КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14297 УДК 37.026.9
Утемов В. В., Михайлов В. А., Малкин С. Решение творческих задач по алгоритму генератора идей С. Малкина как инструмент развития личности // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14297. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14297.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Утёмов Вячеслав Викторович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных и общетехнических дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» в г. Кирове, г. Киров [email protected]
Михайлов Валерий Алексеевич,
кандидат химических наук, доцент кафедры компьютерных технологий ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», Мастер ТРИЗ, г. Чебоксары [email protected]
Сергей Малкин,
вице-президент компании Guided Brainstorming LLC, Бостон, США [email protected]
Решение творческих задач по алгоритму генератора идей С. Малкина как инструмент развития личности
Аннотация. В статье описывается использование блок-схемы решения творческих задач по ПО «Генератор идей» С. Малкина и др. Рассматриваются адаптированные приемы теории решения изобретательских задач, основанные на части алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ). Приводится упрощенный алгоритм решения творческих задач, вобравший в себя основные шаги АРИЗ. Ключевые слова: ТРИЗ, АРИЗ, креативная педагогика, задачи открытого типа. Раздел: (1) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
По мнению А. М. Новикова, объектом дидактических и методологических исследований достаточно долгое время был процесс формирования знаний, умений, навыков и «это стало крупнейшим просчетом всей отечественной педагогики. А теперь мы говорим о необходимости педагогики, направленной на развитие личности, что существенно меняет не только направленность и содержание педагогических исследований, но и всю образовательную практику» [1]. Поэтому лавинообразный рост числа новаций в педагогике в XX и XXI вв. оправдан поиском эффективных педагогических технологий, форм, методов и приемов развития личности. Одной из современных тенденций в науке является интеграция «различных» дисциплин. Так, интеграция технического и научного творчества и педагогики позволяет обучать решению поисковых, «открытых» задач [2; 3].
На современном этапе развития научного творчества существует более 30 методик (принципов, теорий) научного творчества. Перечислим лишь некоторые наиболее известные из них (указаны название метода, его автор или авторы, год первой публикации, страна, в которой метод создан): алгоритм решения изобретательских задач, Г. С. Альтшуллер, 1956, СССР; метод направленного мышления, Н. И. Середа, 1961, СССР; метод семикратного поиска, Г. Я. Буш, 1964, СССР; метод использования библиотеки эвристических приемов, А. И. Половинкин, 1969, СССР; метод системно-логического подхода к решению изобретательских задач, В. А. Шубин, 1972, СССР; метод гирлянд случайностей и ассоциаций, Г. Я. Буш, 1972, СССР; метод десятичных матриц поиска, Р. П. Повилейко, 1972, СССР; метод организующих понятий, Ф. Ханзен, 1953, ГДР; метод конференции идей, В. Гильде, К. Д. Штар-
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14297 УДК 37.026.9
Утемов В. В., Михайлов В. А., Малкин С. Решение творческих задач по алгоритму генератора идей С. Малкина как инструмент развития личности // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14297. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14297.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ке, 1970, ГДР; метод систематической эвристики, И. Мюллер, 1970, ГДР; метод комплексного решения проблем, С. Вит, 1967, ЧССР; метод каталога, Ф. Кунце, 1976, Германия; метод морфологического ящика, Ф. Цвикки, 1942, Швейцария; метод си-нектики, В. Дж. Гордон, 1944, США; метод контрольных вопросов, Д. Пойа, 1945, США; метод мозгового штурма, А. Ф. Осборн, 1957, США и другие [4; 5].
В обучении профессиональному творчеству в нашей стране особое место занимает теория решения изобретательских задач - ТРИЗ. Ее разработке и распространению мы обязаны инженеру-изобретателю, писателю-фантасту Г. С. Альтшул-леру. ТРИЗ - это научно-практическое направление по разработке и применению эффективных методов решения творческих задач, генерированию новых идей и решений в науке, технике и других областях человеческой деятельности. Разработка ТРИЗ начата Г. С. Альтшуллером в 1946 г. в СССР и продолжается по настоящее время его учениками. Основным теоретическим положением ТРИЗ является утверждение о том, что технические системы развиваются по объективным, познаваемым законам, которые выявляются путем изучения больших массивов научно-технической информации (в том числе патентной) и истории техники. Эти законы можно использовать при улучшении существующих и разработке новых систем. В отличие от большинства вышеупомянутых методов решения творческих задач методики, основанные на ТРИЗ, получили широкое распространение в мире в XXI в. [6-11] В настоящее время применяют около 20 алгоритмов разной степени сложности, основанных на применении элементов ТРИЗ, среди которых обязательно используют сознательное стремление к идеальному конечному результату (ИКР), выявлению и разрешению противоречий (РТП или РФП) (см. табл. 1) [12].
Стоит заметить, что методики 1-4 предназначены для начинающих осваивать ТРИЗ, методики 5-7, 10-14 - для ТРИЗ-специалистов, хорошо знающих ТРИЗ, методики 8, 9, 15-18 - для комплексных групп решателей, включающих ТРИЗ-специалистов самой высокой квалификации и имеющих практики решений множества задач.
Автор ТРИЗ Г. С. Альтшуллер более чем из миллиона изобретений отобрал сорок тысяч по признаку «разрешение технических противоречий». Он выделил 40 типовых приемов, использованных инженерами для разрешения противоречий. Им были выявлены законы, задающие тенденции в развитии техники, и создан алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ, 1961-1985). Алгоритм задает последовательность действий решателя проблемы с инструментарием ТРИЗ. Так, в интеллектуальной сфере впервые была построена система производства решений и оценки их качества на основании законов развития систем. Она подобна системам материального производства. Принципы и технологии, проверенные в сфере производства вещей, стали использоваться в производстве решений. АРИЗ включает 9 крупных частей, 40 шагов, 44 примечания и 11 правил. Это действительно могучий, многократно опробованный инструмент для решения технических задач любой сложности. Классический АРИЗ-85, предложенный Г. С. Альтшуллером, предназначен для инженеров, хорошо знающих ТРИЗ и законы естественнонаучных дисциплин. Многие его ученики разрабатывают использование АРИЗ для решения проблемных нетехнических ситуаций (в педагогике, бизнесе, отношениях между людьми и пр.). Освоение АРИЗ можно рассматривать как высшую ступень применения ТРИЗ на практике. С другой стороны, глубокое освоение АРИЗ и ТРИЗ требует больших затрат времени на обучение (это сравнимо с переходом от арифметики, элементарной математики к освоению высшей математики).
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14297 УДК 37.026.9
Утемов В. В., Михайлов В. А., Малкин С. Решение творческих задач по алгоритму генератора идей С. Малкина как инструмент развития личности // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14297. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14297.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Таблица 1
Перечень методик решения творческих задач, основанных на разной сложности методик и разных видах постановки задач
№ п/п Наименование методики Число шагов Виды задач
1 Система 40 приемов РТП с табл. Г. С. Альтшуллера (1972) 5+ Простые
2 Программное обеспечение «Генерация идей» C. Малкина и Guided Brainstorming LLC (2012) 6+ Простые
3 Пяти/десятишаговка А. В. Подкатилина (2008) 5-10 Простые
4 АлгМИП (часть 1 АРИЗ-77 и табл. РТП, 1992) 15-20 Простые
5 76 стандартов РИЗ Г. С. Альтшуллера (1985) 1-10 Простые
6 Алгоритм изобретения АРИЗ-85в (1985) >100 Сложные
7 Алгоритм решения инженерных проблем Г. И. Иванова (2009) >32 Простые -сложные
8 Алгоритм G3-ID (фирм Gen3-partner, S. Litvin, США, и Алгоритм, СПб., 2000) >>100 Очень сложные
9 Алгоритм IdeationTRIZ (B. Zlotin, US, 2006) >>100 Очень сложные
10 Программа изобретающая машина ИМ-1.5 (1989, Минск, НИЛИМ, В. Цуриков): приемы, стандарты, эффекты 5-100 Простые -сложные
11 Программа технооптимайзер ТОП-2.5 (1997, IMCorp, US, V. Tsurikov): свертка ТС, 40 приемов РТП, эффекты (ФЭ, ХЭ, ГЭ), стандарты, прогнозы 5-100 Простые -сложные
12 Программа интеллектуальной поддержки инженера GoldFire-3.5 (2007, IMCorp, US, V. Tsurikov) 5-100 Простые -сложные
13 Алгоритм открытий МО-2.4 (В. В. Митрофанов, СПб., 2004) >7 Научные
14 Алгоритмы для задач информационной технологии (книга М. С. Рубина и др., 2012) 5-100 Простые -сложные
15 АРИЗ-2010 (С. Литвин, М. Рубин, В. Петров и др., ТРИЗ-саммиты 2008-2014, www.triz-sammit.ru) >100 Простые -сложные
16 Диверсионный анализ (Б. Злотин и др., 1989) 5-100 Простые -сложные
17 Прогнозирование развития систем по S-кривой стадий развития и др., Б. Злотин (Direct Evolution) >100 Сложные
18 Развитие систем по Gen3-ID (S. Litvin &alls) >100 Сложные
В АзОИИТ - Азербайджанском общественном институте изобретательского творчества - автор обучал будущих изобретателей 2 года по 500-часовой программе обучения. В настоящее время практики не готовы еще затрачивать столько времени на изучение и освоение ТРИЗ и АРИЗ. К тому же специалисты ТРИЗ, занимающиеся его применением 10-40 лет, делят творческие задачи на сложные и простые. Например, иногда для поиска приемлемой идеи решения достаточно правильно и четко составить ИКР, в других проблемах на пути к ИКР требуется сформулировать техническое противоречие (ТП) или даже выявить причину ТП - физическое противоречие (ФП). В более сложных случаях необходимо выявление тенденций развития данного объекта, как реальных, так и вытекающих из общих закономерностей развития систем, глубокое рассмотрение всех ресурсов объекта и его окружения.
Для решения простых задач были разработаны [13; 14-18] упрощенные алгоритмы решения творческих задач. Они включают 5-20 шагов, опыт их применения показывает, что для решения простых творческих задач их можно использовать. С их помощью можно поднимать творческий уровень инженеров и рабочих, показывать
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14297 УДК 37.026.9
Утемов В. В., Михайлов В. А., Малкин С. Решение творческих задач по алгоритму генератора идей С. Малкина как инструмент развития личности // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14297. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14297.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
возможности применения даже отдельных элементов ТРИЗ для улучшения систем и перспективы углубленного освоения АРИЗ. В работах [19-21] перечислены около 20 методик решения творческих проблем разной степени сложности (включая компьютерные программы интеллектуальной поддержки) для разных видов задач. К такому же выводу при обучении начинающих за 20 лет (с 1985 г.) работы в СССР и США пришла группа С. Малкина [22].
Алгоритм генератора идей С. Малкина [23; 24] включает в себя определение цели решения и идеального конечного результата (ИКР), выбор одного из трех направлений поиска, поиск идей решения с помощью 30 приемов (одного или нескольких или их комбинации), составление 2-5 концепций решения или новой задачи (подзадачи) для продолжения поиска решения. Для расширения области применения, решения проблем не только техники, но и бизнеса и отношений между людьми была переработана система 40 изобретательских приемов Г. С. Альтшуллера [25] и составлена система 30 абстрактных приемов изобретательства. Блок-схему решения задачи по алгоритму С. Малкина можно представить в виде 6 шагов (см. рисунок).
Блок-схема алгоритма С. Малкина
На этапе описания проблем формулируется задача так, как она понята пользователем, специалистом. Далее ставится цель решения (что надо получить в экономике, технике или человеческих отношениях; описать: нынешний уровень и как должно быть; что нельзя изменять? Как измерить успех? Минимальный уровень? Зачем это нужно? Что этому мешает?). Третьим этапом формулируется ИКР: сама собой достигается цель (...) при условиях (...), где (...) и когда (...). Затем производят выбор направления поиска из трех видов вопросов об изменении функции технической системы:
а) Что нужно увеличить, улучшить?
б) Что нужно устранить, уменьшить?
в) Какое противоречие надо разрешить: изменение функции/вещест-
ва/параметра (...) улучшает полезную функцию (...), но недопустимо ухудшает (...) (в скобках записать нужное).
На пятом этапе алгоритма осуществляется поиск идеи решения. В алгоритме предлагается следующий перечень взаимодополняющих 30 абстрактных изобретательских приемов (см. табл. 2) [26; 27].
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14297 УДК 37.026.9
Утемов В. В., Михайлов В. А., Малкин С. Решение творческих задач по алгоритму генератора идей С. Малкина как инструмент развития личности // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14297. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14297.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Таблица 2
Абстрактные изобретательские приемы алгоритма С. Малкина
Приемы Группы приемов
РЕСУРСЫ ВРЕМЯ ПРОСТРАНСТВО
Энергия Заранее Другое измерение
Вещества После Асимметрия
Информация Пауза Матрешка
Производный Ускорить Вынесение
Концентрация Замедлить Локализация
СТРУКТУРА УСЛОВИЯ И ПАРАМЕТРЫ
Исключение Частично Вакцинация
Дробление Избыточно Изоляция
Объединение Согласовано Противодействие
Посредник Динамично Одноразовость
Копия Управляемо Инверсия
Рекомендовано начать поиск идеи с первой группы «ресурсы», используя каждый прием (или их совокупность) в качестве подсказки для нахождения новой идеи путем преобразования элемента или функции, действия, взаимодействия, процесса, окружающей среды или соседней системы. Может ли применение данного приема помочь создать новый ресурс или изменить результат? Далее следует рассмотреть все остальные приемы для поиска возможностей устранения недостатка, разрешения противоречия за счет выявления ресурса. При рассмотрении приемов учесть, что в базе данных приведены 300 примеров их применений для разных видов задач: технических, экономических или отношений между людьми - как образцы применения изобретательских приемов.
Завершается алгоритм формулированием сводных концепций решений: оценить полезность или вредность найденных идей, собранную концепцию из взаимодополняющих идей решения, выявить новые возможные задачи и, если надо, повторить для них поиск идей, разработать план внедрения полученной концепции.
Рассмотрим пример решения задачи: перевозка жидкого азота [28].
Задача: в сосуде Дьюара жидкий азот плещется и усиленно испаряется.
Цель решения: нужно сократить потери азота при перевозке. Зачем это нужно: потери приводят к перерасходу средств. Что этому мешает: колебания поверхности жидкости увеличивают поверхность испарения.
ИКР: сами собой колебания поверхности жидкого азота ликвидируются при тряске сосуда постоянно во время его перевозки.
Выбор направления: устранить функцию «всплески азота».
По приемам «заранее» путем «объединения» и «изоляции» получена идея: поместить на поверхность жидкости плавающую крышку.
Вместо концепции возникла подзадача 1: у сосуда диаметром 300-500 мм узкое горло диаметром 10 мм, как внести крышку диаметром 290-490 мм?
Поиск решения подзадачи 1. ИКР: сама собой «крышка» проходит через узкое горло. Поиск идеи: в группе «структура» выбран прием «дробление» - крышка из плавающих шариков. Получена новая подзадача 2: шарики вращаются, испарение жидкости возросло.
Решение подзадачи 2. ИКР: сами собой шарики «крышки» не вращаются при колебаниях жидкости. Выбор направления поиска - разрешить противоречие: шарики покрывают поверхность и не должны вращаться, шарики свободны, но должны
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14297 УДК 37.026.9
Утемов В. В., Михайлов В. А., Малкин С. Решение творческих задач по алгоритму генератора идей С. Малкина как инструмент развития личности // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14297. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14297.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
быть связаны между собой. Поиск идеи: на основе приемов «заранее» в состав пластика для получения силы «объединения» ввести «энергию» поля намагниченных ферромагнитных частиц. Получена новая подзадача 3: шарики сцепляются, образуя комок вместо крышки.
Решение подзадачи 3. ИКР: сами собой шарики сцепляются только точками по кольцевой линии с образованием крышки на поверхности жидкого азота и без вращения шариков. Выбор направления поиска: устранить магнитные силы по всей поверхности шариков. Поиск идеи: на основе выбранного приема «локализация» предложено ферромагнитные частицы разместить по круговой линии (например, шарики собирают из двух половинок - полушариев, ввести такие частицы в зону их соединения - ввести их в состав клея).
Общая концепция решения: для достижения цели решения предложено засыпать в узкое горло термоса требуемое число шариков с магнитными кольцевыми поясками; шарики плавают и сцепляются между собою, образуя подобие крышки, устранено вращение шариков при всплесках на поверхности жидкого азота. Такое решение дает дополнительный эффект (или «сверхэффект»): оно позволяет по высоте уровня магнитного поля контролировать снаружи количество жидкости в сосуде Дьюара - ранее такой возможности не было.
В данном примере видно, что для получения приемлемого решения потребовалось четырежды пройтись по тексту алгоритма с поисками подсказок к решению (выбрано 6 приемов) и самого решения.
Таким образом, такой упрощенный алгоритм, основанный на минимальном числе (3-5) понятий ТРИЗ в условиях данной задачи: ИКР, выбор направления на устранение недостатков системы или разрешения противоречия, применение 30 абстрактных приемов изменений в системе для поиска подсказок ресурсов и, естественно, использование знаний физики и других естественных наук, во многих случаях позволяет решать творческие задачи, попутно формируя правильное поисковое мышление и развивая личность.
Такой упрощенный алгоритм ориентирован на расширение области применения как в технических системах, так и при решении проблем бизнеса и человеческих отношений. При усложнении задач он допускает многократное использование путем поиска идей решений промежуточных или дополнительных задач. В более сложных системах и задачах может потребоваться применение более сложных инструментов ТРИЗ вплоть до использования АРИЗ и привлечения многопрофильных групп специалистов из разных областей науки и техники.
Ссылки на источники
1. Новиков А. М. Методология образования. Издание второе. - М.: «Эгвес», 2006. - 488 с.
2. Гин А. Приемы педагогической техники: пособие для учителя. - М.: Вита, 2005. - С. 8, 102.
3. Михайлов В. А., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: методы конструирования новых идей: учеб. пособие. - Киров: ЦИТО, 2014. - 80 с.
4. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М.: Сов. радио, 1979. - 200 с.; 2-е изд. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004. - 208 с.
5. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: учеб. пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 109 с.
6. Михайлов В. А., Горев П. М., Утёмов В. В. Указ. соч.
7. Альтшуллер Г. С. Указ. соч.
8. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Указ. соч.
9. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии. - Кишинев: Кар-тя Молдовеняске, 1989. - 381 с.
КОНТ ТЕПТ
Утемов В. В., Михайлов В. А., Малкин С. Решение творческих задач по алгоритму генератора идей С. Малкина как инструмент развития личности // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14297. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14297.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
ART 14297 УДК 37.026.9
10. Михайлов В. и др. Основы теории систем и решения творческих технических задач. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. - 388 с.
11. Михайлов В. А., Михайлов А. Л. Обучение ТРИЗ // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли: сб. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013 - С. 117-124.
12. Михайлов В. А. Решение учебных задач по ТРИЗ: учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. унта, 1992. - 92 с.
13. Альтшуллер Г. С. Указ. соч.
14. Михайлов В. и др. Указ. соч.
15. Михайлов В. А., Михайлов А. Л. Указ. соч.
16. Михайлов В. А. Указ. соч.
17. Малкин С. Презентация ПО «Генератор идей» (2012). - URL: http://www.TRIZ-tigr.ru
18. Гальетов В. Изобретательность в сказках и в жизни. - Чебоксары: Новое время, 2014. - 203 с.
19. Михайлов В. и др. Указ. соч.
20. Михайлов В. А., Михайлов А. Л. Указ. соч.
21. Михайлов В. А. Указ. соч.
22. Малкин С. Указ. соч.
23. Михайлов В. А., Горев П. М., Утёмов В. В. Указ. соч.
24. Малкин С. Указ. соч.
25. Альтшуллер Г. С. Указ. соч.
26. Михайлов В. А., Горев П. М., Утёмов В. В. Указ. соч.
27. Малкин С. Указ. соч.
28. Там же.
Vyacheslav Utyomov,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of the Humanities and Engineering Disciplines, branch of Moscow State Industrial University in Kirov, Kirov [email protected] Valery Mikhailov,
Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor at the chair of Computer Technologies, Chuvash State University after I. N. Ulyanov, Master of TRIZ, Cheboksary [email protected] Sergey Malkin,
Vice-President of the company Guided Brainstorming LLC, Boston, USA [email protected]
Use of the S. Malkin’s algorithm of generating ideas for creative tasks solving as a tool of personal development
Abstract. The paper describes the use of flowcharts for solving creative problems with the help of the S. Malkin’s algorithm of generating ideas; considers the adapted techniques of the theory of inventive problem solving, based on the algorithm of inventive problem solving (ARIZ) and the simplified algorithm for solving creative problems, which incorporates the basic steps ARIZ.
Key words: TRIZ, ARIZ, creative pedagogy, problems of open type.
References
1. Novikov, A. M. (2006) Metodologija obrazovanija, izdanie vtoroe, “Jegves”, Moscow, 488 p. (in Russian).
2. Gin, A. (2005) Prijomy pedagogicheskoj tehniki: posobie dlja uchitelja, Vita, Moscow, pp. 8, 102 (in Russian).
3. Mihajlov, V. A., Gorev, P. M. & Utjomov, V. V. (2014) Nauchnoe tvorchestvo: metody konstruirovanija novyh idej: ucheb. posobie, CITO, Kirov, 80 p. (in Russian).
4. Al'tshuller, G. S. (1979) Tvorchestvo kak tochnaja nauka, Sov. radio, Moscow, 200 p.; 2-e izd., 2004,Skandinavija, Petrozavodsk, 208 p. (in Russian).
5. Zinovkina, M. M., Gareev, R. T., Gorev, P. M. & Utjomov, V. V. (2013) Nauchnoe tvorchestvo: inno-vacionnye metody v sisteme mnogourovnevogo nepreryvnogo kreativnogo obrazovanija NFTM-TRIZ: ucheb. posobie, ANOO “Mezhregional'nyj CITO”, Kirov, 109 p. (in Russian).
6. Mihajlov, V. A., Gorev, P. M. & Utjomov, V. V. (2014) Op. cit.
7. Al'tshuller, G. S. (1979) Op. cit.
8. Zinovkina, M. M., Gareev, R. T., Gorev, P. M. & Utjomov, V. V. (2013) Op. cit.
9. Al'tshuller, G. S. & Zlotin, B. L. et al. (1989) Poisk novyh idej: ot ozarenija k tehnologii, Kartja Moldoven-jaske, Kishinev, 381 p. (in Russian).
iv T rw
ART 14297
научно-методический электронный журнал
УДК 37.026.9
Утемов В. В., Михайлов В. А., Малкин С. Решение
творческих задач по алгоритму генератора идей С. Малкина как инструмент развития личности // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14297. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14297.htm. -
Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
10. Mihajlov, V. et al. (2012) Osnovy teorii sistem i reshenija tvorcheskih tehnicheskih zadach, Izd-vo Chuvash. un-ta, Cheboksary, 388 p. (in Russian).
11. Mihajlov, V. A. & Mihajlov, A. L. (2013) “Obuchenie TRIZ”, in Teoreticheskie i prakticheskie voprosy razvitija nauchnoj mysli: sb., RIC BashGU, Ufa, pp. 117-124 (in Russian).
12. Mihajlov, V. A. (1992) Reshenie uchebnyh zadach po TRIZ: ucheb. posobie, Izd-vo Chuvash. un-ta, Cheboksary, 92 p. (in Russian).
13. Al'tshuller, G. S. (1979) Op. cit.
14. Mihajlov, V. et al. (2012) Op. cit.
15. Mihajlov, V. A. & Mihajlov, A. L. (2013) Op. cit.
16. Mihajlov, V. A. (1992) Op. cit.
17. Malkin, S. (2012) Prezentacija PO “Generator idej”. Available at: http:,www.TRIZ-tigr.ru (in Russian).
18. Gal'etov, V. (2014) Izobretatel'nost' v skazkah i v zhizni, Novoe vremja, Cheboksary, 203 p. (in Russian).
19. Mihajlov, V. et al. (2012) Op. cit.
20. Mihajlov, V. A. & Mihajlov, A. L. (2013) Op. cit.
21. Mihajlov, V. A. (1992) Op. cit.
22. Malkin, S. (2012) Op. cit.
23. Mihajlov, V. A., Gorev, P. M. & Utjomov, V. V. (2014) Op. cit.
24. Malkin, S. (2012) Op. cit.
25. Al'tshuller, G. S. (1979) Op. cit.
26. Mihajlov, V. A., Gorev, P. M. & Utjomov, V. V. (2014) Op. cit.
27. Malkin, S. (2012) Op. cit.
28. Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
8