Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза'

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2463
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PROFESSIONAL COMPETENCE / A STUDENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY / SYSTEM APPROACH / ACTIVITY-PRAXIOLOGICAL APPROACH / COMPETENCE APPROACH / PEDAGOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рихтер Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются особенности процессаформирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза. Особое внимание уделяется анализу использования теоретико-методологических подходов, позволяющих изучать структуру подготовки к профессиональной деятельности с позиции повышения ее эффективности: системному, деятельностно-праксеологическому, компетентностному, а также разработке педагогической системы формирования профессиональных компетенций студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рихтер Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of professional competence of students of pedagogical universities

The article considers the peculiarities of the process of formation of professional competence of students of pedagogical universities. Special attention is paid to analysis of the use of theoretical and methodological approaches to study the structure of professional experience from the perspective of increasing its efficiency: the system,actionpraxiological, competence and the development of pedagogical system of formation of professional competences of students

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза»

УДК 378

Т. В. Рихтер

(формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются особенности процесса формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза. Особое внимание уделяется анализу использования теоретико-методологических подходов, позволяющих изучать структуру подготовки к профессиональной деятельности с позиции повышения ее эффективности: системному , деятельностно-праксеологическому , компетентностному , а также разработке педагогической системы формирования профессиональных компетенций студентов

Ключевые слова: профессиональные компетенции, студент, педагогический вуз,

системный подход, деятельностно-праксеологический подход, компетентностный подход, педагогическая система

T. V. Rikhter

Jke formation of professional competence of students of pedagogical universities

The article considers the peculiarities of the process of formation of professional competence of students of pedagogical universities. Special attention is paid to analysis of the use of theoretical and methodological approaches to study the structure of professional experience from the perspective of increasing its efficiency: the system,action-praxiological, competence and the development of pedagogical system of formation of professional competences of students

Key words: professional competence,a student of pedagogical University,system approach, activity-praxiological approach, competence approach,pedagogical system

1 настоящее время проблема повышения качества высшего профессионального образования является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Особое внимание уделяется процессу модернизации педагогического образования, в рамках которого осуществляется подготовка будущих учителей, обладающих такими качествами, как профессиональная самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда, коммуникативная культура, что указывает на необходимость формирования профессиональных компетенций студентов, включающих совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, способность их применения для решения ситуационных задач, которые ориентированы на самостоятельное участие личности в учебном процессе.

Вопросы подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста отражены в работах В.И. Байденко, А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, А.М. Новикова, М.В. Рыжакова, В.В. Серикова, С.Б. Серяковой, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др.

Изучение состояния данной проблемы в теории и практике высшей школы позволило сделать вывод о том, что профессиональные компетенции студентов педагогического вуза не формируются самостоятельно. Под данным процессом, требующим целенаправленных действий, понимается систематизированное накопление положительных количественных и качественных изменений в содержании данного вида компетенций и достижение диалектического единства его составляющих в специально организованном учебно-воспитательном процессе.

Профессиональная компетентность в настоящее время определяется уровнем профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивационными стремлениями к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу [1, с. 126].

Сложный и многоаспектный процесс формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза требует использования таких теоретико-методологических подходов, которые бы обеспечивали его орга-

13 ISSN 2307-2447

низационную комплексность, позволяли изучать структуру подготовки к профессиональной деятельности с позиции повышения ее эффективности. Продуктивное решение данной задачи обеспечивают следующие подходы:

1. Системный подход (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.) позволяет рассматривать формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза как целостную систему, являющуюся важнейшим компонентом процесса подготовки будущего учителя. Она носит открытый характер, обладает гибкостью, динамичностью, управляемостью и вариативностью. Структура системы определяется содержательно-организационной, мотивационно-регламентационной, процесс-но-формирующей и диагностико-корректиру-ющей подсистемами. Ее элементами являются педагогические задачи по достижению запланированного результата, системообразующими факторами — цель и самоуправление процессом формирования профессиональных компетенций. Целостность системы обеспечивается наличием связей исходного, обратного, встречного, параллельного направлений. Сформированные профессиональные компетенции представляют системное образование, интегрирующее знания, умения и профессионально значимые личностные качества будущего учителя. Системный подход задает только общие конструктивные особенности системы формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза.

2. Деятельностно-праксеологический подход (Л.П. Буева, В. Гаспарский, М.В. Демин, Т. Котарбинский, Э.С. Маркарян и др.) характеризует содержательное наполнение системы и состоит в определении особенностей деятельности субъектов по эффективному формированию профессиональных компетенций. Его использование осуществлялось в следующих положениях

[4]:

- деятельность должна быть результативной (обеспечивающей достижение поставленной цели); точной, адекватной и максимально приближенной к задаваемому образцу; обеспечивающей стабильный уровень намеченного результата; технологичной (имеющей алгоритмы действий);

- продуктивное содержание процесса формирования профессиональных компетенций представляет непрерывную систематизированную систему различных видов деятельности;

- формирование профессиональных компетенций как эффективная деятельность, характеризуется следующими особенностями: ее объектом является гармонично развивающаяся личность студента; субъектами выступают преподаватели и студенты; к наиболее продуктивным методам обучения с точки зрения эффективности относятся интерактивные (дис-

куссионные, игровые, тренинговые, проектные); к средствам — весь спектр современных учебно-воспитательных средств; результатом данного процесса является сформированные у студентов педагогического вуза профессиональные компетенции.

3. Компетентностный подход (В.А. Адольф, В.И. Байденко, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской и др.) обеспечивает изучение и описание педагогического процесса с точки зрения формирования у личности определенных компетенций. Он не противоречит традиционным ценностям российского образования и обеспечивает степень соответствия содержания, процесса и результатов педагогической науки тенденциям мирового развития [2, с. 61]

Нами определены составляющие профессиональных компетенций, т.е. знания, умения и профессионально значимые личностные качества, которые обоснованы и охарактеризованы с учетом специфики профессиональной деятельности, содержания модели учителя и нормативно закрепленных требований к подготовке студента.

Опираясь на результаты реализации указанных подходов, нами разработана система формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза, включающая следующие подсистемы:

1. Содержательно-организационная выполняет информационную, координирующую, регулирующую и управленческую функции, а также систематизирует предметное содержание.

2. Мотивационно-регламентационная отражает содержательное наполнение индивидуальной образовательной траектории, формирует у студентов мотивы овладения профессиональными компетенциями, определения личностных целевых ориентаций данного процесса и выполняет побудительную, развивающую, оценочную, воспитательную и целеполагающую функции.

3. Процессно-формирующая представляет комплекс профессиональных знаний, умений, навыков и выполняет обучающую, воспитательную, развивающую, информационную, адаптационную, ориентировочную, операционно-технологическую, координационную и преобразовательную функции.

4. Диагностико-корректирующая реализуется через соответствующие этапы, критерии, показатели, уровни и виды диагностики, формы, средства и методы коррекции, оценивает степень соответствия полученных результатов запланированным и выполняет информационную, оценивающую, стимулирующую, регламентационную, компенсационную, аналитическую, образовательную, консультативную, стимулирующую функции.

Разработанная нами педагогическая система обладает традиционными свойствами (целостность, открытость, динамичность, управля-

pnojournal.wordpress.com

емость, вариативность и др.), а также имеет отличительные особенности: гибкость, интегра-тивность (междисциплинарность содержания), цикличность, устойчивость.

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза зависит от полноты реализации необходимых педагогических требований: организационных (регламентирующих требования к структуре образовательной среды высшего учебного заведения); методических (содержащих рекомендации преподавателям по способам и методам результативного обучения); мотивационных (реализующих мероприятия, формирующие качественные изменения педагогической активности субъектов образовательного процесса).

Процесс формирования профессиональных компетенций студентов будет наиболее эффективным при условии реализации следующих педагогических условий: формирование позитивной мотивации к обучению и саморазвитию личностных качеств; использование форм и методов интерактивного взаимодействия; обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения учебных дисциплин.

Также нами определены методы, технологии и средства обучения, способствующие формированию профессиональных компетенций студентов педагогического вуза. Перечислим их: методы (дискуссионные: диалог, «мозговой штурм» «круглый стол», кейс-метод; игровые: деловые, ролевые, организационнодеятельностные игры; тренинговые: упражнения, тесты, лабораторные практикумы; проектные); технологии (микротехнологии: студент — преподаватель; модульно-локальные: совместные проекты; ма-

кротехнологии: дистанционное обучение [3, с. 62]; метатехнологии: сетевые, телекоммуни-

кационные); средства (электронные учебники; компьютерное тестирование; новейшие средства мультимедиа; методическое обеспечение: мультимедиа-курсы, видеоматериалы, аудиоматериалы, тренажеры для организации педагогических практик; ресурсы сети Интернет).

Исходя из вышесказанного нами был разработан электронный учебный методический комплекс по дисциплине «Информатика», направленный на формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза. Его структура включает следующие блоки: учебный (теоретический материал, глоссарий, профессионально-ориентированные задачи, проблемные ситуации, тренировочные упражнения); моделирующий (практические задания в виртуальном модуляторе; лабораторный практикум); контроля; исследовательский (творческие задания по профессиональной проблематике); методический.

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза происходит наиболее успешно в процессе обучения, способствующего активизации образовательной деятельности на основе диалоговых форм и проявлений личностных функций.

Дальнейшее исследование по проблеме может быть осуществлено в следующих направлениях: выявление закономерностей процесса формирования профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза, совершенствование технологий, методов и средств подготовки к профессиональной деятельности, расширение диагностического аппарата по оценке степени сформированное™ профессиональных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

Жук М.И. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов средством преподавания курса «Инновации в начальном образовании» // Перспективы науки и образования, 2013. № 5. С. 125-128. Капустин А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза // Перспективы науки и образования, 2013. № 1. С. 61-67.

Рихтер Т.В. Разработка модели сетевой среды дистанционного обучения информатике студентов педагогического вуза // Концепт, 2013. Т.3. С. 61-65.

Сеитова Р.С. Проблема формирования коммуникативно-управленческой компетентности у студентов педагогических вузов в истории отечественной педагогики // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 1. URL: www.science-education.ru/101-5443 (дата обращения: 15.06.2014).

REFERENCES

Zhuk M.I. Formation of professional competence of future teachers of primary classes by means of teaching the course "Innovations in primary education". Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.5, pp.125-128 (in Russian). Kapustin A.N. Psycho-pedagogical support in formation of professional competence of students. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.1, pp.61-67 (in Russian).

Rikhter T.V. Development network environment remote computer science training of students of pedagogical universities. Kontsept - Concept, 2013, V.3, pp.61-65 (in Russian).

Seitova R.S. The problem of formation of communicative and managerial competence of students of pedagogical universities in the history of national pedagogy. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia - Modern problems of science and education, 2012, no.1. Available at: www.science-education.ru/101-5443 (accesed 15 June 2014).

Информация об авторе

Рихтер Татьяна Васильевна

(Россия, Соликамск)

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и физики. Соликамский государственный педагогический институт (филиал) E-mail: [email protected]

Information about the author

Rikhter Tat'iana Vasil'evna

(Russia, Solikamsk)

Associated Professor, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Mathematics and Physics Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) E-mail: [email protected]

is ISSN 2307-2447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.