Научная статья на тему 'Роль и место эвристического обучения в изучении иностранных языков'

Роль и место эвристического обучения в изучении иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY / HEURISTIC TRAINING / DIDACTIC HEURISTICS / HEURISTIC TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Александра Игоревна

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы эвристического обучения: его сущность, научно-педагогическая концепция и дидактические возможности в активизации познавательной деятельности учащихся. Освещена роль эвристическихметодов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF HEURISTIC EDUCATION IN THE STUDY OF FOREIGN LANGUAGES

The article discusses the theoretical and methodological foundations of heuristic learning: its essence, scientific and pedagogical concept and didactic opportunities in enhancing the cognitive activity of students. The role of heuristic teaching methods is highlighted.

Текст научной работы на тему «Роль и место эвристического обучения в изучении иностранных языков»

<<шушетим~^©и©ма1>#ж1)),2(0]9 / pedagogical sciences

УДК 881.111.1

Семёнова Александра Игоревна

Московский государственный университет технологий и управления им.

К. Г. Разумовского (ПКУ) г. Москва

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10685 РОЛЬ И МЕСТО ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Semenova Alexandra Igorevna

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «K. G. Razumovsky Moscow State University of technologies and management (the First Cossack University)»

THE ROLE AND PLACE OF HEURISTIC EDUCATION IN THE STUDY OF FOREIGN

LANGUAGES

Аннотация

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы эвристического обучения: его сущность, научно-педагогическая концепция и дидактические возможности в активизации познавательной деятельности учащихся. Освещена роль эвристических методов обучения.

Abstract

The article discusses the theoretical and methodological foundations of heuristic learning: its essence, scientific and pedagogical concept and didactic opportunities in enhancing the cognitive activity of students. The role of heuristic teaching methods is highlighted.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, эвристическое обучение, дидактическая эвристика, эвристические методы обучения.

Index terms: creativity, creative activity, heuristic training, didactic heuristics, heuristic teaching methods.

Согласно гуманистической парадигмой, которая сложилась на сегодня, ведущими принципами образования являются принципы эвристичности и субъектности. Они, в свою очередь, требуют, чтобы творчество стало неотъемлемой частью обучения, его сущностью и содержанием. Это, прежде всего, связано с тем, что овладение новыми знаниями и умениями в современных условиях глобальной информатизации и гуманитаризации по сути имеет такие же этапы, как и творческий процесс [5].

Анализ актуальных исследований. Актуальность работы подтверждается наличием научных дискуссий вокруг вопроса о применении эвристических методов в общеобразовательных школах и активизации познавательной деятельности учащихся.

Вопрос эвристического обучения рассмотрены в работах В. Андреева, П. Каптерева, Ю. Кулют-кина, М. Лазарева, В. Лозовой, А. Хуторского и др.

В научных работах ведущие ученые подтверждают, что творчество - наиболее сложное, но наименее исследовано психическое явление. Потребность в осмыслении природы творческой активности возникла в результате необходимости влияния на творческую деятельность с целью повышения ее эффективности.

Творческая деятельность личности направлена на создание качественно новых, неизвестных ранее материальных и духовных ценностей. Мотивация к творчеству основывается на осмысленной необходимости работать и создавать новый продукт. В отличие от рутинной работы, она является живой потребностью человека и восстанавливает ее силы, способность к труду. В этом и заключается феномен творчества.

По мнению исследователя А. Скафа, привлечение учащихся к творческой деятельности возможно осуществить только благодаря включению в содержания образования различных эвристических и создание специальных условий для развития творчества учащихся. Проведенный указанный автором анализ психолого-педагогических исследований подтверждает, что в основе эвристического подхода лежит психология творческого мышления, процедура поиска нового, стремление формализации творческой деятельности. Учебно-познавательная эвристическая деятельность учащихся направлена на их интеллектуальное развитие, на самостоятельное творческое получения, преобразования и использования знаний, навыков и умений личности, которая может адаптироваться в современном информационном пространстве, быстро меняется [6, с. 7].

В. Введенский, исследуя формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения, доказал, что эвристическая деятельность учащихся эффективна для развития таких творческих способностей:

• к переносу знаний, умений, способов деятельности в новой ситуации;

• к преодолению инерции мышления;

• к фантазии, критичности мышления, способности к оценивающим суждениям;

• к любознательности;

• к творческому интересу;

• к генерации идеи;

• выдвижению гипотез [1, с. 13].

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШМУМ~^©УГМа1>#Ж1)),2(0]9

Еще Я. Коменский призывал учителей обучать своих учеников так, чтобы они исследовали и познавали сами предметы, а не запоминали только наблюдение и объяснение. Таким образом, еще издавна обучения учащихся направлено на их творческую самореализацию, развитие их креативного потенциала, создание собственного образовательного продукта.

Эвристическое обучение - оригинальная научно-педагогическая концепция, которая предлагает ученикам самостоятельно «открывать знания», сравнивая их с культурно-историческими аналогами, выстраивая при этом индивидуальную траекторию собственного образования.

Основная идея эвристического обучения - это стабильная и глубокая доверие к творческому потенциалу каждого ученика, обусловленная этим поставка его познавательно-творческой (поисковой, исследовательской, проектной, художественной, конструкторской) деятельности на первое место во всей системе обучения [3, с. 175]. Эта инновационная образовательная технология предполагает, прежде всего, умение учащихся выявлять проблему, определять цели, задачи и непосредственно находить свои варианты ее решения. В условиях эвристического обучения учащиеся самостоятельно справляются с поставленными задачами и проявляют творческие умения.

Одним из примеров применения эвристических приемов в обучении иностранному языку является применение методов творческого обучения, разработанных школой А. В. Хуторского. Эвристическая образовательная ситуация является главным элементом обучения по данной технологии. В данном контексте образовательная ситуация представляет собой ситуацию активизирующего незнания, целью которой является рождение учениками личного образовательного продукта, такого как гипотеза, идея, схема, текст. Педагог не обозначает заранее определенные образовательные результаты, он только задает технологию деятельности и про-блематизирует ситуацию, поэтому образовательный результат непредсказуем. При использовании данной эвристической технологии употребляются следующие методы: метод гипотез, конструирования понятий, «вживания», творчества, образного видения, взаимообучения, «мозгового штурма», гиперболизации [2]. Стоит отметить, что рефлексия является ведущим методом обучения. Среди особенностей данной эвристической технологии можно выделить критерии оценки, так как здесь контролируется, прежде всего, не степень усвоения готовых знаний, а творческое отклонение от них. Основным критерием оценки является личностный прирост ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.

Основной критерий оценки в условиях эвристического обучения - личностный рост ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.

Границы применения дидактической эвристики определяются конкретным учителем, отцом

или школой, которые выбирают ориентацию на развитие одаренности учащихся и продуктивный тип образования.

Эвристические формы занятия включают соответствующие методы обучения. Сущность эвристических методов обучения состоит во взаимодействии преподавателя и учащихся на основе создания информационно-познавательной противоречия между теоретически возможным способом решения проблемы и невозможностью применить его на практике [4]. Эвристические методы используют также с целью организации самостоятельной работы учащихся по усвоению части программы с помощью проблемно-познавательных задач.

Преподаватель, определив объем, уровень сложности учебного материала, подает его в форме эвристической беседы, дискуссии или дидактической игры, сочетая частичное объяснение нового материала с постановкой проблемных вопросов, познавательных задач или эксперимента. Это побуждает учащихся к самостоятельной поисковой деятельности, овладение приемами активного речевого общения, постановки и решения учебных проблем. Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения.

Список литературы

1. Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения: Автореф, дис, на получение наук, степени канд. пед, наук: спец. 13.00.01 / В. Н. Введенский. - Новосибирск, 1999. - 16 с.

2. Государственный стандарт базового и полного среднего образования // Учитель. - 2004. - .№3. - С. 76-80.

3. Гриненко И. В. Эвристический метод как средство организации творческой учебной деятельности на факультете иностранных языков // Научный журнал: Сб. наук, трудов. Выпуск 3 (13) / [Ред-кол. А. Г. Мороз (соотв. Ред.) И др.]. - М.: НПУ, 2005. - 290 с.

4. Кудрявцев В. Общаяпедагогика [Электронный ресурс] / В. Кудрявцев. - Режим доступа: http://paidagogos.com

5. Лазарев Н. А. Творчество как ведущий фактор самореализации личности // Педагогические науки: Сб. наук, трудов / [Редкол. Н. А. Лазарев (соотв. Ред.) И др.]. - Омск, 2006. - 352 с.

6. Скафа А. И.Теоретично методические основы формуванняприйомив эвристической деятельности в процессе изучения математикивумовах внедрения современных технологий обучения: Ав-тореф, дис. ... доктора пед, наук / А. И. Скафа. - М., 2004. - 33 с.

7. Синицына И.А. Проблема мотивации учения и некоторые способы ее преодоления на занятиях по английскому языку в высших учебных заведениях // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015.Т.4. № 1.С.44-47.

8. Клещина Н.Н., Синицына И.А. Стратегии интерактивного обучения // Вопросы гуманитарных наук. 2017. № 4 (91). С. 67-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.