УДК 378
Глебова Зоя Владимировна
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-730007.
В статье рассматриваются направления деятельности Центра сопровождения молодых педагогов, который бът организован на основе университетского комплекса при Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова. Описывается, разработанная и реализуемая сотрудниками Центра, система научно-методической поддержки молодых специалистов Ульяновской области по успешной адаптации в образовательной организации, самореализации и выстраиванию конструктивных взаимоотношений с коллегами, обучающимися и родителями. Дается обоснование такого сопровождения деятельности учителя на начальном этапе профессиональной карьеры, в результате которого представляется возможным обеспечить молодым педагогам профессиональное развитие, плавное и комфортное вхождение в профессию и закрепление в ней, а также сократить сроки выхода на продуктивный уровень педагогической работы.
Ключевые слова: молодой педагог, профессиональное становление, Центр сопровождения молодых педагогов, направления сопровождения педагогической деятельности молодых специалистов, система научно-методической поддержки начинающих педагогов, университетский комплекс.
Одной из главных задач современной системы образования в России является развитие кадрового потенциала образовательных организаций. Сегодня работа в данном направлении сосредоточена на реализации национальной системы учительского роста, которая отражает идею уровневого подхода к квалификации педагога и может рассматриваться как средство обеспечения его профессионального и личностного развития. В связи с этим в настоящее время государство ставит принципиально новые задачи в системе образования, и одной из ключевых является формирование модели перспективного, эффективного образования путём непрерывного инновационного развития. К числу стратегических направлений на данном этапе можно отнести основные идеи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», где в качестве важнейшего фактора обновления системы образования выступает развитие учительского потенциала, обеспечивающегося, в том числе, и путём пополнения школ новым поколением учителей.
Современному учителю приходится быстро реагировать на перемены, которые интенсивно происходят в образовательном процессе и пространстве, постоянно быть готовым к непрерывному личностному и профессиональному росту, регулярно повышать профессиональную компетентность. Эти же требования предъявляются сегодня и к молодому педагогу, от которого ждут высокой продуктивности в профессиональной деятельности уже с первых дней работы в образовательной организации.
Вместе с тем, сегодня среднее и высшее профессиональное педагогическое образование, прежде всего, направлено на формирование у начинающих педагогов необходимых компетенций, которых не всегда бывает достаточно для успешной адаптации молодых учителей к реальностям
современного образования, которые не всегда позволяют справиться с постоянно возникающими трудностями. Более того, сегодняшнее среднее и высшее профессиональное педагогическое образование ориентировано на подготовку, но не на сопровождение молодых специалистов в процессе профессиональной деятельности.
Методическая работа по сопровождению молодых педагогов ведётся практически во всех образовательных организациях, каждая из которых располагает собственным опытом создания методических объединений, Школ и Клубов молодых педагогов [1]; назначения наставников и тьюторов [3]; разработки и реализации специальных программ поддержки начинающих педагогов [2] и т.д. Однако этого, на наш взгляд, недостаточно для системного решения вопроса.
Создание системы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности молодых педагогов, включающей оказание методической, научной, психолого-педагогической, организационной, консалтинговой, экспертной и других видов помощи, нам представляется возможным в рамках университетского комплекса. Комплекса, который объединяет в своей структуре подразделения, реализующие образовательные программы от уровня дошкольного до повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Педагогический университет, на наш взгляд, располагает теми синергетическими эффектами и инновационными ресурсами, которые недоступны другим социальным институтам, поскольку предполагает привлечение ученых, проведение научных исследований, стажировки, практику инновационной деятельности, оказание разносторонних консультаций, разработку и реализацию адресных образовательных программ и т.д.
158
Вестник КГУ ^ 2018
© Глебова З.В., 2018
Направления деятельности Центра сопровождения молодых специалистов..,
Одним из примеров подобной системы является Центр сопровождения молодых педагогов (далее - Центр), созданный в ноябре 2015 года на факультете дополнительного образования (сегодня факультет образовательных технологий и непрерывного образования) Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова [4; 5]. Организуя систему разнонаправленной поддержки молодых специалистов высококлассными специалистами сферы образования, закрепления начинающих педагогов в муниципальных образовательных учреждениях, Центр помогает педагогу успешно адаптироваться в образовательной организации, самореализоваться и выстроить конструктивные взаимоотношения с коллегами, обучающимися и родителями.
Объединяя работу разных подразделений и специалистов университета, Центр организует свою работу по четырем основным направлениям: научно-исследовательское, научно-методическое, учебно-методическое и организационно-методическое.
Работа в рамках научно-исследовательского направления предполагает выявление наиболее актуальных проблем и затруднений, с которыми сталкиваются начинающие педагоги, приходя на работу в образовательные организации, и исходя из полученных сведений, позволяет как осуществление адресной поддержки молодых педагогов, так и привлечение их для участия в плановых мероприятиях университета.
Для выявления трудностей, с которыми сталкивается в своей деятельности начинающий учитель, сотрудниками Центра была разработана анкета «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры», позволяющая выявить трудности в следующих областях: подготовка и проведение урока и внеурочного мероприятия; организационная работа; взаимоотношения с обучающимися и их родителями, с коллегами, с администрацией образовательной организации; предпочитаемые формы работы Центра с молодыми педагогами и выявление компетентностей, в формировании которых есть особая потребность.
Научно-методическое направление деятельности по сопровождению молодых педагогов предполагает психолого-педагогическое консультирование начинающих педагогов сотрудниками Центра и предметных кафедр университета, экспертное сопровождение образовательных инициатив молодых педагогов (конкурсных, аттестационных, выставочных, учебно-методических и др. материалов), организацию профессиональной супервизии с целью повышения качества профессиональной деятельности молодых педагогов. В рамках данного направления осуществляется также организация и проведение научно-практических мероприятий, таких как профессиональные мастерские, проблемные семинары, тренинги, творческие
встречи с авторами учебников, представителями издательств и др. В соответствии с планом работы Центра осуществляется разработка учебно-методических рекомендаций в помощь начинающему специалисту, например «Внеурочная деятельность: лучшие педагогические практики», «Формирование УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС», «Технология социально-педагогического сопровождения семей обучающихся, входящих в группу риска», «Реализуем ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада» и т.д.
В рамках учебно-методического направления сотрудниками Центра организуются и проводятся различные семинары по актуальным проблемам развития современного образования, вебинары, мастер-классы по вопросам, заявленным молодыми педагогами, курсы повышения квалификации и т.д. Так, сотрудниками предметных кафедр факультета образовательных технологий и непрерывного образования в 2016-2017 учебном году обсуждались следующие темы: «ФГОС ООО в деятельности современного педагога», «Психолого-педагогические основы организации урока в соответствии с требованиями ФГОС ОО», «Программно-методическое обеспечение деятельности учителя: учебные и рабочие программы», «Анализ учебного занятия с позиции формирования универсальных учебных действий», «ФГОС ООО и воспитательный потенциал внеурочной деятельности», «Развитие профессиональных педагогических компетенций молодых специалистов в условиях применения профессионального стандарта», «Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла», «Историко-культурный стандарт: содержание, проблемы, формы реализации в школьном историческом образовании», «ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку», «Подготовка обучающихся к итоговому сочинению по литературе», «Организация внеурочной деятельности историко-обще-ствоведческой направленности» и др.
Осуществляя организационно-методическое направление, сотрудники университета организуют встречи молодых педагогов с членами научных школ, клубов Ульяновской области, таких как Научная школа «Акме», Открытая школа педагогического мастерства «Профессионал+», клуб организаторов «Импульс», Школа коммуникативного развития педагога, Творческая мастерская учителей технологии и др. Данное направление предполагает также организацию и поддержку наставничества молодых педагогов как в университете, так и на базе образовательных организаций, сопровождение различных конкурсов для молодых
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
159
педагогов на лучший конспект урока, на лучшую научно-методическую разработку и т.д.
Одним из важных направлений деятельности Центра является создание банка наставников молодых педагогов с целью поддержки выпускников педагогического университета, содействия адаптации в образовательной организации и развития их профессиональной карьеры. В банке представлены кандидатуры сотрудников всех факультетов педагогического университета, которые проявили инициативу выступить в качестве наставников молодых учителей по различным школьным дисциплинам. Более 60 сотрудников банка призваны оказывать юридическую, психолого-педагогическую, учебно-методическую и научно-методическую помощь и поддержку молодым специалистам по направлениям «Методология, методика, управление образованием», «Классное руководство», «Коррек-ционное и инклюзивное образование», «Начальная школа. Дошкольное образование», «Русский язык. Литература», «Иностранный язык», «Математика. Физика. Информатика», «История. Обществозна-ние. МХК», «Химия. Биология. География. Экология», «Физкультура. ОБЖ», «Технология. Профессиональное образование».
В заключение отметим, что молодой учитель, получивший комплексную поддержку на начальном этапе профессиональной карьеры со стороны сотрудников Центра УлГПУ и достаточные ориентиры профессиональной деятельности и развития, способен эффективно реализовывать задачи, возникающие перед современной системой образования.
Библиографический список
1. Андреева Л.Д. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в управленческой культуре // Успехи современного естествознания. -2011. - № 1. - С. 170-172.
2. Выдрина Н.Н. Программа работы специалиста по сопровождению молодых педагогов «Круг помощи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.resobr.ru (дата обращения: 06.11.2016).
3. Ковалёва Т.М., Кобыща Е.И., Попова С.Ю. Профессия «тьютор». - М.; Тверь: «СФК-офис», 2012. - 246 с.
4. Современное дополнительное образование взрослых / под ред. С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 203 с.
5. Сопровождение развития педагога на начальном этапе профессиональной карьеры / под ред. С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой. -Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. - 293 с.
References
1. Andreeva L.D. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie molodogo uchitelya v upravlencheskoj kul'ture // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. -2011. - № 1. - S. 170-172.
2. Vydrina N.N. Programma raboty specialista po soprovozhdeniyu molodyh pedagogov «Krug pomoshchi» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.resobr.ru (data obrashcheniya: 06.11.2016).
3. Kovalyova T.M., Kobyshcha E.I., Popova S.YU. Professiya «t'yutor». - M.; Tver': «SFK-ofis», 2012. -246 s.
4. Sovremennoe dopolnitel'noe obrazovanie vzroslyh / pod red. S.V. Danilova, L.P. SHustovoj, Z.V. Glebovoj. - M.: INFRA-M, 2018. - 203 s.
5. Soprovozhdenie razvitiya pedagoga na nachal'nom ehtape professional'noj kar'ery / pod red. S.V. Danilova, L.P. SHustovoj, Z.V. Glebovoj. -Ul'yanovsk: FGBOU VO «UlGPU im. I.N. Ul'yanova», 2017. - 293 s.
160
Вестник КГУ 2018