АРОЯН НЕЛЛИ ТЕВОСЯН МАРИЯ
УДК 159.9
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Общеизвестно, что 21-й век характеризу- сторону соотношения данных понятий, что в
ется быстрыми темпами развития, бурными последующем изложении будет показано на-
изменениями, высоким темпом жизни, что ми.
требует от личности таких же быстрых и адек- Для этого, прежде всего, необходимо рас-
ватных реакций, гибкости в восприятии проб- смотреть и проанализировать такие термино-
лемных ситуаций, продуктивности и эффектив- логические понятия, как «творчество», «мыш-
ности в решении возникающих жизненных за- ление», «творческое мышление», «интел-
дач. В этом контексте приоритетным стано- лект», «креативность».
виться обогащении науки как теоретическими С самого начала следует разграничить
и эмпирическими данными, так и разработка термины «творчество» и «творческое мышле-
методов и механизмов развития активного ние». Творчество является общенаучной кате-
воображения и творческого мышления, ини- горией, а творческое мышление — психологи-
циативных и творческих способностей личнос- ческим понятием. При этом использование
ти. термина «творчество» в сугубо психологичес-
Большой вклад в разработку проблем ком контексте обозначает, скорее всего, сово-
мышления, творческого мышления, творчес- купность результатов творческого мышления,
кой деятельности и способностей внесли в его условия, введение в практику продуктов
психологическую науку такие психологи, как творческого мышления. Творческое же мыш-
Б.Г.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, ление является качественно иной, специфичес-
А.Г.Ковалев, К.К.Платонов, А.М.Матюшкин, кой психической функцией, психическим про-
В.Д.Шадриков, В.Н.Дружинин, М.А.Холодная, цессом, суть которого заключается в особых
В.С.Юркевич, П.К.Энгельмейер, Я.А.Понома- механизмах протекания психической деятель-
рев, О.К.Тихомиров, В.А.Терехов, П.Я.Гальпе- ности (Дружинин 2001).
рин и т.д. В психологической литературе творческий
Однако следует отметить, что, несмотря процесс рассматривается как формирование
на это, в современной психологии отсутствует новой реальности путем «созидательного раз-
более или менее единая концепция о творчес- рушения», как акт создания нового. А именно
ком мышлении, а значительная неясность в особенности протекания творческого процесса
употреблении терминов создает существен- как ментального акта будет являться объектом
ные трудности при их использовании. Сущест- нашего анализа.
вует также неоднозначность в понимании Известный психолог Я.А.Пономарев опре-
творческого мышления и мышления в целом. деляет творчество в широком смысле слова
Некоторые авторы рассматривают творческое как «как механизм развития, как взаимодейст-
мышления как вид мышления, однако более вие, ведущее к развитию», а творческое мыш-
углубленный и многоаспектный анализ психо- ление как процесс в ситуации решения задачи,
логических теорий мышления выявляет иную причем творческой задачей он считает задачу,
решение которой невозможно получить путем Второй подход предполагает рассматри-
логического вывода (Пономарев 1976; Torran- вать творческую способность как самостоя-
ce 1965). С точки зрения ученого, творчество тельный компонент или фактор, имеющий ма-
человека — это "одна из конкретных форм лую корреляцию с интеллектом личности. Наи-
проявления механизма развития". В основу более интересной в этом контексте является
подхода к изучению данной конкретной фор- «теория интеллектуального порога» Э.П.Тор-
мы положен принцип трансформации этапов ренса, согласно которой, если IQ ниже 115-
развития явления в структурные уровни его 120, то интеллект и креативность образуют
организации и функциональные ступени даль- единый фактор, при IQ выше 120 творческая
нейших развивающих взаимодействий. способность становится независимой величи-
Многие авторы рассматривают творчест- ной, т.е. нет творческих личностей с низким
во как деятельность, которая содержит неоп- интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой
ределенность и отражает способность к про- креативностью (Torrance 1965).
дуктивности и новизне идей. Так, например, Сторонники третьего подхода полагают,
Тихомиров О.К. высказывает положение о том, что творческого процесса как особенной фор-
что творчество - это «изучение функциональ- мы психической активности не существует, а
ного развития, новообразований, возникаю- высокая ступень развития интеллекта предпо-
щих в ходе решения задачи» (Тихомиров 1975: лагает высокую степень развития творческих
14), и указывает, что сами творческие способ- способностей, и наоборот (Д.Векслер, Р.Уайс-
ности под влиянием гипноза могут изменять- берг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и др.).
ся: «при внушении образа талантливого чело- Необходимо отметить что, понятия «твор-
века, происходит улучшение внимания, памя- ческое мышление» и «креативность», также
ти и изобразительной деятельности, и наобо- нуждаются в уточнении, так как в литературе
рот, внушенный образ малограмотного чело- они часто трактуются как сходные понятия.
века резко уменьшает активность памяти и Между тем творческое мышление является
внимания» (Тихомиров 1975: 195). психическим процессом, а креативность — о-
При исследовании проблемы творческих бозначается как специфическое качество
способностей, следует учитывать три основных субъекта, проявляющееся в способности к
подхода. Согласно первому подходу, интел- творческому мышлению и расценивающее как
лект нужно расценивать как важное, но недос- его субъектная, личностная сторона.
таточное условие для творчества, и первосте- Дж.Гилфорд под креативностью понимает
пенную роль, при этом следует отдать мотива- способность человека отказаться от стереотип-
ции, ценностям, а также таким личностным ных способов поведения и действий, основу
чертам, как когнитивная одаренность, чувстви- которой составляет дивергентное мышление,
тельность к проблемам, независимость в неоп- «идущее в разных направлениях», допуска-
ределенных и сложных ситуациях (А.Танне- ющее варьирование путей решения пробле-
нбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и мы, приводящее к неожиданным выводам и
др.). Причем придерживаясь этой точки зре- результатам.
ния, Д.Б.Богоявленская, акцентирует внимание Среди тестов, изучающие мышления, осо-
на существовании «креативно активного типа бым местом пользуется Гилфорда, направлен-
личности», которым обладают все новаторы и ные на изучения творческого потенциала лич-
рационализаторы независимо от рода дея- ности. Автор тестов, выделяя дивергентное и
тельности (Богоявленская 1971). конвергентное мышление, замечает, что в си-
туациях определенности проявляется аналити- ненных, недоказанных идей, а после их осу-
ческое мышление, а дивергентное мышление ществления и сбыта на "рынке" воплощать
необходимо в решении проблем, имеющих другие идеи.
многочисленные правильные ответы (Туник Отдельные авторы, в частности Стерн-
2002). Некоторые авторы рассматривают креа- берг, полагают, что неосуществление лич-
тивность как способность порождать нестан- ностью своего творческого потенциала проис-
дартные нетрадиционные идеи, а дивергент- ходит, если личность выдвигает свои представ-
ному мышлению отводят роль составной части ления, намерение или замыслы несвоевре-
креативности. менно или если эти идеи представляются
Х.Е.Трик, определяя креативность как слишком поздно, однако, здесь нужно учесть,
процесс, в результате которого создается ра- что творчество заменяется его социальной
нее не существовавшее, подчеркивает, что оценкой и признанием. Стернберг обращает
креативность это продукт, процесс, способ- внимание на тот факт, что творческие проявле-
ность и черта личности в целом (Психология ния определяются шестью основными факто-
мышления 2008: 357). рами: 1) интеллектом как способностью; 2)
Дополняя эту точку зрения, Торенс счита- знанием; 3) стилем мышления; 4) индивиду-
ет, что креативность проявляться, когда ин- альными чертами; 5) мотивацией; 6) внешней
формации включаются в новые структуры в средой.
процессе поиска новых решений. Показатель- В связи со сказанным, Дружинин справед-
но также высказывание по этому вопросу ливо замечает, что интеллектуальную способ-
Джонсона (1973), который креативность ность Стернберг расценивает как базовую.
объясняет как полезный, эффективный само- Между тем для творческого процесса имеют
произвольный акт, в процессе социального существенное значение такие компоненты ин-
взаимодействия. Э. де Боно под креатив- теллекта, как: 1) синтетическая способность —
ностью подразумевает "создание новых идей", новое видение проблемы, преодоление гра-
"поведение в самообразующейся информаци- ниц обыденного сознания; 2) аналитическая
онной системе, которое создает ассиметрич- способность — выявление идей, достойных
ные модели" (Боно 2005:92). По мнению дальнейшей разработки; 3) практические спо-
М.WaNach, Н.Роджерс, порождение ориги- собности — умение убеждать других в цен-
нальных идеи в условиях разрешения и поста- ности идеи («продажа»)(Дружинин В. 2001).
новки новых проблем, обнаружение необыч- Если у личности доминирует аналитичес-
ных способов выражения - есть проявления кая способность, утверждает Стернберг, то он
креативности (Wollach, Kogan 1965). скорее становиться хорошим экспертом или
Один из современных подходов к вопро- критиком, но в процессе творения и создания
су креативности является «теория инвестиро- нового имеет трудности. Синтетическая спо-
вания», Р.Стернберга и Д.Лаверта. Согласно собность проявляется умением выдвигать
этой теории, креативность - это способность много оригинальных идей, но при отсутствии
«покупать идеи по низкой цене и продавать по аналитической способности они становятся
высокой» (Sternberg 1985). ненужными и бесплодными. Наличие же прак-
При этом под "идеей покупать" авторы тической способности без вышеуказанных
имеют в виду умения личности схватить, пра- двух часто приводит к "некачественной" про-
вильно воспринимать и точно оценить ресурс и возможность развития еще нераспростра- даже уже имеющихся идей.
Для творческого проявления также нема- Среди указанных подходов только пос-
ловажную роль играют наличие знания и неза- ледний включает креативность в целостную
висимость мышления. Чтобы знания играли структуру личности. Сегодня важной и актуаль-
позитивную роль, человек должен ясно пред- ной научной задачей является поиск путей ис-
ставлять шаги своих действий, очертить поле следования креативности, творческого мышле-
своего потенциала и, проявляя креативность, ния в единстве не только когнитивных и лич-
выйти за его пределы, однако часто устарева- ностных, но и адаптационных и проявлений в
ющие знания мешают смотреть на проблем- условиях изменяющейся действительности,
ную ситуацию новым свежим взглядом. ускорения темпа жизни, в связи с чем ви-
Творческий процесс осуществляется так- доизменяются и значительно усложняются
же при наличии типа мышления свободного от конфликтные ситуации жизнедеятельности, а
стереотипов и ригидных установок, умении так же требования и условия разрешения раз-
идти на целесообразный риск, готовность пре- личных проблемных и конфликтных ситуаций.
одолевать трудности, на наличии внутренней Анализируя соотношение понятий «мыш-
мотивации, терпимости к неопределенности, ление» и «интеллект», отметим, что мышле-
независимости от внешнего влияния. Стерн- ние и интеллект — сходные по содержанию
берг для проявления творческого потенциала термины. Дружинин, сравнивая понятия «ум»
отводит важное место творческой среде и мо- и «интеллект», объясняет это следующим об-
тивации, подчеркивая, что все эти звенья взаи- разом: «интеллекту в обыденном понимании
модействуют и комплексный результат от их соответствует слово «ум», который выражает
взаимодействия несводим к влиянию какого- свойство, способность, а мышлению - «обду-
либо одного из них, так как мотивация может мывание» как процесс». Таким образом, ин-
возместить отсутствие творческой среды, а теллект рассматривается как способность к
интеллект, взаимодействуя с мотивацией, зна- мышлению, а мышление - как процесс реали-
чительно повышает степень проявления креа- зации интеллекта. Вместе с тем он подчерки-
тивности. вает, что «мышление тесно связано с открыти-
Изучение креативности сопряжено с ем нового, с творчеством. Однако творчество
большими трудностями, которые возникают, не может быть отождествлено с мышлением.
главным образом, в связи с ее рассмотрением Мышление — это один из видов познания,
вне целостной структуры личности и вне ее творчество же возможно не только в позна-
жизненных целей. В настоящее время можно нии» (Дружинин 2001: 153).
выделить несколько подходов к пониманию В современной психологической литера-
феноменов креативности. Среди них креатив- туре интеллект определяется как интеграция
ность: всех познавательных процессов под домини-
• как особенность интеллекта, как отра- рующим влиянием мышления. Развивая эту
жение уровня или свойства мышления; идею, можно предположить, что творческое
• как способность интеллекта; мышление, являясь синтетической и высшей
• как потребность личности в поисково- формой развития мышления, является инстру-
преобразовательной деятельности при ментом этой интеграции, средством система-
условии активного взаимодействия со тизации и взаимного включения психических
средой; функций друг в друга. А это, в свою очередь,
• как свойство целостной личности . обозначает адаптивную природу творческого мышления.
В российской психологической науке ис- процесс, выделяет такие ее свойства, как: 1)
следования мышления традиционно рассмат- особая пространственно-временная структура,
риваются в процессуально-деятельностной 2) особая модальность, 3) особая интенсив-
парадигме (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, ность (Веккер 1998).
С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, А.В.Брушлинс- Обобщая подход Л.М.Веккера о неогра-
кий, Н.Ф.Талызина, О.К.Тихомиров, Абульхано- ниченности пространственно-временных
ва-Славская К.А. и др.). Однако, по мнению свойств мышления, указывая на интермодаль-
Я.А.Пономарева, исследование творчества яв- ную природу мышления и на взаимозависи-
ляется комплексной проблемой, которая не мость интенсивности мышления от энергети-
получила еще подлинного развития, и боль- ческой мобилизацией нервной системы
шинство эмпирических исследований прово- субъекта, Дружинин делает вывод, что твор-
дится без должного учета условий и контекста ческое мышление также обладает такими ха-
его развития (Пономарев Я. А. 1976: 31). рактеристиками, а именно «максимальной
Концепции и теории о творческом мыш- свободы в преодолении пространства и вре-
лении в психологии представлены в отдельных мени и в оперировании ими при решении
аспектах, в частности, творческое мышление конкретных задач» максимальная обобщен-
рассматривается как предпосылка научной де- ность по отношению к конкретным образам и
ятельности и деятельности, творческое мыш- сенсорным переживаниям, и основано на мак-
ление как особый вид одаренности, творчес- симальной субъективной активации (Дружи-
кое мышление как специфическая интеллекту- нин 2001).
альная деятельность. Следует отметить, что Л.М.Веккер указывает также на специфи-
имеется определенная двойственность в пони- ческие свойства мысли как психического обра-
мании характеристик в структурированности зования. Так, мысль характеризуется «феноме-
знаний о творческом мышлении, что приво- ном понимания» - целостным охватом проб-
дит, с одной стороны, к выделению опреде- лемной ситуации и экстраполяцией условий
ленных критерий творческого мышления и ситуации при прогнозировании, опосредован-
отождествлению его с понятием творчества ностью, обобщенностью, т.е. каждая мысль
(Г.С.Альтшуллер, Н.Н.Вересов, И.П.Волков, является синтетической по сути. При этом для
Я.Л.Пономарев), и с другой стороны - к рас- мысли характерны децентрация, т.е. внутрен-
сматриванию творческого мышления с диа- ний отход носителя от субъектности мысли,
метрально противоположных концепций понятийность, обратимость, т.е. возможность
(М.С.Бернштейн, Э.Боно, И.Н.Семенов). любых переходов в системе «операции –
Другой ученый, Терстоун, обратил внима- действия - деятельность», фигуративность (вы-
ние на слабую связь творческих способностей водимость новых форм мысли из имеющихся).
со способностями к обучению и интеллектом, Кроме того, мысль облекается в речевую фор-
он указал на взаимосвязь творческой актив- му, а проблемная ситуация выступает ее сти-
ности с особенностями темперамента и спо- мулом (Веккер 1998 ).
собностью быстро усваивать и порождать Вместе с тем Л.М.Веккер подчеркивает,
идеи. что для мысли одновременно свойственны,
Наиболее системный подход к вопросу как «феноменом понимания», также децент-
творческого мышления в современной психо- рация, понятийность, обратимость, фигуратив-
логии отражает теория Л.М.Веккера, которая, ность, и проблемная ситуация в этом случае
рассматривая мышления как познавательный является толчком для оформления мысли в ре-
чевую форму. Все эти свойства максимально в своей деятельности, духовности и т. д. — это
выражены и могут быть однозначно соотнесе- субъект творчества, созидания, инноваций.
ны к творческой мысли. Любая его деятельность (хотя бы в минималь-
Согласно концепции Л.М.Веккера, твор- ной степени) является творческой и самостоя-
ческое мышление зависит от сбалансирован- тельной (Рубинштейн 1958: 147).
ного сочетания персеверативных и ассоциа- Необходимо отметить что, что многие ав-
тивных механизмов, при этом «продуктив- торы М.Вертгеймер, К.Дункер, О.Зельц, Р.Сол-
ность мышления зависит не только от его ка- со, рассматривающие такие «виды» мышле-
чественно специфичных свойств (например, от ния, как дивергентное, версионное, гипотети-
уровня развития мыслительных операций), но ческое, продуктивное, расценивают их именно
и от степени связи мышления с другими когни- как формы продуктивного развития. В этом ря-
тивными процессами, от глубины интеграции ду творческое мышление также необходимо
мышления в структуру познавательных функ- считать высшей формой развития мышления.
ций в целом» (Веккер 1998: 111). Как считает Брунер, творческое мышле-
Если приложить перечисленные свойства ние у определенных людей обуславливает не-
мысли вообще к мысли творческой, то станет специфическим типом программирования ин-
ясно, что она обладает ими в максимальной формации. Голлах и Коган (Wollach, Kogan
степени: творческая мысль невозможна без 1965) экспериментально доказывали, что вы-
феномена инсайта (наиболее яркий случай фе- сококреативные дети имеют способность к бо-
номена понимания, мгновенного и целостного лее расширенным категоризациям, следова-
охвата ситуации), она всегда направлена на тельно, познавательная сфера креативных ин-
прогнозирование ситуации (экстраполяция и дивидов характеризуется наличием широких
антиципация), стремится к максимальному категорий, синтетичностью в восприятии окру-
обобщению условий задачи, эффективна толь- жающего мира и высоким уровнем когнитив-
ко при полном преодолении эгоцентризма ной гибкости.
мышления (максимальная децентрация), про- Нужно отметить, что исследователи по
текает за счет постоянной обратимости и оце- данной проблеме ведут поиск суммарного по-
нивается по своей продуктивности. казателя, обрисовывающего творческую лич-
Основываясь на теории Л.М.Веккера, ность. В частности, Д.Б. Богоявленская считает,
можно сделать вывод о том, что творческое что показатель — может определяться как не-
мышление обладает определенными свойст- которое сочетание интеллектуальных и моти-
вами, не является видом мышления в целом, а вационных факторов. А.В.Брушлинский же рас-
представляет собой его высшую форму. сматривает как непрерывное единство процес-
Подобного взгляда придерживается суальных и личностных компонентов мышле-
А.В.Брушлинский, который считает, что любое ния вообще и творческого мышления в част-
мышление у любого человека всегда, хотя бы ности. Таким образом, творческое мышление -
в минимальной степени, является самостоя- это одновременно и дивергентное, и версион-
тельным, открывающим нечто существенно ное, и гипотетическое, и продуктивное мышле-
новое. А потому творческое и продуктивное ние, это наиболее зрелая стадия развития
мышление — это, по мнению А.В.Брушлинско- мышления.
го, тавтология (типа «красивая красавица»), а Обзор наиболее известных определений
репродуктивное мышление — противоречие в «творчества», «творческого мышления», «ин-
определении (типа «жареный лед»). Субъект, теллекта» и «креативности» приводит нас к
выводу, что специфичность понятия «творчество» заключается в том, что это особый целостный вид деятельности, включающий все необходимые компоненты (мышление, мотивацию, способности...), обуславливающий общее развитие личности, ее вклад в историю человечества (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов и др.). В то время как термин "креативность" связывают с особенностями мышления, совокупностью способностей, позволяющих генерировать идеи, отличающиеся от общепризнанных, стереотипных. Таким образом, креативность -есть особая творческая способность к продуцированию новых нестандартных, оригиналь-
ЦИТИРУЕМАЯ И УПОМЯНЫТАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская, Д.Б. (1971). «Метод исследования уровней интеллектуальной активности». Вопросы психологии. № 1.
2. Богоявленская, Д.Б. (1983). Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону.
3. Боно, Э. (2005). Серьёзное творческое мышление Пер.с англ. Д.Я.Онацкая. Минск.
4. Веккер, Л.М. (1998). Психика и реальность. Единая теория психических процессов. Москва.
5. Дружинин, В. (2001). Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПб., Питер.
6. Пономарев, Я. (1976). Психология творчества. М.
7. Психология мышления. (2008). под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.А.Спиридонова, М.В.Фаликман, В.В.Петухова. М.
ных образов, идей, гипотез (Дж.Гилфорд, П.Торранс, В.Н.Дружинин и др.). В то же время творческое мышление, являясь интегратором интеллекта, обобщенным и высшим свойством мышления, средством систематизации и взаимовключения психических функций друг в друга, следует рассматривать как высшую ступень развития мышления, как процесс, который обеспечивается способностью личности к творчеству в качестве креативности. Это подчеркивает адаптивную природу творческого мышления - оно является необходимым условием полноценного развития всей системы интеллектуальных функций человека.
8. Рубинштейн, С.Л. (1958). О мышлении и путях его исследования. М.
9. Тихомиров, О.К. (1975). Психологические исследования творческой деятельности. М.
10. Туник, Е.Е. (2002). Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.
11. Sternberg, R. (1985). General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. San Francisco: Freeman.
12. Torrance, E.P. (1965). Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. Boston: Houghton Mifflin.
13. Wollach, МА; Kogan N.A. (1965) "A new
look at the creativity — intelligence distinction". Journal of Personality. № 33.
АРОЯН НЕЛЛИ
ТЕВОСЯН МАРИЯ
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ
РЕЗЮМЕ
В статье с точки зрения современных теоретических подходов рассматриваются и анализируются такие понятия как «творчество», «мышление», «творческое мышление», «интеллект», «креативность». Подчеркивается необходимость систематизации этих понятий, поскольку значительная неопределенность в их употреблении, создает затруднения при их использовании и создании единой концепции творческого мышления. Обосновывается подход, согласно которому творческое мышление
необходимо рассматривать не в качестве одного из видов, а как высшую ступень развития мышления. С этой точки зрения творческое мышление становится интегратором интеллекта и необходимым условием развития всей системы интеллектуальных функций.
Ключевые понятия: мышление, творчество, интеллект, креативность, творческий процесс, творческие способности.
ՀԱՐՈՅԱՆ ՆԵԼԼԻ ԹԵՎՈՍՅԱՆ ՄԱՐԻԱ
ՍՏԵՂԾԱԳՈՐԾԱԿԱՆ ՄՏԱԾԵԼԱԿԵՐՊԸ ԺԱՄԱՆԱԿԱԿԻՑ ՀՈԳԵԲԱՆՈՒԹՅԱՆ ՀԱՍԿԱՑՈԻՅԹԱՅԻՆ ՀԱՄԱԿԱՐԳՈՒՄ
ԱՄՓՈՓՈՒՄ
Հոդվածում դիտարկված են ժամանակակից տեսական մոտեցումները մտածողության, ստեղծագործական մտածողության, ինտելեկտի, ստեղծարարության վերաբերյալ: Ընդգծված է նշված հասկացությունների համակարգման անհրաժեշտությունը, քանի որ դրանց կիրառման հարցում առկա անորոշությունը դժվարացնում է ստեղծագործական մտածողության միասնական հիմնա-
դրույթի ստեղծումը: Հիմնավորվել է այն մոտեցումն, ըստ որի, ստեղծագործական մտածողությունը պետք է դիտարկել' որպես մտածողության զարգացման բարձրագույն մակարդակ: Ընդգծվում է ստեղծագործական մտածողության ինտեգրատիվ բնույթը, այն հանդես է գալիս որպես ինտելեկտուալ ֆունկցիաների համակարգի զարգացման անհրաժեշտ պայման:
Հանգուցային հասկացություններ: մտածողություն, ստեղծագործություն, ինտելեկտ, կրեատիվություն, ստեղծագործական գործ-
ընթաց, ստեղծագործական ունակություն ներ:
HAROYAN NELLY TEVOSYAN MARIA
CREATIVE THINKING IN THE SISTEM OF CONCEPTS OF MODERN PSYCHOLOGY
SUMMARY
Modern theoretical approaches related to thinking, creative thinking, intellect, creativity are observed in the article. The necessity of coordinating the mentioned concepts is highlighted since the uncertainty existing in their application hinders the creation of the joint postulate of creative thinking. The approach according to which creative thinking should be observed as higher level
of creative thinking development, has been grounded. The integrative nature of creative thinking is emphasized, it is shown as a necessary condition for the development of the intellectual function system.
Key concepts: thinking, createvity, intelligence, creativity, creative process, creative ability.