Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СРЕДСТВАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ'

К ВОПРОСУ О СРЕДСТВАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Елена Михайловна, Веретенникова Инна Васильевна

В статье рассматриваются вопросы адаптации начинающих педагогов в образовательной среде профессиональной образовательной организации. Выделены проблемы адаптации молодых педагогов. Как одно из средств адаптации показано опосредованное влияние участия лидеров студенческого самоуправления в процессе подготовки и проведения занятий молодыми педагогами и развития их профессиональных компетенций. Важным аспектом при этом является использование современных образовательных технологий, способствующих формированию единой картины мира у студентов при освоении различных предметных областей. Описано применение игровых технологий, интеграции предметов естественно-научного и экономического циклов и технологии проектной деятельности в обучении. Участие студентов в подготовке занятий представлено как форма неформального наставничества «студент - педагог». Данная форма является аспектом инновационного подхода к профессиональной адаптации молодых педагогов. Выделены педагогические условия, которые способствуют созданию тандема «студент - молодой педагог» для достижения в процессе учебных занятий целостного восприятия обучающимися учебного материала как необходимой предпосылки формирования их естественно-научного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Елена Михайловна, Веретенникова Инна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ABOUT MEANS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS

The article discusses the issues of adaptation of novice teachers in the educational environment of a professional educational organization. The problems of adaptation of young teachers are highlighted. As one of the means of adaptation, the indirect influence of the participation of leaders of student self-government in the preparation and conduct of classes by young teachers and the development of their professional competencies is shown. An important aspect is the use of modern educational technologies that contribute to the formation of a unified picture of the world among students in the development of various subject areas. The application of gaming technologies, the integration of subjects of natural science and economic cycles and technology of project activities in teaching are described. Student participation in the preparation of classes is presented as a form of informal mentoring “student - teacher”. This form is an aspect of an innovative approach to the professional adaptation of young teachers. The pedagogical conditions are highlighted that contribute to the creation of the tandem “student - young teacher” in order to achieve a holistic perception of the educational material by students in the process of training sessions, as a necessary prerequisite for the formation of their natural science worldview.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СРЕДСТВАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ»

7. Proektnyj ofis v strukture dejatel'nosti Magnitogorskogo pedagogicheskogo kolledzha, available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2F5qFulMCx4N2FWmeXnvl qoGsVpkmGW9zvOwwnaRchJ7czugWCMJspdAONpUnCZipxMrZMrpRHvcl9PkWNPWglZQ%3D% 3D%3A%2F%D0%9B%D0%B5%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2 %D0%B0%20%D0%9E.%D0%AE..pptx&name=%D0%9B%D0%B5%D1%83%D1%88%D0%BA% D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E.%D0%AE..pptx&nosw=1 (accessed: 02.11.2021). (In Russian)

8. Proektnyj ofis kak instrument optimizacii upravlenija obrazovatel'noj sredoj GBPOU «Kopejskij politehnicheskij kolledzh im. S. V. Hohrjakova», available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2F5qFulMCx4N2FWmeXnvlqoGsVpkmGW9zvOwwnaRchJ7czugWCMJspdA ONpUnCZipxMrZMrpRHvcl9PkWNPWglZQ%3D%3D%3A%2F%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0% B5%D0% BB%D0%BE%D0%B2% D1 %81 %D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%A1.%D0%9A..ppt x&name=%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA% D0%B0%D1%8F%20%D0%A1.%D0%9A..pptx (accessed: 04.11.2021). (In Russian)

9. Funkcionirovanie proektnogo ofisa dlja realizacii proektov razvitija v GBPOU «Cheljabinskij professional'nyj kolledzh», available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2 F%2F5qFulMCx4N2FWmeXnvlqoGsVpkmGW9zvOwwnaRchJ7czugWCMJspdAONpUnCZipxMrZ MrpRHvcl9PkWNPWglZQ%3D%3D%3A%2F%D0%94%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0 %B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9E.%D0%A1..pptx&name=%D0%94%D1%83%D0%B 1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9E.%D0%A1..pptx&nosw=1 (accessed: 04.11.2021). (In Russian)

10. Sultanov I. A. Organizacija ofisa upravlenija proektami [Organization of the project management office]. Projectimo, 2021, available at: http://projectimo.ru/upravlenie-proektami/proektnyj-ofls. html (accessed: 07.10.2021). (In Russian)

11. Funkcionirovanie proektnyh ofisov. Centr proektnogo menedzhmenta, 2021, available at: https://pm.center/upload/iblock/a4d/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D 1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE %D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0 %BE%D0%BD%D0%B8%D1 %80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20 %D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2.pdf (accessed: 07.10.2021). (In Russian)

Суйкова Ольга Александровна, начальник центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: soa@chirpo.ru

Suikova Olga Aleksandrovna, Head of the Center for Comparative Pedagogy and Innovation, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: soa@chirpo.ru

Сведения для цитирования: Федорова, Е. М. К вопросу о средствах профессиональной адаптации молодых педагогов / Е. М. Федорова, И. В. Веретенникова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 84-90.

УДК 371 ББК 74.04

к вопросу о средствах профессиональной адаптации

молодых педагогов

Е. М. Федорова, И. В. Веретенникова

В статье рассматриваются вопросы адаптации начинающих педагогов в образовательной среде профессиональной образовательной организации. Выделены проблемы адаптации молодых педагогов. Как одно из средств адаптации показано опосредованное влияние участия лидеров

студенческого самоуправления в процессе подготовки и проведения занятии молодыми педагогами и развития их профессиональных компетенций. Важным аспектом при этом является использование современных образовательных технологий, способствующих формированию единой картины мира у студентов при освоении различных предметных областей. Описано применение игровых технологий, интеграции предметов естественно-научного и экономического циклов и технологии проектной деятельности в обучении. Участие студентов в подготовке занятий представлено как форма неформального наставничества «студент — педагог». Данная форма является аспектом инновационного подхода к профессиональной адаптации молодых педагогов. Выделены педагогические условия, которые способствуют созданию тандема «студент — молодой педагог» для достижения в процессе учебных занятий целостного восприятия обучающимися учебного материала как необходимой предпосылки формирования их естественно-научного мировоззрения.

Ключевые слова: профессиональная адаптация молодых педагогов, профессиональные компетенции, студенческое самоуправление, современные образовательные технологии, интегрированный урок, проектное обучение, игровые технологии обучения.

Ежегодно тысячи выпускников учреждений профессионального образования, начиная самостоятельную трудовую деятельность, осваивают новую для себя социальную роль специалиста. Большинство из них сталкиваются в той или иной степени с проблемами профессиональной адаптации, которые связаны не столько с совершенствованием предметной и методической подготовки выпускников, сколько с социализацией молодого специалиста в новой для него среде, а применительно к образованию — с реализацией себя в качестве педагога. Специфика педагогической деятельности накладывает на молодого специалиста двойную адаптационную нагрузку, связанную с необходимостью быстрого вхождения в образовательный процесс и в качестве учителя, и в качестве воспитателя. Такие, можно сказать, экстремальные для молодых выпускников профессиональных образовательных организаций условия профессиональной адаптации зачастую вызывают стресс у начинающих педагогов.

Процесс адаптации подразделяется на профессиональную адаптацию и социально-психологическую адаптацию.

Профессиональная адаптация — это процесс вхождения человека в профессию и гармоническое его взаимодействие с профессиональной средой, где происходит освоение профессиональных навыков, уяснение специфики работы. Профессиональная адаптация молодого педагога характеризуется определенным уровнем овладения профессиональными навыками и умениями, формирования профессионально необходимых качеств личности, развития устойчивого положительного отношения молодого учителя к своей профессии.

Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологи-

ческих особенностей деятельности, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, позитивном взаимодействии с коллегами, детьми и родителями [1]. На результат социально-психологической адаптации влияют личностные качества молодого специалиста, способствующие вхождению в новую социальную среду или затрудняющие этот процесс. В последнем случае чем более оперативно оказана поддержка молодому преподавателю, тем разумнее он использует свои внутренние ресурсы для адаптации профессионально-педагогической.

Для молодых педагогов первое сентября всегда окрашено романтическим ореолом вхождения в профессионально-педагогическую среду. Однако в течение уже первого года профессиональной деятельности у многих молодых специалистов появляется состояние усталости и тревоги от неполного соответствия своих профессиональных притязаний и реальных возможностей осуществления педагогической деятельности. В течение периода обучения и освоения будущей специальности молодой человек имеет высокие ожидания развития своего профессионального пути. Но после начала работы начинающий специалист осознает, что некоторые его ожидания нереалистичны. Важнейший этап в профессиональном становлении молодого преподавателя — первый год его работы. Этот первый год работы может укрепить его веру в свои силы, а может стать источником разочарования. Профессиональная адаптация молодого педагога характеризуется высоким эмоциональным напряжением. В период адаптации он делает ошибки и испытывает многочисленные неудачи.

Однако современный ритм жизни требует от преподавателя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе и самоотдачи. Педагогическая деятельность служит

прекрасной цели — воспитанию и обучению человека, поэтому настоящий преподаватель должен обладать профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеть инновационными технологиями обучения и воспитания для качественного исполнения своей миссии. Еще раз подчеркнем, что очень важную роль играют и личностные качества педагога: профессионально-педагогическая позиция, отношение к жизни, государству, коллегам, студентам и людям в целом.

Молодой человек сталкивается с многими проблемами, к числу которых относятся: отсутствие педагогического и житейского опыта; слабая методическая и коммуникативная подготовка; осуществление классного руководства; специфика классно-урочной системы; ежедневная подготовка к урокам; вопросы дисциплины и порядка на уроке; учебная нагрузка (она либо недостаточная, либо слишком большая для начинающего учителя); невысокая зарплата; отсутствие жилья; недостаточная юридическая поддержка и пр. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как этот период пройдет, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другой сфере. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что с первого дня работы они имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем работы, а родители ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Несмотря на сложности адаптации, положения ФГОС СПО предъявляют серьезные требования к результатам обучения и воспитания. Поэтому молодому педагогу важно очень серьезно относиться к планированию и организации деятельности обучающихся на занятиях. Перед молодыми педагогами стоит задача овладения методами обучения, способными развить в студентах общие и профессиональные компетенции. Кроме того, и молодому, и опытному педагогу всегда хочется, чтобы их уроки были интересными, доступными, живыми; хочется быть со студентами на одной волне, помочь им раскрыться, зародить в них интерес к знаниям, построить доверительные отношения и добиться успеха. У каждого педагога есть своя изюминка: у одного — неповторимая манера ведения урока, у другого — глубокое знание предмета, умение донести свои знания до студентов, у третьего — личное обаяние и творчество.

Чтобы молодые специалисты с первых дней работы чувствовали себя комфортно и уверенно, чтобы у них не было разочарования в своей профессии, необходимо организовывать работу с молодыми учителями, оказывать методическую помощь в их профессиональном становлении, силами опытных педагогов формировать профессионально адаптированного компетентного молодого учителя, силами студенческого актива помогать в повышении самооценки. Методы поддержки молодых педагогов могут различаться по существу, по насыщенности, по разнообразию ресурсов, по организации адаптационного пространства, по вовлеченности различных категорий заинтересованных лиц. Но это всегда методы фасилитации, которые направлены на психологическую и методическую помощь.

Подростковая аудитория всегда очень чутко ощущает истинную заинтересованность молодого педагога в своем деле — деле профессионального обучения и воспитания. Вольно или невольно он является для студентов взрослым примером и должен быть на ступеньку выше как в пределах учебного занятия, так и вне его. Дополнительной трудностью для начинающего педагога является и то, что студенты — это почти взрослые, сформировавшиеся личности. Поэтому вопросы согласованности взаимоотношений студенческой аудитории и начинающего педагога зачастую требуют дополнительного внимания и сопровождения.

Учитывая то, что на работу пришел дипломированный специалист, предполагается, что он должен обладать соответствующими компетенциями: предметной, психологической, педагогической, методической готовностью к инновациям, общекультурным и эмоционально-нравственными компетенциями. Но в короткое время адаптационного периода молодой специалист не всегда может мобилизовать свои способности и знания для продуктивного педагогического труда и беспроблемного взаимодействия с аудиторией. Многие молодые учителя боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с обучающимися, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. В ситуации хронического невроза педагог не способен ни на творчество, ни тем более на инновации.

В рамках деятельности региональной инновационной площадки в ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» была подчеркнута роль студенческого самоуправления в реализации многих

вопросов образовательного процесса техникума [2]. Нам представилось, что и в вопросах адаптации молодых педагогов помощь лидеров студенческого самоуправления может играть не последнюю роль. На заседании штаба лидеров было высказано мнение о необходимости участия активных студентов в мягкой корректировке взаимоотношений студенческой аудитории и начинающих педагогов в случаях нестандартных ситуаций. Такую помощь можно охарактеризовать как неформальное наставничество — «студент — педагог». Такое наставничество, окрашенное доверием, поддержкой, благодарностью, оказывает положительное влияние и на успешное освоение программного материала студентами, и на морально-психологический комфорт молодого педагога на занятии.

Кроме того, активисты студенческого самоуправления вызвались помогать начинающим педагогам проводить интересные интегрированные занятия. Задачей современной педагогики является соединение в восприятии студента основных знаний по каждому предмету в единую целостную картину мира. Одним из наилучших способов реализовать эту идею является проведение интегрированных уроков в форме краткосрочных проектов.

К числу дисциплин, все больше и глубже проникающих в повседневную жизнь, относятся экономика и география. Их идеи и методы становятся необходимыми для специалистов различных сфер.

В изучении данных дисциплин по отдельности существуют несинхронность, несогласованность и дублирование учебных программ, препятствующие формированию системного представления у студентов об окружающем их мире. Студенты затрудняются использовать полученные на уроках географии знания в курсе экономики. Расширить кругозор, обеспечить системность обучения позволяет проведение интеграции данных уроков.

Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Именно здесь студенты имеют возможность получать глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных предметных областей, совершенно по-новому осмысливая события и явления [3]. Помощь активистов студенческого самоуправления выразилась в сборе информации для интегрированного урока с разделением обязанностей по сферам «экономика» и «география», что было обусловлено тематикой

интегрированного занятия, а также модериро-ванием процесса урока. Собранные тематические данные затем интегрировались в единое информационное поле, методологически оформлялись; подбирались задания и упражнения по теме. Такая совместная с молодым педагогом работа по подготовке занятия давала студентам бесценный опыт организации мероприятий различного характера с позиции правильного методологического подхода (постановка цели, формулирование задач, систематизация материала, структура проведения мероприятия, правильное завершение с получением результатов).

На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, переноса их из одной отрасли в другую. Это, в свою очередь, стимулирует аналитическую деятельность студентов, развивает у них потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы, явления объективной деятельности.

Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка естественно-научного мировоззрения. Именно на таких уроках в большей мере происходит формирование творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной личности. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления дифференциации в обучении.

Таким образом, преподаватели совместно с волонтерами студенческого самоуправления подготовили интегрированное занятие, которое стало ценным образцом консолидации усилий молодых людей по осуществлению конкретной образовательной цели и освоения технологии проектного управления [4]. Работа по подготовке такого занятия разделилась практически поровну: молодые педагоги структурировали план занятия, студенты наполняли его содержанием и распределяли ответственность по подготовке выступлений. Каждая из сторон модерировала отдельные аспекты урока. Для получения реального результата занятия, согласно методологии проектного управления, был проведен предпроектный анализ, выявлены возможные риски, которые могли бы повлиять на качество занятия и получения знаний по теме интегрированного урока. Таким образом, проект получил двойной стимул: как со стороны педагогов, так и со стороны студентов. Для урока была взята актуальная для всех тема «Эффективное использование ограниченных ресурсов» и выбрана игровая форма реализации.

При подготовке этого проекта к волонтерам присоединились и те студенты, которые прежде не испытывали интереса к данным предметам. Мы выявили тенденцию к появлению интереса к новым, интересным формам проведения занятий при наличии адекватного примера лидеров студенческого самоуправления группы [5], особенно в случае изучения тем, важных для всеобщей жизнедеятельности.

Актуальность выбранной тематики была обусловлена следующими причинами:

- проблема ограниченности ресурсов — главная проблема экономики;

- указанная тема изучается на первом курсе в рамках учебного предмета «Экономика» и на втором курсе — в рамках предмета «Экономика организации», что обусловливает широкое применение представленного материала.

Во ФГОС СПО представлены требования к результатам освоения дисциплины «Экономика», такие как:

- ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях;

- уметь анализировать рыночный механизм;

- использовать полученную информацию в жизни;

- находить приемлемые пути решения экономических задач [6].

Таким образом, акцент был поставлен на практикоориентированность информации по теме урока.

Такое насыщенное полезной информацией занятие способствовало развитию у студентов следующих общих компетенций:

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий контроль своих действий, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы;

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, педагогами, руководством, клиентами.

Студенты на таком занятии в игровой форме усваивают новые понятия, учатся различать, сравнивать ресурсы и факторы производства, обосновывать ограниченность каждого ресурса, выявлять способы их эффективного использования, развивать коммуникативные компетенции, умение работать в группе, развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь. При этом выстраиваются доверительно-дружеские отношения между всеми участниками подготовительного и игрового процесса. Благодаря такой совместной работе молодые специалисты обретают уверенность, что способствует повышению их самооценки.

Одной из наиболее актуальных форм работы сегодня является проектная деятельность. Она предполагает четкое разделение функций каждого участника команды, ставит его в ситуацию временного ограничения и строгой ответственности за участок своей работы. Молодые педагоги активно используют проектную технологию в реализации учебных и воспитательных целей. Применяя на занятиях современные типы уроков, преподаватели техникума не только расширяют свой педагогический опыт, но и повышают качество образования.

Проектное управление в обучении основывается на важных принципах управления классического, сохраняя специфику принципов реализации проектов. Педагог понимает важность предпроектной аналитики для успешной реализации проектов, разъясняет студентам ее необходимость; опираясь на разработанные критерии и требования к конечному результату проекта, учит конкретике в расчетах и оптимизации процессов выполнения проекта.

На сегодняшний день ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» отметил свой 85-летний юбилей, но несмотря на это, в ряды педагогов и мастеров производственного обучения постоянно вливаются молодые кадры, что вносит свежий взгляд в современное образование, инновационные технологии в преподавание и взаимодействие со студентами. Все это позволяет техникуму идти в ногу со временем и быть востребованным учебным заведением на региональном уровне.

Работа в техникуме — это возможность не только учить, но и каждый день открывать для образовательного процесса что-то новое. Меняются дети, меняются и педагоги, и каждый на своем уровне находит радость и удовлетворение от совместно решенных задач, осуществленных малых и больших целей и от продуктивного общения. Начинающим педагогам Верхнеуральского агротехнологического техникума — казачьего кадетского корпуса при поддержке лидеров студенческого самоуправления комфортно вливаться в образовательную среду техникума, думать о судьбах своих студентов, радоваться их успехам и сопереживать неудачам, разгадывать каждого, как новый кроссворд, быть с ними единым целым. Для них техникум — это целый мир, теплый и добрый дом, готовый распахнуть свои объятия для каждого.

Со своей стороны, студенческое самоуправление в лице своих лидеров приобретает бесценный опыт социального взаимодействия, нацеленного на решение как социальных, так

и личностных целей — целей самоутверждения и саморазвития. Этот опыт в наше непростое время играет важную роль при выборе молодыми людьми своего индивидуального паттерна социального поведения, формирования принципов личности, отношения к современной действительности. Помогая профессиональной

адаптации молодых специалистов, выступая в качестве социальных фасилитаторов, лидеры студенческого самоуправления показывают пример достойного применения своих лидерских амбиций другим студентам, мотивируя их к созидательному, а не деструктивному проявлению своей энергии.

Библиографический список

1. Бронштейн, С. П. Управление процессом становления молодых педагогов г. Новокузнецк в период профессиональной адаптации / С. П. Бронштейн, С. А. Керенская // Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление : материалы II межрегион. научно-практ. конф. (г. Кемерово, 09 апреля 2015 г.). — Кемерово : МБОУ ДПО «НМЦ», 2015. — С. 18-24.

2. Кудряшова, Е. В. Студенческое самоуправление как фактор повышения уровня патриотизма студентов профессиональных образовательных организаций / Е. В. Кудряшова, Ю. Б. Переродина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 97-104.

3. Карикова, М. А. Концепция интегрированного обучения / М. А. Карикова // Образовательная социальная сеть : [сайт]. — 2015. — 09 ноября. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/11/09/integrirovannyy-urok-statya (дата обращения: 08.06.2021).

4. Суйкова, О. А. Проектное управление в образовании : учеб.-метод. пособие / О. А. Суй-кова. — Челябинск : Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020. — 80 с. — ISBN 978-5-93407-077-0.

5. Алексеев, А. Я. Студенческое самоуправление как фактор успешной адаптации студентов / А. Я. Алексеев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 84-87.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) : [приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 № 69 (ред. от 17.12.2020)] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_292062/ (дата обращения: 26.06.2021).

For citation: Fedorova, E. M. To the issue about means of professional adaptation of young teachers / E. M. Fedorova, I. V. Veretennikova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 4 (32). — P. 84-90.

to the issue about means of professional adaptation of young teachers

E. M. Fedorova, I. V. Veretennikova

The article discusses the issues of adaptation of novice teachers in the educational environment of a professional educational organization. The problems of adaptation of young teachers are highlighted. As one of the means of adaptation, the indirect influence of the participation of leaders of student self-government in the preparation and conduct of classes by young teachers and the development of their professional competencies is shown. An important aspect is the use of modern educational technologies that contribute to the formation of a unified picture of the world among students in the development of various subject areas. The application of gaming technologies, the integration of subjects of natural science and economic cycles and technology of project activities in teaching are described. Student participation in the preparation of classes is presented as a form of informal mentoring "student — teacher". This form is an aspect of an innovative approach to the professional adaptation of young teachers. The pedagogical conditions are highlighted that contribute to the creation of the tandem "student — young teacher" in order to achieve a holistic perception of the educational material by students in the process of training sessions, as a necessary prerequisite for the formation of their natural science worldview.

Key words: professional adaptation of young teachers, professional competencies, student self-government, modern educational technologies, integrated lesson, project-based learning, game learning technologies.

References

1. Bronstein S. P., Kerenskaya S. A. Upravlenie processom stanovlenija molodyh pedagogov g. No-vokuzneck v period professional'noj adaptacii [Management of the process of formation of young teachers in Novokuznetsk in the period of professional adaptation], Materialy II mezhregion. nauchno-prakt. konf. «Molodoj pedagog: adaptacija i professionale stanovlenie» (g. Kemerovo, 09 aprelja 2015 g.) [Materials of the II interregion. scientific and practical. conf. "Young teacher: adaptation and professional development" (Kemerovo, April 09, 2015)". Kemerovo, MBOU DPO «NMC», 2015, pp. 18-24. (In Russian)

2. Kudryashova E. V., Pererodina Yu. B. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor povyshenija urovnja patriotizma studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Student self-government as a factor in increasing the level of patriotism of students of professional educational organizations], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 3 (23), pp. 97-104. (In Russian)

3. Karikova M. A. Koncepcija integrirovannogo obuchenija [The concept of integrated learning], Educational social network, 2015, November 09, available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ materialy-mo/2015/11/09/integrirovannyy-urok-statya (accessed: 08.06.2021). (In Russian)

4. Suikova O. A. Proektnoe upravlenie v obrazovanii: ucheb.-metod. posobie [Project management in education: study guide. allowance]. Chelyabinsk, Publishing house of GBU DPO CHIRPO, 2020, 80 p., ISBN 978-5-93407-077-0. (In Russian)

5. Alekseev A. Ya. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor uspeshnoj adaptacii studentov [Student self-government as a factor in the successful adaptation of students], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3 (27), pp. 84-87. (In Russian)

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 38.02.01 Jekonomika i buhgalterskij uchet (po otrasljam): [prikaz Minobrnauki Rossii ot 05.02.2018 № 69 (red. ot 17.12.2020)], Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292062/ (accessed: 26.06.2021). (In Russian)

Федорова Елена Михайловна, преподаватель ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», Российская Федерация, Челябинская область, г. Верхне-уральск, е-таП: elena.vuralsk.74@mail.ru

Веретенникова Инна Васильевна, преподаватель ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологи-ческий техникум — казачий кадетский корпус», Российская Федерация, Челябинская область, г. Верх-неуральск, е-таЛ: inna.veretennikova.2013@mail.ru

Fedorova Elena Mikhailovna, teacher, Verkh-neuralsk agrotechnological College — Cossack cadet corps, Russian Federation, Chelyabinsk region, Verkhneuralsk, e-mail: elena.vuralsk.74@mail.ru

Veretennikova Inna Vasilievna, teacher, Verkh-neuralsk agrotechnological College — Cossack cadet corps, Russian Federation, Chelyabinsk region, Verkhneuralsk, e-mail: inna.veretennikova.2013@ mail.ru

Сведения для цитирования: Южаков, В. А. Безопасность полетов: видение ИКАО и компетентностный подход высшего образования / В. А. Южаков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 90-100.

УДК 378 ББК 74.48

безопасность полетов: видение икао1 и компетентностный подход высшего образования

В. А. Южаков

В статье рассматривается влияние концепции формирования компетенций, официально принятой и реализуемой в настоящее время в системе высшего профессионального образования, на квалификацию авиационных специалистов в части обеспечения безопасности полетов

1 ИКАО—Международная организация гражданской авиации (от англ. ICAO—International Civil Aviation Organization).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.