Научная статья на тему 'Проблемное обучение физике в среднем профессиональном образовании'

Проблемное обучение физике в среднем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROBLEM TEACHING / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ / PROBLEM SITUATION / ЦЕЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / THE GOAL OF PROBLEM-BASED LEARNING / ФИЗИКА / PHYSICS / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ / PROBLEM SITUATIONS IN PHYSICS LESSONS / ФОРМЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / FORMS OF PROBLEM-BASED LEARNING / МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / PROBLEM-BASED LEARNING METHODS / ПРИЕМЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / ЗАДАЧИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / PROBLEM-BASED LEARNING RESULTS / PROBLEM-BASED LEARNING IN PHYSICS CLASSES / METHODS OF PROBLEM EDUCATION / CHALLENGES OF PROBLEM-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дабежа Андрей Михайлович, Гречушкина Валентина Петровна, Колесникова Татьяна Филимоновна

В статье раскрыты теоретические аспекты проблемного обучения, рассмотрены цель, сущность, формы проблемного обучения. Проанализирована возможность использования проблемного обучения на уроках физики в условиях среднего профессионального образования. Раскрыты методы создания проблемных ситуаций на уроках физики, сущность создания проблемных ситуаций на уроках физики в условиях среднего профессионального образования. Проведен анализ возможностей применения проблемного обучения на различных этапах урока физики в условиях среднего профессионального образования. Рассмотрена эффективность интерактивных форм обучения физике с использованием проблемного обучения в условиях среднего профессионального образования. Определено место применения методов проблемного обучения в процессе изучения различных тем, приемы создания проблемных ситуаций на уроках физики в условиях среднего профессионального образования. Рассмотрено решение задач, проведение экспериментальной работы, бесед с помощью методов проблемного обучения. Выявлена эффективность форм проблемного обучения физике, определены способы создания связи с будущей специальностью на уроках физики в условиях среднего профессионального образования. Проанализирована возможность применения проблемного обучения в процессе преподавания физики у студентов технических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дабежа Андрей Михайлович, Гречушкина Валентина Петровна, Колесникова Татьяна Филимоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-BASED LEARNING PHYSICS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Description. The article describes theoretical aspects of problem-based learning, the purpose, the essence, forms of problem-based learning. The possibility of using problem-based learning in physics lessons in secondary vocational education is analyzed. The methods of creating problem situations in physics lessons, the essence of creating problem situations in physics lessons in secondary vocational education. The analysis of possibilities of application of problem training at various stages of a lesson of physics in the conditions of secondary professional education is carried out. Efficiency of interactive forms of training in physics with use of problem training in the conditions of secondary professional education is considered. The place of application of methods of problem training in the course of studying of various subjects, receptions of creation of problem situations at lessons of physics in the conditions of secondary professional education is defined. The solution of the task, the experimental work, interview using the methods of problem-based learning. Shown the efficacy of forms of problem-based learning physics, defined ways of creating a future specialty in physics classes in terms of vocational education. The possibility of application of problem training in the process of teaching physics at students of technical disciplines in institutions of secondary professional education is analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемное обучение физике в среднем профессиональном образовании»

Dabezha Andrej Mihajlovich, Grechushkina Valentina Petrovna, Kolesnikova Tatyana Filimonovna PROBLEM-BASED LEARNING PHYSICS IN SECONDARY VOCATIONAL ...

pedagogical sciences

УДК 372.853

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2018

Дабежа Андрей Михайлович, старший преподаватель кафедры «Общей и теоретической физики» Гречушкина Валентина Петровна, старший преподаватель кафедры «Общей и теоретической физики» Колесникова Татьяна Филимоновна, преподаватель кафедры «Общеобразовательных дисциплин» Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, филиал в г. Бендеры (3200, Молдова (Приднестровье), Бендеры, ул. Бендерского Восстания, 7, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье раскрыты теоретические аспекты проблемного обучения, рассмотрены цель, сущность, формы проблемного обучения. Проанализирована возможность использования проблемного обучения на уроках физики в условиях среднего профессионального образования. Раскрыты методы создания проблемных ситуаций на уроках физики, сущность создания проблемных ситуаций на уроках физики в условиях среднего профессионального образования. Проведен анализ возможностей применения проблемного обучения на различных этапах урока физики в условиях среднего профессионального образования. Рассмотрена эффективность интерактивных форм обучения физике с использованием проблемного обучения в условиях среднего профессионального образования. Определено место применения методов проблемного обучения в процессе изучения различных тем, приемы создания проблемных ситуаций на уроках физики в условиях среднего профессионального образования. Рассмотрено решение задач, проведение экспериментальной работы, бесед с помощью методов проблемного обучения. Выявлена эффективность форм проблемного обучения физике, определены способы создания связи с будущей специальностью на уроках физики в условиях среднего профессионального образования. Проанализирована возможность применения проблемного обучения в процессе преподавания физики у студентов технических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: педагогика, студенты, преподавание, проблемное обучение, проблемная ситуация, цель проблемного обучения, физика, проблемное обучение на уроках физики, проблемные ситуации на уроках физики, формы проблемного обучения, методы проблемного обучения, приемы проблемного обучения, среднее профессиональное образование, задачи проблемного обучения, результаты проблемного обучения.

PROBLEM-BASED LEARNING PHYSICS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

© 2018

Dabezha Andrej Mihajlovich, senior lecturer of the Department of "General and theoretical physics" Grechushkina Valentina Petrovna, senior lecturer of the Department of "General and theoretical physics" Kolesnikova Tatyana Filimonovna, teacher of the Department of "General subjects" Pridnestrovian State University. T.G. Shevchenko, branch in Bendery (3200, Moldova (Transnistria), Bendery, 7 Bendery Uprising street, e-mail: [email protected])

Abstract. Description. The article describes theoretical aspects of problem-based learning, the purpose, the essence, forms of problem-based learning. The possibility of using problem-based learning in physics lessons in secondary vocational education is analyzed. The methods of creating problem situations in physics lessons, the essence of creating problem situations in physics lessons in secondary vocational education. The analysis of possibilities of application of problem training at various stages of a lesson of physics in the conditions of secondary professional education is carried out. Efficiency of interactive forms of training in physics with use of problem training in the conditions of secondary professional education is considered. The place of application of methods of problem training in the course of studying of various subjects, receptions of creation of problem situations at lessons of physics in the conditions of secondary professional education is defined. The solution of the task, the experimental work, interview using the methods of problem-based learning. Shown the efficacy of forms of problem-based learning physics, defined ways of creating a future specialty in physics classes in terms of vocational education. The possibility of application of problem training in the process of teaching physics at students of technical disciplines in institutions of secondary professional education is analyzed.

Keywords: pedagogy, students, teaching, problem teaching, problem situation, the goal of problem-based learning, physics, problem-based learning in physics classes, problem situations in physics lessons, forms of problem-based learning, problem-based learning methods, methods of problem education, secondary vocational education, challenges of problem-based learning, problem-based learning results.

Отечественная педагогика, использует идеи про- Под проблемным обучением В. Оконь понимает «со-

блемного обучения, начиная со второй половины 1950-х вокупность таких действий, как организация проблем-

годов, а в 1960-е годы в научно-педагогической и ме- ных ситуаций, формулирование проблем, оказание уче-

тодической литературе получил обоснование широкий никам необходимой помощи в решении проблем, про-

потенциал использования проблемного обучения как верка этих решений и, наконец, руководство процессом

метода решения учебных проблем и способа получения систематизации и закрепления приобретенных знаний

новых практических знаний [1]. [5].

Целью проблемного обучения является интеллекту- Отечественная педагогика различает следующие альное развитие, формирование научных знаний; увели- формы проблемного обучения [6]: чение мотивации учебного процесса, воспитание актив- • изложение учебного материала через призму проной личности [2, 3]. блемы в режиме лекции, или диалогическом режиме се-

Проблемное обучение является методом обучения минара;

через создание проблемной ситуации и организацию • поисковая деятельность в процессе выполнения

деятельности учащихся по правильному решению выяв- эксперимента, на лабораторных работах;

ленной проблемы. Проблемное обучение обеспечивает • практическая исследовательская деятельность.

сочетание самостоятельной развивающей деятельности Семинар с использованием проблемного обучения

учащихся с усвоением готовых выводов науки [4]._проводится в игровой форме. В процессе игры рабочие

86 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Дабежа Андрей Михайлович, Гречушкина Валентина Петровна, Колесникова Татьяна Филимоновна ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ...

группы, организованные на базе студенческой группы, должны привести доказательства преимуществ своей концепции, разработанного метода.

При решении серии проблемных задач необходимо использовать возможности практического занятия. Проблемное обучение является качественной методикой способной повысить уровень практических навыков получаемых на уроках физики в условиях средних специальных учебных заведений.

Студенты среднего профессионального обучения, обладают слабым уровнем знаний по физике, так как, обычно, сильные учащиеся остаются для получения полного общего образования и поступления в учреждения высшего профессионального образования. Адаптация у данных групп учащихся к новым условиям обучения проходит медленно [7].

Особенно важно заинтересовать предметом студентов профессий технической направленности специальности.

На изучение дисциплины при получении технических специальностей студентам отводится 2 учебных года. В процессе первого года обучения внимание учащихся акцентируется на качественной стороне физических процессов и явлений, свойств тел, вещества, фундаментальных законов природы, постепенно переходя от простого к сложному, путем логических умозаключений.

В процессе второго года обучения учащиеся получают знания, актуализированные для получаемой специальности [7].

Метод проблемного обучения, возможно, использовать на всех этапах обучения.

В процессе использования метода преподаватель физики, давая теоретический материал и объясняя сложные термины, создает на уроках проблемные ситуации. Организация учебно-познавательной деятельности студентов происходит так, что они в процессе анализа теоретического материала, проведения наблюдений в процессе экспериментальной работы должны сделать самостоятельные выводы и обобщения, сформулировать определения понятий, физические законы, выявить связи между величинами.

Под проблемной ситуацией понимается объективное противоречие, принимающее форму отвечающую задачам учебного процесса. Проблемное обучение выступает для студентов затруднительным барьером при преодоление, которого необходимо включение интенсивной мыслительной деятельности.

Проблемные методы обучения интегрируются с интерактивными методами создавая качественный учебный процесс помогающий получить практические навыки и углубить теоретические знания. Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа [8].

На уроках физики в условиях среднего специального учебного заведения предлагается использовать следующие методы интерактивного обучения:

• лекция-беседа;

• малые группы;

• мозговой штурм;

• метод проектов.

Создание системы формирования проблемных ситуаций одно из необходимых условий развития педагогического мастерства, достижения высоко результативного учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим приемы создания проблемных ситуаций на уроках физики.

Ситуация неожиданности. Эффективный прием применимый при и ознакомлении студентов с явлениями, выводами, опытами вызывающими удивление и кажущимися необычными. С ситуацией неожиданности учащиеся встречаются при изучении электромагнитных волн, раздела оптика, работе с магнитами.

Ситуация конфликта. Прием, использующийся при изучении фундаментальных опытов и физических теорий. Ситуации конфликта часто возникают при изуче-

нии практической части физики. Примером ситуации конфликта служит изучение интерференции волн при демонстрации опыта на воде.

Ситуация предвидения. Прием, использующийся при выдвижении гипотезы о возможностях существования определенных закономерности и явлений с вовлечением студентов в исследовательскую работу. Примером служит работа с магнитным полем и утверждение преподавателя о возможности появления электрического тока в процессе работы с магнитным полем. В процессе обсуждения вариантов решения проблемы студенты познакомятся с опытом Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции [9].

Ситуация опровержения. Прием, использующийся при доказательстве неосуществимость какого-либо высказывания, доказательства, проекта, антинаучного вывода. Примером служит попытка создания вечного двигателя и поиск информации о невозможности данного продукта, попытка создания механизма движущегося со скоростью, превышающей скорость света в вакууме.

Ситуация несоответствия. Прием, использующийся при рассмотрении жизненного опыт студентов, через призму противоречия с научными данными.

Ситуация неопределенности. Прием, использующийся при работе с опытами, проектами, заданиями, не имеющими достаточно данных для получения однозначного ответа. Примером служит опыт по увеличению температуры в соотношении с сопротивлением металлических проводников. Проблемный вопрос: «Каким образом будет изменяться сопротивление полупроводников при нагревании?» Однозначный ответ студентам дать невозможно.

В процессе решения проблемных ситуации у студентов формируются практические навыки, появляется интерес к изучаемому предмету, появляется понимание основ будущей специальности.

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий.

Эффективно использовать приемы проблемного обучения при решении физических задач. В процессе использования приемов, учащиеся понимают практическую направленность решаемого вопроса, учатся работать с инструментарием, восполняют знания, трудно усваиваемые в процессе теоретического обучения. Под проблемной задачей понимается задача, в которой сформулировано требование, выполняемое на основе теоретических знаний физических законов, отсутствуют указания на физические явления, которые необходимо использовать для решения этой задачи. Особенно эффективно использовать проблемное обучение при изучении задач на работу схем, раздела оптика. В процессе решения задачи учащиеся получают навык высказывания и отстаивания собственного мнения, ответственности за результат, получают навык анализа и прогнозирования. К решению задач стоит приступать после прохождения теоретического материала и закрепления его на нескольких уроках. Также проблемные задачи могут использоваться для получения знаний по новым темам на основе ранее полученного опыта [10].

Использование приемов проблемного обучения в процессе выполнения экспериментальной работы. В процессе экспериментальной работы существуют следующие этапы:

• поиск идеи исследования проблемной задачи;

• формирование плана исследования;

• проведение экспериментальной работы;

• обработка результатов экспериментальной работы;

• формулировка выводов.

Сама экспериментальная работа подразумевает под сабой наличие проблемы, требующий исследование. Особенностью проведения экспериментальной работы в учреждениях среднего профессионального образования является приближенность исследуемых задач к будущей

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)

87

Dabezha Andrej Mihajlovich, Grechushkina Valentina Petrovna, Kolesnikova Tatyana Filimonovna pedagogical

PROBLEM-BASED LEARNING PHYSICS IN SECONDARY VOCATIONAL ... sciences

профессиональной деятельности, что положительно сказывается на мотивированности учащихся в процессе поиска решения поставленной проблемы.

В процессе изучения физических явлений с помощью проблемного обучения существует несколько этапов работы:

• наблюдение физического явления;

• рассмотрение характерных особенностей физического явления;

• установление связей между исследуемым и ранее изученными явлениями, выявление природы связи;

• работа по введению новых величин и констант, характеризующих изучаемое явление;

• работа по установлению закономерностей;

• выявление методов практического применения анализируемого явления для анализа возможности использования, полученных знаний в процессе работы по получаемой специальности.

В процессе проведения беседы также возможно применение методов проблемного обучения. Эффективность применяемых методов зависит от выполнения следующих условий:

• проверка понимания студентов проблемы сформулированной преподавателем;

• возможность осмысления проблемы и поиска решения поставленной задачи;

• работа со студентами, не проявляющими активность в процессе рассмотрения проблемы.

Проблемные ситуации можно использовать в процессе изучения физических законов, теорий, реализовы-ваться во время проблемного изложения материала.

В процессе работы над проблемными ситуациями эффективно использовать межпредметные знания, которые позволят видеть общую картину будущей профессиональной деятельности. Также в процессе работы над проблемными ситуациями необходимо проводить отсыл к жизненному опыту студентов, связи обучения с жизнью, практикой.

Использование практических проблемных вопросов создает ситуацию противоречия между накопленным опытом и научными знаниями, что побуждают студентов к анализу жизненных явлений, поиску их теоретического обоснования [11].

Использование проблемного обучения позволяет внести разнообразие в учебный процесс, что подтверждается словами С.Л. Рубинштейна о том что «каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем шире круг ее знаний; умение видеть проблему - функция знаний» [12].

Проанализировав возможность применения проблемного обучения в процессе преподавания физики у студентов технических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования можно сделать следующие выводы:

• применение технологии проблемного обучения приводит к повышению показателей качества и успеваемости обучения студентов, а, следовательно, к более высокому уровню усвоения дисциплины;

• применение проблемного обучения позволяет студентам познакомиться с практическим аспектом использования знаний получаемых на уроках физики;

• применение интегрированных занятий повышает уровень заинтересованности дисциплиной и способствует благоприятному психо-эмоциональному состоянию студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Задоя С.Э.Технология проблемного обучения [Электронный ресурс] http://si-sv.com/publ/14-1-0-84

2. Сабирова Ф.М., Дерягин А.В. Повышение интереса младших школьников к опытному изучению физических явлений на основе использования элементов технологии проблемного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 145-148.

3. Коростелева Е.Ю. Технология

чения на уроках географии // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 9-11.

4. Горева И.В. Технология проблемного обучения как средство активизации учебной деятельности [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/ аШс^/596227/.

5. Оконь В. Основы проблемного обучения. -М.:Просвещение, 1968 г., 122 с.

6. Педагогика и психология [Электронный ресурс] http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-4-5.html.

7. Организация методической работы в ОУ в условиях введения ФГОС общего образования // Библиотека журнала «Методист». - 2012. - № 7-5.

8. Спиридонова В.В. Проблемное обучение - современная технология обучения в школе-М: Московский Государственный областной социально-гуманитарный институт, 2012 г. - 28с.

9. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций. - М. Издательский центр «Академия», 2015 - 25 с.

10. О федеральных государственных образовательных стандартах: письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 № АК-2612/05 (с приложением) // Официальные документы в образовании. - 2014. - № 27. - С. 78-88.

11. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/fizika/ library/2015/10/l3/metodicheskie-ukazamya - po - organiza-tsii-i-metodicheskomu.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии -Издательство: Питер, 2002 г., 381 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 19.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

проблемного обу-_

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.