Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАМ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД'

ОБУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАМ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контекстное обучение / профессиональная подготовка / модель / информационно-коммуникационные технологии / задача / технический прогресс / высшее образование / contextual learning / professional training / model / information and communication technologies / task / technical progress / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Оксана Ильисовна, Баташов Сергей Иванович, Озерова Надежда Анатольевна

Целью статьи «Обучение дисциплинам «Математическое моделирование в профессиональной деятельности» и «Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности»: контекстный подход» является изучение сущности контекстного обучения и его методологических основ. В статье обосновывается значимость контекстного обучения при подготовке специалистов на современном этапе развития экономики страны. Для обоснования потребности реализации контекстного обучения в вузе, в работе проанализированы основные методологические аспекты данного вопроса в образовании. Рассмотрены специфические особенности формирования профессиональной направленности будущих специалистов в транспортной отрасли и в области технологического предпринимательства на примере преподавания дисциплин «Математическое моделирование в профессиональной деятельности» и «Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности». Проанализирован методологический подход к понятию «контекстный подход». Описан инструментарий внедрения контекстного обучения, который был применен к профессиональной подготовке студентов. Разработка данной проблематики в педагогической науке вызвана острой потребностью общества в подготовке высококвалифицированных специалистов. В статье используются ключевые понятия и предоставляется аргументированное их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыкова Оксана Ильисовна, Баташов Сергей Иванович, Озерова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article "Teaching the disciplines "Mathematical modeling in professional activity" and "Information and communication technologies for professional activity": a contextual approach" is to study the essence of contextual learning and its methodological foundations. The article substantiates the importance of contextual learning in the training of specialists at the present stage of the development of the country's economy. To substantiate the need for the implementation of contextual learning in higher education, the paper analyzes the main methodological aspects of this issue in education. The specific features of the formation of the professional orientation of future specialists in the transport industry and in the field of technological entrepreneurship are considered on the example of teaching the disciplines "Mathematical modeling in professional activity" and "Information and communication technologies for professional activity". The methodological approach to the concept of "contextual approach" is analyzed. The article describes the tools for the implementation of contextual learning, which was applied to the professional training of students. The development of this problem in pedagogical science is caused by the acute need of society for the training of highly qualified specialists. The article uses key concepts and provides their reasoned content.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАМ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД»

6. Дронова, С.Ю. Мотивация преподавателя: креативность и коллаборативная среда / С.Ю. Дронова // Общество: социология, психология, педагогика. -2020. -№ 6. -С. 115-121

7. Компаниец, A.A. Приоритеты российского образования: современный учитель как субъект цифрового образовательного пространства / A.A. Компаниец // Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2019. - С. 256-266

8. Котышев, И.А. Модель открытого образовательного пространства общеобразовательной организации в условиях социального партнёрства / И.А. Котышев // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 30-33

9. Маркова, С.М. Проектирование педагогических технологий профессионального обучения / С.М. Маркова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических задач: сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. - С. 38-40

10. Моисеева, Т.В. Личность преподавателя иностранного языка как субъекта современной системы высшего профессионального образования / Т.В. Моисеева // Мир науки, культуры, образования. -2023. - № 2(99). - С. 35-38

11. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. - Москва: Сфера, 2010.- 128 с.

12. Осипова, О.П. Методологическая компетентность современного педагогического работника: роль, состояние, пути развития / О.П. Осипова, Е.В. Савенкова, O.A. Шклярова // Ценности и смыслы. - 2023. - № 4(86). - С. 54-69

13. Свиридов, А.Н. Социально-педагогическое проектирование / А.Н. Свиридов, Е.А. Шаталова. - Москва: Флинта, 2018.- 150 с.

14. Соколова, A.C. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения / A.C. Соколова, В.В. Колчина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. - С. 275-278

15. Филимонюк, Л.А. Принципы профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста в вузе / Л.А. Филимонюк, Е.Р. Литвинова // Актуальные научные исследования. Материалы Национальной научно-практической конференции. -Невинномысск: НГГТИ,2022. - С. 121-129

16. Филимонюк, Л.А. Проектирование самообразовательной деятельности педагога / Л.А. Филимонюк, A.A. Савченко // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 155-158

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Садыкова Оксана Ильисовна

Российский университет транспорта (МНИТ) (г. Москва); кандидат технических наук, доцент Баташов Сергей Иванович Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва); старший преподаватель Озерова Надежда Анатольевна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)

ОБУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАМ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. Целью статьи «Обучение дисциплинам «Математическое моделирование в профессиональной деятельности» и «Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности»: контекстный подход» является изучение сущности контекстного обучения и его методологических основ. В статье обосновывается значимость контекстного обучения при подготовке специалистов на современном этапе развития экономики страны. Для обоснования потребности реализации контекстного обучения в вузе, в работе проанализированы основные методологические аспекты данного вопроса в образовании. Рассмотрены специфические особенности формирования профессиональной направленности будущих специалистов в транспортной отрасли и в области технологического предпринимательства на примере преподавания дисциплин «Математическое моделирование в профессиональной деятельности» и «Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности». Проанализирован методологический подход к понятию «контекстный подход». Описан инструментарий внедрения контекстного обучения, который был применен к профессиональной подготовке студентов. Разработка данной проблематики в педагогической науке вызвана острой потребностью общества в подготовке высококвалифицированных специалистов. В статье используются ключевые понятия и предоставляется аргументированное их содержание.

Ключевые слова: контекстное обучение, профессиональная подготовка, модель, информационно-коммуникационные технологии, задача, технический прогресс, высшее образование.

Annotation. The purpose of the article "Teaching the disciplines "Mathematical modeling in professional activity" and "Information and communication technologies for professional activity": a contextual approach" is to study the essence of contextual learning and its methodological foundations. The article substantiates the importance of contextual learning in the training of specialists at the present stage of the development of the country's economy. To substantiate the need for the implementation of contextual learning in higher education, the paper analyzes the main methodological aspects of this issue in education. The specific features of the formation of the professional orientation of future specialists in the transport industry and in the field of technological entrepreneurship are considered on the example of teaching the disciplines "Mathematical modeling in professional activity" and "Information and communication technologies for professional activity". The methodological approach to the concept of "contextual approach" is analyzed. The article describes the tools for the implementation of contextual learning, which was applied to the professional training of students. The development of this problem in pedagogical science is caused by the acute need of society for the training of highly qualified specialists. The article uses key concepts and provides their reasoned content.

Key words: contextual learning, professional training, model, information and communication technologies, task, technical progress, higher education.

Введение. Все требуемые знания и умения в профессиональной деятельности выпускников вузов проходят путь формирования в процессе изучения учебных дисциплин. Поэтому, для подготовки квалифицированных специалистов важно сопровождать программный материал дисциплин заданиями с профессиональной направленностью, что является одной из важных задач современной дидактики. Данные методы обучения являются частью «Контекстного обучения». Такого рода

обучение позволяет в динамике наблюдать трансформацию классической учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста [1-6].

Изложение основного материала статьи. В области транспорта и в области менеджмент, технический прогресс на современном этапе все более совершенствует:

1) Конструкцию железнодорожного подвижного состава (вагонов, локомотивов, электровозов, электро- и дизель-поездов).

2) Системы управления тяговым подвижным составом, позволяющие повысить технико-экономические показатели.

3) условия труда работников железнодорожных предприятий и совокупность современных технологий, принципов, методов, средств и форм управления, направленных на повышение эффективности работы различных предприятий ж.д. транспорта.

В этих условиях возрастает роль инженерной подготовки специалистов в области математического моделирования в профессиональной деятельности, атак же специалистов в области менеджмента.

Концепция контекстного обучения разработана A.A. Вербицким [4]. Основой контекстного обучения является теория деятельности, основанная на принципах [4]:

• активности личности;

• проблемной деятельности;

• единства обучения и воспитания;

• последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов.

Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать не в академическом научном ключе, а в контексте профессиональной деятельности. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать комплексный подход, использовать различные формы, методы и средства активного обучения в органическом сочетании с традиционными методами.

Так, например, в процессе преподавания дисциплины «Математическое моделирование в профессиональной деятельности» нами было написано пособие для проведения практических занятий в котором обосновывается значимость дисциплины в повышении качества планирования и управления железнодорожными предприятиями, а также в техническом обслуживании подвижного состава железных дорог.

Перед изучением темы «Стохастические модели», студентам приводятся примеры использования таких моделей на транспорте, объясняется, например, частое применение нормального закона распределения с. в. в прогнозировании износа деталей железнодорожного подвижного состава в эксплуатации. В качестве примера предлагается рассмотреть задачи на изменение показателя «прокат колеса» для вагонов, «износ бандажа колесной пары» для тягового и моторвагонново подвижного состава и др. В процессе освоения дисциплине «Математическое моделирование в профессиональной деятельности» объективность таких оценок должна опираться на эксперимент. Также следует отметить, что важную роль играет хорошо описанный алгоритм обработки данных измерений.

Нами был разработан в контекстном ключе следующий методический инструментарий по дисциплине «Математическое моделирование в профессиональной деятельности»: комплект задач, методическое пособие для практических занятий и сопроводительный электронный курс по дисциплине.

Приведем пример задачи, используемой в процессе обучения.

Задача. Студентам представляется протокол измерения износов колесных пар, из которого видно, что произведено 100 измерений одного из показателей износа колеса вагонов - прокат (равномерный прокат - равномерный круговой предельный износ колеса в плоскости круга катания; неравномерный прокат колес - это прокат с различной глубиной по кругу катания колеса). Результаты представлены в табл. 1 в виде статистического ряда. Необходимо построить гистограмму и функцию распределения. Выдвинуть гипотезу о законе распределения и построить модель. Исследовать модель на адекватность по критерию согласия Пирсона.

Таблица 1

Интервалы значений (.xi, xi+1) (0; 0,2) (0,2; 0,4) (0,4; 0,6) (0,6; 0,8) (0,8; 1) (1; U)

Число вариант, попадающих в интервал иг 3 16 28 32 14 7

В современных условиях особое внимание уделяется также информационной подготовке (O.A. Козлов, И.В. Роберт, Михайлов Ю.В., Еськина O.A., Романенко Ю.А., Суворова Л.С.) как обязательной составляющей образовательного процесса, направленной на подготовку специалистов, способных эффективно применять информационные технологии в процессе осуществления своей профессиональной деятельности [4,2].

Таким образом, под подготовкой бакалавров направление подготовки: 38.03.02 Менеджмент (профиль подготовки: Технологическое предпринимательство) в процессе обучения дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для профессиональной деятельности» будем понимать процесс освоения теории и практики использования ИКТ в профессиональной деятельности специалиста в области технологического предпринимательства для проектирования и изготовления продукции (осуществление сбора, обработки, хранения, передачи, отражения, тиражирования информации), целенаправленно влияющей на успешное функционирование предприятий.

Следовательно, содержание обучения в области информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для профессиональной деятельности должно, в частности, отражать основные виды профессиональной деятельности специалиста в данной области -поиск идеи; изучение инноваций, обеспечивающих долгосрочные конкурентные преимущества компаний и открывающий возможности для создания уникального ценностного предложения; создание проекта средствами ИКТ. Приведем пример задания на лабораторные работы по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии доя профессиональной деятельности».

Тема лабораторной работы: «Информационная система как средство реализации информационных технологий».

Задание 1. Найдите в Интернете описание трех компаний, принадлежащих одной предметной области

Задание 2. Ознакомьтесь с деятельностью компании. Сформулируйте, в чём заключается: - основная деятельность компании; - опишите задачи и цели бизнеса; - выделите основные бизнес-процессы компании в соответствие с характером ее деятельности. Опишите подробно каждый бизнес-процесс, указав задачи, которые решаются в рамках данного бизнес-процесса; -для выделенных бизнес-процессов определите цели их автоматизации; - выберите классы информационных систем, которые необходимы для автоматизации выделенных бизнес-процессов. Обоснуйте свой выбор, показав соответствие функций, свойственных системам выбранных классов и задач, которые решаются в рамках выделенных бизнес-процессов.

Задание 3. Выберите наиболее подходящую по функциональности систему для автоматизации предприятия.

Задание 4. Сделать вывод о проделанной работе

Главной задачей контекстного обучения при проведении лабораторных работ по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности» является не передача информации, а развитие способностей студентов компетентно выполнять функции специалиста в области менеджмента, разрешать профессиональные проблемы и задачи, овладевать целостной профессиональной деятельностью. С этой целью нами был разработан: комплект заданий для лабораторных работ.

Выводы. Контекстное обучение приобретает большую значимость в техническом и экономическом образовании оно помогает: будущим инженерам путей сообщения и специалистам в области менеджмента объединить теоретические знания по математике, математическому моделированию, информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности и профильной предметной области в единое целое, научиться применять их в профессиональной деятельности, а также помогает молодому специалисту в начальный период трудовой деятельности освоиться в профессии.

Инструментарием внедрения контекстного обучения, на современном этапе является сочетание традиционных методов и средств обучения с информационными технологиями.

Содержание используемых в процессе обучения пособий, электронных курсов, заданий, задач должно быть пронизано содержанием будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Садыкова, О.И. Математическое моделирование в профессиональной деятельности (практические занятия) / О.И. Садыкова. - Москва:РУТ (МИИТ): РОАТ, 2023. - ISBN 978-5-7473-1145-9. - 1 CD-ROM. - Текст: электронный.

2. Колоскова, Г.А. Применение современных технологий при подготовке будущих инженеров в условиях цифровой трансформации образования / Г.А. Колоскова, O.A. Козлов, Р.Ю. Колосков // Педагогическая информатика. - 2020. - №4. -С. 135-147

3. Васильев, К.К. Математическое моделирование инфокоммуникационных систем: учебное пособие для вузов / К.К Васильев, М.Н. Служивый. - Москва: Горячая линия. - Телеком, 2018. - 236 с. - ISBN 978-5-9912-0695-2. - Текст: непосредственный.

4. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. - Москва: Высшая школа, 1991.-207 с.

5. Козлов, O.A. Развитие смешанного обучения в образовательных организациях высшего образования в условиях цифровой трансформации образования / O.A. Козлов, И.В. Новикова, Н.В. Мацуй, И.В. Положенцева // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 4,- С. 15-20

6. Садыкова, О.И. Математическое моделирование систем и процессов. Курс лекций: учебное пособие / О.И. Садыкова, О.Ю. Кривич. - Москва: РУТ (МИИТ): РОАТ, 2020. - ISBN 978-5-7473-1010-0. - 1 CD-ROM. - Текст: электронный.

Педагогика

УДК 373. 08

кандидат психологических наук, доцент Самылова Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация. В статье представлен практический опыт преподавателей психологической службы Шадринского государственного педагогического университета. Дана общая информация и нормативные акты, регламентирующие порядок оказания услуг. Указаны способы поддержки при оказании услуг родителям (законным представителям). Возможности и способы записи на консультацию. Указан порядок, формы оказания услуг. Отражены категории получателей услуг. Раскрыта тематика наиболее популярных запросов родителей (законных представителей) детей. Кадровый состав специалистов, оказывающих услуги по консультированию. Представлен анализ и рекомендации трех практик консультирования, родителей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. В каждом кейсе рассмотрен: анамнез ребенка с ограниченными возможностями здоровья, запрос от родителя, причина, дано содержание консультации и практические рекомендации.

Ключевые слова: консультационная помощь родителям (законным представителям), тематика запросов родителей, содержание консультации, рекомендации.

Annotation. The article presents the practical experience of teachers of the psychological service of Shadrinsky State Pedagogical University. General information and regulations governing the procedure for the provision of services are given. The ways of support in the provision of services to parents (legal representatives) are indicated. Opportunities and ways to make an appointment for a consultation. The order and forms of service provision are specified. Categories of service recipients are reflected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.