возрасте 9 лет происходил максимальный прирост общей выносливости (ее минимальный прирост наблюдался в 6 лет). У учащихся в 10 лет регистрировался наибольший прирост таких качеств как быстрота, скоростная выносливость и ловкость, в 6 лет их прирост был минимален.
По сравнению со школьниками у учащихся, занимающихся бодибилдингом и тхэквондо, прирост характеристик двигательных качеств зависит от стажа тренировочных занятий, которые начинают возрастать со 2-3 года занятий и наиболее выраженный прирост большинства двигательных качеств происходит, в основном, на подготовительном этапе годичного тренировочного цикла или по его итогам. Дополнительные занятия бодибилдингом и тхэквондо положительно влияют на физическую подготовленность учащихся 6-10 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мониторинг физической подготовленности детского населения Иркутской области / А.А. Беляев, В.Ю. Лебединский, Н.П. Лин-бей, И.И. Переверзин // Опыт работы в субъектах Российской Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи. - М., 2002. - С. 81-91.
2. Совершенствование физического воспитания школьников : монография / А.И. Завьялов, В.Ю. Лебединский, Д.Г. Миндиашвили, И.И. Шикота. - Иркутск, 2007. - С. 179.
3. Физическое развитие и физическая подготовленность детей, подростков и молодежи : метод. рекомендации / Под редакцией В.Ю. Лебединского. - Иркутск : [б.и.], 2002. - 24 с.
4. Физическая культура. Элективный курс «Тхэквондо с оздоровительной направленностью» : учебно-методический комплекс для студентов вузов / авт.-сост. В.В. Тверских. - Тюмень : Изд-во «ТОГИРРО», 2006. - 85 с.
5. Литвинова, О.В. Влияние занятий тхэквондо на физическое развитие младших школьников города Иркутска / О.В. Литвинова, В.Ю. Либединский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 76-79.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шамиль Абдулмажидович Магомедов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Джамила Абдулкафаровна Салманова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Дагестанский государственный педагогический университет г. Махачкала
Аннотация
В данной статье анализируется содержание образования соответствующее высокому уровню теоретической и практической подготовки магистрантов педагогического образования, а та же в качестве примера применения деятельностного подхода приводится организационнодеятельностная игра в подготовке магистра к профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: деятельностный подход, профессиональное образование, магистр педагогического образования, педагогическая деятельность, профессиональная подготовка, организационно-деятельностная игра.
ACTIVITY APPROACH TO VOCATIONAL TRAINING OF THE MASTER OF THE
PEDAGOGICAL EDUCATION
Shamil Abdulmazhidovich Magomedov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Dzhamila Abdulkafarovna Salmanova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,
Dagestan state pedagogical university,
Makhachkala
Annotation
In given article the content of the education corresponding to high level of theoretical and practical preparation of pedagogical education masters are analyzed, but also as an example of the application of activity approach the organizational and activity game during the preparing of the master to professional-pedagogical activity is given.
Keywords: activity approach, vocational education, master of pedagogical education, pedagogical activity, vocational training, organizational-activity game.
Модернизация профессионального образования России, обусловленная ее вхождением в Европейское образовательное пространство, предполагает развитие многоуровневой подготовки, что в свою очередь требует разработки новой парадигмы содержания образования соответствующей высокому уровню фундаментальной теоретической и практической подготовки магистрантов педагогического образования.
Характерными особенностями психолого-педагогической подготовки магистрантов педагогического образования являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных дисциплин для решения профессионально-педагогических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения педагогических проектов.
В связи с этим необходима глубокая профессиональная подготовка магистрантов педагогического образования, владеющих информационными, производственными, телекоммуникационными, образовательными технологиями на достаточно высоком уровне.
Анализ теории и практики подготовки магистрантов педагогического образования показывает, что формирование профессионально значимых знаний, умений и качеств личности, а также компонентов профессиональной культуры эффективно при условии осуществления деятельностного подхода к обучению магистрантов.
Деятельностный подход основан на положении о том, что психика личности неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека [2-5].
Использование деятельностного подхода в обучение магистрантов педагогического образования строится с учетом освоения конкретных технологий образования в ходе создания педагогических проектов и овладения профессиональными умениями. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются содержанием образования и построены на основе постепенного увеличения степени сложности, разработки проектов и с учетом возможностей проявления магистрантами творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально большое значение имеют социально-нравственные аспекты профессиональной деятельности, личностная и практическая значимость разрабатываемых проектов.
При данном подходе к обучению основным элементом работы магистрантов будет решение задач, имеющих исследовательскую, научно-поисковою, творческую направленность. В этом случае фактические знания станут следствием работы над профессио-
нальными задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему [1].
Принципы деятельностного подхода в педагогическом процессе эффективно реализуются через образовательную технологию - организационно-деятельностную игру (ОДИ). ОДИ представляет форму, направленную на проектирование и создание новых типов организации коллективной мыследеятельности. В рамках профессиональной подготовки магистра педагогического образования рассмотрим организационнодеятельностную игру «Моя профессиональная карьера» где прослеживается механизм овладения магистрантами деятельностью через моделирование реальных учебных ситуаций. Целью данной разработки является развитие профессиональной компетентности магистрантов. Продуктом деятельности игры становится проект карьерного роста, представляющий собой описание образа «будущего» путем мыследеятельности участников. В отличие от других технологий ОДИ является принципиально многоцелевой, так как каждый отдельный участник может иметь свои особые цели и использовать игру для достижения их. При этом проблемная форма организации игры, позволяет погрузить участников игры в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии и т. п.
Следует отметить, что вместе с участниками, «перенесенными» из учебной деятельности в реальные ситуации, в активное взаимодействие вступают и игротехники, моделирующие, по ходу развития, сюжетную линию. Основными функциями игротехники выступают:
- обеспечение организованности;
- построение траектории погружения участников в игру;
- развитие сюжетной линии игры вплоть до нахождения выхода из трудной ситуации, которая задается сюжетом;
- организация рефлексии участников игры.
Каждая ОДИ, как правило, проводится в четко определенные сроки и имеет свой регламент: установочная конференция (определение команд, принятие нормативных правил игры, определение целей и задач игры); работа в группах (тренинг на снятие статусных доминант и обеспечение внутренней раскрепощенности; тренинг командообразования); пленарное заседание (выступление и оценка команд).
На первом этапе участники, становясь игроками, самоопределяются и соотносят цели, и правила ОДИ с собственными целями так в сознании игроков складываются представления об их деятельности в игре, происходит презентация - процесс и способы представления, подачи себя окружающим. На втором этапе ОДИ участники анализируют практическую деятельность преподавателя и формулируют существующие проблемы. На третьем, этапе ОДИ игроки сопоставляют представления о том, «какие они есть» с представлениями о том, «какие они должны быть», чтобы определить способы действия в той или иной ситуации. Таким образом, участники обнаруживают неотождествление собственных представлений и осознают, что причина находится в них самих, в характере их деятельности, вследствие чего возникает потребность перестраивать свою деятельность и себя.
Результатом ОДИ выступает, во-первых, развитие мышления участников, выработка приемов продуктивной умственной деятельности, умений анализировать действительность, практику, находить и формулировать проблемы и решать их, во-вторых, складывание коллективного мыслительного действия и обучение коллективному мышлению.
Особо необходимо отметить изменение и развитие за счет дисперсии состояний у игроков мыслетехнических, общеинтеллектуальных способностей - с одной стороны, и их личностных качеств через посредство групповых взаимодействий - с другой стороны.
В ходе игры ситуация проблемного типа переводится в ситуацию задачного типа, происходит развитие социально организуемой деятельности и социальной практики. Формулируются новые цели, новые ценности и идеалы. Такое обновление происходит
либо вследствие моделированных условий деятельности, либо в результате всеохватывающей критики деятельности. В настоящее время слабо развиты прогностические формы критики, как бы забегающие в будущие ситуации затруднений и конфликтов. Критики “ждут” появления реальных новых расстыковок в социальном механизме, новых кризисов. Вместе с переходом к проектированию новой деятельности, применением критических процедур и проблематизацией прошлой практики, игроки входят в тот способ существования, который проблематизирует и сам способ критической перестройки деятельности.
В процессе ОДИ реализуются такие виды деятельности, как проектная, групповая, познавательная, информационная, исследовательская, что позволяет диагностировать уровень готовности магистрантов к профессиональной деятельности; моделировать реальные ситуации профессиональной деятельности; корректировать действия магистрантов, по осуществлению педагогического процесса обуславливающие пере формулировку личных целей.
Кроме того, в результате реализации организационно-деятельной игры нами определяются факторы, способствующие формированию готовности магистрантов к профессиональной деятельности с позиции деятельностного подхода:
- объективные, проявляющиеся как внешняя «заданность» и связанные с реальной системой профессиональной деятельности (включая обучение);
- субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности, - это мотивы, направленность, интересы, компетентность и др., мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие росту;
- объективно-субъективные, связанные с организацией реальной профессиональной среды.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что введение ОДИ в педагогический процесс позволит уйти от однообразия и монотонности образовательной среды, создаст условия для смены видов деятельности, сочетание и координация которых являются необходимым условием возникновения у магистрантов различений типов требований, предъявляемых к его готовности к профессиональной деятельности. Множественность видов деятельности, а главное - переходы между различными по типу регламентации и типу ответственности видами деятельности, создают условия для развития у магистрантов способности: выделять собственную цель, соотносить поставленную цель и условия ее достижения, строить программу действий в соответствии с собственными возможностями.
Таким образом, ОДИ как продуктивная технология становится, образно выражаясь, «тренажёром», в котором осуществляется не только выбор деятельности, но и создается личная система ценностей на основе рефлексии по поводу результатов деятельности и в которой происходит творческое преобразование личности магистранта. Кроме того, приведенная нами ОДИ определяется как технология, под которой мы понимаем детально организованную совокупность преднамеренных действий, осуществляемых в определенной последовательности. При этом следует добавить, что ОДИ «Моя профессиональная карьера» технологичная и обладает обучающими, воспитательными и развивающими возможностями. Технологичность ОДИ определяется:
- необходимостью учета множества принципов, аспектов, этапов и деталей;
- следованию за ведущим тренинга (без ущерба творчеству);
- высоким требованием к мастерству организаторов игры.
Резюмируя содержание статьи, отмечаем, что изложенные выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение всей проблемы применения деятельностного подхода в подготовке магистров педагогического образования. В качестве перспективных направлений дальнейшего исследования педагогического потенциа-
ла ОДИ можно отнести изучение возможностей игры в обучении и повышении квалификации педагогических кадров, а также подготовка преподавателей вуза, к формированию управленческой составляющих профессиональной культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс. 1996. -536 с. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
2. Давыдов, В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность : теории, методология, проблемы. - М. : Политиздат, 1990. -С. 143-156.
3. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э.Дьюи. - М. : Гос. изд-во. РСФСР, 1922. - 178
с.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
5. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л. М. Фридман. - М. : Просвещение, 1987. - 224 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.91
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗНАЧИМОСТИ УПРАЖНЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КОНЬКОБЕЖЦА
Валерий Николаевич Макаров, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Шайкат Закирович Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье дается определение понятию "информационная значимость упражнений", излагаются представления о способах и методах расчёта информационной значимости упражнений, используемых при формировании системы спортивных движений конькобежца.
Ключевые слова: информационная значимость упражнений; способы и методы оценки упражнений по их информационной значимости.
METHODOLOGY OF DEFINITION OF THE INFORMATION IMPORTANCE OF THE EXERCISES APPLIED DURING THE SPORTS-TECHNICAL TRAINING OF
THE SKATER
Valery Nikolaevich Makarov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Shajkat Zakirovich Khubbiev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia,
St.-Petersburg
Annotation
The article defines the concept of "information value of exercises”, sets out the ideas about the ways and methods of calculating the information value of exercises used in the formation of skater’s