Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразовательная деятельность / дистанционное образование / навыки самообразования / самообразование студентов / организация дистанционного образования / самообразовательная компетентность / self-educational activity / remote education / self-education skills / self-education of students / organization of distance education / selfeducational competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У.А. Овезова, М.-Н.Л. Вагнер

В контексте внедрения дистанционного образования приобретает значимость подготовка студентов, которые смогут повышать свой потенциал во время самообразовательной деятельности, что предопределяет актуальность формирования у будущих специалистов самообразовательной компетентности. Организация самообразовательной деятельности будущих специалистов выступает маркером высокого уровня системы образования в целом. При отсутствии навыков самообразования и без умения самостоятельно приобретать знания становится невозможным формирование опыта научной организации учебного труда, что в значительной степени влияет на подготовку высококвалифицированных кадров. Анализ сущности, характерных признаков, принципов и содержания самообразовательной деятельности, а также ее специфики в высших учебных заведениях дает возможность прийти к выводам, что студентам необходимо осознать личностное значение самообразования, обладать ценностными ориентациями, мотивацией и иметь внутреннюю необходимость систематического обновления и обогащения профессиональных знаний, развивать эмоционально-волевые механизмы в преодолении трудностей, а кроме того – владеть всей совокупностью самообразовательных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL SKILLS OF STUDENTS IN CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION

In the context of introduction of distance education, it becomes important to train students who can increase their potential during self-educational activities, which predetermines the relevance of formation of self-educational competence in future specialists. The organization of self-educational activities of future specialists is a marker of a high level of the education system as a whole. In the absence of self-education skills and without the ability to independently acquire knowledge, it becomes impossible to form experience in the scientific organization of educational work, which significantly affects the training of highly qualified personnel. Analysis of the basics, characteristics, principles and content of self-educational activity, as well as its specificity in higher educational institutions, makes it possible to come to the conclusion that students need to realize the personal significance of self-education, have value orientations, motivation and have an internal need for systematic renewal and enrichment of professional knowledge, to develop emotional and volitional mechanisms in overcoming difficulties, and in addition, to possess the entire set of self-educational skills.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

Ovezova U.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Russian University of Peoples Friendship (Moscow, Russia),

E-mail: umeda_77@mail.ru

Wagner M.-N.L, Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Russian University of Peoples Friendship (Moscow, Russia)

FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL SKILLS OF STUDENTS IN CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION. In the context of introduction of distance education, it becomes important to train students who can increase their potential during self-educational activities, which predetermines the relevance of formation of self-educational competence in future specialists. The organization of self-educational activities of future specialists is a marker of a high level of the education system as a whole. In the absence of self-education skills and without the ability to independently acquire knowledge, it becomes impossible to form experience in the scientific organization of educational work, which significantly affects the training of highly qualified personnel. Analysis of the basics, characteristics, principles and content of self-educational activity, as well as its specificity in higher educational institutions, makes it possible to come to the conclusion that students need to realize the personal significance of self-education, have value orientations, motivation and have an internal need for systematic renewal and enrichment of professional knowledge, to develop emotional and volitional mechanisms in overcoming difficulties, and in addition, to possess the entire set of self-educational skills.

Key words: self-educational activity, remote education, self-education skills, self-education of students, organization of distance education, self-educational competence.

У.А. Овезова, канд. ист. наук, доц., Российский университет дружбы народов, г. Москва, Е-mail: umeda_77@mail.ru

М.-Н.Л. Вагнер, канд. ист. наук, доц., Российский университет дружбы народов, г. Москва

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В контексте внедрения дистанционного образования приобретает значимость подготовка студентов, которые смогут повышать свой потенциал во время самообразовательной деятельности, что предопределяет актуальность формирования у будущих специалистов самообразовательной компетентности. Организация самообразовательной деятельности будущих специалистов выступает маркером высокого уровня системы образования в целом. При отсутствии навыков самообразования и без умения самостоятельно приобретать знания становится невозможным формирование опыта научной организации учебного труда, что в значительной степени влияет на подготовку высококвалифицированных кадров. Анализ сущности, характерных признаков, принципов и содержания самообразовательной деятельности, а также ее специфики в высших учебных заведениях дает возможность прийти к выводам, что студентам необходимо осознать личностное значение самообразования, обладать ценностными ориентациями, мотивацией и иметь внутреннюю необходимость систематического обновления и обогащения профессиональных знаний, развивать эмоционально-волевые механизмы в преодолении трудностей, а кроме того - владеть всей совокупностью самообразовательных умений.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность, дистанционное образование, навыки самообразования, самообразование студентов, организация дистанционного образования, самообразовательная компетентность.

Современные условия свидетельствуют о потребности общества в специалистах, обладающих широким объемом и содержательно глубокими знаниями, умениями, всесторонне компетентными в профессиональной деятельности и общественной жизни, способными к самообразованию. Поэтому сегодняшнее состояние системы высшего образования знаменуется быстрыми изменениями, необходимостью формирования у будущих специалистов компетентности самообразования. Инновацией в организации образовательной деятельности в высших учебных заведениях стало внедрение дистанционного обучения. Дистанционное образование, в отличие от заочного обучения, дает возможность учиться, находясь на любом расстоянии от заведения. Преподаватели и студенты налаживают взаимодействие в виртуальном пространстве с помощью сети Интернет, компьютерные технологии меняют традиционные формы подачи материала.

Актуальность исследования заключается в том, что в контексте очерченной проблематики приобретает значимость подготовка студентов в динамических изменениях, которые смогут повышать свой потенциал во время самообразовательной деятельности, что предопределяет актуальность формирования у будущих учителей самообразовательной компетентности.

Образовательной методологией в мировом пространстве выступает ком-петентностный подход в достижении образовательных результатов, а компетентность, в свою очередь, - мерилом образованности человека, где акценты расставляются на результатах обучения, способности творчески применять приобретенные знания, умения, навыки. С этой точки зрения основным непосредственным результатом образовательной деятельности выступает формирование компетентностей студентов, одной из которых является самообразование [1 - 12].

Дистанционное обучение - это инновационная форма, которая подразумевает нетрадиционный способ контакта между студентом и педагогом, заключающийся в замене прямого общения на косвенное, например, между студентом и профессором оно происходит опосредованно, то есть в условиях, когда студенты и преподаватели удалены друг от друга и не находятся одновременно в одном лекционном зале. С прогрессом и систематическим увеличением доступности ИКТ, компьютерных и мультимедийных технологий дистанционное обучение стало играть все более важную роль в образовательной среде.

Дистанционное и открытое обучение - это такая форма обучения, которая в полной мере подходит внедрению современных моделей обучения в информационном обществе. Это связано с развитием информационных технологий, с динамикой прогресса и перспективами улучшения образовательного пространства.

В процессе дистанционного обучения студенты получают не только самообразовательные умения, но и умения организованного самостоятельного полу-

чения знаний и их практического внедрения. Студенты имеют возможность сами определять для себя место, расписание, комплекты средств обучения и способы контактирования с преподавателями. Важным элементом указанного вида образования является умение выбирать форму обучения. Основные преимущества для учащегося заключаются в динамической презентации материалов, свободе выбора оборудования и способов его применения, дифференцированном процессе распределения материалов, индивидуальном стиле преподавания, гибких учебных траекториях, свободе времени и места. Наряду с этим есть и преимущества для людей, которые проводят занятия: большая свобода в выборе места и времени для преподавания, простота отслеживания и сохранения информации об индивидуальных достижениях в учебе, отсутствие ограничений на оборудование и используемые программы [1].

Дистанционное обучение является методом ведения дидактических процессов в условиях, когда преподаватель и студенты отделены друг от друга (иногда существенно) и находятся не в одном месте во время передачи информации, поэтому кроме традиционных средств общения используются современные телекоммуникационные технологии, с помощью которых происходит отправка голосовых, видео-, компьютерных данных и печатных материалов. Новейшие технологии в большой степени обеспечивают прямой контакт в реальном времени между преподавателем и студентом с помощью аудио- или видеоконференций независимо от их местоположения. Этим подчеркивается особая роль и значение инновационных технологий и формируется новый взгляд на дистанционное образование.

По мнению исследователей [2], основой и особенностями дистанционного образования являются следующие: отдаление преподавателя от студента; использование технических средств и печати; подготовка вербальной и невербальной коммуникации; возможность случайных очных встреч; внедрение технологий и автоматизации в образовательную систему

Анализируя мнения некоторых исследователей, прослеживается разнообразие в трактовке определения дистанционного обучения. По мнению В.Л. Шатуновского [3], дистанционное обучение - это форма получения образования одного уровня с очной или заочной формами, в процессе которой присутствуют традиционные и инновационные средства обучения. По определению Т.Л. Молотковой [4], дистанционное обучение - это новая форма учебного процесса, причем применение системы такого обучения и практическое внедрение программных средств позволяют сохранить качество традиционной передачи знаний. Стоит обратить внимание на мнение А.А. Андреева и В.И. Солдаткина [5], считающих дистанционное обучение одной из форм учебного процесса, с помощью которой все участники учатся на расстоянии. Поэтому, характеризуя

дистанционное обучение, заметим, что в его процессе учебный материал и взаимодействие с наставником происходит посредством информационных технологий, компьютерной и спутниковой связи.

По мнению C.H. Harper и др. ученых [6], дистанционное обучение является самостоятельной педагогической технологией, основой для самообразовательной работы студентов, которая одновременно является управляемой, дидактически обеспеченной и контролируемой, в работе которой применяют современные телекоммуникационные технологии.

В свою очередь, дистанционное обучение студентов требует навыков самообразовательной деятельности, поэтому заметим, что в исследовании Andrade M.S. и Bunker E.L. [7] самообразование определяется как самостоятельная познавательная деятельность человека, направленная на достижение определенных личностно значимых образовательных целей; удовлетворение общекультурных запросов, познавательных интересов в любой сфере деятельности, повышение профессиональной квалификации и тому подобное.

B.J. Zimmerman [8] считает, что самообразование - это направленная работа над собственной личностью и, в частности, над развитием собственных знаний, привычек, взглядов и убеждений. Он дополняет это определение и формулирует как курс долговременной деятельности, целью которой является частично самостоятельное получение знаний или углубление уже полученных знаний, или формирование и совершенствование собственных черт характера; иногда эти цели сочетаются.

О.Л. Карпова [9] считает самообразование самостоятельной, целенаправленной познавательной деятельностью, основой которой являются внутренние мотивы личности, и осуществляется она без наставника. Студент сам ставит перед собой цель, путь к ее достижению, а также определяет время, методы занятий и источники для получения знаний, то есть выступает инициатором самообразования.

Под самообразовательной компетентностью РР Сагитова [10] видит обучение на протяжении жизни, непрерывное обучение как собственно профессиональной, так и социальной жизни. Исследователь к содержанию непрерывного обучения относит потребность в саморазвитии; восприятие обучения как удовольствия; наличие представления о себе как об эффективном и независимом студенте; толерантность к риску, неясности и сложностям при обучении; творчество; восприятие обучения как процесса, приносящего пользу в течение всей жизни; учебную инициативу; самопонимание; принятие ответственности за свое обучение.

Из вышеизложенного следует, что самообразовательная деятельность -это и учебный процесс, и образ жизни, который характеризуется активным познанием мира и себя; самосовершенствование во всех сферах образования, не только профессиональной; а также социально-нравственное, эстетическое совершенствование. Самостоятельность студентов в учебном процессе означает не отказ от помощи, а планирование собственной деятельности, формирование собственной траектории профессионального развития, планирование собственной профессиональной карьеры, выбор соответствующих форм, методов, контроль хода профессионального развития и способность оценивать его результаты. Первоочередной задачей будущего специалиста в этом процессе является формирование мотивации. Успех студента и преподавателя в самообразовании зависит, прежде всего, от правильного понимания сути процесса самообразования обеими сторонами, легитимности студента и педагога с соответствующими компетенциями самообразования, включая, в частности, организационные компетенции и следование принципам сотрудничества между ними, основанным на доверии, открытости и взаимопонимании.

Таким образом, можно считать, что самообразовательная компетентность является сложным интегративным свойством личности, которое обеспечивает готовность удовлетворять индивидуальные и социальные потребности познания действительности на основе овладения знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и приобретенным опытом продуктивно осуществлять самостоятельное систематическое целевое освоение социального опыта человечества. При этом навыки самообразовательной деятельности человека предусматривают:

- наличие системы ценностей, осознание важности образования в современной жизни, личностной ответственности за собственную жизнь;

- системы знаний о методах познания, информационный поиск;

- умение и стремление использовать их в обучении для нужд собственного самообразования, в повседневной жизни.

Самообучение - это форма человеческой деятельности, которую человек выполняет добровольно или под влиянием определенных мотивов для удовлетворения собственных социальных и культурных потребностей. В процессе самостоятельной деятельности студентов их цель становится более динамичной, поскольку они достигают высшей ступени осознания, зачастую переоценивают и совершенствуют ее. Самообразование будущих специалистов путем дистанционного обучения достигает своего оптимального уровня, когда оно трансформируется в постоянные жизненные потребности человека и обеспечивает основу для обучения. Фактором, который стимулирует соискателей образования к самообразовательной деятельности, являются потребности в реализации утилитарных целей (повышение, признание, вознаграждение, заработок) и осуществление стремлений достичь духовных ценностей.

Большинство определений самообразовательной деятельности студентов заключаются не только в установлении целей, содержания, форм, источников и методов обучения, но также включают результаты этого процесса, которые могут выражаться в изменениях человеческих ценностей, черт личности, а также, в свою очередь, ведут к эволюции его отношения и поведения.

Самообразовательная деятельность в условиях дистанционного образования является совокупностью целенаправленных усилий и деятельности, направленных на достижение изменений в личности именно с помощью сформированных соответствующих навыков и усилий субъекта. Студент становится активной и самостоятельной учебной единицей, а педагог остается тьютором, ментором, наставником, который играет роль менеджера в самообразовательной деятельности, а не только носителем и источником знаний.

Firat М. [11] считает, что осуществление самообразовательной деятельности в дистанционном обучении должно быть постепенным процессом, в котором должны присутствовать три ступени: элементарная, заключающаяся в овладении техническими навыками самообразовательной деятельности; высшая, означающая развитие определенных интеллектуальных навыков; наивысшая, предполагающая использование методов научной работы и формирование позиции рефлексивно-исследовательской деятельности.

Студентов следует проводить к самообразованию косвенным и прямым способом [11]. Косвенный способ воздействия на студентов сводится к такой концепции процесса обучения, в которой сам студент является познающим предметом мира через активную умственную работу, основанную на самостоятельном мышлении, самостоятельных действиях и глубоком опыте. Педагог берет на себя роль ментора и менеджера этого профессионала. При прямом способе воздействия происходит постепенное усвоение студентами техники умственного труда с целью получения следующих практических навыков: рациональное использование источников знаний, ознакомление с существующими методами умственного труда, оперирование эффективными методами умственного труда и тому подобное.

Это основные факторы чрезвычайно важны для формирования навыков самообразовательной деятельности. Однако следует учитывать и другие необходимые условия: соответствующий подбор источников и материалов для самостоятельного изучения, а также умение их правильно использовать; правильная организация условий для самостоятельной работы; выбор методов, адекватных целям самообразовательной деятельности; соответствующее планирование всего процесса самообразования; непрерывность и регулярность процесса самообучения; соответствующие личностные качества: логическое мышление, настойчивость, способность быть критичными и самокритичными, способность к запоминанию и самоконтролю, надлежащие концентрация и мобилизация усилий.

Так, большое значение в процессе формирования навыков самообразования имеют и внешние факторы: место самообучения и техническая обеспеченность. Не меньшее значение имеет процесс планирования обучения, который может быть реализован в виде ежедневных графиков. Студенты должны учитывать такие составляющие процесса самообучения, как время, затраченное на работу, учебу, отдых, питание, развлечения и сон. Бесспорно, отдых и сон имеют большое значение в процессе формирования навыков самообразовательной деятельности, ведь свежий ум, бодрость и неутомимость упрощают процесс обучения.

Важную роль в самообразовании в условиях дистанционного обучения, кроме умений, навыков и внутренних сформированных структур и алгоритмов, играют также педагогические условия, то есть практическая реализация результатов формирования самообразовательной деятельности. Ведь с информацией тоже нужно уметь работать, мало только уметь ее находить и читать - важно понимать и осознавать сферы ее практического применения. Поэтому целесообразно выделить три основных звена формирования самообразовательных навыков студентов: доступ к информации; умение ее обрабатывать; благоприятные условия для получения самообразования.

В.В. Байлук [12] полагает, что стоит выделить основные функции самообразовательной деятельности: мотивационная (активность, самоактуализация и самореализация будущего специалиста); развивающая (саморазвитие профессиональных качеств и способностей); познавательная (систематизация знаний, познания и самопознания); информативная (понимание различной информации, оценивание значимости или второстепенности данной информации); методологическая (направляет деятельность будущего специалиста, теоретическое понимание и научное исследование процесса профессиональной деятельности); диагностико-прогностическая (профессиональное развитие, становление самообразовательной компетентности); коммуникативная (межличностная и профессиональная коммуникация); рефлексивная (результаты самообразования и пути его совершенствования) адаптационная (специалист в сфере профессиональной деятельности в информационном мире); интерактивная (активная и творческая деятельность будущего специалиста, ведущая к саморазвитию и самообразованию).

Во время пандемии COVID-19 высшие учебные заведения в условиях дистанционного обучения столкнулись с проблемой нехватки специалистов, которые могли бы разрабатывать и организовывать такую образовательную среду В подготовку специалистов данного направления должны быть включены не только общие вопросы знаний по педагогике, методике и психологии, но и

глубокие знания по современным методикам обучения и информационно-коммуникативным технологиям. Организация учебного процесса дистанционного обучения требует своих специфических методов, средств и форм, а также научной основы.

Для обеспечения качественного современного образования дистанционное обучение является неотъемлемой составляющей в высших учебных заведениях. Использование дистанционных технологий в образовательной среде раскрывает возможности положительного влияния на повышение уровня качества образования, обеспечивает реализацию потребностей будущих специалистов в образовательных услугах, повышает профессиональную мобильность и активность. Дистанционные технологии способствуют формированию единого образовательного пространства в рамках индивидуализации обучения при массовости высшего образования. Развитие информационных технологий в современном мире повлекло за собой пересмотр традиционных подходов к определению перспективных форм организации образовательного процесса, где одним из векторов выступают навыки самообразовательной деятельности. Непрерывное увеличение объемов информационных данных и сведений побуждает к необходимости совершенствования подготовки студентов, поиску инновационных технологий повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, а также постоянного, непрерывного совершенствования профессиональной компетентности специалистов.

Библиографический список

Анализ результатов исследования позволил утверждать, что отдельными педагогическими условиями в формировании навыков самообразовательной деятельности студентов являются мотивация, педагогическое стимулирование и научно-исследовательская деятельность, которые выступают эффективными факторами в развитии их самообразовательной компетентности как будущего высококвалифицированного специалиста. Следовательно, самообразовательная компетентность будущих специалистов будет интенсивно формироваться при наличии у студентов развитой мотивации к профессиональному совершенствованию и с помощью надлежащей организации профессиональной подготовки путем внедрения педагогических стимулов и участия в научно-исследовательской деятельности.

Наше исследование позволило утверждать, что ряд педагогических факторов формирования самообразования в дистанционных условиях являются в настоящее время приоритетными. Анализ сущности, характерных признаков, принципов и содержания самообразовательной деятельности, а также ее специфики в высших учебных заведениях дает возможность прийти к выводу, что студентам необходимо осознать личностное и общепрофессиональное значение самообразования, обладать ценностными ориентациями, мотивацией и иметь внутреннюю потребность в систематическом обновлении и обогащении профессиональных знаний, развивать эмоционально-волевые механизмы в преодолении трудностей, а кроме того - владеть всей совокупностью самообразовательных умений.

1. Anderson T., Dron J. Three generations of distance education pedagogy. International Review of Research in Open & Distance Learning. 2011; Vol. 12 (3): 80 - 97.

2. Simonson M., Schlosser C., Orellana A. Distance education research: a review of the literature. Journal of Computing in Higher Education. 2011; Vol. 23 (2): 124 - 142.

3. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения). Вестник науки и образования. 2020; № 9-1 (87): 53 - 56.

4. Молоткова Т.Л. Дистанционное образование: сущность и содержание. Вестник Челябинского государственного университета. 2015; № 9 (364): 108 - 111.

5. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Cloud of science. 2013; № 1: 14 - 20.

6. Harper C.H., Chen K., Yen D.C. Distance learning, virtual classrooms, and teaching pedagogy in the Internet environment. Technology in Society. 2004; Vol. 26: 585 - 598.

7. Andrade M.S., Bunker E.L. A model for self-regulated distance language Learning. Distance Education. 2009; Vol. 30 (1): 47 - 61.

8. Zimmerman B.J. Becoming a self-regulated learner: An overview. Theory into Practice. 2002; Vol. 41 (2): 64 - 70.

9. Карпова О.Л. Концептуальные основы содействия развитию самообразовательной деятельности студентов. Сибирский педагогический журнал. 2009; № 3: 59 - 65.

10. Сагитова РР Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в контексте новой парадигмы образования. Казанский педагогический журнал. 2010; № 4: 27 - 34.

11. Firat M. Measuring the e-learning autonomy of distance education students. Open Praxis. 2016; Vol. 8 (3): 191 - 201.

12. Байлук В.В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха: монография. Екатеринбург, 2012. References

1. Anderson T., Dron J. Three generations of distance education pedagogy. International Review of Research in Open & Distance Learning. 2011; Vol. 12 (3): 80 - 97.

2. Simonson M., Schlosser C., Orellana A. Distance education research: a review of the literature. Journal of Computing in Higher Education. 2011; Vol. 23 (2): 124 - 142.

3. Shatunovskij V.L., Shatunovskaya E.A. Esche raz o distancionnom obuchenii (organizaciya i obespechenie distancionnogo obucheniya). Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 9-1 (87): 53 - 56.

4. Molotkova T.L. Distancionnoe obrazovanie: suschnost' i soderzhanie. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 9 (364): 108 - 111.

5. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distancionnoe obuchenie i distancionnye obrazovatel'nye tehnologii. Cloud of science. 2013; № 1: 14 - 20.

6. Harper C.H., Chen K., Yen D.C. Distance learning, virtual classrooms, and teaching pedagogy in the Internet environment. Technology in Society. 2004; Vol. 26: 585 - 598.

7. Andrade M.S., Bunker E.L. A model for self-regulated distance language Learning. Distance Education. 2009; Vol. 30 (1): 47 - 61.

8. Zimmerman B.J. Becoming a self-regulated learner: An overview. Theory into Practice. 2002; Vol. 41 (2): 64 - 70.

9. Karpova O.L. Konceptual'nye osnovy sodejstviya razvitiyu samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2009; № 3: 59 - 65.

10. Sagitova R.R. Formirovanie samoobrazovatel'noj kompetencii studentov vuza v kontekste novoj paradigmy obrazovaniya. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2010; № 4: 27 - 34.

11. Firat M. Measuring the e-learning autonomy of distance education students. Open Praxis. 2016; Vol. 8 (3): 191 - 201.

12. Bajluk V.V. Chelovekoznanie. Samoobrazovatel'naya i samovospitatel'naya realizaciya lichnosti kak zakon uspeha: monografiya. Ekaterinburg, 2012.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 371

Smurova N.F., postgraduate, Nevinnomyssky State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia); House of Children's Creativity (Kochubeyevskoye, Russia), E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

Filimanuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol); Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

DESIGNING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATH OF PROFESSIONAL GROWTH OF A TEACHER. The article deals with the concept, content, structure and stages of designing an individual educational route of professional growth of a teacher of additional education on the example of the House of Children's Creativity from Kochubeyevskoye, Stavropol Krai, and presents the results of its implementation. The main characteristics of a teacher of additional education are mobility, speed of decision-making, willingness to work in non-standard conditions, flexibility of thinking, constant self-education, etc. As forms that integrate the entire individual experience of teachers, the authors recommend: personal websites of teachers, their personal pages on professional sites; Internet forums and correspondence scientific and practical conferences; zoom conferences, professional groups in social networks. The article concludes that the expected result of the implementation of the individual educational route is an increase in the professional adaptability of the teacher of additional education, his motivation for professional growth, and further self-education and self-development.

Key words: additional education of children, individual educational route, stages, motivation, self-education, self-development, design, professional growth.

Н.Ф. Смурова, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»,

зам. директора по научно-методической работе МБУДО «Дом детского творчества», с. Кочубеевское, E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, ГАОУ ВО «Невинномысский

государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.