Научная статья на тему 'Технология проблемного обучения при формировании компетенций студентов'

Технология проблемного обучения при формировании компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1347
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ / ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PROBLEM TRAINING / PROBLEM QUESTIONS / PROBLEM METHODS / PROBLEM SITUATIONS / TECHNOLOGY OF PROBLEM TRAINING / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алегушина Елена Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна, Лапшова Анна Владимировна

В статье рассматривается актуальные аспекты применения технологии проблемного обучения при формировании компетенций студентов высшей школы. Обозначается сущность понятия «проблемное обучение», выделяются основные характеристики. Анализируются этапы работы с технологией проблемного обучения, рассматриваются соответствующие методы, способствующие формированию компетенций. Обозначаются виды проблемных ситуаций, активизирующих познавательную учебную деятельность студентов на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алегушина Елена Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна, Лапшова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PROBLEM EDUCATION IN THE FORMATION OF STUDENTS 'COMPETENCE

The article discusses the current aspects of the use of technology of problem-based learning in the formation of the competencies of high school students. It denotes the essence of the concept of "problem-based learning", highlights the main characteristics. The stages of work with the technology of problem-based learning are analyzed, appropriate methods that contribute to the formation of competencies are considered. Denotes the types of problem situations that activate cognitive learning activities of students in the classroom.

Текст научной работы на тему «Технология проблемного обучения при формировании компетенций студентов»

На конкретных примерах младшие школьники убеждаются в том, что выражения имеют равные значения. Далее рассматривается сумма вида: 4+(2+3) что позволяет рассмотреть еще один способ сложения: третье слагаемое сложить со вторым, и полученную сумму прибавить к первому.

Свойство ассоциативности сложения, которое называется в начальной школе сочетательный закон сложения, вводится как свойство прибавления числа к сумме и суммы к числу. Формулируется следующим образом: при сложении нескольких чисел общее значение суммы не изменится, если любую группу рядом стоящих слагаемых заменить значением их суммы: m+n+k=(m+n)+k=m+(n+k).

Со свойством ассоциативности умножения младшие школьники знакомятся в третьем классе тема: «Табличное умножение и деление». На основе анализа значений нескольких числовых выражений вида: m*n*k; (m*n)*k; m*(n*k) формулируют сочетательный закон умножения, который представляет собой правило умножения трех чисел: при умножении нескольких чисел общее значение произведения не изменится, если любую группу рядом стоящих множителей заменить значением их произведения.

С дистрибутивным свойством умножения относительно сложения младшие школьники знакомятся в 3 классе тема: «Внетабличное умножение и деление». На основе анализа значений нескольких числовых выражений вида: (m+n)*k; (m*k)+(n*k) формулируют распределительный закон умножения относительно сложения который представляет собой правило умножения числа на сумму и суммы на число: чтобы умножить сумму на число, можно умножить на него каждое слагаемое и полученные значения сумм сложить.

Учебная деятельность будущих учителей начальных классов ориентированная на использование УПЗ является одной из ведущих организационных форм освоения дисциплины «Математика» в целях профессионально-педагогической направленности их математической подготовки.

Выводы. Таким образом, успешное изучение дисциплины «Математика» в соответствии с современными требованиями к подготовке будущих учителей начальных классов должно осуществляться на основе включения в процесс обучения учебно-педагогических задач, обеспечивающих профессионально-педагогическую направленность математической подготовки бакалавров, позволяющих мотивировать необходимость изучения дисциплины «Математика», связать аудиторную, внеаудиторную работу бакалавров с содержанием курса математики начальной школы и проблемами математической подготовки младших школьников.

Литература:

1. Василевский, А.Б. Проблемы дифференцированного обучения математике / А.Б. Василевский Минск: ГПИ, 1989. - 157 с.

2. Земцова, В.И Учебно-методическая задача как средство формирования методической готовности студентов педагогического вуза // Наука и школа. - 1998. - № 6. - С. 20-25.

3. Математика: Оценка профессиональной компетентности учителей начальной школы / Л.О. Денищева, Г.С. Ковалева, О.А. Рыдзе, Л.П. Стойлова, Н.В. Шевелева; под ред. Г.С. Ковалевой. - М.; СПб.: Просвящение, 2013. - 102 с.

4. Мордкович, А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: автореф. дисс. .док. пед. наук. М., 1986. - 37 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Алегушина Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается актуальные аспекты применения технологии проблемного обучения при формировании компетенций студентов высшей школы. Обозначается сущность понятия «проблемное обучение», выделяются основные характеристики. Анализируются этапы работы с технологией проблемного обучения, рассматриваются соответствующие методы, способствующие формированию компетенций. Обозначаются виды проблемных ситуаций, активизирующих познавательную учебную деятельность студентов на занятиях.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемные вопросы, проблемные методы, проблемные ситуации, технология проблемного обучения, компетенции, компетентностный подход.

Annоtation. The article discusses the current aspects of the use of technology of problem-based learning in the formation of the competencies of high school students. It denotes the essence of the concept of "problem-based learning", highlights the main characteristics. The stages of work with the technology of problem-based learning are analyzed, appropriate methods that contribute to the formation of competencies are considered. Denotes the types of problem situations that activate cognitive learning activities of students in the classroom.

Keywords: problem training, problem questions, problem methods, problem situations, technology of problem training, competence, competence-based approach.

Введение. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Использование современных педагогических технологий способствует повышению учебной мотивации к изучаемому предмету, росту качества знаний. Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов: Н.Н. Суртаева, В.И. Андреев, И.П. Подласый, В.В. Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А. Сластёнин и многие другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России. Однако нет предела совершенству, и каждый год появляются новаторы в данном направлении науки, создаются новые и совершенствуются уже созданные педагогические технологии.

Главной целью педагогической деятельности является создание условий для каждого обучающегося, способствующих его личностной реализации, раскрытию способностей и задатков, возможность испытать успех и поверить в собственные силы.

Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение самостоятельной работы.

Формулировка цели статьи - раскрыть и теоретически обосновать принципы и содержание технологии проблемного обучения в условиях формирования компетенций студентов в вузе.

Изложение основного материала статьи. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит овладение компетенциями и развитие мыслительных способностей.

В отличие от традиционного обучения, где формирование компетенций идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, основная цель проблемного обучения - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной поисковой, творческой деятельности студентов.

Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность обучающихся. Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, предложенная С.Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека. Для человеческого мышления возникновение противоречия - это пусковой механизм, исходная точка. А само размышление направлено на совмещение, сопряжение, отожествление полюсов - противоположностей диалектического противоречия, благодаря чему и происходит разрешение последнего.

Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для студентов проблем. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед обучающимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениям.

При работе с технологией проблемного обучения выделяются четыре взаимосвязанных этапа [1]:

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников базы, осмысление проблемы, обобщение материала.

4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.

Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом к организации обучения, проявляющимся, прежде всего в характере организации познавательной деятельности обучающихся.

Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. Проблемное обучение можно применять для усвоения обобщенных знаний - понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения студентам приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач [2].

Проблемными, как правило, являются первые учебные занятия дисциплины любой темы, ибо они содержат в себе новые, по сравнению с ранее изученным, теоретические и практические положения. Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств.

Проблемное обучение, при правильной его организации, способствует развитию умственных сил студентов (противоречия заставляют задумываться, искать выход из проблемной ситуации) самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения).

Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации) [4].

Проблемный подход вооружает студентов методами познания окружающей действительности, развивает умение и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с их обоснованием. Студенты быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, т.к. обучающиеся сами выдвигают гипотезы и сами их доказывают.

Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем, проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично - требует больших затрат времени.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций [5].

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации

им самостоятельной учебной деятельности обучающихся: монологическом; рассуждающем; диалогическом; эвристическом; исследовательском; методе программированных заданий. Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явления, закон.

Рассмотрим основные характеристики общих методов проблемного обучения, которые формируют компетенции студентов высшей школы.

Таблица 1

Метод обучения Форма обучения Роль педагога

Метод монологического изложения Рассказ, лекция Объясняет сущность новых понятий, фактов, дает обучающимся готовые выводы науки, но реализует эти действия в условиях проблемной ситуации

Методы рассуждающего изложения Эвристическая беседа, проблемная лекция или семинар Первый вариант - анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения, создавая проблемную ситуацию. Второй вариант - излагая новую тему, пытается действовать путем поиска и открытия ученого, т.е. он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса

Метод диалогического изложения Поисковая беседа, рассказ, проблемный семинар, деловая игра, мозговой штурм (брейнсторминг) Педагог создает проблемную ситуацию, ставит проблему и решает её помощью обучающихся. Студенты активны в выдвижении предположений и доказательстве гипотез

Метод эвристических заданий Сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий Продумывает систему проблемных вопросов, которые вызывают интеллектуальные затруднения и целенаправленный мыслительный поиск, т.е. открытие закона, правила и других нововведений совершается самими обучающимися под руководством и с помощью педагога

Метод исследовательских заданий Ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и моделирование Ставит перед обучающимися теоретические и практические исследовательские задания, имеющие высокий уровень проблемности, организуя студентов к совершению логических операций, направленных на раскрытие сущности нового понятия или закона

Метод программированных заданий Самостоятельная исследовательская деятельность Готовит особым образом составленные дидактические средства, ориентирующие обучающихся на приобретение новых знаний

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности студентов, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для обучающихся. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, студент становится в позиции субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Условиями для эффективного применения проблемных методов являются:

• учебный материал содержит причинно-следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий;

• студенты подготовлены к проблемному изучению темы;

• студенты решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу;

• у педагога есть время для проблемного изучения темы;

• преподаватель хорошо владеет соответствующими методами обучения.

Выделяя особенности использования технологии проблемного обучения при формировании компетенций студентов вуза, можно говорить и о применении модульной технологии и объединить в понятие проблемно-модульное обучение. Такое обучение представляет собой разбивку учебных дисциплин на относительно небольшие самостоятельные и завершенные единицы образовательной программы - модули, направленные на формирование определенных компетенций. Каждый модуль отражает результаты обучения, содержание обучения (критерии деятельности и оценки), методы и формы. Границы модуля определяются уровнем развития компетенции, позволяет стать активным субъектом обучения, полноправным участником

учебного процесса; активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям. При этом успешно формируются профессиональные и личностные компетенции: речь, работа в команде, ориентация на качество работы, повышается общий интеллектуальный уровень.

Выводы:

1. Проблемный метод обучения активизирует познавательную и в целом учебную деятельность студентов, т.е. успеваемость и качество знаний в значительной степени увеличивается.

2. Использование на учебном занятии технологии проблемного обучения в сочетании с другими формами организации учебной деятельности обучающихся является необходимым условием современных занятий в вузе, т.к. обеспечивают наиболее полное и целостное усвоение материала.

3. Проблемное обучение - целенаправленная учебная деятельность, направленная на достижение конкретной цели по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских и практических задач.

Литература:

1. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании // Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 10.

2. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 15-18.

3. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Применение проектных образовательных технологий в учебном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 209-212.

4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Дидактические основы исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 7.

5. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Технология организации проектной деятельности студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 204-208.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы Алипханова Фатима Надирбековна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный);

старший преподаватель кафедры математического анализа Хамзатова Мадина Шераговна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация. В статье изучена проблема определения значимости организационной культуры учителя математики для осуществления эффективной внеклассной работы со школьниками.Пришли к выводу, что сформированная организационная культура учителя предполагает знания им и учета постепенности ее развития, определенного эволюционного характера. Учитель, у которого сформирована организационная культура, воплощает в собственной деятельности лучшие ценности математической науки и нормы профессиональной деятельности. Благодаря организационной культуре, он переживает определенные личные и профессиональные успехи, что сказывается на воспитании и учении школьников, и, в целом, на образовательном учреждении.

Ключевые слова: организационная культура, учитель математики,внеклассной работа со школьниками.

Annotation. The article deals with the problem of determining the importance of organizational culture of a mathematics teacher for effective extracurricular work with students. We came to the conclusion that the formed organizational culture of the teacher involves knowledge of them and taking into account the gradual development of a certain evolutionary character. The teacher, who has formed an organizational culture, embodies in his own activity the best values of mathematical science and the norms of professional activity. Thanks to the organizational culture, he is experiencing some personal and professional success, which affects the education and teaching of students, and, in General, the educational institution.

Keywords: organizational culture, mathematics teacher, extracurricular work with students.

Введение. Для современной России проблема качества математического знания достаточно важная, так как в стране наблюдается рост высокотехнологичного производства, требующего еще более высокого уровня математических знаний от будущих специалистов, подготовка которых начинается еще в школе под пристальным вниманием учителей.

Изложение основного материала статьи. Сегодня организационная культура не имеет однозначного толкования. В «Большом толковом словаре» организационная культура (organizationalculture) определяется как «специфический вид норм, ценностей, убеждений и манер поведения, характеризующих способ сотрудничества групп и индивидуумов в рамках организаций...» [1, с. 611]. В научной литературе понятие «организационная культура» стало привлекать внимание исследователей еще в начале 80-х гг. XX столетия. Цель общего организационного, управляющего органа любой организации - это создание для сотрудников таких условий, которые помогут им эффективно и продуктивно выполнять свои обязанности, а также получать от них личностное и профессиональное удовлетворение. Именно из организационного поведения выделилось новое научное направление, называемое организационной культурой, которая является его основным компонентом. Основоположниками основных теоретических положений понятия «организационная культура» стали как зарубежные (Д. Денисон, К.Камерон, Р. Куинн, Ф. Харрис, Р. Моран, К. Дэвис, Ф. Лютенс и Дж. В. Ньюст-ром, Т. Питере, Р. Уотерман и др), так и отечественные ученые (О.С. Виханский, А.И. Наумов, Т.О. Соломанидин и др.). Организационная культура представляет собой такой тип культуры, который нацелен на объединение людей для достижения ими как собственных целей, так и общих целей организации (школы). Философия и идеология общей организационной культуры, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.