задания множественного выбора (multiple choice). Педагогу следует быть готовым к тому, что в разноуровневой группе будут те, кто справляется с заданиями быстрее всех (fast finishers), поэтому у преподавателя, как у хорошего фокусника, должен быть скрипт аудирования, чтобы такой студент мог выделить в нем новые лексические единицы, придумать с ними несколько примеров, написать краткое изложение материала (summary) с заранее оговоренным в задании количеством предложений (например, не более 3 или 5). Если таких активных и «продвинутых» студентов будет двое, а группа еще продолжает работу над основным заданием, то можно предложить им поменяться синопсисами и поработать над их улучшением или обсудить, чей более точно отражает сюжет аудиофрагмента. В профессиональной деятельности такого рода навык будет востребован, если специалист работает с большим количеством литературы профессионального характера на родном или иностранном языке.
Отрабатывая навыки письменной речи, можно ообъединять более сильных студентов в пары или группы со слабыми (но, как показывает практика, не более 4 человек). В ходе совместной деятельности им легче будет вспомнить лексику, обсудить идеи, написали работу (отчет, эссе). Иногда студенты низких уровней языковой подготовки способны генерировать замечательные идеи, а со временем втягиваются и в формирование письменного продукта на иностранном языке. Социальное взаимодействие как метакогнитивный навык может быть реализовано и в пострабочей стадии данного задания: мини-группы могут обменяться написанным материалом и дать друг другу фидбек (обратную связь). В этом случае они учатся аргументированно высказывать свою точку зрения и отрабатывать навыки критического мышления, которые очень востребованы на современном этапе развития профессионального рынка специалистов разных сфер экономической и творческой деятельности. Более сильным студентам можно предложить проверку письменных работ на предмет обнаружения ошибок в спеллинге (написании слов), грамматике (составлении предложений согласно правилам языка) или стилистике. Если у преподавателя нет возможности разделить студентов на группы, то целесообразно адаптировать задания таким образом, чтобы получилось несколько видов письма (writing). Например, написать отзыв о чьем-то проекте или подготовить отчет на иностранном языке (для более высоких уровней) и составить простое сопроводительное письмо для данного отчета (для более низких уровней).
Самым сложным видом речевой деятельности по праву считается говорение (speaking), а обучение требует большого вложения временных ресурсов, которыми, к сожалению, не обладают преподаватели вуза. В этом случае задания, где совмещаются общение и возможность физически подвигаться по аудитории (mingling), воспринимаются студентами «на ура». Например, студентам можно
Библиографический список
раздать карточки-роли, а затем провести игру-опросник Find Somebody Who (Найди того, кто...). Кроме того, задания на продуцирование подготовленной речи можно и нужно предлагать всем студентам, причем более слабым можно дать лексику, которую они смогут использовать, или небольшой план рассказа. Для сильных студентов во время проверки устных высказываний (например, в заданиях на развитие идеи - developing idea) можно ввести запрет на слова или фразы - простые, клишированные или засоряющие речь (например, good, great, I think, important, well, OK). Перечень таких табуированных слов можно вывести на экран или написать на доске, дав задание студентам отмечать их в речи выступающего. Элемент соревновательности в этом случае подогревает интерес и вовлекает всю группу в активное слушание.
Понятно, что малое количество отведенных программой часов на изучение иностранного языка в неязыковом вузе не позволяет вывести студента с низким уровнем подготовки на требуемый в его профессиональной деятельности уровень за 1-3 года (средний период изучения дисциплины «Иностранный язык» в университете). И тут на помощь может прийти выстроенная (в тандеме преподаватель - студент) система автономного изучения иностранного языка. Ее тоже можно считать учебной стратегией, активно влияющей на освоение дисциплины по специальности. Такая система может включать в себя языковые, коммуникативные, когнитивные, креативные стратегии с использованием различных обучающих платформ, интернет-технологий, социальных сетей и т. д. Очень важно донести до сознания студентов с низким уровнем подготовки, что отчаяние -сильный демотиватор, каждую маленькую победу на пути освоения иностранного языка нужно замечать, отмечать и продвигаться дальше. Усидчивость, хороший тайм-менеджмент, грамотное планирование по достижению цели - вот те вехи, пройдя которые можно достичь результата и выйти на новые рубежи в понимании сути и способов выражения своих мыслей на чужом языке.
На основе изложенного материала можно сделать вывод о том, что способность пользоваться учебными стратегиями и инструментами во время аудиторных занятий способствует достижению поставленных целей по освоению языка специальности, помогает оптимизировать профессионально ориентированное языковое обучение.
Кроме того, использование когнитивных, компенсаторных и метакогнитив-ных стратегий (как ключевых в этом разнообразии учебных стратегий) оказывает положительное влияние на формирование личностных качеств студентов, является фасилитатором самостоятельного принятия решения не только в процессе изучения иностранного языка, но и в ходе формирования личностных качеств, которые помогают обучаемым в достижении их целей: образовательных, профессиональных, развивающих.
1. Global Scale. Available at: https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages/table-1-cefr-3.3-common-reference-levels-global-scale
2. Bimmel P., Rammpillon U. Lernautonomie und Lernstrategien. München: GIN, 2000.
3. Ellis R. The Study of Second Language Acquisition. Oxford: Oxford University Press, 1994.
4. Карцева Е.Ю., Тавберидзе Д.В. Социоаффективные стратегии обучения английскому языку в вузе. Мир науки. 2018; Т. 6, № 6: 30.
5. Beskorovaynaya N.A., Fyodorova M.L. Formation of metacognitive strategies at the lessons of professionally oriented foreign language. Intellect, Idea, Innovation - Интеллект, идея, инновация. 2019; № 2: 176-182.
6. Газизуллина ГР, Руденко Н.С. Обучение коммуникативным стратегиям англоязычного общения в профессиональном языковом образовании. Молодой ученый. 2014; № 5-2 (64): 7-8.
7. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. и др. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва, 2022. References
1. Global Scale. Available at: https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages/table-1-cefr-3.3-common-reference-levels-global-scale
2. Bimmel P., Rammpillon U. Lernautonomie und Lernstrategien. München: GIN, 2000.
3. Ellis R. The Study of Second Language Acquisition. Oxford: Oxford University Press, 1994.
4. Karceva E.Yu., Tavberidze D.V. Socioaffektivnye strategii obucheniya anglijskomu yazyku v vuze. Mir nauki. 2018; T. 6, № 6: 30.
5. Beskorovaynaya N.A., Fyodorova M.L. Formation of metacognitive strategies at the lessons of professionally oriented foreign language. Intellect, Idea, Innovation - Intellekt, ideya, innovaciya. 2019; № 2: 176-182.
6. Gazizullina G.R., Rudenko N.S. Obuchenie kommunikativnym strategiyam angloyazychnogo obscheniya v professional'nom yazykovom obrazovanii. Molodoj uchenyj. 2014; № 5-2 (64): 7-8.
7. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2022.
Статья поступила в редакцию 24.01.23
УДК 378
Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia); Nevinnomyssk State Humanitarian
and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
Savchenko A.A., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
DESIGNING THE SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF A TEACHER OF PROFESSIONAL EDUCATION. The most significant features of designing the self-educational activity of the professional education teacher at the present Russian educational system corresponding segment development stage are studied. For this purpose, first of all, the specifics of self-education in relation to the modern pedagogical employee professional activity are revealed. Then the role that self-education plays in achieving the success of pedagogical activity is determined. The work demonstrates principles on which effective self-educational activity is based. An essential characteristic of such process design is given. Features of professional duties of vocational education teachers in the modern educational institutions space, affecting the process of designing their self-education, are revealed. Most characteristic features of self-education are highlighted, which must be taken into account in the course of its design.
Key words: professional education, pedagogical design, professional development of teachers, self-education of teachers, self-development of teachers.
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
А.А. Савченко, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучаются наиболее существенные черты проектирования самообразовательной деятельности педагога профессионального образования на современном этапе развития соответствующего сегмента российской образовательной системы. Для этого в первую очередь раскрывается специфика самообразования применительно к профессиональной деятельности современного педагогического работника. Затем определяется роль, которую самообразование играет в достижении успеха педагогической деятельности. Демонстрируются принципы, на которых базируется эффективная самообразовательная деятельность. Приводится сущностная характеристика проектирования интересующего нас процесса. Выявляются особенности реализации своих профессиональных обязанностей педагогами профессионального образования в пространстве современных ОО, влияющие на процесс проектирования их самообразования. Выделяются наиболее характерные особенности самообразования, которые необходимо принимать в расчёт по ходу его проектирования.
Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическое проектирование, повышение квалификации педагогов, самообразование педагогов, саморазвитие педагогов.
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией, при которой общество сегодня предъявляет к педагогу профессионального образования иные требования, чем на предыдущих этапах своего развития (Н.Ф. Бережная, Л.В. Веснина, Э.В. Галажинский, О.Л. Жук, ГН. Прозументова) [1, с. 59]. Немаловажное место в их числе занимает система умений и навыков, связанных с практической реализацией концепции обучения на протяжении всей жизни (англ. -lifelong learning) [2, с. 20-21].
Действительно, для современного социума характерна непредсказуемая динамика большинства процессов, происходящих во всех сферах его жизни. Последнее естественным образом требует от педагогического работника постоянного совершенствования собственной системы профессиональных и личностных компетенций (И.Б. Бычева, С.В. Десятова, Н.А. Морева, И.А. Царева) [3, с. 40]. В свою очередь, одним из перспективных путей её развития является самообразование [4, с. 95].
Достижение положительных результатов соответствующей деятельности современного педагога профессионального образования представляется возможным при условии рациональной организации её проектирования (А.Н. Алексеев, Н.В. Быстрова, С.А. Зиновьева, И.В. Котляров, С.Л. Тимкин, Е.А. Уракова, М.П. Уракова) [5, с. 39]. Основным проблемам данного процесса посвящена наша статья.
Таким образом, её цель - исследование наиболее существенных черт проектирования самообразовательной деятельности педагога профессионального образования на современном этапе его развития.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- рассказать о специфике самообразования применительно к профессиональной деятельности современного педагогического работника;
- выявить, какую роль играет самообразование в достижении успеха педагогической деятельности;
- продемонстрировать основные принципы, на которых базируется эффективная самообразовательная деятельность;
- дать сущностную характеристику проектирования указанного процесса;
- определить особенности реализации своих профессиональных обязанностей педагогами профессионального образования в пространстве современных ОО, влияющие на процесс проектирования их самообразования;
- выделить наиболее характерные особенности процесса самообразования, которые необходимо учитывать в ходе его проектирования.
При подготовке статьи авторами применялись следующие методы исследования: рефлексия собственного педагогического опыта; изучение специальной литературы, затрагивающей проблемы, так или иначе связанные с интересующей нас проблематикой.
Научная новизна исследования заключается в том, что была дана характеристика процесса проектирования самообразовательной деятельности современного педагога профессионального образования.
Его теоретическая значимость состоит в изучении наиболее характерных особенностей процесса его самообразования, которые необходимо учитывать в ходе проектирования такового.
Практическая ценность видится в определении условий работы современного педагога профессионального образования, влияющих на процесс проектирования его самообразования.
Самообразовательная деятельность, как уже говорилось, представляет собой важное слагаемое процесса развития современного педагога профессионального образования [4, с. 95-96]. Современная образовательная система не нуждается в педагогическом работнике, являющемся носителем готовых знаний, преподающем по раз и навсегда заготовленным конспектам учебных занятий [1, с. 60]. Таким образом, фиксирующаяся на сегодняшний день необходимость активизации самообразовательной деятельности педагогов профессионального образования обусловлена процессами, связанными с интенсивным поиском инновационных подходов к реализации профессиональных обязанностей (Н.К. Анисимова, А.В. Дьячкова, И.И. Красов) [6, с. 130]. По этой причине процесс самообразования педагогов, занятых в соответствующей сфере, начинается ими
Таблица 1
Группа Принципы
Общие принципы образования взрослых Совместной деятельности
Приоритета самостоятельного обучения [4, с. 95]
Практической значимости результатов обучения
Развития обучающегося
Актуальности результатов обучения
Рефлексивности как основы самооценки
Корректировки опыта и личностных установок, препятствующих овладению знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно осуществлять инновационную педагогическую деятельность
Элективности обучения, обеспечиваемой свободой выбора его целей и задач, сроков, методов, форм
Индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей и социально-психологических
Использования положительного жизненного опыта, практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения [3, с. 45]
Специфические принципы самообразовательной деятельности педагога профессионального образования Вариативности, т.е. обеспечения возможности варьирования времени и содержания самообразовательной деятельности, а также конкретных путей её осуществления
Преемственности, предполагающей содержательно-деятельностную связь с вузовской подготовкой
Сочетания внутренних и внешних мотивов, («мне нужно», «системе образования нужно»)
Открытости как свободы выбора источников и способов поддержки
Непрерывности, подразумевающей достаточный уровень сформированности осознанной потребности в саморазвитии [7, с. 74]
Группы принципов, на которых базируется эффективная самообразовательная деятельность педагогического работника
самостоятельно. Стороннее вмешательство, включая меры по его проектированию, в большинстве случаев имеет место на более поздних этапах [2, с. 20].
С сожалением приходится констатировать, что многие современные преподаватели не демонстрируют заинтересованности в собственном профессиональном и личностном развитии (это подчеркивают О.Я. Гилева, С.Н. Даниленко, ГМ. Коджаспирова, Е.И. Машбиц, И.Б. Соколова, И.П. Шиманчик). Естественно, что один раз в три года они проходят курсы повышения квалификации, но исключительно потому, что к тому их обязывает формальный статус педагога [3, с. 44]. Соответственно, в большинстве таких случаев процесс развития их профессиональных компетенций даёт неудовлетворительные результаты (О.Л. Жук, ГМ. Коджаспирова, В.И. Спирина, Е.А. Уракова). Подобная ситуация представляет собой наглядное свидетельство того факта, что успешное профессиональное развитие педагогических работников с необходимостью должно быть непрерывным. Регулярные же занятия самообразованием позволяют обеспечить формирование соответствующей характеристики [6, с. 131].
Если говорить о необходимых к учёту в ходе проектирования принципах, на которых базируется профессиональное самообразование, то среди них можно выделить две группы (табл. 1).
В педагогике, в том числе применительно к процессу развития компетенций преподавателей профессионального образования, нет единого определения термина «педагогическое проектирование» (А.Н. Алексеев, В.А. Болотов, Н.В. Борисова, И.В. Котляров, Е.А. Леванова, В.А. Сластенин, Н.О. Яковлева) [8, с. 35-36]. При этом наиболее популярными среди педагогов-исследователей и практиков являются следующие его трактовки:
- «возведение» преподавателем новаторских педагогических механизмов, форм, методов и приёмов;
- создание проектов, посвящённых актуальным проблемам и задачам образования;
- организационно-методическое, содержательное и материально-техническое оформление замысла реализации целостного решения какой-либо педагогической задачи.
Имея представления о процессе проектирования самообразовательной деятельности, следует определить особенности реализации своих профессиональных обязанностей педагогами профессионального образования в пространстве современных ОО, влияющие на него.
Сегодня педагогические работники, при условии наличия у них достаточного опыта работы, зачастую характеризуются твёрдой уверенностью в действенности используемых ими приёмов и методов (Т.В. Пушкарева, Л.Д. Морозова, Н.О. Яковлева) [9, с. 26]. Таким образом, у преподавателя профессионального образования может сложиться стойкое ощущение, что он знает и умеет всё, что нужно для осуществления эффективной деятельности в пространстве современной ОО [10, с. 63-64]. По этой причине проектирование рассматриваемого процесса и является необходимой мерой.
Оно обязательно должно учитывать возможность проведения круглых столов, семинаров, курсов повышения квалификации и научно-практических конференций. Подготовка к таким мероприятиям подразумевает самостоятельную образовательную деятельность преподавателей, связанную с усвоением важных педагогических инноваций [7, с. 75]. Кроме того, исследования показывают, что педагоги, принявшие участие в таких формах обмена опытом, в ходе осуществления дальнейшей профессиональной деятельности проявляют заинтересованность в профессиональном росте. У них активизируется стремление
Библиографический список
к творческому поиску, освоению и созданию нового (И.Ф. Исаев, Л.Д. Морозова, С.В. Назаров, Н.О. Яковлева) [9, с. 33].
В ходе проектирования самообразовательной деятельности преподавателей, работающих в соответствующем сегменте российской системы образования, необходимо учитывать следующие её особенности:
- преимущественная ориентация соответствующего процесса на решение актуальных практических проблем педагога [8, с. 72-73];
- синергетическое единство учебной, методической и исследовательской деятельности преподавателя;
- опора на имеющиеся знания и опыт [7, с. 75].
На основе вышеизложенного мы можем заключить, что современному социуму свойственна непредсказуемая динамика процессов, затрагивающих большинство аспектов его существования. Такая ситуация требует от преподавателя, осуществляющего деятельность по программам профессионального образования, непрерывного совершенствования собственной системы компетенций. Одним из перспективных путей её развития является самообразование.
В свою очередь, достижение положительных результатов соответствующей деятельности современного педагога профессионального образования представляется возможным при условии рациональной организации её проектирования.
Необходимость активизации самообразовательной деятельности педагогов профессионального образования обусловлена процессами, связанными с интенсивным поиском инновационных подходов к реализации профессиональных обязанностей. По этой причине они, как правило, самостоятельно начинают процесс самообразования. Стороннее вмешательство, включая меры по его проектированию, в большинстве случаев имеет место на более поздних этапах.
При этом следует принять во внимание тот факт, что успешное профессиональное развитие педагогических работников с необходимостью должно быть непрерывным. Регулярные же занятия самообразованием позволяют обеспечить формирование соответствующей характеристики.
Принципы, необходимые к учёту в ходе проектирования самообразования педагогов, делятся на две группы. Первую образуют общие принципы образования взрослых. Вторую - специфические принципы самообразовательной деятельности педагога профессионального образования.
Вслед за авторами Т.П. Айсуваковой [11-13] и др. необходимо отметить, что сегодня педагогические работники, при условии наличия у них достаточного опыта работы, характеризуются уверенностью в действенности используемых ими приёмов и методов. Таким образом, у преподавателя профессионального образования может сложиться стойкое ощущение, что он знает и умеет всё, что нужно для осуществления эффективной деятельности в пространстве современной ОО. По этой причине проектирование рассматриваемого процесса и является необходимой мерой.
Оно обязательно должно учитывать возможность проведения круглых столов, семинаров, курсов повышения квалификации и научно-практических конференций.
Кроме того, в ходе проектирования процесса самообразовательной деятельности преподавателей, работающих в соответствующем сегменте российской системы образования, необходимо учитывать следующие его особенности: преимущественная ориентация соответствующего процесса на решение актуальных практических проблем педагога; синергетическое единство учебной, методической и исследовательской деятельности преподавателя; опора на имеющиеся знания и опыт.
1. Морозова О.П. Подготовка «элитных» педагогических кадров в классическом университете как гарант устойчивого развития региона. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 59-62.
2. Логинова Л.Г Интеграция форм образовательной деятельности в дополнительном профессиональном образовании: комментарии к проблеме непрерывности. Методист. 2018; № 1: 19-22.
3. Горлова Н.А. Педагогические ориентиры культурно-исторического подхода в современном образовании. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018; № 3: 37-47.
4. Майданкина Н.Ю. Система научно-методического сопровождения в развитии потенциала педагога дошкольной сферы. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 94-97.
5. Маркова С.М. Проектирование педагогических технологий профессионального обучения. Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических задач: сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Мининский университет. 2020: 38-40.
6. Ерина И.А., Фанина И.Н. Современные тенденции развития высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 130-131.
7. Овчарова Е.С., Шатских О.В. Роль самообразования педагога в системе непрерывного повышения квалификации. Инновационная наука. 2022; № 7-1: 74-75.
8. Свиридов А.Н., Шаталова Е.А. Социально-педагогическое проектирование. Москва: Флинта, 2018.
9. Социально-демографический портрет российских педагогов. Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018. Москва: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2019: 41.
10. Дуреева Т.В. Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста. Молодой ученый. 2018; № 43 (229): 62-66.
11. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.
12. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. и др. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва, 2022.
13. Прилепских О.С., Айсувакова Т.П., Сорокопуд Ю.В. Возможности цифровой образовательной среды в развитии личностного потенциала студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 69-1: 353-356.
References
1. Morozova O.P. Podgotovka «'elitnyh» pedagogicheskih kadrov v klassicheskom universitete kak garant ustojchivogo razvitiya regiona. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 59-62.
2. Loginova L.G. Integraciya form obrazovatel'noj deyatel'nosti v dopolnitel'nom professionalem obrazovanii: kommentarii k probleme nepreryvnosti. Metodist. 2018; № 1: 19-22.
3. Gorlova N.A. Pedagogicheskie orientiry kul'turno-istoricheskogo podhoda v sovremennom obrazovanii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2018; № 3: 37-47.
4. Majdankina N.Yu. Sistema nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya v razvitii potenciala pedagoga doshkol'noj sfery. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 94-97.
5. Markova S.M. Proektirovanie pedagogicheskih tehnologij professional'nogo obucheniya. Innovacionnye podhody k resheniyu professional'no-pedagogicheskih zadach: sbornik statej po materialam V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet. 2020: 38-40.
6. Erina I.A., Fanina I.N. Sovremennye tendencii razvitiya vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 130-131.
7. Ovcharova E.S., Shatskih O.V. Rol' samoobrazovaniya pedagoga v sisteme nepreryvnogo povysheniya kvalifikacii. Innovacionnaya nauka. 2022; № 7-1: 74-75.
8. Sviridov A.N., Shatalova E.A. Social'no-pedagogicheskoeproektirovanie. Moskva: Flinta, 2018.
9. Social'no-demograficheskij portret rossijskih pedagogov. Otchet po rezultatam mezhdunarodnogo issledovaniya uchitel'skogo korpusa po voprosam prepodavaniya i obucheniya TALIS-2018. Moskva: Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki, 2019: 41.
10. Dureeva T.V. Kriterii formirovaniya gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti specialista. Molodoj uchenyj. 2018; № 43 (229): 62-66.
11. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenijstudenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.
12. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokulturnyh realij. Moskva, 2022.
13. Prilepskih O.S., Ajsuvakova T.P., Sorokopud Yu.V. Vozmozhnosti cifrovoj obrazovatel'noj sredy v razvitii lichnostnogo potenciala studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 69-1: 353-356.
Статья поступила в редакцию 23.01.23
УДК 378
Panasenko Yu.A., Doctor of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Deputy Head for Academic and Scientific Work, Chelyabinsk Branch of VUNTS VVS 'WA"
(Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Trubnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk Branch of VUNTS VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Zaporoshchenko ЕМ, Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Chelyabinsk Branch of VUNTS VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF TEACHERS' WORK AND GENERAL PROFESSIONAL REQUIREMENTS FOR THE TEACHING STAFF IN A MILITARY UNIVERSITY. The
article deals with a topic that is important for the present, namely, the specifics and features of a teacher's work in training cadets of a military university. At the same time, the main functions that directly affect educational activities are highlighted and considered in detail, as well as the general professional requirements for the teaching staff during the training of cadets of a military university are named. Examples of the implementation of some educational functions in the educational process are given. Results of the study presented in the article confirm the effectiveness of implementation of the function of the educational process. The general professional requirements for the teaching staff in conditions of a military university have been formed.
Key words: cadet, teacher, requirements, educational, organizational, constructive, research, communicative functions.
Ю.А. Панасенко, д-р филос. наук, доц., зам. нач. по учебной и научной работе ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, г. Челябинск,
E-mail: [email protected]
Л.И. Трубникова, канд. пед. наук, доц., проф. АВН, ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: eugen [email protected]
Е.В. Запорощенко, канд. техн. наук, доц., ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье рассматривается тема, актуальная для настоящего времени, а именно - специфика и особенности деятельности преподавателя при обучении курсантов военного вуза. При этом выделены и подробно рассмотрены основные функции, непосредственно влияющие на образовательную деятельность, а также названы общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в ходе обучения курсантов военного вуза. Приведены примеры внедрения некоторых образовательных функций в учебный процесс. Изложенные в статье итоги исследования подтверждают эффективность внедрения функций образовательного процесса. Сформированы общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза.
Ключевые слова: курсант, преподаватель, требования, учебно-воспитательные, организаторские, конструктивные, исследовательские, коммуникативные функции.
Целью исследования является раскрытие особенностей педагогической деятельности в условиях военного вуза, разработка требований к профессорско-преподавательскому составу и внедрение в учебный процесс образовательных функций.
Научная новизна заключается в разработке общих профессиональных требований к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза.
Для осуществления достижения цели нами были поставлены задачи:
- выявить особенности педагогической деятельности преподавателя в условиях военного вуза;
- выделить основные функции для осуществления учебного процесса;
- рассмотреть внедрение определенных функций в учебный процесс;
- провести анализ качества полученных знаний после внедрения определенных функций в учебный процесс;
- выделить общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза.
Педагогическая профессия - это личностная профессия, и ее сущность состоит во взаимодействии с людьми, направленном на передачу знаний, учений и навыков, а также на воспитание и наставничество. Своеобразие профессии педагога - обладание знаниями о человеке, его возрастных и психологических особенностях и в то же время владение глубокими знаниями предмета своей профессиональной квалификации. «Преподаватель вуза - это, прежде всего, ученый, воспитатель, грамотный специалист, который творчески организует учеб-
ный процесс» [1]. Важнейшей особенностью деятельности преподавателей военного вуза является то, что объектом труда выступает человек (курсант) со всеми присущими ему качествами. Конечным результатом труда являются офицерские кадры вооруженных сил. И необходимо помнить, что будущий офицер должен иметь знания и умения по сбору и анализу информации, а также обладать способностью своевременного, оперативного принятия решения. Командиры в боевой обстановке выполняют сложные задачи, должны быть готовыми принимать нестандартные решения, вести за собой подчиненных и сберегать их жизнь [2].
Выпускники военно-учебных заведений должны обладать:
- высокими морально-боевыми, психологическими и нравственными качествами;
- высоким уровнем военно-профессиональной подготовки;
- умением обучать и воспитывать подчиненных [3].
Существенная особенность служебной деятельности преподавателя военного вуза также состоит в том, что выполняемая им работа по своему характеру весьма разнообразна даже в течение одного рабочего дня. Часто виды этих работ разноплановые по содержанию, характеру и не связаны между собой.
Трудовая деятельность профессорско-преподавательского состава реализуется в единении со многими людьми. Повседневное общение с курсантами, преподавателями кафедр, командованием требует от профессорско-преподавательского состава умения устанавливать с людьми деловые отношения. Важным аспектом педагогической деятельности является умение отстаивать свое мне-