Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 27 (66). 2014 г. № 3. С. 3-17.
РАЗДЕЛ I
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.1
АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Ширшова И. А.
Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Статья посвящена профессиональной адаптации молодых учителей в современной социально -экономической ситуации. Автором раскрыта сущность профессиональной адаптации начинающих педагогов, выделены стадии профессионального становления учителя и необходимость эффективности его начального этапа. Сформулированы психолого-педагогические трудности, с которыми сталкивается молодой учитель и их причины. А также представлены современные формы сопровождения молодого специалиста.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, стадии профессионального становления, психолого-педагогических проблемы молодых учителей, формы сопровождения начинающих педагогов.
ВВЕДЕНИЕ
Изменения в политической, социальной и экономической жизни нашего общества отразились на состоянии образования. На сегодняшний день в Крыму действуют 593 школы, в которых обучаются 182 тысячи учащихся, работает 30 тысяч учителей, примерно 25% из них пенсионеры, это довольно большая цифра. В России таких около 18%. В 2012-2013 годах, школы Крыма пополнились молодыми специалистами всего на 3% от общего количества педагогических работников. В то время как доля молодых учителей до 35 лет в российских школах за последние три года выросла с 8 до 13%, фактически произошло увеличение числа таких педагогов на 20 тысяч человек. Складывается такой парадокс - выпускников педагогических вузов вполне достаточно для планомерного обновления кадров, а работать некому. Государство тратит значительные средства на подготовку молодых учителей, а выпускники правдами и неправдами устраиваются работать где угодно, только не в школе. Это абсолютно ненормальная ситуация. Нужно серьезно и системно наработать новые стимулы для привлечения молодежи к педагогической работе.
Крым начал плавный переход на российскую образовательную систему. У нас в ближайшее время изменится очень многое: изменятся программы, методическая и материальная база средних и высших учебных заведений, возрастут зарплаты учителей. Хочется надеяться, что такие позитивные изменения привлекут молодежь в сферу образования.
Проблема подготовки педагогических кадров уже давно и тщательно исследовалась учеными и практиками. Многие аспекты профессиональной деятельности учителя широко представлены фундаментальными работами Абдуллиной О.А., Абульхановой-Славской К.А, Амонашвили Ш.А., Архангельского С.И., Белозерцева Е.П., Кузьминой Н.В., Кулюткина Ю.Н., Марковой А.К., Мудрика А.В, Невзорова Б.П., Поташника М.М., Сластенина В.А. и других. Закономерности профессионального становления учителя в процессе профессиональной адаптации изучены Аржакаевой Т.А., Вершловским С.Г., Гоноболиным Ф.Н., Щербаковым А.И. и другими. Особого внимания заслуживают исследования Аксаковой Т. А., Вершловского С..Г., Кондратьевой Г.В., Лушникова И.Д., Поляковой Т.С., посвященные анализу начального периода деятельности молодого учителя, когда происходит его социально-профессиональное становление, Митина Л.М., Ходаков А.Н. в своих работах рассматривают ряд специфических взаимосвязанных аспектов адаптации начинающего учителя.
В качестве самостоятельного предмета исследования профессиональная адаптация представлена в работах Антипенко В.А., Бызова В.М., Голянской Н.М., Касаткиной Н.Э., Кожарской В.И., Солодовой Г.Г., Рудневой Е.Л., Чурековой Т.М.
Современные диссертационные работы по проблеме исследования представлены Ивлиевой Г.Д. (2007), Кругловой И.В. (2007), Игониной М. В. (2009) [2; 3; 4] и другими.
Хотя, как отмечают многие исследователи, проблема профессиональной адаптации еще не стала центром внимания современной психологической и педагогической науки. Не подлежит сомнению тот факт, что эта проблема интересует научные центры нашей страны и крупные межвузовские и межгосударственные научные центры таких стран с устойчивой экономикой как Канада, Япония и другие.
Цель данной статьи - научно обосновать особенности профессиональной адаптации молодых учителей в современной социально - экономической ситуации.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1.Раскрыть сущность профессиональной адаптации молодых учителей на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы.
2.Выделить стадии профессионального становления учителя и необходимость эффективности его начального этапа.
3.Проанализировать психолого-педагогические проблемы, трудности, с которыми сталкивается молодой учитель и их причины.
4.Выявить современные формы сопровождения молодого специалиста.
1. ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
Методологическую основу исследования составили: компетентностный, культурологический, личностно ориентированный и системно целостный подходы, раскрывающие многоаспектную сущность развития личности педагога.
В своем профессиональном становлении учитель проходит несколько этапов. Анализ результатов исследований как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов позволил выделить 5 основных стадий профессионального становления, которые в большинстве своем проходят все учителя (в таблице стаж работы учителя взят условно) [8, с.7].
Таблица 1
Стадии профессионального становления учителя
Стадия Стаж работы Характеристика
I Начинающие педагоги 1-2 года Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.
II Молодые специалисты 2-5 лет Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу.
III Опытные учителя 5-10 лет Стадия «учительской компетентности». Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.
IV Профессионалы 10-20 лет Период «профессионального мастерства». Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.
V Эксперты Свыше 20 лет Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.
Данная таблица показывает процесс движения от начинающего учителя к учителю-эксперту и отражает изменения в трех аспектах профессионального поведения:
1. Поведенческая парадигма меняется от следования абстрактным принципам к применению своего уникального профессионального опыта.
2. Происходит сдвиг от восприятия педагогической ситуации как структуры дискретной, не связанной с целым, к восприятию системному, где каждый элемент рассматривается как часть целого, функционально и структурно с ним связанная.
3. Меняется сама педагогическая позиция учителя: от стороннего наблюдателя - к активному участнику образовательного процесса, способному влиять на ход и развитие педагогической ситуации.
Переход от процесса профессионального формирования учителя в стенах учебного заведения к его уверенной самостоятельной работе связан с адаптацией к профессиональной деятельности и охватывает начальный период до пяти лет. В это время происходит формирование собственного стиля педагогической деятельности учителя, его профессиональной компетентности, соответствующей современным требованиям, когда ценятся инициатива, креативность, исследовательская позиция.
Разделяя позицию Хамидулиной Н.А., под профессиональной адаптацией молодых учителей мы будем понимать процесс, способствующий достижению оптимального соотношения между комплексом требований, предъявляемых к профессии учителя в целом, и их реализацией в собственной практической деятельности молодого специалиста в условиях конкретного образовательного учреждения» и предполагающего профессиональную социализацию личности через потребность к самореализации и самообразованию [9, с.25].
Необходимость эффективности начального этапа профессионального становления учителя, как отмечает Хамидулина Н.А., вызвана целым рядом причин.
Во-первых, к каждому учителю, независимо от стажа, предъявляется требование высокого профессионализма. В тоже время, необходим период адаптации с определенными трудностями и противоречиями, связанными с переходом от теоретического обучения к практической деятельности, которая на данном этапе становится для молодого специалиста основной.
Во-вторых, от деятельности начинающего учителя зависит будущее его учеников. Неудовлетворительные результаты его труда могут отразиться на их судьбе.
В третьих, адаптация - узловой момент профессионального становления учителя. От него зависит его дальнейший профессиональный рост. По данным исследования, почти у половины начинающих учителей отмечается неуверенность профессионального старта; изменилось отношение к профессии учителя тех, кто пришел работать в школу. Если в середине 80-х годов положительное отношение к профессии наблюдалось у 76% молодых учителей, то в середине 90-х, только 18,9% вчерашних выпускников вуза относятся положительно и скорее положительно -23,2%. В отношении профессиональных планов на будущее просматривается следующая картина: в середине 80-х годов 63,4% хотели заниматься педагогической деятельностью в школе, ПТУ, техникуме, вузе, в то время как в 90-е годы число
таких желающих составляет, по нашим данным, только 25,9%, Более того, за последние годы увеличилась доля выпускников университетов, педагогических вузов, которые не идут работать в учреждения образования, В то время как в середине 80-х годов неявка составляла 10-15%, в середине 90-х - этот показатель возрос до 40% [9].
Эксперты стран-членов ОЭРС (Организации экономического сотрудничества и развития) среди способов привлечения в профессию педагогов выделяет следующие:
- проведение программ, направленных на привлечение в педагогическую профессию кадров из «нетрадиционных» сфер;
- расширение критериев отбора для новых учителей для определения наиболее перспективных кандидатов;
- прекращение практики назначения новых учителей в школы из наиболее неблагоприятных районов (или с наименее благоприятными условиями труда): это ведет к вымыванию из профессии новых преподавателей;
- при привлечении педагогов в профессию необходимо учитывать не только профессиональные квалификации, но и такие трудно измеряемые качества педагога, как: преданность профессии, энтузиазм, понимание потребностей учеников [6].
2. ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми. Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, следует выделить как наиболее часто встречающиеся:
- в системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов;
- на молодых учителях, как ни странно, лежит «груз» инерции: они стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в образовательной системе;
- большинство молодых испытывают трудности в общении особенно с подростками среднего и старшего подросткового возраста (13-16 лет);
- межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями (зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам);
- с коллегами по работе (особенно с учителями предпенсионного и пенсионного возраста, со сложившимися стереотипами взаимоотношений внутри коллектива, по отношению к детям, родителям, другим учителям);
- с администрацией (зачастую администрация предпочитает сохранить опытного, хотя и работающего без полноценной продуктивной отдачи учителя, чем
«тратить время» на потенциально интересного, но не сложившегося еще в профессиональном плане молодого учителя: слишком много ответственности и трудоемко).
- кроме того, было выяснено, что начинающие учителя нуждаются в помощи при разработке урока (41,2%), внедрении новых технологий в преподавании своего предмета (64%), предупреждении конфликтных ситуаций с участниками образовательного процесса (62%), организации работы с родителями (76,6%).
- иногда у молодых специалистов возникают проблемы, связанные с распределением учебной нагрузки: либо она недостаточная (0,5 ставки), либо большая для начинающего учителя (преподавание предмета сразу в трех параллелях, классах коррекции и так далее).
- к сожалению, некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей не всегда эффективна. К тому же возможности трудоустройства за пределами школы возрастают, а полученная профессиональная подготовка расширяет возможности выбора на современном рынке труда.
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧИТЕЛЯ
Как показали проведенные экспериментальные исследования [2; 9]: для успешности процесса профессиональной адаптации молодых учителей необходимо обеспечить следующие условия:
1. Благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе через разработку и реализацию программы работы школы с начинающими учителями, в основе которой:
- внимание к их действительным нуждам и проблемам;
- оценка уровня профессиональной готовности и мотивационно-ценностного отношения к профессии учителя;
- определение содержания профессионального труда в полном соответствии с профессиональной подготовкой молодого учителя, поскольку его мышление и деятельность могут совершенствоваться лишь на ясно осознаваемом им содержании работы.
2. Организация методической работы с ними в нужных для них и школы направлениях.
- поиск эффективных форм сопровождения молодого специалиста.
3. Личностно — ориентированный подход в процессе профессиональной адаптации молодых учителей с учетом выделенных типологических групп по следующим показателям; а именно:
- для молодых учителей «успешной» группы, которые планируют» продолжить свою профессиональную карьеру, важно закрепить намерения относительно их выбора.
Их положительное отношение к профессии создает благоприятный психологический настрой на творческое овладение мастерством;
- в работе с молодыми учителями из «управляемой» группы необходимо главное внимание уделить созданию условий, способствующих формированию глубокого положительного интереса к профессии учителя, расширению профессионального кругозора;
- в работе с начинающими учителями из «проблемной» и «кризисной» групп, которые создают наибольшие трудности, важно выявить психологические факторы, которые способствовали бы пробуждению положительного отношения к профессии и преодолевали их негативное отношение, с которым они пришли в школу.
4. Программно-целевую направленность деятельности методической службы на основе диагностирования затруднений молодых учителей, с учетом уровня их подготовленности, реально создающей условия для самореализации и самообразования; взаимосвязь теории и практики психолого-педагогической и методической подготовки начинающих учителей через самообразование.
В современной интерпретации существуют разные формы работы с молодыми педагогами, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов и помогающие им пройти сложный путь адаптации. Их можно условно разделить на две группы.
Таблица 2
Современные формы сопровождения молодого учителя
Традиционные формы Инновационные формы
- школа молодого учителя - проблемные семинары - индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей - семинары-практикумы - дни открытых дверей - творческие микрогруппы - наставничество или помощь педагогов-тьюторов - эстафеты педагогического мастерства - педагогические советы - повышение квалификации - «копилка» педагогического мастерства - день молодого учителя - мастер-классы - проектная деятельность - создание банка инновационных идей - стажерские площадки - творческие конкурсы - творческая лаборатория молодых специалистов - издательская деятельность - проведение тренингов - дискуссионные клубы - модерирование - супервизия - педагогический коучинг
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ СОПРОВОЖДЕНИЯ
МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Остановимся подробнее на детальной характеристике некоторых форм работы с начинающими педагогами.
Введение института наставников или педагогов-тьюторов, способствующих творческому профессиональному развитию личности молодого учителя. Под руководством педагогов-тьюторов, подготовленных из числа опытных учителей, молодые учителям в индивидуальном режиме осваивают не только нормы учительской профессии, но и инновационную практику. Тьютор обеспечивает объективные условия для молодых учителей, в которых они осознают себя субъектом собственного профессионального становления.
Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
Основными задачами школьного наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя. Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя.
В частности, выделяются три этапа данной работы:
1.Адаптационный. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю - предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические занятия. У него еще свежи знания, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. Поэтому наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание молодого специалиста на:
- требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации;
- формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся.
На данном этапе в работе с молодым учителем участвуют представители администрации, руководители методических объединений, педагоги-наставники,
педагог-психолог, методист, социальный педагог. Составляется план профессионального становления начинающего педагога, определяется круг его обязанностей и полномочий, проводится анкетирование, по результатам которого вырабатывается программа адаптации.
2. Основной, проектировочный. Проводится работа над темой самообразования, осуществляется планирование методической работы, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, начинается оформление портфолио. Разрабатывается и организуется программа адаптации, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя, педагог-наставник и педагог-психолог помогают выстроить собственную программу самосовершенствования.
3.Контрольно-оценочный. На этом этапе ярко проявляется педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, участие в инновационной деятельности. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
«Копилка» педагогического мастерства. Работа с молодыми специалистами будет наиболее эффективной, если подготовить различные памятки: -памятка классного руководителя
-организация работы с неуспевающими обучающимися -методический глоссарий -анализ и самоанализ урока
-как правильно организовать работу с родителями
-методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятии
-методическую копилку по определению типа урока, эффективному выбору работы с обучающимися
-психологические упражнения для развития внутренних средств саморегуляции.
Передовой опыт - самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в некоторых школах организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт в воспитательно-образовательном процессе. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу. Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода
творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.
В качестве временных видов сопровождения молодых учителей авторы Певзнер М.Н. и Зайченко О.М. [7] предлагают консультирование, модерирование, индивидуальную и групповую супервизию.
Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей работника и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих работника к принятию профессионально грамотного решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала специалиста. Оно не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. При этом индивидуально значимое становится коллективно значимым. Функция модератора - помочь обучаемому специалисту «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения.
Одним из центральных видов сопровождения профессиональной деятельности педагога является консультирование, представляющее собой особым образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста или организации в целом.
Психологическое консультирование педагогов - принципиально важное направление школьной практической деятельности психолога. Эффективность всей его работы в школе в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить широкое и конструктивное сотрудничество с педагогами и администрацией школы в решении различных задач сопровождения школьников. Организуется же это сотрудничество в значительной мере в процессе консультирования.
Супервизия буквально означает «надзор», или, в более мягком варианте — наставничество.
Супервизия включает в себя: модерирование; консультирование; создание психологически комфортных условий для субъектов профессиональной деятельности; организацию продуктивного социального межгруппового и внутригруппового взаимодействия; диагностирование и разрешение профессиональных конфликтов; лечение профессиональных «болезней» и исправление профессиональных ошибок; содействие в развитии и саморазвитии как организации в целом, так и отдельных работников; формирование дополнительных компетенций в рамках компенсирующего образования, необходимых в условиях открытых образовательных систем.
Таким образом, можно выделить следующие функции супервизии: модерационную; консультационную; психотерапевтическую; коррекционную; дидактическую. Супервизия осуществляется, как правило, в двух формах: индивидуальной и групповой. Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки. Индивидуальная супервизия отличается особой степенью доверительности. Она способна не только диагностировать трудности личностно-
профессионального самоопределения и предложить персональные субъектно-окрашенные способы решения возникающих проблем с индивидуально рассчитанной калькуляцией соответствующих ресурсо- и энергозатрат, но и в значительной степени выполняет психологические и психотерапевтические функции.
Некоторыми современными авторами [10; 11] в качестве инновационной технологии поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии предложен коучинг. Коучинг (англ. Coaching - обучение, тренировки) — это метод современного консультирования, способствующий эффективному достижению человеком поставленных целей, выраженному в конкретных результатах.
Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:
Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение, это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.
Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.
Сегодня очевидно, что «в новом стандарте учитель из транслятора знаний превращается в человека-навигатора, организатора учебной деятельности детей» (А.Кондаков).
Педагогический коучинг - это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт молодого учителя, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели. Педагогический коучинг призван:
1.Повысить эффективность педагогической деятельности.
2.Психологически грамотно сопровождать молодых учителей по жизненному и образовательному пути.
3.Ставить перед собой и учениками реальные и релевантные цели.
4. Определить жизненные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
5.Развивать навыки управления личным временем.
6.Улучшить отношения с другими людьми (коллегами, учениками и их родителями).
7.Преодолеть стрессы первых месяцев работы.
8.Повысить уверенность в себе.
9.Эффективно и быстро преодолеть неблагоприятные жизненные обстоятельства.
Школа молодого учителя является составной частью системы информационно-методического сопровождения, направленной на развитие образования. Задачи школы:
1.Ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации молодых специалистов в школах района.
2. Становление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами, а также, между молодыми специалистами и опытными педагогами.
3.Приобретение практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности.
4.Удовлетворение потребности молодых учителей в непрерывном образовании и оказание им помощи в преодолении различных профессиональных затруднений.
5.Помощь молодым учителям во внедрении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс.
6.Организация и проведение научно-методической работы по проблемам современного образования, проведение различного уровня методических семинаров, конференций, выставок с привлечением интеллектуального потенциала молодых учителей.
Во многих школах Крыма и России существуют авторские проекты школы молодого учителя. Приведем один из вариантов.
Таблица 3
Пример авторского проекта «Школы молодого учителя» 1 год
Вопросы теории Практические занятия Дата Ответственные
1 2 3 4
1.Правила оформления школьной документации. 2.Постановка целей урока, отбор содержания, методов обучения. Формы организации деятельности учащихся. 1.Оформление классного журнала, личного дела учащегося. 2.Конструирование конспекта урока (определенного типа) 3.Формулировка целей урока по определенной теме. сентябрь Заместитель директора по учебной работе.
1.Планирование классным руководителем воспитательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся 1.Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы. 2. Составления примерного макета-плана классного руководителя. октябрь Заместитель директора по воспитательной работе.
Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. 1.Ознакомление с работами психологов: Л. Выгодского, В. Давыдовой, Л. Занкова, 2.Посещение и анализ урока. ноябрь Психолог.
Ученический коллектив -основа воспитания. 1.Составления психолого-педагогической характеристики учащегося и всего классного коллектива. 2.Решение педагогических ситуаций. декабрь Заместитель директора по воспитательной работе.
1 2 3 4
Развитие познавательного интереса 1. Конструирование проблемного урока. 2.Посещение и анализ урока. январь Заместитель директора по учебной работе.
Нравственное и патриотическое воспитание учащихся. 1.Разработка планов проведения уроков мужества, встреч с интересными людьми. 2.Разработка, содержание и методика проведения викторин, КВН среди уч-ся. февраль Заместитель директора по воспитательной работе.
Использование активных форм и методов в учебном процессе. 1. Обсуждение работ учителей новаторов: В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лисенковой и т.д. 2. Конструирование уроков-лекций, уроков-семинаров и т.д. март Заместитель директора по учебной работе.
Организация общественно-полезного производительного труда школьников. 1. Анализ форм и методов по организации общественно-полезного производительного труда. 2.Планирование летней трудовой четверти. апрель Заместитель директора по воспитательной работе.
Неделя молодого учителя и наставника 1.Проведение опытными педагогами открытых уроков. 2. Круглый стол. 3.Подведение итогов. 4. Советы молодым. май Администрация школы
Итоговое занятие. Конкурс творческих работ «Открой себя, педагог!» Конкурсы по номинациям: «Мой лучший урок с применением игровых технологий». «Мой лучший урок с применением ИКТ и интерактивных технологий». Внеклассные мероприятия. май Администрация школы
Возможна и такая форма работы как «День молодого учителя в школе». В него могут быть включены следующие мероприятия:
1. Выставка методических и дидактических материалов, разработанных молодыми учителями:
-рефераты по вопросам теории обучения, психологии, теории и методики воспитания;
-доклады, сообщения по вопросам методики преподавания предметов;
-конспекты уроков различных типов и других форм организации учебных занятий;
-планы работы кружков по предмету;
-конспекты внеклассных воспитательных мероприятий;
-планы воспитательной работы классных руководителей;
-дидактические материалы, изготовленные самостоятельно наглядные пособия.
2. Проведение открытых уроков и внеклассных воспитательных мероприятий молодыми учителями и их обсуждение.
3. Смотр кабинетов молодых учителей.
4. «Круглый стол» по вопросам проблем адаптации молодых специалистов в педколлективе.
ВЫВОДЫ
Проблема профессиональной адаптации молодых учителей приобретает особую актуальность на современном этапе социально-экономического реформирования общества, так как именно в современных условиях общество предъявляет к учителю особые требования и в личностном, и в профессиональном плане.
Анализ результатов исследований как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов позволил выделить основные стадий профессионального становления личности педагога и особую значимость первого адаптационного периода (от трех до пяти лет). В это время закладывается собственный стиль педагогической деятельности учителя, формируется его профессиональная компетентность, соответствующая современным требованиям, когда ценятся инициатива, креативность, исследовательская и управленческая позиция. Профессиональная адаптация рассматривается автором как процесс вхождения индивида в профессиональную среду, овладения стандартами и ценностями профессионального сообщества, усвоения и реализации профессионального опыта, в котором различные типы адаптированного поведения проявляются как выбор оптимального поведенческого решения.
Молодой учитель сталкивается на практике с множеством психолого-педагогических проблем и трудностей (высокое эмоциональное напряжение, переживание неудач; трудности межличностного взаимодействия с учениками класса, с их родителями и коллегами; проблемы с внедрением новых технологий в преподавании своего предмета, предупреждением конфликтных ситуаций с участниками образовательного процесса и другие).
Автором представлены основные современные формы сопровождения молодого специалиста, облегчающие этап профессиональной адаптации. Это традиционные формы (школа молодого учителя, наставничество или помощь педагогов-тьюторов, дни открытых дверей, педагогические советы, семинары-практикумы, творческие микрогруппы, эстафеты педагогического мастерства) и инновационные (создание банка инновационных идей, стажерские площадки, творческие конкурсы, творческие лаборатория молодых специалистов, издательская деятельность, проведение тренингов, «копилка» педагогического мастерства, мастер-классы, дискуссионные клубы, модерирование, супервизия, педагогический коучинг).
Подробно дана характеристика отдельных форм работы с начинающими педагогами.
Список литературы
1. Дворядкина Д. А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: (Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2012 года) / Д.А. Дворядкина.-- Ростов-на-Дону, 2012. - 35 с.
2. Ивлиева Г. Д. Методическая поддержка молодых учителей общеобразовательных учреждений нового вида как фактор их ускоренного профессионального становления: дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.08/ Ивлиева Галина Дмитриевна. — М., 2007. — 182 с.
3. Игонина М.В. Формирование умений и навыков педагогического общения у молодого учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Игонина Мария Владимировна. — М., 2009. - 235 с.
4. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Круглова Ирина Викторовна. — М., 2007. - 178 с.
5. Как сделать профессию учителя — профессией будущего! Уроки со всего мира. Аналитический доклад международного саммита, посвященного профессии учителя — Перевод с англ. Л.И. Заиченко, ред. Н.А. Заиченко. — СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011. — 144 с.
6. Подготовка высококвалифицированных педагогов: международный опыт Институт международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) 24 августа 2011 г [Электронный ресурс] - Режим доступа: .http://iori.hse.ru/news/oecd/page2.html
7. Певзнер М.Н. Научно-методическое сопровождение персонала школы / [Электронный ресурс] / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко - Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt7p id=5300&p page=21
8. Скоробагатова О. О. Профессионализм учителей и качество знаний учащихся - необходимое условие становления модернизированной школы: Фестивать педагогических идей [Электронный ресурс]/ О.О. Скоробагатова - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/313415/
9. Хамидулина Н. А. Профессиональная адаптация молодых учителей в современных социально-экономических условиях [Электронный ресурс] / Наиля Акрамовна Хамидулина: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Кемерово, 2000. - 167 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/professionalnaya-adaptatsiya-molodykh-uchitelei-v-sovremennykh-sotsialno-
10. Гульчевскя В.Г. Коучинг — инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся [Электронный ресурс]/ Вера Георгиевна Гульчевскя - Режим доступа: http://aziomacoach.by/library/coaching-innovacionnaya-tehnologiya
11. Андреева М.О. Коучинг как профессионально-педагогическая компетентность современного учителя /Марина Олеговна Андреева // Региональная школа управления. Научно-методический журнал.- Ростов н/Д -2013,- №1.
Shirshova I.A Adaptation of young teachers for professional activity in modern school / I.A Shirshova
// Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series: Issues of Secondary and Higher School Education. - 2014. - Vol. 27(66), No.3. - P.3-17.
The article is devoted to professional integration of young teachers in modern socio - economic situation. .The author the essence of the professional adaptation of new teachers, a dedicated stage of professional development of teachers and the need for the effectiveness of its initial stages. Formulated psychological-pedagogical difficulties faced by young teacher and their causes. And also presents modern forms of support of the young specialist.
Keywords: professional adaptation, stage of professional development, psychological problems of young teachers, forms of support of young teachers.
Поступила в редакцию 15.05.2014 г.