Научная статья на тему 'Развитие информационной компетентности студентов на основе АРИЗ-метода'

Развитие информационной компетентности студентов на основе АРИЗ-метода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / АРИЗ-МЕТОД / AIPS METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Петр Юрьевич

В статье на основе анализа литературы формулируется рабочее определение понятия «информационная компетентность». Развитие информационной компетентности рассматривается как часть общего процесса профессионального становления студента и как саморегулирующийся процесс. Рассмотрение теории решения изобретательских задач и алгоритма решения изобретательских задач позволило предложить АРИЗ-метод в качестве основного для развития информационной компетентности студентов вуза. Приведены принципы конструктивистского подхода, на которых основывается АРИЗ-метод. Построена модель процесса развития информационной компетентности студентов на основе АРИЗ-метода, которая была реализована в процессе преподавания информатики и программирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетентности студентов на основе АРИЗ-метода»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА

ОСНОВЕ АРИЗ-МЕТОДА Романов П.Ю. Email: [email protected]

Романов Петр Юрьевич — доктор педагогических наук, профессор, кафедра прикладной математики и информатики, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

Аннотация: в статье на основе анализа литературы формулируется рабочее определение понятия «информационная компетентность». Развитие информационной компетентности рассматривается как часть общего процесса профессионального становления студента и как саморегулирующийся процесс. Рассмотрение теории решения изобретательских задач и алгоритма решения изобретательских задач позволило предложить АРИЗ-метод в качестве основного для развития информационной компетентности студентов вуза. Приведены принципы конструктивистского подхода, на которых основывается АРИЗ-метод. Построена модель процесса развития информационной компетентности студентов на основе АРИЗ-метода, которая была реализована в процессе преподавания информатики и программирования.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, АРИЗ-метод.

THE DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS

BASED ON AIPS METHOD Romanov P.Yu.

Romanov Petr Yurievich - Doctor of pedagogical Sciences, Professor,

DEPARTMENT OF APPLIED MATHEMATICS AND INFORMATICS, MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER G.I. NOSOV, MAGNITOGORSK

Abstract: the article based on the analysis formulated a working definition of the concept of "information competence". Development of information competence is considered as part of the overall process ofprofessional formation of the student as a self-regulating process. Consideration of the theory of inventive problems solving and algorithm of inventive problem solving allowed us to propose AIPS-method as a core for the development of information competence of University students. Are the principles of constructivist approach, which is based on AIPS-method. Created the model of development of information competence of students based on AIPS-method, which was implemented in the process of teaching of informatics and programming. Keywords: competence, competence, professional competence, AIPS method.

УДК 378.14

В настоящий момент происходит очередной этап технологической и социальной революции -становление информационного общества. В результате, к выпускникам учебных заведений предъявляются требования, связанные с умением ориентироваться в огромном потоке информации, применять новые информационные технологии, использовать сведения, полученные из различных информационных источников. В новых социально-экономических условиях от специалистов требуются не только фундаментальные знания, но и способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж новой информацией, непрерывно заниматься самообразованием и максимально эффективно использовать источники информации для решения профессиональных, социальных и бытовых проблем.

В информационном обществе профессиональная деятельность любого специалиста носит ярко выраженный информационный характер, а ее успех во многом определяется готовностью и способностью специалиста воспринимать, критически оценивать и включать в свою профессиональную деятельность непрерывно нарастающий поток информации, управлять информационными потоками и продуцировать новую информацию, используя современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). В связи с этим становится необходимым включение в образовательную систему компонента, обеспечивающего формирование личности, способной грамотно ориентироваться в условиях многократного прироста информации, применять ее для решения возникающих задач и самообразования. Таким компонентом должна стать информационная компетентность будущих специалистов-профессионалов [3].

Развитие информационной компетентности студентов будем рассматривать как:

1) неотъемлемую часть общего процесса профессионального становления студента, закономерное, целенаправленное изменение внутренней структуры информационной компетентности и внешних форм ее проявления;

2) саморегулирующийся процесс, т.е. внутренне необходимое движение, «самодвижение» от наличного уровня информационной компетентности до более высокого в соответствии с этапами данного процесса.

Компонентами информационной компетентности студентов являются следующие:

- мотивационный - формирование у студентов мотивации, т.е. интереса, потребности, ценностных ориентаций на овладение информационными знаниями и умениями и их творческое использование при решении информационных проблем и задач;

- когнитивный - формирование и расширение индивидуальной базы информационных знаний студентов;

- операционный - развитие и совершенствование у студентов информационных умений.

В настоящее время опубликовано достаточно много работ, затрагивающих те или иные аспекты обозначенной проблемы. Для нас принципиальное значение имели работы, в которых рассматриваются вопросы:

- содержания и особенностей компетентностного подхода при подготовке специалистов (Т.Г. Браже, Г.В. Вайлер, Н.А. Гришанова, Ю.В. Койнов, А.В. Хуторской, Ф. Цивелли и др.);

- компьютерной грамотности, информационной компетентности, информационной культуры, информационного мышления, информационной вооруженности студентов (В.Н. Велих, А.П. Ершов, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, И.В. Роберт, Т.Н. Сахнова и др.);

- особенностей применения конструктивистского подхода к информационной подготовке студентов (T.M. Duffy, P.B. Peterson, D.H. Jonassen, В.О. Wilson, Г.А. Атанов, С.Б. Бушманов, М.А. Князева и др.).

Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, мы вынуждены констатировать, что педагогический и содержательно-методический аспекты развития информационной компетентности студентов остаются недостаточно исследованными. Основой развития информационной компетентности студентов, на наш взгляд, может выступить компетентностный подход.

В педагогике исследованию содержания и особенностей компетентностного подхода посвящены работы многих ученых, анализ которых позволяет сделать следующие выводы:

1) прообразом современных представлений компетентностного подхода считаются идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования;

2) компетентностный подход воспринимается учеными, с одной стороны, как своеобразное противоядие против многопредметности, «предметного феодализма» и, одновременно, как практико-ориентированная версия излишне «романтических» установок личностно-ориентированного образования, с другой - как своеобразный коррелят множества традиционных подходов: аксиологического, профессионально-личностного, деятельностного, нормативно-целевого, модульного, междисциплинарного и т.д.;

3) категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса;

4) компетентностный подход: во-первых, позволяет привести образование в соответствие с потребностями рынка труда, реализовать заказ работодателей на подготовку компетентных специалистов; во-вторых, при данном подходе результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования; в-третьих, он акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Основными понятиями компетентностного подхода являются компетенция и компетентность, анализ которых в современной научной литературе позволяет сделать следующий вывод: независимо от трактовки компетентность:

1) рассматривается в контексте деятельности;

2) понимается как важное новообразование личности, представляющее собой интеграцию различных компетенций человека;

3) характеризует степень подготовленности человека к деятельности, характер и эффективность ее осуществления;

4) формируется в ходе освоения человеком соответствующей ей деятельности.

Учитывая проведенный анализ, мы будем придерживаться точки зрения Т.Е. Климовой, Т.М. Панкратович [7], М.В. Романовой [15], которые определяют данные понятия следующим образом:

1) компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к подготовке человека, необходимой для его продуктивной деятельности в определенной сфере;

2) компетентность - характеристика личности, отражающая готовность и способность человека эффективно решать задачи, которые возникают перед ним в процессе деятельности;

Естественным средством для развития информационной компетентности является информационная деятельность. В педагогических исследованиях информационная деятельность рассматривается учеными в широком и узком смыслах. В широком смысле под информационной деятельностью понимают целенаправленную деятельность человека, связанную с процессом поиска, обработки и представления информации с помощью всех информационных и коммуникативных средств и направленную на удовлетворение информационных потребностей человека. Аналогично рассматривают понятие «информационная деятельность» в узком смысле, но ученые добавляют характерную особенность - работа в режиме взаимодействия «человек-компьютер».

Конечным продуктом (результатом) информационной деятельности является как измененная индивидуальная база знаний человека, так и найденный, обработанный и представленный информационный материал на любом носителе. Заметим, что информация, накапливаясь в системе (студенте, специалисте), служит основой ее структурных изменений (его развития). Именно поэтому, в ходе информационной деятельности изменяется не только информационный материал, с которым работает человек, но и его индивидуальная база знаний, его личность.

С учетом данной характеристики информационной деятельности будем придерживаться в своей работе следующего определения информационной компетентности: информационная компетентность студента - это интегративная характеристика личности, отражающая готовность и способность студента эффективно осуществлять информационную деятельность [12, с. 158-159].

Анализ научных исследований показал, что учеными выделено большое количество педагогических условий совершенствования процесса развития информационной компетентности студентов вуза. Следует отметить, что перечень предложенных условий во многом совпадает и по цели, и по содержанию. Однако выделенные условия полностью не учитывают возможности использования эвристических методов в информационной деятельности, считая, что данная деятельность относится к алгоритмической, или затрагивает лишь отдельные аспекты их применения. Мы полагаем, что информационная деятельность, как и любая другая, включает в себя исследовательский аспект, следовательно, в процессе развития информационной компетентности студентов можно применять эвристические методы, в частности, АРИЗ-метод.

При определении методического механизма, обеспечивающего технологичность представления логики решения задач, мы учитывали результаты исследований В.А. Андреева [2], Л.Н. Ланда [9] и др., в которых показано, что из всех методов и приемов наиболее эффективными являются алгоритмы и эвристики.

Методологической основой алгоритмизации обучения является учение о поэтапном формировании действий, в первую очередь, учение о типах ориентировки [8, 13]. О.И. Кедровский и Л.А. Соловей [6], анализируя философские вопросы, связанные с формированием и развитием понятий алгоритма, пришли к представлению об алгоритме как характеристике одного из общих способов деятельности (алгоритмический способ деятельности). И алгоритмический способ деятельности, и алгоритмическое мышление, по мнению этих авторов, характеризуются следующими чертами: конструктивность исходного предмета, конструктивная дискретность, детерминированность, результативность, массовость, интерсубъектность, технологичность.

Исследованию алгоритмов в учебном процессе посвящены работы Л.Н. Ланды [9], О.И. Кедровского, Л.А. Соловей [6], Н.М. Яковлевой [16] и других ученых. Анализ этих исследований приводит нас к следующим выводам:

- знания и умения технологического характера приобретаются во время работы по готовым алгоритмам; поскольку, алгоритм одновременно представляет собой технологическую информацию и служит средством для ее отработки, а предъявление алгоритмов - это путь обучения технологии информационной деятельности;

- алгоритм позволяет не только сообщать информационные знания технологического характера, но и адаптировать обучение к индивидуальным особенностям студентов;

- алгоритм из средств управления деятельностью студентов постепенно становится средством управления мышлением и средством самоуправления.

Алгоритм - это последовательная цепочка действий, поэтому он всегда несет в себе технологический смысл, рационализирующее, творческое начало его создателя. Исполнитель, работающий по алгоритму, может прийти к его рационализаторской идее двумя путями [9]:

а) путем анализа, сопоставления действий с ранее выполняемыми, «взвешивания» каждого шага и оценки совокупного результата, поиска логики предлагаемой последовательности действий;

б) путем простого и регулярного повторения предлагаемой в алгоритме последовательности, усвоения логики алгоритма и через привыкание к оптимальному варианту действий, избегании нерациональности, непродуманности и излишней траты времени при выполнении исследовательских заданий не по алгоритму.

Осознав смысловую организационную структуру алгоритма, студент поднимается до уровня осознания стратегии технологических действий и, в этом случае, деятельность студента по предложенному алгоритму приобретает целеобразующее начало. Может показаться, что работа по алгоритму далека от творческой, что в ней происходит лишь репродуцирование действий по предложенному образцу. В работе В.И. Загвязинского приводится последовательность видов учебной деятельности на применение усвоенных знаний: «репродуктивное, алгоритмическое, творческое» [5, с. 22]. Это позволяет полагать, что В.И. Загвязинский относит алгоритмическую деятельность ближе к творческой, рассматривая ее как промежуточный вид. Даже явная имитация алгоритмизированных действий предполагает не воспроизведение информации, а самостоятельную исследовательскую деятельность, но в рациональной и целесообразной последовательности.

В любом алгоритме выражается структурная общность практической и мыслительной деятельности. Алгоритмы широко используются в изобретательской деятельности. Так, Г.С. Альтшуллером разработана теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), в рамках которой применяется алгоритм их решения (АРИЗ) [1].

Современный АРИЗ используется для решения сложных задач, т.е. таких задач, когда решение не может быть найдено другим способом, или решение существует, но является невыполнимым. Часто, такие задачи не имеют четкой формулировки, их исходные данные могут быть неполными или искаженными. Более того, может быть даже неверно указан требуемый результат [10]. Все эти черты современных технических задач в полной мере присущи и изобретательским задачам из области программирования.

Существуют принципы, на которых основывается АРИЗ. Они отражают сильные стороны алгоритма и помогают избежать ошибок при его реализации. Рассмотрим их.

Принцип преодоления психологической инерции. Этот принцип предполагает применение средств управления психологическими факторами. Способы преодоления психологической инерции позволяют избавиться от стереотипности мышления, устоявшихся взглядов и привычных путей мышления в той или иной обстановке [1, 9, 10].

Принцип конкретности — каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними — теми, на которых строится система, и внешними — той средой и ситуацией, в которой находится система. Сильные решения — это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему [15]

Принцип бесконечности совершенствования человека, неограниченности его возможностей и процесса образования и развития [11]. Этот принцип позволяет расширить грани своего воображения, открыться новому и порой невозможному, нестандартному решению и фантазированию.

Принцип идеальности. При решении проблем необходимо ориентироваться на многофункциональность и наличие у конечного результата идеальных черт и свойств. Поскольку при нахождении всех критерий идеальности, создается положительная во всех понятиях модель нашего решения в условиях удовлетворяющих все стороны, то этот принцип можно назвать принципом добра.

Принцип центрации на личность предполагает, что студент является субъектом рассматриваемого процесса. Студент лучше осознает и запоминает то, что сам открыл, сам создал. Творчество - это то, что сделал сам. Студенты стремятся к самостоятельности, не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Преподаватель должен создать ситуации свободы выбора и усиления при этом личностной ответственности студентов [14].

Содержание данных принципов отражают суть основных положений конструктивистского подхода. Вышеизложенное позволило нам выделить АРИЗ-метод как методический механизм решения задач. Для создания модели процесса развития информационной компетентности студентов мы использовали системной подход. Инструментом системного подхода является системный анализ, под которым понимают совокупность методологических средств, используемых для изучения сложноорганизованных систем и их представления в виде моделей. При разработке модели процесса развития информационной компетентности студентов мы учитывали следующее положение: поскольку реальность (объект познания) многогранна, а субъекта, исследующего эту реальность, обычно интересует какая-то одна сторона этой реальности, то степень подобия модели исходному объекту соотносится только с целями исследования. Для всестороннего изучения реального объекта

95

требуется множество моделей. Следовательно, модель обладает лишь необходимой степенью подобия реального объекта, ибо отражает точку зрения исследователя, которая соотносится с ракурсом рассмотрения объекта и целями исследования [4]. Ниже представлена модель процесса развития информационной компетентности студентов вуза с использованием АРИЗ-метода (рис. 1).

фгос во

Страте"ия - конструктивистский подход

Преподаватель

Цель - развитие информационной компетентности студентов Задачи: формирование мотивации; формирование информационных знаний; формирование информационных умений

Принципы: греодогение психолспмеской инерции, конкретности. бесюнейности совершенствован ия человека, идеальности, центрации на лтность, тех нолег™ ности, конструктивное взаимодействия

Педаго ги ческ ие уело в ия: - конструктивистский годход выстугает eat страте"ия организации гроцесса развития информационной компетентности студентов вуза;

- в качестве гракттеско_о инструмента реагизации данно_о подхода исгогьзуется заданнаятехнология, иоделируищая информационную деятельность;

- в качестве иетодтеско_о механизма реагизации данной технологии исгогьзуется АРИЗ-иетод.

Содерзкание: курс чнттаемой дисциггины

Этапы процесса развития инфориационноЙ компетенгтости:

Теоретический — Тес рети га-практнческий + Праксиологический

Per роду (гтивн ые задачи Per роду ктибно-г роду пивные задач и П роду ктивн ые задач и Заданная технология

Знакомство с АРИЗ, го п редломзен ноиу алгоритму рашение задач Самое тоя тел ь н ы й выбор и "ругговое обсуждение алгортма Самостоятельный выэор алгоритма, комбинация алгоритмов, составгение свое"о алгоритма АРИЗ-метод

Угравгение Coy г равген ие Самоу г равген ие В заи мо действ ие

Результат гереяод студента на более высокий уровень развития информационной

компетентности

Рис. 1. Модель процесса развития информационной компетентности студентов с использованием АРИЗ-метода

Специфика нашей модели заключается в:

а) выбранной стратегии - опора на основные положения конструктивистского подхода, которые реализуются через принципы;

б) содержательном наполнении компонентов модели;

в) выборе АРИЗ-метода в качестве основного.

Разработанная и реализованная в процессе преподавания информатики и программирования модель процесса развития информационной компетентности студентов с использованием АРИЗ-метода способствует развитию информационных компетенций, определённых Федеральным государственным стандартом высшего образования в качестве основного результата обучения в вузе.

Список литературы / References

1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В // Правила игры без правил. Петрозаводск: Карелия, 1989. С. 1-50.

2. АндреевВ.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. 247 с.

3. Аскерко Ю.И. Актуализации процесса формирования информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки // Вестник ВГУ. Воронеж, 2007. С. 88-90

4. Гладышева М.М., Романов П.Ю. Моделирование системы формирования исследовательских умений будущих инженеров-программистов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: ЧГПУ, 2007. № 6. С. 150-161.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.

6. Кедровский О.И., Соловей Л.А. Алгоритмичность практики, мышления, творчества. Киев: Вища школа, 1980. 184 с.

7. Климова Т.Е., Панкратович Т.М. Коммуникативная компетентность учителя физической культуры: монография, Магнитогорск: МаГУ, 2008. 120 с.

8. Климова Т.Е., Романова М.В., Романов П.Ю. Формирование опыта научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе метода восхождения.// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2011. № 12. С. 94-104.

9. Ланда Л.Н. О соотношении эвристических и алгоритмических процессов // Научное творчество. М.: Наука, 1969. С. 356-368.

10. Романов П.Ю. Психолого-педагогические основы решения творческих задач // Вестник МаГУ. Вып. 2-3. Магнитогорск: МаГУ, 2001-2002. С. 340-345.

11. Романов П.Ю. Технология воспитания педагога-исследователя в системе непрерывного образования // Научные труды МШУ. Москва, 2001. С. 290-294.

12. Романов П.Ю., Романова М.В., Романов Е.П. Модель процесса развития информационной компетентности студентов с использованием АРИЗ-метода // 3i: intellect, idea, innovation -интеллект, идея, инновация. Костанай, 2016. № 1. С. 154-164.

13. Романов П.Ю., Токмазов Г.В., Панькина С.И. Использование ориентировочной основы решения задач в курсе математического моделирования // Физико-математические науки и образование. Магнитогорск: МаГУ, 2012. С. 62-70.

14. Романов П.Ю., Усанова О.А. Теоретические аспекты развития творческих способностей студентов высших учебных заведений // Южно-Уральский педагогический журнал. Магнитогорск, 2015. № 1. С. 77-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Романова М.В. Развитие информационной компетентности студентов вуза на основе конструктивистского подхода: методическое пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2005. 86 с.

16. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дисс. на соискание уч. степени д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРЕ ПИСЬМА В ШКОЛЕ СТУДЕНТАМИ-ПЕДАГОГАМИ ПО КЫРГЫЗСКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ДИКТАНТА) Мусаева В.И. Email: [email protected]

Мусаева Венера Инятовна — доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологии обучения кыргызскому и русскому языкам, факультет педагогики, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: эта статья предназначена для студентов-педагогов как будущих учителей начальных классов с целью дальнейшего обучения школьников грамотной письменной речи, основанной на нормативных документах: учебной программе и государственном стандарте. В данной статье были предложены цели и задачи, виды, приемы проведения письменных работ для того, чтобы формировать культуру письма учащихся. В том числе такие виды диктантов, как словарный, зрительный, предупредительный, выборочный, свободный, творческий, проверочный и обучающий при изучении кыргызского языка и литературы. А также речь идет о нормах оценивания диктантов по кыргызскому языку и литературе.

Ключевые слова: кыргызский язык, кыргызская литература, культура письменной речи, нормы оценки, виды диктантов: словарный, зрительный, предупредительный, личный, выборочный, свободный, творческий, проверочный и обучающие диктанты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.