ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Почекаева Ирина Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: pochekaeva@yandex.ru
Цапкова Татьяна Андреевна
студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: tatianatsapkova@gmail.ru
THE EFFECTIVE METHODS OF ADAPTATION OF NEWLY QUALIFIED TEACHERS
TO WORKING AT SCHOOL
Irina Pochekaeva, Ph.D Associate Professor, English Language Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: pochekaeva@yandex.ru
Tatiana Tsapkova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: tatianatsapkova@gmail. ru
Аннотация: в статье рассмотрены методы адаптации выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности в школе, а также системы методов психолого -педагогического сопровождения адаптации молодых специалистов: наставничество, супервизия, buddying, shadowing. Неправильно подобранные методы или отсутствие какой-либо поддержки могут негативно повлиять на адаптацию молодого педагога, что приведет к формированию отрицательного отношения к профессиональной деятельности учителя. В представленной статье также отражены принципы и критерии, которые определяют эффективность метода и приведены результаты анкетирования молодых педагогов с целью выявления эффективных способов их адаптации к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, методы адаптации, профессиональная деятельность педагога, психолого-педагогическое сопровождения, супервизия, buddying, shadowing, наставничество.
Abstract: the article deals with different methods and systems of methods applied to the newly qualified teachers' adaption to working at school such as mentorship, supervision, buddying and shadowing. The wrong selection of methods can have a negative impact on the process of adaptation, which results in establishing a negative attitude towards teaching as a profession. The article also presents the principles and criteria that help to measure the effectiveness of a chosen method and the results of the survey of young teachers on this topic.
Key words: professional adaptation, methods of adaptation, teaching, psychology-pedagogical accompanying, supervision, buddying, shadowing, mentorship.
© Почекаева И.С., Цапкова Т.А., 2018
Ни для кого не секрет, что профессиональная адаптация сама по себе представляет собой сложный процесс. Профессиональная адаптация педагога отличается особой сложностью, так как молодой специалист не только погружается в новую для него среду, полную непредвиденных ситуаций и сложностей, но и осваивает целый ряд новых для себя ролей (роли учителя-предметника, роли классного руководителя, коллеги) и обязанностей (к примеру, изучить состав учащихся класса, индивидуальные особенности учеников, составить психолого-педагогическую характеристику класса).
Отсутствие комплекса мероприятий, позволяющих выпускникам педагогических вузов быстрее стать частью коллектива, избегать ошибок в профессиональной деятельности и тревоги из-за возложенных на них обязанностей, формирует низкую профессиональную самооценку выпускника педагогического вуза, снижает мотивацию к получению дальнейшего педагогического образования, понижает интерес к профессиональному совершенствованию и приводит к частой смене мест работы [4; 9]. Эти трудности обуславливают использование определенных методов адаптации выпускников педагогических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в школе. Нецелесообразно использование только одного метода адаптации, используется целый комплекс методов, который может быть охарактеризован как система. Система психолого-педагогического сопровождения адаптации складывается из субъектов адаптации, целей, задач и содержания, которые определяют этапы и принципы [8].
Любая из систем предполагает наличие двух субъектов взаимодействия: сопровождаемого (молодого специалиста) и сопровождающего (более опытного учителя). Такая система сопровождения адаптации как супервизорство, может задействовать нескольких участников, например, группу молодых учителей в качестве сопровождаемых [5].
Наименования субъектов адаптации и этапов могут меняться в зависимости от системы сопровождения психолого-педагогической адаптации молодого педагога. Например, в системе супервизорства субъекты обозначены как «супервизор» и «супервизируемый», в наставничестве как «наставник» и «подопечный» или «стажер». Существует также отличие в предъявляемых требованиях к сопровождающему. Например, в системе buddying отсутствует разделение ролей по типу «старший» и «младший», так как субъекты адаптации в buddying абсолютно равны: buddy может стать недавно приступивший к осуществлению профессиональной деятельности учитель. В то время как в наставничестве главный критерий отбора наставника - профессионализм и стаж [2].
Для определения условий эффективности методов нами было проведено анкетирование. В ходе анкетирования нами был опрошен 131 человек, из которых 30 являются наставниками и 101 - молодыми учителями. Анкетирование было проведено среди наставников и молодых специалистов средней общеобразовательной «IT-школы» №10 города Перми и среди пользователей социальной сети в VK.COM: в таких сообществах для учителей
как «WeTeachEnglish», «Про English - Сообщество Творческих Учителей». Анкетирование было проведено в период с 23 декабря 2017 года до 7 января 2018. Было выявлено, что 43% молодых учителейсчитают, что наставник должен организовывать методическую помощь при проведении уроков и должен быть образцом для подражания. В то время как педагоги-наставники отметили, что наставник совмещает в себе множество ролей: методиста, друга, образца для подражания, психолога. В качестве основных качеств, которые должны быть присущи наставнику, молодые педагоги выделили отзывчивость, доброжелательность, коммуникабельность, понимание и терпение, а также компетентность и профессионализм. 50% опрошенных наставников характеризуют психолого-педагогическое сопровождение как индивидуальную помощь, советы и рекомендации молодым педагогам в период адаптации к работе в школе.
Различия в системах методов адаптации молодых педагогов заключаются в основном в количестве и разнообразии используемых методов. Но в целом можно сказать, что все системы психолого-педагогического сопровождения (наставничество, супервизорство, buddying, shadowing) подчиняются одной структуре, которая может быть представлена этапами: 1) подготовительный, или диагностический этап; 2) проектировочный этап; 3) деятельностный, или практический 3) рефлексивный этап.
Таким же образом, в соответствии с этапами организации психолого-педагогического сопровождения, все применяемые в ходе работы методы можно поделить на 4 группы:
1. Психолого-педагогическаядиагностика направлена на выявление и осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения, уровня обученности и обучаемости субъекта сопровождения. Эти методы включают заполнение различных анкет, опросников, наблюдение за человеком в экспериментальной и реальной ситуации, биографический метод, проективные методики.
2. Просвещение заключается в ознакомлении сопровождаемых с необходимой им для решения возможных или актуальных затруднений информацией. Формирование потребности в применении и использовании данной информации. Осуществляется просвещение через проведение инструктажа по пользованию техническими средствами обучения, правилами пожарной безопасности и другое.
3. Консультирование в контексте педагогического сопровождения может трактоваться как вид деятельности сопровождающего, направленный на помощь в разрешении проблемных вопросов, возникающих в процессе разрешения профессиональных проблем. Для этого этапа характерны метод беседы, наблюдения, хронометража, анализа продуктов труда, тестирования, эксперимента, анализа ошибок.
4. Коррекционно-развивающая работа представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации
к изменяющимся жизненным условиям. Этому этапу присуще использование различных деловых игр, проведение тренингов и консультаций по конкретным вопросам [6].
Среди эффективных методов молодые специалисты выделили мастер-классы и демонстрацию опыта коллег (69%), наставники - обмен информацией о проделанной работе, мнениями о проделанной работе, межличностную беседу в качестве основных (68%), а также подчеркнули необходимость диагностики трудностей, с которыми может столкнуться молодой специалист, коррекцию ошибок, демонстрацию опыта профессиональной деятельности наставником и наблюдение за ним.
Для большей эффективности использования методов необходимо придерживаться основных принципов, на которых основана система психолого -педагогического сопровождения про фессионально -личностного становления молодого педагога в период адаптации: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность и комплексность сопровождения, которые выражаются в постоянной поддержке сопровождаемого сопровождающим [1].
На эффективности применения того или иного метода сказываются внешние (объективные) и внутренние (субъективные) факторы [3; 7]. Характер трудностей, с которыми сталкивается молодой педагог, может повлиять на выбор методов. Если эти трудности связаны с субъективными факторами, к примеру, со способностью адаптироваться, темпераментом, характером, решающее значение приобретут методы, используемые в супервизии, где супервизор играет роль психолога и оказывает психологическую помощь и поддержку. Преобладающими методами становятся такие, как самоанализ, межличностная беседа, составление плана развития [10]. Очевидно, что особую важность при выборе эффективных методов имеет индивидуальный подход к каждому молодому педагогу.
В ходе анкетирования среди основных внешних факторов, затрудняющих процесс адаптации, многие выделили проблемы с дисциплиной в классе (50%), трудности в общении с учениками (30%) и при тематическом планировании уроков (43%), а также проведении внеклассных мероприятий (40%). Большинство наставников (78%) отметили тот факт, что быстрота адаптации зависит от субъективных факторов: индивидуально-личностных особенностей молодого учителя (характера, темперамента, коммуникативных способностей, мотивации).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что способы адаптации выпускников педагогических вузов являются эффективными, когда используются в системе, состоящей из этапов, соответствуют принципам психолого-педагогического сопровождения, также, когда учитываются внешние и внутренние факторы адаптации и наставник соответствует определенным критериям и обладает качествами, необходимыми для осуществления поддержки молодого педагога.
Список литературы
1. Зеер Э.Ф. Психологическое сопровождение профессионального становления личности. М.: Академический проект, 2006. 366 с. С. 251-284.
2. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб., 1995. 186 с.
3. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска: метод. пособие / науч. ред. С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. 172 с.
4. Полякова А.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. 123 с.
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. 480 с.
6. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. 285 с.
7. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
8. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827 (дата обращения: 17.12.2017).
9. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В.А. Сластенина. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. С. 14-36.
10. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Супервизия как педагогический феномен // Вестник ЧГПУ. 2015. № 10. С. 9-13.