УДК 378.14 Рихтер Татьяна Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и физики Соликамского государственного педагогического института (филиала) Пермского государственного национального исследовательского университета
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
Richter Tatiana Vasilyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Mathematics and Physics Department, Solikamsk State Pedagogical Institute, Perm State National Research University
POSSIBILITIES OF ONLINE TECHNOLOGIES IN FORMATION OF STUDENTS’ PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE COURSE OF COMPUTER SCIENCE TEACHING IN A TEACHERS’ TRAINING HIGHER SCHOOL
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности и преимущества использования дистанционных технологий в образовательном процессе. Особое внимание уделяется выделению факторов (мотивационных, содержательных, процессуальных, социально-психологических) и организационно-педагогических условий формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза при обучении информатике.
Ключевые слова:
дистанционные технологии, дистанционное обучение, профессиональные компетенции, обучение, педагогический вуз, информатика, факторы, организационно-педагогические условия.
Summary:
The article discusses resources and benefits of the distance learning technologies applied in the educational process. The special attention is paid to the determination of factors (motivational, in-tensional, procedural, socio-psychological) and organizational educational conditions for formation of students’ professional competences in a teachers’ training university in the course of computer science teaching.
Keywords:
distance learning technologies, online education, professional competence, training, teachers’ training higher school, computer science, factors, organizational educational conditions.
В современном обществе в процессе модернизации и реформирования системы высшего образования, характеризующемся ускоренными темпами развития и ориентированном на интеграцию в европейское образовательное пространство, востребованы высококвалифицированные специалисты, что связано с переходом на компетентностную модель подготовки выпускников, обусловленную жесткими требованиями рынка труда. Данные преобразования существенно затрагивают и систему подготовки педагогических кадров, в том числе и учителей информатики для основной и профильной школы.
Одной из задач для решения этой проблемы является поиск новых форм получения образования, среди которых можно выделить дистанционное обучение как новый способ реализации образовательного процесса, перехода от репродуктивной к активной парадигме освоения знаний, к образованию, основанному на конструктивной совместной деятельности всех участников учебного процесса. Дистанционное обучение обеспечивает максимальную активность студентов в процессе формирования профессиональных компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности, при этом субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления будут являться электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т. д. [1, с. 23].
В педагогической литературе дистанционное обучение рассматривается как личностно-эмоциональное включение всех субъектов образовательного процесса в продуктивную совместную деятельность и общение. Данное понятие раскрывается как характеристика целенаправленного непосредственного или опосредованного средствами обуче-
ния интенсивного рефлексивного продуктивного взаимодействия субъекта обучения с образовательной средой.
Как показало проведенное исследование, оптимальным для формирования профессиональных компетенций студентов педагогических вузов при обучении информатике является дистанционное обучение как интерактивное взаимодействие, создающее педагогические условия, моделирующие часть функций преподавателя по сбору, представлению, передаче материала, организации контроля и управлению самостоятельной работой студентов [2, с. 22].
Дистанционное обучение представляет способ реализации содержания обучения с помощью упорядоченной и целесообразной совокупности методов, средств и форм, направленных на организацию самоуправляемой, умственной деятельности студентов по формированию умений приобретать знания из различных источников, овладевать способами, приемами и методами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в нестандартных ситуациях. При этом открываются огромные возможности совершенствования методики отбора теоретической и практической информации, планирования, организации, управления и контроля качества учебного процесса, повышения его эффективности [3, с. 62].
Теоретический анализ позволил выявить следующие сущностные характеристики дистанционного обучения: личностная ориентированность, активность, деятельностность, рефлексивность, коммуникативность, наличие прямой или опосредованной обратной связи между субъектами обучения, профессиональная направленность. Исходя из этого, дистанционное обучение можно расценивать как максимально соответствующее потребностям современного образования с позиции реализации идей гуманизации, гуманитаризации, фундаментализации, информатизации и формирования профессиональных компетенций.
Профессиональная компетентность учителя информатики рассматривается нами как совокупность ключевых (необходимых в любой профессиональной деятельности), базовых (отражающих особенности педагогической деятельности) и специальных компетенций [4].
При рассмотрении результативного процесса формирования профессиональных компетенций при обучении информатике средствами дистанционных технологий использованы категории успешности обучения, предложенные Б. Блумом: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Приведенная последовательность позволяет в процессе их формирования выделить следующие уровни [5, с. 200]:
- ознакомление (воспроизведение и объяснение информации и действий, их перевод в знания и практические умения);
- освоение знаний и умений (их применение для решения проблем);
- овладение компетенциями (творчество, вынесение критических суждений и оценок на основе прочных знаний и практических навыков).
Выделенные уровни соотнесены со ступенями стадийной методики обучения информатике средствами дистанционных технологий, направленной на формирование профессиональных компетенций будущего учителя.
Использование дистанционного обучения при овладении информатикой способствует осуществлению экспериментально-исследовательской работы студентов, раскрытию их творческого потенциала, развитию логического и алгоритмического мышлений, формированию информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, выбирать рациональные решения задач из возможных, развитию интереса к современным методам научного познания, что влияет на интенсификацию процесса обучения информатике и является оптимальным средством формирования профессиональных компетенций.
Средства дистанционного обучения при овладении информатикой имеют следующие преимущества [6, с. 84]:
- возможность построения системы образования, обеспечивающей каждому студенту индивидуальную траекторию обучения;
- коренное изменение организации процесса познания путем его смещения в сторону системного мышления;
- создание системы управления информационно-методическим обеспечением;
- эффективная организация познавательной деятельности студентов на основе личностно-ориентированного и индивидуализированного подходов.
На основе анализа психолого-педагогической, методической, научной литературы нами выделены и классифицированы факторы, способствующие формированию профессиональных компетенций студентов педагогического вуза при обучении информатике средствами дистанционных технологий. К ним отнесены [7, с. 63]:
1. Мотивационные - формирование потребности в овладении знаниями как важнейшего фактора принятия адекватных решений в условиях действительности; развитие внутренних побуждений: интереса к информатике, стремления познать новое, любопытства и любознательности посредством использования компьютера как инструмента, позволяющего значительно расширить иллюстративную базу предмета и мотивировать процесс его овладения.
2. Содержательные - реализация возможностей деятельностного, личностноориентированного, модульного и системного подходов в овладении информатикой посредством структурирования изучаемого материала в систему модулей с компьютерной поддержкой и их практического применения.
3. Процессуальные - овладение в процессе обучения информатике основными методами и приемами познавательной деятельности через организацию самостоятельной работы студентов посредством комплекса модулей и системой дистанционного обучения Моо^е.
4. Социально-психологические - учет возрастных особенностей и личностных качеств при помощи индивидуально-ориентированных планов обучения.
Исходя из представленных факторов, нами выявлены организационнопедагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов педагогических вузов при обучении информатике, под которыми понимается совокупность содержания и структуры предметного образования, учебно-методического обеспечения и инновационной образовательной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных дидактических задач [8, с. 48]:
- реализация системного подхода в образовательном процессе на основе ценностно-смысловых установок и мотивов, побуждающих к деятельности;
- разработка содержания процесса обучения информатике на основе принципа профильности, механизмом реализации которого является интегративно-дифференциативный подход;
- модульно-компетентностное структурирование содержания обучения информатике в соответствии с особенностями будущей профессии;
- преемственность образовательного процесса, обеспечивающая согласованность между целями, содержанием, методами, формами и средствами обучения на всех его уровня;
- использование дистанционных методов в рамках технологий личностноориентированного обучения, повышающих уровень самостоятельной активности обучающихся, развивающих познавательный интерес;
- достаточная материально-техническая база образовательного учреждения;
- создание электронной образовательной среды на основе компетентностного подхода;
- интеграция методов традиционного и дистанционного обучений.
Для формирования профессиональных компетенций студентов нами были адаптированы существующие принципы обучения к процессу овладения курсом информатики с использованием дистанционных технологий. Перечислим их: систематичность (непрерывный характер использования дистанционных технологий во всех разделах курса информатики); гибкость (исходная диагностика знаний студентов, соблюдение индивидуального темпа обучения, обеспечение дифференцированного подхода); визуализация (ориентация на визуальные возможности компьютера); модульность (изучение материала блоками); выделение из содержания обособленных элементов (разбиение модулей по информатике на учебные элементы); осознанная перспектива (предоставление индивидуальной программы обучения, в которой указывается план действий по овладению материалом); рефлексивность (отношение обучаемого к себе и своей деятельности по овладению знаниями через самопознание и самоанализ, непрерывную коррекцию образовательного процесса).
Результативное формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в среде дистанционной поддержки обучения при овладении информатикой зависит от полноты реализации необходимых педагогических требований [9, c. 200]:
- организационных - регламентирующих управленческие требования к структуре образовательной среды высшего учебного заведения и правила взаимодействия в ней, обусловливающих модели оценки результативности образовательного процесса;
- методических - определяющих цели и задачи внедрения дистанционной поддержки обучения в образовательный процесс обучения информатике, содержащих рекомендации преподавателям по способам и методам результативного использования возможностей среды для различного уровня готовности электронных учебных материалов;
- мотивационных - реализующих мероприятия, необходимые для повышения мотивации преподавателей как потенциальных участников среды дистанционной поддержки обучения математики и формирующие качественные изменения педагогической активности субъектов образовательного процесса.
Структура дистанционного обучения информатике студентов педагогических вузов, направленная на формирование их профессиональных компетенций, включает общедидактическую, методическую, научно-творческую, личностную подструктуры и взаимосвязи между ними. Она отражает [10, c. 175]:
- основные закономерности и логику процесса обучения с ориентацией на дистанционную среду, приоритет развивающей функции вузовского курса информатики, а также логику преподавания этого предмета с ориентацией на приоритеты гуманитарных компонентов содержания образования;
- виды интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса как внешние формы проявления сущности деятельности по овладению информатикой, основные закономерности и логику процесса учения как явления действительности;
- закономерности и логику развертывания самостоятельной мыслительной деятельности учащегося в условиях дистанционного обучения как способа его индивидуального познания, отражающего в свою очередь логику познавательной деятельности человека вообще и логику творческой научной деятельности в области информатики в частности.
Деятельность студентов по усвоению предметного содержания в системе дистанционного обучения (СДО) реализуется в виде некоторой последовательности технологических циклов: подготовительного, учебного, заключительного. Рассмотрим их структуру и особенности [11, c. 47]:
1. Подготовительный обеспечивает включение субъектов в процесс дистанционного обучения информатике на основе определения индивидуализированных целей деятельности, обеспечения комфортного вхождения студентов в сетевой учебный коллектив, конструирования индивидуальных образовательных траекторий освоения учебного содержания.
2. Учебный отражает структуру деятельности. Он предполагает обязательное взаимодействие субъектов образовательного процесса, усвоение студентами информационного содержания, осуществление контроля и диагностики с целью коррекции дальнейшей траектории обучения.
3. Завершающий ориентирован на проверку достигнутого уровня сформированно-сти системы новых знаний, умений и навыков.
Выполненное исследование дает основание считать, что разработанные в нем теоретические и практические аспекты открывают новые перспективные направления научно-педагогических работ, которые могут быть направлены на осуществление аналогичного подхода при овладении другими вузовскими дисциплинами.
Ссылки:
1. Полат Е.С. Дистанционное обучение. М., 2008. 192 с.
2. Richter T.V. Distance learning technologies features for the cognitive independence development students at the mastery of computer science in pedagogical institutes // American Journal of Pedagogy and Education. 2013. № 1. С. 21-25.
3. Рихтер Т.В. Разработка модели сетевой среды дистанционного обучения информатике студентов педагогического вуза // Концепт. 2013. Т. 3. С. 61-65.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. 23 апр. [Электронный ресурс] URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 01.03.2014).
5. Рихтер Т.В. Особенности процесса моделирования системы дидактического обеспечения дистанционного обучения педагогических кадров в условиях непрерывного профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 199-205.
6. Рихтер Т.В. Модель дистанционного обучения информатике в системе подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2011». Вып. 4. Т. 12. : сб. науч. тр. SWorld. Одесса, 2011. С. 83-85.
7. Рихтер Т.В. Разработка модели сетевой среды ... С. 63.
8. Рихтер Т.В. Приемы развития познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов при обу-
чении информатике средствами дистанционных технологий // Концепт. 2013. № 6. С. 46-50.
9. Рихтер Т.В. Особенности процесса моделирования системы ... С. 200.
10. Рихтер Т.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов в процессе обу-
чения информатике средствами дистанционных технологий // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 174-176.
11. Рихтер Т.В. Приемы развития познавательной самостоятельности ... С. 47.