исследованиями показали, что, уровень духовно-нравственной воспитанности в экспериментальной группе, в среднем повысился на двенадцать процентов. Увеличилось количество взаимных выборов, что также свидетельствует о положительной социальной динамике в коллективе, его сплоченности. Тем самым использование методических приёмов косвенного воздействия на школьников при проведении уроков физической культуры является также эффективным средством, способствующим развитию
Библиографический список
духовно-нравственного потенциала учащихся подросткового возраста.
Таким образом, необходимо организовывать специальную работу по подготовке учителя физической культуры к организации воспитательной работы со школьниками. Причём, мы считаем, что на этот аспект необходимо уделять повышенное внимание уже на этапе профессиональной подготовки учителей в условиях вуза [4].
1. Омарова Н.М. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе внеурочной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2011.
2. Алехин И.А., Герасимова Т.Н. Философия образования: история, проблемы, перспективы. Мир образования - образование в мире. 2017; 2 (66): 3 - 16.
3. Ушинский К.Д. Три элемента школы. Проблемы педагогики. Москва, 2002.
4. Носков О.И., Уварова H.H. Формирование физической культуры личности студента в процессе обучения в вузе. Молодые учёные. 2014; 5: 160 - 162.
References
1. Omarova N.M. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej podrostkov v processe vneurochnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2011.
2. Alehin I.A., Gerasimova T.N. Filosofiya obrazovaniya: istoriya, problemy, perspektivy. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; 2 (66): 3 - 16.
3. Ushinskij K.D. Tri 'elementa shkoly. Problemypedagogiki. Moskva, 2002.
4. Noskov O.I., Uvarova N.N. Formirovanie fizicheskoj kul'tury lichnosti studenta v processe obucheniya v vuze. Molodye uchenye. 2014; 5: 160 - 162.
Статья поступила в редакцию 28.10.17
УДК 378
Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Salmanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF INNOVATION AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN A UNIVERSITY. The article actualizes a problem of using innovative pedagogical technologies. The characteristic of various innovative pedagogical technologies is given: interactive, computer, training and case technologies. The mechanism of using innovation and pedagogical technologies in training masters of education is presented. It focuses on the formation and improvement of a professional competence of master students of pedagogical education and the development of their creative thinking and abilities. The article substantiates the role of a teacher in the educational process in connection with his research and development activities to explain and advise modern teaching, which makes it possible to change the positions of a student and teacher in the educational interaction.
Key words: innovative pedagogical technologies, case of technology, training technologies, master of pedagogical education, competence.
Р.В. Раджабова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Д.А. Салманова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет,
г. Махачкала, Российская Федерация, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ
В статье актуализируется проблема использования инновационно-педагогических технологий. Приведена характеристика различных инновационно-педагогических технологий: интерактивные, компьютерные, тренинговые и кейс-технологии. Представлен механизм использования инновационно-педагогических технологий в подготовке магистра образования, ориентированный на формирование и совершенствование профессиональных компетенций магистра педагогического образования и развитие его творческого мышления и способностей. В статье обосновывается роль преподавателя учебном процессе по поводу его научно-исследовательской деятельности к разъяснению и консультированию современного обучения, дающий возможность менять позиции студента и преподавателя в учебном взаимодействии.
Ключевые слова: инновационно-педагогические технологии, кейс технологии, тренинговые технологии, магистр педагогического образования, компетенции.
Современное образование построено на индивидуализации и дифференциации образования, альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно-программной документации, адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды.
Из-за общего снижения познавательного интереса обучающихся в учебных заведениях, на современном этапе развития образования у студентов высшего учебного заведения наблюдаются тенденции изменения уровня знаний и усиления отрицательного отношения к учебному процессу. Исходя из этого, определяется актуальность темы нашего исследования.
Объяснительно-иллюстративная технология обучения практикующееся в вузе, не в полном объёме побуждает обучающегося вести анализ и обобщать получаемую информацию, студент не способен определять пути решения в определенных проблемных ситуациях, логически рассуждать в рамках учебного курса тем самым выводя его лишь на уровень воспроизводства [1].
Вследствие этого надлежит найти иной подход к организации современного обучения, дающий возможность менять позиции студента и преподавателя в учебном взаимодействии. В таком случае роль преподавателя учебном процессе становит-
ся ближе к разъяснению и консультированию обучающегося по поводу его научно-исследовательской деятельности.
Система образования должна уметь адекватно реагировать на форсирующиеся мировые процессы глобализации и информатизации, активно развиваться, поскольку её результатом является специалист нового типа, умеющего самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать добываемую информацию и эффективно. На сегодняшний день актуальной проблемой современной системы образования остается её технологизация, поскольку процесс технологизации предполагает детально организованную совокупность преднамеренных действий, осуществляемых в определённой последовательности.
Следует отметить, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» проговорено, что необходимо использовать различные образовательные технологии при реализации образовательных программ, исследовательская деятельность должна быть нацелена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс. Известно, что более половины всех занятий в системе высшего образования должны отвечать требованиям ФГОС, а также придерживаться аспектам интерактивных технологий, основанных на субъект-субъектном взаимодействии преподавателей и студента.
Качественно новую ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики составляют педагогические технологии. Вообще, понятие технология (от греческого techne - искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок.
С давних пор понятие «технология» появилось в связи с техническим прогрессом. Согласно толкованиям словаря, «технология» представляет собой общее число знаний о способах и средствах обработки материалов.
Продвигающие вперёд прогресс научные инновации содержат все аспекты человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Педагогические инновации являются одной из разновидностей социальных инноваций.
Педагогическая инновация - это новшество в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду постоянные компоненты (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее элементов, так и самой образовательной системы в целом [2].
Различают интенсивный и экстенсивный пути развития педагогической инновации. При интенсивном пути развития педагогические инновации могут осуществляться за счет собственных ресурсов образовательной системы. В то время как педагогические инновации, осуществляющиеся за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. демонстрируют экстенсивный путь развития.
Интерактивные и компьютерные технологии обучения являются основными стабильными инновационными технологиями обучения, широко применяемые в образовательной сфере. При интерактивных технологиях обучения главной целью лекций является приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Правильная постановка проблемы побуждает студентов к динамичной мыслительной деятельности, к стремлению самостоятельно ответить на поставленный вопрос, пробуждает интерес к излагаемому материалу, привлекает внимание обучаемых к поставленной проблеме. Одной из таких форм проведения занятий в вузе является семинар-диспут, предполагающий совместное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения, реализующийся в форме диалогического общения его участников. Семинар-диспут позволяет повысить умственную активность студента, сформировать умение вести полемику, определять проблему, отстаивать свою точку зрения, защищать свои глубокие взгляды и убеждения, грамотно и лаконично излагать мысли. Как уже говорилось выше, ещё одной инновационной технологией являются компьютерные технологии обучения, характеризующиеся сбором, переработкой, хранением, анализом и передачей информации студентом с использованием компьютера, которые позволяют оперативно решать многие педагогические задачи.
Следует отметить, что инновационные технологии обучения, воспроизводящие сущность профессии в будущем, порождают профессиональные качества специалиста, являются специфичным полигоном, на котором учащиеся могут отрабатывать полученный опыт и профессиональные навыки в условиях схожими с реальными.
По мнению А.А. Вербицкого, концептуальным компонентом профессионального образования выступает теория контекстно-ситуационного обучения, предполагающая обучение в контексте будущей профессиональной деятельности и выступающая элементом личностной активности, условием выработки профессионально важных качеств личности будущего специалиста, поскольку контекст является смыслосозидающей категорией, гарантирующей активное участие обучающихся в процессе познания и овладения будущей профессией [3].
Основным элементом учебной работы преподавателей и студентов является не только полученная информация, но и ситуация в её предметной и социальной определенности, деятельность обучающихся приобретает черты, в которых проясняются особенности будущей профессиональной деятельности.
Представление и решение ситуационных задач и примеров позволяет развивать умственные способности студентов, развивает у них ценностное отношение к образованию и профессии. Этот подход наиболее успешно материализуется с помощью кейс-технологии, являющейся в учебной практике, одной из эффективных технологий.
Кейс представляет собой описание конкретной ситуации из жизни, подготовленной по специальному формату и позволяющее учащимся анализировать и обобщать различные виды информации. Кейсовый метод обучения - это обучение действием. Кейс-задания с предложенными учебно-производственными ситуациями представляются и решаются на учебных занятиях, текущих и государственных экзаменах.
В процессе учебно-производственных практик, выполнения и защиты выпускных квалификационных работ также применяется контекстное обучение. Актуальность данного вида обучения в настоящее время представлена необходимостью развития у будущих специалистов общекультурных и профессиональных компетенций.
Таким образом, концептуальную основу инновационных педагогических технологий в высшем учебном заведении составляют теория личностно ориентированного обучения, в основе которой лежит концепция интерактивного педагогического взаимодействия, теория контекстно-ситуационного обучения, а также кейсовый метод обучения.
Педагогические технологии модернизировались на протяжении длительного периода времени и применяются комплексно. В основном целями всех технологий являются: достижение желаемых результатов в обучении (или воспитании); их повторяемость и воспроизводимость с наименьшими затратами времени, средств, физических и интеллектуальных сил. В качестве примера остановимся на технологии проведения тренингов на занятиях по курсу «Тренинговое обучение в вузе», читаемом на первом году обучения в магистратуре по специальности 44.04.01 - Педагогическое образование.
Занятие 1. Построение «стартовой площадки». Магистрантам раскрывается сущность тренинга, цели, задачи и правила тренинговой работы, принимаются групповые нормы или законы группы. Магистрантам необходимо знать свой уровень рефлексивности, поэтому на первом занятие «педагогическая рефлексия как основа педагогической деятельности» им предлагается методика определения уровня рефлексивности [4].
Целью этого занятия является формирование педагогического мышления посредством рефлексии, через актуализацию ожиданий и потребностей магистрантов в профессиональном и личностном саморазвитии; знакомство магистрантов с основными механизмами рефлексии. Следует заметить, что в самом начале преподаватель только сам проводить все упражнения, погружая участников в необычный мир тренинговых упражнений, с последующим включением в работу участников тренинга, для которого на занятиях изменялась в сторону возрастания. В дальнейшем преподаватель или ведущий тренинга только разъясняет задание, корректирует, совокупность действий, если нужно, контролирует процесс выполнения тренинговых упражнений и т. д.
Если в традиционном педагогическом взаимодействии магистрант долго готовился к выступлению перед аудиторией, то в тренинге магистранту предлагается выступить экспромтом, что обеспечивает задействование его творческого потенциала, поскольку каждый из них выступает в роли феномена с макрохарактеристиками индивида, личности, субъекта деятельности и т. д.
Занятие 2. «Темперамент личности педагога как признак поведенческой составляющей педагогической культуры» направленно на определение влияние типа темперамента на поведение педагога в рамках его профессиональной деятельности. В начале занятия магистрантам предлагается пройти тест Айзен-ка «Исследование личности» [4].
После выполнения определенных упражнений («Темпераментный учитель», «Кто я?», и др.), магистрантам предлагается самостоятельная работа: поделившись на микрогруппы составить эмоциональный портрет однокурсника, преподавателя, определить тип темперамента и выступить с докладом. Рефлексия занятия предполагает ответить на вопросы: какую роль тип темперамента играет в профессии педагога? Какой тип темперамента предпочтительней?
Занятие 3. «Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе» направлено на развитие навыков по управлению собственным вниманием и тренировку внимания (избирательность, концентрация, распределение, переключение) как компонента педагогического мышления. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. В работе педагога важно иметь высокий уровень развития всех основных качеств внимания: избирательность - возможность успешной настройки (при наличии возможных помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели; концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте; объём - количество объектов, которые могут быть охвачены
Библиографический список
вниманием одновременно; переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение -возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.
Наблюдательность - способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Занятие начинается с методики Мюнстерберга, направленной на определение избирательного внимания, после чего магистрантам предлагается выполнить ряд упражнений: «Цифры», «Муха», «Распределение внимания» и др., и заканчивается рефлексией, включающей в себя ряд вопросов: На что должно быть направленно внимание педагога: при объяснении нового материала, при проверке знаний, при выполнении учениками самостоятельной работы, при проведении урока в целом? Чем может быть вызвана невнимательность школьника на уроке? Обоснуйте ответ? [4].
Таким образом, творчески работающие преподаватели находятся в постоянном поиске, инновационно-педагогических технологий, поскольку они позволяют достигать гарантированного результата в обучении; формировать и совершенствовать компетенции: экономить время, средства и силы на достижение поставленных целей; развивать творческое мышление и способности обучающихся.
1. Абрамов A.B. Проблемное обучение в контексте компетентностного подхода. Тюмень: ТГПУ, 2008.
2. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2005.
3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Москва: ИЦ ПКПС, 2004.
4. Психологические тесты. В 2 т. Под редакцией А.А. Карелина. Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005; Т. 1.
References
1. Abramov A.B. Problemnoe obuchenie vkontekste kompetentnostnogo podhoda. Tyumen': TGPU, 2008.
2. Vilenskij V.Ya., Obrazcov P.I., Uman A.I. Tehnologii professional'no-orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole: uchebnoe posobie. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2005.
3. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. Moskva: IC PKPS, 2004.
4. Psihologicheskie testy. V 2 t. Pod redakciej A.A. Karelina. Moskva: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2005; T. 1.
Статья поступила в редакцию 20.10.17
УДК: 378.046.4
Saenko L.A., Doctor of Sciences (Social Studies), Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State University
(Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
AXIOLOGICAL CONTENT OF EDUCATION IN CONDITIONS OF TRANSDISCIPLITY. The article deals with the educational process from the point of view of value orientations inherent in modern society, the connection between society and education, which is viewed through the prism of transdisciplinarity. It also considers qualitiesthat a future specialist in the pedagogical profile should possess. The author concludes that the importance of mainstreaming the axiological approach towards the content of education in the context of socio-economic changes is due to the need to use technologies and forms of transdisciplinary education of future pedagogical specialists. The meaning of the axiological educational content can be revealed through awareness of the students of transdisciplinarity value system. Through the understanding that all knowledge is interdisciplinary and transdisciplinary by nature, it is stated that it possesses such qualities as interrelatedness and interdependence.
Key words: pedagogical axiology, qualities, education, transdisciplinarity, students.
Л.А. Саенко, д-р социол. наук, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,
г. Краснодар, E-mail: [email protected]
АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСДИСЦИПЛНАРНОСТИ
В статье рассматривается образовательный процесс, с точки зрения ценностных ориентиров, присущих современному обществу, связи социума с образованием, которое рассматривается через призму трансдисциплинарности. Также рассматриваются ценности, которыми должен обладать будущий специалист педагогического профиля. Сущностная характеристика образовательного процесса, в рамках трансдисциплинарного похода. Автор делает вывод о том, что значимость актуализации аксиологического подхода к формированию содержания образования в контексте социально-экономических изменений, обусловливается необходимостью применения трансдисциплинарных технологий и форм организации обучения будущих специалистов педагогического профиля. Смысл аксиологического содержания образования может быть раскрыт через осознание студентами трансдисциплинарности системы ценностей; через понимание, что все знания носят междисциплинарный и трансдисциплинарный характер, обладают взаимообусловленностью и взаимозависимостью.
Ключевые слова: педагогическая аксиология, ценности, образование, трансдисциплинарность, студенчество.