УДК 78.058 ББК 451
Никитина Елена Юрьевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Каримов Вадим Раулевич аспирант
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Nikitina Elena Yurievna Doctor of Pedagogics,
Professor
Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian
Language and Literature Chelybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Karimov Vadim Raulevich Post-graduate
Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Методологический регулятив формирования волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов Methodological Regulator of Higher Pedagogical School Students’ Professional
Volunteer Competence Forming
В статье представлен синтез социально-ориентированного (общенаучный уровень), релятивного (конкретно-научный уровень) и праксиологического (методико-технологический уровень) подходов как методологический регулятив формирования волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов.
The article presents the synthesis of the socially oriented approach (general-scientific level), relative approach (concrete-scientific level) and praxiological approach (methodological-and-technological level) as a methodological regulator of higher pedagogical school students’ professional volunteer competence forming.
Ключевые слова: подход, методологический регулятив, студент
педагогического вуза, социально-ориентированный подход, релятивный подход, праксиологический подход.
Key words: approach, methodological regulator, higher pedagogical school student, socially oriented approach, relative approach, praxiological approach.
Актуальность исследуемой нами проблемы обусловлена тем, что несмотря на прогрессивные изменения в современной России, призванные обеспечить устойчивое развитие государства и общества, сохраняются и негативные тенденции (расслоение общества, снижение уровня жизни значительной части населения, нестабильность и социально-правовая незащищённость), которые заставляют обратить внимание на изучение гуманного опыта, связанного с организацией текущей практической помощи, добровольной и бескорыстной. Особая роль в организации и оказании добровольной помощи (волонтёрское движение) принадлежит специалистом, работающим в сфере общего и профессионального образования.
Следовательно, формирование волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов является неотъемлемой частью образовательного процесса педагогического вуза. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение
компетенций напрямую зависит от активности самих студентов, а
формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии профессионально-педагогического образования. Посвящая нашу работу изучению формирования волонтёрской профессиональной
компетенции студентов педагогических вузов мы рассматриваем этот процесс как поэтапное освоение и закрепление норм и актуальных стереотипов гуманно-педагогического сознания и поведения, которые позволяют будущему педагогу организовывать, координировать и оказывать безвозмездную высококвалифицированную педагогическую, социальную и иную безвозмездную помощи детям.
В инвариантной структуре компетенции, представляемой как сложное образование, четыре основных компонента (субкомпетенции): эмоционально-волевой(представляющий мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетенций), когнитивный (связанный со знаниями и способами их получения), деятельностнопрактический (определяющий процесс становления умений на основе
полученных знаний и способов их реализации), субъектно-творческий (обеспечивающий «перевод» имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы и, таким образом, позволяющий адаптировать их к новым условиям, профессионально действовать в новых ситуациях).
Категориальный аппарат исследования представлен следующим образом:
- волонтёрство - деятельность, предоставляющая возможность получить всестороннее удовлетворение своих личных, социальных и/или профессиональных потребностей посредством оказания безвозмездной помощи другим людям;
- профессиональная компетенция - интегративная когнитивноэмоциональная готовность специалиста к выполнению профессиональной деятельности на высоком уровне и достижению определенных результатов;
- волонтёрская профессиональная компетенция студента педагогического вуза - это интегративная готовность будущего педагога к организации и оказанию безвозмездной высококвалифицированной педагогической, социальной и иной безвозмездной помощи другим людям.
Формирование волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов мы рассматриваем как процесс поэтапного освоения и закрепления норм и актуальных стереотипов гуманно-педагогического сознания и поведения, которые позволяют будущему педагогу организовывать, координировать и оказывать безвозмездную высококвалифицированную педагогическую, социальную и иную безвозмездную помощь детям.
Формирование волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов представляет собой сложный процесс, осмысление которого должно осуществляться с разных позиций. Нами в качестве теоретико-методологического основания разрабатываемой модели выбран синтез социально-ориентированного, релятивного и праксиологического подходов. Мы исходим из предположения, что теоретико-методический синтез социально-ориентированного, релятивного и праксиологического подходов к формированию волонтёрской профессиональной компетенции будущего
учителя не только принципиально возможен, но и желателен, поскольку позволяет учесть в анализе более широкую совокупность факторов и переменных. Говоря о принципиальной возможности теоретического синтеза социально-ориентированного, релятивного и праксиологического подходов к формированию волонтёрской профессиональной компетенции будущего учителя, следует рассматривать его как попытку преодоления методологической односторонности каждого из представленных подходов с целью выработки более многомерной обстоятельной модели изучаемого процесса, учитывающей последний опыт структурирования нового профессионально-педагогического образования. Нужно признать, что на сегодняшний день даже предварительное концептуальное обобщение этих трёх методологических подходов остается сущностно нерешенной задачей. Между тем такой синтез важен и для выработки интегрированной теории формирования волонтёрской профессиональной компетенции будущего учителя, о чем говорилось выше.
Понятие «подход» можно определить «как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [5].
Взаимодополняющая разработка подходов предполагает установление диалектической связи между ними, взаимосвязанное использование при выявлении характерных свойств исследуемого феномена, определение сильных и слабых сторон каждого подхода для решения поставленной проблемы с позиции продуктивности его использования, установление функционального назначения каждого из них и раскрытие результатов их использования в соответствии с иерархической значимостью для изучения процесса формирования волонтёрской профессиональной компетенции будущего учителя (Таблица 1).
Таблица 1
Соотношение уровней методологии и сущности социально-ориентированного, релятивного и праксиологического подходов
Уровни методо- логии Специфика уровней Теоретико- методологический подход Сущность подхода
Общенаучный Исследует общенаучные концепции, воздействующие на все или большую часть научных дисциплин Социально- ориентированный Обеспечивает возможность моделирования образовательного процесса в высшей школе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, предъявляющими заказ на будущего учителя, принимающего общественно значимые ценности как личные, проявляющего социальную инициативу
Конкретно-научный Описывает методы, принципы исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине Релятивный Стратегически изменяет способы взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе взаимопомощи, сотрудничества и совместного творчества
й к 0 ^ 1 & § “ £ 1 м е т Разрабатывает выбор процедур, обеспечивающих получение эмпирического материала и его первичную интерпретацию Праксиологический Технологически способствует осознанию целесообразности и социальной полезности деятельности, будущей профессиональной успешности.
Таким образом, исследуемые нами подходы относятся к общенаучному (социально-ориентированный), конкретно-научному (релятивный) и методикотехнологическому (праксиологический) уровням методологии, что определяет многоуровневость и иерархический характер теоретико-методической основы формирования волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов.
Теоретический анализ положений социально-ориентированного подхода позволяет сделать вывод о том, что одним из научно-обоснованных способов
обеспечения успешного формирования профессиональной компетенции будущего учителя является построение интегративного социальнообразовательного пространства профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических вузов (Рис. 1), адекватного задаче формирования социально зрелой личности, требующего изучения и переосмысления реально существующих образовательных систем, программ обучения с точки зрения их развивающего социальные и профессиональные компетенции потенциала (В .А. Панов, В.И. Слободчиков, B.C. Собкин).
Социально-ориентированное профессиональное образование студента педагогического вуза -1 I- -Л I- -1~СГ
Интегрированное социально-образовательное пространство профессионально-педагогической подготовки студента педагогического вуза
~х~хг
социализация
профессионализация
личностное
развитие
социальная
компетенция
профессиональная
компетенция
психосоциальное
развитие
ответственность
конгруэнтность
гуманность
психологическая
компетенция
методическая
компетенция
волонтерская
компетенция
направленность в поведении
направленность в общении
саморегуляция
Рис. 1 Структура профессионального педагогического образования с позиции
социально-ориентированного подхода
Таким образом, анализ научной литературы, собственные теоретикоэкспериментальные изыскания позволили выявить следующие постулаты социально-ориентированного подхода к процессу формирования волонтёрской профессиональной компетенции будущего учителя.
1. Сущность социально-ориентированного подхода заключается в восприятии социализации как индивидуального творческого процесса
включения личности в социальные отношения, осознания их и наполнения индивидуальным смыслом.
2. Социально-ориентированное профессиональное образование будущего учителя выступает как механизм социализации (социогенеза), поддерживающий проявление индивидуальности личности, способ расширения возможностей компетентного выбора личностью профессионального пути и саморазвития личности.
3. Процесс формирования волонтёрской профессиональной компетенции будущего учителя предполагает, что реализация этой функции образования может быть осуществлена только в социально-образовательном пространстве, интегрирующем комплекс внешних (целостная культурно-информационная среда вуза, ценностно-диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, социогуманная событийность жизнедеятельности будущих учителей) и внутренних (становление у будущего учителя «Я -концепции», развитие социального самосознания, развитие способностей к самореализации в мире общественно значимых ценностей) условий.
Анализ научной литературы позволил нам понимать под социальноориентированным подходом такую стратегию исследования и построения образовательного процесса, которая обеспечивает возможность моделирования образовательного процесса в высшей школе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, предъявляющими заказ на будущего педагога, принимающего общественно значимые ценности как личные, проявляющего социальную инициативу.
В качестве теоретико - методологической основы конкретно - научного уровня нами был определён релятивный подход (С.Д. Дерябо, Г.Ю. Ксензова, В.А. Кузьминский, А.С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, И.Ф. Харламов, Р. Штайнер, В.А. Ясвин и др.), выступающий как доминантный принцип организации высшего педагогического образования и раскрывающий основные требования к формированию волонтёрской профессиональной компетенции будущего учителя. Концепция релятивного подхода (от лат. ге1айуш —
относительный, отношенческий)[1,3] к педагогическим явлениям исходит из того, что внутренние психические изменения в личностных характеристиках человека (как позитивные, так и негативные) происходят в процессе его деятельности, а содержание этих изменений определяется характером задаваемых при её организации отношений.
Эффективность этих процедур зависит от возможности последовательного расширения сферы деятельности и общения будущего учителя, что обеспечивается за счёт следующих условий:
• усложнение внутреннего содержания деятельности;
• последовательное расширение диапазона одного и того же вида деятельности;
• разнообразие видов деятельности.
Подчёркивается, что по мере роста и развития молодых людей одним из основных условий успешности их личностного и социальнопрофессионального становления является собственная активность в этом процессе. С позиции релятивного подхода логичным является утверждение о том, что определяющими в процессе формирования волонтёрской профессиональной компетенции будущего учителя является не само по себе социально-образовательное пространство, а фактическое место будущего учителя в этом пространстве - то, что принято называть социальной ситуацией развития. Таким образом, управление процессом формирования волонтерской профессиональной компетенции понимается как управление развитием отношений будущего учителя к окружающему миру, обеспечение динамизма его позиции, проявляемой в действии. Достигается это в процессе последовательного развития деятельности будущих специалистов, обогащения их отношений, социальных чувств и связей с миром вместе с их собственным ростом и развитием. Процесс подкрепляется последовательной стабилизацией развивающихся отношений и их реализацией в социально-ориентированных действиях, что и обеспечивает оптимальное развитие личностных и сил и профессиональных возможностей молодых людей.
В арсенале педагогических средств, используемых в процессе релятивного профессионального образования, выделяются основные и вспомогательные. Основное педагогическое средство - совместная деятельность субъектов образовательного процесса, позволяющая им проявить отношения, осмыслить их, подвергнуть анализу для последующей стабилизации или коррекции. Вспомогательные педагогические средства - это квазипрофессиональные и социально-ориентированные задачи и задания, которые сопутствуют организации и осуществлению совместной деятельности. Они выполняют следующие функции: 1) обеспечение добровольного включения участников в совместную деятельность, стимулирование их готовности к её эффективному осуществлению; 2) коррекция педагогически нецелесообразных отношений студентов, включение их в социально ценные отношения к окружающей среде;
3) организация содержательного анализа и рефлексии. Практическое использование основного и вспомогательного педагогических средств обеспечивается реализацией в социально-образовательном пространстве вуза соответствующих технологий, форм и методов обучения и воспитания будущих учителей (Таблица 1).
Таблица 1
Педагогические средства формирования волонтёрской профессиональной компетенции студента педагогического вуза с позиции
релятивного подхода
Педагогические технологии Формы организации обучения и воспитания Методы обучения и воспитания
-технология совместного творческого воспитания, обеспечивающая развитие общественного сознания и относимая к средствам социализирующего образования; -рефлексивного самовоспитания, предполагающая развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизмы рефлексивной саморегуляции; -психологической поддержки, рассчитанная на -совместные творческие дела по улучшению своей и окружающей жизни, основанные на отношениях заботы, способствующих достижению гуманистически ориентированного воспитательного результата; -творческие праздники, проникнутые отношениями сотворчества как нормативно закреплёнными при взаимодействии разных людей; -товарищеские игры, позволяющие участникам -метод воспитательных ситуаций, стимулирующий условия для активного проявления, реализации в практической деятельности, стабилизации или коррекции отношений к окружающему миру; -метод позитивного подкрепления социально значимых отношений к окружающей среде с целью создания условий для более глубокого осмысления ими одобряемых норм и ценностей и их последующего проявления в
возбуждение внутренних факторов-усилий по
самостроительству личности
активно менять свою позицию, занимать
желаемую, а затем
использовать
приобретённый опыт её проявления в других видах деятельности;
-этические диалоги,
обеспечивающие активное речевое взаимодействие будущих учителей с целью уяснения сущности духовнонравственного отношения к миру
поведении и поступках; -метод индивидуальных эталонов при оценке достижений на основе сравнения человека с самим собой вчерашним и применения правила «ты сегодня стал лучше, чем вчера», что стимулирует «поведенческий сценарий победителя» - человека
активно действующего, охотно работающего и достигающего желаемого результата;
-метод создания ситуации успеха, в результате чего действия, совершаемые студентами, порождают чувство удовлетворения своими достижениями,
гордости за свои поступки, самоуважения, желание вновь добиваться значимого результата в
самовоспитании;
-метод рефлексивного
самоконтроля, позволяющий в случае необходимости самостоятельно перепроектировать цель и действия в изменяющейся ситуации, что и является условием воспитания
свободной, уверенной,
саморазвивающейся личности
Таким образом, основной смысл образования определяется как создание жизненных ситуаций, позволяющих включить студентов в систему нравственно ценных отношений, в которой проявятся, а затем и закрепятся лучшие черты характера человека, сформируются необходимые социальные и профессиональные компетенции. Отмечая всю важность социальноориентированных, профессионально-направленных отношений в
образовательном процессе подготовки будущего учителя, релятивный подход подчеркивает, что они становятся осязаемыми только в процессах взаимодействия людей. Именно поэтому основой образовательного процесса
признаётся совместная деятельность, как процесс духовного творчества преподавателя и студентов, открывающий широкие возможности для информационного обмена, создания вместе с обучающимся прогрессивного опыта, творческого взаимодействия и преодоления отрицательных влияний на личность будущих специалистов. Реализация релятивного подхода предполагает использование технологий, форм и методов организации образовательного процесса, отличающихся глубоким воздействием на психику студентов, их разум, эмоции и чувства, благодаря чему создаются условия для успешной социализации, профессионализации и развития их индивидуального сознания.
Релятивный подход в контексте нашего исследования опирается на следующие основные положения:
1)подход рассматривает отношения (релятивы) как форму проявления единства мировоззрения, эмоций и действий личности, а поведение, чувства, мотивы - как факторы, определяющие будущие отношения человека к миру. Подчёркивается, что стабилизируемые отношения закрепляются в чертах характера, в формируемых компетенциях.
2) согласно релятивному подходу, нравственные качества - это стабилизированные отношения, а характер человека - система закрепившихся в нём отношений (положительных и отрицательных). Воспитательными считаются проявляемые студентами нравственно ценные отношения к социальной среде, создающие условия для закрепления и последующего развития в них глубинных духовно-нравственных основ личности;
3) основной образовательного процесса является совместная деятельность преподавателя и студентов, открывающая широкие возможности для информационного обмена, создания вместе прогрессивного опыта, творческого взаимодействия и преодоления отрицательных влияний на личность будущих специалистов;
4) интегративность релятивного подхода обогащает социальнообразовательный потенциал высшей школы, способствующий становлению не совокупности разного рода характеристик и качеств будущего специалиста, но
формированию интегративного свойства личности - профессиональной компетенции.
Итак, опираясь на изложенное, а также анализ концептуальных положений С. Л. Рубинштейна, И.Ф. Харламова, Р. Штайнера, мы под релятивным подходом к проблеме формирования волонтёрской профессиональной компетенции будущего учителя будем понимать стратегию, направленную на изменение способов взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе взаимопомощи, сотрудничества и совместного творчества с целью организации гуманных отношений будущего учителя к социуму, развития его личностных сил и профессиональных возможностей.
Праксиологический подход выбран нами в качестве методикотехнологической основы формирования волонтёрской профессиональной компетенции будущего учителя. Сущность праксиологического подхода (М. Вебер, Э.Г. Винограй, Дж. Дьюи, М.С. Каган, И.А. Колесникова, Т. Котарбиньский, К. Курода, Л. фон Мизес, Е.В.Титова, А.Эспинас и др.) заключается в проникновении в закономерности преобразования практики с позиции «осознанного делания», изменяющего действительность, и построение деятельности на основе этих закономерностей. Основная идея праксиологии (реже праксеология; от др.-греч. пра^гс; — деятельность, и Xoy^a — наука, учение), заявленная в начале ХХ в. Т.Котарбиньским на основе идей оптимальной организации деятельности, «философии действия», парадигмы «прагматизма-инструментализма» - А.А.Богданов, Ж.Гостеле, Я. Зеленевский, Дж. Мид, С.Томпсон, Ф.У.Тейлор, Г.Форд, А.Файоль, и др. [], заключена в целесобразности действий с точки зрения практической успешности деятельности, адаптирована к проблеме дезадаптации индивида (Таблица 2).
Таблица 2
Современные трактовки понятия «праксиология»
Автор трактовки Трактовка понятия Доминанта в трактовке
Л. фон Мизес, А.Эспинас Теория сознательного изменения, преобразования и усовершенствования природы, общества, человека на основе познанных законов и с помощью различного рода техник и технологий Праксиология как философское учение
М. Вебер, Е.В. Титова Наука, изучающая исторические типы и виды практики - рациональных форм организации человеческих действий, направленных на изменение природы, общества и самого человека Праксиология как наука
Т. Котарбиньский, К. Курода Образовательная практика формирования принципов организации практического отношения человека к миру, практического ума и мудрости Праксиология как технология
Р. Шнайдер, И.А. Колесникова Особая постановка обучения человека умению рационально жить и действовать в постоянно изменяющихся условиях, в ситуациях риска и неопределенности Праксиология как методический регулятив
Главным в развитии и деятельности людей должно быть совершенствование человеческой личности как субъекта деятельности и объекта моральных оценок, реализация ее жизненных сил и способностей с целью дальнейшего саморазвития человека и общества путем познавательной и преобразовательной их деятельности, поскольку человек выступает как действительная причина своих поступков. Праксиологический подход позволяет и требует рассматривать знание и практику в единстве, причем в единстве, обусловленном содержательным характером деятельности, праксиологическая направленность которой происходит при активном слиянии знаний и непосредственно самой деятельности, вызывая внутреннее духовное формирование, проектно-конструктивный характер теоретического сознания, сориентированного к практической деятельности. Построить новое общество -значит прежде всего сформировать новое сознание, воспитать высокую социальную культуру у всех граждан, человеческое творчество, свободу мысли и выражения личности, простоту образа жизни, сохранить такие ценности всеобщего достояния, как природную любовь к семье, дух дружбы и взаимопомощи, глубокого гуманизма, чувство миролюбия и гражданского общежития, а также демократические свободы. С позиции праксиологического подхода появляется возможность исследовать различные аспекты (составляющие) педагогической деятельности: воспитание, обучение,
методическое сопровождение, а также качественно и профессионально осуществлять анализ результативности разных видов педагогической деятельности. Обозначенный подход предполагает основания для структурнофункционального анализа основных используемых педагогом в практике «инструментов», к которым относятся приём, метод, ситуация. Проникая в их структуру, специалист получает дополнительную возможность для рефлексии по поводу успешности или неуспешности своих действий [7].
С помощью теоретико-методологического анализа разработки понятия «педагогическая ситуация» в отечественных психолого-педагогических исследованиях, было установлено, что праксиологическую ситуацию необходимо рассматривать как видовое понятие от родового «ситуация». В педагогике, разработка понятия «ситуация» связана с психологопедагогическими исследованиями в области изучения проблем: профессиональной деятельности педагога и обучения студентов педагогических вузов (Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржева, Н. В. Кузьмина, Т. Е. Полякова, М. М. Рыбакова); психологии и методике обучения, развития и воспитания детей - «социальная ситуация развития», «проблемная ситуация», «ситуация успеха» (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. С. Белкин). Педагогическая ситуация - это ситуация, которая соотносится с возможностью воспитательного воздействия на ученика. Ситуация становится педагогической (приобретает педагогическую функцию), если она связана с формированием, развитием, воспитанием ученика[4]. Праксиологическую ситуацию можно рассматривать, как способность человека к адаптации в постоянно изменяющихся условиях, умение действовать в условиях неопределенности, направленная на формирование устойчивых практических ориентаций. Праксиологическая ситуация - это ситуация, которая соотносится с обучением будущего специалиста рационально жить и действовать в постоянно изменяющихся условиях; фрагмент действительности, свойственный человеку в конкретном месте и в конкретное время. Такая ситуация дает возможность будущему учителю научиться использовать рациональные формы организации человеческих действий, направленных на изменение самого человека, а преподавателям -организовать интегрированное социально-образовательное пространство.
Обобщая имеющуюся информацию, можно предложить понимание праксиологического подхода к исследованию процесса формирования волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов как методологического основания, обеспечивающего оптимальное становление компетентного специалиста посредством реализации в интегрированном
социально-образовательном пространстве профессионально-педагогической подготовки будущего учителя праксиологических ситуаций.
Выводы
1. Сложность и многоуровневость процесса формирования волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов ставит на повестку дня проблему выработки адекватного теоретикометодологического инструментария для исследования данной проблемы. Одним из таких инструментов может стать синтез социально -ориентированного, релятивного и праксиологического подходов.
2. Интеграция социально - ориентированного, релятивного и
праксиологического подходов обеспечивает методологическую
многоуровневость и иерархический характер исследуемого процесса за счет структурной взаимосвязи и концептуального единства. Иерархическая структура теоретико-методологической основы обеспечивает интеграцию социально-образовательного пространства профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.
3. Социально-ориентированный подход - стратегия исследования и построения образовательного процесса в высшей школе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, предъявляющими заказ на будущего педагога, принимающего общественно значимые ценности как личные, проявляющего социальную инициативу. Интегрированное социально-образовательное пространство профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических вузов - основная организационная форма социальноориентированного педагогического образования, воссоздающая некоторый целостный фрагмент природной, культурной, социальной реальности, обеспечивающей развитие профессионального мышления будущего педагога, формирование определенной компетенции посредством интеграции разнопредметного учебного содержания, теории и практики, различных видов деятельности, учебного содержания и личностного опыта студента.
4. Релятивный подход - стратегия, направленная на изменение способов взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе взаимопомощи, сотрудничества и совместного творчества с целью организации
гуманных отношений студентов педагогических вузов к социуму, развития его личностных сил и профессиональных возможностей.
5. Праксиологический подход - теоретико-методическое основание, обеспечивающее оптимальное становление компетентного специалиста посредством реализации в интегрированном социально-образовательном пространстве профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических вузов праксиологических ситуаций. Праксиологическая ситуация - это механизм конструирования практических действий в решении жизненных и профессиональных проблем, направленный на формирование у будущего специалиста социальной и профессиональной компетенций.
Библиографический список
1.Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст]/ А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во «Просвещение», 1998. - 421 с.
2.Загвязинский, В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования[Текст]/ В.И. Загвязинский. - Тюмень, 1995. - 286с.
3.Колесникова, И.А.Педагогическая праксиология [Текст]/ И.А. Колесникова, Е.В. Титова. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 218 с.
4. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст]/Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.
5. Родина, Л.И. Педагогические основы социально-ориентированного подхода[Текст]/ Л.И. Родина// Дис.канд. пед. наук. - Самара, 2000. - 225с.
6. Современный педагог: гуманитарные технологии - компетентность -
профессиональный потенциал: Методические материалы для проведения тренингов
педагогического состава образовательных учреждений[Текст]. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.-210 с.
7. Титова, Е.В. Проблема результативности и эффективности воспитания в контексте праксеологического подхода [Текст]/ Е.В. Титова// Новые ценности образования, № 5-6, М., 2006. - стр. 5-9.
8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос». http://www.eidos.ru/iournal/2002/0423.htm
9. Baiby, K.D. Methods of Social Research N-Y., London. 1982.
Bibliography
1. Asmolov, A.G. Personality Psychology [Text] / А.О. Асмолов. - М.: Prosveshchenie Publishing House, 1998. - 421 p.
2. Baiby, K.D. Methods of Social Research [Text] / K.D. Baiby. - N-Y., London, 1982.
3. Khutorskoy, A.V. Key Competences and Educational Standards. Report at the Department of Educational Philosophy and Pedagogical Theory of the RAE, April, 23, 2002. «Ados» Centre [Electronic Resource] / A.V. Khutorskoy. - Access Mode: http://www.eidos.ru/iournal/2002/0423.htm
4. Kolesnikova, I.A. Pedagogical Praxiology [Text]/ 1.А. Kolesnikova, E.V. Titova. - М.: Academia Publishing House, 2005. - 218 p.
5. Modern Teacher: Humanitarian Technologies - Competence - Professional Potential: Methodological Materials for Training of Pedagogical Staff at Educational Institution [Text]. -SPb.: Publishing House of RSPU named after A.I. Herzen, 2007. - 210 p.
6. Nikitina, E.Yu. Higher School Students’ Communicative Education Pedagogical Management: Perspective Approaches [Text] /E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasieva. - M.: MANPO, 2006. - 154 p.
7.Rodina, L.I. Pedagogical Bases of Socially Oriented [Text]/ L.I. Rodina // Diss. ... Cand. of Ped. - Samara, 2000. - 225p.
8. Titova, E.V. Problem of the Results and Efficiency of Education in the Context of the Praxiological Approach [Text] / E.V. Titova // New Values in Education. - № 5-6. - M., 2006. - P. 5-9.
9. Zagvyazinsky, V.I. Methodology and Methods of Socio-Pedagogical Research [Text] / V.I. Zagvyazinsky. - Tyumen, 1995. - 286 p.