Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА'

ОБУЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПЛАН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халиуллина Регина Федоиловна

В статье рассматривается такое педагогическое условие формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена, как обучение бизнес-планированию. Во введении говорится о том, что формирование и развитие предпринимательских навыков способствуют изменению ценностных ориентаций, созданию устойчивых практических навыков постановки цели и задач предпринимательской деятельности, моделирования и самостоятельного принятия эффективных управленческих решений, способности планировать операционную (производственную) деятельность организаций и оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности. Также повествуется об истории появления бизнес-образования, его задачах и требованиях работодателей к кандидатурам своих сотрудников. В статье произведен анализ понятий «бизнес-план», «предпринимательство», «бизнес-планирование». Описаны задачи бизнес-планирования, а также положительный эффект от процесса обучения бизнес-планированию обучающихся. Рассмотрено выполнение данного условия в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» (ЮУрГТК). Более подробно описаны формы и способы обучения бизнес-планированию, опыт участия в различных конкурсах данной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халиуллина Регина Федоиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN BUSINESS PLANNING AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR THE FORMATION OF AN ENTREPRENEURIAL CULTURE OF FUTURE MID-LEVEL SPECIALISTS

The article discusses the pedagogical condition for the formation of an entrepreneurial culture of future mid-level specialists - training in business planning. The introduction states that the formation and development of entrepreneurial skills contribute to a change in value orientations, the creation of sustainable practical skills for setting the goals and objectives of entrepreneurial activity, modeling and independent adoption of effective management decisions, the ability to plan the operational (production) activities of organizations and assess economic and social conditions implementation of entrepreneurial activity. It also tells about the history of the emergence of business education, its tasks and the requirements of employers for the candidates of their employees. The article analyzes the concepts of “business plan”, “entrepreneurship”, “business planning”. The tasks of business planning are described, as well as the positive effect of the process of teaching business planning to students. The fulfillment of this condition in GBPOU “South Ural State Technical College” (hereinafter - SUSTC) is considered. The forms and methods of teaching business planning, the experience of participating in various competitions in this area are described in more detail.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 122-126. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(2(38):122-126. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377.1

ОБУЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Регина Федоиловна Халиуллина, rfhaliullina@bk.ru

Южно-Уральский государственный технический колледж; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается такое педагогическое условие формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена, как обучение бизнес-планированию. Во введении говорится о том, что формирование и развитие предпринимательских навыков способствуют изменению ценностных ориентаций, созданию устойчивых практических навыков постановки цели и задач предпринимательской деятельности, моделирования и самостоятельного принятия эффективных управленческих решений, способности планировать операционную (производственную) деятельность организаций и оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности. Также повествуется об истории появления бизнес-образования, его задачах и требованиях работодателей к кандидатурам своих сотрудников.

В статье произведен анализ понятий «бизнес-план», «предпринимательство», «бизнес-планирование». Описаны задачи бизнес-планирования, а также положительный эффект от процесса обучения бизнес-планированию обучающихся. Рассмотрено выполнение данного условия в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» (ЮУрГТК). Более подробно описаны формы и способы обучения бизнес-планированию, опыт участия в различных конкурсах данной направленности.

Ключевые слова: бизнес-образование, бизнес-план, предпринимательство, бизнес-планирование, обучение бизнес-планированию

Для цитирования: Халиуллина Р Ф. Обучение бизнес-планированию как педагогическое условие формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 122-126.

Original article

TRAINING IN BUSINESS PLANNING AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR THE FORMATION OF AN ENTREPRENEURIAL CULTURE OF FUTURE MID-LEVEL SPECIALISTS

Regina F. Khaliullina, rfhaliullina@bk.ru

South Ural State Technical College; South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The article discusses the pedagogical condition for the formation of an entrepreneurial culture of future mid-level specialists — training in business planning. The introduction states that the formation and development of entrepreneurial skills contribute to a change in value orientations, the creation of sustainable practical skills for setting the goals and objectives of entrepreneurial activity, modeling and independent adoption of effective management decisions, the ability to plan the operational (production) activities of organizations and assess economic and social conditions implementation of entrepreneurial activity. It also tells about the history of the emergence of business education, its tasks and the requirements of employers for the candidates of their employees. The article analyzes the concepts

© Халиуллина Р. Ф., 2023

of "business plan", "entrepreneurship", "business planning". The tasks of business planning are described, as well as the positive effect of the process of teaching business planning to students. The fulfillment of this condition in GBPOU "South Ural State Technical College" (hereinafter — SUSTC) is considered. The forms and methods of teaching business planning, the experience of participating in various competitions in this area are described in more detail.

Keywords: business education, business plan, entrepreneurship, business planning, business planning training

For citation: Khaliullina RF. Training in business planning as a pedagogical condition for the formation of an entrepreneurial culture of future mid-level specialists. Innovative development of vocational education. 2023;(2(38):122-126. (In Russ.).

Введение

Формирование и развитие предпринимательских навыков в современном мире необходимо не только для того, чтобы стать успешным предпринимателем, но и для полноценной жизни в обществе. Именно они способствуют изменению ценностных ориентаций, развитию устойчивых навыков формирования цели и задач открытия собственного дела, моделирования и самостоятельного принятия эффективных управленческих решений ведения бизнеса.

Чтобы применить перечисленные изменения к обучающимся среднего профессионального образования, необходимо внедрить новые подходы к содержанию и организации воспитательных, учебных, научно-исследовательских и иных процессов образования.

Наибольшую популярность бизнес-образование получило в середине XX века. В настоящее время оно развивается под воздействием процессов глобализации. За последние 20 лет заметно возросло количество частных школ по обучению бизнес-планированию и получению бизнес-образования. В их программу обучения входят экономические дисциплины и дисциплины, направленные на развитие личных навыков. Изменились на рынке труда и требования работодателей. В 2020 г. Национальной ассоциацией колледжей и работодателей с помощью проведенных исследований были определены восемь важнейших компетенций, в числе которых:

1) карьера и саморазвитие;

2) коммуникация;

3) критическое мышление;

4) справедливость и участие;

5) лидерство;

6) профессионализм;

7) командная работа;

8) технологии [1].

Н. В. Уварина, Н. Ю. Корнеева и Ю. В. Ми-крюков в статье «Soft skills: актуальность, история, перспективы развития» дополнительно

выделяют еще одну важную компетенцию — навык цифровой грамотности [2]. Без данного навыка сегодня невозможна работа руководителей и предпринимателей.

Главной задачей предпринимательской подготовки будущих специалистов среднего звена является формирование у них готовности к предпринимательской деятельности как основной трудовой деятельности в сфере предпринимательских отношений для успешной социализации в условиях рыночных отношений. А готовность к предпринимательской деятельности будущих специалистов среднего звена мы определяем по сформированной у них предпринимательской культуре.

Материалы и методы исследования

В своей статье мы используем метод анализа, так как рассматриваем отдельно взятое условие (обучение бизнес-планированию для достижения общей цели — формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена), анализируем источники литературы, а также результаты и выводы педагогических исследований феномена культуры. Кроме того, мы используем метод наблюдения, описывая процесс обучения бизнес-планированию в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж».

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие предпринимательской культуры происходит от объединения понятий «предпринимательство» и «культура».

По мнению немецкого ученого Рольфа Рют-тингера, культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют понять, что является важным для предприятия, а убеждения — как должно функционировать предприятие [3].

Предпринимательская культура складывается из следующих компонентов:

- материального (уровень развития на предприятии материально-технической базы, наличие информационной техники);

- духовного (комплекс профессиональных знаний предпринимателя, производственного опыта и привычек, экономическое мышление);

- личностного (вероятность обогащения, уровень экономической свободы);

- институционального (социальные ценности и нормы, в том числе вера и убеждение).

Понятие «бизнес-планирование» мы решили проанализировать исходя из терминов «планирование», «бизнес-план».

Планирование — одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством [4]. Планирование является одной из функций управления объектом. И процесс планирования включает в себя не только саму разработку плана, но еще и организацию и контроль за его выполнением. К принципам планирования относятся:

1) комплексность, т. е. необходимость охвата всех сторон жизнедеятельности хозяйства;

2) сбалансированность, т. е. обеспечение точного соответствия всех разделов плана, потребностей и ресурсов;

3) научность — это значит, что необходимо учитывать объективные экономические законы, новейшие достижения науки и техники, применять новейшие рациональные методы анализа ситуаций и выбора решений;

4) непрерывность, т. е. процесс планирования должен продолжаться на протяжении всей хозяйственной деятельности предприятия [5].

С переходом мировой экономики к рыночным отношениям новым подходом к планированию деятельности бизнеса, новой прогрессивной формой плана для предпринимателей стал бизнес-план.

Бизнес-план — документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Данный документ разрабатывается на несколько лет с делением по годам [6].

Основными задачами бизнес-планирования выступают:

1) четкое формулирование краткосрочной и долгосрочной целей предприятия, а также определение сроков их реализации;

2) определение конкретных направлений деятельности фирмы;

3) определение целевых рынков;

4) выбор ассортимента товаров и услуг, которые будут предложены потребителям;

5) оценка общих издержек;

6) определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию и привлечению новых клиентов;

7) оценка финансового положения организации, а также наличие ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

8) предвидение трудностей, подводных камней, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана [7].

Обучение бизнес-планированию — одна из важных задач в системе среднего профессионального и высшего образования. Однако в зависимости от профиля учебного заведения этот процесс происходит по-разному. В образовательных организациях, где профиль подготовки экономический, конечно, есть отдельные дополнительные углубленные курсы, элективы именно этой направленности. В образовательных организациях технического или гуманитарного профиля такие курсы и элективы вообще отсутствуют, а если и есть, то с небольшим количеством часов. Отличается и количество компетентных преподавателей именно в области финансов, предпринимательства и экономики. Кроме того, в высших учебных заведениях почти 20 % преподавательского состава имеют ученую степень, что тоже говорит о разном уровне подготовки и сформированности предпринимательской культуры в организациях среднего профессионального и высшего образования.

Работая в образовательной организации среднего профессионального образования технического профиля, в данной научной статье мы представляем опыт формирования предпринимательской культуры с помощью обучения бизнес-планированию.

Данное условие выполняется преподавателями всех специальностей на втором, третьем курсах обучения в рамках освоения обучающимися профессионального модуля «Основы предпринимательства». Этот модуль охватывает и прохождение учебной практики с написанием основных разделов бизнес-плана. Так, например, на специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» данный модуль изучается на третьем курсе во втором семестре в количестве 108 часов образовательной нагрузки.

Разработанный учебно-методический комплекс по дисциплинам «Экономика организации», «Основы экономической теории», «Основы финансовой грамотности» включает себя такие темы, как «Общая классификация и жизненный цикл бизнес-проектов», «Структура

бизнес-проекта», «Оценка эффективности бизнес-проекта», позволяя сформировать базовые знания по бизнес-планированию. А так как предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния, то именно данная область и поможет студентам обрести навыки гибкого мышления.

На основе опроса, проведенного среди студентов профессиональных образовательных организаций, мы можем констатировать, что 85,3 % из них (81 из 95 опрошенных) хотели бы открыть собственное дело, однако данное желание не реализуется по следующим причинам:

- отсутствие первоначального капитала — 75,8 %;

- недостаточное знание законодательной базы предпринимательства — 56,8 %;

- отсутствие предпринимательской идеи — 33,7 %.

Таким образом, более половины опрошенных студентов осознают недостаточность образовательной и предпринимательской подготовки и тот факт, что у них не сформированы предпринимательские качества, такие как готовность к риску и принятию ответственности. У большинства действующих бизнесменов эти качества формировались уже в процессе их предпринимательской деятельности. Зачастую они учились на своих же ошибках, что приводило к большим материальным и моральным убыткам.

Мы же говорим о том, чтобы изначально формировать у студентов предпринимательскую культуру еще в процессе обучения таким образом, чтобы ведение бизнеса было процессом понятным и знакомым.

Традиционным мероприятием по повышению предпринимательской культуры является областной конкурс на лучший предпринимательский молодежный проект «Свое дело». Цель конкурса — развитие предпринимательских компетенций студентов профессиональных образовательных организаций, приобретение ими навыков бизнес-моделирования и бизнес-планирования, а также проверка бизнес-идей на реалистичность.

Конкурс проходит в формате защиты бизнес-проектов студентов по трем номинациям:

1) «Лучший бизнес-проект»;

2) «Лучший предпринимательский проект в социальной сфере»;

3) «Лучший реализованный предпринимательский проект».

Формой отчета по всем трем номинациям является бизнес-план, охватывающий все моменты организации и развития бизнеса. В составе жюри предприниматели и самозанятые, что вызывает у студентов желание не только презентовать свою идею или проект, но и получить компетентное мнение или рекомендации по его развитию. Оцениваются работы участников по следующим критериям:

- возможность практической реализации проекта;

- степень проработанности;

- инновационность;

- уровень востребованности;

- социально-экономическая значимость;

- соответствие презентации содержанию проекта, оригинальность, убедительность.

Прежде чем принять участие в областном конкурсе, ЮУрГТК проводит внутриколледж-ный конкурс бизнес-проектов «Свое дело». Победители по каждой из номинаций презентуют свои работы на областном уровне.

Обучение бизнес-планированию происходит и благодаря подготовке и участию в региональном чемпионате «Профессионалы» по компетенции «предпринимательство». Требование для допуска к участию — разработка бизнес-плана. В рамках реализации профессионального модуля «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу» и подготовки к чемпионату «Профессионалы» Южно-Уральский государственный технический колледж сотрудничает с фондом развития предпринимательства Челябинской области «Мой бизнес». Данный центр проводит бесплатные вебинары, где сотрудники рассказывают о мерах государственной поддержки начинающим предпринимателям.

Реализация федерального проекта «Страна мастеров» тоже позволила студентам ЮУрГТК пополнить знания в области бизнес-планирования. Благодаря участию студенты познакомились с приложением «Мой налог», прошли бесплатные вебинары от партнеров, зарегистрировали себя в статусе «самозанятый» и осознали значимость своего дела. Всего в программе участвовали 136 обучающихся ЮУрГТК.

Заключение

Обучение студентов бизнес-планированию позволит им:

- получить знания об основах экономики и предпринимательства, менеджмента и маркетинга, ведения бухгалтерии и финансового планирования, управления персоналом

и работы в команде, управления деньгами и стратегии успеха, этикета;

- получить представление о том, как открыть свой бизнес и как собственные решения предпринимателя отражаются на всех внутренних и внешних отношениях фирмы;

- получить навыки грамотного составления бизнес-плана, управления командой, а также поиска клиентов;

- сформировать нестандартное и критическое мышление, предприимчивость, инициативность и идейность.

Список источников

1. Defines Career Readiness, Identefies Key Competencies. National Association of Colleges and Employers. URL: https://www.naceweb.org/career-readiness/competencies/career-readiness-defined/

2. Уварина Н. В., Корнеева Н. Ю., Микрюков Ю. В. Soft skills: актуальность, история, перспективы развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 40-46. DOI 10.54509/22203036_2021_4_40. EDN PGCOHK.

3. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М. : ЭКОМ, 1992. 240 с.

4. Бизнес-планирование : учеб. пособие / С. С. Лихтерман, Н. И. Федунец, Н. Попович, Б. В. Локшина. М. : Изд-во Мос. гос. горн. ун-та, 2004. 208 с.

5. Елисеева Т. П., Молев М. Д., Трегулова Н. Г. Экономика и анализ деятельности предприятий. Ростов-н/Д. : Феникс, 2011. 480 с.

6. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии : учеб. для бакалавров. 2-е изд. М. : ИТК «Дашков и К», 2016. 432 c.

7. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии : учебник для бакалавров. М. : ИТК «Дашков и К», 2013. 432 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Defines Career Readiness, Identefies Key Competencies. National Association of Colleges and Employers. URL: https://www.naceweb.org/career-readiness/competencies/career-readiness-defined/

2. Uvarina NV, Korneeva NYu, Mikryukov YuV. Soft skills: relevance, history, development prospects. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Vocational education In Russia and abroad. 2021;(4(44):40-46. DOI 10.54509/22203036_2021_4_40. EDN PGCOHK. (In Russ.).

3. Ryuttinger R. Kul'tura predprinimatel'stva = The culture of entrepreneurship. Moscow: ECOM; 1992. 240 p. (In Russ.).

4. Likhterman SS, Fedunets NI, Popovich N, Lokshina BV. Biznes-planirovanie = Business planning. Moscow: Publishing House of Mos. state bugle un-ta; 2004. 208 p. (In Russ.).

5. Eliseeva TP, Molev MD, Tregulova NG. Ekonomika i analiz deyatel'nosti predpriyatiy = Economics and analysis of the activities of enterprises. Rostov-n/D. : Phoenix; 2011. 480 p. (In Russ.).

6. Dubrovin IA. Biznes-planirovanie na predpriyatii = Business planning at the enterprise: textbook. for bachelors. 2nd ed. Moscow: ITK "Dashkov i K"; 2016. 432 p. (In Russ.).

7. Dubrovin IA. Biznes-planirovanie na predpriyatii = Business planning at the enterprise: textbook for bachelors. Moscow: ITK "Dashkov i K"; 2013. 432 p. (In Russ.).

Информация об авторе

Р. Ф. Халиуллина — советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (Южно-Уральский государственный технический колледж); аспирант (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет).

Information about the author

R. F. Khaliullina — Advisor to the Director for Education and Interaction with Children's Public Associations (South Ural State Technical College); postgraduate student (South Ural State Humanitarian Pedagogical University).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 27.03.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 12.04.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.