Научная статья на тему 'Философия творческого поиска – космогенез, вселенское вечное совершенствование'

Философия творческого поиска – космогенез, вселенское вечное совершенствование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1002
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ГНОСЕОЛОГИЯ / ОНТОЛОГИЯ / ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОЛЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРЕАТИВНОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ ПОИСКА / ГИПОТЕЗА / ИНТУИТИВНОЕ И ДИСКУРСИВНОЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невлева И. М.

В статье рассматривается природа и сущность творчества в различных аспектах: аксиологическом, методологическом, гносеологическом, отнологическом. Показано, что интеграция базовых культур и философии формирует глобальные подходы к творческому поиску, видению инновационных задач. Актуальность изучения философии творчества возрастает в связи с потребностью оптимизации инновационных процессов в современной научной картине мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Невлева И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия творческого поиска – космогенез, вселенское вечное совершенствование»

УДК 130.2

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА -КОСМОГЕНЕЗ, ВСЕЛЕНСКОЕ ВЕЧНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Белгородский университет кооперации, экономики и права

ИМ. НЕВЛЕВА

В статье рассматривается природа и сущность творчества в различных аспектах: аксиологическом, методологическом, гносеологическом, отнологическом. Показано, что интеграция базовых культур и философии формирует глобальные подходы к творческому поиску, видению инновационных задач. Актуальность изучения философии творчества возрастает в связи с потребностью оптимизации инновационных процессов в современной научной картине мира.

Ключевые слова: аксиология, методология, гносеология, онтология, трансконтинентальные информационные поля, инновационный потенциал, креативность, философия поиска, гипотеза, интуитивное и дискурсивное.

Философия, раскрывая природу и сущность творчества, рассматривает его в различных аспектах: аксиологическом, методологическом, гносеологическом, онтологическом. Так, в своем аксиологическом статусе творчество выступает как одна из ведущих ценностей современной цивилизации, восходящей к библейским представлениям о сотворении Богом Мира и Человека. Эта креативная ценность современной культуры выражает поступательный вектор развития нашей цивилизации, символизирует идеалы социально-производственного и научно-технологического прогресса общества в целом и цели инновационного саморазвития индивидуальности отдельного человека. Онтологический статус творчества заключается в том, что оно трактуется как одна из наиболее фундаментальных и универсальных граней бытия высших форм и ступеней развития и проявления человеческой активности в виде деяний, оплодотворяемых продуктивной рефлексией и определяемых социальными условиями. В гносеологическом плане творчество выступает как один из наиболее сложных предметов познания, который строится в системе полимодальных категорий на многоаспектной концептуальной основе и отображает полифоническую и разнокачественную феноменологию творческого бытия: индивидуального, диалогического, группового, социального, культурного. В методологическом плане творчество предстает как предмет комплексного междисциплинарного изучения взаимодействующих наук о человеке - фундаментальных, раскрывающих закономерности и механизмы его бытия и развития (социология, психология, акмеология, физиология, генетика и др.), а также прикладных (педагогика, медицина, экономика, право, праксиология и т. д.), которые используют научные знания в качестве технологических средств реального освоения и преобразования социальной практики.

Мыслительная деятельность человека ищущего находится в разнополюсном информационном мире. В одном случае человек рассматривает и оценивает существующий опыт. Такой вариант, по мнению философа и психолога Эдварда де Боно, можно назвать «мышлением, обращенным вспять». Он же, человек ищущий, занимается не только анализом имеющейся предметной среды, но творит и элементы новые, включает свой интеллектуальный ресурс в процесс созидающей творческой деятельности. Это уже «мышление, смотрящее вперед». Вместе взятое, пребывание на двух «думающих» полюсах, собственно, и делает мыслительный аппарат творца, как характеризовал подобное состояние де Боно, «системой самоорганизующейся информации».

Навыки творческого поиска складываются на базе культуры и философии. Понятие «инновация» появилось именно в культурологии и было связано с включением европейских обычаев и способов организации жизни в азиатские и африканские общества. Очевидно, что мыслелогика древних греков или римлян сильно отличалась, к примеру, от

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

взглядов на житейский смысл древних китайских философов. Так же контрастируют между собой и нынешние социокультурные, цивилизационные концепции развития, хотя одновременно идет и нарастаниеющее по мере уплотнения трансконтинентальных информационных полей взаимопроникновение соседствующих культур и идеологий.

Интеграция базовых культур и философии создает свои зоны влияния, формирующие некие глобальные подходы к творческому поиску, видению инновационных задач. Однако параллельно - не без участия этого интегрирующего фактора - складывается и сугубо индивидуальная творческая ниша. В инновационной деятельности образуется своя методика поиска, которая зиждется на собственной философии творчества. Как справедливо отмечает профессор А.В. Шевырёв, что мастера в любом деле выделяет не только качество его изделий, есть более тонкое отличие - мастер особенно заботится о своих рабочих инструментах. Лишь имея надежный и проверенный инструмент, человек способен достичь желаемого.

Под «инструментами» в данном случае подразумевается, конечно же, вся совокупность условий и средств творческого процесса, включая интеллектуальные, умственные и психофизические ресурсы. В рамках эвристического подхода (эвристика, как известно, наука о творческом мышлении) любое решение проблем начинается с того, за счет каких общетеоретических приемов и правил находим искомый результат.

Люди, которым свойственно думать и действовать не по шаблону, получают несомненное преимущество в созидании нового. Но их нешаблонность - проявление и неординарной психологии, особой философской константы.

Философское познание изменяющейся, развивающейся действительности возможно лишь в форме творческого поиска, который считает полученные решения не окончательными, а открытыми для дискуссии, для критики, для переосмысления, уточнения и углубления.

Поэтому можно сказать, что философский поиск всегда не только опирается на предшествующие достижения философской мысли и одушевляется ими, но и сам вновь и вновь одухотворяет эти достижения, делает их актуальными для мировосприятия и раздумий современного человека.

Проблема творческого поиска стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творческого поиска».

Творческий поиск - такая деятельность, которая создает нечто новое: вещь, построение ума, чувство. В деятельности человека существует два вида поступков:

- воспроизводящие (репродуктивные), теснейшим образом связанные с памятью -более или менее точное повторение прежнего опыта;

- творческие - создание новых образов вещей или действий на основе прежнего

опыта.

Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Креативность - это своеобразное отношение к миру, и это отношение в некотором смысле может противостоять познавательному отношению. Если для познающего субъекта в традиционной гносеологии мир и даже искусственно созданное бытие рассматривается как данность, как если бы она не была никем создана, то творчество принимает действительность так, как если бы она всегда поддавалась порождению заново, при участии и глубокой сопричастности человека.

Весь мир для креативного отношения предстает, как в самом себе незавершенный, неполный, недостроенный, и именно с позиции этого отношения субъект берет для себя обязательство и решимость устремлено строить мир дальше и делать его все лучше. Отсюда вырастает и способность к коренным новообразованиям в мире, но не ради корысти или самооригинальности, а ради вселенского вечного совершенствования, космо-генеза. Все существо человека вступает в глубокую сопричастность и приобщенность к бытию. И поэтому креативное отношение - это бытийное отношение и только затем мыслительно-когнитивное.

Для повышение эффективности решения творческих задач и уровня изобретательства - необходимо овладение методами активизации творческого мышления, методами поиска новых идей и решений.

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров. Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Сегодня актуальной является задача поиска инновационных подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.

Творческая деятельность - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. В природе происходит процесс развития, но не творчества. По мнению психолога Фромма: «Творчество - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Развитие научного знания зачастую представляет собой смену парадигм, смену резко различающихся методов, образцов мышления. Переход от одной парадигмы к следующей не всегда поддается логическому описанию. Мышление, развивающееся лишь по логически заданным стандартам, шаблонно. Несравненно большей ценностью для развития творческой мысли обладают трудно прогнозируемые, нестандартные утверждения и гипотезы.

Многие психологи советуют для развития творческого мышления записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, это может привести, с одной стороны, к «ухудшению» потенциально плодотворных мыслей, а с другой - к постоянному чувству неудовлетворенности. Полезно разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схему, чтобы создать о ней более наглядное представление.

Психологи рекомендуют разговаривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все ее решения. Для развития креативности психологи предлагают специальные рекомендации. Вот, например, некоторые из них: сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи; старайтесь мыслить широко, при этом, не обращая внимания на запреты, накладываемые традициями, если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути, будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения, ищите объяснения странных и непонятных вещей, преодолевайте -функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей, откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы, чтобы выдать «на-гора» как можно больше идей, при оценке идей старайтесь быть объективными.

Изучение творческого мышления в психологии позволяет глубже познать процессы развития, дает возможность выявить объективные закономерности творческого мышления и создать систему развития творческих способностей в обучении. Проблема способностей - это прежде всего комплексная психологическая проблема, требующая к себе внимания всех отраслей этой науки (от физиологической до когнитивной). Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов.

Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и ряд других авторов выделили четыре фазы любого творческого поиска: фаза собирания материала, накопления знаний, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы; фаза созревания или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью; фаза озарения или инсайта, когда решение часто совершено неожиданно и целиком появляется в сознании; фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

Эмпирическое изучение творческого поиска в современной психологии проводится с использованием различных методов. Анализ процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач на смекалку, требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает.

Использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной.

В педагогической психологии на современном этапе выделяются две парадигмы обучения: авторитарная и личностно-ориентированная. Эти два противоположных направления в образовании находятся в разных системах морально-психологических координат. С одной стороны, неличностный, бездушный подход, с другой - вера в доброе начало в человеке, терпимость, такт. Цели педагогической деятельности в контексте авторитарной педагогики определяются господством дидактической задачи. Альтернативой авторитарной педагогике является педагогика гуманизма, во главу угла ставящая личность обучаемого.

Один из основателей гуманистической психологии К. Роджерс характеризует личностно-ориентированное обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Преподавание при этом должно носить характер не трансляции информации, а активизации и стимуляции учения. Формирование и обучение творческому мышлению не является целесообразным, так как творчеству нельзя научить, креативную личность можно только воспитать, создав условия для самовоспитания личности.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни казаться странным и необычным; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания; любовь к фантазированию и построению планов на будущее.

Таким образом, в настоящее время проблемы творческого поиска, творческого мышления и интуиции находятся в процессе активного изучения. Развитие инновационных подходов в науке и технике, внедрение в жизнь достижений научно-технического прогресса способствует доказательству самых смелых теорий и выдвижению новых гипотез в этой области. Успехи в изучении творческого мышления дают дополнительные возможности в процессе развития творческих способностей каждой человеческой личности и общества в целом.

Творческий поиск - это продукт человеческого созидания, это результат «самопроизвольной» созидающей творческой деятельности, начинающейся с созидания «идеальной модели» и заканчивающейся объективацией (воплощением) этой модели в реальную действительность.

Память и способность человека оперировать с богатством, хранящейся в ней информации - обязательное условие продуктивного творческого мышления. Новое качество « продукт творчества - возникает только тогда, когда две (или более) относительно автономные системы знания соединяются в одну новую систему. Именно их взаимодействие в рамках этой новой системы ведет к возникновению нового качества. Пограничные области знания считаются наиболее творчески потенциальными, а в практической жизни - таковыми являются, как правило, переходные периоды. Соединение различного (именно противоположного) есть один из самых важных источников творчества. При этом очень важно, что это вновь созданное качество не содержится в исходных для этих актов предпосылках.

Культурный потенциал общества детерменирует его инновационное развитие и включает три варианта инновационного процесса. Первый: инновационный потенциал новшества, оцениваемый по критериям:

а) интенсивности-экстенсивности, то есть степени соответствия роста конечных результатов росту затрат на новшество, оценка объекта; а также степени соответствия суммарной эффективности факторов, участвующих в инновационном процессе, затратам на поддержание этого процесса - оценка процесса;

б) комплексности, то есть по способности вносить изменения в другие подсистемы (например, технико-технологическую, управленческую, правовую, социально-психологическую);

в) радикальности, то есть возможности предоставления новых практических средств для удовлетворения новых или уже известных потребностей, новизне качественных изменений в способах человеческой деятельности.

Второй: инновационный потенциал социокультурной среды, в которой осуществляется нововведение, ее экономических, социальных, культурных характеристик. Это необходимое, но нередко недооцениваемое направление деятельности. За общими рассуждениями о «косности среды» нередко скрывается простое незнание ее инновационных характеристик и возможностей, равно как и неумение их использовать.

Третий: инновационный потенциал организаций, участвующих в нововведении. Речь идет о максимально полном использовании профессионально-квалификационной подготовки специалистов, рабочих и организаторов для решения задач, возникающих при осуществлении нововведений. Кроме того, к инновационному потенциалу организаций относятся принятая в них научно-техническая политика, социально-психологический климат, установки в отношении нового.

Следует раскрыть понятия «инновационный потенциал» и «восприимчивость к нововведениям». Категория «восприимчивости» входит в понятие «инновационный потенциал», являясь одной из трех составляющих этого понятия. Разработка понятия «восприимчивость к нововведениям» шла по двум основным направлениям: снижение сил отторжения и умножение сил внедрения.

Первое направление инновационной деятельности преимущественно связывается с необходимостью разрушения трудовых и поведенческих стереотипов, с проблемой преодоления психологического барьера к нововведениям, который может быть вызван следующими факторами:

а) недоверие к новой технике (как недоверие к тому, чтотехника может улучшить условия труда и обогатить содержание труда; нежелание переучиваться, приобретать новую квалификацию);

б) боязнь социальных последствий нововведения, как то: изменения статуса, потери престижа (например, вытеснение квалифицированного труда некоторыми технико-технологи-ческими новшествами).

Второе направление в разработке понятия «восприимчивость к нововведениям» - «умножение сил внедрения» - носит по преимуществу превентивный характер по отношению к процессу освоения и восприятия новшества, предполагает ряд мер, направленных на вовлечение персонала в инновационный процесс который включает:

1. Привлечение работников на этапе разработки новшества - метод, получивший название социального проектирования. В центре концепции - идея взаимоадаптации работника и новшества, в отличие от бытовавших ранее представлений о необходимости одностороннего приспособления работника к новшеству.

Вовлечение пользователей в разработку новшества в свою очередь предоставляет следующие возможности:

а) прогнозирования и своевременного устранения негативных социальных, психологических, психофизиологических и других последствий, порождаемых новшеством;

б) повышения заинтересованности пользователя во внедрении новшества;

в) снижения трудностей адаптации пользователя к новому содержанию и условиям труда.

2. Разработка новых форм организации труда (тип так называемых обеспечивающих нововведений), повышающих уровень идентификации работников с деятельностью за счет привлечения их к процессам принятия решений и решения проблем, связанных как непосредственно с рабочим местом сотрудника, так и с функционированием и развитием организации в целом.

Инновационный потенциал - это категория, выражающая способность существующей технологии и ее агентов создавать и реализовывать возможности развития, подразделяется:

- инновационный потенциал как способность к креативно-деструктивной и рецептивной деятельности;

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

- инновационный потенциал как способность организации к саморазвитию;

- характер зависимости инновационного потенциала от гибкости и адаптивности элементов организационного механизма;

- постадийный подход к проблеме повышения инновационного потенциала;

- зависимость инновационного потенциала от характеристик и типа новшества;

- зависимость инновационного потенциала от синергических эффектов;

- связь инновационного потенциала с социокультурными характеристиками среды;

- зависимость инновационного потенциала от степени идентификации работника с деятельностью; от статуса работника.

Возможны и другие подходы. Очевидно, однако, что дальнейшая разработка этого ключевого направления иннова-тики необходима не только для концептуальных моделей, но и для эмпирических измерений эффективности инновационных процессов. Учеба тоже есть наращивание инновационного потенциала человека.

Философию поиска, нововведений стоит рассматривать особенно внимательно с той именно стороны, где остро проявляет себя социальное качество и где человек пытается преодолеть нравственно-психологические, этические барьеры в противостоянии с социальной несправедливостью, правовой незащищенностью. Самое большее, что допустимо в созидании нового, «новоделании» (по Платону) - это признание реальной философской категорией самого противоречия между необходимостью знать, где целесообразно себя ограничить, а где можно и продолжить бесконечный полет творческого поиска.

Инновационная деятельность имеет те составные, которые одинаково касаются проблем - мышления, философии, культуры, психологии, и более осязаемых проблем -концепций, идей нововведений, непосредственной инновационной практики. Базовые знания не ограничиваются ничем, но им есть что ограничивать в сфере практики. Опыт использования знаний может быть ограничен той или иной сферой и временем применения, но ему ничто не мешает трансформироваться под любые социальные цели и экономические доминанты.

Философия и психология творческого поиска - это исторически эволюционная форма человеческой деятельности, - способствующая развитию личности, ее духовному росту. Основным критерием духовного развития человека является овладение процессом творческого поиска в определенной области знаний. Именно творческий потенциал личности способствует инновационным помыслам в ее сознании.

Между процессом творчества и реализацией способностей человека существует прямая связь. Деятельность личности в творческом процессе становится самодеятельностью, а реализация ее способностей в процессе деятельности приобретает характер самореализации. «Творчество - процесс создания нового, который требует выхода за существующие границы знания».

Таким образом философия и психология творческого поиска представляет деятельность как результат инновационных мотиваций и побуждает личность к созданию материальных и духовных ценностей, способствующих расширению пределов человеческих возможностей.

Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. На каждой возрастной ступени она имеет собственное выражение. Интересы ребенка и взрослого различны, поэтому и воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь, начиная с определенного уровня, пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд-Бине и шкалы Векслера. При выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. Творческое мышление пластично (т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два);

- подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;

- оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие

возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюсон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей студентов, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений [59].

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство грядущего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Психологи выделяют критерии развития творческих способностей, в частности Н.Е. Щуркова предложила в практике обучения и воспитания творческих способностей опираться на следующие критерии:

- чувство новизны;

- способность преобразовать структуру объекта;

- направленность на творчество;

- критичность.

И в качестве показателей предложила:

- умение и стремление к познанию;

- наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях;

- развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей;

- обладание способности к рефлексии, оценке и самооценке.

Одним из методов творческого поиска является мозговой штурм - метод основанный на психологическом эффекте. В небольшой группе людей (5-8 человек) можно создать условия, при которых количество идей высказанных коллективно, значительно превышает сумму идей, высказанных, при других условиях, каждым индивидуально. Эффект цепной реакции идей, приводящей к интеллектуальному взрыву (озарению).

В основу метода синектики положен мозговой штурм. Но участниками мозгового штурма являются специально подготовленные люди - синекторы - «профессиональные генераторы новых идей». Их подготовка происходит по специальным методикам - при этом главное внимание уделяется развитию умения искать аналогии. Суть метода контрольных вопросов состоит в использовании при поиске решений творческих задач специально подготовленных вопросов.

Проблема в философии и психологии является формой творческого поиска. Решение проблемы осуществляется в процессе мышления. Мышление - главный механизм в разрешении противоречия между проблемной ситуацией и результатом, следовательно мышление - это процесс решения задачи творцом. В процессе мышления, решение проблемной ситуации (или задачи), как правило, возникает внезапно и независимо от предшествующей деятельности или опыта.

Решение проблем (нестандартных задач) в любой сфере деятельности и есть процесс творчества. Творчество, создание существенно нового, создание новых полезных комбинаций, решение нестандартных задач, разрешение проблем - эти понятия синонимичны.

Форму творческого поиска представляет гипотеза. Зарождение гипотезы начинается с идеи. Идея - это основная мысль, лежащая в базисе теоретической системы, ее логического построения и плана функционирования.

Идея - это мысль, переходящая в действие. Идея включает формулировку цели и способ ее достижения. Идея возникает на основе существующего противоречия и направлена на его разрешение. Идея дает возможность организовать практическую деятельность, сделать ее целенаправленной и сформировать идеальный образ будущей ве-

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

щи, объекта, процесса. Основное направление идеи - активизация и организация знаний на достижение требуемого результата. Идея - это основа синтеза знаний. Этап порождения идеи - кульминация всего творческого процесса.

Творчество - процесс человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также приобретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла.

Проблемное обучение - это система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого поиска в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По степени проблемности различают три основных уровня проблемного обучения: проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находит ее решение; проблемное обучение, при котором преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно; творческое обучение, предполагающее активное участие студентов в формировании проблемы и поиске ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательских и научных работ.

Показателем эффективности проблемного обучения служит существенное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического использования в профессиональной деятельности. Отдаленным показателем эффективности проблемного обучения является формирование творческих способностей и познавательной мотивации, обеспечивающей возможности самообразования.

Источником творческого поиска служит принцип умозаключения по аналогии. Способность человеческого ума увидеть общее в глубоко разном связана с силой абстрактного мышления. Если два события оказываются похожи в каких-то отношениях друг на друга, то известная причинная связь одного переносится на другое.

Творческие компоненты имеются у человека и в составе чувственных представлений, и в системе понятийных образов, как в живом созерцании, так в эмпирическом и теоретическом. В сознании человека функционируют многие понятия идеального, нацеленные на будущее. Но имеются и чувственные представления, являющиеся продуктом абстрактного мышления, которые содержат образ будущего, выступают как представления-цели. На них замыкаются многие представления только отражательного типа, следовательно чувственное отражение в немалой степени определяется практикой, будущим, теми новыми творческими представлениями, в которых воплощается будущее.

Творчество изучается многими науками: философией, психологией, науковедением, кибернетикой, теорией информации, педагогикой. В ракурсе инновационных поисков встал вопрос о создании особой науки, которая исследовала бы творческую деятельность человека, - эвристики (считается, что термин «эвристика» происходит от «эврика» - «я нашел!», восклицания, приписываемого Архимеду при неожиданном открытии им основного закона гидростатики. «Эврика» - слово, выражающее радость при решении какой-либо проблемы, при появлении удачной мысли, идеи, при «озарении»).

Круг ее проблем широкий: здесь и вопрос о специфических чертах творческого поиска и о структуре, этапах творческого процесса, типах творческой деятельности, о соотношении научного и художественного творчества, о роли догадок и случая, о таланте и гениальности, стимулирующих и репрессирующих факторах творческого процесса, о роли моти-вационных и личностных факторов в творческом поиске, влиянии социальных условий на проявление творческих способностей и на творческий процесс, о роли научных методов в продуктивном мышлении, стиле мышления в науке и творчестве, диалоге и дискуссиях как средствах и формах научного творчества.

Философия изучает мировоззренческую сторону творческой деятельности человека, проблемы гносеологического и общеметодологического характера. В их компетенции такие проблемы, как творчество и сущность человека, отражение и творчество, отчуждение и творческие способности, гносеологическая специфичность творческого поиска, творчество и практика, соотношение интуитивного и дискурсивного, со-

циокультурная детерминация творческой деятельности, соотношение индивидуально-гносеологического и социологического уровней творчества.

В разработке проблем философы опираются на результаты других наук творческого поиска. В то же время специалисты-психологи в своих исследованиях ориентируются на результаты исследования мировоззренческого и гносеологического аспектов творческой деятельности. Здесь происходит взаимодействие, аналогичное взаимоотношению философии и психологии, в алгоритме творческого поиска.

Рассмотрение творческого поиска показывает его глубоко индивидуальную природу, большое знание в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей; в то же время творчество не является таинственным явлением. Приближается разгадка механизма интуиции и роли случайных факторов.

Процесс научного познания на уровне индивидов интуитивен и дискурсивен, в нем сливается необходимость со случайностью, случайность оказывается доминирующей для «запуска» механизма интуиции, вероятностный результат дополняется последующей дискурсивностью. На уровне общества и культуры в целом доминирующей оказывается необходимость, подчиняющая себе случайность. Деятельностная и социальная природа творческого поиска обеспечивает его рациональный в целом характер и закономерное развитие в соответствии с логикой объективного мира.

Нисколько не умаляя роли интуиции и случайности в творческом поиске, ученые ориентируются прежде всего на рациональные способы исследования, действующие относительно автономно от той же интуиции, способные давать крупные научные результаты и в то же время подводящие процесс познания к интуитивным скачкам.

Современное знание и соответствующий ему творческий поиск характеризуются своими объективными измерениями-определенным миропониманием и мироощущением, находящимися в некоем полисистемном гносеологическом (познавательном) пространстве. Философский смысл открытого для мыследеятельности пространства предстает в разных системах координат. Их особенности на базе зарубежных и отечественных источников А. В. Шевырёв группирует по четырем основаниям.

Во-первых, всякий интересующий нас предмет выступает в качестве самостоятельной системы - причем даже тогда, когда является несомненной составной частью, структурной единицей другого исследуемого или реконструируемого объекта.

Во-вторых, тот же предмет - часть своей видородовой макросистемы и подчиняется ее природным (общественным) законам. Допустим, в социальной сфере таковыми могут быть лечебно-профилактическое учреждение и система здравоохранения региона, страны.

В-третьих, тот же предмет подчинен требованиям микромира - тут уже свои условия существования, влияние своих закономерностей и фоновых зависимостей. К примеру, лечебная специализация и средства, которые она предполагает, открывают почти бесконечное многообразие пластов проникновения в процесс реабилитации больного -на микробиологическом, медико-санитарном или сугубо социальном уровнях. И каждый уровень - опять же своя микросистема.

В-четвертых, предмет всегда рассматривается вкупе со средой, в системе внешних взаимодействий. И это, как доказала современная философия, абсолютно необходимо, поскольку инновационные последствия в социальной среде особенно актуальны.

Поиск полноты представлений о предмете тем продуктивнее, чем глубже, прочнее проникает философия творческого поиска в сознание и душу человека. Психологическая готов ность к переменам не может быть сколько-нибудь высокой, пока не осмыслены как потребность, так и возможность изменений.

Именно в личности, полагает Гегель, дух выступает как целостность, ибо признает, что его предмет и его цель разумны. Деятельность духа предполагает творчество. Преодолевая свою ограниченность, он должен реализовать себя в двух формах - теоретической и практической. Теоретический дух отрицает односторонность сознания, находящегося в зависимости от внешних объектов. Практический дух отрицает односторонность самосознания, замыкающегося в субъекте. По Гегелю, теоретический дух (или ум) и практический дух (или воля) посредством друг друга определяют свою суть и могут восприниматься в единстве («мыслящая воля»).

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

Гегель не принимал утверждения, будто ум в состоянии действовать не желая того, а воля - обходится без ума. Он четко видел соотношение чувств и мышления, ощущал важность ориентации на объективную действительность: «Если кто-либо по поводу чего-либо ссылается не на природу или понятие предмета... но на свое чувство, то ничего другого не остается, как предоставить его самому себе, ибо вследствие этого он отказывается от общения на основе разумности и замыкается в свою субъективность...».

Разумность предполагает знание, его накопление и использование. И это использование - в определенных условиях и формах - воплощается в нововведениях, является по природе своей инновационным процессом.

В инновационном процессе, есть закономерность. Суть ее в том, что сущностные изменения материи реализуются в трех направлениях и проходят три стадии - нестационарность, эволюционность, творчество. Нестационарность действует на базе физических сил, эволюционность - витальных (жизненных) сил, а творчество - психических сил.

Эвристическая деятельность будучи отражением новаторского мышления создает в первую очередь новую систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека объектов, а не выступает чьей-то ориентированной на определенный результат целью. Это было бы невозможно уже хотя бы потому, что ни новая система действий, ни тем более вытекающие из открытых закономерностей задачи не являются универсальными, они требуют приспособления к реальному объекту будущих изменений.

Понимание смысла формируется не сразу, порой долгими десятилетиями. Но когда оно созрело до конца, легче воспринимаются границы разумности, пределы знания, от которых, собственно, предстояло или предстоит вести отсчет нового качества, новых целей.

Творческий поиск, ориентирует на рациональное достижение цели. Творчество не может допускать вариантов с «любыми средствами». В книге «Теория творчества» П.К. Энгельмеиер приводит слова Э. Маха о приоритетности той именно изобретательской мысли, которая отвечает требованиям целесообразности. И выстраивает - руководствуясь философией нацеленного действия - свой «трехакт»: желание как цель творческого поиска, знание как база и план достижения цели, умение как средство выполнения плана, то есть достижение цели.

Философский взгляд на творчество и его преобразующую роль естественным образом трансформировался. «Творчество - это универсально-преобразующая, целостная, культурно-историческая самодеятельность, в процессе которой осуществляется самопроизводство социальных сил людей». Муки творчества остаются обязательной категорией подсознания. Преодолеть свои внутренние барьеры при столкновении с новым сложно, причем эта психологическая особенность с возрастом усугубляется - дети, в отличие от взрослых, несопоставимо свободнее, раскрепощеннее переносят «тяготы первооткрывателя».

В детстве каждый из нас прошел школу, а кто-то и университеты исследования и творчества, достаточные для формирования базового инновационного потенциала, но конечный творческо-поисковыи уровень, как справедливо замечает доктор Моррис, разительно меняется у взрослых, очень малое их число отваживается на новые эксперименты. Изыскания влекут за собой неопределенность, а та пугает.

Лишь в двух ситуациях можем мы побороть свои страхи: первая - беда, вторая -полное благополучие, обеспеченность. К примеру, в тяготах войны человеческое сообщество вынуждено проявлять изобретательность, чтобы выжить, а в условиях процветания - чтобы реализовать «свободный» интеллектуальный потенциал. В процветающей стране, впрочем, слишком немногие занимаются активным творчеством, предпочитая телевизор, спорт или примитивные игры.

В ином контексте, философско-культурном и этическом, оценивает творческий поиск Н.А. Бердяев. На вершинах культуры, замечает он, человека мучит противоположность между тем, чтобы создавать что-то, и тем, чтобы быть чем-то.

В культуре, по убеждению Н.А. Бердяева, есть вечная, мучительная неудовлетворенность. Кризис культуры в XXI веке есть отражение воли человека к переходу от символически-условных достижений к достижениям реально-абсолютным. Человек желает не символов истины, а саму истину, не символов красоты, а саму красоту. Неудовлетворенность возникает потому, что культура закрепляет плохую бесконечность и никогда не достигает вечности.

Культура есть лишь творчество плохой бесконечности, бесконечной срединности. Творчество новой эпохи преодолеет культуру изнутри, не извне. Творческая мировая эпоха может быть лишь сверхкультурной, а не докультурной и не вне-культурной. Культура всегда права против нигилизма и анархии, против дикости и варварства.

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. - М., Искусство. 1194.

2. Локк Д. Избранные философские произведения в 2 т.

3. Микешина Л.А. Философия познания. Полелогические главы. - М., 2002.

4. Невлева И.М. Философия духовного творчества. Белгород. 2012.

5. Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. 2003. №6.

Список литературы

PHILOSOPHY OF THE CREATIVE SEARCH: COSMOGENESIS, COSMIC ETERNAL DEVELOPMENT

Belgorod university of cooperation, economics and law

I.M. NEVLEVA

The article discusses the nature of creation in different aspects: axiological, methodological, epistemological, ontological. The paper shows that integration of basic cultures and philosophy constructs global approaches to the creative search and innovative goals. Topicality of philosophy of creation bases on the need for optimization of innovative processes in the scientific worldview.

Key words: axiology, methodology, epistemology, ontology, transcontinental informational fields, innovative potential, creativeness, philosophy of search, hypothesis, intuitive and discursive.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.