Научная статья на тему 'Инновационное мышление и основы механизма управления творческим потенциалом современной корпорации'

Инновационное мышление и основы механизма управления творческим потенциалом современной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
985
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО / РАЦИОНАЛЬНОЕ / ТВОРЧЕСКОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / СПРОС НА ИННОВАЦИИ / КОРПОРАТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОГНИТИВНОЕ ЗНАНИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ КОРПОРАЦИИ / CREATIVITY AND CREATIVE / RATIONAL / CREATIVE AND INNOVATIVE THINKING / THE DEMAND FOR INNOVATION / CORPORATE INTELLIGENCE / COGNITIVE KNOWLEDGE / CONTROL MECHANISM CREATIVITY CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салихов Б.В., Антипова Д.А.

В статье раскрывается сущность креативности, творчества, творческого и инновационного мышления, а также выявляются генетические уровни творческой деятельности. Показано место креативности в общей системе экономического знания. Проводится различие между рациональным и творческим типом мышления экономического агента, раскрываются факторы, детерминирующие возрастание спроса на инновации и, следовательно, на способность полноценно, то есть творчески мыслить и обеспечивать практическое достижение творчески-трудовых целей. Выявлена сущность и исследованы основы механизма управления творческим потенциалом современной корпорации, а также раскрыто содержание ключевой компетенции в ее инновационной деятельности. Дана сравнительная характеристика решения творческих и рутинных задач сотрудниками современных наукоемких предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE THINKING AND THE FUNDAMENTALS MANAGEMENT MECHANISM CREATIVITY OF THE MODERN CORPORATION

This article describes the conceptual apparatus of the quality of services, depending on the nature of the information asymmetry in different structural forms of service delivery It is shown that the basic structural forms of service are one-time, periodic and lasting. Specificity lasting service commits to consider the notion of its integral quality, including the quality of services and the parties, including characteristics such as stability, etc.

Текст научной работы на тему «Инновационное мышление и основы механизма управления творческим потенциалом современной корпорации»

раструктуры России в сравнении с другими странами показал, что темпы развития инфраструктуры России существенно ниже, чем аналогичные зарубежные показатели.

По темпам ввода новых мощностей Россия находится на одном из последних мест среди рассматриваемых стран, в стране одни из самых больших (после Бразилии) потери электроэнергии при одной из самых низких плотностей электрических сетей.

Электропотребление - один из основных показателей качества жизни, тесно связанный с темпами развития экономики и ее структурой. Можно предположить, что при реализации любого из сценариев, электропотребление в России будет расти. Безусловно, темпы роста электропотребления зависят от сценарных условий. По данным компании МсКтяеу, к 2030 г. электропотребление в России возрастет до 14,9 тыс. кВт ч/чел. по энергосырьевому сценарию и до 20,3 тыс. кВт ч/чел. по модернизационному.

Сценарный анализ характеризует метод комплексной оценки основных факторов на прогнозируемое значение определенного результативного финансового показателя при различных сценариях развития финансовой среды.

Исходя из сценарного подхода к развитию отрасли мы рассмотрели и проанализировали различные сценарии движения экономики страны, для каждого из которых существуют принципы развития энергетической инфраструктуры.

Основными центрами прироста спроса на электроэнергию яв-

ляются крупные города и промышленные районы страны, демонстрирующие более высокие темпы роста экономики и электропотребления, чем в среднем по стране. При этом происходит изменение структуры электропотребления: увеличивается доля коммерческого сектора и населения и сокращается доля промышленности.

Это вызывает необходимость создания высокоманевренных генерирующих устройств, способных реагировать на неравномерные режимы потребления электроэнергии.

Литература:

1. Болонин А.И., Ануприенко В.Ю. О некоторых проблемах финансирования общественных благ // Вестник Академии. 2012. № 4. С. 54-58.

2. Болонин А.И., Лайпанов К.Д. // Детерминанты формирования стратегий развития региональных социально-экономических систем в условиях отраслевой интеграции Микроэкономика. 2013. № 4. С. 94-95.

3. Рагулина Ю.В. Стратегия управления промышленным производством в условиях функционирования экономики знаний и превращения их в основной фактор производства. Автореф. дис. докт. экон. наук. М.: 2009.

4. Филатова Т., Рагулина Ю., Новиков В. Стратегия развития городской агломерации: особенности, проблемы, перспективы // Самоуправление. 2013. № 7-8. С. 12-16.

ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ И ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ СОВРЕМЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

Салихов Б.В., профессор кафедры экономики и международного бизнеса Московского государственного лингвистического

университета, д.э.н., профессор Антипова Д.А., аспирантка ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье раскрывается сущность креативности, творчества, творческого и инновационного мышления, а также выявляются генетические уровни творческой деятельности. Показано место креативности в общей системе экономического знания. Проводится различие между рациональным и творческим типом мышления экономического агента, раскрываются факторы, детерминирующие возрастание спроса на инновации и, следовательно, на способность полноценно, то есть творчески мыслить и обеспечивать практическое достижение творчески-трудовых целей. Выявлена сущность и исследованы основы механизма управления творческим потенциалом современной корпорации, а также раскрыто содержание ключевой компетенции в ее инновационной деятельности. Дана сравнительная характеристика решения творческих и рутинных задач сотрудниками современных наукоемких предприятий.

Ключевые слова: креативность и творчество; рациональное, творческое и инновационное мышление; спрос на инновации; корпоративный интеллект; когнитивное знание; механизм управления творческим потенциалом корпорации.

INNOVATIVE THINKING AND THE FUNDAMENTALS MANAGEMENT MECHANISM CREATIVITY OF THE MODERN CORPORATION

Salikhov B., professor at Economics and International Business Department of Moscow State University of Linguistics, doctorate degree of

economic sciences, professor Antipova D., the post-graduate student at FSUE «STANDARTINFORM»

This article describes the conceptual apparatus of the quality of services, depending on the nature of the information asymmetry in different structural forms of service delivery. It is shown that the basic structural forms of service are one-time, periodic and lasting. Specificity lasting service commits to consider the notion of its integral quality, including the quality of services and the parties, including characteristics such as stability, etc.

Keywords: creativity and creative; rational, creative and innovative thinking; the demand for innovation; corporate intelligence; cognitive knowledge; control mechanism creativity corporation.

Уместно сказано, что «ортодоксии противостоит эволюционная экономическая теория, которая рассматривает экономическое развитие как необратимый процесс нарастания сложности, многообразия и продуктивности производства, за счет периодически повторяющейся смены технологий, видов продукции, организаций и институтов. ... Прогресс движут неравновесные процессы. Эта теоретическая позиция не является результатом абстрактных рассуждений, она проистекает из реальной экономической жизни. Действительно, именно из экономической практики мы узнаем, что исходным пунктом генерации неравновесных состояний является конкуренция в области знаний. Все начинается с «производства» более эффективных научных идей: новые идеи вытесняют старые. Далее, новые идея подхватывают новаторы, и неравновесие из сферы идей переходит в сферу производства» [7, с. 27, 29]. Отсюда экономику знаний резонно трактовать как постоянный генератор неравновесных социально-экономических процессов. В этих усло-

виях, непрерывное и расширенное воспроизводство новейших знаний является абсолютным императивом развития современных экономических и других инноваций. Таким образом, цель статьи заключается в уточнении ключевых понятий, связанных с созданием и использованием новейших знаний, а также в выявлении ключевых оснований механизма управления творческим потенциалом современных предприятий, выступающих не только как «депозитарии», но и производители новых знаний.

Известно, что важнейшей и исходной фазой общего воспроизводственного цикла знаний является их производство, требующее вполне определенных свойств, уже упомянутого ранее, интеллектуального капитала субъекта. Функциональной, или действенной формой данного капитала, или его соответствующим проявлением выступает такой феномен, как творчество; можно также сказать, что творчество есть бытие интеллектуального капитала. Потенциальной, или генетической основой творчества выступает креатив-

КРЕАТИВНОСТЬ КАК СПОСОБНОСТЬ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭНДОГЕННОЙ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

XL

1. Спонтанная, или случайная креативность: способность к получению случайного, часто неожиданного инновационного результата

2. Профессиональная креативность, как естественный результат длительного профессионального обучения, большого опыта в рамках определенной твор-_чески-трудово| деятельности_

3. Генерализованная («радиоактивная») креативность, или креативность полной самоактуализации, затрагивающая и пронизывающая все сферы жизни; она проявляется в креативной личности и креативных установках

Рис. 1. Генетическая последовательность уровней креативности субъекта (по А. Маслоу)

ность, под которой понимается интегральная способность или свойство субъекта (личности, группы, определенного сообщества) производить новые идеи, превращать их в полезные знания, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления (в наиболее общем плане креативность также определяется как «основная и характерная черта творческой личности или процесса, выражающаяся в способности порождать, созидать и изменять социум, культуру или индивидуальный опыт» [16, с. 269]).

Известный исследователь А. Маслоу выделяет несколько уровней креативности субъекта [12]. Первый уровень он определяет как случайная, или спонтанная креативность, присущая многим личностям, корпоративным сообществам и другим субъектам. Качество этого уровня характеризуется именно случайным, а не закономерным инновационным результатом (при этом А. Маслоу отмечает, что «первосортный суп лучше второсортной картины»). Второй уровень непосредственно увязывается с профессиональной креативностью, как естественным результатом длительного профессионального обучения, большим опытом в сфере определенной воспроизводственной деятельности. Качество данного уровня характеризуется как каузальный результат длительного освоения субъектом определенного сектора специального знания. Третий уровень определяется как генерализованная креативность, или креативность самоактуализации, затрагивающая «все сферы жизни и проявляющаяся в креативной личности, креативных установ-

ках». Эта креативность «подобна радиоактивности, она пронизывает всю жизнь индивида, независимо от проблем, подобно тому, как доброжелательный человек излучает приветливость без всякого умысла, не осознавая этого» [12, с. 230]. Креативность, по сути, есть внутреннее стремление человека к самоактуализации, это поиск пути к «собственному Храму», стремление к эндогенной экологии, то есть к поиску возможностей, путей и форм деятельности, релевантных врожденным и приобретенным качествам и способностям. Генетическая последовательность отмеченных уровней креативности показана на рисунке 1.

Подчеркнем, что свойство креативности есть именно способность генерировать новые идеи и производить новые знания и продукты, то феномен креативности относится к интеллектуальному потенциалу, а не к интеллектуальному капиталу субъекта. Следовательно, творчество есть реализующаяся креативность, то есть непосредственный процесс создания новых идей и их превращения в соответствующие полезные ценные знания (в философской литературе творчество определяется как «деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее» [8, с. 387]. Креативность (способность к творчеству) и творчество (процесс генерации идей и создания новых знаний) соотносятся как возможность и действительность, содержание и форма. Креативность есть бытие интеллектуального потенциала, а творчество есть бытие интел-

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО (ПОЛНОЦЕННОГО) МЫШЛЕНИЯ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЭНДОГЕННОГО ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ ИЛЕЙ И ЗНАНИЙ

1. Полноценное мышление - это непременно гуманистически направленное, созидательное, именно интеллектуальное мышление

2. Полноценное мышление - это мышление, адекватно (правдиво)_от-ражающее реальный мир физических и общественных явлений

3. Полноценное мышление - это мышление, где есть лишь один стереотип, а именно: «стереотип критического отношения ко всем мыслительным стереотипам»

4. Полноценное мышление - это мышление с высоким порогом абстрагирования, позволяющим проникать в сущность явлений и выявлять причинно-следственные связи

5. Полноценное мышление - это междисциплинарное и ассоциативное мышление, обеспечивающее синергию творческих интенций и мыслительных опеоаиий

6. Полноценное мышление - это «мышление без правил», где проявляется весь спектр индивидуальных особенностей субъекта (личности, ксшповативного сообщества и ли.!

7. Полноценное мышление - это неординарное, дивергентное мышление, суть которого состоит, в обеспечении, одновременно, широты, глубины и связности мышления

8. Полноценное мышление - это всегда «волевое» мышление, обеспечивающее непременное достижение поставленной созидательной пели

Рис. 2. Общая структура инновационного (полноценного) мышления субъекта-производителя новых знаний

лектуального капитала субъекта. Трансформация интеллектуального капитала в интеллектуальный капитал есть превращение креативности в творчество, то есть возможности творческого созидания, в реальный творческий процесс производства новых ценностей. Очевидно, что превращение креативности в реальную творческую деятельность не происходит автоматически; для этого требуются определенные условия и, конечно же, соответствующие управленческие механизмы мотивации и координации социально-экономических интересов.

Творчество не следует понимать только как форму бытия креативности; имманентной характеристикой творчества является творческое мышление, под которым следует понимать высшую форму психического процесса, в ходе которого выявляются и формулируются новые причинно-следственные связи и зависимости в различных сферах человеческой деятельности. Исследователи отмечают, что творческое мышление серьезно отличается от мышления рационального, поскольку «рациональное мышление зависит от категориального аппарата и сложившейся системы понятий. Творческое мышление означает формирование новых категорий и понятий, оно ориентировано как на уникальные интерпретации ситуации, так и на новые действия в ней. Рациональное мышление стремится получить подтверждение; творческое - изобретать новое. Интересы дела нуждаются и в рациональной мысли, и в творческих идеях» [7, с. 272].

Резонно и даже необходимо отличать творческое мышление от инновационного мышления, ключевым свойством которого выступает обусловленность воспроизводственным циклом создания инновационного продукта. Следовательно, инновационное («полноценное») мышление - это творческое мышление, объективированное в реальном инновационном продукте; это творческое мышление, «доведенное» до конечной продуктовой инновации. Отсюда и инновация предстает как некий новый, ранее не существовавший продукт, являющийся воспроизводственным результатом инновационного мышления.

Для обеспечения глубокого понимания ключевых проблем данного курса целесообразно с самого начала определить соотношение понятий «креативность» и «интеллект»; «творчество» и «интеллектуальная деятельность». Интеллект резонно трактовать как духовно-нравственную, созидательно-гуманистическую и созидательно-социальную форму креативности. При этом «суть интеллекта вовсе не в том, чтобы знать обо всем наверняка, а в том, чтобы искать и пробовать» [7, с. 272]. Другими словами, интеллект представляет собой такой «срез» креативности, который заключает в себе исключительно созидательное, социально ориентированное качество творческих способностей определенного субъекта-интеллектуала (в современной литературе часто упоминается такое явление, как корпоративный интеллект. Ученые отмечают, что «корпоративный интеллект - это способность компании по-новому реагировать на новые обстоятельства. Корпоративный интеллект основывается не на памяти компании о ее прошлых победах и поражениях, а на способности понять причину текущих обстоятельств и найти наилучшее решение возникающих трудностей» [10, с. 185]).

В свою очередь и по аналогии, интеллектуальная деятельность есть духовно-нравственная, созидательная, гуманистическая форма творчества, творческого и инновационного мышления. Интеллектуальная деятельность есть процесс функционирования интеллектуального капитала, который, в свою очередь, есть форма проявления интеллектуального потенциала, или креативного интеллекта.

Отметим, что в приведенных трактовках ключевое значение имеет инновационное мышление, выступающее как непосредственное содержание интеллектуальной деятельности и системный фактор воспроизводства новых идей, знаний и продуктов Инновационное мышление есть мышление, одновременно, глубокое и всеохватывающее, то есть полноценное [20], способное проникать в сущность тех или иных явлений и процессов. Если исходить из справедливого тезиса о том, что «истинное знание есть знание причин», то инновационное (полноценное) мышление предстает как каузальное, сущностное, созидательно ориентированное мышление, осуществляющее поиск глубинных причинно-следственных связей и отношений в рамках исследуемого предмета. Развернутая и, одновременно, структурная характеристика инновационного мышления показана на рисунке 2.

В современных условиях спрос на креативность и творчество, или на интеллектуальный потенциал и интеллектуальный капитал быстро возрастает. При этом имеется в виду не только рыночный, но и индивидуальный спрос, так как не только корпорации пытаются привлечь к сотрудничеству креативных сотрудников, но и отдельные индивиды стремятся овладеть инновационным мышлением с целью наиболее эффективной творчески-трудовой самореализации. Исследователи отмечают, что «усиление креативности ... и внедрение инноваций - назревшая и наиболее сложная задача, стоящая перед организацией любой отрасли и любого вида деятельности» [7, с. 262]. Ключевые факторы актуализации креативности и творчества в современных условиях показаны на рисунке 3.

Следует также выделить ключевые генетические уровни актуализации креативности и творчества в рамках экономического субъекта, например, предприятия. Первый уровень можно определить как «продуктовый», где фиксируется спрос потребителей на инновации, и аккумулируются соответствующие сигналы для производителей. На этом уровне полезные знания находят свою конечную объективацию в соответствующем продукте; здесь осуществляется рыночный и потребительский тест на предмет качества воспроизводимых инноваций и уровня креативности и творчества производителя знаний и продуктовых благ. Второй уровень предстает как уровень знаний о том, как создавать (проектировать, технологически оснащать производство и т.д.) новые продукты. Растущий спрос на инновации требует новых методов производства, нового оборудования и когнитивного обеспечения (базы знаний, ситуационные центры и т.д.). Третий уровень определяется как собственно когнитивный, креативно-творческий, в рамках которого производятся знания для производства новых знаний. Образно говоря, здесь формируется «когнитивная плазма», или «чистое» творчество, связанное с актуализацией источников и методов воспроизводства «зна-

Рис. 3. Ключевые факторы актуализации креативности и творчества в современных условиях

1. СПРОС НА ИННОВАЦИИ В ФОРМЕ КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ (ОБЪЕКТИВИРОВАННОЕ ЗНАНИЕ)

2. ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА КОНЕЧНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА (ПРОЕКТНО-ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ЗНАНИЕ)

3. ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА НОВЕЙШИХ ЗНАНИЙ (НЕЯВНО-ЯВНОЕ КОГНИТИВНОЕ ЗНАНИЕ, ИЛИ «КОГНИТИВНАЯ ПЛАЗМА»)

С

УРОВЕНЬ «КОГНИТИВНОИ ПЛАЗМЫ», ИЛИ ВЫСОЧАИШИИ УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСТВА, ТРЕБУЮЩИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕЛЕВАНТНОГО КАЧЕСТВА

Рис. 4. Место креативности и творчества в общей системе экономического знания

ний о знаниях». Схематично отмеченные уровни показаны на рисунке 4.

Очевидно, что каждый этап создания инновационного продукта требует своего творческого содержания, но именно уровень «когнитивной плазмы» является ключевым источником новизны и нового качества конечного продукта. Справедливо отмечено, что только «в результате совместного использования потенциала информационных технологий, творческого и инновационного потенциала людей в организации достигается синергетический эффект» [7, с. 276].

Говоря о творчестве и творческом мышлении, обычно имеют в виду конкретных личностей, значительно реже речь идет о творческих организациях, или творческих корпоративных сообществах. Исследователи, изучающие качество таких сообществ, подчеркивают, что «творческие организации имеют гибкие структуры, должностные обязанности сотрудников определены приблизительно, сферы ответственности частично совпадают, формулировки задач носят общий характер, акцент делается на совместной работе. Творческие организации отличает свобода, состязательность и партнерство, которые являются источником новых идей» [7, с. 274].

Творческий потенциал корпорации есть способность корпоративного сообщества (в лице его интеллектуального потенциала и интеллектуального капитала) осуществлять генерацию новых идей и впоследствии трансформировать их в новые знания и продукты. Известно, что «суть творчества - поиск неординарных решений в самых различных областях. Именно поэтому необходима свобода творчества с тем, чтобы расширить для каждого работника поле поиска, снять ограничения, за которыми, возможно, и находятся лучшие решения» [7, с. 277]. Творческий потенциал корпорации можно отнести к перечню корпоративных невещественных, или интеллектуальных активов, обеспечивающих непосредственное создание либо ускорение формирования добавленной стоимости.

Управление творческим потенциалом корпорации есть сознательный, целенаправленный процесс воздействия определенным субъектом на формирование и развитие данного потенциала, осуществляемый с помощью соответствующего механизма. При этом непосредственно механизм управления корпоративным творческим потенциалом представляет собой систему принципов, институтов, норм, правил, методов и способов, используемых мотивированным субъектом управления для воздействия на данный потенциал с целью его расширенного воспроизводства. Этот механизм предполагает четкое представление о соответствующей субъектно-объект-ной и инструментальной структуре управления.

Субъектной основой данного механизма, или основой управляющей подсистемы является управленец-лидер, являющийся собственником высокоразвитого интеллектуального капитала, обладающий полноценным общим и экономическим мышлением. Объек-

тной основой механизма является корпоративным интеллектуальный потенциал и интеллектуальный капитал, а также их элементы и звенья. Инструментальной основой механизма является система современных методов и средств «лидерского» воздействия на творческий потенциал корпорации. структура механизма управления творческим потенциалом современной корпорации показана на рисунке 5.

Отмеченные выше элементы и звенья интеллектуального потенциала и интеллектуального капитала включают такие невещественные формы, как корпоративная память и корпоративная интуиция. Исследователи отмечают, что «корпоративная память - это знания компании о прошлых действиях, решениях, опыте и позициях. Если уровень изменений окружающей среды невысокий, или же рынок вовсе не изменяется на протяжении длительного периода времени, корпоративная память компании поможет решить текущие и будущие проблемы. Вся информация, необходимая для поиска решения той или иной задачи, всегда под рукой - в памяти сотрудников» [10, с. 185-186].

Корпоративная интуиция (понятие «интуиция» в самом общем плане предстает как способность непосредственного постижения истины, или проникновения в сущность тех или иных явлений и процессов) часто понимается как некое «шестое чувство организации, благодаря которому она может преодолеть барьер корпоративной памяти и использовать децентрализованные знания и способности сотрудников принимать решения, чтобы мгновенно и эффективно реагировать на рыночные изменения, использовать рыночные возможности, удовлетворять потребности клиентов» [10, с. 188]. При этом следует отличать корпоративную интуицию от одноименного интеллекта: «корпоративный интеллект - это применение знаний в определенном контексте. Корпоративная интуиция - это спонтанное применение приобретенных и неявных знаний и корпоративного интеллекта в неопределенном контексте» [10, с. 188-189]. Очевидно, что субъект управления творческим потенциалом предприятия должен знать это отличие и ясно представлять алгоритм действий, обеспечивающий «включение» в управленческую практику корпоративную память либо корпоративную интуицию.

Для количественной оценки креативного потенциала корпорации можно ввести индекс творческих работников (CWI), отражающий соотношение численности творческих работников к общему числу занятых в корпорации сотрудников. При этом творческими работниками являются сотрудники, постоянно разрабатывающие и предлагающие определенное количество инноваций, увеличивающие объемы добавленной стоимости, что фиксируется соответствующими экспертами. Творческие работники решают релевантные задачи; отличие творческих задач от задач рутинных показано в таблице 1.

Особым аспектом управления творческими процессами явля-

Рис. 5. Общая структура механизма управления творческим потенциалом современной корпорации

Таблица 1. Рутинные и творческие задачи в деятельности корпорации [7, с. 276]

Преимущественно рутинные, многократно повторяющиеся задачи

Преимущественно творческие, не_ординарные задачи_

Характер работы

Действие

Регламентированные операции Последовательность операций Многократное повторение Единственно верный путь Ориентированность на продукт Процесс простого преобразования Прогноз возможен Четкие и конкретные цели Легкодоступная информация

Размышление

Несформулированные пути решения

Случайность алгоритма Неповторимость Множество решений Ориентированность на идею Множественные трансформации Прогноз крайне затруднен Множество часто противоположных целей

Труднодоступная информация

Характеристики успеха _I

Большой объем выпуска Техническое совершенство Количественно измеряемая продуктивность

Стандартизация информации Вещественная технология Узкая специализация В оспроизводство

Производительность и эффективность

Личное совершенствование Продуктивность, не поддающаяся количественной оценке Нестандартизованная информация Технология на уровне знания Широкая специализация Ориентированность на прибыль

Характер принимаемых решений

Точная спецификация Правила применения Логические решения Большое значение ранее полученного опыта в решении данной задачи Решения, навязываемые влиянием иерархии

Власть, основанная на занимаемой должности

ется выявление талантов, их привлечение, удержание и организация использования. В релевантной литературе выделяются следующие принципы создания творческой атмосферы в корпорации, что предстает как ключевая задача в области управления корпоративными знаниями:

«выделение общих направлений, а не спецификация задач; поощрение готовности брать на себя ответственность и самостоятельность в принятии решений; поощрение инакомыслия; организация структуры, которая предоставляет реальные возможности для проявления инициативы и творческого труда; внимательное отношение к новым идеям; организация работы на стыке дисциплин; неизменное содействие свободному движению информации» [7, с. 277].

Современные исследователи часто предлагают экстравагантные практические методы и приемы управления творческим потенциалом в корпорации. В частности, в книге Роберта Саттона дан следующий перечень подобных методов [14, с 31]:

■ нанимайте «трудновоспитуемых» (тех, кто плохо усваивает корпоративный кодекс);

■ нанимайте тех, кто раздражает Вас, и даже тех, кто Вам активно неприятен;

■ нанимайте людей, которые Вам (вполне вероятно) без надобности;

■ используйте собеседования, чтобы разживаться идеями, а не

Частичная спецификация Правила безопасности Интуитивные решения Опыт, прямо не относящийся к принимаемому решению Консенсусные решения Власть, основанная на компетентности

прощупывать соискателей;

■ поощряйте людей игнорировать и ни во что не ставить указания начальства и коллег;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ найдите тех, кто всем доволен, и подстрекайте их ввязываться в «драки»;

■ вознаграждайте за успехи и неудачи, наказывайте за бездействие;

■ наметьте себе дело, чреватое провалом, а потом убедите себя и окружающих, что успех гарантирован;

■ придумайте какие-нибудь абсурдные или бесполезные дела и спланируйте, как их выполнить;

■ избегайте, игнорируйте и изводите клиентов, критиков и любителей поговорить о деньгах;

■ не пытайтесь учиться чему-нибудь у тех, кто заявляет, что решил проблемы, с которыми Вы столкнулись;

■ забудьте прошлое, особенно былые успехи Вашей компании.

Целью управления творческим потенциалом корпорации является создание так называемой ключевой компетентности, которая представляет собой «компетентность высшего порядка, которая является формой коллективного уникального знания. Она обладает синергетическим эффектом от использования компетенций, обеспечивает устойчивость и надежность конкурентных преимуществ организации на рынке и в отрасли. Компетенциями в той или иной степени обладает большинство организаций. Но приобретая или

Рис. 6. Композиция ключевой компетентности организации

создавая новое, уникальное знание, которым больше никто не обладает и которое дает возможность создания ключевых продуктов, организация получает ключевую компетентность». При этом «ключевая компетентность лежит на пересечении внутренних условий бизнеса и потребительских предпочтений. Именно получение добавочной потребительной стоимости за счет ключевой компетенции и является основанием для получения устойчивого конкурентного преимущества» [7, с. 280, 282]. Как таковое явление «компетентности» все чаще становится объектом исследовательского внимания, что требует специального дальнейшего изучения данной проблемы. Композиция ключевой компетенции организации представлена на рисунке 6.

Таким образом, важнейшей компетенцией современной корпорации, обеспечивающей расширенное воспроизводство новейших знаний, является компетенция генерации идей и превращения их в полезные знания. Только в этом случае можно всерьез рассчитывать на высокоэффективную реализацию творческого потенциала предприятия. Компетенцию, связанную с генерацией новых идей и формированием новых знаний, часто определяют как способность к «мозговым штурмам», или умение организовывать и проводить брейнсторминги.

Литература:

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.Энциклопедический словарь. Современная версия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. - М.: Экс-мо, 2008.

3. Данилин А.Г. Ключи к смыслу жизни. - М.: Исолог, 2010.

4. Джанетто К., Уилер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями / Пер. с англ. Е.М. Пестеревой. - М.: Добрая книга, 2005.

5. Дороти Леонард, Сьюзен Строс. Как заставить работать коллективный мозг компании // В кн: Управление знаниями / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

6. Дресвянников В.А. Построение системы управления знани-

ями на предприятии. - М.: Кнорус, 2008.

7. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФ-РА-М, 2010.

8. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

9. Кэтлин Эйзенхардт, Д. Чарльз Галуник. Коэволюционирова-ние: как, наконец, заставить синергию работать / В кн: Организационное обучение / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

10. Коулопоулос Т.М. Управление знаниями / Т.М. Коулопоу-лос, К. Фраппаоло. - М.: Эксмо, 2008.

11. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

12. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2010.

13. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях / Под ред. Б.З. Мильне-ра. - М.: Дело, 2006.

14. Саттон Р. Охота за идеями: Как оторваться от конкурентов, нарушая все правила / Роберт Саттон; Пер. с англ. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013.

15. Семенов А.В. Инновационные аспекты управления корпоративными знаниями: Монография / А.В. Семенов, Б.В. Салихов, И.С. Салихова; под ред. д.э.н., проф. А.В. Семенова. - Издательс-ко-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

16. Словарь философских терминов / Научная редакция В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2007.

17. Управление знаниями / Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

18. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004.

19. Хомутский Д.Ю. Управление инновациями в компании. -М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008.

20. Цаплин В.С. Разумное, но не мыслящее / В.С. Цаплин. -М.: Крафт, 2009. - Часть 4. Формирование полноценного мышления.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОНОПРОДУКТОВЫХ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА

Автонова В.Ю., к.э.н., докторант МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича

В статье представлен алгоритм принятия решения о стратегическом развитии монопродуктового региона на основе создания инновационного кластера, разработана процессная модель управления инновациями в производственном комплексе в рамках кластерного подхода, сформулированы направления стратегического развития некоторых монопродуктовых регионов отечественной экономики.

Ключевые слова: стратегическое развитие, монопродуктовый регион, инновационный кластер, алгоритм принятия решения.

METHODICAL RECOMMENDATIONS ABOUT DECISION-MAKING ON STRATEGIC DEVELOPMENT OF MONOGROCERY REGIONS ON THE BASIS OF CREATION OF AN INNOVATIVE CLUSTER

Avtonova V., Ph.D., assistant professor, MGIIT of Y.A. Senkevich

The algorithm of decision-making on strategic development of the monogrocery region is presented in article on the basis of creation of an innovative cluster, the process model of management by innovations in industrial complex within cluster approach is developed, the directions of strategic development of some monogrocery regions of domestic economy are formulated.

Keywords: strategic development, monogrocery region, innovative cluster, algorithm of decision-making.

В современных условиях принятие решения должно осуществляться с учетом совокупности факторов, влияющих на производственный процесс, объемы реализации продукции, и ориентироваться на достижение ключевой цели - обеспечение эффективного функционирования экономики монопродуктового региона. В целом, наличие алгоритма при принятии решения о стратегическом развитии монопродуктового региона повышает вероятность получения намеченных результатов.

Автором предложен алгоритм принятия управленческого решения о выборе стратегии развития монопродуктового региона, основанный на многовариантном подходе (рис. 1). В соответствии

с предложенной в [2] матрицей выбора стратегии развития монопродуктового региона можно выбрать следующие альтернативные варианты:

1) Поддержание существующего курса экономического развития целесообразно осуществлять в случае, если:

- жизненный цикл продукта характеризуется стадией роста или зарождения, что в наибольшей степени относится к продукции VI технологического уклада;

- виду экономической деятельности, превалирующий в регионе в структуре формирования ВРП и занятости населения и в наибольшей степени задействованный при производстве продукта,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.