационной культуры. Возникает вопрос: каким образом можно активизировать интуицию и творческий процесс в целом?

В развитии современной культуры важная роль отводится науке и образованию, которые обеспечивают динамику культуры, возникновение и распространение нового опыта. Именно в данных сферах создаются предпосылки инновационного развития, изучаются цели, методы и механизмы инновационной культуры. Саморазвитие, самореализация человека в инновационной культуре является важной общественной ценностью, а способность к этому - смыслом и сутью образовательного процесса (8), в ходе которого учащиеся учатся создавать новую интеллектуальную продукцию.

В современном образовательном процессе необходимо сочетать обучение студентов специальным знаниям, с одной стороны, и развитие общего творческого потенциала личности, формирование у учащихся глобального видения ситуации и целостного оценивания проблемы, с другой. В вузах готовят много технически грамотных работников и гораздо меньше талантливых, оригинально мыслящих специалистов. Наблюдается ориентация на узкую специализацию в рамках конкретной научной области. По мнению И.Н. Павловой, «познавательный

56/2008

Вестник Ставропольского государственного университета

процесс многомерен, многолик и многофор-мен, но в то же время он есть и нечто цельное. Современный человек, разлагающий действительность на части, односторонние определения и образы, утратил эту органичность и цельность познания...» (9). Конкретная специализация предполагает решение однотипных задач по одинаковому шаблону и является источником формирования стереотипов мышления. Однако важнейшей характеристикой процесса интуитивного поиска является констатация многообразия мира, не сводимого к определенным правилам и стереотипам (10). Поэтому в современной российской системе образования необходимо формирование широко образованного человека, что выражается во введении новых учебных программ, например, новых междисциплинарных магистерских программ. В ближайшем будущем защищенным в социальном плане будет только широко образованный человек, поскольку «растущие информационные потоки требуют не профессионалов узкой специализации..., а специалистов с высоким базовым уровнем образованности, способных переключаться с одного вида деятельности на другой» (11). Такие специалисты обладают уникальной изобретательностью ума, склонностью к мысленному эксперименту, развитой нестереотипностью мышления, что является предпосылкой возникновения интуитивного знания. Другой способ решения проблемы видится в смене человеком своей профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни, что и является тенденцией в западной культуре. В результате этого человек сохраняет новаторский, творческий взгляд на вещи и использует в своей деятельности интуитивные компоненты мышления.

Основной задачей системы образования является формирование человека, соответствующего условиям социальной действительности и способного разрешать вызовы современности. По утверждению В.А. Денисенко, «общее состояние системы образования в стране является выражением заказа ее социума на культуру своих граждан. Заказ зависит от решаемых социумом культурно-

исторических задач» (12). В настоящее время обществу нужна личность с высокой инновационной культурой, конкурентно-способная на рынке труда. Как отмечает А. Николаев, «формирование инновационной культуры связано, прежде всего, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека -ее субъекта» (13). Ранее было показано, что интуиция является предпосылкой креативного мышления и, следовательно, инновационного развития. Интуиция свойственна каждому человеку, но в зависимости от индивидуального опыта, знаний, интересов, потребностей, целей и мотивов проявляется по-разному. Люди, использующие интуицию в своей деятельности, чаще справляются с решением творческих задач, требующих нового нестандартного подхода.

Таким образом, интуиция выступает одной из составляющих инновационного потенциала как системы факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного развития, а в более широком смысле важнейшим компонентом инновационной культуры. Интуиция является способом преодоления неопредленности самых сложных творческих задач, позволяющим найти правильное и перспективное решение для создания инновационного продукта. Образовательно-воспитательная составляющая инновационной культуры предполагает эффективное использование инновационного потенциала личности, развитие его творческой активности, в том числе интуиции. Интуиция - это не врожденная, а приобретенная способность, имеющая огромное значение для современного человека. Интуитивные способности необходимо выявлять и развивать, учитывая при этом знания о природе интуиции. Причем лучше обращать внимание на эти вопросы на самых ранних этапах воспитания творчески свободной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елизарова Л.Е., Холодкова Л.А., Чернолес В.П. Инновационная культура личности и общества: сущность и условия формирова-

Багдасарян Л.Ш.

Роль интуиции в инновационной культуре

ния // Инновации в образовании. - 2006. -№3. - С. 80.

2. Кучко Е.Е. Инновационный процесс // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - С. 416.

3. Морозов И. М. Интуиция // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Хар-вест, Современный литератор, 2001. - С. 425-426.

4. См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. - 1994. - № 2. - С. 110-122.

5. Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. -1994. - № 2. - С. 111.

6. Грачев В.Д. Ум. Философские интерпретации. - Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2006. -С. 91.

7. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие /Л.А. Микешина. -М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - С. 83.

8. Грачева А.П. История инноваций в современной образовательной системе // Вопросы гуманитарных наук. - 2005. - №1. - С. 214.

9. Павлова И.Н. Понимание и объяснение: возможности диалога научных культур //

Вестник Ставропольского государственного университета. - 2002. - № 30. - С. 164.

10. Олюшина М.В. Эстетическая интуиция -этическая ответственность // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя: Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 116.

11. Зубов А.В., Зубова И.И. Основы искусственного интеллекта для лингвистов. - М.: Логос, 2007. - С. 9.

12. Денисенко В.А. Инновационное направление развития современной науки об образовании // Инновации в образовании. - 2006. - №3. -С. 5.

13. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Вопросы культурологи. - 2006. - № 3. - С. 89.

Об авторе

Багдасарян Лусине Шагеновна, ассистент кафедры ИТОиУ, аспирант 2-го года очной формы обучения кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры. Сфера научных интересов - философская антропология, философия культуры, информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.