_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 378
Салманова Джамила Абдулкафаровна
канд. пед. наук, доцент ДГПУ, г. Махачкала РФ Сайдиева Хамис Лукмановна магистрантка, ДГПУ, г. Махачкала РФ E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье представлена характеристика творческой активности, бакалавра педагогического образования. Проанализированы понятия: «творчество», «активность» «творческая активность». Сформулировано понятие творчество под которым понимается процесс удовлетворения потребности личности, обеспечивающая самовыражение и самореализацию путем открытия или создания нового для себя или окружающей действительности.
Ключевые слова
Творчество, творческая активность, творческое мышление, профессиональная подготовка, бакалавр
педагогического образования.
THE NATURE AND STRUCTURE OF CREATIVE ACTIVITY OF THE BACHELOR OF
PEDAGOGICAL EDUCATION
Abstract
The article presents a characteristic of creative activity, tank-Laurel teacher education. Analyzed concepts: "creativity", "active" "creative activity." Formulated the concept of creativity which refers to the process of meeting the needs of the individual, providing self-expression and self-realization by opening or creating a new one for yourself or reality.
Key words
Creativity, creative activity, creative thinking, professional training, bachelor of education.
Стремительные темпы развития науки, техники, производства, привело к осознанию обществом необходимости формирования творчески активной личности, фундамент которых должен закладываться в системе общего и профессионального образования. С этих позиций, одной из актуальных педагогических проблем сегодня выступает развитие творческой активности личности характеризующей готовность к инновационной педагогической деятельности.
Весь окружающий мир является продуктом человеческого творения. Человек как биологический вид выступает существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее. Сегодня не оспаривается то, что творчество и способность к творческой деятельности заложены в человеке и проявляются везде, где он воображает, комбинирует, создает что-либо новое, проектирует с целью изменения первоначального состояния.
Анализ психологической литературы показывает, что творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, многими исследователями рассматривается как воображение, которое проявляется во всех сторонах культурной жизни личности. При этом, воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Это утверждение позволяет говорить о необходимости формирования основ творческой деятельности, начиная с детства. Кроме того, воображение служит средством расширения опыта творческой деятельности человека (он может вообразить то, что не
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
видел, по рассказам, описаниям, и т.д.). Более того, элементы реальности, пройдя переработку в мышлении человека, могут превратиться в продукт воображения, а принявши материальное воплощение, начинают реально существовать в мире.
Проблема формирования творческой личности находится в центре внимания философов, социологов, психологов, педагогов, которые утверждают, что задатки творческих способностей присущи любому нормальному человеку, поэтому задача образования заключается в том, чтобы развивать их.
Следовательно, недостаточная развитость у бакалавра педагогического образования творческих качеств и творческой активности приведет к сложностям в профессиональной деятельности связанных с взаимодействием с учащимися, психологическому дискомфорту, неудовлетворенности взаимоотношениями и т.д.
Таким образом, развитие творческой активности и формирование творческого мышления личности являются одной из актуальных и сложных проблем психолого-педагогических исследований. Несмотря на сложность рассмотрения, указанная проблема имеет актуальное значение в настоящее время, поскольку в его рассмотрении преобладают различные подходы, большое количество разноплановых факторов, характеризующих природу творчества и творческой активности личности. На наш взгляд, к основным факторам следует отнести природные задатки и индивидуальные особенности личности, творческие способности и условия проявления активности индивидом в деятельности и т.д. При этом, особое внимание следует уделять деятельностно-практической стороне творчества, активности субъекта в процессуальном плане, на что обращают внимание многие исследователи которые для характеристики уровня деятельности используют термин «творческая активность» личности.
Анализ психолого-педагогической, философской и другой литературы показывает, что понятие активность имеет достаточно большой спектр трактовок. В широком смысле активность относится к характеристике всего живого, поскольку выражает способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям.
В педагогическом, психологическом и социальном смыслах активность понимается не только как приспособление к наличным условиям, но и характеризует их изменение.
Согласно педагогическому словарю активность личности понимается как важнейшая черта, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами и целями, как особенность личности человека проявляемой в деятельности. При этом отмечается важность направленности активности зависимость от мотивов, которые руководствуется человек в своей деятельности [5].
Следует отметить, что многие представители педагогической науки акцентируют свое внимание на личностном или познавательном аспектах, активности как побудителя к деятельности и устойчивого свойства личности.
По мнению психологов, активность представляет собой деятельное состояние личности, проявляемое в процессе удовлетворения потребностей, выступающее условием его существования в мире. При этом в качестве главной роли активности рассматривают потребности, выступающие основным мотивом активности личности.
По мнению А.И. Крупнова, А.П. Прядина и др. активность личности представляет собой «акт перехода возможности в действительность», как деятельное состояние человека, целостность, связывающая воедино процессы, протекающие во внутреннем плане (становление мотивов, целей, схем действия) и в поведении (деятельность, действия и операции) [4].
По мнению Щукиной Т.И. активность представляет собой проявление потребности жизненных сил личности, что позволяет считать ее предпосылкой и результатом развития ) [6].
В отличие от Щукиной Т.И., Абдульханова-Славская К.А. активность определяет как способ самовыражения, при котором сохраняется автономность личности и достигается ее субъективность. Кроме того, по ее вниманию активность выступает как присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношения личности к жизни, с одной стороны, и требований к личности общества и обстоятельств - с другой. При этом отмечается, что активность
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
есть многогранная, многопараметральная категория, раскрывающая именно индивидуально-личностный уровень и способ осуществления деятельности, общения, познания) [0].
Сопоставительный анализ приведенных дефиниций активности показывает, что она представляет собой индивидуально-типологическое, функциональное качество личности, посредством которого в каждом виде и форме деятельности реализуется направленность и личностный опыт субъекта.
Обобщая все выше изложенное, мы пришли к выводу, что активность должна включать в себя как минимум три составляющие: внутреннее отношение, внешнее проявление этого отношения и результат в виде изменений, как в самом субъекте, так и в окружающей действительности.
Что касается категории «творчество», то в философском понимании (Н.А.Бердяев, К.Юнг, В.Ф.Овчинников и др.) феномен творчества определяется как свойственное живой и неживой природе, человеку и обществу, состояние, выступающее в качестве механизма продуктивного развития [2].
С позиций психологии (А.Н.Леонтьев, Я.А.Пономарев, Д.Г.Богоявленская и др.) творчество рассматривается как продукт мыслительной деятельности, один из важнейших механизмов развития личности [2].
В педагогической литературе (В.И.Андреев, В.И.Загвязинский, Ю.Н.Калюткин, Ю.А.Козырева и др.) творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, обеспечивающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение [2].
Однако большинство исследователей трактуют творчество, как деятельность личности, обеспечивающая производство нового, оригинального. При этом творческая деятельность, характеризуется направленностью на реализацию задач, для которых нет готового способа решения и необходимых знаний, создание новых для субъекта знаний и т.д.».
Несмотря на то, что деятельность бакалавра педагогического образования не направлена на создание новых объектов, она все же носит творческий характер, рассматриваемый нами с важных для учебного процесса позиций, а именно: статической - с точки зрения конечных результатов и динамической - с точки зрения самого процесса их достижения.
Обобщая все выше изложенное, под творчеством следует понимать процесс удовлетворения потребности личности, обеспечивающая самовыражение и самореализацию путем открытия или создания нового для себя или окружающей действительности.
Отсюда следует, что творческий процесс, как и любой другой, состоит из взаимосвязанных компонентов, ведущим из которых, по нашему мнению выступает творческая активность.
Для того чтобы определить, что собой представляет творческая активность, следует сопоставить дефиниции активности и творчества обоснованные нами выше.
Таким образом, исходя из выше сказанного, творческая активность представляет собой характеристику личности, определяющую ее готовность к изменению, созданию, улучшению, преобразованию и т.д. себя и окружающей действительности. Кроме того, творческая активность следует понимать, как способность личности применять свои знания и умения в поиске способа решения возникшей проблемы или творческой задачи, которая должна отличаться новизной и обеспечить совершенствование объекта, субъекта и т.д.
Анализ практики подготовки бакалавра педагогического образования показывает, что их познавательные потребности и творческая активность находятся примерно на том же уровне, что и у учащихся. Поэтому профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования должна обеспечить высокий уровень развития творческих способностей.
Обобщая сказанное, мы предполагаем, что для развития элементов творческой активности бакалавра педагогического образования необходимо решить ряд следующих важных вопросов:
• разработать предметное содержание процесса развития элементов творческой активности;
• определить пути, методы и средства развития творческой активности (включающие систему усложняющихся творческих заданий в различных видах учебной деятельности), создать механизм включения бакалавра педагогического образования в процесс развития творческой активности;
• подключить к профессиональной подготовке бакалавра педагогического образования специалистов владеющих дидактическими способами и приемами развития творческих способностей,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
механизмами раскрытия их творческого потенциала. Список использованной литературы:
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М., «МОДЭК», 1999. — 224 с.
2. Билалов М.К. Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства Дис. ... кандидата пед. наук. Махачкала 2009.
3. Инновации в образовании. - Выпуск 2. - СПб., 2011. - 167 с.
4. Крупнов А.И., Прядин А.П. К вопросу о понятии «активность». В кн.: Личность и деятельность: Тезисы докладов к 5 Всесоюзному Съезду психологов СССР. - М„ 1977. С. 23-25.
5. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. -350 с.
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. -М., Просвещение, 1979.
© Салманова Дж. А., Сайдиева Х.Л., 2016
УДК 372.851
Сарсенова Салтанат Олжабаевна
Магистрант 2 года обучения, ОмГПУ,
г.Омск
Е-тай^аШк^.93@тай.ги ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Аннотация
Для пробуждения интереса к изучению предмета рекомендуется использовать новые методы обучения. Проблемное обучение, основанное на поисковой деятельности, способствует развитию творческого мышления школьников, что является актуальным согласно стандарту нового поколения.
Ключевые слова Проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемные задачи, творческое мышление, поисковая деятельность.
Традиционное обучение в общеобразовательных учреждениях, основанное на объяснительно-иллюстрированном методе обучения, способствует закреплению знаний в памяти по мере их осмысления, но не развивает творческое мышление учащихся.
Благодаря трудам М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, М.Н Скаткина и др. появился новый метод в методике обучения - метод проблемного обучения. Использование элементов проблемного обучения с целью возбуждения интереса к математике предлагают Х.Ж. Ганеев, В.А. Далингер, Л. М. Фридман и др.
Обучение называется проблемным, поскольку базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Технология проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития обучаемых (прежде всего творческого мышления) и формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности.
По мнению М.И. Махмутова: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целепологания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной