педагогические науки
Салманова Джамила Абдулкафаровна ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ...
УДК 378.147.34
ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПСЕВДОИННОВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2018
Салманова Джамила Абдулкафаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» Дагестанский государственный педагогический университет (367003, Россия, Махачкала, улица Ярагского,57, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается место проблемного обучения в инновационном образовании бакалавров педагогического образования. Приводятся методы проблемного обучения: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, дедукция, индукция в понимании инновационных процессов в образовании, проблемно-поисковый метод обучения, позволяющий формировать и развивать творческий подход у студентов к решению профессиональных задач, на основе решения нарочно-создаваемых проблемных ситуаций. На основе анализа практики подготовки бакалавров педагогического образования приведена характеристика и структура проблемного обучения, представляющая собой мыслительную деятельность субъектов обучения, связанной с выполнением заданий, которые обеспечивают формирование новых инновационных знаний и исследование новых способов действий. Обосновываются проблемные и конфликтные ситуации в рамках дисциплины «Педагогическая деонтология», позволяющие переводить педагогические цели в реальные результаты через развитие и задействование творческого потенциала студентов, поскольку каждый участник строит активную самостоятельную деятельность по решению поставленной преподавателем задачи, в результате которой он овладевает профессиональными знаниями, умениями, навыками и развивает свои мыслительные способности. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла, кроме того содержание статьи позволяет расширить возможности использования активных методов обучения (учебные дискуссии, «мозговой штурм», интеллектуальная разминка, проведение дискуссии на профессиональную тему) в процессе формирования профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования.
Ключевые слова: инновационное образование, инноватика, инноваторы, псевдоинновация, проблемное обучение, проблемно-поисковый метод, проблемная ситуация, технология творческого мышления, исследовательская деятельность, бакалавр педагогического образования.
PROBLEMATIC TECHNOLOGIES AS A FALSE INNOVATION IN THE TRAINING OF THE BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION
© 2018
Salmanova Jamila Abdulkaderova, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Pedagogy" Dagestan State Pedagogical University (367003, Russia, Makhachkala, Yaragskogo street, 57, e-mail: [email protected])
Abstract. The article considers the place of problem education in innovative education of bachelors of pedagogical education. The methods of problem training are presented: analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, deduction, induction in the understanding of innovative processes in education, problem-search method of training, which allows to form and develop a creative approach of students to solving professional problems, based on the solution of deliberately created problem situations. Based on the analysis of the practice of preparation of bachelors of pedagogical education the characteristic and structure of problem-based learning which is a cognitive activity of the subjects of study related to the performance of tasks which ensure the formation of new innovative knowledge and the exploration of new ways of action. The problem and conflict situations within the discipline "Pedagogical deontology", allowing to translate pedagogical goals into real results through the development and use of the creative potential of students, as each participant builds an active independent activity to solve the task set by the teacher, as a result of which he / she acquires professional knowledge, skills and develops his / her mental abilities, are substantiated. The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity in the teaching of subjects of psychological and pedagogical cycle, in addition, the content of the article allows to expand the possibility of using active teaching methods (educational discussions, "brainstorming", intellectual warm-up, holding a discussion on a professional topic) in the formation of professional competencies of the bachelor of pedagogical education.
Keywords: innovative education, innovation, innovators, pseudoinnovation, problem training, problem-searching method, problem situation, creative thinking technology, research activity, bachelor of teacher education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Бурное развитие экономики страны, вызванные структурными преобразованиями общества, изменили направления системы подготовки специалистов образования. Важными характеристиками бакалавра педагогического образования становятся умение креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи.
С этих позиций, актуально и необходимо формировать у будущих учителей умение реализовать инновационный подход в обучении. Поэтому содержание обучения должно отвечать принципам целостности; иерархичности; структурности; стихийности; креативности, внезапности, в соответствие с чем должна быть построена инновационно - образовательная среда обеспечивающая интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей.
Следует отметить что, «инноватика» как наука впервые была впервые обозначена в начале XX века, где она
рассматривалась как отрасль педагогической науки, которая изучает процесс обновления педагогической деятельности.
В то же время в отечественной литературе появляются категории и понятия, среди которых: «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «ин-новаторы», «инновационная среда», «инновационный потенциал», которые и составляют методологическую основу педагогической инноватики.
По мнению С.В. Костюкевича, инновация — это процесс извлечения смысла из познаний для обеспечения технологической конкурентоспособности и первенства, при этом автор отмечает, что знания являются важнейшей основой, которые создают инновацию [1].
В свою очередь, В.И. Слободчиков, считает, что первым продуктом на сегодняшний день становится знание своей инструментальной и технологической составляющей деятельности, как одной из эффективных и качественных типов гуманитарных производств, что явля-
Salmanova Jamila Abdulkaderova pedagogical
PROBLEMATIC TECHNOLOGIES ... sciences
ется предпосылкой и условием эффективности всей так называемой «инновационной педагогики». В его исследовании инновационное образование рассматривается как развитие и преобразование среды, в которой создаются требования для полноценного развития субъектов образования [2].
Таким образом, инновационное образование - это развитие, изменение и преобразование в педагогической системе, где основной целью выступает систематизация нововведения в образовании, где систематизация педагогических новшеств дает возможность обеспечить, как руководителям образовательных учреждений, так и непосредственно педагогам дальнейшее развитие инновационной среды системы.
Кроме того, при выборе инновационных идей обычно возникает проблема оценки параметров нововведения, поскольку нужно выявить: актуальность нововведения по степени его соответствия потребностям, социальному заказу, новизну (инновационный потенциал, идеи) методическую проработанность идеи, а также соответствие новой идеи личным потребностям педагогов. При этом, инновацию в образовании следует рассматривать не только как переменный процесс, но и как элемент текущей педагогической деятельности.
В числе современных инновационных направлений в педагогических технологиях выделяют псевдоинно-вациии как устаревший вид технологии с частичным улучшением и иным способом применения, в частности проблемное обучение, рассматриваемое нами как технология творческого мышления и познавательной активности личности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Ретроспективный анализ литературы показал, что концепция проблемного обучения в России развивалась с начала 70-х годов XX века, но, однако, проблемное обучение не получило широкой популярности в системе российского образования, а также повсеместного использования.
Исходными при рассмотрении проблемных технологий в обучении бакалавров педагогического образования стали положения и теории И.Я.Лернена [4], А.М.Матюшкина [5], М.И.Махмудова [6], М.Н.Скаткина [7], где проблемное обучение рассматривается как совместная деятельность субъектов педагогического процесса, направленная на решение проблемных задач.
Интересным для нашего исследования также являются труды современных ученных-педагогов (М.И.Башмаков [8], Э.М.Карасева [9], А.А.Нестеренко [10], О.А.Прусакова [11] и др. [12, 13]), ими были определены: классификация проблемных задач, этапы процесса мышления при разрешении проблемной ситуации, типы проблемных ситуаций, а также уровни проблемно-сти в обучении.
Формирование целей статьи (постановка задания). Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, а также практика преподавания в вузе, предопределили противоречие между социальными требованиями к уровню подготовки бакалавра педагогического образования и преобладанием традиционных методов обучения. Необходимость разрешения приведенного противоречия мы видим в поиске возможностей применения проблемных технологий обучения на занятиях по дисциплине «Педагогическая деонтология» изучаемая студентами на 5 курсе в вариативной части учебного плана по направлению подготовки 44.03.01-Педагогическое образование.
Суть проблемного обучения заключается в том, что преподаватель, выдвигает проблемную ситуацию, тем самым побуждает студентов к выдвижению гипотез и решению проблемной ситуации, в результате чего педагогический процесс сопровождается эффективным взаимодействием, где самостоятельная поисковая деятель-250
ность студента становится главенствующей [3, С.276].
Без сомнений проблемная ориентация педагогического процесса включает в себя большой развивающий потенциал, где доминируют типы активного обучения и научения. Кроме того, проблемное обучение нацелено на развитие познавательной самостоятельности студентов, изменение их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательной активности.
В зарубежных педагогических источниках организация учебно-поисковой и исследовательской деятельности рассматривается как одна из сторон инновационного похода к учебному процессу. Следовательно, это дает нам еще одно право причислить проблемное обучение к категории псевдоинновациям.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Использование проблемного обучения в подготовке бакалавров педагогического образования, позволяет нам формировать и развивать творческий подход к решению профессиональных задач. Поскольку проблемное обучение строится на решении нарочно-создаваемых проблемных ситуаций и основными средствами разрешение создаваемых проблемных ситуаций, являются проблемно-поисковые методы обучения, то интересной, на наш взгляд, является характеристика действий учителя и ученика при проблемном обучении, предложенном П.И. Пидкасистым где четко прослеживается структура и механизмы проблемного обучения [14]. Следует отметить, что в разработках отдельных российских ученых-педагогов, психологов термины «учебная проблема» и «проблемная задача» используются как синонимы. В связи с чем, под учебной проблемой, нами понимается форма проявления логико-психологического противоречия в процессе усвоения учебного материала, направленного умственно на поиск истины, а проявляющий интерес к исследованиям сущности неизвестного. Учебный проблема включает в себя поисковую познавательную задачу, проблемный вопрос, которые успешно используется в преподавании любой образовательной области.
Таблица 1 - Характеристика действий учителя и ученика при проблемном обучении
Действия учителя Действия ученика
1.Ставит проблемную ситуацию. 1.Осознает противоречие в проблемной ситуации.
2.Организует размышление над проблемной ситуацией. 2.Формулирует проблему.
З.Организует поиск гипотезы. З.Выдвигает гипотезу.
4.Обобщает выдвинутые гипотезы. 4.Проверяет гипотезу в эксперименте.
5.Обобщает результаты. 5.Анализирует результаты, приводит выводы.
Как видно из таблицы проблемное обучение позволяет изменить роль субъектов педагогического процесса, а именно функции преподавателя и студента, где роль первого заключается в воспроизведении проблемных ситуаций, а функция второго - в индивидуальном «добывании» учебной информации, которой не хватает для благополучного решения данной проблемы.
На самом деле, преподавание в вузе (как и в любом другом учебном заведении) является своего рода творческим делом, требующее от преподавателей круглогодичной работы над собой, поэтому необходимы инновации, которые принимают форму методологических спецсеминаров.
Из этого следует, что укорененное продвижение педагогических новшеств в образовательную практику на сегодняшний день является важной составляющей в процессе модернизации Российского образования.
На практике, использование проблемного обучения, показало, что повысился познавательный интерес сту-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Салманова Джамила Абдулкафаровна ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ...
дентов к педагогическим наукам и их стремление развиваться творчески.
Обратимся к анализу применения проблемного обучения на занятиях со студентами педагогического вуза.
Организация проблемной ситуации, как этап, выступает системообразующим элементом в структуре проблемного обучения.
Наряду с этим необходимо отделять задания, вызывающие проблемные ситуации, сами проблемные ситуации как состояние процесса мышления.
Таким образом, организация проблемной ситуации, выступает в качестве мыслительной деятельности, связанной с выполнением заданий, которые обеспечивают формирование новых инновационных знаний, а также исследование новых способов действий.
Отсюда следует, что проблемная ситуация затрагивает как познавательную, так и мотивационно-эмоцио-нальную составляющую студентов.
Стало быть, поэтому в процессе проблемного обучения создаются наиболее лучшие условия для студента, его гуманизации и личностно ориентированной направленности: процесс «поглощения» студентами знаний и умений перестает быть только интеллектуальным процессом, он становится личностным.
Механизм «погружения» в проблемную ситуацию запускается при возникновении у студента познавательной потребности, на основе которой появляется познавательная активность, удовлетворяющая интересы и мотивы личности.
Рассмотрим на примере. В рамках дисциплины «Педагогическая деонтология» при изучении темы: «Режиссура и поведение учителя на уроке», студентам предлагается проиграть и разрешить различные ситуации:
Ситуация 1. Вы входите в кабинет. Напишите на доске дату. Проверьте готовность учеников к занятию. Сядьте за стол, откройте журнал. Задав данную ситуацию студенту, преподаватель заранее подговаривает остальную студенческую группу вести себя шумно и предвзято по отношению к тому студенту, который будет проигрывать и разрешать проблемную ситуацию.
Ситуация 2. Вы замечаете, что один из учеников в классе работает сегодня лучше обычного. Отметьте это, но, так чтобы с мотивировать остальных учеников.
Ситуация 3. Обратитесь к ученику с просьбой, требованием, предупреждением, похвалой, юмором, приказом, пожеланием.
Ситуация 4. Позовите мальчика, принимая во внимание следующее обстоятельство, что идет контрольная, коллоквиум. Вам надо позвать ученика, стараясь не отвлечь остальных.
Ситуация 5. Позовите ученика печально, радостно, в приказном тоне, убедительно, сочувственно.
Ситуация 6. Произнесите фразы: «Кто сегодня дежурный?», «Прошу внимания?», «Кто выполнил домашнее задание?», «Вы готовы к сегодняшнему уроку?», «Не знаю, что с Вами делать?!».
Наиболее интересные результаты мы получили при решении конфликтно-проблемных задач:
Конфликт 1. «Двое учеников подрались на вашем занятии...» Ваши действия и слова?
Конфликт 2. «Задача». Ученик у доски решает задачу по математике. Учитель возмущенно добивается от ученика правильного решения, на что ученик выпаливает: «А вы - то сами знаете, как она решается». Приведите решение конфликта.
Конфликт 3. «Замечание». В ответ на замечание учителя: «Как ты разговариваешь с учителем?» - ученик говорит: «Человек, который неправильно произносит слова «пиджак» и «коридор» вообще не имеет право быть учителем». Что ответит учитель?
Конфликт 4. «Двойка». Получив неудовлетворительно на занятии, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя.
Каковы будут действия учителя?
Конфликт. «Трудный ученик».
Конфликт между молодой учительницей и учеником пятого класса назовем его Ахмедом, трудным, вспыльчивым, несносным мальчиком из неблагополучной семьи, не пользующимся авторитетом в классе. Задача студентов предложить эффективный алгоритм решения проблемной ситуации.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Приведённые ситуации позволяют вырабатывать различные поведенческие стратегии, в том числе увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Кроме того, решение проблемных ситуаций позволяют студентам выработать умения, эффективного поведения в различных конфликтах.
Таким образом, использование технологии проблемного обучения в подготовке бакалавров педагогического образования позволяет формулировать творческое мышление, поскольку студенты приводят сперва гипотезы, а затем и экспериментально проверяют их, находя при этом правильное решение.
Вышеизложенное позволяет нам утверждать, что проблемное обучение - это один из видов псевдоинноваций, позволяющий переводить педагогические цели в реальные результаты через развитие и задействование творческого потенциала студентов, поскольку каждый участник строит активную самостоятельную деятельность по решению поставленной преподавателем задачи, в результате которой он овладевает профессиональными знаниями, умениями, навыками и развивает свои мыслительные способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Костюкевич, С.В. Инновации: подход современных западных авторов в контексте российского опыта / С.В. Костюкевич // Alma mater. № 4. -М., 2011. С. 69-78.
2. Слободчиков В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновации в образовании. 2010. № 2.
3. Загрекова Л.В., Николина В.В. Дидактика. М.: Высшая школа, 2013. 4. Пидкасистый П.И. Процесс обучения как целостная система. М.: Педагогика, 2011.
4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Просвещение, 1972.
5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении - М.: Высшая школа, 1972.
6. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1995. - 230 с., и др.
7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.
- М.: Педагогика, 1980.
8. Теория и практика продуктивного обучения: Коллектив. моногр. / М.И. Башмаков (авт. - сост.); Рос. акад. образования. Сев. - Зап. отд-ние. Ин-т продуктив. обучения. - М.: Нар. образование, 2000. - 248с.
9. Карасева Э.М. Проблемное обучение как средство формирования у студентов умений действовать самостоятельно // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka. ru/2014/05/2365
10. Нестеренко А.А. Дидактические модели реализации проблемно-ориентированного обучения: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2006 - 173с.
11. Прусакова О.А. Учебно-методическое обеспечение проблемного обучения информационным технологиям в основной школе: Дисс. ... канд. пед. наук:13.00.02.
- Рязань, 2012 - 177с.
12. Коростелева Е.Ю. Технология проблемного обучения на уроках географии // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 9-11.
13. Сабирова Ф.М., Дерягин А.В. Повышение интереса младших школьников к опытному изучению физических явлений на основе использования элементов технологии проблемного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 145-148.
Salmanova Jamila Abdulkaderova
PROBLEMATIC TECHNOLOGIES .
pedagogical sciences
14. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. Монография. М.: Луч, 2016. 640 с.
Статья поступила в редакцию 06.04.2018 Статья принята к публикации 27.06.2018
252
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)