Научная статья на тему 'БИЗНЕС-ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ'

БИЗНЕС-ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий бизнес-проект / бизнес-ориентирующая подготовка студентов / финансовая грамотность / предпринимательские компетенции / student business project / business-oriented training of students / fi nancial literacy / entrepreneurial competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Александровна Суйкова, Инна Васильевна Веретенникова

Освещается деятельность профессиональной образовательной организации сельскохозяйственного профиля по развитию мотивации студентов к исследованию своих возможностей в предпринимательской деятельности, формированию предпринимательских компетенций и освоению способов реализации своих бизнес-проектов. Важность воспитания современной личности, ориентирующейся в основных проблемах и перспективах развития малого бизнеса в стране, обусловлена целью региональной инновационной площадки, которая предусматривает создание комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих бизнес-ориентирующую подготовку студентов, будущих предпринимателей, понимающих жизненные и производственные проблемы современного села. В статье представлены результаты прорывной стратегии техникума в реализации планов региональной инновационной площадки, что означает: активный фронтальный старт проекта с начала учебного года с привлечением всех заинтересованных сторон, работу с заказчиками, построение индивидуальных образовательных маршрутов по реализации студенческих стартапов, поддержку студенческих инициатив в сфере финансовой грамотности. Система деятельности организации по развитию предпринимательских компетенций охватывает студентов всех курсов как в рамках учебной деятельности, так и во внеурочное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Александровна Суйкова, Инна Васильевна Веретенникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION OF AN AGRICULTURAL PROFILE

The activities of a professional educational organization of an agricultural profi le in developing the motivation of students to explore their opportunities in entrepreneurial activity, the formation of entrepreneurial competencies and the development of ways to implement their business projects are covered. The importance of educating a modern personality, oriented in the main problems and prospects for the development of small business in the country, is due to the goal of a regional innovation platform, which provides for the creation of a set of organizational and pedagogical conditions that provide business-oriented training for students, future entrepreneurs who understand the life and production problems of the modern village. The article presents the results of a breakthrough strategy of the technical school in the implementation of plans for a regional innovation platform, which means: an active frontal start of the project from the beginning of the academic year with the involvement of all interested parties, work with customers, building individual educational routes for the implementation of student startups, support for student initiatives in the fi eld of fi nancial literacy. The system of activities of the organization for the development of entrepreneurial competencies covers students of all courses both within the framework of educational activities and outside of school hours.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 102-107. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(3(39):102-107. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377.1

БИЗНЕС-ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ

Ольга Александровна Суйкова1, oasuykova@mail.ru, ORCID 0000-0001-5053-7323 Инна Васильевна Веретенникова2, inna.veretennikova.2013@mail.ru

1 Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия

2 Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус, Верхнеуральск, Челябинская область, Россия

Аннотация. Освещается деятельность профессиональной образовательной организации сельскохозяйственного профиля по развитию мотивации студентов к исследованию своих возможностей в предпринимательской деятельности, формированию предпринимательских компетенций и освоению способов реализации своих бизнес-проектов. Важность воспитания современной личности, ориентирующейся в основных проблемах и перспективах развития малого бизнеса в стране, обусловлена целью региональной инновационной площадки, которая предусматривает создание комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих бизнес-ориентирующую подготовку студентов, будущих предпринимателей, понимающих жизненные и производственные проблемы современного села. В статье представлены результаты прорывной стратегии техникума в реализации планов региональной инновационной площадки, что означает: активный фронтальный старт проекта с начала учебного года с привлечением всех заинтересованных сторон, работу с заказчиками, построение индивидуальных образовательных маршрутов по реализации студенческих стартапов, поддержку студенческих инициатив в сфере финансовой грамотности. Система деятельности организации по развитию предпринимательских компетенций охватывает студентов всех курсов как в рамках учебной деятельности, так и во внеурочное время.

Ключевые слова: студенческий бизнес-проект, бизнес-ориентирующая подготовка студентов, финансовая грамотность, предпринимательские компетенции

Для цитирования: Суйкова О. А., Веретенникова И. В. Бизнес-ориентирующая подготовка студентов профессиональной образовательной организации сельскохозяйственного профиля // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 102-107.

Original article

BUSINESS-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION OF AN AGRICULTURAL PROFILE

Olga A. Suykova1, oasuykova@mail.ru, ORCID 0000-0001-5053-7323 Inna V. Veretennikova2, inna.veretennikova.2013@mail.ru

1 Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia

2 Verkhneuralsk Agrotechnological College — Cossack Cadet Corps, Verkhneuralsk, Chelyabinsk Region, Russia

Abstract. The activities of a professional educational organization of an agricultural profile in developing the motivation of students to explore their opportunities in entrepreneurial activity, the formation of entrepreneurial competencies and the development of ways to implement their business projects are covered. The importance of educating a modern personality, oriented in the main problems and

© Суйкова О. А., Веретенникова И. В., 2023

prospects for the development of small business in the country, is due to the goal of a regional innovation platform, which provides for the creation of a set of organizational and pedagogical conditions that provide business-oriented training for students, future entrepreneurs who understand the life and production problems of the modern village. The article presents the results of a breakthrough strategy of the technical school in the implementation of plans for a regional innovation platform, which means: an active frontal start of the project from the beginning of the academic year with the involvement of all interested parties, work with customers, building individual educational routes for the implementation of student startups, support for student initiatives in the field of financial literacy. The system of activities of the organization for the development of entrepreneurial competencies covers students of all courses both within the framework of educational activities and outside of school hours.

Keywords: student business project, business-oriented training of students, financial literacy, entrepreneurial competencies

For citation: Suykova OA, Veretennikova IV. Business-oriented training of students of a professional educational organization of an agricultural profile. Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):102-107. (In Russ.).

Введение

Малый бизнес в Российской Федерации сегодня действует в условиях крайней неустойчивости среды, что требует от современного предпринимателя активности в поиске возможностей, стремления к изменениям и совершенствованию своей работы, отсутствия страха перед риском, связанным с организацией нового предприятия и разработкой новых идей, продукции, видов услуг Малый бизнес играет довольно значимую роль в национальной экономике современных государств, его развитие влияет на экономический рост, наполнение рынка товарами необходимого качества, решает многие экономические и социальные проблемы. Поэтому чрезвычайно важно обучить, и воспитать грамотную личность, ориентирующуюся в основных проблемах и перспективах развития малого бизнеса в Российской Федерации. Несмотря на серьезность проблем, связанных с предпринимательской деятельностью, российский малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Сейчас в нашей стране на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Это служит немалым подспорьем для людей, начинающих свое дело, что называется, с нуля.

Государственная поддержка развития отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, обеспечение эффективности их производства с целью насыщения рынка российскими продовольственными товарами будут способствовать включению в дело неиспользуемых в настоящее время сельскохозяйственных ресурсов, которых на селе большое количество вследствие небрежного отношения к сельскохозяйственному производству в «суровые» де-

вяностые годы прошлого столетия. Открытие новых хозяйствующих единиц усилит конкуренцию между различными сельскохозяйственными предприятиями, что в свою очередь обеспечит лучшее качество производимой продукции, а также приведет к появлению новых рабочих мест на селе, и это актуализирует укрепление хозяйствующего сектора экономики.

Материалы и методы исследования

На сегодняшний день проблема воспитания конкурентоспособного предпринимателя на селе стоит остро, поскольку сельскохозяйственное производство — специфическое и очень непростое дело. В связи с этим нужно выработать в молодых людях стремление преодолевать трудности на пути к осуществлению цели, сформировать в них мотивы предпринимательской деятельности и соответствующие компетенции и сделать их действительно конкурентоспособными в условиях современного рынка. Именно такая задача и стоит перед профессиональным образованием, осуществляющим подготовку специалистов для различных видов производства. Этим определяется социально-педагогический уровень актуальности вопроса исследования возможностей профессиональной подготовки предпринимателей в системе СПО. Развитие молодежного предпринимательства в системе профессионального образования становится обязательным условием как для реализации ФГОС СПО, так и для подготовки новых кадров экономики и рынка труда [1-3]. При этом в бизнес-ориентирующей подготовке будущего эффективного предпринимателя упор делается на необходимость определения востребованных профессиональных компетенций, внедрение эффективных адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, поиск новых образовательных технологий, обеспечивающих повышение

мотивации к предпринимательской деятельности и формирование соответствующих компетенций через построение индивидуального маршрута обучения.

Однако активному входу в этот процесс препятствует недостаточная освещенность теоретической стороны организации бизнес-ори-ентирующей подготовки студентов ПОО, обучающихся по специальностям и профессиям сельскохозяйственного профиля. Этим определяется научно-теоретический уровень актуальности исследования, которое решили провести педагогические работники ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус». Кроме того, было отмечено отсутствие методического обеспечения процесса бизнес-ориентирующей подготовки студентов, обучающихся по специальностям и профессиям сельскохозяйственного профиля. Результаты данного исследования покроют дефицит научно-теоретического и научно-методического обеспечения исследуемого процесса, а также решат некоторые социальные проблемы.

В этой связи на педагогическом совете профессиональной образовательной организации было принято решение об актуализации прорывной стратегии реализации регионального инновационного проекта (РИП) «Бизнес-ори-ентирующая подготовка студентов профессиональной образовательной организации сельскохозяйственного профиля». Прорывная стратегия включала в себя многие факторы:

- создание программно-методического обеспечения бизнес-ориентирующей подготовки студентов;

- систематическое повышение квалификации педагогических работников в вопросах биз-нес-ориентирующей подготовки студентов;

- организация активного фронтального старта инновационного проекта с участием социальных партнеров, родителей (законных представителей) студентов, других заинтересованных лиц;

- поддержка командного духа участников проекта (как студентов, так и тьюторов) в социальных сетях и других средствах массовой информации;

- создание органа поддержки молодежных бизнес-проектов на уровне муниципалитета;

- поддержка активного участия студентов со своими бизнес-проектами в конкурсах и других предпринимательских мероприятиях;

- организация клубной работы по вопросам предпринимательства, подготовки бизнес-проектов и исследований в области местных потребностей.

Анкетирование студентов, обучающихся по профессиям и специальностям сельскохозяйственного профиля, по вопросам осведомленности и мотивированности к предпринимательской деятельности показало, что 61 % всех опрошенных хотели бы в будущем начать свое дело, но слабо осведомлены о мерах поддержки малого и среднего бизнеса, а также не представляют себе специфику предпринимательских компетенций. На основании этих заключений активной группой педагогов были проведены мероприятия, приводящие деятельность организации по формированию предпринимательских компетенций у студентов в определенную систему:

- исследование опыта в организациях СПО [4-7], обобщение и трансляция его в коллективе, создание методических продуктов;

- формирование и реализация методики обучения предпринимательской деятельности в учебном процессе и внеурочной деятельности;

- организация, мотивация и развитие внешних взаимодействий.

Кроме того, стоял вопрос оценивания сфор-мированности предпринимательских компетенций. ФГОС СПО предъявляет требование к ОК 3 — «планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях» [8]. Таким образом, педагогическим работникам профессиональной образовательной организации для четкого представления о том, какие качества личности, знания и навыки необходимо воспитывать и формировать в студентах, предстоит разработать инструментарий оценивания предпринимательских компетенций в рамках общей компетенции ОК 3 ФГОС СПО. А для оценивания эффективности педагогической деятельности будут выделены индикативные показатели ее успешности: количество обучающихся, задействованных в инновационном проекте; количество мероприятий инновационного характера, проведенных в ПОО; количество обучающихся, оформивших статус «самозанятый» и пр.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках активного старта регионального инновационного проекта «Бизнес-ориентиру-ющая подготовка студентов профессиональной образовательной организации сельскохозяйственного профиля» на базе ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» за четыре первых

месяца (с декабря 2022 по март 2023 г.) состоялось участие обучающихся в следующих конкурсах и проектах:

1. Проект «Страна мастеров», проводимый «Агентством развития профессионального мастерства» в 2022 г. для реализации предпринимательских навыков в рамках темы «Основы самозанятости и предпринимательства». 40 студентов ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» приняли участие в данном проекте под руководством преподавателей экономических дисциплин. Все участники получили сертификаты и возможность реализации своей деятельности в статусе «самозанятого». Студенты, получившие статус «самозанятый», могли продолжить и далее свою деятельность по развитию предпринимательских навыков. Кто-то из них оставил статус «самозанятого» и трудится по своему виду деятельности, а кто-то его закрыл по собственным причинам. Данный проект дал возможность студентам увидеть, как можно, начав уже сейчас, в будущем самореализоваться как предприниматель. Это был положительный опыт, показавший, что хорошо продуманные, взвешенные решения, поддержанные ресурсами и активностью молодых людей, могут стать стартом для серьезной предпринимательской деятельности в современных условиях. В данном проекте приняли участие не только обучающиеся техникума, но и тьюторы т. е. преподаватели, которые одновременно с участниками прошли соответствующее обучение по специально разработанной программе. Для преподавателей это участие стало школой реальной предпринимательской деятельности, что само по себе очень ценно для тьюторов, занимающихся подготовкой студентов к мероприятиям предпринимательской направленности разного уровня сложности и содержания.

2. В марте 2023 г. в Тюменском технопарке состоялся ежегодный межрегиональный фестиваль студенческих бизнес-идей «Золотой саквояж — 2023». На финальный этап прошли 86 авторов лучших студенческих работ, в том числе и студент второго курса Алексей Шевченко с проектом «Выгонка луковичных растений (тюльпанов) в зимний период», выполненным под руководством мастера производственного обучения Уйского филиала техникума А. В. Лу-говских. Подготовленный проект содержал подробный бизнес-план реализуемой студентом предпринимательской идеи и разработанную дорожную карту с аналитическим компонентом. Можно отметить, что студенты, продумы-

вая свои бизнес-идеи, очень серьезно относятся к мероприятиям аналитического характера. В частности, в технологии проектного управления проводятся SWOT-анализ и РЕ8Т-анализ, помогающие увидеть сильные и слабые стороны своих проектов, почувствовать возможности и провести серьезную работу с рисками проекта. Студенческие бизнес-идеи профессиональной образовательной организации сельскохозяйственного профиля направлены в основном на решение текущих сельских вопросов, но появляются и инновационные проекты, отвечающие тенденциям времени и помогающие увидеть будущее села, в котором предстоит жить молодым людям, будущим предпринимателям.

3. В конкурсе на лучший предпринимательский молодежный проект «Свое дело» студенты техникума под руководством преподавателей экономических дисциплин представили следующие работы: Алина Кожаева — проект «Производство готовых металлических изделий»; Виктор Горшенин — проект «Выполнение сварочных работ, ремонт автомобилей и производство металлических изделий»; Павел Осипов — проект «Организация и планирование управления кафе „Блинная"». Все проекты приняты на экспертизу, студенты готовятся к защите, тьюторы обеспечивают условия подготовки. Роль педагогов в мотивировании студентов к разработке бизнес-проектов и формировании активной исследовательской позиции была отмечена еще до утверждения регионального инновационного проекта приказом МОиН Челябинской области, что обеспечило фронтальный старт РИП и активность участия студентов в мероприятиях предпринимательской направленности областного и межрегионального уровней. Можно отметить, что педагоги, участники регионального инновационного проекта, сами приобретают бесценный опыт развития личностных предпринимательских компетенций, что помогает им не только вести образовательную деятельность в области финансово-экономической грамотности, но и разрабатывать собственные бизнес-проекты, реализуя их на практике.

4. Пятнадцать студентов второго курса в феврале 2023 г. приняли участие в первом этапе регионального конкурса профессионального мастерства студентов СПО и школьников Ураль -ского института фондового рынка «Мой Бизнес-Старт!». Один студент стал победителем первого этапа, 12 — призерами и 2 — участниками. Молодые люди отметили, что благодаря участию в этом конкурсе были актуализированы навыки использования теоретических и практических

знаний и компетенций, полученных в ходе освоения образовательных программ, и осознана важность компетенций для экономического роста и личного успеха. Подготовка обучающихся к участию в профессиональных конкурсах — одно из важных условий поддержки предпринимательского азарта студентов и стимулирования их интереса к бизнес-деятельности.

С каждым мероприятием предпринимательской направленности студенты приобретают не только опыт участия, формируют отношения к своим способностям в деле развития бизнес-идей, но и, что более важно, обретают уверенность в перспективности бизнес-деятельности на селе. Взвешивая возможности своих проектов, сравнивая с другими идеями, анализируя стратегию и тактику конкурентов, студенты понимают и оценивают свои образовательные дефициты, что позволяет им, при активном содействии тьюторов проектов, выстраивать свои индивидуальные маршруты по финансовой грамотности, бизнес-проектированию, проектному управлению, систематическому анализу, практической реализации идеи, использованию внешних возможностей и пр.

Заключение

Развитие малого бизнеса — стратегический проект нашей страны, поскольку способствует разработке и внедрению инноваций, поддержанию оптимальной конкурентной среды, созданию дополнительных рабочих мест, препятствует развитию монополии и увеличивает потребительский спрос. В результате расширение границ деятельности малых предприятий

не только благотворно влияет на отечественную экономическую систему, но и позволяет ей выйти на новый, более качественный уровень развития. Студенты техникума, прокладывая свой путь в исследовании пространства малого бизнеса на малой родине, приобретают важный социальный опыт, способствующий и их личностному совершенствованию, и экономическому развитию территорий нашего региона.

Исследование особенностей использования проектного подхода в современных реалиях бизнеса обусловлено необходимостью как поддержки актуального состояния, так и повышения уровня жизнеспособности любого предприятия. Поэтому в ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» особое внимание и педагогами, и студентами, активными участниками РИП, уделяется освоению технологии проектного управления.

Следуя линии стратегического для нашей страны проекта — развитие малого бизнеса, педагогический коллектив организации активно реализует цель регионального инновационного проекта и создает условия для бизнес-ориенти-рующей подготовки студентов, обучающихся в техникуме по профессиям и специальностям сельскохозяйственного профиля. Взаимодействие с социальными партнерами из реального сектора экономики (частными предпринимателями Верхнеуральского района) расширяет возможности подготовки студентов в вопросах формирования и развития предпринимательских компетенций.

Список источников

1. Суйкова О. А., Докшин А. Я., Дубровская Н. В. Инновационная деятельность профессиональной образовательной организации сельскохозяйственного профиля как фактор формирования предпринимательских компетенций студентов // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 4 (36). С. 100-107.

2. Берсенева Е. В., Перевозова О. В., Галеева Н. С. Инновационная площадка как стратегический ориентир в развитии профессиональных образовательных организаций (ПОО) // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 4 (28). С. 12-19.

3. Сташкевич И. Р., Серебренникова Е. А. Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 207-209.

4. Лихонина О. В., Башкирова О. А. Школа молодого предпринимателя как ресурс формирования у студентов организаций среднего профессионального образования предпринимательской компетенции // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 3 (27). С. 43-50.

5. Серебренникова Е. А. Методологические подходы к формированию компетенций предпринимательской деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2012. № 2 (02). С. 36-38.

6. Пундикова О. А., Пушкарева Е. В. Организация кластера сферы услуг как способ формирования и развития предпринимательских и профессиональных компетенций студентов ПОО // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 2 (18). С. 83-88.

7. Халиуллина Р. Ф. Бизнес-инкубаторы как средство формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 147-154.

8. Министерство просвещения Российской Федерации: Приказ от 1 сентября 2022 г. № 796 «О внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&d ocumentId=438524&ysclid=lgyzx1jv53602754711.

References

1. Suykova OA, Dokshin AYa, Dubrovskaya NV. Innovative activity of a professional educational organization of an agricultural profile as a factor in the formation of entrepreneurial competencies of students. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(4(36):100-107. (In Russ.).

2. Berseneva EV, Perevozova OV, Galeeva NS. Innovative platform as a strategic landmark in the development of professional educational organizations. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2020;(4(28):12-19. (In Russ.).

3. Stashkevich IR, Serebrennikova EA. A model for the formation of competencies of entrepreneurial activity among students studying in technical specialties. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija = World of Science, Culture, Education. 2013;(3(40):207-209. (In Russ.).

4. Likhonina OV, Bashkirova OA. The school of a young entrepreneur as a resource for the formation of entrepreneurial competence among students of organizations of secondary vocational education. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2020;(3(27):43-50. (In Russ.).

5. Serebrennikova EA. Methodological approaches to the formation of competencies of entrepreneurial activity. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2012;(2(02):36-38. (In Russ.).

6. Pundikova OA, Pushkareva EV. Organization of a service sector cluster as a way to form and develop entrepreneurial and professional competencies of VEO students. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2018;(2(18):83-88. (In Russ.).

7. Khaliullina RF. Business incubators as a means of shaping the entrepreneurial culture of future mid-level specialists. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2021;(3(31):147-154. (In Russ.).

8. Ministry of Education of the Russian Federation: Order of September 1, 2022 No. 796 "On Amendments to the Federal State Educational Standards of Secondary Vocational Education". URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1 &documentId=438524&ysclid=lgyzx1 jv53602754711. (In Russ.).

Информация об авторах

О. А. Суйкова — начальник центра сравнительной педагогики и инноваций, кандидат педагогических наук.

И. В. Веретенникова — преподаватель социально-экономических дисциплин.

Information about the authors

0. A. Suykova — Head of the Center for Comparative Pedagogics and Innovations, Candidate of Pedagogical Sciences.

1. V. Veretennikova — a teacher of socio-economic disciplines.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 23.05.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 15.06.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.