Е.Н.Струк
Творческая составляющая инновационного мышления
«Слышал я: некогда Бао-сиши положил
Творчеству и Исполнению первоначало.
Действие Творчества вторит могуществу Неба.
А Исполнение знаки Земли сочетало».
Чжу Си [7, с. 6]
В условиях стремительных социокультурных трансформаций общества особый интерес представляет изучение способности человека к самореализации в социокультурных изменениях. Основополагающим является тот факт, что в современном (инновационном) обществе творческий поиск каждого человека обеспечивает непрерывность цивилизационного развития. В связи с этим изменения самого человека, обусловленные преобразованием социокультурной среды его бытия, являются наиболее значимыми.
Динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира, их рывок в новый век стали окончательно основываться исключительно на инновациях. Рост количества информации, знаний и «инновационный поток» приводят не только к изменению окружающей человека среды, но и вынуждают его адекватно реагировать на изменяющийся мир. Главная проблема перехода к инновационному типу развития - сами люди. Известно, что общество создается составляющими его людьми, и, следовательно, природа его определяется их природой, Поэтому для изменения ситуации необходимо изменение стереотипа поведения людей, их менталитета и личностных качеств. Сегодня в условиях перехода к информационному обществу необходимы индивиды, владеющие не только профессиональными знаниями, навыками и умениями, легко адаптирующиеся в меняющемся мире, но и умеющие действовать в ситуации выбора, ставить и достигать поставленные цели, принимать самостоятельные решения. На первый план выдвигаются творческие потенции человека, его профессионализм и эрудиция, способность быть «избыточным», большим тех ролей и функций, в которых он заменяем, и предстает лишь «очередным смертным носителем бессмертного социального начала» [12, с. 80]. При этом приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации в условиях современного развития. Основополагающим является тот факт, что в инновационном обществе личность играет важнейшую роль в общественных изменениях. Именно творческий поиск каждого человека обеспечивает непрерывность таких изменений. Сегодня формирование личности, которая может, генерируя знания, продуцировать возможность прогрессивного развития, связана с обретением ею нового инновационного стиля мышления. Се-
годня инновационное мышление является новым типом социального мышления человека в инновационном обществе. Оно как социальное явление носит комплексный характер и требует объединения философских, социологических, социально-психологических и экономических знаний.
Инновационное мышление связано с включенностью людей в социально-экономическую практику. При этом инновационное мышление всегда активно, оно есть руководство к действию. Инновационное мышление - это деятельность инновационного сознания, направленная на познание и отражение инновационных отношений, потребностей и интересов, инновационной деятельности в целом и ее преобразования в ходе социально-полезной практической деятельности, через проявление инновационного поведения. Инновационное мышление представляет собой продуктивный творческий процесс переработки информации, направленный на прокладку новых путей к цели, которые доселе были неизвестны субъекту деятельности, кроме того, это многоуровневая способность:
1. Начальный уровень, который соответствует уровню обыденного сознания, где человек, видя преимущества нового продукта, согласен его принять.
2. Средний уровень, когда человек не только адаптируется к нововведениям, но и способен осуществлять внедрение инновационных продуктов в жизнь и пользоваться ими.
3. Высший уровень инновационного мышления связан с творческой, креативной составляющими мышления, когда человек не только принимает инновации, но и сам их продуцирует.
Составными частями инновационного мышления являются:
- отношение к любой системе окружающего мира не как к данной и неизменной, а как к подлежащей совершенствованию;
- выделение в любых системах окружающего мира полезных и вредных функций, полезных факторов и «факторов расплаты»:
- постановка задачи увеличения полезных функций (по объему и перечню) и снижения 8редных функций;
- вскрытие внутренних противоречий, препятствующих развитию системы в рамках существующей структуры;
- преодоление противоречий с использованием интеллектуальных инструментов, основанных на объективных законах развития систем [13].
По теории Гальперина инновационное мышление соответствует творческому типу мышления. В связи с этим довольно часто слова «инновация» и «творчество»
оказываются рядом, употребляемые в одном контексте. Несмотря на схожесть, как факторы появления нового, они имеют и явные отличия. Так инновация - это процесс и видимый результат творчества. Творчество - это деятельность, результатом которой является инновация. Под творчеством подразумевается генерация новых идей, инновация же есть их успешное воплощение. Творчество — это открытие принципа, инновация — перевод этого принципа в полезные товары и услуги. Инновация — это следствие осознанного, целенаправленного поиска возможностей для создания нового, что может быть результатом существующих несоответствий, потребностей в процессах, изменений в отдельной отрасли и на рынке в целом, новых знаний. «Творчество может анализироваться как общечеловеческий феномен, неотъемлемая принадлежность совокупного субъекта, взятого во всем философски значимом богатстве определений человека, в какой-то мере включающих даже диалектику биологического и социального» [4, с. 6].
Интересна компонентная теория творчества, предложенная американским исследователем Р.Стернбергом По его мнению, процесс творчества возможен при наличии трех интеллектуальных способностей:
- синтетической способности видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления;
- аналитической, позволяющей оценить, какие идеи стоят того, чтобы за них браться и их разрабатывать, а какие - нет;
- практически-контекстуальной способности убеждать других в ценностях идеи, другими словами, «продать» творческую идею другим.
По мнению американских ученых, для творчества необходимо наличие шести специфических, но взаимосвязанных источников: интеллектуальных способностей, знания, стилей мышления, личностных характеристик, мотивации, окружения (среды). Для функционирования творческого процесса, считает Стернберг Р., важны определенные личностные качества: готовность преодолевать препятствия, принимать на себя разумный риск, терпеть неопределенность, самоэффекгивность [11, с. 7-8].
В информационно-инновационном обществе творчество есть главная составляющая нововведений. Творчество здесь - форма мышления. Его характеристиками являются: склонность к анализу, талант к поиску проблем, гибкость ума, готовность рисковать, терпимость к критике, самомотивация. Творчество считается присущим человеческому сознанию, проявляющимся тогда, когда человек действует и мыслит. Творчество как неотъемлемое свойство человеческой личности всегда подразумевает его активное восприятие бытия и выступает как всеобщий механизм развития. Творчество - персонифицированный процесс опредмечивания деятельных способностей индивида, сориентированный на обогащение имеющегося социального опыта его собственным вкладом. Творчество подразделяется на два вида:
- новаторство в сфере практики, основанное на глубоком понимании сути дела и на способности применять результаты учебной деятельности в поиске оригинальных и эффективных проблем;
- новаторство в сфере научной теории и художественной культуры, основанное на развитом умении оперировать абстрактными категориями, результатом которого является обогащение имеющихся и создание новых духовных ценностей [11, с. 10].
По мнению Алана Баркера: «Творчество - это деятельность, в результате которой рождаются инновации» [2, с. 28]. Творчество хоть и составляет необходимое условие инновационной деятельности, но не замещает ее полностью. Творчество есть предпосылка инновации, которая и является одной из многочисленных форм его проявления, способом организации и получения результата творческой деятельное™ в проявлении и закреплении нового. При этом «инновация -это высшая точка работы со знанием: инновация требует информации, идей, познавательных способностей и творчества больше, чем любое другое дело» [2, с. 175].
В мире информации человек, получая информационный посыл от окружающей его среды (природы, социальных условий, окружающих его людей), вынужден перерабатывать и реагировать на данный посыл новым ответом. Творческое начало человека делает его саморазвитие адекватным реалиям времени и общему развитию социума. Каждый раз при этом человек делает выбор, обновляет набор своих жизненных стратегий. Невозможно на все времена выбрать единую стратегию жизни («практическую идею», как назвал ее Г.Гегель), так как социальная среда исторически изменяется и, следовательно, здесь нельзя обойтись без инноваций, отсюда объективная необходимость творческого начала в человеке. Творчество всегда есть выход за пределы нормы, стандарта, традиции. ««Творческое» мышление часто противопоставляется в определении «нормальному» мышлению. «Нормальное» мышление считается логическим, рациональным, аналитическим и критическим; творческое мышление - нелогичным, синтетическим и ассоциативным» [2, с. 31]. Творческое от нетворческого отличается более широкой свободой выбора в общем поле возможностей. Если нормальное мышление старается сохранить сложившиеся стереотипы, то творческое мышление оспаривает или ломает их. Таким образом, можно заметь, что творческий тип мышления и инновационный тип практически совпадают, При этом необходимо учитывать, что творческое и инновационное мышление, несмотря на то, что являются продуктами деятельности человеческого мозга, детерминируются социумом и культурой.
Как творческое, так и инновационное мышление, проходят две стадии: восприятия и суждения. Если стадия восприятия является отражением действительности, то стадия суждения содержит ее оценку и возможность целенаправленного действия. Для творческого и инновационного мышления наиболее важна стадия восприятия,
которая помогает генерировать идеи. Именно в стадии восприятия человек еще не рационален, он использует «неосознанное знание» - интуицию. Понятие «интуиция» неоднозначно в содержательном и функциональном отношениях. Считается, что интуитивное знание непосредственно, то есть оно не требует доказательства; источником этого знания является чувственность, отражающая внешний и внутренний мир человека. Таким образом, чувственная интуиция является первой ступенью интуитивного познания мира. Второй ступенью является интеллектуальная интуиция. От чувственной интуиции ее отличает интеллектуальный характер постижения. Именно благодаря интеллектуальной интуиции человек способен создавать технические изобретения, выдвигать новые научные гипотезы и т.д. «Интуиция лежит в основе любой науки, от математических аксиом до естественных наук. Дедуктивные и индуктивные надстройки науки опираются не на логику и не на показания органов чувств, а на элементарные интуитивные истины. Она служила начальным импульсом громадного числа чувственных и диалектических открытий во всех областях человеческого знания и ценностях, включая математику, физику и технологию. Большинство научных открытий и изобретений, особенно наиболее значимые, можно отнести скорее на счет интуиции, чем на счет затяжных чувственных наблюдений» [14, с. 475]. Интуитивное «озарение» сознания есть процесс синтеза нового знания из прошлого знания и прошлого опыта,
В рациональной западной культуре считалось, что интуитивное «озарение» свойственно творцам в нерациональной - творческой сфере, понимаемой как художественное, литературное, музыкальное творчество. Инновации же в технической и особенно в социальной сфере признавались плодом рационального, научного типа познания мира. При этом интуитивный тип познания нередко считался менее ценным, чем рациональный, научный тип познания. Хотя К.Манхейм подчеркивал, что «...иррациональное не при всех обстоятельствах вредно; напротив, это, быть может, самая ценная способность человека, когда она действует как мощный импульс для достижения рационально объективных целей, или в виде сублимаций и воздействия на культуру создает культурные ценности, или же в качестве чистой витальности усиливает радость жизни, не разрушая беспорядочно жизнь общества» [9, с. 301]. Признание интуитивной составляющей в инновационном мышлении приводит нас к мысли о конвергенции западного (рационального) и восточного (иррационального) типов мышления. Если первый тип - рационализатор, изобретатель, склонный применять полученные знания для изменения среды вокруг себя, то у второго - знания интегрируются и воплощаются в характере личности. Главное в восточной культуре не приобретение явных знаний, а выработка характера человека действия, отвечающего определенным принципам и моделям поведения. Быть человеком действия считается более важным, чем иметь познания в
области точных наук. Сорокин П.А. подчеркивал взаимовлияние всех сфер человеческого разума и духа для процесса познания и творчества: «...все три системы -чувственная, рациональная и интуитивная - источники достоверного познания и что каждая из них, используемая по назначению, дает нам знание того или иного важного аспекта объективной реальности, и ни одну из них нельзя считать целиком ложной. С другой стороны, любая из них, взятая в отдельности, вне связи с другими, может оказаться ошибочной» [14, с. 475], «...любое истинное творчество - это реальное познание, как любое истинное открытие есть творчество» [14, с. 478].
Бесспорно, что человек, обладающий творческими чертами, может также обладать и инновационными характеристиками мышления, Такой человек нацелен на постоянное поступательное движение, он находится в постоянном процессе становления, не останавливается на достигнутом. Люди, обладающие инновационным мышлением, владеют аналитическим, образным мышлением, которое в сочетании с рациональной мыслительной деятельностью, приводит к неожиданным, нетривиальным решениям (инновациям). Для таких людей характерны:
- потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя точки развития и адекватные им социальные механизму
- наличие творческого (креативного) мышления;
- способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации;
- системный, прогностический подход к отбору и организации нововведений;
- способность ориентироваться в состоянии неопределённости и определять допустимую степень риска;
- готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий;
- развитая способность к рефлексии, самоанализу [3, с.
96];
- оригинальность — способность видеть вещи по-другому, сомневаться в предположениях и выбиваться из традиционных подходов к работе;
- приверженность цели, решительность, самомотивация, энтузиазм и усердие;' - стремление к совершенству во всем и самокритика;
- гибкость ума и чувство юмора; независимость от чужого мнения, сопротивление давлению извне и уверенность в своих силах;
- сомнение, любопытство, терпимость к двусмысленности и сложности в проблемных ситуациях.
- психологическая направленность не на адаптацию, а на поиск нового.
- повышенное чувство собственного достоинства, самостоятельность и независимость. Для них также характерна ориентация на достижения значимых результатов, стремление к решению сложных задач, высокая работоспособность и производительность в случае интересного дела.
Однако следует согласиться с С.К.Абачиевым и В.П.Делия, что «здоровый консерватизм» является важнейшим условием добротности инновационного мышления [1].
По прогнозу Джеймса Боткина, инновационное мышление будет ведущим в XXI веке. Уже сегодня в развитых странах людей, инновационно мыслящих, не менее трети населения, а разница в интеллектуальном развитии индивидов в среднем составляет не более 1,5-2 раз. По данным исследования, проведенного в Гарвардском Медицинском центре в США: 60 человек из 100 - обладают «умеренной» творческой потенцией; 30 человек из 100 -не проявляют вообще творческую активность или проявляют ее в малой степени: 10 человек из 100 - обладают «высокой» творческой потенцией; 1 человек из 100 -одарен исключительной творческой потенцией» и способен к выдающимся результатам в различных видах деятельности [5, с. 329].
Кому же может быть присуще инновационное мышление? В различных контекстах инноваторами могут быть: пассионарии, маргиналы, диссиденты, предприниматели и т.д. В.И.Вернадский однажды сказал, что «носителями нового на протяжении всей истории человечества были изгои общества» (хотя Г.Лебон поставил инноваторов (ученых, изобретателей, писателей, достигших высот в результате социального отбора) на вершину социальной лестницы). У Г.Гегеля такие «изгои» получили название негативного класса, который выступает как способ или форма реализации исторической возможности. К.Маркс назвал данный класс - пролетариатом, М.Вебер - бюрократией, Л.Д.Троцкий - молодежью, в которой, и не без основания, видел агента социального развития, Немецкий философ Карл Мангейм выдвигает тезис о том, что социальной группой, обеспечивающей развитие, является интеллигенция. Именно она владеет необходимыми для реконструкции социального мира знаниями, максимально оторвана от собственности, а следовательно - свободна в выдвижении и реализации нового (проектов и программ), Й.Шумпетер считал, что носителем инновационного мышления и, следовательно, двигателем прогресса является предприниматель. Предпринимателем может считаться тот социокультурный субъект, который создает новую деятельность, направленную на производство нового типа продукта. Под воздействием успехов научно-технического прогресса и, в первую очередь, техники, Д.К.Гелбрейт, в качестве движущей силы развития рассматривает техноструктуру - инженерно-техническую и инженерно - управленческую элиту. На передний край выдвигается фигура инженера-предпринимателя, автора и организатора крупномасштабных проектов. В 90-е годы XX века основной фигурой - инноватором выступает менеджер. А.Баркер в своей известной книге «Алхимия инноваций» пишет, что в XXI веке инноватор-менеджер уступает место ученому исследователю, работающему в лаборатории на коммерческой основе [2, с. 58]. При этом инноватор не в
состоянии охватить весь процесс принятия решения целиком и даже отдельные его этапы с одинаковой тщательностью и глубиной. Поэтому инновационная деятельность является формой не столько индивидуальной, сколько общественной активности, в которую вовлекаются различные участники, специализирующиеся на выполнении определенных функций, Такой подход позволил Л.Н.Цой выделить несколько типов инноваторов, которые действуют на различных этапах реализации инноваций: Инноватор, Методист, Менеджер, Политик [15], На организационном уровне А.И,Пригожин разделил персонал, на инноваторов-разработчиков и инноваторов-реализаторов. «Инноваторы-разработчики - это те, кто способен какое-то новшество создать, т.е. это люди с высокой креативной способностью. Другая категория инновационного персонала - это реализаторы, которые способны только осуществить новшество, т.е. перевести новшество в ранг нововведения» [6]. Таким образом, видно, что инновации становятся уже не делом одиночки изобретателя, а делом коллектива инноваторов. «Инновации - слишком важное дело, чтобы оставлять его одиночкам» - считает А.Баркер [2, с. 18]. По мнению П.Г.Щедровицкого на рубеже XXI столетия складывается популяция интерлокеров: стратегических посредников между различными типами знаний и типами (сферами) деятельности, Именно интерлокеры отвечают за распространение и усвоение знаний, за формирование локальных синтезов (пакетов) знаний, определяющих характер локальных действий [16]. Интерлокеры или когнита-риат (А.Тоффлер) и обладают новым инновационным типом мышления. Основными характеристиками которого являются: высокий интеллектуальный потенциал; оригинальность; гибкость (умение быстро перестраиваться и отказываться от усвоенных ранее шаблонов); предвосхищение (способность понять новые, необычные ситуации, предусмотреть будущие события, оценить последствия принятых решений); соучастие (социальная активность, участие индивида в важнейших видах деятельности, его личное влияние на принятие различного вида решений, способность проявлять инициативу); готовность рисковать. Именно инноватору, как носителю высшей формы инновационного мышления - продуктивной творческой потенции, в большей степени присуща выделенная К.Поппером общая закономерность человеческого мышления, стремление испробовать все мыслимые решения всех проблем, с какими бы человек ни сталкивался.
Подводя краткие итоги, мы отмечаем, что инновационное мышление есть синтез экстравертного и интра-вертного типов мышления, синтез между разумом и чувством (интуицией). Обладая таким типом мышления, человек способен видеть множество альтернатив своего поведения, способен делать выбор, обеспечивающий его будущее. Инновационное мышление подразумевает свободу индивида, в первую очередь, свободу выбора решений из множества возможных вариантов, При этом
инновационное мышление — это отход от традиций, оно базируется на постановке предположений под сомнение. В нем нет каких-либо жестких процедур или правил. Формирование инновационного мышления предполагает самоизменение человека, внутреннее, духовно-личностное и психофизическое самосовершенствование, активность, направленную на то, чтобы быть открытым и причастным миру. Несмотря на то, что главное в формировании инновационного мышления необходимость открыть себя для зарождающейся творческой способности, оно не абсолютно тождественно мышлению творческому. Инновационное мышление представляет собой разумный компромисс творческого и логического мышления, где творческие процессы используются в нем для генерации оригинальных идей путем подключения воображения. Эти идеи затем классифицируются, проходят отбор, организуются и проверяются с применением рационального и логического мышления. Творчество означает созидание нового, способность соединять полученные знания в новые комбинации и является неотъемлемым свойством человеческой личности. Оно всегда подразумевает его ашвное восприятие бытия и выступает как всеобщий механизм развития. Инновация же - «это компетентное использование творческого потенциала» [10, с. 198].
Инновационное мышление характеризуется итеративностью с практикой, поскольку главный ее субъект-инноватор изначально ориентируется на коммерчески эффективное решение. При этом в отличие от творческого мышления, для которого характерна высокая значимость эмоциональной оценки и часто неочевидный результат, мышление инновационное ориентируется на рационально оцениваемые действия, позволяющие обеспечить уверенно прогнозируемый результат, реально зависящий от состояния внешней среды. Для инновационного мышления характерны не только высокий интеллектуальный потенциал, но и критичное отношение к действительности, устремленность на поиски альтернативы ее несовершенству. Инновационное мышление всегда направлено на вскрытие глубинных связей и опосредст-вований, коренящихся в объективной реальности. Формирование инновационного мышления требует значительных усилий, так как происходит изменение в структуре поведения личности, ее стимулов к жизни. На первый план выходит не внешняя побудительная мотивация, а внутренние стимулы, когда интеллектуальная работа выполняется не в результате долга, а потому, что хочется самому, то есть по потребности. Человек, обладающий инновационным мышлением, свободен от догматического стиля мышления, свободен от словесных штампов, от бессмысленно заученных знаковых конструкций, от «правил», предписаний, указаний, подсказок и т.д. При этом он способен обнаружить и осознать появившуюся в обществе новую потребность, которая является для него поводом и стимулом к осуществлению инновационной активности, Инноватор живет по принципу, сформулиро-
ванному еще Декартом: «Если каждый в своей жизни сделает что-то с собой сам, то и вокруг что-то сделается. То есть, то, что сделается, ме будет продуктом прямого приложения рациональной мысли, а индуцируется среди десятка, сотни, миллиона людей, потому что каждый в отдельности для себя и на своем месте что-то сделал» [8, с. 27].
Библиографический список
1. Абачиев С.К. Фундаментализация Высшего образования и формирование специалистов с инновационным мышлением //http://www.isepim.ru/Kaffil/Olnnov MishSovrSpec.doc
2. Баркер А. Алхимия инноваций, - М., 2004,
3. Герасимов Г.И., Илюхина A.B. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов на Дону, 1999.
4. Дмитриев Е.В. Социальная природа творческого мышления. - Минск, 1989.
5. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. - Спб., 1994.
6. Дружинин Е.С. Интервью с д.ф.н., профессором А.И. Пригожиным II Управление персоналом, - 2000, - № 1 //http:www.intel-sintes.ru/Magazin/index2.htm
7. И-Цзин. Древнекитайская «Книга Перемен». -М., 2006.
8. Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М., 1993,
9. Манхнейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем и англ. - М., 1994.
10. Мэтгьюз П. Создание специалистов по водному хозяйству, или Мудрые люди - лучшие новаторы II Баркер А. Алхимия инноваций. - М,, 2004.
11. Организация творческой профессиональной деятельности инженера на производстве: Метод, указ. / Сост. А,И.Попов. - Тамбов, 2003.
12. Петров М. Человек и культура в НТР //Вопросы философии. - 1999. - № 5.
13. Погребная Т.В, Козлов A.B., Сидоркина О.В. Новое поколение педагогических инноваций в контексте инновационного пути развития цивилизации //Вопросы Интернет образована - 2006. - № 29 //http://sputnik.mto.ru/ Seans/Ped.journai/Vio_29/cd_site/Articles/title.htm
14. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ.- М., 1992.
15. Цой Л.Н. Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций. От инновации к консервации: инноватор в практике.- 2003//http://www, orc.ru/~tsoi/
16. Щедровицкий П.Г. Экономические формы организации хозяйства и современные предпринимательские стратегии //http://www.shkp.ru/lib/publications/
Статья принята к публикации 8.12.06