Salmanova Jamila Abdulkapharovna, Radjabova Raisa Valiabdulaevna EDUCATION ENVIRONMENT AS A SPECIFICATION ...
pedagogical sciences
УДК 378.1
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0049
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНО-ЭВРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
© 2019
Салманова Джамила Абдулкафаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
Раджабова Раиса Валиабдулаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Дагестанский государственный педагогический университет (367003, Россия, Махачкала, улица Ярагского 57, e-mail: [email protected])
Аннотация. На фоне постоянно меняющихся технологических и социальных процессов системы высшего образования возникают новые веяния и все более жесткие требования к профессиональной подготовке будущих учителей общеобразовательной школы. Возникает необходимость улучшить систему подготовки бакалавра педагогического образования и найти новые технологии обучения, отвечающие компетентностному подходу и высокому уровню качества образования. В целях определения возможностей образовательной среды, выступающих в качестве определяющего фактора формирования всестороннего развития личности учащегося общеобразовательного заведения, исследуется проблема образовательной среды как условия развития личности и ее субъектов.
Ключевые слова: условие включения студентов, образовательная среда, проектно-эвристическую деятельность, социальные процессы системы, педагогическое образование, уровни образования, образования посредством определенных видов деятельности.
EDUCATION ENVIRONMENT AS A SPECIFICATION OF STUDENT ADMISSION IN PROJECT-HEURISTIC ACTIVITY
© 2019
Salmanova Jamila Abdulkapharovna, PhD in pedagogics, professor of pedagogical department Radjabova Raisa Valiabdulaevna, PhD in pedagogics, professor of pedagogical department
Dagestan State Pedagogical University (367003, Russia, Makhachkala, street Yaragsky 57, e-mail: [email protected])
Abstract. Against the background of constantly changing technological and social processes of the higher education system, new trends are emerging and increasingly stringent requirements for the professional training of future teachers of secondary schools. There is a need to improve the system of bachelor preparation in pedagogical education and find new learning technologies that meet the competence approach and a high level of education quality. In order to determine the possibilities of the educational environment, which act as a determining factor in the formation of the comprehensive development of the personality of a student in a general education institution, the problem of the educational environment is studied as a condition for the development of the personality and its subjects.
Keywords: specification of student admission, educational environment, project-heuristic activity, social processes of the system, pedagogical education, levels of education, education through certain types of activities.
Теория и практика профессионального образования подготовки будущих учителей показала, что современные технологии обучения базируются на разных уровнях образования и различных видах деятельности, педагогической, проектной, исследовательской, культурно-просветительской. Общепринятая модель образования посредством приведенных видов деятельности должна готовить студентов к творческому и продуктивному решению профессиональных задач. Несмотря на постоянную модернизацию системы образования, реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавра педагогического образования столкнулась с рядом проблем:
- недостаточная подготовка преподавателя к использованию инновационных технологий обучения студентов;
- преобладание традиционного знаниевого подхода в подготовке будущего бакалавра педагогического образования;
- отсутствие четких диагностических инструментов, оценки уровня сформированности компетенций как характеристики профессиональной деятельности будущего специалиста и т.д.
Решение приведенных проблем мы видим в обосновании образовательной среды обеспечивающей включение студента в проектно-эвристическую деятельность.
Сущность и структура образовательной среды исследованы в работах А.И. Артюхиной, С.М. Головлевой, Э.Ф. Зеера, А.Р.Текеевой, ЮП.Шапрана, Л.В. Шкериной, Т.Н. Щербаковой и др., в которых она рассматривается как совокупность психолого-педагогических условий, процессов, способствующих формированию личности в целом.
Следует отметить, что эффективная подготовка студентов к профессиональной деятельности невозможна без наличия соответствующей среды, которая, по мнению Г.М. Гаджива, И.С. Исламбековой, Г.А. Ковалева, В.А. Левина, И.Я. Лернера, А.Н Лука, А.А. Налчаджяна, М.М. Поташника, А.В. Хуторского, и т.д., является важнейшим условием включения студентов проектно-эври-стическую деятельность.
Отметим, что понятие «среда человека» широко употребляется и активно используется в педагогической науке, помимо приведенного понятия используются также такие категории как «жизненная среда», «среда обитания», «среда личности», «окружающая среда» и т.д., которые не имеют четкой и точной трактовки. Чаще всего под средой понимается комплекс условий, окружающих человека.
В дальнейшем используя понятие «образовательная среда», мы придерживаемся значения, связанного с процессом специально организованного педагогического процесса по определенному образцу [1].
Под образовательной средой мы будем понимать систему влияний и условий организации педагогического процесса по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Следует отметить, что образовательная среда, построенная на основе созидательных позитивных отношениях, обеспечивает свободу и активность, самостоятельность, возможность личностного развития, формируя готовность к нестандартным решениям, восприятию нового и необычного, стремление использовать и внедрять продуктивные методы и средства и т.д.
Таким образом, образовательная среда будет функ-
педагогические науки
Салманова Джамила Абдулкафаровна, Раджабова Раиса Валиабдулаевна ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ...
ционировать при условии комплексности и включенности всех элементов взаимодействия, а именно социокультурные ценности общества, инновационные образовательные технологии, информационно-образовательные ресурсы, кадровое обеспечение. Кроме того, необходимо внедрить в образовательную среду программу использования эвристических и проектных методов, обеспечивающих развитие способностей и качеств личности, необходимых для осуществления проектно-эври-стической деятельности.
Образовательная среда, обеспечивающая непрерывность включения будущего учителя в проектирование механизма педагогического взаимодействия, ориентирована на расширение знаний об изучаемом объекте деятельности и путях его преобразования [2].
Если будущему учителю предоставить возможность как теоретически, так и практически исследовать собственные доминанты, связанные с самовыражением, самоутверждением в деятельности, то он способен сам определять объективные социальные роли для дальнейшего своего самосовершенствования [1].
Мы попытались проанализировать и охарактеризовать наиболее важные из них без явного распределения их по какой-либо группе из-за условности разделения некоторых психологических характеристик личности.
По нашему мнению, относительно психологической структуры, типов и основных характеристик личности можно основать относительно компактную систему представлений, разработанную путем теоретического, сущностного анализа и нахождения рутинного и экспериментального подтверждения.
Психологическая черта личности заключается в том, что в потоке внешних раздражителей обычно воспринимается только то, что вписывается в «сетку» уже существующих знаний и идей, неосознанно выбрасывая остальную информацию.
На наш взгляд, это связано с тем, что на восприятие влияют установки, ценности, оценки, чувства и определенного вида комфорт восприятия по отношению к общепринятым взглядам и мнениям.
Способность видеть то, что не вписывается в рамки ранее изученного, означает бдительность в поиске, то есть свежесть взгляда (serendipity), которое обеспечивает признание того, чего не нужно было специально искать. Способность не пропускать случайные события, не считать их раздражающим препятствием, а искать в них ключ к разгадке тайн природы, не связана с остротой зрения или функциями сетчатки, но является качеством мышления, поскольку человек находится в этом мире и способен видеть не только с помощью глаза, а в основном с помощью мозга [3]. При взгляде на визуальные образы, устанавливаются некие связи между воспринимаемыми знаками и словами, в данном контексте Речь идет о вербализации визуального опыта. Именно эта вербализация определяет наименьшую «часть» воспринимаемой информационной единицы.
Человек, обладающий способностью использовать визуальный пространственный код, словесный, акустический, буквенный, цифровой, разбивается на любую мысль в некоторой конкретной кодовой форме, которая является методом кодирования информации. Способность манипулировать с типом символов может быть улучшена, но мозг и условия развития определяют общую тенденцию использования определенных информационных потоков.
Задача создания методов кодирования, на наш взгляд, сводится не к увеличению количества кодов, а к обеспечению понимания приемлемых символов, характерных для информационного кода. В этих условиях мышление будет максимально продуктивным, потому что умственные операции над явлениями и объектами внешнего и внутреннего миров выполняются мозгом в определенных кодах [4]. Законы обработки информации в мозге неизменны, но метод кодирования дает види-
мость внешнего выражения определенных результатов, выбора объекта и области контента для мышления.
Психологическая характеристика, свертывание мыслительных процессов, характеризует способность человека свертывать длинную цепочку рассуждений и заменять их одной операцией обобщения. В мышлении необходим последовательный переход от одного звена в цепочке рассуждений к другому, потому что невозможно охватить всю картину мыслительным взором, от первого до последнего шага. Процесс свертывания умственных операций является частным случаем способности заменить несколько понятий одним, связанным с более высоким уровнем абстракции, использованием все большего количества информационных символов, важнейшим условием продуктивного мышления.
Способность к передаче характеризуется использованием опыта, приобретенного для решения одной задачи, и заключается в овладении механизмом отделения конкретного от неспецифического, перенесенного в другие области. По нашему мнению, поиск аналогий - это, по сути, способность разрабатывать стратегии обобщения, необходимое условие для передачи навыков или идей на современном этапе, называемое бионикой.
Способность человека находить решение проблемы с использованием внешней информации посредством широкого распределения внимания характеризует наличие бокового, или как его еще называют в узких кругах, латерального мышления, увеличивая вероятность удовлетворения потребностей.
Характерной чертой личности является способность воспринимать реальность в целом, не разбивая ее на части, что является важной особенностью творческого мышления. Разница между художественным и мысленным типами заключается в том, чтобы первый улавливал реальность в целом, не раздавливая, а другой сокрушая ее, в течение некоторого времени, а затем медленно собирался [5]. В ходе работы над проектом должна быть способность вырваться из логики фактов, постараться вписаться в более широкий образ, без которого невозможно взглянуть на проблему свежим взглядом, увидеть новые, ранее невиданные, горизонты и познания.
Способность запоминать, распознавать, визуализировать как немедленно, так и с задержкой информацию, которая необходима и которую можно будет извлечь из памяти, при условии, что какое-то свойство находится в памяти в позиции готовности. Общепринято, что преимущество решения проблемы получит тот, кто быстро извлечет из памяти и предоставит необходимую информацию, что является одним из важных условий для продуктивного запуска проекта.
Сближение понятий характеризуется простой ассоциацией и проявляется, когда необходимо собрать понятия, далекие друг от друга, в разработке новых и правильных выводов.
Способность преодолевать функциональную приспособленность характеризует гибкость мышления, обеспечивая скорость и переход от одного класса явлений к другому, далеко не первому, по содержанию. Функциональная пригодность проявляется в том, что, представляя предметы для манипуляции, человек воспринимает их по назначению, не допуская при этом других функций. Следовательно, человек с более высоким индексом мышления обладает большей гибкостью, чем шансы найти правильную идею при решении практической задачи.
Способность вовремя оставить нереалистичную гипотезу является проявлением гибкого интеллекта, поэтому преодолеть невидимый, но сильный барьер, из-за длительной выдержки, несмотря на искушение идей, приведет к потере времени и раннему провалу - упущенной возможности решение. Анализ показывает, что особенно трудно отвергнуть свою гипотезу, придуманную усилиями своих собственных мыслей, которые могут быть связаны с чертой личности в введении себя в вооб-
213
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27)
Salmanova Jamila Abdulkapharovna, Radjabova Raisa Valiabdulaevna EDUCATION ENVIRONMENT AS A SPECIFICATION ...
pedagogical sciences
ражаемые границы.
Способность оценивать действия характеризуется оценкой, выбором одного из множества вариантов перед его тестированием. Оценочные действия выполняются не только после завершения работы, но и многократно по пути и служат вехами на пути творческих поисков, которые разделяют различные этапы и этапы творческого процесса.
Способность к сцеплению характеризуется умением сочетать некие воспринимаемые нами информационные раздражители с немедленной связанностью новой информации с прошлым опытом, без которого воспринимаемая информация не становится знанием, не становится частью интеллекта. Способность объединять вновь обнаруженную информацию с ранее известной информацией, в том числе последней в системе человеческих знаний, каким-то образом группирует, обеспечивает условия для генерирования новых идей.
Простое генерирование идей характеризуется способностью представлять большое количество как правильных, так и неправильных идей и является одним из важных компонентов творческого таланта, потому что чем больше идей генерирует человек, тем больше вероятность того, что среди них будут хорошие.
Скорость чтения характеризуется легкостью формулирования новой идеи в словесной форме, как самой универсальной [6-8]. Логические операции над информацией во второй системе сигнализации продолжаются в основном как действия над словами, благодаря которым на мыслительные процессы влияет фиксированная синтаксическая структура языка, отражающая психофизиологическую основу мыслительной деятельности.
Способность доводить до конца включает в себя не только выносливость, спокойствие и сильную волю, чтобы завершить начатое, а именно уточнение деталей, что приводит к улучшению первоначальной идеи. Эта способность позволяет вам довести работу до уровня, когда она приобретает важность и социальную ценность.
Каждый из этих блоков требует широкого спектра знаний, навыков и способностей, а также личных качеств, которые помогают реализовать способность преобразовывать образовательную реальность на основе проекта.
В рамках образовательной среды также формируются чемпионаты, выражающиеся в дизайнерских навыках.
Каждый этап проектирования образовательного процесса соответствует определенным навыкам проектирования, поэтому можно выделить следующие навыки: аналитические, прогностические, эвристические, конструктивные, технологические, контрольные, корректирующие, рефлексивные (систематические критерии и оценка уровня культуры проекта, позитивное отношение к проектной деятельности и культуре проекта, готовность использовать в собственной практике).
Таким образом, студент, участвующий в проектно-эвристической деятельности, выполняет следующие функции: осознает свою роль и значение в своей профессиональной деятельности; ценит субъективные отношения в рамках образовательного процесса; ответственность за результаты своего деятельности; является носителем общечеловеческой культуры; готов к саморазвитию; знать, как узнать других; налаживать коммуникации, обеспечивающие конструктивное обсуждение результатов и проблем проектирования, формулирование конструктивных вопросов, общественная защита использует творческий подход к мероприятиям, способным моделировать, проектировать, программировать процесс достижения цели; владеть методами самообразования; объективно оценивает и корректирует свою деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: Монография /А.И. Артюхина — Волгоград: Изд-во ВОЛГМУ, 2006 - 237.
2. Головлева С.М. Компоненты образовательной среды субъек-тно-ориентированного типа педагогического процесса //Ярославский педагогический вестник. 2015. №4.
3. Зеер, Э.Ф. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов / Э. Ф. Зеер, И.В. Мешкова //Мир психологии. -2008. -№2. С. 205-211.
4. Текеева А.Р. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов //Kant. 2018/№2(27).
5. Шапран Ю. П., Шапран О.И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура //Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 881-885.
6. Шкерина, Л.В. Креативная компетентностно-ориентирован-ная образовательная среда подготовки бакалавра-будущего учителя / Л. В. Шкерина //Психология обучения. — 2010. — №10.
7. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений //Молодой ученый. — 2012. - №5. - С.545-548.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В. А. Ясвин.- М.: Смысл, 2001
Статья поступила в редакцию 01.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019