Salmanova Jamila Abdulkaderova, Bagirova Zagidat Kurbanmagomedovna USE OF HEURISTIC METHODS IN THE TRAINING OF BACHELORS ..
pedagogical sciences
378.147.34
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2018
Салманова Джамила Абдулкафаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики» Багирова Загидат Курбанмагомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления образованием Дагестанский государственный педагогический университет (367003, Россия, Махачкала, улица Ярагского, 57, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье расматривается проблема использования эврестических методов в обучении бакалавров педагогического образования. Приводятся идеи эвристического обучения (В.И. Андреев, Г.А. Андрианова, Г.Я. Буш, Д.А. Гаврилов, С.В. Ёлкин, А.Д. Король, Ю.К. Кулюткин, Н.Н. Латыпов, М.М. Левина, А.В. Хуторской, и др., в которых обучение посредстовм эвристических методов представляет собой - инициирующую информационно-поисковую активность студента направленную на нестандартное, неординарное, решение проблемной задачи (вопроса); понятия «эвристика» и «эвристическое обучение». Выявлены основные особенности эвристических методов, отличительные признаки эвристического обучения. Приведена характеристика метода прогнозирования, метода ассоциации, метода каталога, метода фокальных объектов, метода эвристических вопросов, метод синектики, метода морфологического анализа, алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ). Обосновывается структура (порядок выполнения лабораторной работы) занятия, где студенты знакомятся и более того используют различные эвритсические методы (дифференциация параллелей, фантом-метод, метод мозгового штурма, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), перегруппировка параллелей, бином фантазии, морфоанализ, синектика, метод каталога, с последующей разработкой программы развития одаренного ребенка по видам деятельности (художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная, коммуникативная, спортивная, познавательная). Представлен вывод о том, что эвристические методы обучения позволяют преодолеть монологичность педагогического процесса и способствуют раскрытию личностного, творческого,потенциала студента, проявляющуюся в креативных, когнитивных, деятельностных, характеристиках личности.
Ключевые слова: бакалавр педагогического гобразования, эвристика, эвристическое обучение, метод мозгового штурма, метод каталога, метод фокальных объектов, метод эвристических вопросов, метод синектики, морфологический анализ, алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).
USE OF HEURISTIC METHODS IN THE TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
© 2018
Salmanovа Jamila Abdulkaderova, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Pedagogy" Bagirova Zagidat Kurbanmagomedovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of education management Dagestan State Pedagogical University (367003, Russia, Makhachkala, Yaragsky street, 57, e-mail: [email protected])
Abstract. In article is considered the problem of using eurydices methods in the training of bachelors of pedagogical education. Describes the idea of heuristic learning (V.I. Andreev, A.G. Andrianova, G.Y. Bush, D.A. Gavrilov, S.V. Elkin, A.D. King, J.K. Kulyutkin, N.N. Latypov, M.M. Levina, A.V. Khutorskoy, etc., in which the learning by heuristic methods represent inicio-roudou information retrieval student activities focused on unconventional, unorthodox, solution to a problem task (question); the concept of "heuristics" and "heuristic learning". The main features of heuristic methods, distinctive features of heuristic learning are revealed. The characteristics of the forecasting method, Association method, catalog method, method of focal objects, method of heuristic questions, method of synectics, method of morphological analysis, algorithm of inventive problem solving (ARIZ) are given. The author substantiates the structure (the order of laboratory work) of the class, where students get acquainted and more than that use various heuristic methods (differentiation of Parallels, phantom method, brainstorming method, TRIZ (theory of inventive problem solving), rearrangement of Parallels, binomial fantasy, morphoanalysis, synectics, catalog method, followed by the development of the program of gifted child by activities (artistic, aesthetic, communicative, spiritual, value, communicative, sports, cognitive). It is concluded that heuristic methods of teaching allow to overcome monologue of pedagogical process and contribute to the disclosure of personal, creative,student potential, manifested in creative, cognitive, activity, personality characteristics.In article is considered the problem of using eurydices methods in the training of bachelors of pedagogical education. Describes the idea of heuristic learning (V.I. Andreev, A.G. Andrianova, G.Y., Bush, D.A. Gavrilov, S.V. Elkin, A.D. King, J.K. Kulyutkin, N.N. Latypov, M.M. Levina, A.V. Khutorskoy, etc., in which the learning by heuristic methods represent inicio-roudou information retrieval student activities focused on unconventional, unorthodox, solution to a problem task (question); the concept of "heuristics" and "heuristic learning". The main features of heuristic methods, distinctive features of heuristic learning are revealed. The characteristics of the forecasting method, Association method, catalog method, method of focal objects, method of heuristic questions, method of synectics, method of morphological analysis, algorithm of inventive problem solving (ARIZ) are given. The author substantiates the structure (the order of laboratory work) of the class, where students get acquainted and more than that use various heuristic methods (differentiation of Parallels, phantom method, brainstorming method, TRIZ (theory of inventive problem solving), rearrangement of Parallels, binomial fantasy, morphoanalysis, synectics, catalog method, followed by the development of the program of gifted child by activities (artistic, aesthetic, communicative, spiritual, value, communicative, sports, cognitive). It is concluded that heuristic methods of teaching allow to overcome monologue of pedagogical process and contribute to the disclosure of personal, creative,student potential, manifested in creative, cognitive, activity, personality characteristics.
Keywords: bachelor of pedagogical education, heuristics, heuristic training, brainstorming method, catalog method, method of focal objects, method of heuristic questions, method of synectics, morphological analysis, algorithm for solving inventive problems (ARIZ).
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- ристика» известно нам еще с древней Греции благодаря ными научными и практическими задачами. Слово «эв- згаменитому возгласу «эврика!» (от греч. сл. eúpícKra -
педагогические науки
Салманова Джамила Абдулкафаровна, Багирова Загидат Курбанмагомедовна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ...
«отыскиваю», «открываю»). На сегодняшний день эвристика представляет собой науку о продуктивном мышлении (создание ранее неизведанного), направленном на творческое решение проблемы (задачи). Следовательно, эвристика тесно связана с творческой и проектной деятельностью, где ведущим элементом выступают просветление, инсайт, озарение. Кроме того, эвристическое обучение включает в себя нестандартные умственные операции и проявляются в характеристиках личности:
- способность личности производить эвристический выбор среди многочисленных возможных вариантов поиска решени [1];
- способность личности выводить догадки, которые значительно сокращают время поиска решения задачи [2];
- способность личности к интуитивному мышлению;
- способность личности интегрировать новые идеи;
- способность личности к сознанию условий поиска решения решения задач, выработке гипотез.
Такое понимание эвритсики позволяет нам рассматривать ее в педагогическом процессе вуза при обучении бакалавров педагогического образования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Идеи эвристического обучения исследовались в трудах В.И. Андреева [3], Г.А. Андриановой [4], Г.Я. Буша [5], Н.Ф Вишнякова [б], Д.А. Гаврилова [7], С.В. Ёлкина [7], А.Д. Короля [8], Ю.К. Кулюткина [9], Н.Н. Латыпова [7], М.М. Левиной [10], А.В. Хуторского [11], и др., в которых обучение по-средстовм эвристических методов представляет собой - инициирующую информационно-поисковую активность студента направленную на нестандартное, неординарное, решение проблемной задачи (вопроса). В трудах Ю.Н. Кулюткина, Д. Пойа [9; 12] показан механизм использования эвристических методов в самостоятельной работе учащихся, где они выводят формулы и выделяют закономерности в решении нестандартных физических и математических задач, тем самым учащиеся открывают метаспособы эвристики: «...методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения, строит нестереотипные планы и программы, с помощью которых отыскиваются конкретно-содержательные способы решения».
Формирование целей статьи (постановка задания). Итак, анализ понятия «эвристика», «эвристическое обучение» позволяет нам сформулировать цель статьи, которая заключается в систематизации и обобщении опыта применения эвристических методов в обучении бакалавров педагогического образования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ практики обучения студенитов показал, что основу эвристического обученмия составляют идеи о создании студкентами образовательной продукции в из-учапемых областях; освоение ими содержания областей посредством собстенного анализа и результатов позщ-нани; формирование оригинальной траиктории обучения с опорой на свои личностные качества и интересы. Следует отметить, что эвристическое обучение способствует раскрытию внутренних резервов личности, которые помогают ему создавать новые знания, конструировать их в деятельности. Можно выделить основные особенности эвристических методов:
- психологическая стратегическая идея включающая снятие инерции мышления, охват всех возможных подходов к решению задачи, определение ближайщих областей поставленной задачи;
- адаптив6ная составляющая методов, т. е. целено-правленное решение задачи с учетомспецифики и субъективно-личностных качеств решающего задачу;
- сопряжение с массивными и информационными составляющими процесса решения задачи (исследова-
ние структурных особенностей и специфики решаемой задачи);
- обоснованный выбор построенный на знаниях учителя и ученика;
- сужение поиска решения задачи посредством АРИЗ (олгоритма решения изобретательск, х задач) вбирающий в себя опыт аналогичных решений.
Стало быть, отличительными признаками эвристического обучения становятся: вариативно-вероятностный, объеденяющий, модельный характер. Поскольку эврит-сику мы определили некой общей методикой решения задач, перейдем к рассмотрению эвристических методов обучения.
Метод прогнозирования, основан на процессе исследования явлений, тенденций развития прогноза решения задачи. Прогнозирование-вид познавательной деятельности личности направленный на проектирование прогнозов развития объекта, посредством ретроспективного анализа. Следует отметить, прогностика насчитывает около 4 групп прогнозированиям фактографической информации, экспертной информации, прогнозирование на аналогах, прогнозирующие системы.
Метод ассоциации, предполагает активизацию смысловых связей (метафор, случайных понятий). Идея использования метода основывается на установлении связи между ранее несвязанными и неотносящимися друг другу понятиями. Метод каталога предполагает перенос знаний (признак, свойство, т. е. характеристика объекта) из одной области в другую. Метод фокальных объектов предполагает перенос одних признаков на более усовершенствующий объект. Метод эвристических вопросов предполагает инициирование и организацию деятельности по повышению продуктивности интеллекта, где генгерируется идеи и выбирается наиболее приемлемый и эффективный вариант решения задачи [13]. Метод си-нектики предполагает интесивную, психологическую активизацию при решении задачи. Метод работает в условиях группы 6-8 человек различных специальностей и инересов. Морфологический анализ синтез характеризуется конструктивной реализацией системного подхода при решении задачи. И наконец алгоритм решения изобретательских задач [14], метод основан на последовательном выполнении действий посредством сравнения идеального и реального в объекте.
АРИЗ включает в себя девятть этапов: анализ объекта, анализ, разработка модели, определениепроти-воречий и выделение эталона, мобилизация ресурсов, использование информационного фонда устранение противоречий применение полученного решения, рефлексия.
Приведем пример использования эвритсических методов в обучении бакалавров педагогического образования по направлению подготовки 44.03.01 -Педагогическое образование». В курсе «Педагогика одаренности», читаемая студентам на четвертом курсе студентам предусотрен лавбораторный практикум включающий в себя следующие темы: «Анализ сущности и структуры детской одаренности», целью которой являлось сформировать у студентов представление о сущности и структуре детской одаренности; «Изучение методик диагностики одаренности детей», целью которой являлось формирование у студентов умений по отбору и использованию методик диагностики одаренности детей; «Изучение методов и средств обучения одаренных детей», целью которой являлось формирование у студентов умений по отбору методов и средств одаренных детей и развитию творческого воображения обучающихся; «Программа развития одаренного ребенка в системе дополнительного образования», целью которой являлось разработать программу развития одаренного ребенка по видам деятельности. В рамках лабораторной работы на тему «Изучение методов и средств обучения одаренных детей» нами предлагалось:
- ознакомиться с теоретическими сведениями (про-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3(24)
205
Salmanova Jamila Abdulkaderova, Bagirova Zagidat Kurbanmagomedovna pedagogical
USE OF HEURISTIC METHODS IN THE TRAINING OF BACHELORS ... sciences
анализировать все методы); письменно ответить на следующие вопросы: перечислите образовательные структуры для обучения одаренных детей, на каких принципах осуществляется обучение одаренных детей?, перечислите формы обучения одаренных детей, что предполагает перегруппировка параллелей как форма обучения?, что понимается под понятием «дифференциация параллелей»?, охарактеризуйте понятие «поперечное обучение», что предполагает обучение в системе дополнительного образования?, перечислите основные формы обучения одаренных детей в системе дополнительного образования, приведите условия необходимые образовательным структурам необходимые для обучения одаренных детей, перечислите и охарактеризуйте методы РТВ (Развитие Творческого воображения);
- отобрать методы и проверить их работоспособность на респонденте (брат, сестра, племянник(ца), сосед(ка) и т. д.;
- выявить достоинства и недостатки метода.
В рамках приведенной структуры (порядка выполнения лабораторной работы) занятия студенты знакомятся и более того используют различные эвритсические методы (дифференциация параллелей, фантом-метод, метод мозгового штурма, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), перегруппировка параллелей, бином фантазии, морфоанализ, синектика, метод каталога, с последующей разработкой программы развития одаренного ребенка по видам деятельности (художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная, коммуникативная, спортивная, познавательная).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким обраом, эвристические методы обучения позволяют преодолеть монологичность педагогического процесса и способствуют раскрытию личностного, творческого,потенциала студента, проявляющуюся в креативных, когнитивных, деятельностных, характеристиках личности. Следует отметить, что представленные результаты в статье не могут претендовать на окончательное и исчерпывающее решение всей проблемы использования эврестических методов в обучении бакалавров педагогического образования, в исследовании нуждаются вопросы разработки механизма взаимодействия при эвристическом обучени; разработки учащимися метаспособов эвристики; подготовки будущего учителя к проектн6о-эвристической деятельности и т. д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Налчаджян А.А. Интуиция в процессе научного творчества. Ереван: «Айастан», 1976, 324 с.
2. Пономарев Я.А. Психология творения : избр. пси-хол. труды / Я.А. Пономарев. - М. : Моск. психол.-соц. ин - т ; Воронеж : МОДЭК, 1999. - 480 с.
3. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. — Казань, 1994. — 237 с.
4. Андрианова Г.А., Хуторской А.В., Кулешова Г.М. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 250-261.
5. Буш Г.Я. Основы эвристики для изобретателей. Чч. 1-11. - Рига: «Знание», 1977. — 95 с.
6. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Ч.1. — Минск, 1995. — 240 с
7. Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика / под.ред. А.А. Вассермана. — М.: Астрель, 2012. — 320 с.
8. Король АД. Метод эвристического диалога в технологии творческой самореализации учащихся // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 2002.
9. Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Педагогика, 1970. - 232 с._
10. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
11. Эвристическое обучение. В 5т. Т.3. Методика / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Эйдос; Издательство Института образования человека, 2016. - 208 с.
12. Пойа Д. Как решать задачу: Пособие для учителей / Пер. с англ. В. Звонарёвой и Д. Белла; Под ред. Ю. Гайдука. — Изд. 2-е. — М.: Учпедгиз, 1961. — 207 с.: ил.
13. Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. - 2007. - № 9.
- С. 18-25.
14. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ
— теорию решения изобретательских задач. Изд-во «Альпина Паблишер», 2014, 402 с.
Статья поступила в редакцию 30.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018