5. Мониторинг восстановительных практик // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 11. Развитие служб примирения в России. - М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2014. - С. 136-178.
6. Рыбакова ММКонфликт и взаимодействия в педагогическом процессе - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
© Почекаева И.С., Бартель Т.А., 2017
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Почекаева Ирина Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Цапкова Татьяна Андреевна
студентка гр. 732 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: tatianatsapkova@gmail. ru
THE PECULIARITIES OF ADAPTATION OF NEWLY QUALIFIED TEACHERS
Irina Pochekaeva, Ph.D.
Associate Professor, English Language Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Tatiana Tsapkova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 732 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: tatianatsapkova@gmail. ru
Аннотация: статья посвящена особенностям профессиональной адаптации молодых педагогов, начинающих профессиональную деятельность в школе. В связи с тем что в школах наблюдается большая текучесть кадров, проблема создания условий, обеспечивающих комфортное прохождение периода адаптации, является наиболее важной. Приведено понятие профессиональной адаптации, виды адаптации, раскрыты условия и факторы, влияющие на адаптацию молодого педагога, содержание и особенности каждого этапа адаптации. Также в статье представлены результаты анкетирования педагогов.
Ключевые слова: профессиональная адаптация; адаптация молодых специалистов в школе; этапы адаптации; виды адаптации; причины текучести кадров; факторы адаптации.
Abstract: the article deals with the peculiarities of professional adaptation of newly-graduated teachers to working at school. Due to the fact that there is a constant staff turnover at school, the problem of creating the appropriate conditions for successful adaptation of newly-graduated teachers has become extremely acute. The article provides the definition of professional adaptation, kinds of adaptation, conditions and factors influencing the period of adaptation; the content and peculiarities of every stage of adaptation are revealed. The results of a survey on adaptation among teachers are presented in the article.
Key words: professional adaptation; adaptation of newly-graduated teachers; stages of adaptation; kinds of adaptation; reason for turnover; factors of adaptation.
Качество деятельности образовательного учреждения напрямую зависит от педагогического состава. К сожалению, за последние годы статистика неумолима, педагогический состав образовательных учреждений не обновляется, а упорно живет устоявшимся коллективом. Период вхождения в профессиональную образовательную среду отличается напряженностью и для личностного развития начинающего педагога очень важен, состоится ли он, как профессионал, останется ли в сфере образования, зависит именно от того, как пройдет период адаптации молодого специалиста [1, 8].
Профессиональную адаптацию педагога можно рассматривать как процесс активного вхождения в учительскую деятельность молодого специалиста для достижения им высокой результативности труда в оптимально короткий период [2].
Можно выделить три основных вида производственной адаптации: психофизиологическая - приспособление к непривычным условиям; социально-психологическая - вхождение в трудовой коллектив путем сближения целей и интересов всех участников образовательного процесса; организационно-административная - освоение действий, предусмотренных должностными обязанностями, требованиями образовательного процесса и веянием времени; общественная - участие в деятельности по управлению рабочим процессом и коллективом [4; 6] .
Другая важная характеристика адаптации - ее этапы. Этап адаптации характеризуется степенью согласования интересов производственного коллектива и работников [3].
Этапами адаптации могут считаться следующие:
1) начальная адаптация (низкий разряд, заработная плата, пассивность в общественной работе, редкое посещение собраний);
2) приемлемая адаптация (работник в принципе соответствует
требованиям организации);
3) высокая адаптация (высокие показатели, трудовой и общественной активности, высокая заработная плата);
4) лидерство - наивысший уровень адаптации.
В процессе адаптации также выделяют различные стадии, такие как: стадия ознакомления (получение информации о новой ситуации, месте работы, коллективе, уставе школы), приспособления (учитель меняет свои приоритеты в соответствии с главными элементами новой системы ценностей), ассимиляции (полное приспособление к среде, идентификация с новой группой) [5].
Профессиональная адаптация молодого учителя состоит из трех основных этапов [7]:
1) довузовский: осознанный выбор профессии, мотивация, профессиональная ориентация на профессию учителя;
2) вузовский - металогическая, методическая и теоретическая подготовка в вузе;
3) послевузовский - прохождение производственной практики и самостоятельная работа в школе.
Третий этап является самым решающим для подготовки специалиста. Он делится на две стадии: начало профессионально-педагогической деятельности и закрепление молодых специалистов в кадровой среде организации. Первая стадия включает в себя период педагогической практики. Именно в этот период полученные теоретические знания и методическая подготовка реализуются на практике, формируются профессиональные качества учителя [9]. Но, пожалуй, самой главной функцией педагогической практики является определение готовности к работе учителем и оценка собственных возможностей.
Для выявления особенностей адаптации молодых педагогов в феврале 2017 г. нами было проведено анкетирование среди учителей. Анкета была размещена в Интернете, где на нее ответили 15 человек, и в Зюкайской средней образовательной школе анкету заполнили 19 учителей. Данное анкетирование позволило сделать выводы о факторах, влияющих на адаптацию положительным или отрицательным образом.
Важнейшим условием адаптации является длительность срока адаптации. Многие из респондентов (43 %) отметили, что их адаптационный срок длился до 2-х месяцев. Следует отметить, что очень малый процент (3 %) опрошенных выбрали вариант «более 3-х месяцев». Но, несмотря на относительно короткий срок вхождения в профессию, многие из молодых учителей (60 %) отметили необходимость проведения специальных курсов/семинаров/тренингов. Это связано с тем, что работа руководства школы по обеспечению благоприятных условий прохождения адаптации молодых специалистов проводится не в достаточной степени, поэтому учителя должны восполнять знания о том, как справляться с
проблемами, возникающими в период адаптации самостоятельно, посещая различные курсы, семинары, тренинги.
Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов учреждений общего образования обусловлена совокупностью внешних и внутренних факторов социально-экономического, социокультурного характера. В данном случае к внешним факторам можно отнести психологический климат в педагогическом коллективе, взаимодействие с учениками и школьной администрацией. Реализация педагогической деятельности в значительной степени продиктована взаимодействием с другими участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогическим коллективом и администрацией школы). Социально-профессиональная адаптация учителя к педагогической деятельности осуществляется в основном в сфере взаимодействия. Как правило, основную поддержку в процессе адаптации осуществляют коллеги молодого специалиста. Большинство учителей в период адапатции получали необходимую поддержку не от своих учеников, а от своих коллег (71 %) и непосредственного руководителя (36 %). Именно коллеги являются наставниками, так как они обладают большим опытом по сравнению с молодым специалистом: помогают молодым работникам усваивать необходимые ценности и нормы, исполняют роль воспитателя и учителя, способствуют продвижению молодых работников вверх по служебной лестнице, служат моделями для подражания в социальной сфере и в области профессиональной деятельности. В целом наставники облегчают новичкам переход к статусу самостоятельного зрелого специалиста. Другой немаловажный фактор успешной адаптации -социально-психологический климат в педагогическом коллективе. С одной стороны, исходя из того, что большинство молодых педагогов отметили доброжелательное принятие их педагогическими коллективами в свои ряды, нами сделано заключение о наличии позитивной адаптивной ситуации, стимулирующей и активизирующей прогрессивное развитие специалиста в учреждениях образования. С другой стороны, установлено, что молодые педагоги испытывают значительные трудности при организации взаимодействия с субъектами образовательной среды, особенно с учащимися. Около 30 % опрошенных отметили, что чаще всего на процесс адаптации влияют конфликты с учениками, попадая в которые большинство респондентов (32 %) испытывают беспомощность. Такие трудности обусловлены как низкими коммуникативными способностями молодого специалиста, так и возрастными барьерами общения. В ходе анкетирования выявлено противоречие: уровень коммуникативной компетентности молодых учителей после окончания педагогического вуза не соответствует уровню сложности решаемых задач, а формирование у них коммуникативной компетентности в ходе приобретения педагогического образования не является приоритетным. В связи с этим
молодому педагогу с началом профессиональной деятельности необходимо устранять дефицит не только профессиональных знаний и умений, но и коммуникативных навыков.
Многим (46 %) наиболее сложным в процессе адаптации показалось освоение новых обязанностей. Анализ анкетирования подтвердил тот факт, что большинство молодых учителей недостаточно подготовлены к реализации педагогической деятельности, а именно: не умеют применять теоретические знания на практике, испытывают трудности в проектировочной, организаторской (в организации внеурочной работы и сотрудничестве с семьей учащихся) и коммуникативной деятельности.
Значительное негативное влияние на включение в работу учителя в большей степени оказывают такие внешние факторы, как неудобный режим работы (19 %), который проявляется в нехватке времени на выполнение работы (посещение всех собраний, подготовки к урокам, проверки домашнего задания, организации внеклассных воспитательных мероприятий).
Анализ позволил сформулировать решения данных проблем. Во-первых, необходимо мотивировать опытных педагогов на оказание поддержки молодым коллегам. Эффективными видами деятельности могут являться совместные проекты; профессиональные конкурсы школьного уровня, в которых участниками являются пары «молодой специалист и его наставник». Необходима методическая помощь наставникам для повышения эффективности занятий с начинающими педагогами. Во-вторых, необходима обязательная организация курсов, тренингов, посещение уроков, обмена опытом. И, в-третьих, расширенная профессиональная практика для студентов педагогических вузов (не менее одной четверти ежегодно), которая позволяет молодому специалисту на этапе обучения погрузиться в новую для себя среду и принять решение, стоит оставаться в профессии или нет.
Список литературы
1. Абдулина O.A. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Педагогика. - 1996. - № 1.
2. Акопов Г.В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания // Психология учителя. -М.:Просвещение, 2000. - С. 3-4.
3. Ахтариева Л. Г. Психологическая подготовленность студентов к профессионально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... пед. наук. - Л., 1998. - 16 с.
4. Баранова Г.П. Факторы профессиональной адаптации молодого учителя в общеобразовательной школе: дисс. ... канд. пед. наук. - М.,
1998. - 16 с.
5. Бритвихин А.Н., Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы адаптации молодого учителя. Л.: НИИ 00В АПН СССР,
1999. -68 с.
6. Глоточкин А. Д. О личностной, социально-психологической адаптации // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. Тверь, 1998. - С. 102-105.
7. Годник Н. А. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщениек педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 2000. - С. 11-14.
8. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С.100-111.
9. Горюнова Т. А., Королева И.Ш. Путь к профессии учителя. - М.: Знание, 2000. - 96с.
© Почекаева И.С., Цапкова Т.А., 2017
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В КЛАССЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Штиглуз Любовь Борисовна
кан. пед. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail:Lei90@yandex. ru
Гилимшина Валерия Рамилевна
студентка гр.741 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
BUILDING SPEECHLEXICAL COMPETENCE IN THE 8th FORM OF THE SECONDARY SCHOOL
LubovShtigluz, Ph.D. Associate Professor, Teaching Methods Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
ValeriyaGilimshina
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]