Научная статья на тему 'Технология проблемного обучения в профессиональном образовании'

Технология проблемного обучения в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1800
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНЫЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА / ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / TECHNOLOGY OF PROBLEM TRAINING / PROBLEM TYPE OF TRAINING / STUDENT / PROBLEM SITUATION / STRATEGY OF TRAINING ACTIVITY / HEURISTIC CONVERSATION / PROBLEM LECTURE / RESEARCH METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Максимова Ксения Алексеевна, Карпова Мария Александровна

В данной статье рассматривается технология проблемного обучения высококвалифицированных специалистов в системе профессионального образования. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей технологии проблемного обучения в подготовке высококвалифицированных специалистов. Авторами статьи были проанализированы различные исследования посвященные применению технологии проблемного обучения в среднем профессиональном и высшем образовании. На основе анализа соответствующей литературы авторами статьи были определены понятия «технология», «проблемное обучение» и «проблемная ситуация». В процессе написания данной статьи авторами были выделены задачи и этапы проблемного обучения, а также критерии классификации проблемных ситуаций. Авторами также были рассмотрены применимые методы проблемного обучения в рамках изучения экономических дисциплин. В результате проведенного анализа было выявлено, что преимуществом проблемного обучения в профессиональном образовании является мотивация, конкретность целей и задач, реальность, наглядность, которые облегчают освоение содержания понятий, представлений и усвоения технических научных знаний и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Максимова Ксения Алексеевна, Карпова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PROBLEM TRAINING IN VOCATIONAL EDUCATION

In this article the technology of problem training of highly qualified specialists in the system of professional education is considered. The purpose of the article is to reveal the possibilities of problem learning technology in the training of highly qualified specialists. The authors of this article analyzed the various studies devoted to the application of technology problem-based learning in secondary vocational and higher education. Based on the analysis of the relevant literature, the authors defined the concepts of "technology", "problem learning" and "problem situation". In the process of writing this article, the authors have identified the tasks and stages of problem learning, as well as the criteria for classification of problem situations. The authors also considered the applicable methods of problem learning in the study of economic disciplines. As a result of the analysis it was revealed that the advantage of problem training in vocational education is motivation, specificity of goals and objectives, reality, visibility, which facilitate the development of the content of concepts, representations and assimilation of technical scientific knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Технология проблемного обучения в профессиональном образовании»

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Максимова Ксения Алексеевна, Карпова Мария Александровна ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ...

УДК 378.1

DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0001

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2019

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Максимова Ксения Алексеевна, студент Карпова Мария Александровна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье рассматривается технология проблемного обучения высококвалифицированных специалистов в системе профессионального образования. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей технологии проблемного обучения в подготовке высококвалифицированных специалистов. Авторами статьи были проанализированы различные исследования посвященные применению технологии проблемного обучения в среднем профессиональном и высшем образовании. На основе анализа соответствующей литературы авторами статьи были определены понятия «технология», «проблемное обучение» и «проблемная ситуация». В процессе написания данной статьи авторами были выделены задачи и этапы проблемного обучения, а также критерии классификации проблемных ситуаций. Авторами также были рассмотрены применимые методы проблемного обучения в рамках изучения экономических дисциплин. В результате проведенного анализа было выявлено, что преимуществом проблемного обучения в профессиональном образовании является мотивация, конкретность целей и задач, реальность, наглядность, которые облегчают освоение содержания понятий, представлений и усвоения технических научных знаний и умений.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, высшее образование, технология проблемного обучения, проблемный тип обучения, обучающийся, проблемная ситуация, стратегия обучающей деятельности, эвристическая беседа, проблемная лекция, исследовательский метод.

TECHNOLOGY OF PROBLEM TRAINING IN VOCATIONAL EDUCATION

© 2019

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Maksimova Ksenia Alekseevna, student Karpova Maria Alexandrovna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: [email protected])

Abstract. In this article the technology of problem training of highly qualified specialists in the system of professional education is considered. The purpose of the article is to reveal the possibilities of problem learning technology in the training of highly qualified specialists. The authors of this article analyzed the various studies devoted to the application of technology problem-based learning in secondary vocational and higher education. Based on the analysis of the relevant literature, the authors defined the concepts of "technology", "problem learning" and "problem situation". In the process of writing this article, the authors have identified the tasks and stages of problem learning, as well as the criteria for classification of problem situations. The authors also considered the applicable methods of problem learning in the study of economic disciplines. As a result of the analysis it was revealed that the advantage of problem training in vocational education is motivation, specificity of goals and objectives, reality, visibility, which facilitate the development of the content of concepts, representations and assimilation of technical scientific knowledge and skills.

Keywords: secondary vocational education, higher education, technology of problem training, problem type of training, student, problem situation, strategy of training activity, heuristic conversation, problem lecture, research method.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Развитие продуктивного самостоятельного творческого мышления специалиста, дающего возможность решать сложные производственные задачи, является ведущей целью профессионального образования. Реализовать эту цель в условиях репродуктивного обучения, основанного на усвоении (запоминании и воспроизведении) готовой информации, практически невозможно. Именно поэтому преподавателям средних профессиональных и высших учебных заведений необходимо обратить внимание на проблемное обучение, которое, будучи самостоятельной технологией обучения, одновременно является основой всех развивающих, творческих технологий [1].

Образовательные технологии различны на каждом уровне образования. Так, для дошкольного образования характерны игровые технологии, школьному образованию соответствуют информационно-коммуникативные технологии, а для среднего профессионального и высшего образования - деятельностные. Одним из видов образовательных технологий в системе высшего и среднего профессионального образования являются технологии проблемного обучения, которые направлены на развитие творческой личности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние годы в научной литературе появилось немало исследований, посвященных применению технологии проблемного обучения. Описанием технологии проблемного обучения в системе профессионального образования занимались такие ученые и педагоги, как: Рослякова Л.М., Скаткин М.Н., Коржева М.И., Задоя С.Э., Малахова Ф.А, Пичугина Л.В., Кудрявцев В.Т., Воробьева Е.В., Ахалыпова И.И., Карпова Н.А., Шамова Т.И., Махмутков М.И., Оконь В. и другие.

Следует рассмотреть понятие «технология» в общем виде [2]. Оно представляет собой некую систему деятельности, которая может быть применима индивидом для улучшения окружающей его действительности, для создания как духовных, так и материальных ценностей. На сегодняшний день всевозможные технологии в разных областях науки стали базой для научно-технической революции.

Карпова Н.А. говорит о том, что технология проблемного обучения реализуется через определенную ситуацию-проблему, описание которой вызывает у учащихся состояние психологического дискомфорта вследствие того, что имеющиеся накопленные знания и умения не позволяют её разрешить привычными способами [3]. Преодоление конфликта на психологическом уровне позволяет дать правильные ответы на заданные вопро-

Vaganova Olga Igorevna, Maksimova Ksenia Alekseevna, Karpova Maria Alexandrovna pedagogical

TECHNOLOGY OF PROBLEM TRAINING IN VOCATIONAL ... sciences

сы, самостоятельно обработав большой массив информации и найдя в нём ключевые мысли.

Малахова Ф.А. отмечает что, особенностью проблемного обучения является то, что оно в отличие от традиционного доставляет обучающемуся удовольствие от самостоятельного поиска и открытия. Но самое главное в том, что проблемное обучение обеспечивает развитие творческой активности [4].

В педагогической литературе встречаются следующие родственные термины и понятия словосочетанию «технология проблемного обучения» [5]:

- проблемный подход (Т.И. Шамова) и принцип про-блемности (В.Т. Кудрявцев, А.М. Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации;

- проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач;

- проблемное обучение как тип обучения (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему.

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей технологии проблемного обучения в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить роль технологии проблемного обучения в профессиональном образовании;

- выявить особенности реализации проблемного обучения в процессе изучения экономических дисциплин.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Согласно словарю педагогических терминов, проблемное обучение представляет собой такое обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки [6].

Итак, проблемное обучение - это тип развивающего обучения, которое создает условия для возникновения у обучаемых мыслительного процесса на основе разрешения учебных проблем. Основным звеном является проблемная ситуация.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности обучающегося и развития его творческих способностей [7].

Проблемное обучение решает следующие задачи:

- формирование самостоятельности у студентов;

- развитие мышления;

- повышение интереса и мотивации к обучению;

- развитие творческих способностей;

- приобщение с исследовательской деятельности;

- развитие коммуникативных компетенций.

Проблемность в обучении подразделяется на четыре

различных уровня:

1. Проблема ставится и решается преподавателем при активном обсуждении ее студентами.

2. Проблема ставится преподавателем, а решение студенты должны найти самостоятельно под руководством преподавателя.

3. Проблема определяется студентами, при этом решение этой проблемы помогает найти преподаватель. На данном уровне проблемности у студентов развивается самостоятельность в формулировке различных задач.

4. Проблема ставится и решается обучающимися. Преподаватель на данном уровне не помогает в постановке задач, обучающиеся самостоятельно ставят перед собой задачи, и ищут и формулируют решение проблемы.

В конечном счете можно наблюдать, что у студентов улучшается восприятие учебного материала, самостоя-8

тельно анализировать проблемную ситуацию, положительно сказывается на развитие клинического мышления, а так же способствует повышению уровню познавательной деятельности [8].

Проблемный подход предполагает создание таких условий для студентов, которые бы:

- во-первых, представляли учебный материал для обучающихся в качестве определенной проблемы;

- во-вторых, максимально задействовали творческие способности студентов, и, как следствие, развивали бы их.

В процессе учебного процесса место проблемной ситуации (задачи) тоже может меняться [9]. Проблемная ситуация может быть заявлена при определении задач изучаемой дисциплины, в ходе изучения данной дисциплины, а также при подведении итогов изучения дисциплины.

Проблемное обучение представляет собой развивающий тип обучения, для которого характерна и непрерывная поисковая деятельность обучающихся, и усвоение студентами уже имеющихся познаний науки. В данном случае взаимодействие обучающихся и преподавателей базируются на развитие познавательной активности студентов, их умственных и мыслительных способностей посредством изучения различных дисциплин в контексте постановки проблемных задач [10].

Проблемная ситуация является некой задачей, основу которой составляет определенное противоречие, требующее незамедлительного разрешения и создающее препятствие обычному течению мыслей. Проблемная ситуация как правило направлена на преодоления какого-либо дискмфорта.

Следует выделить следующие этапы проблемного обучения [11]:

1. Постановка проблемы.

2. Анализ условий.

3. Выдвижение гипотезы.

4. Составление плана решения конкретными методами и способами.

5. Решение посредством объяснения чего-либо.

6. Определение методов проверки.

7. Реализация проверки решения.

Проблемные ситуации можно классифицировать по следующим критериям [12]:

- по взаимосвязи с профессиональной направленностью;

- по степени актуальности для обучающихся;

- в зависимости от сферы жизнедеятельности;

- в зависимости от уровня самостоятельности обучающихся и т.д.

Не смотря на то, что проблемное обучение основано главным образом на некую проблемную ситуацию, это не означает, что весь учебный процесс студенты должны самостоятельно искать решения проблем. Имеет место быть и разъяснения преподавателей по поставленной задаче, и выполнение конкретных упражнений, направленный на решение проблемы, и постановка задач, и репродуктивная деятельность обучающихся [13]. Однако организация учебного процесса основывается все же на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем является типичным признаком данного типа обучения. Так как все методы проблемного обучения применяются для развития интеллектуально активной личности, то проблемное обучение представляет собой именно развивающее обучение:

- проблемное обучение выражается в принятии студентами участия в решении проблемных ситуаций под руководством преподавателя;

- проблемное обучение основывается на совместной деятельности преподавателя со студентами в ходе которой решаются задачи проблемного подхода [14-18].

Безусловно, значимым является то, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы (ряда проблем). Если обучающиеся всегда будут получать Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Максимова Ксения Алексеевна, Карпова Мария Александровна ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ...

знания в готовом виде, то его творческие способности притупляются, студенты уже не в состоянии мыслить самостоятельно. Поэтому проблемное обучение является действительно важным, так как при решении проблемных задач процесс мышления активизируется в максимальном виде.

Проблемное обучение в профессиональном образовании может осуществляться посредством следующих методов: эвристическая беседа; проблемная лекция; исследовательский метод [19-27].

Эвристическая беседа - это вид занятий, предполагающий логическую цепочку вопросов со стороны преподавателя для студентов, и их творческих подходов к ответам на них. Ведение диалога дает возможность проявить себя как личность и преподавателю, и студенту [28-30]. Такая беседа способствует активизации познавательной и мыслительной деятельности студентов.

Проблемная лекция (изложение) отличается от традиционной тем, что предполагает целенаправленно отобранную и оформленную по определенной логике систему информации. Проблемная лекция формирует самостоятельность обучающихся в рассуждениях над услышанным материалом и убедительности предоставленных фактов, таким образом активизируется процесс мышления [31].

Исследовательский метод - представляет собой сконструированную педагогом методическую системы проблемных заданий, адаптирует ее под конкретную учебную ситуацию и представляет обучающимся. Процесс решения поставленной проблемной ситуации осуществляется непосредственно студентами под руководством педагога [32-41]. В процессе решения проблемы происходит овладение процедурой творчества, усваиваются методы познавания.

Так, например, при изучении экономических дисциплин, в рамках технологии проблемного обучения лучше всего использовать темы, которые включают в себя проблемы практической экономики и ее противоречия. Особенность экономики и заключается в том, что она не может существовать без противоречий, поскольку именно противоречия являются движущей силой развития общества, в том числе и рынка. Поэтому противоречия в экономике нужно не игнорировать, а специально изучать и анализировать [42].

Обсуждение конкретных экономических ситуаций позволит обучающимся видеть за теоретическими моделями реальные процессы, анализировать проблемы, возникающие в деятельности фирм, оценивать ситуацию в экономике в целом, используя свои знания в данной области.

Наиболее распространенными вариантами проблемного обучения в процессе изучения экономических дисциплин является проблемное изложение учебного материала на лекции с частичным привлечением студентов к поиску решения проблемных задач, которые ставит преподаватель посредством проблемных вопросов, и сам их решает.

Преподавателем заранее определяется проблема или задача, решение которой основывается на имеющейся у обучающихся базе знаний, и ставит вопросы, которые должны вызывать у обучающихся интеллектуальные трудности и потребовать целенаправленного мыслительного поиска. В ходе изучения теоретического материала преподаватель организует диалогическое общение на проблемной лекции [43].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Преимуществом проблемного обучения в профессиональном образовании является мотивация, конкретность целей и задач, реальность, наглядность, которые облегчают освоение содержания понятий, представлений и усвоения технических научных знаний и умений. Эти знания получены не для воспроизведения, а в процессе реальной деятельности для решения конкретной проблемы в отличие от знаний

традиционной формы обучения, которая не является оптимальной особенно для профессионального образования.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что именно проблемное обучение формирует глубокое понимание, прочность знаний, твердость позиции, развитие, коммуникабельность и самовыражение, что повышает качество образования в условиях ФГОС. Поэтому проблемное обучение должно занять основное место в формировании профессиональных компетенций у обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2

2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //ВестникМининского уни-верситета.2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

3. Буслаева И.М. Практико-ориентированный подход в обучении предпринимательству // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 170-175

4. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — В 2-хкнигах. — Книга 1. — Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с.

5. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.

6. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. 59 с.

7. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии развития мышления. - Казань, 1993

8. Кларин М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Сов. педагогика, 1984, №4, С.117-122.

9. Рыбцова Л.Л. Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /Л.Л. Рыбцова [и др.]; под общей редакцией Л.Л. Рыбцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 90 с.

10. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

11. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Вишневская Г.В. Технологический подход в педагогическом процессе высшей профессиональной школы// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. №6 (10). С. 235-239

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

14. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

15. Лифанова Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников на основе технологии проблемного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 81-84.

16. Сабирова Ф.М., Дерягин А.В. Повышение интереса младших школьников к опытному изучению физических явлений на основе использования элементов технологии проблемного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 145-148.

17. Cherednyk А.А. Requirements for future rehabilitation specialists in the professional activity //Revista ¡tiinfifica progresiva. 2018. №1.

18. Кубеева М.А. Методы активизации учащихся начальной школы при обучении английскому языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 242-244.

19. Аниськин В.Н., Добудько Е.С., Журанова Н.А. Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школа педагогический вуз//Балканское научно обозрение. 2017. № 1. С. 5-8.

20. Дабежа А.М., Гречушкина В.П., Колесникова Т.Ф. Проблемное обучение физике в среднем профессиональном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 86-88.

21. Захарова Т.В. Использование проблемных задач для повышения мотивации к самостоятельной работе у студентов юридического факультета на занятиях по химии //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 214-216.

22. Серафимович И.В., Базанова Г.Ю. Интеллект и метакогниции в профессионализации студентов (при решении проблемных ситуаций социального взаимодействия) //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 400-404.

23. Жадан В.Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 200-209.

24. Dzekun Y.O. Higher education as a way to developing the creative potential of a future professional // Jurnalul umanitar modern. 2018. №1.

Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

9

Vaganova Olga Igorevna, Maksimova Ksenia Alekseevna, Karpova Maria Alexandrovna TECHNOLOGY OF PROBLEM TRAINING IN VOCATIONAL ...

pedagogical sciences

25. Салманова Д.А., Багирова З.К. Использование эвристических методов в обучении бакалавров педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 204-206.

26. Чуйкова Э.С. Стратегические направления развития методической системы обучения академическому письму в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 327-330.

27. Андреев А.В., Бызов А.П., Гомазов Ф.А. Применение принципов проектной деятельности в обучении студентов по направлению «Техносферная безопасность» //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2018. Т. 7. № 4 (44). С. 286-291.

28. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации //Балканское научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7.

29. Иванова О.Э., Хабибуллин Ф.Х. Трансформация сократической беседы как образовательной практики // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 246-249.

30. Кошелева Н.Н., Павлова Е.С. Формирование эвристического и творческого мышления у школьников и студентов при изучении математики //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 170-173.

31. Рослякова Л.М. Проблемное обучение как образовательная технология //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. Науч. Конф. — Уфа: лето, 2015. — C. 206-210

32. Коржева М.И. Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития мыслительных способностей учащихся. — 2014.

33. Луговский В.А., Кох М.Н. Исследовательские методы обучения как средство развития медиакомпетентности обучающихся в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 143-146.

34. Семенов А.А., Яицкий А.С., Панфилова Л.В., Павловский В.А. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся биоэкологической направленности //Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 352-360

35. Sosnina N.G. Research competence methods of development // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 207-209.

36. Рябова О.В. Исследовательская деятельность как средство формирования познавательно-аналитических умений у младшего школьника //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 297-301.

37. Щучка Т.А. Отдельные методологические подходы к разработке проблемы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 254-256.

38. Чигишева О.П. Роль исследовательской грамотности в профессиональной деятельности ученого // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 323-326.

39. Самедов М.Н. Научно-исследовательский эксперимент в подготовке бакалавров-энергетиков: традиции и инновации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 207-211.

40. Попов Д.В. Модель системы формирования у студентов профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 179-183.

41. Атлуханова Л.Б., Инусова Х.М. Технология формирования исследовательских умений учащихся на уроках физики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 24-26.

42. Ильина Т.А. Проблемное обучение - понятие и содержание // Вестник высшей школы, 1976, № 2.

43. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: «Педагогика», 1972. — С. 170—186.

Статья поступила в редакцию 10.10.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

10

Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.