Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015
И.С. Панферкина,
кандидат педагогических наук
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
HEURISTIC LEARNING METHODS IN THE CONTEXT OF AN INTEGRATIVE APPROACH TO THE TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS
В статье рассматриваются возможности интеграции эвристических методов обучения в систему традиционных и инновационных методов для повышения эффективности и результативности проведения семинарских и практических занятий, приводятся примеры использования эвристических методов эмпатии и синектики.
The article discusses the integration of heuristic teaching methods in the system of traditional and innovative methods to improve the efficiency and effectiveness of conducting seminars and workshops are examples of heuristic methods empathy and synectics.
В условиях формирования современной образовательной парадигмы возрастает значение результативных научно-прикладных поисков, направленных на совершенствование педагогического процесса, обогащение его методологического и технологического потенциала. Одним из направлений таких поисков становится исследование возможностей повышения результативности подготовки специалистов для органов внутренних дел (ОВД) на основе интегративного подхода к организации образовательного процесса в вузах МВД России.
Основания интегративного подхода к образовательной деятельности мы находим уже в интегративно-целостных идеях всестороннего и гармоничного развития личности, заложенных трудами Пифагора, Аристотеля, Коменского,
Песталоцци и др. Идеи интегративного подхода развивали Л.Н. Толстой и В.Д. Семенов в рамках общинной педагогики, а А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский — в их коллективистских подходах к обучению и воспитанию. В последние десятилетия прошлого века Ю.К. Бабинский, В.С. Безрукова, В.С. Ильин и др. создали основы целостного педагогического процесса, а В.И. Заг-вязинский, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков и др. активно развивали системные начала в педагогике. Накопленный теоретико-методологический и прикладной потенциал проведенных исследований интегративных начал в педагогике создает благоприятные условия для научных изысканий, результатом которых станет обоснование систем обучения, способных существенно повысить эф-
223
Педагогические науки
фективность и результативность практикоориентированной подготовки специалистов, в том числе и в ведомственных вузах.
Интегративные процессы в педагогике можно исследовать на различных уровнях и в различных аспектах. В настоящей работе предпринята попытка показать возможности повышения результативности проведения семинарских и практических занятий с использованием эвристических методов обучения в контексте интегративного подхода к подготовке специалистов для ОВД. Рациональная, научно обоснованная интеграция традиционных и эвристических методов обучения в процессе проведения семинарских и практических занятий способна не только привести к достижению высоких результатов при наименьших затратах времени и сил на конкретном занятии при изучении определенной темы, предусмотренной учебным планом для отдельной дисциплины. Такая интеграция позволяет усилить интерес курсантов и слушателей к проводимым занятиям, мотивирует их углубленную самостоятельную подготовку к занятиям и участие в их проведении, а вместе с тем — способствует более гармоничному и всестороннему профессионально-личностному развитию будущих специалистов ОВД. В связи с этим контекст интегративного подхода к применению эвристических методов обучения мы видим не только в том, что необходимо обеспечить рациональное сочетание всех используемых на занятии методов обучения (традиционных, инновационных, эвристических). Мы видим его и в том, что проведение занятия направлено на достижение интегральной цели профессионально-личностного становления будущего специалиста в процессе обучения в ведомственном вузе, а именно — подготовки специалиста, обладающего необходимыми профессионально-личностными качествами.
Современная прикладная педагогика имеет в своем арсенале многочисленные апробированные методики проведения семинарских и практических занятий с использованием как традиционных, так и инновационных методов обучения. Что касается эвристических методов обучения, то их потенциал используется явно недостаточно. А ведь они имеют многовековую историю (начиная с эвристических бесед Сократа). С учетом же тех возможностей, которые предоставляются современными инновационными средствами обучения, эвристические методы могут существенно повысить эффективность и результативность проведения и семинарских, и практических занятий, если преподаватель сумеет рационально
«вплести» их в целостную «канву» проводимого им занятия, т.е. интегрировать такие методы в разработанную и используемую им технологию обучения конкретной дисциплине.
Мы отдаем себе отчет в том, что использование эвристических методов обучения в образовательном процессе ведомственного вуза не может и не должно стать всеобъемлющим, а эвристическая педагогика в полном объеме не может применяться даже в рамках изучения какой-либо одной дисциплины. Однако элементы эвристической педагогики в контексте интегративного подхода к обучению, если их использовать разумно и обоснованно, могут привести к существенным позитивным результатам. На это обращают внимание многие педагоги — ученые и практики, разрабатывающие и использующие идеи эвристической педагогики (В.И. Андреев, Г.Я. Буш, С.М. Годник, В.Н.Соколов, Л.М. Фридман, А.В. Хуторской и др.).
Приступая к разработке алгоритма проведения семинарского или практического занятия, на котором будут использоваться различные методы обучения, в том числе и эвристические, преподавателю важно учитывать определенные особенности.
Во-первых, применение эвристических методов обучения способствует повышению эффективности усвоения материала лишь в том случае, если их использование рационально сочетается с использованием традиционных (инновационных) методов логического познания (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного изложения, стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности курсантов и слушателей, контроля и самоконтроля за ее эффективностью и др.). Более того, эвристические методы обучения должны быть рационально «встроены» в систему методов обучения. При этом используемая преподавателем система методов обучения, в свою очередь, не должна вступать в противоречие с другими компонентами разработанной и применяемой технологии обучения.
Во-вторых, подбор эвристических методов обучения, которые будут применяться на занятии для повышения эффективности усвоения курсантами (слушателями) материала изучаемой темы и решения поставленных преподавателем задач, должен быть адекватен тем целям, которые установлены для конкретного семинарского или практического занятия. При этом цели проведения занятия необходимо подчинить целям, которые поставлены и реализуются в процессе подготовки специалистов для ОВД по конкретной специально-
224
Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015
сти, а также тем целям, которые определены для изучения конкретной дисциплины. При этом важно обеспечить интеграцию учебных и воспитательных целей. Понятно, что достижение учебных и воспитательных целей неразрывно, взаимоувязано, скоординировано на всех установленных уровнях — образовательного процесса в целом, изучения отдельных предусмотренных учебным планом дисциплин, овладения материалом отдельных тем в рамках каждой изучаемой дисциплины. В то же время важно обеспечить эффективное достижение как учебных, так и воспитательных целей, выделив и конкретизировав их применительно к каждому из указанных уровней.
В-третьих, важно учитывать место того занятия, для которого разрабатываются методы обучения, в системе лекционных, семинарских и практических занятий, предусмотренных учебным планом для конкретной дисциплины. В связи с этим использование на семинарском или практическом занятии эвристических методов обучения в их разумном сочетании с уже знакомыми курсантам и слушателям традиционными (инновационными) методами может способствовать повышению и эффективности, и результативности усвоения материала конкретной изучаемой темы.
Интеграция методов обучения применительно к организации и проведению конкретного семинарского или практического занятия должна быть дополнена их рациональным сочетанием с используемыми на занятии средствами обучения. Кроме того, необходимо обеспечить рациональное включение системы методов (традиционных, инновационных, эвристических) в содержательнореализационный блок применяемой преподавателем технологии обучения конкретной дисциплине.
Как известно, в соответствии с устоявшимися педагогическими воззрениями, технология обучения должна быть представлена как минимум тремя компонентами — мотивационноцелеполагающим, содержательно -реализационным и результирующим блоками. В мотивационно-целеполагающем представлены цели и задачи, которые преподаватель устанавливает для изучения дисциплинарного или тематического модуля. Определяя цели, преподаватель должен четко представлять, на что должно быть направлено изучение теоретического материала, приобретение курсантами и слушателями практических умений и навыков, формированию каких компетенций это будет способствовать. Достижению установленных целей должна быть подчинена и постановка задач, которые необходимо
решить в процессе изучения комплекса тем, включенных в дисциплинарный или тематический модуль. Цели и задачи конкретизируются применительно к проведению и лекционных, и семинарских, и практических занятий.
В содержательно-реализационном блоке должны быть представлены формы, методы и средства обучения, которые преподаватель считает наиболее эффективными применительно к конкретному семинарскому или практическому занятию, а также способы взаимодействия преподавателя и обучающихся на занятии. Если в мотивационно-целеполагающем блоке цели и задачи устанавливаются в строгом соответствии с целями и задачами, определенными для дисциплинарного модуля в целом и тематического модуля, к которому отнесена конкретная тема, то содержательно-реализационный блок относительно обособлен от аналогичного блока технологии обучения, разработанной для дисциплинарного (тематического) модуля. Специфика проведения семинарского или практического занятия по конкретной теме позволяет преподавателю варьировать не только формы обучения, но и тесно связанные с ними, а также между собой методы и средства обучения.
В результирующем блоке формулируется результат, причем результат совместной деятельности преподавателя и курсантов или слушателей на семинарском (практическом) занятии должен быть составляющей результата, определенного для изучения дисциплинарного модуля, а вместе с тем — и итогового результата подготовки ведомственным вузом специалиста для ОВД.
Включение эвристических методов в содержательно-реализационный блок технологии обучения мы представляем на примере организации и проведения практического занятия по теме «Поступление на службу в органы внутренних дел, порядок и условия ее прохождения и прекращения». В соответствии с разработанным алгоритмом здесь в систему традиционных и инновационных методов мы интегрируем два эвристических метода обучения — метод эмпатии и метод синектики.
Метод эмпатии мы используем в процессе изучения правовых основ поступления на службу в ОВД. Суть эвристического метода эмпатии (от греч. ецпабеш — способность ощущать эмоции другого, ставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию, сочувствию, проникновению в его субъективный мир), который называют еще методом личной аналогии, приме-
225
Педагогические науки
нительно к педагогике состоит в том, что обучающемуся (группе обучающихся) предлагается отождествить себя с некоторым объектом, в качестве которого может выступать, например, любой другой человек — преподаватель, руководитель, машинист, тракторист, ученый и т.п. Происходит своеобразное «вживание» в образ другого человека, которому приписываются предполагаемые чувства, эмоции, способности, умение видеть, предполагать, понимать, рассуждать и др. На этой основе обучающийся пытается предвидеть поведение объекта, принимаемые им решения, осуществляемые действия. С применением метода эмпатии на практических занятиях обучающимся нужно как бы «слиться» с объектом исследования — другим человеком, а это требует не только развитого воображения, способностей к использованию аналогий, но и достаточно глубокого понимания той деятельности, которую осуществляет человек, выступающий объектом эмпатии.
Применительно к практическому занятию по теме «Поступление на службу в органы внутренних дел, порядок и условия ее прохождения и прекращения» при рассмотрении вопроса «Правовые основы поступления на службу в ОВД» в той его части, когда рассматриваются отношения, возникающие в связи с предоставлением поручительства, использование метода эмпатии состоит в следующем.
Шаг 1. Курсантам (слушателям) предлагается «погрузиться» в образ сотрудника ОВД, к которому обратился с просьбой выступить поручителем для поступления на службу в полицию некоторый гражданин. Для задания условий «погружения» должны быть установлены:
1) личностные и профессиональные характеристики гражданина, поступающего на службу в полицию. Например, каждому из обучающихся может быть предложено составить перечень своих личностно-профессиональных характеристик, которые должны быть учтены потенциальным поручителем;
2) личностные и профессиональные характеристики потенциального поручителя. Их перечень может быть подготовлен преподавателем и предложен всем присутствующим на практическом занятии, а может быть составлен каждым из них самостоятельно.
Шаг 2. На основании Приказа МВД России от 18 мая 2012 г. № 522 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел РФ и категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство»
курсанты (слушатели) анализируют личностнопрофессиональные качества поступающего на службу в полицию гражданина на предмет их соответствия предъявляемым требованиям. При этом важно им напомнить, что поручитель несет не только моральную ответственность перед служебным коллективом, в котором будет проходить службу рекомендованное им лицо, за соблюдение им соответствующих ограничений и запретов, но в установленных случаях и дисциплинарную ответственность.
Шаг 3. Курсанты (слушатели) должны принять обоснованное решение о том, стать или нет поручителем поступающего на службу в полицию гражданина. Важно аргументировать свое решение. Интересно, что очень часто на практических занятиях обучающиеся обоснованно отказываются выступать поручителями, приняв тем самым на себя ответственность за другого человека. Иногда бывает и так: курсант (слушатель) помещает себя на место потенциального поручителя, которому предстоит принять решение в отношении поступающего на службу в полицию гражданина, имеющего присущие ему самому личностнопрофессиональные качества, и этот курсант (слушатель) от имени потенциального поручителя отказывается выступить в качестве такового.
Изучение темы «Поступление на службу в органы внутренних дел, порядок и условия ее прохождения и прекращения» на практическом занятии после усвоения правовых основ поступления на службу в ОВД продолжается анализом элементов прохождения службы в ОВД, в том числе: назначения на должность, перемещения по службе, присвоения специальных и квалификационных званий, аттестации, профессиональной служебной и физической подготовки. Здесь наряду с традиционными и инновационными методами целесообразно использовать эвристический метод синектики (от англ. synectics — «совмещение разнородных элементов»). Метод синектики продолжает и развивает позитивные возможности активизации индивидуального мышления в процессе коллективного поиска ответов, связанных с разрешением определенной проблемы, которые заложены методами «мозгового штурма» или «мозговой атаки. В основе всех этих эвристических методов — психологопедагогические закономерности, проявлением которых становится более высокая продуктивность коллективного генерирования идей в сравнении с индивидуальным. С использованием метода синектики, вобравшего в себя преимуще-
226
Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015
ства указанных методов, коллективный поиск разрешения поставленной преподавателем проблемы, который осуществляется в условиях равенства всех участвующих в обсуждении, способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение, стимулирует выдвижение нестандартных (нестереотипных) аналогий и ассоциаций. Раскрытие в процессе коллективного обсуждения различных аспектов поставленной преподавателем проблемы способностей к абстрагированию и ассоциативному мышлению приводит к тому, что поставленная проблема решается максимально эффективно.
Из указанных этапов прохождения службы в ОВД с использованием метода синектики полезно изучать процесс аттестации сотрудников. Для этого мы предлагаем следующий пошаговый алгоритм.
Шаг 1. Задание условий, проблематизация и целеполагание применительно к той ситуации, которая будет рассматриваться курсантами (слушателями) и в которой им предстоит принять обоснованные решения. Например, может быть предложена следующая проблемная ситуация: командир подразделения ППСП УМВД России по городу N подполковник полиции Д-ов назначен на вышестоящую должность. В связи с этим аттестационной комиссии предложено провести внеочередную аттестацию заместителя командира полка по работе с личным составом майора Л-ова. При этом один из обучающихся определяется (по желанию или назначением преподавателя) в качестве претендующего на должность командира подразделения, а в настоящее время его заместителя по работе с личным составом майора Л-ова. Предполагается, что все остальные находящиеся в аудитории являются членами аттестационной комиссии. Один из них определяется председателем аттестационной комиссии. Именно он заранее, в процессе самостоятельной подготовки к занятию, составляет представление на майора Л-ова. Преподавателю полезно ознакомиться с подготовленным текстом представления и внести в него необходимые дополнения и коррективы. В частности, полезно добавить информацию, которая может вызвать заинтересованное обсуждение и способна породить противоречивые позиции и взгляды. Целе-полагание использования метода синектики на практическом занятии определяется на основе положений ст. 33, п. 13 (подпункт 2) Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», а именно: по результатам аттестации сотрудника аттестационная комиссия должна принять обоснованное решение о том, соответствует ли он замещаемой должности и рекомендуется ли для назначения на вышестоящую должность в ОВД.
Шаг 2. Заслушивание представления на майора Л-ова и его обсуждение. На этом этапе сотруднику, проходящему аттестацию, членами аттестационной комиссии задаются вопросы, направленные на выявление его профессионально-личностных характеристик. Вопросы могут быть самыми разными, особенно в той части, которая связана с личностными качествами. Например, могут быть заданы вопросы о возможности использования в общении с коллегами ненормативной лексики, курения на рабочем месте и т.п. Или такие: как относиться к участию сотрудника ППСП в ДТП, если он — потерпевший? а если виновный? а что, если сотрудник уклоняется от уплаты алиментов? вовремя не уплачивает налоги, штрафы? а если на службе он проявляет чрезмерную требовательность не только к себе, но и к подчиненным? и т.п. Что касается вопросов профессиональной направленности, то их полезно построить в соответствии с теми обязанностями, которые определены для командира подразделения ППСП Уставом патрульно-постовой службы полиции в соответствии с Приказом МВД России от 29 января 2008 г. №80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности». При этом, задавая вопросы, курсанты (слушатели) должны сосредоточить особое внимание на тех профессиональных и личностных качествах, которыми должен обладать руководитель подразделения.
Шаг 3. Выступления членов аттестационной комиссии с обоснованием предложений о рекомендации (не рекомендации) заместителя по работе с личным составом майора Л-ова на должность командира подразделения ППСП УМВД России по городу N. Если методически верно организовано применение эвристического метода синектики в сочетании с традиционными методами, то это обсуждение будет проходить в форме ярких, эмоциональных, но в то же время кратких выступлений. Нет необходимости заслушивать всех присутствующих на практическом занятии. Важно, чтобы их совместными усилиями было принято максимально полезное и обоснованное решение.
Шаг 4. Преподаватель подводит итоги работы «аттестационной комиссии» и дает свои оценки и рекомендации.
227
Педагогические науки
Практика показывает, что успех проведения семинарского или практического занятия, на котором преподаватель использует эвристические методы обучения в сочетании с традиционными и инновационными методами, зависит от того, насколько тщательно разработан алгоритм проведения занятия, а также от того, насколько точно удалось его реализовать. В связи с этим интегрирование эвристических методов обучения в систему традиционных и инновационных методов в рамках применяемой преподавателем технологии обучения конкретной дисциплине требует от него скрупулезного анализа результатов проведенного занятия. В процессе аналитической деятельности преподавателю полезно максимально объективно дать ответы на вопросы о том, удалось ли реализовать те дидактические принципы (научности, проблемности, связи с практикой, систематичности и др.), которые были заложены в основу при подготовке практического занятия; достаточным ли был уровень познавательной активности курсантов (слушателей), их заинтересованности в усвоении материала семинарского (практического) занятия; в какой мере удалось (или почему не удалось) достичь установленные учебно-воспитательные цели, решить задачи, поставленные перед проведением занятия; сформировался ли на достаточном уровне интерес курсантов (слушателей) к изучавшимся вопросам, достигнуто ли понимание той практической значимости для професси-
ональной деятельности, которую имеют рассмотренные вопросы; насколько эффективно применялись методы обучения, в особенности — эвристические; что еще необходимо предпринять для того, чтобы повысить эффективность проведения занятий в аспекте оптимизации применяемых методов, средств и форм обучения; какие ошибки, возможно, были допущены преподавателем в ходе проведения занятия, с чем они связаны — с недостатками организации, отсутствием способности быстро реагировать на поведение аудитории, неспособностью создать необходимый для проведения занятия психологический климат или с чем-то другим.
Несомненно, использование эвристических методов обучения в контексте интегративного подхода к подготовке специалистов для ОВД способно существенно повысить эффективность и результативность образовательной деятельности в ведомственных вузах. Однако это требует глубокой теоретико-методологической проработки обоснованности использования каждого эвристического метода, его интеграции не только в систему используемых традиционных и инновационных методов, но и в технологию обучения конкретной дисциплине, причем технологию, рассматриваемую в единстве трех ее базовых составляющих — мотивационно-целеполагающего, содержательно-реализационного и результирующего блоков.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Панферкина Ирина Сергеевна. Старший преподаватель кафедры административного права. Кандидат педагогических наук.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. 8-920-466-80-00.
Panferkina Irina Sergeyevna. Senior lecturer of the chair of Administrative Law. Candidate of Pedagogical Sciences.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriots, 53. Tel. 8-920-466-80-00.
Ключевые слова: эвристические методы обучения; интегративный подход к подготовке специалистов в ведомственных вузах.
Key words: heuristic teaching methods; integrative approach to the training of specialists in the departmental high schools.
УДК 378.147
228