Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА'

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совершенствование системы образования / педагог / повышение квалификации педагога / самообразование педагога / педагогическое проектирование / improvement of the education system / teacher / teacher training / teacher self-education / pedagogical design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Александр Анатольевич, Харченко Галина Ивановна, Филимонюк Людмила Андреевна

Рассмотрены некоторые особенности проектирования самообразовательной деятельности педагогического работника, занятого в современном учебном заведении. Непосредственно перед этим демонстрируется, какую роль сегодня играет педагог в образовательном процессе. На этом основании доказывается важность непрерывного совершенствования системы его профессиональных и личностных компетенций. При этом указывается, что одним из наиболее эффективных путей такового является самообразование. Далее авторы показывают, что последнее может быть достаточно эффективным только при условии интенсификации работ по его проектированию. Приводятся основные принципы организации рассматриваемой деятельности, которые надо учитывать в этом процессе. Рассматриваются и иные факторы, оказывающие влияние на эффективность самообразовательной деятельности и, следовательно, также долженствующие быть учтёнными при её планировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченко Александр Анатольевич, Харченко Галина Ивановна, Филимонюк Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of designing the pedagogical worker employed in a modern educational institution self-educational activity are considered. Immediately before this, it is demonstrated what role the teacher plays in the educational process today. On this basis, the importance of his/her professional and personal competencies system continuous improvement is proved. At the same time, it is indicated that self-education is one of its most effective ways. Further, the authors show that the latter can be quite effective only if the work on its design is intensified. The basic principles of the activity under consideration organization, which must be taken into account in this process, are given. Other factors that influence the effectiveness of self-educational activity and, therefore, should also be taken into account when planning it are also considered.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

Таким образом, по результатам тестирования студент переходит либо к модулю 2.1, либо к модулю 2.2. В случае неудачного прохождения тестирования предлагается пройти модуль 1 заново.

Выводы. В данном исследовании раскрыты особенности построения индивидуального образовательного маршрута в ходе подготовки студента, будущего учителя информатики. В качестве предметной составляющей избран «Программирование», а в качестве информационной - СДО Moodle. Спланировано содержание, положенное в основу содержания совокупности индивидуальных образовательных маршрутов. Также спроектирован дистанционный курс в ЭИОС вуза. Предварительные результаты апробации показали, что предлагаемые методические и технологические решения позволили существенно повысить продуктивность изучения курса как в дидактическом, так и мотивационном плане.

Кроме того, студентам-будущим учителям информатики, участвовавшим в экспериментальном преподавании курса «Программирование», было предложено реализовать элементы технологии построения образовательных траекторий для учащихся 9-х классов во время прохождения педагогической практики. По отзывам ведущих педагогов работа студентов в данном направлении получила положительную оценку. Одной из перспектив исследования является расширение данной системы организации индивидуальной образовательной траектории студентовна весь период обучения. При этом основной задачей является разработка содержательного наполнения каждого модуля и оценочного инструментария. Кроме того, планируется специальная методическая подготовка студентов к проектированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий школьников во время прохождения педагогических практик. Такая подготовка должна осуществляться в основном в рамках цикла методических дисциплин.

Литература:

1. Акимова, И.В. Использование информационных ресурсов для реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся / И.В. Акимова, И.А. Баландин // Школьные технологии. - 2020. - № 2. - С. 74-85

2. Жданко, Т.А. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) студентов в вузе / Т.А. Жданко, Т.В. Живокоренцева, О.Ф. Чупрова//Magister Dixi. -2014. -№1 (13).-С. 140-146

3. Игнатович, С.С. Проблема готовности ученика к проектированию индивидуального образовательного маршрута в контексте общих тенденций индивидуализации образования / С.С. Игнатович // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - №.7-9.

4. Лапёнок, М.В. Формирование индивидуальной траектории обучения в информационно-образовательной среде школы / М.В. Лапёнок, В.В. Макеева // Педагогическое образование в России. -2016. - № 7,- С. 37-43

5. Левченко, И.В. Особенности подготовки по программированию будущих учителей информатики / И.В. Левченко, А.Р. Садыкова, Д.Б. Абушкин, Л.И. Карташова, A.B. Кондратьева, В.П. Моисеев // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. -2021. -№4,- С. 337-346

6. Министерство науки и высшего образования. Индивидуальные образовательные траектории в российских вузах. -URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21499

7. Образовательные инновации в вузе: индивидуализация и смешанное обучение: монография. - Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. - 75 с.

8. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации [Принят 29.12.2012 г.]. -http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

9. Хуторской, A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / A.B. Хуторской. - М., 2000. - 320 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Савченко Александр Анатольевич

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессионального обучения Харченко Галина Ивановна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. Рассмотрены некоторые особенности проектирования самообразовательной деятельности педагогического работника, занятого в современном учебном заведении. Непосредственно перед этим демонстрируется, какую роль сегодня играет педагог в образовательном процессе. На этом основании доказывается важность непрерывного совершенствования системы его профессиональных и личностных компетенций. При этом указывается, что одним из наиболее эффективных путей такового является самообразование. Далее авторы показывают, что последнее может быть достаточно эффективным только при условии интенсификации работ по его проектированию. Приводятся основные принципы организации рассматриваемой деятельности, которые надо учитывать в этом процессе. Рассматриваются и иные факторы, оказывающие влияние на эффективность самообразовательной деятельности и, следовательно, также долженствующие быть учтёнными при её планировании.

Ключевые слова: совершенствование системы образования, педагог, повышение квалификации педагога, самообразование педагога, педагогическое проектирование.

Annotation. Some features of designing the pedagogical worker employed in a modern educational institution self-educational activity are considered. Immediately before this, it is demonstrated what role the teacher plays in the educational process today. On this basis, the importance of his/her professional and personal competencies system continuous improvement is proved. At the same time, it is indicated that self-education is one of its most effective ways. Further, the authors show that the latter can be quite effective only if the work on its design is intensified. The basic principles of the activity under consideration organization, which must be taken into account in this process, are given. Other factors that influence the effectiveness of self-educational activity and, therefore, should also be taken into account when planning it are also considered.

Key words: improvement of the education system, teacher, teacher training, teacher self-education, pedagogical design.

Введение. Сегодня система образования в нашей стране находится в состоянии глубокого реформирования (С.В. Воробьева, С.В. Маркова, А.В. Мудрик). В подобной обстановке, естественно, претерпевает определённые

метаморфозы и роль педагогического работника [12, С. 54]. Из носителя суммы готовых знаний, умений и навыков он превращается в проводника, указывающего путь к их получению и сопровождающего на нём учащихся (Е.А. Дыганова, Д.В. Качалов, М.М. Поташник, Н.Ф. Смурова, И.С. Якиманская).

Сказанное, в свою очередь, способствует трансформации требований, предъявляемых к его профессиональным и личностным характеристикам. В их число входят:

- готовность к реализации профессиональных обязанностей в различных, в т.ч. нестандартных, условиях [2, С. 117];

- оперативность в принятии решений;

- целеустремлённость [6, С. 116];

- гибкость мышления;

- мобильность;

- постоянное самообразование в профессиональной и иных областях (Л.Г. Зверева, С.Е. Корышева, A.B. Мудрик, М.М. Поташник, Э.Э. Темирова, H.A. Тулкинбаев, И.С. Якиманская).

Таким образом перед современным педагогом стоит задача непрерывного профессионального и личностного роста. Одним из наиболее эффективных его путей является самообразовательная деятельность [15, С. 122].

В свою очередь, положительные результаты реализации соответствующих форм активности представляются достижимыми при условии её рационального проектирования [9, С. 39]. На некоторых чертах указанного процесса сфокусировано внимание авторов в рамках настоящего исследования.

Изложение основного материала статьи. Как отмечалось во Введении к настоящей статье, активность современного педагогического работника, направленная на его самообразование, на сегодняшний день является одной из ключевых составляющих процесса дальнейшего совершенствования образовательной системы [1, С. 168]. Причина тому - некоторые особенности её функционирования.

Современные образовательные организации не нуждаются в педагогах, являющихся носителями компетенций, остающихся неизменными со времён окончания вуза [7, С. 264]. Таким образом, необходимость оптимизации самообразовательной деятельности относящихся к соответствующей категории сотрудников, в т.ч. путём её рационального проектирования, обусловлена интенсификацией следующих аспектов:

- поиски инновационных подходов, приёмов и методов к реализации ими профессионально-педагогической деятельности [14, С. 275];

- Широкое практическое внедрение подобных инноваций [12, С. 61].

В условиях современных ОО процесс самообразования педагогов, как правило, реализуется ими самостоятельно. В особенности это касается её начальных стадий. Если стороннее вмешательство, включая проектирование, и имеет место, то на более поздних этапах [2, С. 32]. Данная негативная тенденция усугубляется тем, что многие люди, задействованные в соответствующей сфере, не демонстрируют заинтересованности в занятиях самообразованием (С.Н. Даниленко, Е.Ю. Никитина, Е.И. Машбиц, И.Б. Соколова, H.A. Тулкинбаев).

Современные педагогические работники, особенно те из них, что характеризуются наличием существенного опыта профессиональной деятельности, характеризуются твёрдой уверенностью в эффективности подходов и методов, применяемых в повседневной практике [10, С. 36-37]. Таким образом, высока вероятность формирования у педагогов ощущения того, что они знают, умеют и владеют всем, что необходимо для осуществления эффективной деятельности [4, С. 10].

Из вышеизложенного следует, что в большинстве случаев интересующий нас процесс даёт неудовлетворительные результаты [6, С. 118]. Соответственно, необходимой представляется систематизация такой деятельности, включая её рациональное проектирование [15, С. 126].

При этом в современной педагогике отсутствует единое толкование для дефиниции «проектирование» [13, С. 103]. Наиболее популярные её трактовки сводятся к следующим:

- организационно-методическое, содержательное и материально-техническое оформление замысла по ходу реализации какой-либо задачи [14, С. 277];

- генерация проектов, которые затрагивают актуальные проблемы и задачи образования [11, С. 31];

- «возведение» преподавателем новаторских педагогических форм, приёмов и методов [16, С. 158].

Так или иначе, но современное состояние разработки соответствующей проблематики даёт нам возможность с определённой долей уверенности заявить: успешное проектирование подразумевает необходимость учёта ряда важных принципов [13, С. 74]. Применительно к самообразованию педагогов они могут быть разделены на две группы (Табл. 1).

Таблица 1

Принципы, необходимые к учёту при проектировании самообразовательной деятельности педагога

Группы принципов

Общие принципы профессионального развития Специфические принципы самообразования

Повсеместного использования позитивного профессионального и личностного опыта, системы сформированных ранее компетенций учащихся как базы, необходимой для успешного завершения образовательного процесса. Открытости, выражающейся в свободе выбора источников и способов поддержки [16, С. 155].

Индивидуального подхода к обучению, основанного на профессиональных и личностных запросах [15, С. 128]. Преемственности, предполагающей связь с вузовской подготовкой.

Актуальности образовательных результатов (Б.Т. Атаджанова, Д.К. Канукова, C.B. Маркова, Х.Х.К. Хакимжонова). Непрерывности [3, С. 62].

Приоритета самостоятельной деятельности обучающихся. Вариативности - обеспечения дифференциации содержательной стороны, методологии и инструментальной базы самообразовательной деятельности [16, С. 157].

Широкой реализации групповых форм работы [2, С. 138]. Органичного сочетания внешних мотивов с внутренними.

По ходу проектирования рассматриваемой деятельности педагогов, занятых в современных образовательных организациях, необходимо принимать в расчёт ряд значимых особенностей таковой. В их число входят: - опора на уже имеющиеся знания, умения и навыки [5, С. 9];

- синергетическое единство основных составляющих деятельности педагогического работника: учебной, методической и научно-исследовательской [3, С. 64];

- преимущественная ориентация на решение наиболее актуальных практических проблем конкретного педагога [8, С. 31].

Далее, проектирование активности педагогического работника, связанной с самообразованием, с необходимостью должно учитывать возможность проведения различных мероприятий по обмену опытом. К ним относятся:

- научно-практические конференции (H.H. Гордеева, H.H. Давыдова, Э.Ф. Зеер, Т.М. Ковалёва, Н.Б. Крылова, E.H. Холостова);

- круглые столы;

- семинары;

- вебинары [10,С. 37];

- курсы повышения квалификации [4, С. 11].

Подготовка к участию в подобных событиях, могущих быть реализованными в т.ч. в дистанционной или смешанной форме, подразумевает самостоятельную образовательную деятельность преподавателей [5, С. 12]. При этом существенная её часть с большой вероятностью будет направлена на усвоение различных инноваций в педагогической науке и практике [6, С. 119].

Педагоги, принявшие участие в вышеперечисленных формах обмена опытом, склонны проявлять заинтересованность в дальнейшем профессиональном росте, а, следовательно, и в занятиях самообразованием [7, С. 258]. У них также формируется осознанное стремление к реализации следующих действий:

- освоение и создание нового в собственной профессиональной области (C.B. Назаров, E.H. Рассказова, Г.У. Солдатова);

- активныйтворческийпоиск [1, С. 162-163].

Раскрыв основные черты процесса проектирования самообразовательной деятельности, определив некоторые связанные с этим особенности реализации профессиональных обязанностей современными педагогами, необходимо подвести итоги исследования.

Выводы. Основываясь на вышеизложенном, мы можем заключить, что на протяжении последних тридцати лет отечественная система образования претерпевает существенные изменения. Последние не могли не отразиться на роли педагога в учебно-воспитательном процессе. Из носителя суммы готовых знаний, умений и навыков он становится проводником, указывающим путь к их получению и сопровождающим на нём учащихся.

Это способствует трансформации требований, предъявляемых к профессиональным и личностным характеристикам работников образовательной сферы. В их ряду возрастает важность следующих: готовность к реализации профессиональных обязанностей в различных, в т.ч. нестандартных, условиях; оперативность в принятии решений; целеустремлённость; гибкость мышления; мобильность; постоянное самообразование в профессиональной и иных областях. Таким образом перед современным педагогом стоит задача непрерывного профессионального и личностного роста. Одним из наиболее эффективных его путей является самообразовательная деятельность.

Положительные результаты реализации последней представляются достижимыми при условии её рационального проектирования.

В современной педагогике отсутствует единое толкование дефиниции «проектирование». Но вместе с тем современное состояние разработки соответствующей проблематики даёт нам возможность с определённой долей уверенности заявить: успешное проектирование подразумевает необходимость учёта ряда важных принципов. Применительно к самообразованию педагогов они могут быть разделены на две группы.

Первую составляют общие для всех форм профессионального развития. К ним относятся: принцип повсеместного использования позитивного профессионального и личностного опыта, системы сформированных ранее компетенций учащихся как базы, необходимой для успешного завершения образовательного процесса; принцип индивидуального подхода к обучению, основанного на профессиональных и личностных запросах; принцип актуальности образовательных результатов; принцип приоритета самостоятельной деятельности обучающихся; принцип широкой реализации групповых форм работы.

Во вторую входят те, которые носят специфический характер для самообразования. Перечислим их: принцип открытости, выражающейся в свободе выбора источников и способов поддержки; принцип преемственности, предполагающей связь с вузовской подготовкой; принцип непрерывности; принцип вариативности - обеспечения дифференциации содержательной стороны, методологии и инструментальной базы самообразовательной деятельности; принцип органичного сочетания внешних мотивов с внутренними.

Проектирование самообразовательной деятельности педагогов, занятых в современных ОО, подразумевает учёт ряда значимых особенностей таковой. В их число входят: опора на уже имеющиеся знания, умения и навыки; синергетическое единство основных составляющих деятельности педагогического работника: учебной, методической и научно-исследовательской; преимущественная ориентация на решение наиболее актуальных практических проблем конкретного педагога.

Далее, проектирование активности педагогического работника, связанной с самообразованием, должно учитывать возможность проведения различных мероприятий по обмену опытом. Подготовка к участию в подобных событиях подразумевает самостоятельную образовательную деятельность преподавателей. При этом существенная её часть с большой вероятностью будет направлена на усвоение различных инноваций в педагогической науке и практике.

Таким путём у них может развиться и осознанное стремление к реализации следующих действий: освоение и создание нового в собственной профессиональной области; активный творческий поиск.

Литература:

1. Абдувалиева, Д.Н. Развитие интеллектуально-творческой компетентности будущих педагогов / Д.Н. Абдувалиева // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2022. -Т. 19,-№4.-С. 159-170

2. Александрова, Е.А. Методология педагогики: монография / Е.А. Александрова, P.M. Асадуллин, Е.В. Бережнова. -Москва: ИНФРА-М, 2018.-296 с.

3. Аренова, А.Х. Методологическая культура педагога в современных условиях высшего образования / А.Х. Аренова //Global Science and Innovations: Central Asia. -2021. -№ 1(12). -C. 62-65

4. Бырдина, О.Г. Модель формирования транспрофессиональных компетенций педагога / О.Г. Бырдина // Высшее образование сегодня. - 2022. - № 1-2. - С. 7-12

5. Бырдина, О.Г. Транспрофессиональное развитие педагога: исследование профессиональных дефицитов и образовательных потребностей / О.Г. Бырдина // Высшее образование сегодня. - 2022. - № 3-4. - С. 9-12

6. Дронова, С.Ю. Мотивация преподавателя: креативность и коллаборативная среда / С.Ю. Дронова // Общество: социология, психология, педагогика. -2020. -№ 6. -С. 115-121

7. Компаниец, A.A. Приоритеты российского образования: современный учитель как субъект цифрового образовательного пространства / A.A. Компаниец // Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2019. - С. 256-266

8. Котышев, И.А. Модель открытого образовательного пространства общеобразовательной организации в условиях социального партнёрства / И.А. Котышев // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 30-33

9. Маркова, С.М. Проектирование педагогических технологий профессионального обучения / С.М. Маркова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических задач: сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. - С. 38-40

10. Моисеева, Т.В. Личность преподавателя иностранного языка как субъекта современной системы высшего профессионального образования / Т.В. Моисеева // Мир науки, культуры, образования. -2023. - № 2(99). - С. 35-38

11. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. - Москва: Сфера, 2010.- 128 с.

12. Осипова, О.П. Методологическая компетентность современного педагогического работника: роль, состояние, пути развития / О.П. Осипова, Е.В. Савенкова, O.A. Шклярова // Ценности и смыслы. - 2023. - № 4(86). - С. 54-69

13. Свиридов, А.Н. Социально-педагогическое проектирование / А.Н. Свиридов, Е.А. Шаталова. - Москва: Флинта, 2018.- 150 с.

14. Соколова, A.C. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения / A.C. Соколова, В.В. Колчина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. - С. 275-278

15. Филимонюк, Л.А. Принципы профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста в вузе / Л.А. Филимонюк, Е.Р. Литвинова // Актуальные научные исследования. Материалы Национальной научно-практической конференции. -Невинномысск: НГГТИ,2022. - С. 121-129

16. Филимонюк, Л.А. Проектирование самообразовательной деятельности педагога / Л.А. Филимонюк, A.A. Савченко // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 155-158

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Садыкова Оксана Ильисовна

Российский университет транспорта (МНИТ) (г. Москва); кандидат технических наук, доцент Баташов Сергей Иванович Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва); старший преподаватель Озерова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)

ОБУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАМ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. Целью статьи «Обучение дисциплинам «Математическое моделирование в профессиональной деятельности» и «Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности»: контекстный подход» является изучение сущности контекстного обучения и его методологических основ. В статье обосновывается значимость контекстного обучения при подготовке специалистов на современном этапе развития экономики страны. Для обоснования потребности реализации контекстного обучения в вузе, в работе проанализированы основные методологические аспекты данного вопроса в образовании. Рассмотрены специфические особенности формирования профессиональной направленности будущих специалистов в транспортной отрасли и в области технологического предпринимательства на примере преподавания дисциплин «Математическое моделирование в профессиональной деятельности» и «Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности». Проанализирован методологический подход к понятию «контекстный подход». Описан инструментарий внедрения контекстного обучения, который был применен к профессиональной подготовке студентов. Разработка данной проблематики в педагогической науке вызвана острой потребностью общества в подготовке высококвалифицированных специалистов. В статье используются ключевые понятия и предоставляется аргументированное их содержание.

Ключевые слова: контекстное обучение, профессиональная подготовка, модель, информационно-коммуникационные технологии, задача, технический прогресс, высшее образование.

Annotation. The purpose of the article "Teaching the disciplines "Mathematical modeling in professional activity" and "Information and communication technologies for professional activity": a contextual approach" is to study the essence of contextual learning and its methodological foundations. The article substantiates the importance of contextual learning in the training of specialists at the present stage of the development of the country's economy. To substantiate the need for the implementation of contextual learning in higher education, the paper analyzes the main methodological aspects of this issue in education. The specific features of the formation of the professional orientation of future specialists in the transport industry and in the field of technological entrepreneurship are considered on the example of teaching the disciplines "Mathematical modeling in professional activity" and "Information and communication technologies for professional activity". The methodological approach to the concept of "contextual approach" is analyzed. The article describes the tools for the implementation of contextual learning, which was applied to the professional training of students. The development of this problem in pedagogical science is caused by the acute need of society for the training of highly qualified specialists. The article uses key concepts and provides their reasoned content.

Key words: contextual learning, professional training, model, information and communication technologies, task, technical progress, higher education.

Введение. Все требуемые знания и умения в профессиональной деятельности выпускников вузов проходят путь формирования в процессе изучения учебных дисциплин. Поэтому, для подготовки квалифицированных специалистов важно сопровождать программный материал дисциплин заданиями с профессиональной направленностью, что является одной из важных задач современной дидактики. Данные методы обучения являются частью «Контекстного обучения». Такого рода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.