Научная статья на тему 'Технология педагогического сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя'

Технология педагогического сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1719
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL SUPPORT OF AN INEXPERIENCED TEACHER / ORGANIZATION AND PEDAGOGICAL SUPPORT / SUPPORT TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF AN INEXPERIENCED TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харавинина Любовь Николаевна

Организация профессионального развития личности молодого педагога является актуальной проблемой администрации образовательного учреждения. Обеспечить своевременную помощь и поддержку педагога в период профессиональной адаптации при решении профессиональных задач позволяет технология сопровождения, которую мы рассматриваем как самостоятельную сферу педагогической деятельности, порожденную гуманизацией образования. Описываемая технология сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя включает в себя такие компоненты, как: цели, взаимодействующие субъекты реализации задач сопровождения, этапы реализации технологии и результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Support Technology of the Inexperienced Teacher’s Personal-Professional Developments

The organization of an inexperienced teacher s professional development is one of the main goals of educational administration. Successful professional development of professional self-awareness goes more efficiently when it is provided with pedagogical support and organizational counseling during the period of professional adaptation. The suggested support technology of professional and personal development of the inexperienced teacher includes the following components: goals, contents, stages and results. The pattern reflects the contemporary ideas of the educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Технология педагогического сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377

Л. Н. Харавинина

Технология педагогического сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя

Организация профессионального развития личности молодого педагога является актуальной проблемой администрации образовательного учреждения. Обеспечить своевременную помощь и поддержку педагога в период профессиональной адаптации при решении профессиональных задач позволяет технология сопровождения, которую мы рассматриваем как самостоятельную сферу педагогической деятельности, порожденную гуманизацией образования. Описываемая технология сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя включает в себя такие компоненты, как: цели, взаимодействующие субъекты реализации задач сопровождения, этапы реализации технологии и результаты.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, технология сопровождения личностно-профессионального развития молодого педагога.

L. N. Kharavinina

Pedagogical Support Technology of the Inexperienced Teacher's Personal-Professional Developments

The organization of an inexperienced teacher s professional development is one of the main goals of educational administration. Successful professional development of professional self-awareness goes more efficiently when it is provided with pedagogical support and organizational counseling during the period of professional adaptation. The suggested support technology of professional and personal development of the inexperienced teacher includes the following components: goals, contents, stages and results. The pattern reflects the contemporary ideas of the educational paradigm.

Key words: professional support of an inexperienced teacher, organization and pedagogical support, support technology of professional and personal development of an inexperienced teacher.

Модернизация современного российского образования продолжается на новом этапе - внедрения новых образовательных стандартов как в общем, так и в профессиональном образовании. Изменяются требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации, к результатам их освоения. Компетентност-ный подход, заявленный в стандартах профессионального образования, потребовал от преподавателей кардинальной перестройки всей их профессиональной деятельности. Большинство преподавателей вновь переживают состояние психического напряжения, сопоставимого с периодом профессиональной адаптации. Затруднения испытывают опытные педагоги, у которых сложилась система взглядов на преподаваемую дисциплину, но еще большие затруднения испытывают педагоги, начинающие профессиональную деятельность.

В начале профессиональной деятельности пе-

© Харавинина Л. Н., 2011

дагог неизбежно сталкивается с проблемами. Однако и в этот период, преодолевая профессиональные затруднения, педагог стремится к личностному и профессиональному развитию (ЛПР). Наиболее продуктивной технологией психолого-педагогической поддержки педагога в период профессиональной адаптации является, по нашему мнению, технология педагогического сопровождения.

Идеи технологии сопровождения активно развиваются в работах Л. В. Байбородовой, Н. Г. Би-тяновой, О. С. Газмана, И. В. Дубровиной, С. В. Дудчик, Е. И. Казаковой, Н. В. Клюевой, Н. Б. Крыловой, И. Г. Назаровой, М. С. Полянского, М. И. Рожкова и др. [1, 3, 5, 6]). В самом общем смысле сопровождение характеризуют как помощь человеку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса, как непрерывный

процесс изучения, формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспеченных командной работой специалистов различных профилей.

Идеи сопровождения соответствуют прогрессивным идеям зарубежной гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер), отечественной психологии (Е. В. Бондаревская, Р. Л. Кричевский, С. В. Кульневич, И. А. Якиманская и др.), педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков и др.). В качестве основных характеристик сопровождения выступают его процессу-альность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную ситуацию человека, особые отношения между участниками, приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта («педагогика успеха»), право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Базовыми для развития технологии сопровождения мы считаем идеи О. С. Газмана, автора технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания, доказавшего в 90-х гг. ХХ в. в своих работах, что педагогическая поддержка и сопровождение развития личности человека - есть не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации [2].

Под технологией (от греч. тесЬпо - искусство, мастерство, ^08 - наука) понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. Педагогическая технология - строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Технологичность педагогического процесса позволяет с большой определенностью предсказывать и достигать результатов; обеспечивать благоприятные условия для развития личности; уменьшать влияние неблагоприятных обстоятельств на личность; анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование; выбирать наиболее эффективные и оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы для решения возникающих образовательных и социально-педагогических задач.

Описанию педагогических технологий посвя-

щены работы В. П. Беспалько, Л. В. Байбородо-вой, В. В. Гузеева, М. В. Кларина, М. М. Левиной, Г. К. Селевко, А. И. Умана и других отечественных ученых, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Б. Блум, Т. Гилберт, Р. Мейджер, К. Силбер, Р. Томас и др.).

В качестве рабочего нами взято определение педагогической технологии Г. М. Коджаспиро-вой, характеризующее ее как систему способов, приемов и шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, как определенная система действий; то есть это разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат [4].

Разрабатываемая нами технология сопровождения педагога в период профессиональной адаптации призвана обеспечить:

- создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога в период его профессиональной адаптации;

- оказание специалисту всесторонней (педагогической, психологической, методической, правовой, социальной и др.) ненавязчивой помощи при решении вопросов и затруднений, возникающих в процессе работы; привлечение специалистов к оказанию помощи педагогу;

- привлечение преподавателей к решению задач развития образовательного учреждения (организации), реализации программ, проектов и т. п. на основе сотрудничества и сотворчества;

- обеспечение разноплановой и как можно более объективной (в том числе с привлечением независимых экспертов) экспертизы профессиональной деятельности педагога;

- обеспечение условий профессионального роста педагога, развития его педагогической компетентности.

Технология педагогического сопровождения опирается на координированное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития. Субъектами сопровождения ЛПР педагога в период его профессиональной адаптации являются сопровождаемый и сопровождающие (схема 1). Важнейшим аспектом сопровождения являются позитивные отношения сопровождающего и сопровождаемого, что влияет на реализацию возможностей, гарантирует последнему доброжелательное принятие, поддержку и помощь в решении задач его личностно-профессионального развития.

Взаимодействие субъектов сопровождения

Схема 1

Процесс сопровождения ЛПР цикличен и пре- вариативного, практико-действенного и анали-дусматривает последовательную реализацию че- тического (схема 2). тырех этапов: диагностического, поисково-

Схема 2

Этапы реализации технологии сопровождения ЛПР МП

Диагностический этап -» Поисково-вариативный этап ► Практико-действенный этап Аналитический этап

Цели

1 1 "

Первичная экспертиза уровня соответствия педагога профессиональным требованиям Определение целевых ориентиров сопровождения ЛПР Реализация программы сопровождения Анализ результативности сопровождения

Сбор анкетных данных сопровождаемых Постановка целей личностного и профессионального развития Реализация программы ЛПР через систему организационных форм сопровождения Анализ адаптированно-сти

♦ *

Изучение адаптационных способностей Открытые учебные занятия

* * * 1

Наблюдения за первыми шагами профессиональной деятельности Определение целей и приоритетных направлений профессионального обучения Индивидуальные формы взаимодействия с преподавателями ПЦК Педагогический конкурс

+ * + *

Диагностика профессиональных затруднений Фиксирование целей и сроков их достижения в Тетради ЛПР Индивидуальные формы взаимодействия с наставниками Представление методической разработки

* Т * *

Тестирование теоретической и методической грамотности Создание индивидуальной программы ЛПР Формы взаимодействия с сотрудниками службы сопровождения Диагностика и демонстрация динамики развития ПК

▼ Т Т Т

Изучение профессиональной мотивации Уточнение календарно-тематического плана работы ШМП Формы взаимодействия с преподавателями школы молодого педагога Комплексная оценка результативности программы ЛПР

Т Т

Определение уровня профессиональной компетентности + \ Рекомендации по совершенствованию профессиональной компетентности

Индивидуальный план ЛПР, саморазвития и самообразования Текущая рефлексия результатов взаимодействия и рекомендации по повышению профессиональной компетентности

Фиксирование исходного уровня профессиональной компетентности в тетради ЛПР Формулирование методической темы и плана самообразования

4 Результаты Т-4-^-±-

Первый этап - диагностический - предполагает первичную экспертизу уровня соответствия результатов педагогической деятельности начинающего педагога требованиям образовательного учреждения. Методист образовательного учреждения вместе с сопровождаемым обнаруживают и актуализируют предмет педагогического сопровождения, которым является проблема или трудность, конкретная профессиональная ситуация, уровень развития компонентов профессиональной компетентности. Выявляется суть затруднений, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема, над которой надо работать (затруднения в разрешении конфликтной ситуации с учащимися, с коллегами, при выполнении профессиональных образовательных или методических задач, в выполнений функций классного руководства и др.). В результате сопровождающий заполняет диагностическую карту, позволяющую составить общую картину о наличии педагогического образования, опыта профессиональной деятельности педагога, с которым ему предстоит работать. Кроме того, входное анкетирование помогает методисту выделить типичные затруднения, возникающие в практической деятельности педагогов, представить их интересы и притязания, на основании которых определяется уровень готовности педагогов к дальнейшему образованию.

Далее сопровождающие в течение первого месяца выборочно посещают учебные занятия начинающего преподавателя, заполняют специальный бланк посещения занятия, утвержденный в образовательном учреждении, в котором отмечают уровень развития профессиональных компетенций, демонстрируемых педагогом при подготовке, проведении и педагогическом самоанализе занятия. На втором месяце работы педагог проходит входное тестирование, способствующее выявлению уровня его теоретической и методической подготовки перед началом обучения в Школе молодого педагога. Совместно с методистом психолог обрабатывает результаты тестирования, выявляет наиболее типичные ошибки.

Завершением этого этапа становится фиксирование результатов входного мониторинга в Тетради ЛПР [7] и исследование возможностей и ограничения (уровень компетентности, наличие необходимых профессиональных средств, предпочтения в методиках и т. п.) сопровождающих. Практика показала, что прохождение этого этапа определяет дальнейшее обучение начинающих педагогов, осознание ими значимости и ответственности перед педагогическим коллективом за результативность собственной деятельности и ее роли в решении общей задачи профессионального обра-

зовательного учреждения в подготовке конкурентоспособного специалиста.

На втором поисково-вариативном этапе осуществляется определение целевых личностных и профессиональных ориентиров развития педагогов. Для этого можно предложить перечень типичных задач или личностных и профессиональных компетенций и сориентировать педагога на собственные личностно-профессиональные потребности и интересы. Цели обучения непременно являются предметом согласования между методистом, организатором школы МП, наставником и обучающимся. Конкретизированные цели обучения, личностного и профессионального развития каждый обучающийся фиксирует в Тетради профессионального роста, что позволяет ему занять субъектную позицию собственного ЛПР. Полезно определить сроки их достижения. Следующим шагом на этом этапе должен стать поиск вариантов решения выявленных профессиональных затруднений, определение круга профессионально важных тем для дальнейшего обучения и самообразования, степени участия субъектов сопровождения в этом процессе, а также необходимых средств сопровождения, анализа предполагаемых последствий этих решений, на основе имеющегося у МП опыта. Важным шагом является создание системы потребностей и мотивов, отражающих побуждения педагогов к самосовершенствованию и стремления к пополнению общих и профессиональных знаний, к совершенствованию учебно-познавательных и профессиональных умений. Большое внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей сопровождаемого как субъекта педагогической деятельности.

Деятельность сопровождающих строится с учетом интересов и прав педагога. Важной задачей является формирование положительного отношения к преподаванию, оказание помощи в выборе возможных путей повышения своего уровня профессиональной компетентности, условий для самоопределения педагога и стимулирование его потребности в самообразовании.

Методист совместно с начинающим педагогом определяет перечень тем занятий из программы Школы молодого педагога; составляет инвариантную и вариативную части. Сопровождаемые педагоги получают представление о задачах курса, его модулей, системе работы по инвариантной части. Содержание и объем вариативной части программы могут быть различными и зависят от уровня сформированности профессиональной компетентности педагога, выявленном на диагностическом этапе. К проектированию направлений деятельности по вариативной части обязательно

подключается наставник и заведующий ПЦК (кафедры), так как большая часть мероприятий будет проходить при их непосредственной помощи и под их мониторингом.

Результатом этого этапа являются конкретизированные цели обучения, личностного самосовершенствования и профессионального развития, индивидуальный план обучения и самообразования.

На третьем практико-действенном этапе совершаются реальные или виртуальные (имитации-онные) действия субъектов сопровождения ЛПР МП по осуществлению программы сопровождения.

Отметим, что эффективность сопровождения ЛПР во многом обуславливается выбором форм и методов организации педагогического взаимодействия. Принимая во внимание тот факт, что в об-

Особое место в системе сопровождения преподавателя в период профессиональной адаптации занимают занятия в Школе молодого педагога [8]. Организатор ШМП планирует ее работу на год, координирует действия всех преподавателей, привлекаемых к обучению молодых педагогов, анализирует эффективность занятий. Виды занятий зависят от их тематики. Тематика заня-

разовательное учреждение по разным объективным причинам могут придти одновременно не один, а сразу несколько молодых специалистов, служба сопровождения принимает решение об организации работы с использованием индивидуальных или групповых форм педагогического взаимодействия. Индивидуальное сопровождение осуществляется через оказание помощи и поддержки коллег в двух направлениях: взаимодействие с преподавателями предметно-цикловой комиссии и взаимодействие с наставником. Групповое сопровождение - через взаимодействие с сотрудниками службы сопровождения и взаимодействие с преподавателями школы молодого педагога. Отразим содержание и формы сопровождения ЛПР в схеме 3.

Схема 3

тий зависит от выявленных профессиональных затруднений, включенного наблюдения в ходе посещения учебных занятий субъектами педагогического сопровождения, анализа профессиональной деятельности испытуемых по организации первых учебных занятий, анализа бланков посещения занятий и рекомендаций наставников, «мягкого» интервьюирования в процессе реф-

СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

индивидуальное сопровождение

групповое сопровождение

т

т

через взаимодеиствие с преподавателями предметно-цикловой комиссии

через взаимодействие с наставниками

£

е

Ю ^

О

через взаимодействие с сотрудниками службы сопровождения

через взаимодействие с преподавателями Школы молодого педагога

т

I

к

разработка рабочих программ на основе типовых ежемесячные занятия в Школе молодого педагога

планирование деятельности по созданию учебно-методического комплекса преподаваемой дисциплины практикум по изучению нормативной и учебно-методической документации

рекомендации по разработке занятий консультирование по вопросам создания и оформления методических разработок

передача непосредственного педагогического опыта «с рук на руки»

индивидуальные консультации по проблемам педагогической деятельности

обучение планированию, организации и анализу преподавательской деятельности

совместное проектирование учебных и внеучеб-ных занятий

выступления с докладами на научные, методические и педагогические темы

практическая работа по изучению педагогического опыта наставника и коллег

работа над методической темой

рекомендации по самообразованию и саморазвитию

и т с о н ь л е т я

е

д

я и н е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л в

а р

п

а

К

консультации по личностным проблемам

психологические тренинги

X

X

емина

Консультация, собеседование, творческий отчет, составление и обсуждение поурочных методических разработок, защита педагогического портфолио

р о

©

Школа МП, тренинг, консультация, семинар, конференция, открытые уроки, взаимопосещение занятий, творческая мастерская, профессиональный конкурс, встреча с _лидерами образования_

лексивных суждений, беседы с субъектами сопровождения.

Помощь в профессиональном становлении начинающего специалиста должна носить преимущественно профилактический, превентивный характер с охватом всей группы начинающих преподавателей; индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой к учебным и внеучебным занятиям. По итогам учебы с учетом результативности молодым преподавателям выдаются удостоверения. Результативность учебы в ШМП отслеживается через анкетирование, анализ посещенных занятий, рефлексию, защиту педагогического портфолио, малые педсоветы. Итогом организации работы по групповому сопровождению может стать конкурс профессионального мастерства МП.

Отметим значение на этом этапе педагогической поддержки и помощи наставника и коллег из ПЦК, преподающих смежные дисциплины. Только в совместной работе единомышленников рождается уверенный в своих действиях педагог. Анализируя на совместных заседаниях ПЦК учебно-нормативную документацию, учебно-методические комплексы по преподаваемых дисциплинам, начинающий педагог учится грамотно составлять учебно-методические разработки в соответствии с уровнем требований профессионального образовательного учреждения. Открытые учебные занятия помогут продемонстрировать собственные профессиональные достижения.

В ходе непосредственной преподавательской деятельности все сопровождающие наблюдают за тем, как педагог применяет полученные знания в практической деятельности: посещают занятия, внеклассные мероприятия, родительские собрания и т. п. Результаты посещенных занятий и их анализ, а также первые личностные и профессиональные достижения фиксируются в Тетради профессионального роста педагога.

Уверенность в своих силах, стремление к самостоятельному решению профессиональных затруднений, отсутствие замечаний к профессиональной деятельности со стороны руководства образовательного учреждения является показателем успешности педагога на этом этапе.

На четвертом аналитическом этапе служба сопровождения наблюдает за самостоятельной профессиональной деятельностью педагога, выявляет динамику развития профессиональной компетентности специалиста, определяет его первые профессиональные достижения. Основное место на этом этапе отводится проведению и анализу открытых учебных занятий; творческих педагогических конкурсов «Педагогический де-

бют»; разработке рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности; подготовке к прохождению аттестации; определению направлений самообразования. Осуществляется комплексная оценка результативности реализации программы личностно-профессионального развития педагога, анализ степени адаптированности педагога к условиям профессионального образовательного учреждения и необходимость дополнительной поддержки.

Выстраивая систему работы с молодыми специалистами, сопровождающий должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).

Библиографический список:

1. Байбородова, Л. В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников [Текст] : монография / Л. В. Байбородова. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 88 с.

2. Газман, О. С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] / О. С. Газман // Директор школы. - 2007. - № 3. - с. 51-58.

3. Казакова, Е. Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» [Текст] / Е. Казакова // Лидеры образования. - 2004. -№ 9-10. - с. 95-97.

4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -М. : Академия. - 2001. - 174 с.

5. Рожков, М. И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности [Текст] / М. И. Рожков // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи ; Материалы международной конференции. -Изд-во ЯГПУ, 2005. - с. 3-6.

6. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст] : автореф. дисс. ... канд. психол. Наук / Ю. В. Слюсарев. - С.-Пб., 1992.

7. Тетрадь профессионального роста педагога как средство сопровождения его профессионально-личностного развития // Подготовка кадров в условиях модернизации образования [Текст] Ч. 1 // Материалы конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. - с. 157-163.

8. Формы повышения профессиональной компетентности молодых педагогов в период профессиональной адаптации [Текст] // Технологическое образование как фактор инновационного развития страны ; Материалы XVI международной научно-практической конференции (4-8 октября 2010) / отв. ред. Ю. Л. Хо-тунцев, Л. Н. Серебренников. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2010. - с. - 461-465.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.