Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический работник / молодой педагог / повышение квалификации педагога / проектирование повышения квалификации педагога / индивидуальный образовательный маршрут / pedagogical worker / young teacher / teacher's professional development / teacher's professional development design / individual educational route

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Надежда Анатольевна, Солдатова Мария Ивановна, Филимонюк Людмила Андреевна

Характеризуется процесс проектирования индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодого педагога. Для этого в первую очередь определяется специфика его деятельности. Доказывается необходимость совершенствования профессиональных и личностных компетенций, в т.ч. путём проектирования индивидуальных траекторий. Далее говорится о сущности и структуре проектной деятельности, её роли и месте в образовательном процессе. Подвергается рассмотрению ряд факторов, которые с необходимостью должны быть учтены в ходе интересующего нас процесса. Рассказывается о возможных затруднениях на этом пути. Демонстрируются преимущества компетентносного подхода при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко Надежда Анатольевна, Солдатова Мария Ивановна, Филимонюк Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The young teacher professional development individual educational trajectory designing process is characterized. To do this, first of all, the its activities specifics are determined. The necessity of improving professional and personal competencies is proved, including by designing individual trajectories. Further, the project activity essence and structure, its role and place in the educational process are discussed. A number of factors are being considered, which must necessarily be taken into account during the process, we interested in. The article also says about possible difficulties on this path. The advantages of the competence-based approach in the design of young teachers individual educational routes are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»

хорошо справляются с негативными чертами клипового мышления. При должном умении контролировать информационные потоки и аналитически подходить к ним, тренировке концентрации внимания посредством занятий графическим искусством, студенты-дизайнеры способны минимизировать пагубное влияние клиповой подачи информации, преобладающей в современном мире и успешно развивать творческое мышление.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - Москва: Издательство политической литературы, 1975. - 304 с.

3. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10, No 1. - С. 2.

4. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М.: Прогресс, 1973. - 406 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.

6. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М.: ACT, 2002. - 557 с.

7. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста / К.Г. Фрумкин // Топос. - 2010. - URL: https://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения: 10.10.2023).

Педагогика

УДК 378

аспирант Терещенко Надежда Анатольевна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); аспирант Солдатова Мария Ивановна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Характеризуется процесс проектирования индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодого педагога. Для этого в первую очередь определяется специфика его деятельности. Доказывается необходимость совершенствования профессиональных и личностных компетенций, в т.ч. путём проектирования индивидуальных траекторий. Далее говорится о сущности и структуре проектной деятельности, её роли и месте в образовательном процессе. Подвергается рассмотрению ряд факторов, которые с необходимостью должны быть учтены в ходе интересующего нас процесса. Рассказывается о возможных затруднениях на этом пути. Демонстрируются преимущества компетентносного подхода при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов.

Ключевые слова: педагогический работник, молодой педагог, повышение квалификации педагога, проектирование повышения квалификации педагога, индивидуальный образовательный маршрут.

Annotation. The young teacher professional development individual educational trajectory designing process is characterized. To do this, first of all, the its activities specifics are determined. The necessity of improving professional and personal competencies is proved, including by designing individual trajectories. Further, the project activity essence and structure, its role and place in the educational process are discussed. A number of factors are being considered, which must necessarily be taken into account during the process, we interested in. The article also says about possible difficulties on this path. The advantages of the competence-based approach in the design of young teachers individual educational routes are demonstrated.

Key words: pedagogical worker, young teacher, teacher's professional development, teacher's professional development design, individual educational route.

Введение. С точки зрения обеспечения успешного функционирования современной образовательной организации всё более важную роль играют индивидуальные характеристики педагогического работника [6, С. 82]. Такого рода субъективные факторы влияют на результаты педагогической деятельности в неменьшей степени, чем формальные требования [11, С. 178].

В этой связи на страницах педагогической литературы определённую популярность получили вопросы, связанные с образовательными маршрутами профессионального развития педагогов, в т.ч. недавно начавших трудовую деятельность (И.Ф. Исаев, Т.В. Потемкина, В.А. Сластёнин, В.Н. Шиянов, Г.П. Щедровицкий). В большинстве случаев данное понятие трактуется как персональный путь педагога, который ведёт к реализации его личностного потенциала в образовании.

При этом большинство подходов к совершенствованию системы профессиональных и личностных компетенций специалистов сегодня в той или иной степени опираются на концепции самостоятельности и совместной деятельности с наставниками и коллегами, сопровождающими их индивидуальные маршруты. И зачастую позиция сопровождающего рассматривается как вспомогательная по ходу развития тех или иных знаний, умений, навыков (М.В. Барихина, С.В. Гриднева, А.И. Тащева). Соответственно, особую важность приобретают позиция молодого педагога, его запросы, проблемы и внутренние ресурсы, необходимые для успешной реализации деятельности по самообучению [13, С. 136-137].

Эти и ряд других факторов делают индивидуальный образовательный маршрут достаточно сложным феноменом. При этом сохраняется его значение как магистральной линии формирования компетенций молодого педагога [3, С. 92]. Отсюда следует, что успешная реализация такой траектории подразумевает её грамотное проектирование [1, С. 62]. Ключевым аспектам последнего посвящено наше исследование.

Изложение основного материала статьи. Впервые категория «проектирование» начала использоваться в технических науках. На ранних этапах существования её обычно трактовали как тесно связанную с инженерной и исследовательской деятельностью активность, напарвленную на генерацию проектов по изготовлению новых изделий, более рациональных приёмов и методов их производства [5, С. 164].

По мере проникновения в другие области человеческой деятельности рассматриваемая дефиниция стала пониматься значительно шире. Современные авторы склонны интерпретировать её как социокультурный феномен (С.М. Маркова, Б.Ф. Котенко, Б.А. Уракова). При этом проектирование рассматривается в нескольких смыслах. Перечислим их:

- процесс создания системы теоретических положений, касающихся объекта, которого пока не существует [2, С. 20];

- отношение субъекта к действительности, выражающее стремление к комфортному существованию (Е.В. Абызова, И.А. Агеева, Т.В. Ещенко, С.М. Маркова, С.Л. Тимкин, Е.А. Уракова, Т.С. Чеботарева);

- активность, направленная на преобразование предметов и явлений окружающей реальности в искусственные, помогающие удовлетворять человеческие потребности;

- часть жизни индивида, которая даёт ему возможность для рациональной организации собственной деятельности [2, С. 21];

- выбор конкретных методов и инструментов будущих действий и соответствующая ему подготовительная работа [3,С. 99].

Таким образом, на сегодняшний день наиболее точным представляется понимание проектирования как деятельности, имеющей целью осмысление будущего преобразования действительности, максимально учитывающей природные и социальные законы [5, С. 165]. На данном основании можно говорить о том, что интересующая нас деятельность предполагает в идеальной форме результаты как духовной, так и материально-практической активности. Теперь следует рассмотреть её специфику в педагогической сфере.

В этой связи для начала отметим, что основной социальной функцией образования является передача опыта, накопленного предыдущими поколениями [13, С. 140]. Именно эта функция в настоящее время лежит в основе конструирования содержания образования администрацией, педагогами и методистами большинства учебных заведений [11, С. 180]. Другими словами, учебно-воспитательная деятельность в большинстве случаев всё ещё строится на считающемся почти аксиоматичным положении о том, что глубина понимания прямо пропорциональна количеству изученного материала (В.П. Беспалько, М.П. Горчакова-Сибирская, И.А. Колесникова). Такой подход к формированию системы необходимых компетенций учащихся мы можем характеризовать как экстенсивный. Он не ведёт к формированию личностно-ориентированной образовательной среды [9, С. 251].

Разумеется, в свете современной педагогической науки этот, последний, является устаревшим [4, С. 30]. Сегодня необходимым представляется построение образовательного процесса, при котором учебный материал организуется на основе педагогически-взвешенного проектирования [8, С. 59-60]. В этом случае можно будет говорить не просто о развитии совокупности профессиональных и личностных компетенций, но о создании образовательной среды, помогающей их самостоятельному формированию учащимися, а в дальнейшем - непрерывному совершенствованию на протяжении всей жизни (H.A. Алексеева, М.А. Белогаш, Д.Б. Богоявленская, В.В. Мороз, М.В. Мельничук, Т.А. Поскребышева). Сказанное в полной мере затрагивает процесс повышения квалификации молодых педагогов.

Интенсификация поисков в обозначенной области привела к тому, что термин «проектирование» приобрёл ряд специфических черт, будучи интегрирован в современные педагогические науку и практику (A.C. Восковская, Т.А. Карпова, М.В. Мельничук). Согласно устоявшимся на сегодняшний день представлениям в соответствующей области рассматриваемый процесс охватывает:

- содержательную сторону учебно-воспитательной деятельности [7, С. 64];

- развитие образовательных организаций и контроль такового [9, С. 253];

- различные моменты функционирования образовательных систем на разных уровнях;

- регламентацию педагогического процесса [11, С. 183].

Таким образом, мы можем видеть, насколько значимым является педагогическое проектирование при организации развития компетентности молодого педагога путём построения индивидуальной образовательной траектории. Настало время рассказать о наиболее характерных моментах соответствующего процесса.

По ходу разработки индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогических работников должен быть предусмотрен ряд важных моментов. К таковым относятся:

- вариативность форм деятельности, направленной на освоение программ дополнительного профессионального образования [13, С. 142];

- педагогические условия, способствующие оптимальной организации работы в соответствии с такими программами;

- рациональные сроки прохождения этапов индивидуального маршрута [4, С. 31];

- максимальная индивидуализация интересующего нас процесса, подразумевающая деление его на вариативную и инвариантную составляющие, что с большой вероятностью позволит обеспечить адаптацию индивидуальных образовательных траекторий молодых педагогов к динамично меняющимся условиям современного общества и, в частности, образовательной системы (А.Ф. Ахметов, Л.Н. Вельская, Л.С. Берсенева, М.Р. Ванягина);

- виды оценки результатов продвижения молодых педагогов по индивидуальным образовательным траекториям;

- критерии оценивания уровня достижения промежуточных целей по мере продвижения по образовательным маршрутам [12, С. 246];

- формы организации образовательной деятельности, в наибольшей степени соответствующие поставленным целям [10,С. 30].

В ходе проектирования процесса совершенствования молодыми педагогами их профессиональных и личностных компетенций необходимо учитывать возможность возникновения ряда объективных затруднений [7, С. 64]. Наиболее часто фиксируются:

- отсутствие у ряда педагогических работников достаточного уровня развития осознанного стремления к осуществлению различных форм активности, направленных на профессиональное и личностное саморазвитие [5, С. 164];

- трудности в организации систематического совершенствования профессиональных и личностных компетенций в условиях практически непредсказуемой динамики современной образовательной системы (М.А. Воронина, С.В. Воробьева, Е.Ю. Молькова, М.П. Прохорова, О.Н. Филатова, Е.А. Шушканова);

- факт ориентированности большинства молодых педагогов на конкретные образовательные результаты, во многом связанный с тем, что деятельность по совершенствованию профессионального портрета воспринимается ими как второстепенная;

- их недостаточная подготовленность к широкому использованию инноваций в повседневной практике [14, С. 453];

- существование серьёзной конкуренции на рынке услуг дополнительного образования, что затрудняет выбор наиболее рациональных направлений повышения квалификации [1, С. 64].

Решению вышеперечисленных проблем может в определённой степени поспособствовать расширение использования элементов компетентностного подхода при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов [6, С. 85]. Специфика его реализации представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Специфика реализации компетентносного подхода при проектировании индивидуальных образовательных

маршрутов молодых педагогов

Особенности реализации подхода

Блочно-модульная структура процесса развития системы компетенций работников образования Вариативность содержания, подходов и методов

Связана с включением в деятельность, направленную на повышения квалификации молодых педагогов, следующих разделов: «Инновационные технологии в образовательной деятельности»; «Психолого-педагогические составляющие учебно-воспитательного процесса»; «Нормативно-правовые основания работы современного педагога». В свою очередь, каждый раздел включает совокупность блоков. Обязательное выделение вариантного и инвариантного компонентов в структуре профессионального развития педагога. При этом первый компонент второй направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей, второй же содержит обязательные для формирования компетенции [14, С. 455].

Выводы. Таким образом, успешная реализация индивидуальной образовательной траектории молодого педагога, осуществляющего профессиональную деятельность в пространстве современной ОО, подразумевает её грамотное проектирование. Это, последнее, представляет собой достаточно сложный феномен.

Занимаясь разработкой индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогических работников, необходимо принять во внимание ряд важных моментов. К таковым относятся: вариативность форм деятельности; надлежащие педагогические условия; рациональные сроки прохождения этапов индивидуального маршрута; максимальная индивидуализация интересующего нас процесса; виды оценки результатов продвижения молодых педагогов по индивидуальным образовательным траекториям; критерии оценивания уровня достижения промежуточных целей по мере продвижения по образовательным маршрутам; оптимальные формы организации образовательной деятельности.

Далее, по ходу проектирования процесса совершенствования молодыми педагогами их профессиональных и личностных компетенций необходимо учитывать возможность возникновения ряда объективных затруднений. Чаще других встречаются: отсутствие у ряда педагогических работников достаточного уровня развития осознанного стремления к профессиональному и личностному саморазвитию; трудно предсказуемая динамика современной образовательной системы; ориентированность большинства молодых педагогов на конкретные образовательные результаты; недостаточная подготовленность многих из них к широкому использованию инноваций в повседневной практике; существование серьёзной конкуренции на рынке услуг дополнительного образования.

Решению вышеперечисленных проблем может в определённой степени поспособствовать расширение использования элементов компетентностного подхода.

Литература:

1. Аббасова, Л.И. Проектирование контекста педагогической деятельности в содержании подготовки будущих педагогов / Л.И. Аббасова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5(84). - С. 62-64

2. Асламова, Т.В. Модель педагогического дизайна как технология инновационного подхода к обучению в высшей школе / Т.В. Асламова // Евразийский союз учёных. - 2020. - № 11-1(80).- С. 19-21

3. Гасанова, P.P. Организация персонального психолого-педагогического сопровождения педагога в процессе повышения его квалификации / P.P. Гасанова, П.В. Меньшиков, М.Р. Арпентьева // Ярославский педагогический вестник. -2021.-№6(123).-С. 90-101

4. Ежгурова, A.A. Совершенствование методики преподавания иностранного языка как условие формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров / A.A. Ежгурова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№4(101).-С. 29-31

5. Зиновьева, С.А. Опыт реализации проектной деятельности в Мининском Университете / С.А. Зиновьева // Проблемы совершенствования профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава педагогических вузов: новые кадры - новой высшей школе. Сборник статей международной научнопрактической конференции. - Москва: МПГУ, 2020. - С. 164-165

6. Кениспаев, Ж.К. Индивидуальный образовательный маршрут молодого педагога как основа профессионального роста / Ж.К. Кениспаев, О.М. Чуприянова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 10. - С. 82-86

7. Крутько, Е.А. Диагностика профессиональной креативности преподавателя иностранного языка / Е.А. Крутько, H.A. Безматерных // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 62-64

8. Молчанова, И.И. Проектно-цифровая деятельность как средство формирования цифровой компетентности студентов гуманитарных специальностей / И.И. Молчанова, С.А. Макушкин, H.A. Серикова // Мир науки, культуры, образования. -2023. -№ 1(98). - С. 59-62

9. Олешкевич, Д.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута молодых преподавателей в системе дополнительного профессионального образования / Д.В. Олешкевич, Л.А. Филимонюк // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 72-3. - С. 251-254

10. Петров, Ю.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве / Ю.Н. Петров, О.Н. Филатова // Нижегородское образование. - 2019. - №1. - С. 30-33

11. Тащева, А.И Психолого-педагогическое сопровождение будущих учителей в инновационной образовательной среде / А.И. Тащева, C.B. Гриднева, М.Р. Арпентьева // Ярославский педагогический вестник. - 2022. - № 5(128). -С. 176-184

12. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248

13. Филимонюк, Л.А. Проблема развития профессиональной компетентности педагога в условиях модернизации современного профессионального образования / Л.А. Филимонюк // Актуальные проблемы трансформации профессионального образования в современных условиях. - Невинномысск: НГГТИ, 2021. - С. 134-149

14. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx [etc.] H Eecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Vol.91. - Pp. 452-459

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.